23763

Признаки делимости на 10, на 2, на 5

Конспект урока

Математика и математический анализ

1 Выберите из множества A = числа кратные: а 2 б 5 в 10 г и 2 и 5 и 10. Кратные 2: 110; 300; 404; 706 т. П1 Кратные 5: 110; 215; 300 т. На доске: П2 Кратные 10: 110; 300 т.

Русский

2013-08-05

87.5 KB

58 чел.

Вариант конспекта урока по математике (5-6 класс)

для апробации на экспериментальных

площадках ассоциации «Школа 2000…»

Тема урока: «Признаки делимости на 10, на 2, на 5».

Тип урока: рефлексия.

Основные цели: – повторение и закрепление учебного материала;

– формирование способность к рефлексии деятельности: фиксированию собственных затруднений по теме «Признаки делимости на 10, на 2, на 5», выявлению их причин и построению проекта выхода из затруднений.

1. Самоопределение к деятельности.

– С какими, алгоритмами мы познакомились на прошлых уроках? (С алгоритмами определения делимости чисел на 10, на 5, на 2).

– С какой целью мы изучили эти признаки? (Для быстрого определения делится то или иное число на данные числа или нет).

– Сегодня у нас урок анализа собственной деятельности. Я думаю, что вы удачно будете использовать, выведенные признаки в своей работе. А если у вас есть затруднения, то к концу урока вы постараетесь их устранить.

– Для успешной работы на уроке повторим «открытые» признаки, которые мы сегодня будем использовать.

2. Актуализация знаний.

2.1. Все учащиеся работают вместе, проговаривая алгоритм определения делимости чисел на 2, на 5, на 10.

1) Выберите из множества A =  числа кратные: а) 2, б) 5, в) 10, г) и 2, и 5, и 10.

(Кратные 2: 110; 300; 404; 706, т.к. число делится на 2, тогда и только тогда последняя цифра чётная). На доску вывешивается признак делимости на 2.

    П1

            

(Кратные 5: 110; 215; 300, т.к. числа делятся на 5, если последняя цифра 0 или 5).

На доске:

    П2       

(Кратные 10: 110; 300, т.к. число делится на 10. если последняя цифра 0).

На доске:

   П3  

         

(Кратны и 2, и 5, и 10: 110; 300, т.к. числа делятся и на 2 и 5, и 10 тогда и только тогда когда число оканчивается 0).

На доске:

    П4  

           

2) Назовите две пары значений переменных x и y, при которых значение выражения

3x + 7y:

а) делится на 2;  б) делится на 5;  в) делится на 10;  г) делится на 2, на 5, на 10.

Работу проводим фронтально, проговаривая формулировки свойств делимости произведения, суммы и разности. По мере того, как звучат свойства, они вывешиваются на доске:

    П4  

   П5    

2.1. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

– Сейчас вы выполните самостоятельную работу, на неё отводится 10 минут.

1) Выберите из множества A = {40; 56; 117; 270; 335; 420; 532; 600; 750; 886; 904} числа кратные: а) 2, б) 5, в) 10, г) и 2, и 5, и 10.

2) Выберите из множеств X = {14; 17; 20; 36; 45}; Y = {3; 5; 6; 10; 27; 30};

Z = {21; 35; 40; 55; 70} числа, при которых значения  выражений 17x ; 9y; 11z

а) делятся на 2;  б) делится на 5; в) делится на 10, г) делятся на 2, на 5, на 10.

После выполнения работы проходит самопроверка по образцу:

  1.  а) 40; 56; 270; 4204 532; 600; 750; 886; 904;

б) 40; 270; 335; 420; 600; 750;

в) 40; 270; 420; 600; 750;

г) 40; 270; 420; 600; 750.

  1.  а) X = {14; 20; 36}; Y = {6; 10; 30}; Z = {40; 70}

б) X = {20; 45}; Y = {5; 10; 30}; Z = {35; 40; 55; 70}

в) X = {20}; Y = {10; 30}; Z = {40; 70}

г) X = {20}; Y = {10; 30}; Z = {40; 70}

– Перед вами лежат таблицы, заполните второй столбик таблицы, поставив знак «+», если ответ совпал с образцом и знак «?», если ответ с образцом не совпал.

№ задания

Выполнено

(«+» или «?»)

№ правила

Исправлено в процессе работы

Исправлено в самостоятельной работе

1

а)

б)

в)

г)

2

а)

б)

в)

г)

3. Локализация затруднений.

Учащимся, выполнившим всю работу правильно, предлагаем дополнительное задание: №№ 546; 548; 549.

Работаем с учащимися, допустившими ошибки. Одновременно заполняется третий столбик в таблице.

– Какие, ошибки могли быть допущены в первом задании? (П1, П2, П3).

– Какие ошибки могли быть допущены при выполнении второго задания? (П1, П2, П3, П4, П5).

– Какая перед вами стоит задача? (Определить: где допущена ошибка у меня, понять причину, и исправить её).

4. Построение проекта выхода из затруднения.

– Что бы исправить ошибки, что вы должны повторить? (Повторить признаки делимости на 2, на 5, на 10 и свойства делимости произведения, суммы и разности).

– Что вы должны сделать, после того, когда повторите признаки и свойства? (Переделать задания и снова сравнить с образцом).

– Если, вы не сможете самостоятельно найти причину ошибки? (Обратится за помощью к учителю, и проверить по эталону).

– Если, вы найдёте самостоятельно причину ошибки и исправите её, поставьте в четвёртом столбике «+».

Учащиеся самостоятельно работают со своей работой, определив тип ошибки, во втором столбике обводят кружочком соответствующее обозначение ошибки.

Те учащиеся, которые выполняют дополнительное задание, по мере его выполнения получают эталоны для проверки своей работы.

Эталоны.

  1.  а) 40; 56; 270; 420; 532; 600; 750; 886; 904 – кратные 2, т.к. последняя цифра чётная;

б) 40; 270; 335; 420; 600; 750 – кратные 5, т.к. последняя цифра 0 или 5;

в) 40; 270; 420; 600; 750 – кратные 10, т.к. последняя цифра 0;

г) 40; 270; 420; 600; 750 – кратные и 2. и 5, и 10, т.к. последняя цифра 0.

  1.  2) а) X = {14; 20; 36}; Y = {6; 10; 30}; Z = {40; 70}, кратные 2, т.к. последняя цифра чётная;

б) X = {20; 45}; Y = {5; 10; 30}; Z = {35; 40; 55; 70}, кратные 5, т.к. последняя цифра 0 или 5;

в) X = {20}; Y = {10; 30}; Z = {40; 70}, кратные 10, т.к. последняя цифра 0;

г) X = {20}; Y = {10; 30}; Z = {40; 70}, кратные и 2. и 5, и 10, т.к. последняя цифра 0.

Во всех заданиях используется свойство делимости произведения.

№ 546.

а) 8; б) 28; в) 628; г) 0; д) 3.

№ 548.

Нет не верно, т.к. число 7376 не делится на 5 (последняя цифра ни 0, ин 5).

№ 549.

Числа, делящиеся на 2, но не делящиеся на 5 – все чётные числа, кроме чисел оканчивающихся 0.

Числа, делящиеся на 5, но не делящиеся на 2 – Числа, оканчивающиеся 5.

Остались числа, оканчивающиеся цифрами 0; 1; 3; 7; 9. В каждом десятке осталось по 5 чисел, всего 25 десятков: 25 · 5 = 125 и число 251 всего 126 чисел.

5. Обобщение затруднений во внешней речи.

На данном этапе работает весь класс.

– Какие, ошибки были допущены в работе? (Называются типы ошибок, допущенных в работе).

Проговариваются признаки, на которые были допущены ошибки.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Эту работу выполняют только те учащиеся, которые допустили в первой работе ошибки, они из предложенной работы выбирают только те задания, в которых были допущены ошибки, остальные продолжают выполнять дополнительное задание.

Самостоятельная работа.

1) Выберите из множества A = {30; 46; 107; 260; 325; 410; 522; 610; 740; 876; 914} числа кратные: а) 2, б) 5, в) 10, г) и 2, и 5, и 10.

2) Выберите из множеств X = {24; 37; 40; 56; 65}; Y = {13; 25; 36; 70; 87; 90};

Z = {31; 45; 50; 65; 80} числа, при которых значения выражений 27x; 19y; 21z.

а) делятся на 2;  б) делится на 5; в) делится на 10, г) делятся на 2, на 5, на 10.

Эталон.

1) а) 30; 46; 260; 410; 522; 610; 740; 876; 914 – кратные 2, т.к. последняя цифра чётная;

б) 30; 260; 325; 410; 610; 740 – кратные 5, т.к. последняя цифра 0 или 5;

в) 30; 260; 410; 610; 740 – кратные 10, т.к. последняя цифра 0;

г) 30; 260; 410; 610; 740 – кратные и 2. и 5, и 10, т.к. последняя цифра 0.

2) а) X = {24; 40; 56}; Y = {36; 70; 90}; Z = {50; 80}, кратные 2, т.к. последняя цифра чётная.

б) X = {40; 65}; Y = {25; 70; 90}; Z = {45; 50; 65; 80}, кратные 5, т.к. последняя цифра 0 или 5.

в) X = {40}; Y = {70; 90}; Z = {50; 80}, кратные 10, т.к. последняя цифра 0.

г) X = {40}; Y = {70; 90}; Z = {50; 80}, кратные и 2. и 5, и 10, т.к. последняя цифра 0.

7. Включение в систему знаний и повторение.

Если, кто-то из учащихся снова допустил ошибки при выполнении задания, то после проверки по эталону они получают индивидуальное задание: №541 (1, 2, 7).

Остальные выполняют № 558 один ученик у доски.

8. Рефлексия деятельности.

– Какой материал повторяли на уроке?

– Какими правилами пользовались?

– С какими трудностями столкнулись в работе?

– Дайте оценку своей работе на уроке?

– Что необходимо повторить для, успешной работы, на последующих уроках?

9. Домашнее задание: №№570, 569 (4), 575*.


№ задания

Выполнено

(«+» или «?»)

№ правила

Исправлено в процессе работы

Исправлено в самостоятельной работе

1

а)

б)

в)

г)

2

а)

б)

в)

г)

6


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29156. Прекращение поручительства 25.5 KB
  Поручительство поручитель обязывается перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или в части. Поручительство прекращается с прекращением обеспеченного им обязательства в случае изменения этого обязательства влекущего увеличение ответственности или иные неблагоприятные последствия для поручителя без согласия последнего с переводом на другое лицо долга по обеспеченному поручительством обязательству если поручитель не дал кредитору согласия отвечать за нового должника. если кредитор в...
29157. Банковская гарантия 27 KB
  В силу банковской гарантии банк иная кредитная или страховая организация гарант дают по просьбе другого лица принципала письменное обязательство уплатить кредитору принципала бенефициару в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования о ее уплате. По получении требования бенефициара гарант должен без промедления уведомить об этом принципала и рассмотреть приложенные к требованию документы. Решив отказать в удовлетворении требования гарант обязан немедленно...
29158. Прекращение банковской гарантии 25 KB
  Прекращение банковской гарантии. В силу банковской гарантии банк иная кредитная или страховая организация гарант дают по просьбе другого лица принципала письменное обязательство уплатить кредитору принципала бенефициару в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования о ее уплате. Обязательство гаранта перед бенефициаром по гарантии прекращается: 1 уплатой кредитору суммы на которую выдана гарантия; 2 окончанием определенного в гарантии срока на который...
29159. Задаток 25 KB
  Задаток Задаток признается денежная сумма выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения. Соглашение о задатке независимо от суммы задатка должно быть совершено в письменной форме в связи с этим задаток одновременно служит и доказательством заключения договора и средством обеспечения его исполнения. Если за неисполнение договора ответственна сторона давшая задаток он остается у другой стороны. В противном...
29160. Удержание в гражданском праве 22 KB
  Кредитор у которого находится вещь подлежащая передаче должнику либо лицу указанному должником вправе в случае неисполнения должником в срок обязательства по оплате этой вещи или возмещению кредитору связанных с нею издержек и других убытков удерживать ее до тех пор пока соответствующее обязательство не будет исполнено. Требования кредитора удерживающего вещь удовлетворяются из ее стоимости в объеме и порядке предусмотренном законом для удовлетворения требований обеспеченных залогом. Кредитор может удерживать находящуюся у него вещь...
29161. Перемена лиц в обязательстве 32.5 KB
  Особенности: Перемена лиц в обязательстве не оказывает никакого влияния на надлежащее исполнение обязательств кредитору все равно кто ответит по обязательствам Изменение стороны может быть в силу закона наследования; страховщику прав кредитора к должнику ответственному за наступление страхового случая и договора. Существуют 2 формы перемены лиц в обязательстве: Уступка право требования – цессия Для перехода к другому лицу прав кредитора согласия должника как правило не требуется. Перевод долга соглашение между кредитором...
29162. Уступка права требования 26 KB
  Уступка права требования Уступка требования кредитором другому лицу допускается если она не противоречит закону иным правовым актам или договору. Уступка требования основанного: на сделке совершенной в простой письменной или нотариальной форме должна быть совершена в соответствующей письменной форме. Первоначальный кредитор уступивший требование отвечает перед новым кредитором за недействительность переданного ему требования но не отвечает за неисполнение этого требования должником кроме случая когда первоначальный кредитор принял на...