23783

Координатная плоскость. Прямоугольные координаты на плоскости

Конспект урока

Математика и математический анализ

На доске: Решите уравнения и отметьте точки с такими координатами на координатной прямой. 1 ; О 2 32a=32; Ь 3 ; П 4 a : 01=23 С 5 x 1=1; О 6 2x1=12; Т 7 4у=0 С 8 2х3=х2 Л 9 х: 2 7=8 К Дети изображают точки у которых координаты корни уравнений и получают слово ПЛОСКОСТЬ Что мы можем изображать на плоскости Могу я на плоскости изобразить координатный угол Изобразите на плоскости координатный угол. Отметьте точки: А2; 5 В5; 2 С3; 0...

Русский

2013-08-05

42.5 KB

18 чел.

4

Урок изучения нового материала  

по курсу математики программы «Школа 2000…»

(технология деятельностного метода)

Тема: «Координатная плоскость. Прямоугольные координаты на плоскости».

          

Школа №1018 г.Москвы, 6 класс

учитель Пермякова Т.Е


Вариант конспекта урока по математике (5-6 класс)

для апробации на экспериментальных

площадках ассоциации «Школа 2000…»

Тема: «Координатная плоскость.

Прямоугольные координаты на плоскости».

Тип урока: «открытие» нового знания.

Урок составила  учитель математики школы №1018 г.Москвы,  Пермякова Т.Е

Основные цели: – сформировать понятие координатной плоскости, способность к определению координат точек и построению точек по их координатам;

повторить и закрепить: понятия модуля числа, решение уравнений и неравенств с модулем.

1. Самоопределение к деятельности.

– Какая тема была на прошлом уроке? (Решение уравнений, решение задач с помощью уравнений.)
– Какие задания были разобраны из раздела на повторение? (Построение точек на координатном угле.)
– Что было задано на дом на повторение? (Построить многоугольник по координатам его вершин.)

– Что получилось у вас? (Страус.)

– А где ещё мы умеем определять координаты точек? (На координатной прямой.)

– Что называется координатной прямой? (Прямая, на которой указано направление, единичный отрезок, начало координат.)

Открывается доска.

– Какие из прямых на рисунке являются координатными прямыми?

     -5  -4    -3   -2   -1   0    1    2    3    4    5    6    7    8    9

                                                                                                                         2

                                                                                                                         1

                                                                                                                                  0

                 -3-2 -1  0  1  2  3  4                                                                          

                                                                                                                        -1

                                                                                                                        -2

                                                                                                                        -3

                  4  3  2  1  0 -1 -2 -3

– Сформулируйте определение координатной прямой, перечислив все существенные признаки.

– Сегодня мы продолжим с вами заниматься координатами точек и, конечно, будем повторять решение уравнений.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

На доске:

– Решите уравнения и отметьте точки с такими координатами на координатной прямой.

1) ;  О         2)  3,2-a=-3,2;  Ь       3)  -;  П     4)  a : (-0,1)=23 С

5) |x|+1=1;    О                  6) 2(x+1)=12; Т         7) -4+у=0    С      8) 2х+3=х-2   Л

9) х: 2 – 7=-8  К

Дети изображают точки, у которых координаты – корни уравнений и получают слово ПЛОСКОСТЬ

– Что мы можем изображать на плоскости?

– Могу я на плоскости изобразить координатный угол?

– Изобразите на плоскости координатный угол.

Дети показывают координатный угол на планшетках, учитель на доске.

– Отметьте точки: А(2; 5), В(5; 2), С(3; 0), Д(2; -1). Е(0; 3), F(-1; 2).

Дети показывают планшетки.

3. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.

– Почему вы не смогли изобразить точки Д (2; -1), F (-1; 2)? (Нет отрицательных чисел в координатном угле.)

– Как же быть?

– Необходимо изменить координатный угол так, что бы можно было выполнить это задание.

– Сформулируйте тему урока. (Новый способ изображения точек, координатами которых являются отрицательные числа).

4. Построение проекта выхода из затруднения.

– Что необходимо изменить, с помощью чего мы могли изображать точки с отрицательными координатами? (Чтобы изображать точки с отрицательными координатами, необходима координатная прямая).
– Можем ли мы сделать координатные прямые? (Да, продолжим координатные лучи за их начало.)

Дети работают на планшетках, учитель на доске.

– Что у нас получилось? (Две пересекающиеся координатные прямые).

– Что они образовали? (Координатную плоскость.)

– Уточните тему и цель урока. (Координатная плоскость, научится изображать точки на координатной плоскости).
– Сформулируйте определение координатной плоскости. (Пара перпендикулярных координатных прямых, с общим началом).

– Как назвать их общее начало и координатные прямые? (Начало отсчёта, ось абсцисс, ось ординат).

– Что, ещё необходимо для того, что бы можно изобразить точки на плоскости? (Необходимо задать единичный отрезок).
– На сколько частей разбивают координатную плоскость оси координат? (На четыре части)

– Как можно назвать эти четыре области? (Координатные четверти)

– Правильно. Координатные четверти нумеруют против часовой стрелки. (Учитель отмечает на доске, дети в тетрадях).

5. Первичное закрепление во внешней речи.

– Теперь вы сможете выполнить предложенное в чале урока задание? (Да)

Один ученик у доски выполняет задание с подробным объяснением.

Д (2; -1), F (-1; 2)

Для того, что бы отметить точку Д необходимо отложить на оси абсцисс 2 единичных отрезка вправо от 0, а на оси ординат 1 единичный отрезок вниз, провести через получившиеся точки перпендикулярные прямые до пересечения, точка пересечения и есть искомая точка Д. (Аналогично объясняется построение точки F).

№ 169 – в парах

6. Самостоятельная работа самопроверкой по эталону.

Учащиеся самостоятельно в тетрадях изображают точки с координатами: А(2;-1),

В(-3;-5), С(-1;0), D(2;0), E(0;-3), F(0;6)

Проводится самопроверка по эталону. Проводится анализ и исправление допущенных ошибок.

– Что интересного в расположении точек C и D, E и F. (Точки C и D лежат на оси абсцисс, а точки E и F – на оси ординат).

– Какой мы можем сделать вывод? (Точки, у которых вторая координата равна 0, лежат на оси абсцисс, а точки, у которых первая координата равна 0, лежат на оси ординат).

7. Включение в систему знаний и повторение.

1) Учащиеся решают по рядам: первый ряд - № 177(а),

                                                 Второй ряд - № 177(б)

                                                 Третий ряд - № 177(в)

После построения четырехугольников учащиеся перечисляют свойства прямоугольника, квадрата, параллелограмма.

2) Практическая работа:

У учащихся на столах карточки.

Каждая точка с целочисленными координатами обозначается буквой. Расшифруй запись.
1 вариант: на чертеже изображены точки с координатами И(-1;3). Е(-2;0). Д(1;0), Л(0;1), А(1;2), У(2;0), Н(3,;2), О(1;-1), Ц(0;-2), М(2;-3)

Учащиеся должны по координатам точек расшифровать слово.

2 вариант: на чертеже изображены точки с координатами И(-1;3), Д(-1;0), Е(-2;0), Л(0;1), А(1;2), У(2;0), Н(3;2), О(1;-1), Ц(0;-2), М(-2;-3)

Учащиеся должны по координатам точек расшифровать слово.

– Прочитайте, что у Вас получилось?

МОЛОДЕЦ   УМНИЦЫ

– Я думаю, это написано про Вас.

8. Рефлексия деятельности

– Что нового мы узнали на уроке? (Вывели понятие координатной плоскости).

– Что же такое координатная плоскость? (Дают определение).

– Какие знания нам помогли определить новое понятие? (Координатный угол, координатная прямая).

– Проанализируйте и оцените свою деятельность на уроке.

Домашнее задание: п. 3. 4. 1, №№ 196, 197 (а), 203.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8492. Программирование микроконтроллеров MCS-51 1007.5 KB
  Программирование микроконтроллеров MCS-51 Приведены технические характеристики и функциональные возможности популярных микроконтроллеров семейства MCS-51, выпускаемых ведущими компаниями мира. Рассмотрены особенности программной модели микроконтролл...
8493. Экономика и управление предприятием: Конспект лекций 2.45 MB
  Экономика и управление предприятием: Конспект лекций СОДЕРЖАНИЕ Тема 1. Предмет и задачи курса. Предмет курса. Задачи курса Тема 2. Место и роль организации (фирмы) в обществе. Роль организации (фирмы) в современном обществе. Производст...
8494. Материаловедение. Шпаргалка. Межатомное взаимодействие 2.4 MB
  Межатомное взаимодействие. Между двумя атомами действует сила притяжения. Природе является кулоновской, следовательно, она убывает обратно пропорционально квадрату расстояния между атомами. Помимо силы притяжения, между атомами действует и сила...
8495. Начертательная геометрия. Курст лекций 541.5 KB
  Введение в курс. Курс лекций Начертательная геометрия в которой рассматриваются следующие основные вопросы : 1) Построение изображений или чертежей предметов 2) Решение геометрических задач в пространстве при помощи чертежей на плоскости. Нач...
8496. Административно - правовая охрана общественной безопасности личности и общественного порядка 295.5 KB
  Административно - правовая охрана общественной безопасности личности и общественного порядка Введение Современные проблемы обеспечения административно-правовой охраны общественного порядка и общественной безопасности личности имеют комплексный, мног...
8497. Исследование P-N перехода 2.3 MB
  Исследование p-n перехода Методические указания содержат три основных раздела: теорию, описание экспериментальной установки и порядок выполнения работы. В теоретической части изложены: зонная теория электропроводности твердого тела, выпрямляющее дей...
8498. Тепловой и динамический расчет бензинового двигателя внутреннего сгорания ВАЗ-2103 458.22 KB
  Тепловой и динамический расчет бензинового двигателя внутреннего сгорания ВАЗ-2103 Введение Тепловой расчет двигателя служит для определения параметров рабочего тела в цилиндре двигателя, а также оценочных показателей рабочего процесса, для оценки м...
8499. Древнеиндийская философия 134 KB
  Древнеиндийская философия Индийская культура является одной из самых древних на Земле. Древнейшие письменные источники датируются III тысячелетием до н.э. Чаще всего тексты высекались на камне, металлических пластинах, дереве, а также на керамике. ...
8500. Китайская хохлатая собака 1.28 MB
  Китайская хохлатая собака. С тех пор как в 1965 году китайская хохлатая собака была вновь завезена в Великобританию, интерес к этой породе значительно вырос. Тщательное выведение породы и расширение знаний в области генетики...