23743

Взаимно простые числа

Конспект урока

Математика и математический анализ

2 Тренировать способности к использованию: а понятий простого и составного числа; б признаков делимости на 2 5 10 3 9; в различных способов нахождения НОД; г алгоритмов объединения и пересечения множеств. На доске остаются числа: 375 164 2310 171. Разложите получившиеся числа на простые множители.

Русский

2013-08-05

72.5 KB

53 чел.

Вариант конспекта урока по математике (5-6 класс)

для апробации на экспериментальных

площадках ассоциации «Школа 2000…»

Тема: «Взаимно простые числа».

Тип урока: «открытие» нового знания.

Основные цели:

1) Построить определение взаимно простых чисел и записать его с помощью знака равносильности. Сформировать способность к нахождению НОД взаимно простых чисел.

2) Тренировать способности к использованию: а) понятий простого и составного числа; б) признаков делимости на 2, 5, 10, 3, 9; в) различных способов нахождения НОД; г) алгоритмов объединения и пересечения множеств.

1. Самоопределение к деятельности (организационный момент).

– Ребята, какую тему мы изучали на прошлом уроке? (– Нахождение наибольшего общего делителя чисел.)

– Сегодня мы продолжим работать с наибольшими общими делителями чисел.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

2.1.– Найдите значение выражений:

а) :

б) ;

в) ;

г) .

Учащиеся самостоятельно выполняют задание.

– Что позволило так быстро найти значения выражений? (– Используются частные случаи действий с 0 и 1.)

– Почему выделили частные случаи действий с 0 и 1? (– Это особые случаи, они позволяют быстро находить значения числовых выражений.)

– А чем интересно число 1 с точки зрения делимости? (– Число 1 является делителем всех чисел.)

2.2. На доске остаются числа: 375, 164, 2310, 171.

– Разложите, получившиеся числа на простые множители.

Четверым учащимся предлагается разложить данные числа на простые множители. Они работают у доски, каждый со своим числом.

Остальные учащиеся в это время отвечают на вопросы:

– На какие группы можно разбить все натуральные числа по количеству делителей? (– Простые числа, составные числа, число 1.)

– Какие числа называются простыми? (– Простые числа– это числа, имеющие только два делителя.)

– Перечислите несколько первых простых чисел. (2, 3, 5, 7, 11, 13, …)

– Сформулируйте признаки делимости, которые используются при разложении числа на простые множители. (Дети дают формулировки признаков делимости на 2, 3, 5.)

Учащиеся, выполнив свои задания на доске, садятся на место и включаются в работу, а консультанты проверяют их решение на доске.

– Скажите, пожалуйста, а для решения каких задач используется разложение чисел на простые множители? (Среди ответов детей – нахождение НОД.)

– Каков алгоритм нахождения наибольшего общего делителя? (Формулируется алгоритм нахождения НОД чисел с помощью разложения их на простые множители.)

– Откройте свои тетради. Пользуясь записанными на доске разложениями, найдите: НОД (375; 2310); НОД (375; 171); НОД (171; 164).

164= ; 171=  375= ;  2310=

НОД (375; 2310)= = 15 НОД (375; 171)= 3  НОД (171; 164)= ?

В завершение этапа актуализации знаний учащиеся фиксируют затруднение в ответе на вопрос последнего задания.

3. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности (постановка учебной задачи).

Если кто-либо из учащихся догадается, что наибольшим общим делителем данных чисел является 1, то учитель предлагает ему обосновать свой ответ и просит выявить существенный признак, отличающий последнее задание от остальных.

Если никто из учащихся не сможет предложить ответа на вопрос, то учитель спрашивает их, почему возникло затруднение и также просит определить, чем последнее задание отличается от остальных.

В обоих случаях фиксируется, что появился новый случай, когда два числа не имеют общих простых делителей, поэтому он требует специального рассмотрения.

Далее учитель просит учащихся предложить свое название для этих чисел, а после этого знакомит их с названием, принятым в культуре: взаимно простые числа. Тему и цель урока он может либо назвать сам, попросить это сделать учащихся:

– Итак, сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока. (– Взаимно простые числа.)

– Какова цель урока? (– Выявить существенные свойства взаимно простых чисел, научиться находить их НОД.)

4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» нового знания).

На данном этапе урока прежде всего фиксируется, что наибольший общий делитель чисел 171 и 164 равен 1. Если учащиеся на предыдущем этапе не предложили сами этого, то можно предложить им следующий подводящий диалог.

– Каким способом можно найти НОД чисел, кроме разложения на множители? (–Перебрать все делители чисел и найти их общий делитель.)

– Какие существуют классы чисел по числу делителей? (– Простые числа, составные числа и 1.)

Работа в группах:

– Попробуйте найти делители чисел 171 и 164 в каждом из этих классов.

Через 2–3 минуты выслушиваются мнения представителей групп. Поскольку в разложении данных чисел на множители общих делителей нет, то у них нет общих ни простых, ни составных делителей. Зато 1 – это общий делитель всех чисел, и для взаимно простых чисел он будет являться наибольшим общим делителем.

В итоге в обоих случаях делается вывод о том, что существенным признаком взаимно простых чисел является то, что их наибольший общий делитель равен 1:

– Дайте определение взаимно простых чисел. (– Это числа, у которых наибольший общий делитель равен единицы.)

– Запишите определение взаимно простых чисел на математическом языке, используя знак  (Учащимся даётся возможность выполнить задание самостоятельно, рассматриваются варианты.)

На доске появляется табличка с определением взаимно простых чисел.

Числа a и b взаимно простые НОД (a, b)= 1

– Как определить, будут ли числа взаимно простыми? (– Надо разложить их на простые множители и посмотреть, есть ли у них общие простые множители.)

Полученный вывод можно зафиксировать в виде алгоритма:

Разложить числа на простые множители

Проверить, есть ли у них общие простые множители

– Какие числа всегда являются взаимно простыми? (– Простые числа, соседние числа.)

– Молоды!

5. Первичное закрепление во внешней речи.

№ 657 (2) – задание выполняется с комментированием в соответствии с выведенным алгоритмом.

4 = 2 · 2; 15 = 3 · 5;  22 = 2 · 11;   77 = 7 · 11

НОД (4; 15) = 1, значит, 4 и 15 – взаимно простые числа;

НОД (4; 77) = 1, значит, 4 и 7 – взаимно простые числа;

НОД (15; 22) = 1, значит, 15 и 22 – взаимно простые числа;

НОД (15; 77) = 1, значит, 15 и 77 – взаимно простые числа.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Учащиеся выполняют в тетрадях № 658 (на выбор два задания). Далее они проверяют работу по готовому образцу, выставляя «+» за верно решенное задание, исправляют допущенные ошибки. В завершение, выявляются и проговариваются причины ошибок.

1) 57= ; 86=

НОД (57; 86)= 1, значит, 57 и 86 – взаимно простые числа.

2) 28=; 45= ; 60= ;

НОД (28; 60)= 4, НОД (45; 60)= 15. Значит, числа 28 и 60, 45 и 60 не являются взаимно простыми.

3) 333= ; 7000= 4

НОД (333; 7000) = 1, значит, 333 и 7000 – взаимно простые числа.

4) 328=; 459=;

НОД (328; 459) = 1, значит, 328 и 459 – взаимно простые числа.

7. Включение в систему знаний и повторение.

7.1. № 668. "Блиц-турнир" проводится в форме математического диктанта.

1) а + а : 4 · 5; 2) b – 0,23b; 3) d – (c + c : 3) · 2; 4) (v + v : 8 · 7) · 4.

7.2. № 667 (4).

5 x < 8,  

X1= {5; 6; 7}, X2= {1; 2; 3; 4; 5; 6}

= {1; 2; 3; 4; 5; 6; 7} = {6; 7}

– Выпишите из объединения множеств X1 и X2 все пары взаимно простых чисел. (1 и 2; 1 и 3; 1 и 4; 1 и 5; 1 и 6; 1 и 7; 2 и 3; 2 и 5; 2 и 7; 3 и 4; 3 и 5; 3 и 7; 4 и 5; 4 и 7; 5 и 6; 5 и 7; 6 и 7.)

8. Рефлексия деятельности (итог урока).

– С какими числами мы сегодня познакомились? (– С взаимно простыми числами.)

– Каким методом мы обнаружили эти числа? (– Методом перебора.)

– Чью работу группы могут сегодня отметить?

– Как оцениваете свою работу?

Учащиеся на отрезке от 0 до 1 выставляют фигурку, изображающую уровень понимания ими новой темы, например:

0      1

9. Домашнее задание.

Опорный конспект – определение и алгоритм нахождения взаимно простых чисел.

№ 703; № 680 (одну на выбор); № 683.

Дополнительное задание: № 686.

3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46393. Сутність, складові та засади організації місцевих фінансів 443 KB
  Сутність складові та засади організації місцевих фінансів Сучасне поняття місцеві фінанси ґрунтується на ідейнотеоретичних засадах що формувалися протягом досить тривалого часу: 1. Він представляв собою збірник місцевих законів що вміщував норми державного земельного кримінального проце суального та спадкового права. розвиток поглядів на сутність місцевих фінансів їх склад та принципи організації проходив від представлення їх як: 1. Фінансового господарства...
46394. Розрахунок теплової схеми і устаткування блоку 300 МВт 1.23 MB
  Розрахунок процесу розширення пари в турбіні. Розрахунок термодинамічних параметрів підігрівників живильної та сітьової води. Тепловий розрахунок теплофікаційної установки. Визначення витрат пари на підігрівники живильної води. Тепловий розрахунок трубопроводу живильного насосу.
46395. ПОЛІТИЧНА ЕКОНОМІЯ 821.5 KB
  У ньому комплексно розкриті загальні закономірності розвитку економічних систем їх рушійні сили і суперечності показана роль продуктивних сил і економічних відносин у процесі розвитку суспільного виробництва. Головною метою вивчення дисципліни є формування системи знань про економічні відносини як суспільну форму виробництва проблеми ефективного використання обмежених виробничих ресурсів і шляхи забезпечення суспільних потреб у різних соціальноекономічних системах формування у студентів наукового світогляду сучасного економічного...
46396. Проблема промислової безпеки. Дії населення в очагах хімічної поразки 86 KB
  Проблема промислової безпеки значно загострилась з появою крупномасштабных хімічних виробництв в першій половині нашого сторіччя. Основу хімічної промисловості склали виробництва безперервного циклу, продуктивність яких не має, по суті, природних обмежень. Постійне зростання продуктивності зумовлене значними економічними перевагами великих настанов
46398. Бухгалтерський облік 664.71 KB
  Навчальними планами підготовки фахівців економічного спрямування кваліфікації «спеціаліст з обліку і аудиту» та «магістр з обліку і аудиту» у 9 семестрі передбачене вивчення дисципліни «Організація обліку». Поряд з аудиторними заняттями під час її опанування передбачається самостійна робота студентів, яка є невіддільною складовою навчального процесу.
46399. Модеми 26.5 KB
  За конструктивним виконанням модеми бувають вбудованими (вставляються в системний блок комп'ютера в один із слотів розширення) і зовнішніми (підключаються через один із комунікаційних портів, маючи окремий корпус і власний блок живлення). Однак без відповідного комунікаційного програмного забезпечення, найважливішою складовою якого є протокол, модеми не можуть працювати. Найбільш поширеними протоколами модемів є v.32 bis, v.34, v.42 bis та інші
46400. Массивы. Объекты. Ресурсы. Тип 65.5 KB
  Массив в PHP представляет собой упорядоченную карту – тип, который преобразует значения в ключи. Этот тип оптимизирован в нескольких направлениях, поэтому его можно использовать его как собственно массив, список (вектор), хеш-таблицу (являющуюся реализацией карты), стэк, очередь и т.д.
46401. Методичні вказівки. Сервіс і діагностика машин 945 KB
  Параметри технічного стану двигуна в цілому Діагностичний параметр Прямий структурний Непрямий що функціонально залежить від структурного Ефективна потужність двигунів: Зміна частоти обертання колінчастого вала при послідовному відключенні з роботи кожного з циліндрів с1 хв.1 Автомобільних за СТ СЕВ 765 77 Характеристики вібрації шуму або звуку м с2 м с дБ Тракторних за ГОСТ 18509 80 Максимальний крутний момент колінчастого вала Нм Прискорення частоти обертання колінчатого вала при розгоні без навантаження с2 Тиск...