23772

Понятие отрицания

Конспект урока

Математика и математический анализ

Здравствуйте ребята С чем мы познакомились на прошлом уроке С отрицанием высказываний с законом исключённого третьего. Сегодня мы продолжим работать с отрицанием высказываний. Можно ли утверждать что отрицание утверждения: Число делящееся на 15 делится на 9 построено верно Число делящееся на 15 может не делится на 9. Отрицание построено верно т.

Русский

2013-08-05

31.5 KB

6 чел.

Тема урока: "Понятие отрицания".

Тип урока: "открытие" нового знания.

Основные цели: – тренировать способность к построению отрицаний с учётом закона исключённого третьего;

– повторить и закрепить приёмы устных и письменных вычислений с обыкновенными и десятичными дробями, представление числа в виде суммы разрядных слагаемых.

  1.  Самоопределение к деятельности.

– Здравствуйте, ребята! С чем мы познакомились на прошлом уроке? (С отрицанием высказываний, с законом исключённого третьего).

– Сегодня мы продолжим работать с отрицанием высказываний.

  1.  Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

1. Дан ряд чисел: 2; 2,5; 3; 3,5; 4;…

– Что интересного вы можете сказать о данном ряде чисел? (Каждое последующее число больше предыдущего на 0,5).

– На какие группы можно разбить числа данного ряда? (На множество целых чисел и множество дробей).

– Продолжите ряд на три числа вперёд. (4,5; 5; 5,5)

– Найдите сумму первых пяти членов последовательности удобным способом. (15).

2. Можно ли утверждать, что отрицание утверждения: «Число, делящееся на 15, делится на 9» построено, верно?

Число, делящееся на 15, может не делится на 9. (Отрицание построено верно, т.к. данное утверждение ложно 30 делится на 15, но делится на 9, а отрицание этого утверждения истинно пример тот же).

Индивидуальное задание:

Используя закон исключённого третьего, докажите, что отрицание построено неверно:

«Все числа, оканчивающиеся цифрой 3, делятся на 3». Его отрицание: «Все числа, оканчивающиеся цифрой 3, не делятся на 3»

  1.  Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.

– Что необходимо сделать, что бы выполнить задание? (Надо определить истинность данного высказывания и его отрицания).

–Чему будет посвящён сегодняшний урок? (Мы будем учиться использовать закон логики, для проверки верности построения отрицания высказываний).

4. Построение проекта выхода из затруднения.

– Вернёмся к заданию. Определите истинность данного утверждения. (Данное утверждение ложно, т.к. что бы доказать ложность общего утверждения достаточно привести контрпример: 13 оканчивается цифрой 3, но не делится на 3).

– Определите истинность построенного утверждения. (Построенное утверждение ложно, т.к. 33 оканчивается цифрой 3 и делится на 3).

– Какой вывод вы можете сделать? (Отрицание построено не верно, т.к. не выполняется закон логики).

– Постройте отрицание данного утверждения, что бы выполнялся закон исключённого третьего. (Неверно, что все числа, оканчивающиеся цифрой 3, не делятся на 3).

– Докажите, что отрицание построено верно. (Построенное высказывание истинно, т.к. число 33 делится на 3, закон логики выполнен).

– Подведём итог. Как использовать закон логики для определения правильности построения отрицания? (Необходимо определить истинность данного и построенного утверждения, если оба утверждения истинны или оба ложны, значит отрицание построено не правильно).

– Какие слова являются залогом правильности построения отрицания? (Неверно, что).

  1.  Первичное закрепление во внешней речи.

№№ 5 (1 – 3); 6 (первая строка)

№ 5.

  1.  Оба высказывания ложные;
  2.  Оба высказывания истинные;
  3.  Оба высказывания истинные.

№ 6.

а) Л, т.к. 8,2 лежит во множестве В: 8,2 А;

в) И;

д) Л, А В;

ж) Л, А В  .

  1.  Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

№№ 5 (4); 6 (вторая строка).

Самопроверка проводится по готовому эталону, анализируются и исправляются ошибки.

Эталон:

№ 5 (4)

Данное высказывание ложно и его отрицание ложно.

№ 6

б) И;

г) Л, т.к. 3 принадлежит множеству А, а множество А является подмножеством множества В, значит 3 принадлежит множеству В: 3 В;

е) Л, т.к. С не лежит целиком во множестве В, С В;

з) И, т.к. А В.

  1.  Включение в систему знаний и повторение.

№№ 12, 17 (одну на выбор).

№ 12.

а) 30,75 + 5,6136 = 36,3636;  б) 21,6 – 13,823 = 7,777; в) 7,05 0,0308 = 0,21714;

5,52 + 994,48 = 1000;  406,01 – 75,997 = 330,013; 507,8 3,005 = 1525,939;

г) 15,6672 : 3,84 = 4,08;

0,03729 : 6,78 = 0,0055.

№ 17.

а)

  1.  25 1,2 = 30 (чел.) – во втором отряде;
  2.  30 – 7 = 23 (чел.) – в третьем отряде;
  3.  25 + 30 + 23 = 78 (чел.) – всего отдыхающих;
  4.  78 : 2 = 39 (чел.)

Ответ: в каждой команде по 39 человек.

б)

  1.  38 12 = 456 (кг) – израсходовали за 12 дней;
  2.  1000 – 456 = 544 (кг) – осталось на 16 дней;
  3.  544 : 16 = 34 (кг)

Ответ: по 34 кг.

  1.  Рефлексия деятельности.

– Какая цель стояла перед нами сегодня на уроке? (Научиться определять правильность построения отрицаний).

– Что мы использовали для этого? (Для того, что бы определить правильность построения отрицания используется закон логики).

– В чём суть этого закона? (Данное и построенное утверждение не может быть одновременно истинными или одновременно ложными).

– Какие слова нам помогают правильно построить отрицание? (Неверно, что).

– Оцените свою работу на уроке.

Домашнее задание. П. 1.1.1; №№ 21; 22; 24.