23797

Циклы. Цикл с параметром

Конспект урока

Информатика, кибернетика и программирование

Цели: Образовательные: познакомить обучающихся с понятием цикл тело цикла с синтаксисом записи цикла с параметром изучить цикл с параметром и рассмотреть простейшие задачи с параметром; Развивающие: развивать познавательные интересы умение использовать приобретенные знания и умения повышение интереса к занятиям информатикой; Воспитательные: воспитывать информационную культуру учащихся внимательность аккуратность дисциплинированность усидчивость формировать самостоятельность и ответственность при работе с компьютером....

Русский

2013-08-05

514 KB

191 чел.

План-конспект урока на тему:

Циклы. Цикл с параметром.

проведённого в 9Б классе МОУ СОШ №8 г.Бирска

студенткой 43 группы физико-математического

факультета БирГСПА Хажиевой А.Т.


Тема: Циклы. Цикл с параметром.

Тип урока: Изучение новой темы.

Цели:

  •    Образовательные: познакомить обучающихся с понятием цикл, тело цикла,  с синтаксисом записи цикла с параметром, изучить цикл с параметром и рассмотреть простейшие задачи с параметром;
  •   Развивающие: развивать познавательные интересы, умение использовать приобретенные знания и умения, повышение интереса к занятиям информатикой;
  •   Воспитательные: воспитывать информационную культуру учащихся, внимательность, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость, формировать  самостоятельность и ответственность при  работе с компьютером.

   Ученик должен знать и уметь:   

знать, что такое цикл;

знать, что такое тело цикла;

уметь записывать синтаксис цикла с параметром;

уметь выделять отличие цикла с параметром и циклов с условием;

уметь решать простейшие задачи цикла с параметром;

уметь оформлять  задачи с циклом за компьютерами.

Формы и методы: демонстрация, объяснение, беседа, лабораторная работа.

Оборудование: доска, мел, мультимедийный проектор, компьютеры.

Согласовано:

Подпись учителя:_________________ / Бочкарева Л.А./

Подпись методиста:_______________ / Шагиева Ф.И./

План урока:

  1.  Орг. момент. Цели и план работы на уроке (3 мин)
  2.  Теоретическая часть. Изучение нового материала (25 мин)
  3.  Практическая часть. Закрепление (10 мин)
  4.   Итог урока (2 мин)

Ход урока.

  1.  Орг. момент. Цели и план работы на уроке (3 мин)

Учитель:  Здравствуйте! Садитесь.

 Сегодня  мы перейдем к изучению нового раздела . Откройте тетради, запишите число и тему урока: «Циклы. Цикл с параметром ».

Слайд 1

  1.  Теоретическая часть. изучение нового материала(25 мин)

Учитель: Ребята, скажите, вы где-нибудь уже встречались со словом цикл?

Ученик:     Ответы учеников.

Учитель:  Верно. И какое мы можем вывести определение цикла?

Ученик:    Цикл-многократно повторяющееся действия.

Учитель:  Верно. А что такое тело цикла?

Ученик: Серия каких-то команд, действия.

Учитель: Как вы думаете что может включать в себя тело цикла?

Ученик: Операторы, команды.

Учитель: А теперь посмотрите на слайд и запишите данные понятия.

Слайд 2

Учитель:  В алгоритмическую структуру «цикл» входит серия команд, выполняемая многократно. Такая последовательность команд называется телом цикла.

Циклические алгоритмические структуры бывают двух типов:

• циклы с параметром (со счетчиком), в которых тело цикла выполняется определенное количество раз;

• циклы с условием, в которых тело цикла выполняется, пока условие истинно.

Слайд 3

Учитель:  Алгоритмическая структура  «цикл» может быть зафиксирована различными способами:

• графически — с помощью блок-схемы;

• на языке программирования, например на языке  Паскаль с использованием специальных инструкций, реализующих циклы различного типа.

Слайд 4

 Учитель:  А сегодня мы познакомимся  с циклом с параметром. Познакомимся с синтаксисом записи данного цикла, а также рассмотрим несколько простых задач на эту тему. Иногда заранее известно, сколько раз должен выполняться цикл. Для задач такого типа в языке Паскаль имеются операторы циклов с параметрами. 
Формат записи таких операторов следующий: 
for <пар.цикла> := <нач.значto <кон.знач.> do <оператор>.

Учитель: Как вы думаете, что будут означать for , to, do? 

Ученик: Здесь fortodo - зарезервированные слова (для, до, выполнить); 
<
пар. цикла> - параметр цикла - переменная типа integer (точнее, любого порядкового типа); 
<
нач. знач.> - начальное значение - число или выражение того же типа; 
<
кон. знач.> - конечное значение - число или выражение того же типа; 
<
оператор> - произвольный оператор Паскаля. 

Слайд 5


Учитель: Если операторов несколько, тогда, как надо будет записать действие? Ученик: Используются операторные скобки: begin ... end
Учитель: Например, возможны такие записи оператора цикла:

for i := a to b do s1;

for j := a to b do begin s1; s2; ..., sn end; или

for k := p to m do
    begin 
s1; 
s2;
... 
sn 
    end;

Здесь s1, s2, s3, ... sn - операторы цикла. 
Учитель: При выполнении оператора for вначале вычисляется выражение <нач .знач.> и осуществляется присваивание его значения переменной цикла 
<
пар .цикла> := <нач. знач.>.
Учитель: После этого циклически повторяются: 
1) проверка условия <
пар .цикла>  <кон. знач.>; если условие не выполнено, оператор for завершает работу; 
2) выполнение оператора <
оператор> или операторов s1; s2; s3; ... sn; 
3) переменная цикла <
пар. цикла> увеличивается на единицу.

Слайд 6


Графическое изображение циклов for будет таким: 

 

Здесь: i - переменная цикла; n - ее начальное значение; k - ее конечное значение. Тело цикла составляет оператор или несколько операторов: s1; s2; ... sn;, которые нарисованы в прямоугольнике.

Слайд 7

Учитель: Существует другая форма оператора цикла for: 
for <пар .цик.> := <нач. зн.> downto <кон. зн.> do <оператор>.


Замена зарезервированного слова 
to на downto означает, что шаг параметра цикла равен (-1).

Изменение значения параметра идет от большего значения к меньшему, т. е.
<
нач. знач.>  <кон. знач.>.

Слайд 8

  1.  Практическая часть. Закрепление (10 мин)

Учитель:  Теперь рассмотрим задачу. Запишите ее условие в тетрадь: вывести на экран числа от 1 до 10 и обратно.

Например :

Вывести на экран числа от 1 до 10.

 Program zadaha;

Var  x: integer;

Begin

For x:=1 to 10 do

Write (x);

End.

Вывести на экран числа от 10  до 1.

 Program obratno;

Var  x: integer;

Begin

For x:=10 down to 1 do

Write (x);

End.

                

Ученики записывают в тетради программы.

ПРИМЕР 1. Напечатать буквы от 'Z' до 'A'.

program cycle_for2;

var c:char;

begin

for c:='Z' downto 'A' do write(c);

readln

end.

ПРИМЕР 2. Напечатать буквы от ' A ' до ' Z '.

program cycle_for2;

var c:char;

begin

for c:=' A ' to ' Z ' do write(c);

readln

end.

Оценка: ______

Подпись учителя:_________________ / Бочкарева Л.А./

Подпись методиста:_______________ / Шагиева Ф.И./


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75011. Відкриття музею історії козацтва, виховний захід 193.08 KB
  Карабинівці понад двісті років. Визнала вона і знущання панів Карабінова та Мизгова, і лихоліття громадянської війни, і голодомор, і трагічні події Великої Вітчизняної війни та вистояла. Сьогодні Карабинівка - одне з найкращих сіл Павлоградщини...
75012. Веснянки, виховний захід 60 KB
  Янушкевич веснянка А вже весна з опери Зима і весна М.Лисенка Хор А вже весна з опери Зима і весна. Діалог Діти а якою ви собі уявляєте весну Та яка ж весна без квітів Які ви знаєте весняні квіти Але першою розпускається гілочка верби а її розквітлі бруньки як називаються Котики Чи бачили ви їх які вони...
75013. Интонация – основа музыки, План-конспект урока музыки в 3 классе 332.5 KB
  Цели: Обучающая: формировать предметные компетентности: вокально-хоровую умение петь вокально правильно на дыхании музыкально-ритмическую умение выдерживать ритм и темп в движении под музыку исполнительскую умение выразительно и правильно передавать музыкальный образ...
75014. Интонационное и исполнительское развитие музыки 152.5 KB
  Тема урока: Интонационное и исполнительское развитие музыки Игра в слова. Разные ребята Цели урока: Обучающие: дать понятие о развитии интонации с помощью каких средств выразительности она развивается введение понятий лад мажор минор работать над чистотой интонирования...
75015. Українські народні думи, Відкритий урок у 4-му класі 118.5 KB
  Українські народні думи. Сьогодні на уроці прозвучать особливі своєрідні вокальні фольклорні твори думи. Боротьба українського народу за свободу і незалежність зумовила виникнення дуже відомого нині жанру народної творчості думи.
75016. Народная песня в симфонической музыке 44 KB
  Углубить представления учащихся о народной песне, определить связь между народным и профессиональным творчеством; определить народно-песенные истоки Второй симфонии...
75017. Мусор – глобальная проблема человечества. Борьба первобытного человека с отходами 32.5 KB
  Борьба первобытных людей с отходами Эколог: На древней планете идиллия была Наша Земля раем слыла. Эколог: Но однажды в древний век Появился человек. Первобытный человек: Много тысячелетий назад Неандерталец чистой Земле был рад Экологически чистые плоды он собирал Прозрачную водицу из родника он брал. Эколог: Отходы синтетические у современного человека Они не перегнивают лежат в земле три века Пакеты по пятьсот лет планету загрязняют А стеклянные отходы за тысячу лет не исчезают Пещерный человек: Пещерный человек вам Землю чистой...
75018. Не будьте собі ворогом. Конспект уроку здорового способу життя 47 KB
  Мета заходу: Виховувати в учнів негативне ставлення до вживання наркотиків бажання і вміння вести здоровий спосіб життя критично ставитись до своїх негативних вчинків. Що стається з наркоманом а продовжує радіти життю; б постійно шукає де б дістати наркотик; в пригнічений; г життя муки. Втрачаєш радість життя. Можеш покінчити життя самогубством.
75019. Здоров’я народу - багатство країни. Позакласний захід з народознавства для 6-7-х класів 98.5 KB
  Українське житло мало чотиригранну будову – чотири стіни відповідали чотирьом сторонам світу. Вікна виходили на схід і на південь – до сонця. З північного боку, де панували темні, злі сили, вікон не було.