23730

Свойства и признаки делимости

Конспект урока

Математика и математический анализ

2 а x не делится на 10 т. 2 а x делится на 3; число оканчивается любой цифрой кроме 0; б x делится на 7; б x не делится на 5; в x не делится на 2 т. любое нечётное число; в x делится на 3; г x делится на 9. г x не делится на 9.

Русский

2013-08-05

71.5 KB

7 чел.

Тема урока: «Свойства и признаки делимости».

Тип урока: развивающий контроль.

Материал: контрольная работа № 4.

Урок составили: Кондратьева Л.С., Пешкина В.Ф., Киреева М.А.

Основная цель: формировать способность учащихся к осуществлению процедуры контроля; формировать способность учащихся к выявлению причин затруднений собственной деятельности; контроль знаний, умений, навыков по теме: «Свойства и признаки делимости».

Урок 1.

1. Самоопределение к деятельности.

– Какой урок мы проводили накануне? (Мы готовились к контрольной работе).

– По какой теме мы готовились к контрольной работе? (Свойства и признаки делимости).

– На прошлых уроках у нас много получалось и я уверена, что сегодня с контрольной работой вы тоже все справитесь.

– Критерии оценок будут такими:

Оценка «5» ставится за верно выполненных 5 заданий.

Оценка «4» за 4 задания.

Оценка «3» за 3 задания.

Задания 6 и 7 оцениваются отдельной оценкой, но приступать к ним вы можете тогда, когда выполнили и проверили первые 5 заданий.

Оценка «5» за 2 задания (№ 6 и № 7).

Оценка «4» за одно задание (или № 6, или № 7).

– Для успешной работы вспомним основные понятия и правила данной темы.

2. Актуализация знаний.

2.1. На доске вывешиваются свойства и признаки делимости.

   

        

По каждой формуле проговаривается словесная формулировка или даётся схема.

2.2. Выполняется контрольная работа № 4.

2.3. Проводится самопроверка по готовому образцу, знаково фиксируется правильность выполнения работы и даётся самооценка работы каждым учеником.

Образец.

1 вариант.       2 вариант.

1) а) 1002; 3050; 5652; 10344; 13700;   1) а) 2482; 3070; 90042;

б) 777; 1002; 5652; 10344;     б) 405; 735; 4221; 90042;

в) 3050; 13700;      в) 405; 735; 3070;

г) 5652;       г) 405; 4221;

д) 3050; 13700.      д) 3070.

2) а) x не делится на 10, т.е.     2) а) x делится на 3;

число оканчивается любой цифрой, кроме 0;

б) x делится на 7;      б) x не делится на 5;

в) x не делится на 2, т.е. любое нечётное число;  в) x делится на 3;

г) x делится на 9.      г) x не делится на 9.

3) Чётное число, сумма цифр, которого делится на 9. 3) Число, у которого последняя цифра 0 или 5 делится на 3.

4) 1) 90 : 3•5 = 150 (м/мин)     4) 1) 84 : 3•2 = 56 (км/ч)

    2) 150 – 90 = 60 (м/мин)         2) 84 + 56 = 140 (км/ч)

    3) 1200 : 60 = 20 (мин)         3) 560 : 140 = 4 (ч)

Ответ: велосипедисты встретятся через 20 мин.           Ответ: встреча произойдёт через 4 ч

5) 561 – (720 : x + 75) = 246;    5) 209 + (320•x – 411) = 438;

720 : x + 75 = 315;      320•x – 411 = 229;

720 : x = 240;       320•x = 640;

x = 3.        x = 2.

6)* 12146 : 15 = 809 (ост. 11)    6)* 7309 : 12 = 609 (ост. 1)

Проверка: 12146 = 809•15 + 11 (и)    Проверка: 7309 = 609•12 + 1 (и)

7)* 216; 225; 234; 243.     7)* 297; 306; 315; 324.

Урок 2.

В начале второго урока проговаривается общая цель второго урока. Учащиеся получают свои работы, проверенные учителем и анализируют правильность самопроверки и самооценки своей работы.

3. Локализация затруднения.

Учащиеся, допустившие ошибки определяют место ошибки, способы действий, в которых допущены ошибки. Каждый ученик формулирует цель дальнейшей деятельности по исправлению ошибок.

Учащиеся, не допустившие ошибки:

1) Сверяют свою работу с эталоном.

2) Выполняют задания из контрольной работы № 6 и № 7, если они их не сделали или выполняют задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов.

Дополнительные задания: №№ 574; 575; 611.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Учащиеся самостоятельно выполняют работу над своими ошибками, используя свойства и признаки делимости, формулы, которые вывешены на доске. Если они не могут самостоятельно справится со своими затруднениями, то им предоставляется эталон выполнения работы.

Эталон.

1 вариант.

1) а) Чтобы число делилось на 2, его последняя цифра может быть: 0; 2; 4; 6; 8, т.е. это числа 1002; 3050; 5652; 10344; 137000.

б) Чтобы число делилось на 3, надо, чтобы сумма цифр числа делилась на 3.

7 + 7 + 7 = 21, делится на 3, 777 делится на 3;

1 + 2 = 3, делится на 3, 1002 делится на 3;

5 + 6 + 5 + 2 = 18, делится на 3, 5652 делится на 3;

1 + 3 + 4 + 4 = 12, делится на 3, 10344 делится на 3.

в) Чтобы число делилось на 5, его последняя цифра должна быть 0 или 5: 3050; 13700.

г) Чтобы число делилось на 9 необходимо, чтобы сумма цифр числа делилась на 9.

5 + 6 + 5 + 2 = 18, делится на 9, 5652 делится на 9;

д) Чтобы число делилось на 10, его последняя цифра должна быть 0: 3050; 13700.

2) а) Чтобы разность делилась на 10 необходимо, чтобы каждое число в разности делилось на 10, x делится на 10, а это число, у которого последняя цифра 0;

б) Произведение делится на число, если один из множителей делится на число. 23 не делится на 7, значит, x делится на 7;

в) 4 = 2•2, 14 делится на 2, значит, x не делится на 2.

г) Сумма делится на число, если каждое слагаемое делится на число. 1107 делится на число (1 + 1 + 7 = 9), значит, x делится на число.

3) 1 способ.

Если число делится на 2 и на 9, а числа 2 и 9 не имеют общих делителей кроме 1, то число делится на 18, т.е. имеет вид 18n.

По условию 18n > 100. Это неравенство истинно при n > 6.

2 способ.

Если число делится на 2, то оно чётное, если число делится на 9, то сумма его цифр делится на 9. Т. к. число больше 100, то число сотен должно быть не меньше 1.

4) 1) 90 : 3•5 = 150 (м/мин) – скорость второго велосипедиста (чтобы найти число по его части надо число разделить на числитель и умножить на знаменатель)

2) 150 – 90 = 60 (м/мин) – скорость сближения при движении вдогонку

3) 1200 : 60 = 20 (мин)

Ответ: встреча произойдёт через 20 мин.

5) 561 – (720 : x + 75) = 246;

720 : x + 75 = 561 – 246; чтобы найти неизвестное вычитаемое надо из уменьшаемого вычесть разность.

720 : x + 75 = 315;

720 : x = 315 – 75; чтобы найти неизвестное слагаемое надо из суммы вычесть известное слагаемое.

720 : x = 240;

x = 720 : 240; чтобы найти делитель надо делимое разделить на частное.

x = 3

6)* Произвести деление в столбик. Проверку провести на основе формулы: a = bc + r.

7)* Решения неравенства: 216; 217; 218; 219; 220; 221; 222; 223; 224; 225; 226; 227; 228; 229; 230; 231; 232; 233; 234; 235; 236; 237; 238; 239; 240; 241; 242; 243; 244; 245; 246; 247; 248; 249; 250; 251.

Проверяем выполняемость признака делимости чисел на 9.

216; 225; 234; 243.

2 вариант.

1) а) Чтобы число делилось на 2, его последняя цифра может быть: 0; 2; 4; 6; 8, т.е. это числа 2482; 3070; 90042;

б) Чтобы число делилось на 3, надо, чтобы сумма цифр числа делилась на 3.

4 + 5 = 9, делится на 3, 405 делится на 3;

7 + 3 + 5 = 15, делится на 3, 735 делится на 3;

4 + 2 + 2 + 1 = 9, делится на 3, 4221 делится на 3;

9 + 4 + 2 = 15, делится на 3, 90042 делится на 3;

в) Чтобы число делилось на 5, его последняя цифра должна быть 0 или 5: 405; 735; 3070;

г) Чтобы число делилось на 9 необходимо, чтобы сумма цифр числа делилась на 9.

4 + 5 = 9, делится на 9, 405 делится на 9;

4 + 2 + 2 + 1 = 9, делится на 9, 4221 делится на 9;

д) Чтобы число делилось на 10, его последняя цифра должна быть 0: 3070.

2) а) Чтобы сумма делилась на 3, необходимо, чтобы на 3 делилось каждое слагаемое, т.к. 237 делится на 3 (2 + 3 + 7 = 12), x должно делится на 3;

б) Чтобы произведение делилось на 5 необходимо, чтобы один из множителей делился на 5, т.к. 56 не делится на 5, x не должен делиться на 5, т.е. может быть любое число, на конце которого любая цифра, кроме 0 и 5;

в) Так как 46 делится на 2, то x должен делиться на 3;

г) Чтобы разность не делилась на 9 одно число должно делиться на 9, а другое нет, т.к. 3006 делится на 9 (3 + 6 = 9), x не должен делиться на 9.

3) Если число делится на 3 и на 5, необходимо, чтобы последняя цифра числа была 0 или 5, чтобы число делилось на 3, необходимо, чтобы сумма цифр числа делилась на 3 и это число должно быть по условию больше 200, например: 210; 225; …

4) 1) 84 : 3•2 = 56 (км/ч) – скорость второго велосипедиста.

2) 84 + 56 = 140 (км/ч) – скорость сближения.

3) 560 : 140 = 4 (ч)

Ответ: встреча произойдёт через 4 ч

5) 209 + (320•x – 411) = 438; чтобы найти неизвестное слагаемое надо из суммы вычесть известное слагаемое:

320•x – 411 = 438 – 209;

320•x – 411 = 229; чтобы найти неизвестное уменьшаемое надо к разности прибавить вычитаемое:

320•x = 229 + 411;

320•x = 640; чтобы найти неизвестный множитель надо произведение разделить на известный множитель:

x = 640 : 320;

x = 2.

6)* Произвести деление в столбик. Проверку провести на основе формулы: a = bc + r.

7309 : 12 = 609 (ост. 1)

Проверка: 7309 = 609•12 + 1 (и)

7)* Решения неравенства: 289; 290; 291; 291; 293; 294; 295; 296; 297; 298; 299; 300; 301; 302; 303; 304; 305; 306; 307; 308; 309; 310; 311; 312; 313; 314№ 315; 316; 317; 318; 319; 320; 321; 322; 323; 324. Выбираем числа, сумма цифр которых делится на 9: 297; 306; 315; 324.

5. Обобщение затруднений во внешней речи.

Проговариваются допущенные ошибки и алгоритмы, формулы, правила, на которые были допущены ошибки.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Учащиеся допустившие ошибки в контрольной работе выполняют самостоятельную работу (другой вариант), выбирая только те задания, в которых они допустили ошибки и проверяют свои работы по предложенному эталону.

Эталон дополнительного задания:

№ 574.

100 : (15 + 10) = 4 (ч) – произошла встреча

20•4 = 80 (км)

№ 575.

100 000a + 10 000b + 1000c + 100c + 10b + a = 100 001a + 10 010b + 1100c

Каждое, получившееся слагаемое делится на 11. сумма делится на 11.

№ 611.

В произведении есть множители5, 2, 10, значит, произведение чисел должно делится на 100.

Две последние цифры в числе 00. В произведении ест множитель 9, значит, произведение должно делится на 9, т.е. сумма цифр данного числа делится на 9: 39916800.

7. Повторение.

№№ 500; 501.

8. Рефлексия деятельности.

– Какую цель вы ставили сегодня на уроке?

– Вы достигли своей цели?

– Дайте анализ своей деятельности. (Его можно провести по ранее предложенным вопросам).

Домашнее задание: для тех, кто допускал ошибки в контрольной и самостоятельной работе: №№ 590; 591; 630;

  для тех, кто не допустил ошибок или допустил ошибки в контрольной работе, а самостоятельную работу выполнил без ошибок: №№ 582; 649; 630.


Число делится на 2

Последняя цифра числа чётная

Число делится на 3

Сумма цифр числа делится на 3

Число делится на 5

Последняя цифра числа 0 или 5

Число делится на 9

Сумма цифр числа делится на 9

Число делится на 10

Последняя цифра числа 0

ва числа делятся на число

Сумма и разность делится на число

Одно из чисел делится на число

Произведение делится на число

Сумма и разность делится на число

Два числа делятся на число

Последняя цифра числа 0

Число делится на 10

Сумма цифр числа делится на 9

Число делится на 9

Последняя цифра числа 0 или 5

Число делится на 5

Сумма цифр числа делится на 3

Число делится на 3

Последняя цифра числа чётная

Число делится на 2

Сумма и разность делится на число

Два числа делятся на число

Последняя цифра числа 0

Число делится на 10

Сумма цифр числа делится на 9

Число делится на 9

Последняя цифра числа 0 или 5

Число делится на 5

Сумма цифр числа делится на 3

Число делится на 3

Последняя цифра числа чётная

Число делится на 2

Сумма и разность делится на число

Два числа делятся на число

Последняя цифра числа 0

Число делится на 10

Сумма цифр числа делится на 9

Число делится на 9

Последняя цифра числа 0 или 5

Число делится на 5

Сумма цифр числа делится на 3

Число делится на 3

Последняя цифра числа чётная

Число делится на 2

v = v1 + v2

v = v1 - v2

t = s : v


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21078. Экологический маркетинг 80.5 KB
  Это определение можно детализировать таким образом: маркетинг комплекс мероприятий направленных на определение и анализ факторов которые влияют на процессы продвижения товаров от производителя к потребителям и учет их в производственносбытовой деятельности предприятий с целью обеспечения условий продолжительного выживания и развития на рынке. Главной задачей экологического маркетинга является формирование рынка экологических товаров с целью разрешения противоречий между экономическим развитием и необходимостью сохранения и улучшения...
21079. Экологический менеджмент на предприятии 124.5 KB
  Можно сказать что экологический менеджмент это тип управления принципиально ориентированный на формирование и развитие экологического производства и экологической культуры жизнедеятельности человека. Предметом экологического менеджмента являются прежде всего экологические природоохранные ресурсосберегающие и т. Конечной целью экологического менеджмента является минимизация отрицательных влияний бизнесдеятельности на окружающую природную среду достижение высокого уровня экологической безопасности процессов производства и потребления...
21080. Экологический учет, аудит и страхование на предприятии 112 KB
  Общие требования к системе экологического учета на предприятии Экологический учет как управленческий и информационный инструмент управления окружающей природной средой в современном виде сложился не сразу и его формирование продолжается. Обычно информация по первой и второй из перечисленных позиций объединяется под общим понятием собственно экологического учета который еще называют статистическим учетом. Специалисты большинства стран подчеркивают важность соблюдения относительно экологического учета таких общих принципов: сравнимость...
21081. Общетеоретические основы экономики природопользования в контексте проблемы функционирования хозяйственного механизма природопользования 111.5 KB
  Экологизация общественного производства 1. Природопользование представляет собой основную область и форму взаимодействия общественного производства и окружающей среды. Рациональное природопользование это процессы касающиеся рационального использования природных ресурсов воспроизводства отдельных природных ресурсов и элементов окружающей среды а также по охраны природы.13]: 1 социальноэкономические непосредственные связи в сфере производства; 2 экологические непосредственные связи в биоценозах экосистемах; 3...
21082. ГОСУДАРСТВЕННОЕ И РЫНОЧНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 91 KB
  Причины рыночной и государственной неэффективности в охране окружающей среды Формирование механизмов реализации экологической политики концепции устойчивого развития а также экологизации экономики может основываться на трех подходах: прямом регулировании связанном с воздействием государства на процессы экологизации экономики рационализации природопользования и охраны окружающей среды нормативноправовые административноконтрольные меры прямое регламентирование и т. Опыт бывшего Советского Союза и стран Восточной Европы...
21083. Структурно-содержательная основа хозяйственного механизма природопользования (природопользования и экологической безопасности, экологизации производства, экологического регулирования) 253.5 KB
  Общие принципы формирования хозяйственного механизма природопользования. Общие принципы формирования хозяйственного механизма природопользования. Основными особенностями сферы природопользования и охраны окружающей среды как объекта управления являются следующие: Инфраструктурный характер продукции данной сферы качества окружающей природной среды ее экосистем и ресурсов и оказываемых ею услуг природоохранных по ресурсосбережению обеспечению экологической безопасности производства и потребления.
21084. Инструменты экополитики и хозяйственного механизма природопользования 265.5 KB
  Классификация инструментов экополитики и хозяйственного механизма природопользования. Классификация инструментов экополитики и хозяйственного механизма природопользования. Обязательные инструменты экополитики обеспечивают нормативноправовое регулирование которые создают прямые ограничения деятельности юридических и физических лиц в форме правил требований стандартов или указывает на разрешенный способ поведения.
21085. Анализ функционирования и развития хозяйственного механизма природопользования 114.5 KB
  Характеристика современного механизма природопользования экологического регулирования. Направления совершенствования существующих инструментов экологического регулирования. Характеристика современного механизма природопользования экологического регулирования. Экономический механизм экологического регулирования рационализации природопользования в Украине находится на стадии становления.
21086. Торговые механизмы национальной экологической защиты 104.5 KB
  Торговля как инструмент экологической защиты В регулировании влияния на экосистемы не последнюю роль играет торговля. Считается что разногласия которые возникают в системе отношений торговля окружающая среда могут быть до определённой меры разрешимы с помощью таких трех основных подходов: воспитательноубеждающий основывается на принципе: делать то что полезно для окружающей природной среды даже если такие действия не удобны для экономического субъекта; запретноштрафной основывается на использовании разного рода экономических...