23783

Координатная плоскость. Прямоугольные координаты на плоскости

Конспект урока

Математика и математический анализ

На доске: – Решите уравнения и отметьте точки с такими координатами на координатной прямой. 1 ; О 2 32a=32; Ь 3 ; П 4 a : 01=23 С 5 x 1=1; О 6 2x1=12; Т 7 4у=0 С 8 2х3=х2 Л 9 х: 2 – 7=8 К Дети изображают точки у которых координаты – корни уравнений и получают слово ПЛОСКОСТЬ – Что мы можем изображать на плоскости – Могу я на плоскости изобразить координатный угол – Изобразите на плоскости координатный угол. – Отметьте точки: А2; 5 В5; 2 С3; 0...

Русский

2013-08-05

42.5 KB

17 чел.

4

Урок изучения нового материала  

по курсу математики программы «Школа 2000…»

(технология деятельностного метода)

Тема: «Координатная плоскость. Прямоугольные координаты на плоскости».

          

Школа №1018 г.Москвы, 6 класс

учитель Пермякова Т.Е


Вариант конспекта урока по математике (5-6 класс)

для апробации на экспериментальных

площадках ассоциации «Школа 2000…»

Тема: «Координатная плоскость.

Прямоугольные координаты на плоскости».

Тип урока: «открытие» нового знания.

Урок составила  учитель математики школы №1018 г.Москвы,  Пермякова Т.Е

Основные цели: – сформировать понятие координатной плоскости, способность к определению координат точек и построению точек по их координатам;

повторить и закрепить: понятия модуля числа, решение уравнений и неравенств с модулем.

1. Самоопределение к деятельности.

– Какая тема была на прошлом уроке? (Решение уравнений, решение задач с помощью уравнений.)
– Какие задания были разобраны из раздела на повторение? (Построение точек на координатном угле.)
– Что было задано на дом на повторение? (Построить многоугольник по координатам его вершин.)

– Что получилось у вас? (Страус.)

– А где ещё мы умеем определять координаты точек? (На координатной прямой.)

– Что называется координатной прямой? (Прямая, на которой указано направление, единичный отрезок, начало координат.)

Открывается доска.

– Какие из прямых на рисунке являются координатными прямыми?

     -5  -4    -3   -2   -1   0    1    2    3    4    5    6    7    8    9

                                                                                                                         2

                                                                                                                         1

                                                                                                                                  0

                 -3-2 -1  0  1  2  3  4                                                                          

                                                                                                                        -1

                                                                                                                        -2

                                                                                                                        -3

                  4  3  2  1  0 -1 -2 -3

– Сформулируйте определение координатной прямой, перечислив все существенные признаки.

– Сегодня мы продолжим с вами заниматься координатами точек и, конечно, будем повторять решение уравнений.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

На доске:

– Решите уравнения и отметьте точки с такими координатами на координатной прямой.

1) ;  О         2)  3,2-a=-3,2;  Ь       3)  -;  П     4)  a : (-0,1)=23 С

5) |x|+1=1;    О                  6) 2(x+1)=12; Т         7) -4+у=0    С      8) 2х+3=х-2   Л

9) х: 2 – 7=-8  К

Дети изображают точки, у которых координаты – корни уравнений и получают слово ПЛОСКОСТЬ

– Что мы можем изображать на плоскости?

– Могу я на плоскости изобразить координатный угол?

– Изобразите на плоскости координатный угол.

Дети показывают координатный угол на планшетках, учитель на доске.

– Отметьте точки: А(2; 5), В(5; 2), С(3; 0), Д(2; -1). Е(0; 3), F(-1; 2).

Дети показывают планшетки.

3. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.

– Почему вы не смогли изобразить точки Д (2; -1), F (-1; 2)? (Нет отрицательных чисел в координатном угле.)

– Как же быть?

– Необходимо изменить координатный угол так, что бы можно было выполнить это задание.

– Сформулируйте тему урока. (Новый способ изображения точек, координатами которых являются отрицательные числа).

4. Построение проекта выхода из затруднения.

– Что необходимо изменить, с помощью чего мы могли изображать точки с отрицательными координатами? (Чтобы изображать точки с отрицательными координатами, необходима координатная прямая).
– Можем ли мы сделать координатные прямые? (Да, продолжим координатные лучи за их начало.)

Дети работают на планшетках, учитель на доске.

– Что у нас получилось? (Две пересекающиеся координатные прямые).

– Что они образовали? (Координатную плоскость.)

– Уточните тему и цель урока. (Координатная плоскость, научится изображать точки на координатной плоскости).
– Сформулируйте определение координатной плоскости. (Пара перпендикулярных координатных прямых, с общим началом).

– Как назвать их общее начало и координатные прямые? (Начало отсчёта, ось абсцисс, ось ординат).

– Что, ещё необходимо для того, что бы можно изобразить точки на плоскости? (Необходимо задать единичный отрезок).
– На сколько частей разбивают координатную плоскость оси координат? (На четыре части)

– Как можно назвать эти четыре области? (Координатные четверти)

– Правильно. Координатные четверти нумеруют против часовой стрелки. (Учитель отмечает на доске, дети в тетрадях).

5. Первичное закрепление во внешней речи.

– Теперь вы сможете выполнить предложенное в чале урока задание? (Да)

Один ученик у доски выполняет задание с подробным объяснением.

Д (2; -1), F (-1; 2)

Для того, что бы отметить точку Д необходимо отложить на оси абсцисс 2 единичных отрезка вправо от 0, а на оси ординат 1 единичный отрезок вниз, провести через получившиеся точки перпендикулярные прямые до пересечения, точка пересечения и есть искомая точка Д. (Аналогично объясняется построение точки F).

№ 169 – в парах

6. Самостоятельная работа самопроверкой по эталону.

Учащиеся самостоятельно в тетрадях изображают точки с координатами: А(2;-1),

В(-3;-5), С(-1;0), D(2;0), E(0;-3), F(0;6)

Проводится самопроверка по эталону. Проводится анализ и исправление допущенных ошибок.

– Что интересного в расположении точек C и D, E и F. (Точки C и D лежат на оси абсцисс, а точки E и F – на оси ординат).

– Какой мы можем сделать вывод? (Точки, у которых вторая координата равна 0, лежат на оси абсцисс, а точки, у которых первая координата равна 0, лежат на оси ординат).

7. Включение в систему знаний и повторение.

1) Учащиеся решают по рядам: первый ряд - № 177(а),

                                                 Второй ряд - № 177(б)

                                                 Третий ряд - № 177(в)

После построения четырехугольников учащиеся перечисляют свойства прямоугольника, квадрата, параллелограмма.

2) Практическая работа:

У учащихся на столах карточки.

Каждая точка с целочисленными координатами обозначается буквой. Расшифруй запись.
1 вариант: на чертеже изображены точки с координатами И(-1;3). Е(-2;0). Д(1;0), Л(0;1), А(1;2), У(2;0), Н(3,;2), О(1;-1), Ц(0;-2), М(2;-3)

Учащиеся должны по координатам точек расшифровать слово.

2 вариант: на чертеже изображены точки с координатами И(-1;3), Д(-1;0), Е(-2;0), Л(0;1), А(1;2), У(2;0), Н(3;2), О(1;-1), Ц(0;-2), М(-2;-3)

Учащиеся должны по координатам точек расшифровать слово.

– Прочитайте, что у Вас получилось?

МОЛОДЕЦ   УМНИЦЫ

– Я думаю, это написано про Вас.

8. Рефлексия деятельности

– Что нового мы узнали на уроке? (Вывели понятие координатной плоскости).

– Что же такое координатная плоскость? (Дают определение).

– Какие знания нам помогли определить новое понятие? (Координатный угол, координатная прямая).

– Проанализируйте и оцените свою деятельность на уроке.

Домашнее задание: п. 3. 4. 1, №№ 196, 197 (а), 203.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57411. The World We Live In - Мир, в котором мы живем. Урок–конференция 55.5 KB
  Председатель жюри: критерии оценки выработаны предварительно: оценивается глубина научность и актуальность проектной работы объем материала наличие продукта работы презентация и др.
57412. Образ берёзы в творчестве Есенина 52.5 KB
  Цель: Знакомство со стихами С. Есенина и фактами из его биографии; совершенствование умения учащихся анализировать поэтический текст на примере произведений Есенина...
57413. Нравственная проблематика сцены «Ночь. Келья в Чудовом монастыре из трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов» 899 KB
  Цель: опираясь на анализ сцены, её образов, добиться целостного осмысления данного эпизода трагедии под углом зрения выбранной проблемы; повторить понятие нравственной проблемы произведения; работать над выразительным чтением.
57414. С. Козлов «Снежный цветок» 1010.5 KB
  Цель Анализ пьесы. Задачи урока Повторение основных особенностей пьесы как жанра; Совершенствование навыка чтения; Обогащение словарного запаса, расширение кругозора учащихся; Воспитание дружеского отношения, чувства товарищества и взаимопомощи.
57415. Пушкин, о Пушкине, с Пушкиным 184 KB
  Пушкина; воспитание эстетического вкуса у учащихся. Пушкина; мультимедийный проектор с экраном; презентация; музыкальное оформление: романс Метнера на слова Пушкина Цветок на мультимедийном компакт-диске Очарование романса...