23864

Специфика древнерусской литературы (ДРЛ) и этапы развития. 11-17 века

Доклад

Литература и библиотековедение

Время перехода от средневекового типа литературы к новому. Характеризуется появлением новых жанров и нового понимания задач литературы. Условия возникновения письменной литературы: письменность крещение Руси.

Русский

2013-08-05

34.5 KB

39 чел.

Специфика древнерусской литературы (ДРЛ) и этапы развития. 11-17 века.

Классификация по изменению жанров и стилевой системы.

1 период. Литература Киевской Руси. 11-1/3 13 века.Литература домонгольского периода. Центры культурной жизни: Киев и Новгород.

2 период. 13-1/2 14 века.Время татаро-монгольского нашествия. Киев перестал играть роль центра. Литература становится областной.

3 период. 2/2 14 века — 15 век. Литература предвозрождения. Москва выдвигается на роль центра. Появляется интерес к личности отдельного человека. Появляется экспрессивно-эмоциональный стиль.

4 период. 16 век. Киевский период. Эпоха второго монументализма.

5 период. 17 век. Время перехода от средневекового типа литературы к новому. Характеризуется появлением новых жанров и нового понимания задач литературы. Стремление через вымышленный сюжет сказать правду. Новый тип героя. Появляется разговорный язык в литературе.


Условия возникновения письменной литературы: - письменность, - крещение Руси.

Возникла необходимость в письменности, условия ее возникновения:

  •  наличие государственности,
  •  хорошее, развитое устное народное творчество — богатая жанровая система,
  •  988 — принятие Христианства, крещение Руси.

Необходимо было в письменном виде установить новые нравственные правила, определяющие жизнь человека, новые представления в мире — все это надо зафиксировать.

Письменность: славянский алфавит на основе греческого был создан братьями Кириллом и Мефодием в 9 веке. В 9 же веке как государство оформилась Киевская Русь.

1 этап возникновения литературы связан с переводными текстами, а затем появляются и собственно русские тексты. ДРЛ носила по-преимуществу религиозный характер. Жанры ДРЛ тесно связаны с жанрами церковной литературы.Ведущий жанр — житие.

В основном древнерусскими книжниками были монахи. Книжные центры были при монастырях.

Жанровая система:

  •  жития: агиографические жанры.
  •  Торжественное и учительное красноречие. Слова Кирилла Туровского, слово о законе и благодати митрополита Иллариона. Поучения, беседы.
  •  Летописание. «Повесть временных лет» - древнейшая из дошедших. В летописи: погодные записи, летописные сказания, летописная повесть. Представления о добре и зле в погодных записях определяются христианскими ценностями. В «Повести временных лет» есть слой сюжетов, которые связаны с устным народным творчеством, преданиями, которые возникли еще до принятия христианства. Есть эпические предания и есть рассказы документальные.
  •  Воинская повесть.
  •  Жанры деловых грамот и переписки.
  •  Жанр путешествий — хожения.
  •  Жанр повести о княжеских преступлениях.

Специфика жанровой системы ДРЛ заключается в том, что древнерусские книжники всегда опирались на подлинные события и рассказывали об исторических лицах. Вымысел не признавался, это приравнивалось ко лжи. Эта особенность в ДРЛ называется средневековый историзм.

Сформировались определенные правила (под влиянием византийской литературы), которые книжники стремились исполнять при создании произведений того или иного жанра — литературный этикет (Д.С.Лихачёв).

Литературный этикет распространяется на композицию произведения, на стиль, тип героя. Особенно строго этикет соблюдается в агиографических жанрах. Поэтому исторические лица раскрываются не как индивидуальности, а таким, каким должен быть настоящий князь, настоящий святой и др. враг — как враг. Правила нивелируют индивидуальность, но книжники сумели показать своих героев так, что они не сливаются: Александр Невский не похож на Александра Македонского и т. п.

Просто книжник изображает их в определенной ситуации. Нивелируется и личность автора. Она проявляется не с такой степенью полноты, как в произведениях новой русской литературы, поэтому в ДРЛ лучше говорить о жанровых стилях, а не об авторских. Например, стиль летописи, стиль жития.

Если индивидуальность автора ярко проявляется, то он разрушает этикет и может говорить об авторском стиле. Например, Иван Грозный, протопоп Аввакум.


Особенности ДРЛ:

  •  рукописный характер (печатный станок появляется только в 16 веке)
  •  анонимный характер (но есть исключения)
  •  существовали правила письма: устав, полуустав, скоропись. Все писалось слитно
  •  бумаги не было (материал — телячья кожа, пергамент)

ДРЛ прошла несколько этапов развития, характеризующиеся сменой основного стиля эпохи.

  1.  11-13 века. Монументальный историзм. Книжник стремится изображать вечное: вечные ценности, которые, с точки зрения древнерусского книжника, определены новым заветом. Отсюда нет изображения внешности, быта, так как это всё смертно.
  2.  13-14вв. Экспрессивно-эмоциональный стиль. Попытка охарактеризовать психологию, мотивы поступка.
  3.  15-16 век. Эпоха второго монументализма.
  4.  Переходный характер литературы от средневековой к новой.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67093. Історичні пісні 144.5 KB
  Виховувати гордість за український народ який має славне героїчне минуле прищеплювати глибокі почуття любові до пісні рідного краю свого народу. Історичні пісні здебільшого виникали у самому вирі бурхливого життя народу.
67094. Историческая игра «Путешествие в мир истории» 83 KB
  Объявляется первый конкурс конкурс Плутословов Учитель. Начинаем третий конкурс конкурс капитанов. Слово предоставляется нашему высокому ареопагу жюри объявляет результаты 13 конкурсов. Ведущий Следующий конкурс Исторический зоосад.
67095. Игровой урок с будущими первоклассниками 86.5 KB
  Беседа: Приходилось ли вам плакать Почему А какое слово противоположное слову плакать Почему люди плачут или смеются А покажите мне своё настроение с которым вы пришли ко мне на урок. VIII Клуб почемучек а Беседа: Дети к нам пришла умная сова с вопросом. Знаете ли вы какое слово на свете самое любознательное...
67096. Как стать ответственным 52 KB
  Напишите ответственный на доске и попросите учащихся дать определение этому понятию. Спросите учащихся могут ли люди стать более ответственными в своих поступках. Если да то как Например стараться всегда приходить вовремя усердно работать говорить правду осознавать ошибки выражать свои мысли и идеи быть лидером...
67097. Карнавал квітів 25 KB
  Нарешті всі ви завітали А ми боялись заблукали Ласкаво просимо Будьте як вдома Знайомтесь з усіма що ще не знайомі. Сонечко: За горами за лісами За широкими полями Серед квітів і дерев Став палац там неосяжний. Король квітів: Познайомити вже час з вихователями вас.
67098. Свято до дня Валентина «Карнавал квітів» 1.97 MB
  Oh, endless sky, full of light and stars at night Bless our hearts and make them bright We ask for love, on lap we praise Get down here, with all your grace. З'являється "Her Majesty, Love". (господарка свята) - Joy, happiness, beauty I'll send to your hearts I'll make you be sweethearts
67099. Гори Карпати 175.5 KB
  Мета: продовжувати формувати уявлення про природу України поняття гори; сформувати поняття Карпатські гори; формувати навички роботи з картами схемами зошитом підручником; розвивати пізнавальний інтерес спостережливість творчі навички; виховувати любов та дбайливе ставлення до природи патріотичні та естетичні почуття.
67100. Україна на карті. Найбільші міста України 166 KB
  Загальнопізнавальні цілі: продовжити формувати уявлення учнів про географічне розміщення України її кордони сусідство з іншими країнами; ознайомити з історико етнографічними регіонами та найбільшими містами України. Фізична карта України Розуміння знає розташування України знаходить її столицю на карті...