23787

Решение уравнений с модулями

Конспект урока

Математика и математический анализ

Мотивация к учебной деятельности Цель: 1 включение учащихся в учебную деятельность; 2 организовать определение типа урока; 3 организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок: уравнения; 4 создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность. Самостоятельная деятельность по известной норме и организация учебного затруднения Цель: 1 организовать самостоятельное воспроизведение способов действий достаточных для построения нового способа действий; 2 зафиксировать...

Русский

2013-08-05

108 KB

34 чел.

Урок 89

Тип урока: ОНЗ

Тема урока: «Решение уравнений с модулями»

Автор: Л.А. Грушевская

Основные цели:

1) сформировать умение применять алгоритм при решении уравнений с модулями;

2) формировать способность строить алгоритмы на пример алгоритма решения уравнений с модулями;

3) тренировать умение изображать решение неравенств на координатной плоскости, раскладывать многочлены на множители.

Оборудование.

Демонстрационный материал:

1) определение модуля:

                             а =

2) пробное задание:

|kх + b| = c

3) алгоритм решения уравнений с модулем:

Алгоритм решения уравнения с модулем (k  0)

4) карточка с вопросами для этапа рефлексии (из предыдущих уроков).

5) план работы:

1. Перечислить, какие значения может принимать с.

2. Для каждого случая, решить уравнение, для случая, когда k  0.

3. Сформулировать алгоритм решения уравнения с модулем.

Раздаточный материал:

1) подробный образец выполнения задания в парах:

367 (з, и)

е)  3 9d + 11 = 12;                                   и)  6k – 2 + 7k + 1 – 3k  = 7;

       3 9d + 11 = 12;                                        6k – 2 + 7k + 1 – 3k  = 7;

    Ответ:                                                                 10k – 1 = 7;

                                                                                10k – 1 = 7;          10k – 1 = 7;

                                                                                      10k = 8;                10k =  6;

                                                                                         z = 0,8                   z = 0,6

                                                                      Ответ: { 0,6; 0,8}

2) эталон для самопроверки самостоятельной работы:

 367 (г, е)

г) 3 + 2а  = − 4;

Ответ: {}

Определить знак с: с < 0.

Уравнение не имеет решений

Записать ответ.

е)   6b  4 = 3;

        6b  4 =  3;

Ответ:

Определить знак с: с < 0.

Уравнение не имеет решений

Записать ответ.

3) карточка для рефлексии:

1. Я знаю, как решать уравнения с модулем_______________________________________

2. Я знаю, как решать линейные уравнения_______________________________________

3. Я научился решать уравнения с модулем_______________________________________

4. В самостоятельной работе у меня возникли затруднения___________________________

_____________________________________________________________________________

5. В самостоятельной работе у меня не было затруднений____________________________

4) блоки алгоритма:

Определить знак с.

Уравнение не имеет решений

Найти решение уравнения

kх + b = с

Найти решение уравнения

kх + b = –с

Да

Нет

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

Цель:

1) включение учащихся в учебную деятельность;

2) организовать определение типа урока;

3) организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок: уравнения;

4) создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Организация учебного процесса на этапе 1:

Здравствуйте, ребята. Какой темой вы начали заниматься на прошлых уроках?

Что вы узнали и чему уже научились?

Сегодня вы продолжите работать с уравнениями и сделаете новые открытия. Как вы будете открывать новое?

На доске можно записать: «Решение уравнений».

2. Самостоятельная деятельность по известной норме и организация учебного затруднения

Цель:

1) организовать самостоятельное воспроизведение способов действий, достаточных для построения нового способа действий;

2) зафиксировать воспроизведённые способы действий в речи;

3) зафиксировать воспроизведённые способы действий в знаках (эталоны);

4) организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания: анализ, сравнение, обобщение;

5) организовать обобщение актуализированных способов действий;

6) организовать представление спектра заданий, требующих использование нового способа действия;

7) организовать анализ пробного задания и возможности его выполнения;

8) организовать фиксацию возможных затруднений учащимися.


Организация учебного процесса на этапе 2:

Начнёте работу с выполнения заданий из учебника, откройте учебник.

Выполните в группах  363. Первая группа оформляет а) на планшетке, Вторая группа б) оформляет на планшетке, третья группа в), четвёртая группа г). Все задания выполняются в тетрадях.

а) А(3), В(8);    в) А(3), В(–8);

ОА = 3; ОВ = 8;   ОА = 3; ОВ = 8;

б) А(–3), В(8);   г) А(–3), В(–8)

ОА = 3; ОВ = 8;   ОА = 3; ОВ = 8

Что вы замечаете?

Как с помощью модуля можно записать расстояние от точек А и В до начала координат? (|3| = 3; |8| = 8; | 8| = 8; | 3| = 3.)

А теперь выполните  364.

Задание выполняется всеми учащимися, если в классе используются планшетки, то ответ на каждый пример показываются учителю на планшетках. Если будут ошибки, то попросить рассказать, как найден ответ в примере, который вызвал затруднение.

а) –5 + –7  = 12;         г) –3,2    2  = 6,4;        ж) –1,1    –5  : 11 = 0,5;

б) – 4,2 + 3,6 = 0,6;        д) –6,4    –0,5  = 3,2;   з) 3,9 : –1,3    4,1  = 12,3;

в) – 1,8 –3 + –1,5 = 3,3;  е) 8,1 : –3  = 2,7;        и) –7,6    –7  : –1,9 = 28.

Чем вы пользовались при выполнении задания?

На доску вывешивается карточка Д1.

Что вы видите на доске?

Используя, данное определение модуля выполните 365.

Первая группа выполняет первый столбик, вторая второй столбик, третья третий, четв1ртая первый столбик и т.д.

Все учащиеся работают в тетрадях, каждая группа оформляет свои задания на планшетках (плёнках).

а)  х = 5;  г) t  = –3,4; ж) – 0,5c  = 0;

Ответ: { 5; 5} Ответ:  Ответ: {0}

б)  у = –4;  д) 2a  = 0;  з) – d  = –7;

Ответ:  Ответ: {0}  Ответ: { 7; 7}

в) z  = 2,1;      е) –3b  = 0;

Ответ: { 2,1; 2,1} Ответ: {0}

Какими могут быть решения у уравнения с модулем?

А теперь решите из 366

Группы решают все три уравнения, и результаты вывешивают на доску. Каждый из примеров комментирует одна из групп.

а)  х − 4 = 2;  в) 2х + 9 = – 1; ж) − 3 – 6x  = 0;

х − 4 = 2;     х − 4 = 2;    Ответ:       − 3 – 6x = 0;

х = 2 + 4;      х = 2 + 4;         – 6x = 3;

х = 6             х = 2     x = − 0,5

Ответ: {6; 2}      Ответ: {− 0,5}

Что вы сейчас повторили?

Каким будет следующее задание?

На доску вывешивается карточка с уравнением (Д2).

Посмотрите на пробное задание и сформулируйте свою цель и тему урока. (Научиться решать уравнения с модулем. Тема урока «Решение уравнений с модулем».)

Решите уравнение.

У кого нет результата?

Сформулируйте своё затруднение? (Я не могу решить уравнение с модулем.)

Для кого это задание не явилось пробным заданием?

Вы уверены, что правильно решили уравнение?

Что вы не можете сделать? (Я не могу точно сказать, что правильно решил уравнение с модулем.)

− Что теперь вы должны сделать?

3. Выявление места и причины затруднения

Цель:

1) организовать восстановление выполненных операций;

2) организовать соотнесение возможных действий с используемыми эталонами (алгоритмом, понятием и т.д.);

3) организовать фиксацию места (шага, операции), где возникло затруднение;

4) на этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще;

5) организовать составление текста по фиксации места и причины выявленных затруднений.

Организация учебного процесса на этапе 3:

Работая в группах, сформулируйте, какое задание вы должны были выполнить, определите место и причину возникшего затруднения. (Надо было решить уравнение с модулем в общем виде, не понятно, каким эталоном можно воспользоваться, нет алгоритма решения уравнений с модулем.)

Одна из групп озвучивает результат обсуждения, остальные при необходимости уточняют, дополняют.

− Что дальше вы должны сделать?

4. Построение проекта выхода из затруднения

Цель:

организовать построение проекта выхода из затруднения:

учащиеся ставят цель проекта (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения);

учащиеся уточняют и согласовывают тему урока;

учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники и т.д.);

учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели;

Организация учебного процесса на этапе 4:

− Работая в группах, сформулируйте цель вашей дальнейшей деятельности.

Одна из групп озвучивает цель.

Цель: построить алгоритм решения уравнений с модулем.

Средство: определение модуля.

План строится в подводящем диалоге.

План:

1. Перечислить, какие значения может принимать с.

2. Для каждого случая, решить уравнение, для случая, когда k  0.

3. Сформулировать алгоритм решения уравнения с модулем.

План вывешивается на доску (Д5).

5. Реализация построенного проекта

Цель:

1) организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом;

2) анализ полученных результатов в форме коммуникативного взаимодействия;

3) организовать фиксацию нового способа действия в речи;

4) организовать фиксацию нового способа действия в знаках (с помощью эталона);

5) организовать фиксацию преодоления затруднения;

6) организовать уточнение общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа).

Организация учебного процесса на этапе 5:

Работа организуется в группах. Каждая группа выполняет задание на форматках. Все форматки вывешиваются на доску, анализируется результаты выполнения задания, одна из групп озвучивает результаты своей работы:

|kх + b| = c

Если c > 0, то по определению модуля kх + b = c или kх + b =  c

                                                                kх = c  b        kх =  c  b

                                                                х =        х =

Если c < 0, то уравнение не имеет решения

Учащиеся продолжают работать в группах. Для ускорения работы можно предложить блоки алгоритма (Р4).

Согласованный вариант алгоритм вывешивается на доску (Д3).

Вы достигли поставленной цели?

Какие задания вы теперь сможете выполнять?

Что теперь вы должны сделать?

6. Первичное закрепление во внешней речи

Цель:

организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи.

Организация учебного процесса на этапе 6:

Задание выполняется у доски с проговариванием.

367 (д, ж).

д) − | 3c – 18 | = 0;

| 3c – 18 | = 0;

3c – 18 = 0;

3с = 18;

с = 6

Ответ: {6}

ж)  u + 6 4u = 3

u + 6 4u = 3;  u + 6 4u = 3;

3u = 3 6;   3u = 3 6;

3u = − 3;   3u = 9;

u = 3 : ( 3);  u = 9 : ( 3);

u = 1;   u = 3

Ответ: {1; 3}

Следующие задания выполняются в парах.

367 (з, и)

После выполнения задания группам представляется образец выполнения заданий (Р−1), проводится анализ возникших затруднений, ошибки исправляются.


7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель:

1) организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;

2) организовать самостоятельное соотнесение работы с эталоном для самопроверки;

3) по результатам выполнения самостоятельной работы организовать составление текста рефлексии деятельности по применению нового способа действия.

Организация учебного процесса на этапе 7:

Что дальше необходимо сделать?

Для самостоятельной работы учащимся предлагается выполнить 367 (г, е);

Учащиеся выполняют самостоятельную работу, указывая правила, алгоритмы, которые использовали при выполнении заданий и проводят самопроверку по эталону для самопроверки (Р2).

− Проанализируйте в группах результаты выполнения самостоятельной работы:

  •  назовите, какие эталоны использовали при выполнении заданий;
  •  назовите, в каких местах и почему возникли затруднения.

Организаторы озвучивают результаты анализа работ.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

1) тренировать умение использовать новые знания при решении задач;

2) тренировать умение изображать решение неравенств на координатной плоскости, раскладывать многочлены на множители.

Организация учебного процесса на этапе 8:

372 (а).

Задание выполняется у доски с комментарием.

Пусть х одно число, тогда второе число х + 8. По условию частное чисел равно 2:

;   

х = 2(х + 8);   х + 8 = 2х;

х = 2х + 16;   х  2х = 8;

х  2х = 16;    х = 8;

 х = 16;      х = 8;

  х = 16

16; 8   8; 16

Ответ: искомые числа 16 и 8 или 8 и 16.

387 (в, е).

Задание выполняется у доски с комментарием.

в) –5  x < 6; 2 < у 9;   е)  x    5;  у  > 3

                     у                                                    5 < х < 5     y < 3; y > 3

                                                                                                  у

                                                                                                     0                          х

                        0                                х

      5                                 6

389 (а, в, д)

Задание выполняется у доски с комментарием.

а) a6 – 2a3b + b2 = (а3)2  2 ∙ а3b + (b)2 = (a3  b)2;

в) 49x4 – 25y6 = (7x2)2  (5y3)2 = (7x2  5y3)(7x2 + 5y3);

д) n3 – 6n2p + 12np2 – 8p3 = (n)3 – 3 ∙ n2 ∙ 2p + 3 ∙ n ∙ (2p)2 – (2p)3 = (n  2p)3.

9. Рефлексия деятельности на уроке

Цель:

1) организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке;

2) организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;

3) организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке;

4) организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности;

5) организовать обсуждение и запись домашнего задания;

6) организовать составление текста по рефлексии деятельности на уроке.

Организация учебного процесса на этапе 9:

Что необходимо сделать в конце урока.

Работая, в группах вы должны ответить на следующие вопросы?

  •  Что нового вы сегодня узнали?
  •  Какую цель вы ставили перед собой?
  •  Вы достигли поставленной цели?
  •  Какие знания вы использовали при достижении цели?
  •  Как вы открывали новые знания?
  •  Успешной была ваша работа на уроке?

На доску вывешиваются вопросы для рефлексии (Д4).

Группы проводят рефлексию своей деятельности

А теперь каждый из вас проанализируйте свою работу.

Учащиеся получают карточку рефлексии (Р3), заполняют её.

Домашнее задание:

Алгоритм, №№ 394 (д, е, ж, з); 402 (а), 407 (два на выбор); 409 (а, в, д).


а, если
а ≥ 0,

 а, если а < 0.

Определить знак с.

           с < 0?

Уравнение не имеет решений

Да

ет

Найти решение уравнения

kх + b = с

Найти решение уравнения

kх + b = –с

Записать ответ

с < 0?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75962. Характерные черты становления рыночной экономики в РФ 19.88 KB
  Черты становления рыночной экономики в России: отечественный экономист А. Смирнов на долю частной собственности в экономике России в 1914 г. В России даже в период промышленного подъема 1909 1913 гг. Значительно выросла доля России в мировом промышленном производстве накануне Первой мировой войны она занимала пятое место в мире после США Германии Англии Франции.
75963. Эволюция партийно-политической системы РФ в начале 21 века 18.23 KB
  Резкий рост численности партий. При этом реальное влияние на политический процесс, включая законотворческую деятельность, оказывали не более пяти-шести партий. Как показала практика избирательных кампаний, многие партии изначально создавались для сугубо политтехнологических целей
75964. Беловежские соглашения - исторический смысл и дискуссионные проблемы 19.6 KB
  БЕЛОВЕ́ЖСКИЕ СОГЛАШЕ́НИЯ термин используемый для обозначения соглашения подписанные 8 декабря 1991 высшими руководителями России Белоруссии и Украины о роспуске СССР и образовании Содружества независимых государств СНГ. Смысл: После попытки ГКЧП в августе 1991 реальная власть перешла в руки республиканских правящих элит и президент СССР М. а 5 декабря Кравчук объявил что Украина денонсирует договор 1922 о создании СССР. Тогда Кравчук Ельцин и Шушкевич собрались в Беловежской пуще для решения вопроса о сохранении СССР.
75965. Декларация о государственном суверенитете РСФСР - условия принятия и исторический смысл 17.91 KB
  Декларация о государственном суверенитете РСФСР политикоправовой акт ознаменовавший начало конституционной реформы в РСФСР где суверенитет рассматривается как естественное и необходимое условие существования российской государственности. Условия: Декларация была принята Первым Съездом народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 года и подписана Председателем Верховного Совета РСФСР Б. Значение исторический смысл: Помимо провозглашения суверенитета РСФСР и намерения создать демократическое правовое государство в составе обновлённого Союза...
75966. Шоковая терапия и ее исторические последствия 53 KB
  Шоковая терапия - пропагандистское (газетное) название, с легкой руки некоторых публицистов приклеившееся к политике, которую начало проводить, придя к власти, реформаторское правительство Ельцина-Гайдара – политике стабилизации экономики. (попытка России перейти к Рыночной Экономике)
75967. Норманская и антинорманская теории: дискуссия закончена 15.84 KB
  Норманская теория происхождения древнерусского государства: это направление в историографии которое склоняется к тому что варяги и скандинавы норманы стали основателями Киевской Руси то есть первого восточнославянского государства основоположники Бейер и Миллер. Ломоносов подверг уничтожающей критике все основные положения этой антинаучной концепции генезиса Древней Руси. Оно могло происходить не только вследствие тесного общения скандинавов и славян но просто по тому что все первые князья на Руси а значит законная власть...
75968. Русь и Византия. Русь и Степь: система взаимовлияний и неоднозначность трактовок 17.05 KB
  Русь и Степь: система взаимовлияний и неоднозначность трактовок Направления византийского влияния: Византия помогала Руси стать православным государством. Принятие на Руси христианства резко усилило влияние византийской культуры. Крещение Руси по православному обряду ввело киевского князя в круг европейских монархов и позволило использовать типичный для Средневековья способ закрепления дип. Крещение Руси также дало нам славянскую азбуку и приобщило к европейской культурной традиции.
75969. Евразийская идея в российской истории: представители, концепция, критика 18.4 KB
  Евразийское движение родилось в 20-е годы в Европе в среде российской эмигрантской интеллигенции. Само имя движения говорит за себя. Евразийство – это культурно-историческая концепция, в которой Россия рассматривается как Евразия
75970. И.А. Ильин о сущности русской идеи 16.89 KB
  В этих фразах и заключается мысль о том что идея должна быть основана на народных особенностях и только это сможет обеспечить достойную жизнь народа на земле сделает возможным исполнение его исторического призвания. Если же говорить о самой сущности то Ильин утверждает: Русская идея есть идея сердца. Эта идея конечно же корнями уходит в православное христианство которое русский человек принял не от меча не по расчету не страхом и не умственностью а чувством добротою совестью и сердечным созерцанием. Таким образом русская...