23864

Специфика древнерусской литературы (ДРЛ) и этапы развития. 11-17 века

Доклад

Литература и библиотековедение

Время перехода от средневекового типа литературы к новому. Характеризуется появлением новых жанров и нового понимания задач литературы. Условия возникновения письменной литературы: письменность крещение Руси.

Русский

2013-08-05

34.5 KB

44 чел.

Специфика древнерусской литературы (ДРЛ) и этапы развития. 11-17 века.

Классификация по изменению жанров и стилевой системы.

1 период. Литература Киевской Руси. 11-1/3 13 века.Литература домонгольского периода. Центры культурной жизни: Киев и Новгород.

2 период. 13-1/2 14 века.Время татаро-монгольского нашествия. Киев перестал играть роль центра. Литература становится областной.

3 период. 2/2 14 века — 15 век. Литература предвозрождения. Москва выдвигается на роль центра. Появляется интерес к личности отдельного человека. Появляется экспрессивно-эмоциональный стиль.

4 период. 16 век. Киевский период. Эпоха второго монументализма.

5 период. 17 век. Время перехода от средневекового типа литературы к новому. Характеризуется появлением новых жанров и нового понимания задач литературы. Стремление через вымышленный сюжет сказать правду. Новый тип героя. Появляется разговорный язык в литературе.


Условия возникновения письменной литературы: - письменность, - крещение Руси.

Возникла необходимость в письменности, условия ее возникновения:

  •  наличие государственности,
  •  хорошее, развитое устное народное творчество — богатая жанровая система,
  •  988 — принятие Христианства, крещение Руси.

Необходимо было в письменном виде установить новые нравственные правила, определяющие жизнь человека, новые представления в мире — все это надо зафиксировать.

Письменность: славянский алфавит на основе греческого был создан братьями Кириллом и Мефодием в 9 веке. В 9 же веке как государство оформилась Киевская Русь.

1 этап возникновения литературы связан с переводными текстами, а затем появляются и собственно русские тексты. ДРЛ носила по-преимуществу религиозный характер. Жанры ДРЛ тесно связаны с жанрами церковной литературы.Ведущий жанр — житие.

В основном древнерусскими книжниками были монахи. Книжные центры были при монастырях.

Жанровая система:

  •  жития: агиографические жанры.
  •  Торжественное и учительное красноречие. Слова Кирилла Туровского, слово о законе и благодати митрополита Иллариона. Поучения, беседы.
  •  Летописание. «Повесть временных лет» - древнейшая из дошедших. В летописи: погодные записи, летописные сказания, летописная повесть. Представления о добре и зле в погодных записях определяются христианскими ценностями. В «Повести временных лет» есть слой сюжетов, которые связаны с устным народным творчеством, преданиями, которые возникли еще до принятия христианства. Есть эпические предания и есть рассказы документальные.
  •  Воинская повесть.
  •  Жанры деловых грамот и переписки.
  •  Жанр путешествий — хожения.
  •  Жанр повести о княжеских преступлениях.

Специфика жанровой системы ДРЛ заключается в том, что древнерусские книжники всегда опирались на подлинные события и рассказывали об исторических лицах. Вымысел не признавался, это приравнивалось ко лжи. Эта особенность в ДРЛ называется средневековый историзм.

Сформировались определенные правила (под влиянием византийской литературы), которые книжники стремились исполнять при создании произведений того или иного жанра — литературный этикет (Д.С.Лихачёв).

Литературный этикет распространяется на композицию произведения, на стиль, тип героя. Особенно строго этикет соблюдается в агиографических жанрах. Поэтому исторические лица раскрываются не как индивидуальности, а таким, каким должен быть настоящий князь, настоящий святой и др. враг — как враг. Правила нивелируют индивидуальность, но книжники сумели показать своих героев так, что они не сливаются: Александр Невский не похож на Александра Македонского и т. п.

Просто книжник изображает их в определенной ситуации. Нивелируется и личность автора. Она проявляется не с такой степенью полноты, как в произведениях новой русской литературы, поэтому в ДРЛ лучше говорить о жанровых стилях, а не об авторских. Например, стиль летописи, стиль жития.

Если индивидуальность автора ярко проявляется, то он разрушает этикет и может говорить об авторском стиле. Например, Иван Грозный, протопоп Аввакум.


Особенности ДРЛ:

  •  рукописный характер (печатный станок появляется только в 16 веке)
  •  анонимный характер (но есть исключения)
  •  существовали правила письма: устав, полуустав, скоропись. Все писалось слитно
  •  бумаги не было (материал — телячья кожа, пергамент)

ДРЛ прошла несколько этапов развития, характеризующиеся сменой основного стиля эпохи.

  1.  11-13 века. Монументальный историзм. Книжник стремится изображать вечное: вечные ценности, которые, с точки зрения древнерусского книжника, определены новым заветом. Отсюда нет изображения внешности, быта, так как это всё смертно.
  2.  13-14вв. Экспрессивно-эмоциональный стиль. Попытка охарактеризовать психологию, мотивы поступка.
  3.  15-16 век. Эпоха второго монументализма.
  4.  Переходный характер литературы от средневековой к новой.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83271. Розв’язування прикладів і задач, що містять множення числа 7. Рівняння на знаходження невідомого від’ємника 69 KB
  Мета: вправляти у розвязання задач та прикладів що містять множення числа 7 вивчені випадки арифметичних дій; закріпити вміння розвязувати рівняння на знаходження невідомого відємника; розвивати вміння що потребують нестандартного мислення винахідливості; формувати абстрактне мислення...
83272. Водойми України 395.5 KB
  Що ми називаємо водоймами це місця у природі з водою: річки озера джерела моря океани. Природа створила джерела озера річки моря океани. Тому під час танення снігу дощу частина води стікає в річки а решта проникає в землю і пісок до глини яка майже не пропускає воду.
83273. Велика буква у власних іменниках 182 KB
  На яку букву Ви не змогли дібрати слова Чому Складіть з поданих літер слово. Орфографічна хвилинка Учні відгадують загадки і записують словавідгадки. Якою частиною мови є ці слова На яке питання відповідають що означають Перевірте написання цих іменників за орфографічним словником.
83274. Створення навчальної ситуації. Актуалізація опорних знань 123.5 KB
  Діти, сьогодні до нас на урок прийшли гості. Привітайтеся з ними. Сьогодні у вас перший відкритий урок. Продемонструйте свій настрій. Я сподіваюся, що настрій у вас поліпшиться упродовж уроку. Цікаво вам дізнатись, що сьогодні може статись? Тож всідайтеся зручніше, починаємо скоріше!
83275. Текст – розповідь. Екскурсія в село Шевченкове 117 KB
  Обладнання: матеріал для кросворду мультимедійна презентація Екскурсія в село Шевченкове Хід уроку Організація класу Мотивація навчальної діяльності Хвилинка поезії Учні читають акровірш Ти мусиш нам співця назвати Адже умів лиш він один Рабів німих так захищати.
83276. Елементи графічної грамоти. Види ліній. Виготовлення об’ємних фігур з паперу і картону. Об’ємний виріб «Ялинка-складанка» 32.5 KB
  Мета уроку: ознайомити учнів з елементами графічної грамоти – видами ліній, навчити читати креслення, вчити використовувати дані знання на практиці, виготовляючи ялинку-складанку; розвивати просторову уяву, конструктивне мислення; виховувати працелюбність, інтерес до праці, естетичний смак...
83277. Понятие о строении человека 164.5 KB
  Давайте поговорим о них: какие они и как мы к ним относимся. Давайте с вами вспомним русскую народную сказку О Царевне Лягушке Дети комментируют сюжет. После просмотра мультфильма давайте опишем образ который вы увидели дети описывают внешний вид и характер главного героя.
83278. Урок мислення 53 KB
  Мета: Формувати уявлення про значення води як одну з найпоширеніших і незвичайних речовин у природі поглибити уявлення про різні стани води формувати навички самостійного перетворення води вчити експериментувати.
83279. Відтворювання цілого з частин. «Збери картинку», «Шматочок» 145 KB
  Активізувати пізнавальну діяльність учнів; сприяти розвитку пам’яті учнів, уяви, мислення, мови, моторики. Формувати в учнів просторові уявлення, привчати їх до самостійного творчого мислення. Розширювати кругозір, розвивати прагнення бути активним у виконанні колективних творчих вправ.