23763

Признаки делимости на 10, на 2, на 5

Конспект урока

Математика и математический анализ

1 Выберите из множества A = числа кратные: а 2 б 5 в 10 г и 2 и 5 и 10. Кратные 2: 110; 300; 404; 706 т. П1 Кратные 5: 110; 215; 300 т. На доске: П2 Кратные 10: 110; 300 т.

Русский

2013-08-05

87.5 KB

58 чел.

Вариант конспекта урока по математике (5-6 класс)

для апробации на экспериментальных

площадках ассоциации «Школа 2000…»

Тема урока: «Признаки делимости на 10, на 2, на 5».

Тип урока: рефлексия.

Основные цели: – повторение и закрепление учебного материала;

– формирование способность к рефлексии деятельности: фиксированию собственных затруднений по теме «Признаки делимости на 10, на 2, на 5», выявлению их причин и построению проекта выхода из затруднений.

1. Самоопределение к деятельности.

– С какими, алгоритмами мы познакомились на прошлых уроках? (С алгоритмами определения делимости чисел на 10, на 5, на 2).

– С какой целью мы изучили эти признаки? (Для быстрого определения делится то или иное число на данные числа или нет).

– Сегодня у нас урок анализа собственной деятельности. Я думаю, что вы удачно будете использовать, выведенные признаки в своей работе. А если у вас есть затруднения, то к концу урока вы постараетесь их устранить.

– Для успешной работы на уроке повторим «открытые» признаки, которые мы сегодня будем использовать.

2. Актуализация знаний.

2.1. Все учащиеся работают вместе, проговаривая алгоритм определения делимости чисел на 2, на 5, на 10.

1) Выберите из множества A =  числа кратные: а) 2, б) 5, в) 10, г) и 2, и 5, и 10.

(Кратные 2: 110; 300; 404; 706, т.к. число делится на 2, тогда и только тогда последняя цифра чётная). На доску вывешивается признак делимости на 2.

    П1

            

(Кратные 5: 110; 215; 300, т.к. числа делятся на 5, если последняя цифра 0 или 5).

На доске:

    П2       

(Кратные 10: 110; 300, т.к. число делится на 10. если последняя цифра 0).

На доске:

   П3  

         

(Кратны и 2, и 5, и 10: 110; 300, т.к. числа делятся и на 2 и 5, и 10 тогда и только тогда когда число оканчивается 0).

На доске:

    П4  

           

2) Назовите две пары значений переменных x и y, при которых значение выражения

3x + 7y:

а) делится на 2;  б) делится на 5;  в) делится на 10;  г) делится на 2, на 5, на 10.

Работу проводим фронтально, проговаривая формулировки свойств делимости произведения, суммы и разности. По мере того, как звучат свойства, они вывешиваются на доске:

    П4  

   П5    

2.1. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

– Сейчас вы выполните самостоятельную работу, на неё отводится 10 минут.

1) Выберите из множества A = {40; 56; 117; 270; 335; 420; 532; 600; 750; 886; 904} числа кратные: а) 2, б) 5, в) 10, г) и 2, и 5, и 10.

2) Выберите из множеств X = {14; 17; 20; 36; 45}; Y = {3; 5; 6; 10; 27; 30};

Z = {21; 35; 40; 55; 70} числа, при которых значения  выражений 17x ; 9y; 11z

а) делятся на 2;  б) делится на 5; в) делится на 10, г) делятся на 2, на 5, на 10.

После выполнения работы проходит самопроверка по образцу:

  1.  а) 40; 56; 270; 4204 532; 600; 750; 886; 904;

б) 40; 270; 335; 420; 600; 750;

в) 40; 270; 420; 600; 750;

г) 40; 270; 420; 600; 750.

  1.  а) X = {14; 20; 36}; Y = {6; 10; 30}; Z = {40; 70}

б) X = {20; 45}; Y = {5; 10; 30}; Z = {35; 40; 55; 70}

в) X = {20}; Y = {10; 30}; Z = {40; 70}

г) X = {20}; Y = {10; 30}; Z = {40; 70}

– Перед вами лежат таблицы, заполните второй столбик таблицы, поставив знак «+», если ответ совпал с образцом и знак «?», если ответ с образцом не совпал.

№ задания

Выполнено

(«+» или «?»)

№ правила

Исправлено в процессе работы

Исправлено в самостоятельной работе

1

а)

б)

в)

г)

2

а)

б)

в)

г)

3. Локализация затруднений.

Учащимся, выполнившим всю работу правильно, предлагаем дополнительное задание: №№ 546; 548; 549.

Работаем с учащимися, допустившими ошибки. Одновременно заполняется третий столбик в таблице.

– Какие, ошибки могли быть допущены в первом задании? (П1, П2, П3).

– Какие ошибки могли быть допущены при выполнении второго задания? (П1, П2, П3, П4, П5).

– Какая перед вами стоит задача? (Определить: где допущена ошибка у меня, понять причину, и исправить её).

4. Построение проекта выхода из затруднения.

– Что бы исправить ошибки, что вы должны повторить? (Повторить признаки делимости на 2, на 5, на 10 и свойства делимости произведения, суммы и разности).

– Что вы должны сделать, после того, когда повторите признаки и свойства? (Переделать задания и снова сравнить с образцом).

– Если, вы не сможете самостоятельно найти причину ошибки? (Обратится за помощью к учителю, и проверить по эталону).

– Если, вы найдёте самостоятельно причину ошибки и исправите её, поставьте в четвёртом столбике «+».

Учащиеся самостоятельно работают со своей работой, определив тип ошибки, во втором столбике обводят кружочком соответствующее обозначение ошибки.

Те учащиеся, которые выполняют дополнительное задание, по мере его выполнения получают эталоны для проверки своей работы.

Эталоны.

  1.  а) 40; 56; 270; 420; 532; 600; 750; 886; 904 – кратные 2, т.к. последняя цифра чётная;

б) 40; 270; 335; 420; 600; 750 – кратные 5, т.к. последняя цифра 0 или 5;

в) 40; 270; 420; 600; 750 – кратные 10, т.к. последняя цифра 0;

г) 40; 270; 420; 600; 750 – кратные и 2. и 5, и 10, т.к. последняя цифра 0.

  1.  2) а) X = {14; 20; 36}; Y = {6; 10; 30}; Z = {40; 70}, кратные 2, т.к. последняя цифра чётная;

б) X = {20; 45}; Y = {5; 10; 30}; Z = {35; 40; 55; 70}, кратные 5, т.к. последняя цифра 0 или 5;

в) X = {20}; Y = {10; 30}; Z = {40; 70}, кратные 10, т.к. последняя цифра 0;

г) X = {20}; Y = {10; 30}; Z = {40; 70}, кратные и 2. и 5, и 10, т.к. последняя цифра 0.

Во всех заданиях используется свойство делимости произведения.

№ 546.

а) 8; б) 28; в) 628; г) 0; д) 3.

№ 548.

Нет не верно, т.к. число 7376 не делится на 5 (последняя цифра ни 0, ин 5).

№ 549.

Числа, делящиеся на 2, но не делящиеся на 5 – все чётные числа, кроме чисел оканчивающихся 0.

Числа, делящиеся на 5, но не делящиеся на 2 – Числа, оканчивающиеся 5.

Остались числа, оканчивающиеся цифрами 0; 1; 3; 7; 9. В каждом десятке осталось по 5 чисел, всего 25 десятков: 25 · 5 = 125 и число 251 всего 126 чисел.

5. Обобщение затруднений во внешней речи.

На данном этапе работает весь класс.

– Какие, ошибки были допущены в работе? (Называются типы ошибок, допущенных в работе).

Проговариваются признаки, на которые были допущены ошибки.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Эту работу выполняют только те учащиеся, которые допустили в первой работе ошибки, они из предложенной работы выбирают только те задания, в которых были допущены ошибки, остальные продолжают выполнять дополнительное задание.

Самостоятельная работа.

1) Выберите из множества A = {30; 46; 107; 260; 325; 410; 522; 610; 740; 876; 914} числа кратные: а) 2, б) 5, в) 10, г) и 2, и 5, и 10.

2) Выберите из множеств X = {24; 37; 40; 56; 65}; Y = {13; 25; 36; 70; 87; 90};

Z = {31; 45; 50; 65; 80} числа, при которых значения выражений 27x; 19y; 21z.

а) делятся на 2;  б) делится на 5; в) делится на 10, г) делятся на 2, на 5, на 10.

Эталон.

1) а) 30; 46; 260; 410; 522; 610; 740; 876; 914 – кратные 2, т.к. последняя цифра чётная;

б) 30; 260; 325; 410; 610; 740 – кратные 5, т.к. последняя цифра 0 или 5;

в) 30; 260; 410; 610; 740 – кратные 10, т.к. последняя цифра 0;

г) 30; 260; 410; 610; 740 – кратные и 2. и 5, и 10, т.к. последняя цифра 0.

2) а) X = {24; 40; 56}; Y = {36; 70; 90}; Z = {50; 80}, кратные 2, т.к. последняя цифра чётная.

б) X = {40; 65}; Y = {25; 70; 90}; Z = {45; 50; 65; 80}, кратные 5, т.к. последняя цифра 0 или 5.

в) X = {40}; Y = {70; 90}; Z = {50; 80}, кратные 10, т.к. последняя цифра 0.

г) X = {40}; Y = {70; 90}; Z = {50; 80}, кратные и 2. и 5, и 10, т.к. последняя цифра 0.

7. Включение в систему знаний и повторение.

Если, кто-то из учащихся снова допустил ошибки при выполнении задания, то после проверки по эталону они получают индивидуальное задание: №541 (1, 2, 7).

Остальные выполняют № 558 один ученик у доски.

8. Рефлексия деятельности.

– Какой материал повторяли на уроке?

– Какими правилами пользовались?

– С какими трудностями столкнулись в работе?

– Дайте оценку своей работе на уроке?

– Что необходимо повторить для, успешной работы, на последующих уроках?

9. Домашнее задание: №№570, 569 (4), 575*.


№ задания

Выполнено

(«+» или «?»)

№ правила

Исправлено в процессе работы

Исправлено в самостоятельной работе

1

а)

б)

в)

г)

2

а)

б)

в)

г)

6


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54367. Народні свята. День Святого Миколая 81 KB
  Співом його привітаєм Разом пісню заспіваєм Співають пісню Ой хто хто Миколая любить Ой хто хто Миколая любить Ой хто хто Миколаю служить Тому святий Миколай На всякий час помагай Миколаю Ой хто хто спішить в твої двори Того ти на землі й на морі. Все хорониш від напасти Не даєш му в гріхи впасти Миколаю Ой хто хто к ньому прибігає На поміч його призиває Той все з горя вийде ціло Охоронить душу й тіло Миколаю Миколай молися за нами Благаєм тебе зі сльозами Ми тя будем вихваляти Ім'я твоє величати Миколаю 2...
54368. Свято Миколая 62.5 KB
  Коли святий Миколай З небес на землю йде То кожен дім і школа Мов вулик бджіл гуде. Це Святий Миколай. Як затанцюють за вікном сніжинки І білим килимом укриють край То знай що до Івася і Галинки Святий прибуде з неба Миколай. Я не хочу щоб Святий Миколай приходив до вас хвалив за якісь гарні вчинки дарував вам гостинці.
54369. Свято Василя та Меланки 209.5 KB
  Цього дня батько ховається від своїх дітей за символом багатства та щедрості — за пирогами. Діти повинні вдавати, що в цю мить батька не бачать — так велить традиція. Вони мусять запитувати в матері, де ж тато подівся. А «здивована» мати бажає, аби й наступного року діти за пирогами батька не помітили.
54370. Классный час «Милосердие» 61.5 KB
  Суть бескорыстного доброго отношения к человеку хорошо выразил другой римский философ Марк Аврелий: Когда ты сделал комуто добро и это добро принесло плод зачем ты как безрассудный домогаешься еще похвалы и награды за свое доброе дело Видимо сознание сделанного добра высшая награда для человека. Внутренний психический мир человека. Наука изучающая процессы и закономерности психологической деятельности человека.
54371. Смотри, не забудь, человеком будь 110.5 KB
  Какие чувства у вас возникали когда вы смотрели на эти фотографии Заставили ли вас эти фотографии сочувствовать сопереживать Как можно одним словом назвать способность человека к сопереживанию к совершению добрых и бескорыстных поступков по отношению к больным маленьким детям престарелым инвалидам животным да и ко всем живым существам Милосердие Какое сердце должно быть у...
54372. Арифметичні дії зі звичайними дробами 2.61 MB
  Отже яка основна властивість дробів Дощик капає на парту Парасольку я беру Потягнулися до сонця І сховались від дощу. Отже як знайти суму двох дробів з різними знаменниками 4тема. Отже чому дорівнює добуток двох дробів Отже зараз ми виконали певну роботу. Скорочення дробів.
54373. Культура Киевской Руси 24.76 KB
  Первые киевские князья (Олег, Игорь, Святослав, Владимир, Ярослав) стремились расширить территорию государства за счет присоединения не вошедших в состав Киевской Руси славянских племен
54374. Условия возникновения и факторы формирования русской культуры. Становление и развитие культуры Московской Руси 16.87 KB
  Змінна частина слова.Частина слова що стоїть після кореня і служить для утворення нових слів.Частина слова без закінчення.Частина слова що стоїть перед коренем і служить для утворення нових слів.
54375. Літературна гра «Мир Вам» (За творчістю Шолом - Алейхема) 33 KB
  Шолом Алейхем наче співець із цієї легендизі своїм чудовим гумором пафосом людяності й ліризмом сягнув глибин єврейського народного життя яке засіяло в його творах в його творах прозорим свіжим струменем. Кращий знавець біографії ШоломАлейхема. Команди готують афоризми ШоломАлейхема характеризують за ними його як людину.