23730

Свойства и признаки делимости

Конспект урока

Математика и математический анализ

2 а x не делится на 10 т. 2 а x делится на 3; число оканчивается любой цифрой кроме 0; б x делится на 7; б x не делится на 5; в x не делится на 2 т. любое нечётное число; в x делится на 3; г x делится на 9. г x не делится на 9.

Русский

2013-08-05

71.5 KB

7 чел.

Тема урока: «Свойства и признаки делимости».

Тип урока: развивающий контроль.

Материал: контрольная работа № 4.

Урок составили: Кондратьева Л.С., Пешкина В.Ф., Киреева М.А.

Основная цель: формировать способность учащихся к осуществлению процедуры контроля; формировать способность учащихся к выявлению причин затруднений собственной деятельности; контроль знаний, умений, навыков по теме: «Свойства и признаки делимости».

Урок 1.

1. Самоопределение к деятельности.

– Какой урок мы проводили накануне? (Мы готовились к контрольной работе).

– По какой теме мы готовились к контрольной работе? (Свойства и признаки делимости).

– На прошлых уроках у нас много получалось и я уверена, что сегодня с контрольной работой вы тоже все справитесь.

– Критерии оценок будут такими:

Оценка «5» ставится за верно выполненных 5 заданий.

Оценка «4» за 4 задания.

Оценка «3» за 3 задания.

Задания 6 и 7 оцениваются отдельной оценкой, но приступать к ним вы можете тогда, когда выполнили и проверили первые 5 заданий.

Оценка «5» за 2 задания (№ 6 и № 7).

Оценка «4» за одно задание (или № 6, или № 7).

– Для успешной работы вспомним основные понятия и правила данной темы.

2. Актуализация знаний.

2.1. На доске вывешиваются свойства и признаки делимости.

   

        

По каждой формуле проговаривается словесная формулировка или даётся схема.

2.2. Выполняется контрольная работа № 4.

2.3. Проводится самопроверка по готовому образцу, знаково фиксируется правильность выполнения работы и даётся самооценка работы каждым учеником.

Образец.

1 вариант.       2 вариант.

1) а) 1002; 3050; 5652; 10344; 13700;   1) а) 2482; 3070; 90042;

б) 777; 1002; 5652; 10344;     б) 405; 735; 4221; 90042;

в) 3050; 13700;      в) 405; 735; 3070;

г) 5652;       г) 405; 4221;

д) 3050; 13700.      д) 3070.

2) а) x не делится на 10, т.е.     2) а) x делится на 3;

число оканчивается любой цифрой, кроме 0;

б) x делится на 7;      б) x не делится на 5;

в) x не делится на 2, т.е. любое нечётное число;  в) x делится на 3;

г) x делится на 9.      г) x не делится на 9.

3) Чётное число, сумма цифр, которого делится на 9. 3) Число, у которого последняя цифра 0 или 5 делится на 3.

4) 1) 90 : 3•5 = 150 (м/мин)     4) 1) 84 : 3•2 = 56 (км/ч)

    2) 150 – 90 = 60 (м/мин)         2) 84 + 56 = 140 (км/ч)

    3) 1200 : 60 = 20 (мин)         3) 560 : 140 = 4 (ч)

Ответ: велосипедисты встретятся через 20 мин.           Ответ: встреча произойдёт через 4 ч

5) 561 – (720 : x + 75) = 246;    5) 209 + (320•x – 411) = 438;

720 : x + 75 = 315;      320•x – 411 = 229;

720 : x = 240;       320•x = 640;

x = 3.        x = 2.

6)* 12146 : 15 = 809 (ост. 11)    6)* 7309 : 12 = 609 (ост. 1)

Проверка: 12146 = 809•15 + 11 (и)    Проверка: 7309 = 609•12 + 1 (и)

7)* 216; 225; 234; 243.     7)* 297; 306; 315; 324.

Урок 2.

В начале второго урока проговаривается общая цель второго урока. Учащиеся получают свои работы, проверенные учителем и анализируют правильность самопроверки и самооценки своей работы.

3. Локализация затруднения.

Учащиеся, допустившие ошибки определяют место ошибки, способы действий, в которых допущены ошибки. Каждый ученик формулирует цель дальнейшей деятельности по исправлению ошибок.

Учащиеся, не допустившие ошибки:

1) Сверяют свою работу с эталоном.

2) Выполняют задания из контрольной работы № 6 и № 7, если они их не сделали или выполняют задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов.

Дополнительные задания: №№ 574; 575; 611.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Учащиеся самостоятельно выполняют работу над своими ошибками, используя свойства и признаки делимости, формулы, которые вывешены на доске. Если они не могут самостоятельно справится со своими затруднениями, то им предоставляется эталон выполнения работы.

Эталон.

1 вариант.

1) а) Чтобы число делилось на 2, его последняя цифра может быть: 0; 2; 4; 6; 8, т.е. это числа 1002; 3050; 5652; 10344; 137000.

б) Чтобы число делилось на 3, надо, чтобы сумма цифр числа делилась на 3.

7 + 7 + 7 = 21, делится на 3, 777 делится на 3;

1 + 2 = 3, делится на 3, 1002 делится на 3;

5 + 6 + 5 + 2 = 18, делится на 3, 5652 делится на 3;

1 + 3 + 4 + 4 = 12, делится на 3, 10344 делится на 3.

в) Чтобы число делилось на 5, его последняя цифра должна быть 0 или 5: 3050; 13700.

г) Чтобы число делилось на 9 необходимо, чтобы сумма цифр числа делилась на 9.

5 + 6 + 5 + 2 = 18, делится на 9, 5652 делится на 9;

д) Чтобы число делилось на 10, его последняя цифра должна быть 0: 3050; 13700.

2) а) Чтобы разность делилась на 10 необходимо, чтобы каждое число в разности делилось на 10, x делится на 10, а это число, у которого последняя цифра 0;

б) Произведение делится на число, если один из множителей делится на число. 23 не делится на 7, значит, x делится на 7;

в) 4 = 2•2, 14 делится на 2, значит, x не делится на 2.

г) Сумма делится на число, если каждое слагаемое делится на число. 1107 делится на число (1 + 1 + 7 = 9), значит, x делится на число.

3) 1 способ.

Если число делится на 2 и на 9, а числа 2 и 9 не имеют общих делителей кроме 1, то число делится на 18, т.е. имеет вид 18n.

По условию 18n > 100. Это неравенство истинно при n > 6.

2 способ.

Если число делится на 2, то оно чётное, если число делится на 9, то сумма его цифр делится на 9. Т. к. число больше 100, то число сотен должно быть не меньше 1.

4) 1) 90 : 3•5 = 150 (м/мин) – скорость второго велосипедиста (чтобы найти число по его части надо число разделить на числитель и умножить на знаменатель)

2) 150 – 90 = 60 (м/мин) – скорость сближения при движении вдогонку

3) 1200 : 60 = 20 (мин)

Ответ: встреча произойдёт через 20 мин.

5) 561 – (720 : x + 75) = 246;

720 : x + 75 = 561 – 246; чтобы найти неизвестное вычитаемое надо из уменьшаемого вычесть разность.

720 : x + 75 = 315;

720 : x = 315 – 75; чтобы найти неизвестное слагаемое надо из суммы вычесть известное слагаемое.

720 : x = 240;

x = 720 : 240; чтобы найти делитель надо делимое разделить на частное.

x = 3

6)* Произвести деление в столбик. Проверку провести на основе формулы: a = bc + r.

7)* Решения неравенства: 216; 217; 218; 219; 220; 221; 222; 223; 224; 225; 226; 227; 228; 229; 230; 231; 232; 233; 234; 235; 236; 237; 238; 239; 240; 241; 242; 243; 244; 245; 246; 247; 248; 249; 250; 251.

Проверяем выполняемость признака делимости чисел на 9.

216; 225; 234; 243.

2 вариант.

1) а) Чтобы число делилось на 2, его последняя цифра может быть: 0; 2; 4; 6; 8, т.е. это числа 2482; 3070; 90042;

б) Чтобы число делилось на 3, надо, чтобы сумма цифр числа делилась на 3.

4 + 5 = 9, делится на 3, 405 делится на 3;

7 + 3 + 5 = 15, делится на 3, 735 делится на 3;

4 + 2 + 2 + 1 = 9, делится на 3, 4221 делится на 3;

9 + 4 + 2 = 15, делится на 3, 90042 делится на 3;

в) Чтобы число делилось на 5, его последняя цифра должна быть 0 или 5: 405; 735; 3070;

г) Чтобы число делилось на 9 необходимо, чтобы сумма цифр числа делилась на 9.

4 + 5 = 9, делится на 9, 405 делится на 9;

4 + 2 + 2 + 1 = 9, делится на 9, 4221 делится на 9;

д) Чтобы число делилось на 10, его последняя цифра должна быть 0: 3070.

2) а) Чтобы сумма делилась на 3, необходимо, чтобы на 3 делилось каждое слагаемое, т.к. 237 делится на 3 (2 + 3 + 7 = 12), x должно делится на 3;

б) Чтобы произведение делилось на 5 необходимо, чтобы один из множителей делился на 5, т.к. 56 не делится на 5, x не должен делиться на 5, т.е. может быть любое число, на конце которого любая цифра, кроме 0 и 5;

в) Так как 46 делится на 2, то x должен делиться на 3;

г) Чтобы разность не делилась на 9 одно число должно делиться на 9, а другое нет, т.к. 3006 делится на 9 (3 + 6 = 9), x не должен делиться на 9.

3) Если число делится на 3 и на 5, необходимо, чтобы последняя цифра числа была 0 или 5, чтобы число делилось на 3, необходимо, чтобы сумма цифр числа делилась на 3 и это число должно быть по условию больше 200, например: 210; 225; …

4) 1) 84 : 3•2 = 56 (км/ч) – скорость второго велосипедиста.

2) 84 + 56 = 140 (км/ч) – скорость сближения.

3) 560 : 140 = 4 (ч)

Ответ: встреча произойдёт через 4 ч

5) 209 + (320•x – 411) = 438; чтобы найти неизвестное слагаемое надо из суммы вычесть известное слагаемое:

320•x – 411 = 438 – 209;

320•x – 411 = 229; чтобы найти неизвестное уменьшаемое надо к разности прибавить вычитаемое:

320•x = 229 + 411;

320•x = 640; чтобы найти неизвестный множитель надо произведение разделить на известный множитель:

x = 640 : 320;

x = 2.

6)* Произвести деление в столбик. Проверку провести на основе формулы: a = bc + r.

7309 : 12 = 609 (ост. 1)

Проверка: 7309 = 609•12 + 1 (и)

7)* Решения неравенства: 289; 290; 291; 291; 293; 294; 295; 296; 297; 298; 299; 300; 301; 302; 303; 304; 305; 306; 307; 308; 309; 310; 311; 312; 313; 314№ 315; 316; 317; 318; 319; 320; 321; 322; 323; 324. Выбираем числа, сумма цифр которых делится на 9: 297; 306; 315; 324.

5. Обобщение затруднений во внешней речи.

Проговариваются допущенные ошибки и алгоритмы, формулы, правила, на которые были допущены ошибки.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Учащиеся допустившие ошибки в контрольной работе выполняют самостоятельную работу (другой вариант), выбирая только те задания, в которых они допустили ошибки и проверяют свои работы по предложенному эталону.

Эталон дополнительного задания:

№ 574.

100 : (15 + 10) = 4 (ч) – произошла встреча

20•4 = 80 (км)

№ 575.

100 000a + 10 000b + 1000c + 100c + 10b + a = 100 001a + 10 010b + 1100c

Каждое, получившееся слагаемое делится на 11. сумма делится на 11.

№ 611.

В произведении есть множители5, 2, 10, значит, произведение чисел должно делится на 100.

Две последние цифры в числе 00. В произведении ест множитель 9, значит, произведение должно делится на 9, т.е. сумма цифр данного числа делится на 9: 39916800.

7. Повторение.

№№ 500; 501.

8. Рефлексия деятельности.

– Какую цель вы ставили сегодня на уроке?

– Вы достигли своей цели?

– Дайте анализ своей деятельности. (Его можно провести по ранее предложенным вопросам).

Домашнее задание: для тех, кто допускал ошибки в контрольной и самостоятельной работе: №№ 590; 591; 630;

  для тех, кто не допустил ошибок или допустил ошибки в контрольной работе, а самостоятельную работу выполнил без ошибок: №№ 582; 649; 630.


Число делится на 2

Последняя цифра числа чётная

Число делится на 3

Сумма цифр числа делится на 3

Число делится на 5

Последняя цифра числа 0 или 5

Число делится на 9

Сумма цифр числа делится на 9

Число делится на 10

Последняя цифра числа 0

ва числа делятся на число

Сумма и разность делится на число

Одно из чисел делится на число

Произведение делится на число

Сумма и разность делится на число

Два числа делятся на число

Последняя цифра числа 0

Число делится на 10

Сумма цифр числа делится на 9

Число делится на 9

Последняя цифра числа 0 или 5

Число делится на 5

Сумма цифр числа делится на 3

Число делится на 3

Последняя цифра числа чётная

Число делится на 2

Сумма и разность делится на число

Два числа делятся на число

Последняя цифра числа 0

Число делится на 10

Сумма цифр числа делится на 9

Число делится на 9

Последняя цифра числа 0 или 5

Число делится на 5

Сумма цифр числа делится на 3

Число делится на 3

Последняя цифра числа чётная

Число делится на 2

Сумма и разность делится на число

Два числа делятся на число

Последняя цифра числа 0

Число делится на 10

Сумма цифр числа делится на 9

Число делится на 9

Последняя цифра числа 0 или 5

Число делится на 5

Сумма цифр числа делится на 3

Число делится на 3

Последняя цифра числа чётная

Число делится на 2

v = v1 + v2

v = v1 - v2

t = s : v


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

49213. Авторська розробка дитячого майданчику на тему «Поклик джунглів» 139.54 KB
  У своїй курсовій роботі я буду намагатися створити дитячий ігровий комплекс Поклик джунглів для дітей віком від 6 до 12 років. Врахую всі вимоги до забудови цього комплексу і вікової характеристики дітей. Необхідно на плані виділити умовні території зони для найменших і їх батьків і для дітей які вже гуляють без родичів старші дошкільнята та молодші школярі. Благоустрій територій житловими районами міста дитячими комплексами користується високої популярністю Типи дитячих ігрових майданчиків Дитячі ігрові майданчики повинні...
49214. Виртуальная модель вертолета в среде MatLab 265.65 KB
  Математическое моделирование движителя вертолета. Создание виртуальной модели вертолета в среде VRBuilder. Особенностью моделируемого вертолета является то что используется движитель роль которого выполняет двигатель постоянного тока ДПТ.
49215. Разработка системы управления механизма передвижения тележки (мехатронного объекта) по схеме ТП-ДПТ 11.99 MB
  Целью данного курсового проекта является задача проектирования электромеханической системы (ЭМС) мехатронного модуля подъема мостового крана. Смысловая её реализации заключается в создании универсальных, надёжных и долговечных устройств, которые тем или иным образом помогали бы человеку решать поставленные перед ним задачи
49216. Разработка микропроцессорной системы управления подачей фурмы в конвертере 36.85 KB
  Разработать микропроцессорную систему управления подачей фурмы в конвертере. Разработать цифровое устройство управления подачей фурмы в конвертере. Например система управления положением кислородной фурмы осуществляет измерение и регулирование положения кислородной фурмы в соответствие с уставкой по положению фурмы над уровнем спокойной ванны с автоматической коррекцией на разгар футеровки и выдачей команды на отсечной клапан. Положение фурмы в разные этапы плавки: Первый период наведение шлака.
49217. Принципы функционирования плазменных телевизоров 904.34 KB
  В развитых странах телевизоры есть практически в каждом доме. Если в доме есть необходимые антенны и уж по крайней мере трудно не согласиться что антенна самый большой и заметный элемент приемной системы телезрители могут принимать несколько десятков каналов предающих массу программ от мыльных опер до фильмов о природе и дискуссий о политических событиях. Некоторые думают что выбирать телевизионный приемник лучше всего по цене то есть если цена большая то и все характеристики в норме. Есть еще телевизоры с разрешением экрана...
49218. Проектирование транзисторных широкодиапазонных передатчиков 348.55 KB
  Задачей курсового расчета является проектирование транзисторного широкодиапазонного радиопередающего устройства обеспечивающего формирование радиосигналов заданном рабочем диапазоне частот и заданную мощность выделяемую на нагрузке в состав которого входят следующие каскады: ОКГ опорный кварцевый генератор являющийся источником высокостабильных колебаний необходимо произвести расчет принципиальной схемы автогенератора с кварцевым резонатором в цепи обратной связи; ССЧ синтезатор сетки частот формирующий из опорной частоты...
49219. Комплексное исследование системы мотивации производственного персонала в Восточно-Сибирской Региональной Дирекции железнодорожных вокзалов, вокзал станции Черемхово 147.36 KB
  Разработка и практическое применение новых мотивационных систем непосредственно на самих предприятиях позволяют привлекать новых высококвалифицированных специалистов, способных на деле управлять как малыми, так и большими коллективами, ориентируясь преимущественно при этом на индивидуальное мотивирование в соответствии с количеством и качеством труда, затраченного индивидом.
49220. Разработать микропроцессорную систему и цифровое устройство управления подачей добавок в ДСП 637.56 KB
  Задание на курсовую работу: Разработать микропроцессорную систему управления подачей добавок в ДСП. Разработать цифровое устройство управления подачей добавок в ДСП. В настоящее время имеется достаточно большое количество вариантов оснащения ДСП различными устройства подачей добавок. При этом стоит задача управления отдельными локальными потоками подачи в печь добавок.
49221. Исследование фильтрационного потока от нагнетательной скважины к эксплуатационной и исследование нерадиального установившегося движения жидкости и газов к одной скважине 279.55 KB
  ВЫЯСНЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ФОРМЫ КОНТУРА ОБЛАСТИ ПИТАНИЯ НА ДЕБИТ СКВАЖИНЫ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДАВЛЕНИЯ В ПЛАСТЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФИЛЬТРАЦИОННОГО ПОТОКА ОТ НАГНЕТАТЕЛЬНОЙ СКВАЖИНЫ К ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ НЕРАДИАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ ЖИДКОСТИ К СКВАЖИНЕ ПРИ КРУГОВОМ КОНТУРЕ ОБЛАСТИ...