23797

Циклы. Цикл с параметром

Конспект урока

Информатика, кибернетика и программирование

Цели: Образовательные: познакомить обучающихся с понятием цикл тело цикла с синтаксисом записи цикла с параметром изучить цикл с параметром и рассмотреть простейшие задачи с параметром; Развивающие: развивать познавательные интересы умение использовать приобретенные знания и умения повышение интереса к занятиям информатикой; Воспитательные: воспитывать информационную культуру учащихся внимательность аккуратность дисциплинированность усидчивость формировать самостоятельность и ответственность при работе с компьютером....

Русский

2013-08-05

514 KB

191 чел.

План-конспект урока на тему:

Циклы. Цикл с параметром.

проведённого в 9Б классе МОУ СОШ №8 г.Бирска

студенткой 43 группы физико-математического

факультета БирГСПА Хажиевой А.Т.


Тема: Циклы. Цикл с параметром.

Тип урока: Изучение новой темы.

Цели:

  •    Образовательные: познакомить обучающихся с понятием цикл, тело цикла,  с синтаксисом записи цикла с параметром, изучить цикл с параметром и рассмотреть простейшие задачи с параметром;
  •   Развивающие: развивать познавательные интересы, умение использовать приобретенные знания и умения, повышение интереса к занятиям информатикой;
  •   Воспитательные: воспитывать информационную культуру учащихся, внимательность, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость, формировать  самостоятельность и ответственность при  работе с компьютером.

   Ученик должен знать и уметь:   

знать, что такое цикл;

знать, что такое тело цикла;

уметь записывать синтаксис цикла с параметром;

уметь выделять отличие цикла с параметром и циклов с условием;

уметь решать простейшие задачи цикла с параметром;

уметь оформлять  задачи с циклом за компьютерами.

Формы и методы: демонстрация, объяснение, беседа, лабораторная работа.

Оборудование: доска, мел, мультимедийный проектор, компьютеры.

Согласовано:

Подпись учителя:_________________ / Бочкарева Л.А./

Подпись методиста:_______________ / Шагиева Ф.И./

План урока:

  1.  Орг. момент. Цели и план работы на уроке (3 мин)
  2.  Теоретическая часть. Изучение нового материала (25 мин)
  3.  Практическая часть. Закрепление (10 мин)
  4.   Итог урока (2 мин)

Ход урока.

  1.  Орг. момент. Цели и план работы на уроке (3 мин)

Учитель:  Здравствуйте! Садитесь.

 Сегодня  мы перейдем к изучению нового раздела . Откройте тетради, запишите число и тему урока: «Циклы. Цикл с параметром ».

Слайд 1

  1.  Теоретическая часть. изучение нового материала(25 мин)

Учитель: Ребята, скажите, вы где-нибудь уже встречались со словом цикл?

Ученик:     Ответы учеников.

Учитель:  Верно. И какое мы можем вывести определение цикла?

Ученик:    Цикл-многократно повторяющееся действия.

Учитель:  Верно. А что такое тело цикла?

Ученик: Серия каких-то команд, действия.

Учитель: Как вы думаете что может включать в себя тело цикла?

Ученик: Операторы, команды.

Учитель: А теперь посмотрите на слайд и запишите данные понятия.

Слайд 2

Учитель:  В алгоритмическую структуру «цикл» входит серия команд, выполняемая многократно. Такая последовательность команд называется телом цикла.

Циклические алгоритмические структуры бывают двух типов:

• циклы с параметром (со счетчиком), в которых тело цикла выполняется определенное количество раз;

• циклы с условием, в которых тело цикла выполняется, пока условие истинно.

Слайд 3

Учитель:  Алгоритмическая структура  «цикл» может быть зафиксирована различными способами:

• графически — с помощью блок-схемы;

• на языке программирования, например на языке  Паскаль с использованием специальных инструкций, реализующих циклы различного типа.

Слайд 4

 Учитель:  А сегодня мы познакомимся  с циклом с параметром. Познакомимся с синтаксисом записи данного цикла, а также рассмотрим несколько простых задач на эту тему. Иногда заранее известно, сколько раз должен выполняться цикл. Для задач такого типа в языке Паскаль имеются операторы циклов с параметрами. 
Формат записи таких операторов следующий: 
for <пар.цикла> := <нач.значto <кон.знач.> do <оператор>.

Учитель: Как вы думаете, что будут означать for , to, do? 

Ученик: Здесь fortodo - зарезервированные слова (для, до, выполнить); 
<
пар. цикла> - параметр цикла - переменная типа integer (точнее, любого порядкового типа); 
<
нач. знач.> - начальное значение - число или выражение того же типа; 
<
кон. знач.> - конечное значение - число или выражение того же типа; 
<
оператор> - произвольный оператор Паскаля. 

Слайд 5


Учитель: Если операторов несколько, тогда, как надо будет записать действие? Ученик: Используются операторные скобки: begin ... end
Учитель: Например, возможны такие записи оператора цикла:

for i := a to b do s1;

for j := a to b do begin s1; s2; ..., sn end; или

for k := p to m do
    begin 
s1; 
s2;
... 
sn 
    end;

Здесь s1, s2, s3, ... sn - операторы цикла. 
Учитель: При выполнении оператора for вначале вычисляется выражение <нач .знач.> и осуществляется присваивание его значения переменной цикла 
<
пар .цикла> := <нач. знач.>.
Учитель: После этого циклически повторяются: 
1) проверка условия <
пар .цикла>  <кон. знач.>; если условие не выполнено, оператор for завершает работу; 
2) выполнение оператора <
оператор> или операторов s1; s2; s3; ... sn; 
3) переменная цикла <
пар. цикла> увеличивается на единицу.

Слайд 6


Графическое изображение циклов for будет таким: 

 

Здесь: i - переменная цикла; n - ее начальное значение; k - ее конечное значение. Тело цикла составляет оператор или несколько операторов: s1; s2; ... sn;, которые нарисованы в прямоугольнике.

Слайд 7

Учитель: Существует другая форма оператора цикла for: 
for <пар .цик.> := <нач. зн.> downto <кон. зн.> do <оператор>.


Замена зарезервированного слова 
to на downto означает, что шаг параметра цикла равен (-1).

Изменение значения параметра идет от большего значения к меньшему, т. е.
<
нач. знач.>  <кон. знач.>.

Слайд 8

  1.  Практическая часть. Закрепление (10 мин)

Учитель:  Теперь рассмотрим задачу. Запишите ее условие в тетрадь: вывести на экран числа от 1 до 10 и обратно.

Например :

Вывести на экран числа от 1 до 10.

 Program zadaha;

Var  x: integer;

Begin

For x:=1 to 10 do

Write (x);

End.

Вывести на экран числа от 10  до 1.

 Program obratno;

Var  x: integer;

Begin

For x:=10 down to 1 do

Write (x);

End.

                

Ученики записывают в тетради программы.

ПРИМЕР 1. Напечатать буквы от 'Z' до 'A'.

program cycle_for2;

var c:char;

begin

for c:='Z' downto 'A' do write(c);

readln

end.

ПРИМЕР 2. Напечатать буквы от ' A ' до ' Z '.

program cycle_for2;

var c:char;

begin

for c:=' A ' to ' Z ' do write(c);

readln

end.

Оценка: ______

Подпись учителя:_________________ / Бочкарева Л.А./

Подпись методиста:_______________ / Шагиева Ф.И./


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85078. Алкоголизм и курение, их профилактика 44.7 KB
  Познакомить учащихся с физиологическими и социальными последствиями употребления алкоголя. К сожалению употребление алкоголя давно стало элементом человеческой культуры и так же давно передовые представители человечества говорили о пагубности этой привычки. Токсическое воздействие алкоголя прежде всего сказывается на деятельности нервной системы. Если содержание алкоголя в крови принять за 1 единицу то в печени оно будет равно 145 а в головном мозге 175.
85079. Наркомания – прямая угроза жизни и здоровью человека 41.3 KB
  Цель урока: Познакомить учащихся с физиологическими и социальными последствиями употребления наркотиков Изучение нового материала. Каков возраст подавляющего большинства наркоманов В каком возрасте люди начинают приобщаться к наркотикам Как вы думаете что является главной причиной всемирного распространения наркотиков Существует ли юридическая ответственность за употребление наркотиков А за их хранение За распространение Можно ли лечением снять наркотическую зависимость Можно ли окончательно излечиться от наркомании Какая по...
85080. Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природе. Ориентирование 39.44 KB
  К небесным телам относятся солнце луна звёзды. Места восхода и захода солнца по временам года различны: зимой солнце восходит на юговостоке а заходит на югозападе; летом солнце восходит на северовостоке а заходит на северозападе; весной и осенью солнце восходит на востоке а заходит на западе. Луна так же как и солнце всходит на востоке и заходит на западе. Для этого положите часы горизонтально так чтобы часовая стрелка указывала на Солнце.
85081. Правила поведения в ситуациях криминогенного характера 36.44 KB
  Учащимся предлагаются ситуации возможного теракта в которых учащиеся должны действовать. Учащиеся делятся на группы у каждой группы своё задание. Учащиеся находят на школьной территории подозрительную коробку из которой торчит проволока похожая на антенну. После обнаружения коробки учащиеся должны запомнить место где она находится и быстро отойти от нее.
85082. Уголовная ответственность несовершеннолетних 31.76 KB
  Юридическая ответственность это система санкций налагаемых государством государственными органами имеющими на то полномочия на основании закона на граждан совершивших проступок т. Перечислим их по мере убывания строгости: уголовная ответственность; административная ответственность; дисциплинарная ответственность; материальная ответственность; гражданскоправовая ответственность. Далее учитель переходит к вопросу о возрасте когда человек несет уголовноправовую ответственность.
85083. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Структура и задачи. Законы и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации по обеспечению безопасности 42.55 KB
  Законы и другие нормативноправовые акты Российской Федерации по обеспечению безопасности Цели урока. Познакомить учащихся со структурой законодательства России по обеспечению безопасности основными положениями Конституции и законов РФ по обеспечению безопасности. Одним из важнейших элементом системы безопасности России является система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях РСЧС. Это серьезно снижало эффективность деятельности государства в области обеспечения безопасности граждан и общества.
85084. Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи ГО 35.52 KB
  В связи с возросшей угрозой применения мимического биологического оружия а также возрастающей деятельностью террористических организаций руководством гражданской обороны уделяется серьезное внимание использованию ресурсов ГО для противодействия терроризму развитию сети наблюдения и лабораторного контроля. Специалисты гражданской обороны обращают внимание и на появление угроз невоенного характера связанных с качественно НОВЫМИ средствами воздействия экономическими технологическими конфессиональными нравственнопсихологическими и...
85085. Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов ЧС мирного и военного времени 41.35 KB
  Современное убежище сложное и дорогое вооружение. Для чего применяются убежища Есть ли убежище в вашем доме дворе Какие бывают убежища Может ли человек построить убежище своими руками Какие условия нужны для того чтобы убежище надежно защищало человека от поражающих факторов ОМП Нужны ли в убежище какието правила поведения Если нужны то назовите основные. Какие условия нужны для того чтобы в убежище нескольких дней находилась группа людей из нескольких десятков человек Перечислите. Обычно убежище состоит из основного...
85086. Средства индивидуальной защиты. Средства защиты органов дыхания 38.3 KB
  Средства индивидуальной защиты Цели урока. Изучить: классификацию средств индивидуальной защиты средства защиты органов дыхания. Изучить устройство и правила пользования индивидуальными средствами защиты кожи. Возможности некоторых индивидуальных средств защиты органов дыхания по защите от опасных веществ и атмосферных примесей.