23743

Взаимно простые числа

Конспект урока

Математика и математический анализ

2 Тренировать способности к использованию: а понятий простого и составного числа; б признаков делимости на 2 5 10 3 9; в различных способов нахождения НОД; г алгоритмов объединения и пересечения множеств. На доске остаются числа: 375 164 2310 171. Разложите получившиеся числа на простые множители.

Русский

2013-08-05

72.5 KB

53 чел.

Вариант конспекта урока по математике (5-6 класс)

для апробации на экспериментальных

площадках ассоциации «Школа 2000…»

Тема: «Взаимно простые числа».

Тип урока: «открытие» нового знания.

Основные цели:

1) Построить определение взаимно простых чисел и записать его с помощью знака равносильности. Сформировать способность к нахождению НОД взаимно простых чисел.

2) Тренировать способности к использованию: а) понятий простого и составного числа; б) признаков делимости на 2, 5, 10, 3, 9; в) различных способов нахождения НОД; г) алгоритмов объединения и пересечения множеств.

1. Самоопределение к деятельности (организационный момент).

– Ребята, какую тему мы изучали на прошлом уроке? (– Нахождение наибольшего общего делителя чисел.)

– Сегодня мы продолжим работать с наибольшими общими делителями чисел.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

2.1.– Найдите значение выражений:

а) :

б) ;

в) ;

г) .

Учащиеся самостоятельно выполняют задание.

– Что позволило так быстро найти значения выражений? (– Используются частные случаи действий с 0 и 1.)

– Почему выделили частные случаи действий с 0 и 1? (– Это особые случаи, они позволяют быстро находить значения числовых выражений.)

– А чем интересно число 1 с точки зрения делимости? (– Число 1 является делителем всех чисел.)

2.2. На доске остаются числа: 375, 164, 2310, 171.

– Разложите, получившиеся числа на простые множители.

Четверым учащимся предлагается разложить данные числа на простые множители. Они работают у доски, каждый со своим числом.

Остальные учащиеся в это время отвечают на вопросы:

– На какие группы можно разбить все натуральные числа по количеству делителей? (– Простые числа, составные числа, число 1.)

– Какие числа называются простыми? (– Простые числа– это числа, имеющие только два делителя.)

– Перечислите несколько первых простых чисел. (2, 3, 5, 7, 11, 13, …)

– Сформулируйте признаки делимости, которые используются при разложении числа на простые множители. (Дети дают формулировки признаков делимости на 2, 3, 5.)

Учащиеся, выполнив свои задания на доске, садятся на место и включаются в работу, а консультанты проверяют их решение на доске.

– Скажите, пожалуйста, а для решения каких задач используется разложение чисел на простые множители? (Среди ответов детей – нахождение НОД.)

– Каков алгоритм нахождения наибольшего общего делителя? (Формулируется алгоритм нахождения НОД чисел с помощью разложения их на простые множители.)

– Откройте свои тетради. Пользуясь записанными на доске разложениями, найдите: НОД (375; 2310); НОД (375; 171); НОД (171; 164).

164= ; 171=  375= ;  2310=

НОД (375; 2310)= = 15 НОД (375; 171)= 3  НОД (171; 164)= ?

В завершение этапа актуализации знаний учащиеся фиксируют затруднение в ответе на вопрос последнего задания.

3. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности (постановка учебной задачи).

Если кто-либо из учащихся догадается, что наибольшим общим делителем данных чисел является 1, то учитель предлагает ему обосновать свой ответ и просит выявить существенный признак, отличающий последнее задание от остальных.

Если никто из учащихся не сможет предложить ответа на вопрос, то учитель спрашивает их, почему возникло затруднение и также просит определить, чем последнее задание отличается от остальных.

В обоих случаях фиксируется, что появился новый случай, когда два числа не имеют общих простых делителей, поэтому он требует специального рассмотрения.

Далее учитель просит учащихся предложить свое название для этих чисел, а после этого знакомит их с названием, принятым в культуре: взаимно простые числа. Тему и цель урока он может либо назвать сам, попросить это сделать учащихся:

– Итак, сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока. (– Взаимно простые числа.)

– Какова цель урока? (– Выявить существенные свойства взаимно простых чисел, научиться находить их НОД.)

4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» нового знания).

На данном этапе урока прежде всего фиксируется, что наибольший общий делитель чисел 171 и 164 равен 1. Если учащиеся на предыдущем этапе не предложили сами этого, то можно предложить им следующий подводящий диалог.

– Каким способом можно найти НОД чисел, кроме разложения на множители? (–Перебрать все делители чисел и найти их общий делитель.)

– Какие существуют классы чисел по числу делителей? (– Простые числа, составные числа и 1.)

Работа в группах:

– Попробуйте найти делители чисел 171 и 164 в каждом из этих классов.

Через 2–3 минуты выслушиваются мнения представителей групп. Поскольку в разложении данных чисел на множители общих делителей нет, то у них нет общих ни простых, ни составных делителей. Зато 1 – это общий делитель всех чисел, и для взаимно простых чисел он будет являться наибольшим общим делителем.

В итоге в обоих случаях делается вывод о том, что существенным признаком взаимно простых чисел является то, что их наибольший общий делитель равен 1:

– Дайте определение взаимно простых чисел. (– Это числа, у которых наибольший общий делитель равен единицы.)

– Запишите определение взаимно простых чисел на математическом языке, используя знак  (Учащимся даётся возможность выполнить задание самостоятельно, рассматриваются варианты.)

На доске появляется табличка с определением взаимно простых чисел.

Числа a и b взаимно простые НОД (a, b)= 1

– Как определить, будут ли числа взаимно простыми? (– Надо разложить их на простые множители и посмотреть, есть ли у них общие простые множители.)

Полученный вывод можно зафиксировать в виде алгоритма:

Разложить числа на простые множители

Проверить, есть ли у них общие простые множители

– Какие числа всегда являются взаимно простыми? (– Простые числа, соседние числа.)

– Молоды!

5. Первичное закрепление во внешней речи.

№ 657 (2) – задание выполняется с комментированием в соответствии с выведенным алгоритмом.

4 = 2 · 2; 15 = 3 · 5;  22 = 2 · 11;   77 = 7 · 11

НОД (4; 15) = 1, значит, 4 и 15 – взаимно простые числа;

НОД (4; 77) = 1, значит, 4 и 7 – взаимно простые числа;

НОД (15; 22) = 1, значит, 15 и 22 – взаимно простые числа;

НОД (15; 77) = 1, значит, 15 и 77 – взаимно простые числа.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Учащиеся выполняют в тетрадях № 658 (на выбор два задания). Далее они проверяют работу по готовому образцу, выставляя «+» за верно решенное задание, исправляют допущенные ошибки. В завершение, выявляются и проговариваются причины ошибок.

1) 57= ; 86=

НОД (57; 86)= 1, значит, 57 и 86 – взаимно простые числа.

2) 28=; 45= ; 60= ;

НОД (28; 60)= 4, НОД (45; 60)= 15. Значит, числа 28 и 60, 45 и 60 не являются взаимно простыми.

3) 333= ; 7000= 4

НОД (333; 7000) = 1, значит, 333 и 7000 – взаимно простые числа.

4) 328=; 459=;

НОД (328; 459) = 1, значит, 328 и 459 – взаимно простые числа.

7. Включение в систему знаний и повторение.

7.1. № 668. "Блиц-турнир" проводится в форме математического диктанта.

1) а + а : 4 · 5; 2) b – 0,23b; 3) d – (c + c : 3) · 2; 4) (v + v : 8 · 7) · 4.

7.2. № 667 (4).

5 x < 8,  

X1= {5; 6; 7}, X2= {1; 2; 3; 4; 5; 6}

= {1; 2; 3; 4; 5; 6; 7} = {6; 7}

– Выпишите из объединения множеств X1 и X2 все пары взаимно простых чисел. (1 и 2; 1 и 3; 1 и 4; 1 и 5; 1 и 6; 1 и 7; 2 и 3; 2 и 5; 2 и 7; 3 и 4; 3 и 5; 3 и 7; 4 и 5; 4 и 7; 5 и 6; 5 и 7; 6 и 7.)

8. Рефлексия деятельности (итог урока).

– С какими числами мы сегодня познакомились? (– С взаимно простыми числами.)

– Каким методом мы обнаружили эти числа? (– Методом перебора.)

– Чью работу группы могут сегодня отметить?

– Как оцениваете свою работу?

Учащиеся на отрезке от 0 до 1 выставляют фигурку, изображающую уровень понимания ими новой темы, например:

0      1

9. Домашнее задание.

Опорный конспект – определение и алгоритм нахождения взаимно простых чисел.

№ 703; № 680 (одну на выбор); № 683.

Дополнительное задание: № 686.

3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53169. Виховна година з використанням методики ТРВЗ. Гордість 28 KB
  Гордість Мета. Уточнити уявлення людей про гордість.Ломаковича Добротолюбие избранное для мирян прислів'я про гордість портрет В. А що таке гордість горда людина До якої складової частини людського я можна віднести дане поняття VI.
53170. Виховна година: «Чужого горя не буває» 50.5 KB
  Тип заняття: подорож до Країни Доброти Обладнання: паперові долоньки сонечко замок країни Доброти вислови про добро мультимедійний екран презентація костюми дітей. Хід заняття На дошці малюнок замку Доброти епіграф кінцівку якого діти повинні сказати в кінці заняття: У цьому світі є тільки одна річ перед якою належить схилятися це геній і одна річперед якою слід упасти на коліна це ...
53171. Ділення многочленів за схемою Горнера 165.5 KB
  Прутков Мета уроку: Освітня: Формування вмінь ділити многочлен на двучлен користуючись схемою Горнера; навчити розвязувати рівняння вищих степенів за допомогою схеми Горнера. Розвиваюча: розвивати алгоритмічне мислення учнів використовуючи синтаксис і правила застосування операторів циклу з параметром з передумовою з післяумовою; вміння виконувати змінювати і складати циклічні програми із заздалегідь відомою кількістю повторень невідомою кількістю повторень; задавати початкові значення змінним які використовуються в циклі; вибирати...
53172. Урок географии в 6-м классе по теме "Горы суши" 31.5 KB
  Задачи: а сформировать знания: о различиях гор по высоте об изменениях гор во времени под влиянием внешних и внутренних сил о значении гор для человека б развивать практические умения работать с физической картой шкалой высот; научить обозначать горы на контурной карте; Оборудование: географический атлас 6 класса у каждого ученика физическая карта России физическая карта мира видеофрагмент Кавказ Сход лавины в горах презентация урока в POWER POINT песня В. âГоры сушиâ тема сегодняшнего урока. 1 Цели и задачи...
53173. Умный хозяин 127 KB
  Осень – пора богатого урожая, его пестрые краски мы видим на нашем рынке. Поработаем со стихотворением С. Михалкова «Овощи» и узнаем, что хозяйка купила на базаре, по цвету овощей выберем себе настроение...
53174. Конкурсна програма на 8 березня «Найвродливіша, найкмітливіша господарочка» 244.5 KB
  2 вед Усіх затьмарять сьогодні красою Ви мабуть згодні зі мною Тож ми радо всім побажаєм: Щоб сонце світило мирно і ясно А наші жінки щоб були прекрасні 1 вед Доброго дня шановні гості учителі та учні нашої школи 2 вед Сьогодні ми зібралися з вами в цій святковій залі щоб провести конкурс краси і молодості. 1 вед Є у нашій школі мама Над всіма найголовніша Треба їй про все подбати...
53175. Світове господарство. Міжнародний географічний поділ праці 141 KB
  Міжнародний географічний поділ праці. Мета: сформувати в учнів систему уявлень про поняття світове господарство міжнародний поділ праці всесвітня інтеграція ; систематизувати знання учнів про закономірності розвитку світового господарства та його структуру; розвивати навички роботи з картою та комп'ютером; сприяти розвитку глобального світосприйняття учнів; формувати комунікативні інформаційні полікультурні соціальні компетентності; сприяти розвитку економічного мислення учнів; виховувати пізнавальний інтерес до предмету. Міжнародний...
53177. Український етикет. Традиції гостинності і вітання на Україні 42.5 KB
  Діти стають у коло разом з вчителем і вітають один одного хором: Привітаємо сонечко: Здрастуй золотаве Усміхнемось один одному Поглянемо ласкаво Хай сьогодні в кожне серце Зустріч додасть тепла А ми друзів привітаємо Побажаємо добра Вчитель: Любі діти у наш клас Завітали люди щирі. Діти разом: Добрий день в добрий час Заходьте будь ласка до нас Дівчина: Гість у дім радість з ним. Діти а в який гарний день прийшли до нас дорогі гості А скажіть будь ласка яке сьогодні число Який день тижня Яка чудова пора року гостює в...