23797

Циклы. Цикл с параметром

Конспект урока

Информатика, кибернетика и программирование

Цели: Образовательные: познакомить обучающихся с понятием цикл тело цикла с синтаксисом записи цикла с параметром изучить цикл с параметром и рассмотреть простейшие задачи с параметром; Развивающие: развивать познавательные интересы умение использовать приобретенные знания и умения повышение интереса к занятиям информатикой; Воспитательные: воспитывать информационную культуру учащихся внимательность аккуратность дисциплинированность усидчивость формировать самостоятельность и ответственность при работе с компьютером....

Русский

2013-08-05

514 KB

191 чел.

План-конспект урока на тему:

Циклы. Цикл с параметром.

проведённого в 9Б классе МОУ СОШ №8 г.Бирска

студенткой 43 группы физико-математического

факультета БирГСПА Хажиевой А.Т.


Тема: Циклы. Цикл с параметром.

Тип урока: Изучение новой темы.

Цели:

  •    Образовательные: познакомить обучающихся с понятием цикл, тело цикла,  с синтаксисом записи цикла с параметром, изучить цикл с параметром и рассмотреть простейшие задачи с параметром;
  •   Развивающие: развивать познавательные интересы, умение использовать приобретенные знания и умения, повышение интереса к занятиям информатикой;
  •   Воспитательные: воспитывать информационную культуру учащихся, внимательность, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость, формировать  самостоятельность и ответственность при  работе с компьютером.

   Ученик должен знать и уметь:   

знать, что такое цикл;

знать, что такое тело цикла;

уметь записывать синтаксис цикла с параметром;

уметь выделять отличие цикла с параметром и циклов с условием;

уметь решать простейшие задачи цикла с параметром;

уметь оформлять  задачи с циклом за компьютерами.

Формы и методы: демонстрация, объяснение, беседа, лабораторная работа.

Оборудование: доска, мел, мультимедийный проектор, компьютеры.

Согласовано:

Подпись учителя:_________________ / Бочкарева Л.А./

Подпись методиста:_______________ / Шагиева Ф.И./

План урока:

  1.  Орг. момент. Цели и план работы на уроке (3 мин)
  2.  Теоретическая часть. Изучение нового материала (25 мин)
  3.  Практическая часть. Закрепление (10 мин)
  4.   Итог урока (2 мин)

Ход урока.

  1.  Орг. момент. Цели и план работы на уроке (3 мин)

Учитель:  Здравствуйте! Садитесь.

 Сегодня  мы перейдем к изучению нового раздела . Откройте тетради, запишите число и тему урока: «Циклы. Цикл с параметром ».

Слайд 1

  1.  Теоретическая часть. изучение нового материала(25 мин)

Учитель: Ребята, скажите, вы где-нибудь уже встречались со словом цикл?

Ученик:     Ответы учеников.

Учитель:  Верно. И какое мы можем вывести определение цикла?

Ученик:    Цикл-многократно повторяющееся действия.

Учитель:  Верно. А что такое тело цикла?

Ученик: Серия каких-то команд, действия.

Учитель: Как вы думаете что может включать в себя тело цикла?

Ученик: Операторы, команды.

Учитель: А теперь посмотрите на слайд и запишите данные понятия.

Слайд 2

Учитель:  В алгоритмическую структуру «цикл» входит серия команд, выполняемая многократно. Такая последовательность команд называется телом цикла.

Циклические алгоритмические структуры бывают двух типов:

• циклы с параметром (со счетчиком), в которых тело цикла выполняется определенное количество раз;

• циклы с условием, в которых тело цикла выполняется, пока условие истинно.

Слайд 3

Учитель:  Алгоритмическая структура  «цикл» может быть зафиксирована различными способами:

• графически — с помощью блок-схемы;

• на языке программирования, например на языке  Паскаль с использованием специальных инструкций, реализующих циклы различного типа.

Слайд 4

 Учитель:  А сегодня мы познакомимся  с циклом с параметром. Познакомимся с синтаксисом записи данного цикла, а также рассмотрим несколько простых задач на эту тему. Иногда заранее известно, сколько раз должен выполняться цикл. Для задач такого типа в языке Паскаль имеются операторы циклов с параметрами. 
Формат записи таких операторов следующий: 
for <пар.цикла> := <нач.значto <кон.знач.> do <оператор>.

Учитель: Как вы думаете, что будут означать for , to, do? 

Ученик: Здесь fortodo - зарезервированные слова (для, до, выполнить); 
<
пар. цикла> - параметр цикла - переменная типа integer (точнее, любого порядкового типа); 
<
нач. знач.> - начальное значение - число или выражение того же типа; 
<
кон. знач.> - конечное значение - число или выражение того же типа; 
<
оператор> - произвольный оператор Паскаля. 

Слайд 5


Учитель: Если операторов несколько, тогда, как надо будет записать действие? Ученик: Используются операторные скобки: begin ... end
Учитель: Например, возможны такие записи оператора цикла:

for i := a to b do s1;

for j := a to b do begin s1; s2; ..., sn end; или

for k := p to m do
    begin 
s1; 
s2;
... 
sn 
    end;

Здесь s1, s2, s3, ... sn - операторы цикла. 
Учитель: При выполнении оператора for вначале вычисляется выражение <нач .знач.> и осуществляется присваивание его значения переменной цикла 
<
пар .цикла> := <нач. знач.>.
Учитель: После этого циклически повторяются: 
1) проверка условия <
пар .цикла>  <кон. знач.>; если условие не выполнено, оператор for завершает работу; 
2) выполнение оператора <
оператор> или операторов s1; s2; s3; ... sn; 
3) переменная цикла <
пар. цикла> увеличивается на единицу.

Слайд 6


Графическое изображение циклов for будет таким: 

 

Здесь: i - переменная цикла; n - ее начальное значение; k - ее конечное значение. Тело цикла составляет оператор или несколько операторов: s1; s2; ... sn;, которые нарисованы в прямоугольнике.

Слайд 7

Учитель: Существует другая форма оператора цикла for: 
for <пар .цик.> := <нач. зн.> downto <кон. зн.> do <оператор>.


Замена зарезервированного слова 
to на downto означает, что шаг параметра цикла равен (-1).

Изменение значения параметра идет от большего значения к меньшему, т. е.
<
нач. знач.>  <кон. знач.>.

Слайд 8

  1.  Практическая часть. Закрепление (10 мин)

Учитель:  Теперь рассмотрим задачу. Запишите ее условие в тетрадь: вывести на экран числа от 1 до 10 и обратно.

Например :

Вывести на экран числа от 1 до 10.

 Program zadaha;

Var  x: integer;

Begin

For x:=1 to 10 do

Write (x);

End.

Вывести на экран числа от 10  до 1.

 Program obratno;

Var  x: integer;

Begin

For x:=10 down to 1 do

Write (x);

End.

                

Ученики записывают в тетради программы.

ПРИМЕР 1. Напечатать буквы от 'Z' до 'A'.

program cycle_for2;

var c:char;

begin

for c:='Z' downto 'A' do write(c);

readln

end.

ПРИМЕР 2. Напечатать буквы от ' A ' до ' Z '.

program cycle_for2;

var c:char;

begin

for c:=' A ' to ' Z ' do write(c);

readln

end.

Оценка: ______

Подпись учителя:_________________ / Бочкарева Л.А./

Подпись методиста:_______________ / Шагиева Ф.И./


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75924. Армейские реформы в РФ – дискуссии об их осуществлении 17.1 KB
  Медведев выдвигает идею инновационной армии в качестве элемента своей программы модернизации в частности ставит задачу довести долю современных систем на ее вооружении до 70. устранения диспропорций якобы возникших в результате развала Советской армии и массовых сокращений 1990х годов она представляет собой первую попытку окончательного отказа от концепции массовой мобилизационной армии концепции которая реализовывалась в строительстве российских Вооруженных сил последние полтораста лет. Прочным фундаментом внезапно ускоренной...
75925. Борис Ельцин – первый президент РФ: личность и эпоха 15.83 KB
  А как к деятельности бывшего руководителя страны относятся наши местные политики Какое по их мнению место в истории он заслуживает Римма Ризванова руководитель исполкома Набережночелнинского отделения партии Единая Россия: – Время правления Ельцина – 1990е годы – было очень сложно. А сегодня многие даже не понимают что Путин –это его преемник который в свое время выделил бывшему президенту годовую пенсию равную 28 миллионов рублей в год Ельцина люди по-прежнему ненавидят. Под руководством Ельцина начала сеяться в России...
75926. Внешнеполитические причины дезинтеграции СССР 18.75 KB
  Борьба США и СССР. Целенаправленная помощь афганским моджахедам; Инновационная технологическая рецептура: Кампания по резкому сокращению притока валюты в СССР реализуемая посредством снижения по договоренности с Саудовской Аравией мировых цен на нефть ограничения советского природного газа в Западную Европу; Когда у СССР сформировалась иллюзия возможности безбедного существования за счет цен на нефть и когда советская экономика уже была полностью привязана к нефтяному экспорту произошел 1986 г. воздействие американцы активно...
75927. Внешняя политика во взглядах правящей элиты России: эволюция и современное состояние 21.02 KB
  На протяжении последних двух десятилетий в России сменилось несколько партий власти. На смену Выбору России и созданной одновременно с ним Партии российского единства и согласия пришло движение Наш дом Россия впоследствии влившееся в блок Единство который затем трансформировался в Единую Россию. В рамках переходной политической системы постсоветской России Ельцин находил достаточно прочную социальную и политическую базу как в широком демократическом движении так и в рыночно ориентированной части постсоветской номенклатуры.
75928. Внутриполитические причины дезинтеграции СССР 17.22 KB
  Отсутствие гибкого механизма управления огромной страной способного изменяться в соответствии с веяниями времен Разногласия в единой политике КПСС кризис коммунистической идеологии и ослабление роли КПСС с последующей ликвидацией ее партийно-политической монополии составлявшей основу СССР; было утрачено большинство политических и территориальных завоеваний СССР в годы Великой Отечественной войны были ликвидированы СЭВ и ОВД....
75930. Государство и церковь в современной России. Особенности взаимоотношений 16.87 KB
  Сегодня проблема взаимоотношений церкви и государства остра как никогда. Если принять во внимание что крупнейшей и наиболее структурированной религиозной организацией в нашей стране является Русская православная церковь Московский патриархат осуществляющая активные контакты с государством то становится очевидной необходимость особого подхода к изучению взаимоотношений церкви и государства. Повсеместное строительство и возрождение храмов рост авторитета и влияния Русской Православной Церкви стали приметой нашего времени. В этом...
75931. Демографическая ситуация и демографическая политика РФ на современном этапе 17.94 KB
  С конца 90х годов XX века демографическая проблема рассматривается как фактор национальной безопасности с 2000 года обсуждается демографическая ситуация в России и меры по ее оптимизации. В 2001 году число жителей России уменьшилось почти на 1 миллион человек. Сохранение нынешнего уровня рождаемости и смертности населения может привести к тому что уже через 15 лет население России уменьшится еще на 10 млн человек.
75932. Деятельность Государственной Думы и Совета Федерации в конце 20 века 20.16 KB
  Среди принятых федеральные конституционные законы Об арбитражных судах в Российской Федерации и О Конституционном Суде Российской Федерации О референдуме Российской Федерации; первая часть Гражданского кодекса; Семейный Водный Арбитражный процессуальный кодексы. Успехи: Вклад в развитие парламентаризма Установилось взаимодействие между Государственной думой и советом федерации начали складываться рабочие отношения между госдумы с Президентов РФ Правительством Рф и министерствами и ведомствами РФ. Государственная дума также...