23749

Делимость суммы и разности

Конспект урока

Математика и математический анализ

Если одно из двух чисел делится на некоторое число а другое не делится на это число то их сумма и разность не делятся на это число Формулировка свойства С 2 вывешивается на доску. 5620 не делится на 8 так как число 56 делится на 8 а число 20 не делится на 8 записываю во второй столбик; 160 – 16 80 делится на 8 так как каждое из чисел делится на 8 записываю в первый столбик; 3200 – 72 ´ 9 делится на 8 так как число 3200 делится на 8 и произведение 72 и 9 тоже делится на 8 записываю в первый столбик. – Как определила что...

Русский

2013-08-05

49 KB

118 чел.

Вариант конспекта урока по математике (5-6 класс)

для апробации на экспериментальных

площадках ассоциации «Школа 2000…»

Тема урока «Делимость суммы и разности».

Тип урока: рефлексия.

Зайцева Т. В., шк. №1159 САО г. Москвы

Цели урока:

- формировать способность к фиксированию собственных затруднений по теме «Делимость суммы и разности», выявлению их причин и построению проекта выхода из затруднений;

- повторить и закрепить свойства делимости суммы и разности, произведения, различные способы нахождения НОД и НОК чисел.

1. Самоопределение к деятельности.

- Здравствуйте, ребята! Готовы к уроку? Давайте вспомним, что нового вы узнали на прошлых уроках. (Мы познакомились с основными свойствами делимости)

- Сегодня задача каждого из нас и всех вместе проанализировать, во всем ли вы разобрались, и если потребуется – доработать то, что еще не совсем получается. И если мы будем работать также дружно и успешно, как на прошлых уроках, то, надеюсь, к концу урока все неясности по теме «Делимость суммы и разности» будут устранены.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

1) Фронтальная работа.

На доске записаны числа:

56+20;  160-16+80; 3200 - 72´9; 645; 152; 800+х

и таблица:

Делятся на 8

Не делятся на 8

– Заполните таблицу. Чем можно воспользоваться, чтобы заполнить таблицу быстро? (Основными свойствами делимости)

– А именно? (Делимостью суммы и разности)

– Сформулируйте 1 свойство. (Если два числа делятся на некоторое число, то их сумма и разность тоже делятся на это число)

Формулировка свойства С 1 вывешивается на доску.

– Сформулируйте 2 свойство. (Если одно из двух чисел делится на некоторое число, а другое не делится на это число, то их сумма и разность не делятся на это число)

Формулировка свойства С 2 вывешивается на доску.

Пользуясь этими свойствами, учащиеся заполняют таблицу, по одному выходя к доске (рассуждения проводятся устно).

(56+20 не делится на 8, так как число 56 делится на 8, а число 20 не делится на 8, записываю во второй столбик; 160 – 16 + 80 делится на 8, так как каждое из чисел делится на 8, записываю в первый столбик;  3200 – 72 ´ 9 делится на 8, так как число 3200 делится на 8, и произведение 72 и 9 тоже делится на 8, записываю в первый столбик.)

– Как определил(а), что произведение 72 и 9 делится на 8? (Если одно из двух чисел делится на некоторое число, то и их произведение делится на это число. Это свойство делимости произведения)

Формулировка свойства С 3 вывешивается на доску.

(Число 645 не делится на 8, так как его можно представить в виде суммы двух слагаемых 640 и 5, одно из которых делится на 8, а другое нет, записываю во второй столбик; число 152 делится на 8, так как его можно представить как разность чисел 160 и 8, каждое из которых делится на 8, записываю в первый столбик; про значение выражения 800 + х нельзя сказать, делится оно на 8 или нет, так как 800 делится на 8, все зависит от значения х.)

- Подберите три значения х так, чтобы сумма 800 + х делилась на 8. (Например, это 8, 16, 24. То есть, х – любое число, кратное 8)

- Подберите три значения х так, чтобы сумма 800 + х не делилась на 8. (Например, это 15, 20, 30. То есть, х – любое число, не делящееся на 8)

После выполнения работы на доске заполненная таблица:

Делятся на 8

Не делятся на 8

160 – 16 + 80

                  56+20

3200 – 72 ´ 9

                    645

152

    800+х  при х=15, 20, 30

800 + х при х=8, 16, 24

2) Самостоятельная работа.

№1. Определи истинность высказываний, пользуясь свойствами делимости:

а) 45 + 108 делится на 9;

б) 98 ´ 12 - 101 делится на 4;

в) 196 делится на 8.

№2. Найди три значения х так, чтобы

а) сумма 240+х делилась на 5;

б) разность 102 - х не делилась на 2.

№3. Найди значение частного:

а) (56х – 16) : 8;

б) (27ху + 6а) : 3.

3) Самопроверка по образцу.

Учащиеся проверяют правильность выполнения самостоятельной работы по готовому образцу. На данном этапе лишь фиксируется правильность выполнения заданий. По ходу самопроверки учащиеся заполняют знаками «+» или «?» второй столбец таблицы, которая лежит у каждого на столе:

№ задания

Выполнение

«+» или «?»

№ ошибки

Исправлено по образцу

Исправлено в сам. работе

1 а)

1 б)

1 в)

2 а)

2 б)

3 а)

3 б)

– Поднимите руки те, у кого во втором столбике после проверки стоят только знаки «+».

– Молодцы, ребята!

Учащиеся, справившиеся с самостоятельной работой, получают дополнительное задание   № 502. Можно предложить им выступить в роли консультантов, если в этом возникнет необходимость.

Образец выполнения самостоятельной работы.

№1. Определи истинность высказываний, пользуясь свойствами делимости:

а) И;

б) Л;

в) Л.

№2. Найди три значения х так, чтобы

а) второе слагаемое должно делиться на 5;

б) вычитаемое не должно делиться на 2.

№3. Найди значение частного:

а) (56х – 16) : 8 = 7x - 2

б) (27ху + 6а) : 3 = 9xy + 2a.

3. Локализация места затруднения.

– Поднимите руки те, кто ошибся при выполнении задания №1 а)?

– Кто ошибся при выполнении задания №1 б)?

– Кто допустил ошибки при выполнении задания  №1 в)?

И так далее…

По каждому заданию, в котором допущены ошибки, учитель задает вопрос:

– Какие ошибки могут быть допущены при выполнении этого задания?

Ученики называют возможные ошибки.

– Теперь найдите и подчеркните те места в самостоятельной работе, где вы ошиблись.

Учащиеся выполняют предложенную работу.

– Какова же цель нашей дальнейшей работы? (Найти причину ошибок, исправить ошибки, научиться выполнять подобные задания без ошибок)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

На данном этапе урока учащиеся самостоятельно работают, используя схему выхода из затруднения, находят и исправляют свои ошибки, одновременно заполняют третий столбец таблицы. После исправления ошибок учащиеся сверяют результаты с образцом и отмечают в четвертом столбце таблицы знаком «+» задания, которые теперь выполнили верно.

Если учащиеся не справляются самостоятельно с поиском и исправлением ошибок, им предоставляется консультативная помощь одного из учеников, выполнивших самостоятельную работу без ошибок, или эталон.

5. Обобщение затруднений во внешней речи.

На данном этапе обсуждаются допущенные ошибки и проговариваются формулировки свойств и способов действий, вызвавших затруднения.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Учащимся предлагается аналогичная первой самостоятельная работа, в которой выполняются только те задания, где были допущены ошибки.

№1. Определи истинность высказываний, пользуясь свойствами делимости:

а) 63 + 70 делится на 7;

б) 560 – 80 ´ 3 не делится не 10;

в) 216 делится на 18.

№2. Найди три значения х так, чтобы:

а) разность 44 - х делилась на 11;

б) сумма 45 + х не делилась на 9.

№3. Найди значение частного:

а) (32х + 16у) : 4;

б) (25ас – 15bd) : 5.

Самостоятельная работа проверяется учащимися по эталону. В результате проверки заполняется последний столбик в таблице. Заполненную таблицу учащиеся сдают учителю.

7. Включение в систему знаний и повторение.

№ 500 (1); № 501 (1).

8. Рефлексия урока.

– Что делали на уроке?

– Что исправили?

– Над чем еще надо поработать?

– Оцените свою работу на уроке.

Домашнее задание: № 516 (одно на выбор); № 517 (одно на выбор); по желанию придумать задание по данной теме.

Эталон первой самостоятельной работы.

№1. Определи истинность высказываний, пользуясь свойствами делимости:

а) Истинно, по свойству делимости суммы: каждое слагаемое делится на 9;

б) Ложно, по свойству делимости произведения и разности: произведение делится на 4 (12 делится на 4), а вычитаемое не делится на 4;

в) Надо представить число в виде суммы или разности двух чисел, которые делятся на 8 или одно из них делится, а другое нет, например: 160 + 36, 160 делится, а 36 не делится на 8, значит число 196 не делится на 8.

№2. Найди три значения х так, чтобы

а) Что бы сумма 240 + х делилась на 5 надо, что бы каждое слагаемое делилось на 5, 240 делится на 5, значит второе слагаемое может быть любым числом, которое делится на 5;

б) Что бы разность 102 - х не делилась на 2 надо, что бы одно число делилось на 2, а второе нет, т.к. 102 делится на 2, значит вычитаемое не должно делиться на 2, т.е. любое нечётное число.

№3. Найди значение частного:

а) (56х – 16) : 8 = 56x : 8 – 16 : 8 = 7x – 2, по свойству делимости разности.

б) (27ху + 6а) : 3 = 27xy : 3 + 6a ; 3 = 9xy + 2a, по свойству делимости суммы.

Эталон второй самостоятельной работы.

№1. Определи истинность высказываний, пользуясь свойствами делимости:

а) Истинно, по свойству делимости суммы: каждое слагаемое делится на 7;

б) Истинно, по свойству делимости произведения и разности: произведение делится на 10 (80 делится на 10), уменьшаемое делится на 10;

в) Надо представить число в виде суммы или разности двух чисел, которые делятся на 18 или одно из них делится, а другое нет, например: 180 + 36, 180 делится, 36 делится на 18, значит число 216 делится на 18.

№2. Найди три значения х так, чтобы

а) Что бы разность 44 - х делилась на 11 надо, что бы каждое число делилось на 11, 44 делится на 11, значит второе число может быть любым числом, которое делится на 11;

б) Что бы сумма 45 + х не делилась на 9 надо, что бы одно число делилось на 9, а второе нет, т.к. 45 делится на 9, значит второе число не должно делиться на 9.

№3. Найди значение частного:

а) (32х + 16у) : 4 = 32x : 4 + 16y : 4 = 8x + 4y

б) (25ас – 15bd) : 5= 25ac : 5 – 15bd : 5 = 5ac – 3bd.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9173. Особенности педагогической профессии 14.85 KB
  Особенности педагогической профессии Принадлежность человека к той или иной профессии проявляется в особенностях его деятельности и образе мышления. По классификации, предложенной Е.А. Климовым, педагогическая профессия относится к группе профессий,...
9174. Ощущения. Виды и закономерности ощущений 24.57 KB
  Ощущения Содержание Понятие ощущение Виды ощущений: экстероцептивные, проприоцептивные, интероцептивные Закономерности ощущений: пороги, адаптация, взаимодействие, синестезия. Требование: уметь классифицировать виды ощущений...
9175. Память и ее характеристики 20.4 KB
  Память и ее характеристики Определение памяти. Память- это процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта...
9176. Принципы управления образовательными системами 16.74 KB
  Принципы управления образовательными системами Принципы управления - это основополагающие, фундаментальные правила, которые должны соблюдаться при осуществлении управления, обеспечивать достижение заданных целей. П.И. Пидкасистый -сочетание коллегиал...
9177. Профессиональная деятельность педагога 21.03 KB
  Профессиональная деятельность педагога Педагогическая деятельность - есть особый вид общественно-полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленный на подготовку подрастающего поколения к жизни в соответствии с экономическими, по литичес...
9178. Психология личности. Личность как социальный индивид 20.14 KB
  Психология личности Личность- это социальный индивид, субъект общественных отношений, деятельности и общения. Э. Фромм: личность есть целостность врожденных и приобретенных...
9179. Психология общения Общение как категория психологии 25.27 KB
  Психология общения Общение как категория психологии Общение является важнейшей категорией психологической науки. Проблематика общения занимает значительное место в общей психологии и в психологии личности. Педагогическая психология, при определенном...
9180. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда формирования личности 26.6 KB
  Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда формирования личности Начальной структурной единицей общества, закладывающей основы личности, принято считать семью. Она связана кровными и родственными отношениями и объединяе...
9181. Система образования в РФ 22.1 KB
  Система образования в РФ Образование - одна из важнейших сфер социальной жизни, от функционирования которой зависит интеллектуальное, культурное, нравственное состояние общества. Конечный результат сводится к образованности индивида, т.е. его н...