23866

Основные особенности древне-русской литры

Доклад

Литература и библиотековедение

Литературный этикет слагается:из представлений о том как должен был совершаться тот или иной ход событийН: князь дб торжественен его конь не мб хромым он не может болетьиз представлений о том как дБ вести себя действующее лицо в соотв со своим положениемиз представлений о том какими словами должно описываться событие.Летопись дает историю госва содержит точные документальные сведения о князьях создает легитимность правомочность власти подтверждает власть.Легенда о призвании варягов: 3 брата старший Рюрик = все русские...

Русский

2013-08-05

42 KB

0 чел.

1.Основные особенности древне-русской литры

Перпосылки для появления::

-Принятие письменность,литература извне-византия и Болгария)

особенности:внешние

-рукописный характер(очень дорого,для перевода нужны образованныйе люди,телячья кожа-пергамен,украшение книг иллюстрациями,изготовление красок-привелигиея только богатых людей.Литра-Аристоркатическая.(до 17в)

-ошибки переписчиков-экземпляры разного характера.Изводы и редакции.

Внутренние причины:
-Главная-литра еще не стала самостоятельной сферой сознания(либо с церквью либо с мирской жизнью)Пародкс-литра есть но ее нет(так как нет вымысла)единство эстетики и прагматики
-фактографизм (установка на безусловную достоверность)-все что написано все святая правда.Вымышл.текст-от дьявола.

-Анонимность-не знаем автора(«слово..»)нет понятия творца,писать-работа,нет понятия плагиата
- отсутствие психологии =>замена псих изображения символизмом
-категория жанра имеет центральное место в отлич от совр литры, где центр место занимает автор
- только прямая оценка действительности и только авторская точка зрения
- нет хар-ра (тк нет психологии)
- отсутствие изображения быта (быт не интересует летописца принципиально)
+этикетность
Все эти особенности в 17 в сломаются

2. Система жанров древне-русской литры

- Поскольку жанр занимает центральное место, то это окрашивает лит процесс.
- Автора нет, др-рус литра анонимна
- Название жанра входит в название произведения (Н: «слово о полку игореве»)
- Возникает иерархия жанров: 1- более важные, др – менее важные.
- Жанр определяет содержание (Н: жанр церковной проповеди – нельзя шутить
- Возникает условно-нормативная связь между жанром и произведением, принадлежащим к этому жанру, кот Лихачев называет литературным этикетом.

Литературный этикет «слагается»:
-из представлений о том, как должен был совершаться тот или иной ход событий
Н: князь дб торжественен, его конь не мб хромым, он не может болеть
-из представлений о том, как дБ вести себя действующее лицо в соотв со своим положением
-из представлений о том, какими словами должно описываться событие.

Система жанров:
1. духовные – Библия, священные писания

мирские – 2.летопись
3. слова(ораторская проза)
4. агиография – повесть
5. хождения

Апокриф – произведение духовное, кот церковь рассматривает как подделку или сомневается в его подлинности.(Рассказ о детстве Христа)
Библию нельзя отнести к литре вообще, тем более к древне-русской.

Библия задает систему ценностей, систему координат.
Летопись дает историю гос-ва, содержит точные документальные сведения о князьях, создает легитимность, правомочность власти, подтверждает власть.Система координат мирской жизни
Слова – ораторская проза. Слова были и мирские и духовные.
Агиография – описание жизни святых, жития святых.(не биография)
Повесть – сообщить не что-то новое, неизвестное, а подтвердить то, что было.аналог жития святых
Повести:
-воинские
-исторические (переводные)
-дидактические
Хождение – рассказ о путешествии благочестивого человека в какие-то святые места.
Главное свойство всех жанров – символизм и этикетность.Эволюция всех жанров

3. Периодизация
Лозман: «Преподавание литры совершается в обратном порядке ее изучения».

Периодизация – есть, как мы понимаем литру (в сущности)

2 взгляда на др.-рус. литру:
- памятники письменности (историч значение)
-уже худ-ая литра

Историческая периодизация: (Кусков)

1. Литра Киевской Руси 11-13 вв. (до татар)
2. Литра периода феодальной раздробленности и борьбы за объединение Северо-восточной Руси 13-1 пол 15 вв (сами татары)-отсутсвие государства
3. Литра периода создания и развития централизованного рус.гос-ва конец 15-17 вв.

Эстетическая периодизация: (Лихачев)
1. Стиль монументального историзма 11-13 вв
2. Экспрессивно-эмоциональный стиль 14-15 вв (15 век – век предвозрождения)-соотвествует литературе киевской руси
3. Стиль второго монументализма 16 в (Иван Грозный)-домострой
4. Эпоха перехода к литре нового времени 17 в.

конец-житие протопопа авакума

4.Повесть временных лет:
-структура
-содержание
-проблема жанра
+5503лет к нашему исчислению
Летопись – не жанр, а форма бытования различных жанров, объединенных погодной записью + сверхжанровое образование + жанровая система (Неелов)
Погодные записи могут быть пустыми (если событий нет)
Эти пустые записи очень важны, бытовые события не интересуют летописца принципиально, он отмечает время. Впервые возникло ощущение линейного жанра.
Родовая точка зрения летописца – такой взгляд на мир, когда ценится прошлое, оно объясняет настоящее и предопределяет будущее.

Летопись – своеобразная историческая энциклопедия, архив, в кот хранятся следы первоначальных литературных произведений.

Структура и содержание.
Перед нами только церковная и политическая история Руси – содержание.
Нестор летописец помешает в начале легенду о великом потопе, после кот спасся праведный Ной и 3-его сына. И легенду о том, как апостол Андрей посетил берега Днепра и сказал, что на этих землях возгориться свет христианства. (отсюда и Андреевский флаг)
Эти 2 легенды дают самый общий взгляд ан содержание и на оценку содержания, это вступление.
1 легенда:
История Руси – часть общей истории, интернациональная точка зрения, часть мировой истории.
2 легенда:
История Руси – самобытность Руси, вопреки реальной действительности утверждается, что христианство мы получили не из 2-ых рук (из Византии), а из 1-ых, пришла вера от Бога, не от людей.
Далее:
Рассказ о том, как возник Киев (как гос-во), как возникла княжеская власть.
Предание о 3 браться, кот перешли берега Днепра, сели на холмах. По имени старшего брата Кий – Киев.
Легенда о призвании варягов: 3 брата (старший Рюрик =>все русские князья)
Нормандская теория – легенда о варягах – исторический факт (поддерживает)
Но есть и скептики – споры (было это или нет?)
Единственное, в чем мы можем быть уверены – это есть в летописи.
Если этого и не было, об этом нужно было придумать и написать, об этом нужно было рассказать.
Рим – похожая легенда, только там было 2 брата.
Суть: Киев – великий город, русь – великое гос-во.
Князем нельзя стать как царем. Символически царь вступает в брак с гос-вом (3 венчания), а князь – князь, потому что папа его был князем, и его папа был князем…. И тд
Одна из главных функций летописи – проследить княжеский род.
Первый, кто основал род, князем не родился, кто-то в древности захватил власть – преступник, значит и его потомки преступники, а не князья.
Четкое разделение: свой – чужой (в детском сознании – отголоски мифологии)
Чужой – либо лучше, либо хуже нас.
Как же быть с первым, кто захватил власть? Он не родился, а стал князем на законном основании, его призвали, попросили править. Свой не мог, а чужой мог.

Возникло гос-во, власть, дальше – жизнь.
Про эту жизнь и будет написано.

Месть Ольги:
Князь Игорь (Киевский) отправляется в поход собирать дань, по дороге домой понимает, что мало собрал. Спутникам велел ехать домой с тем, что собрали, а сам поехал еще собирать, его убили. Придумали выдать Ольгу замуж за их князя, дабы избежать ее мести. Ольга соглашается, говорит, пусть приезжает посольство. Посольство живьем закапывают. Ольга говорит, что ждет других, более знатных послов, отправляет их в баню, кот заколачивают – горят заживо.

Ассоциация похоронного и свадебного обряда.
В лодке несут мертвецов (гробов не было).
Перед свадьбой моются, перед похоронами омывают.

Ольга открытым текстом говорит, что их убьет, а они не понимают.

Ольга отправляется, говорит, что хочет устроить пиршество там, где убили Игоря. Все напиваются, а дружина Ольги их всех убивает. Признается, говорит, что насытилась местью, готова примириться. По голубю и воробью с каждого двора – символическая дань. Привязывает тряпки к их лапкам, поджигает, отпускает, они возвращаются в свои дворы, вскоре весь город заполыхал.

Повествование о Борисе и Глебе.

Повествование о Борисе и Глебе.
На Руси почти не было мучеников, за хр-ую веру не преследовали, но Глеб и Борис –мученики. Старшие братья решили устранить Бориса и Глеба, как соперников, убить их. Дружинники говорят Б и Г, что их братья хотят убить их, но Б и Г идут на смерть. Дружина Б и Г сильнее, чем дружина страших братьев. Поэтому Б и Г с собой дрпужиину не берут, перед смертью просят помиловать своих братьев – убийцу – христианская добродетель

5. Повесть временных лет:
- основные идея и темы
- изображение князей

№задачи У ПВЛ:

1)исток,генезис Руси

2)Кто в Киеве начал первее княжить

3)Откуда русская земля пошла(показ русской истории)
Главная тема – Русь,родина
Главная идея – призыв к княжескому братолюбию
Образы князей (в летописи не характер князя, а его политическое лицо):
Этикетные маски:
- князь-воин – вечно в походах, битвах, разделяет их печали и радости, обьязан быть щедрым по отношению к своей дружине
- князь – мудрец – печален, кроток, имеет смирный нрав, окружают монахи, священники, щедр к нищим.
- князь – злодей – тот, кто поднимает руку на своего брата князя, нарушает принцип братолюбия (Н: Святопол и Давыд)

идеальный князь-В.Мономах=князь воин+князь мудрец

7. Фольклорные мотивы в Повести временных лет
Уровни, на кот осуществляется связь с фольклором.
Неуловимый оттенок эпичности и героичности
1. на уровне тематики (кА кпризвали князей – пошло от фольклора)
2. на уровне символики (параллелизм между похоронными и свадебными обрядами, пиры у Владимира – пир – совет князя с боярами)
3. на уровне языка (пословицы, поговорки)

8. Повесть об ослеплении Василька Требобильского
Версия: написал очевидец поп Василий (197 год)
Съезд, все дают клятву подчиняться принципу братолюбия, младшие должны подчиняться страшим братьям. Поцеловали крест – скрепили. По дороге домой Василька приглашают в гости братья. Его отговаривают ехать, но он все равно отправляется. Добирается до княжеского терема, входит в горницу, Святополк и Давыд сидят за столом. Один из братьев уходит звать убийцу, мол пошел распорялиться о пире, второй сидит и молчит. В этой паузе Василек читает свой приговор. (подтекст появляется из-за потрясения очевидца, психология до сих пор не свойственна). ((подтекст красноречивее актера – станиславский)). Врывается толпа, придавливают его доской, ослепляют. Слепой не может быть князем. Овчарь (занимается овцами) вырезает глаза, первый раз промахивается, со второго попадает. Дружина везет Василька домой, он в беспамятстве. Попадья взяла окровавленную рубаху, выстирала, одела обратно, он просыпается, говорит, мол зачем выстирали, я хотел, чтобы меня в ней похоронили.
Эта повесть – главная мысль летописи – отстаивание принципа бартолюбия. Символика и психология переплетаются вместе.
Почему ослепляет овчарь?
Для хода сюжета важно знать профессию злодея, Василек уподобляется овце, кот покорно подставляет горло под нож.
В середине века овца- символ идеала православия (смирения)
Мотив хр-ого смирения и покорности, кот необходим по лит-ому этикету (Василек сопротивлялся, но все равно сравнивается с овцой).
До 16 века главная мысль др.-рус. литры – мечта о единстве русской земли, но у каждого автора – свой рецепт спасения.
Летопись: залог единства – братолюбие.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35659. Изготовление блинчиков. Творческий проект 253.46 KB
  Опарное дрожжевое творог фрукты тесто начинка грибы Пресное повидло икра Выбор идеального варианта. Я выбрала из предложенных вариантов блинчики с ягодами и дрожжевое тесто. Некоторые национальные рецепты требуют добавления в тесто дрожжей или пищевой соды. Тесто не должно быть густым.
35660. Украшение дня рождения в японском стиле 919.84 KB
  Оценка стоимости изделия 10. Оценка изделия 11. Оценка проектирования Определение потребности Приближался мой день рождения. Планирование работы Распределить ткань на стены; Нарисовать акриловой черной краской на ткане иероглифы; В некоторых местах подвязать ткань красивой лентой; Оборудовать стол Надуть шарики Оценка стоимости изделия Для украшения стен нам понадобилось купить: ленты – на ленты мы потратили 120 рублей; ткань стоимость ткани не обсчитывается т.
35661. Лоскутное шитье. Творческий проект 749.98 KB
  Процесс выращивания этих культур обработки сырья был очень длительным и трудоемким поэтому ткани ткали шириной 40 см соответственно крою рубахи или полотенца чтобы при шитье практически не оставалось отходов. Ширина ситцевого полотна составляла 7580 см то есть была шире кроя одежды и смекалистые хозяйки оставшимися лоскутками стали удлинять детскую одежду украшать подолы рубах рукава и оплечья. Расчет себестоимости наименование использованных материалов цена руб. расход материалов на изделие затраты на материалыруб.
35663. Чернігівська кераміка. Особливості її форми та колориту 1.77 MB
  До побутових художніх керамічних виробів належать полив’яні глиняні яйця так звані писанки широко розповсюджені на Русі в тому числі і в Чернігові. У формах керамічних виробів того часу помітні прототипи форм і елементів декору гончарних виробів наступних віків горщик макітра миска. У формах керамічних виробів того часу помітні прототипи форм і елементів декору гончарних виробів наступних віків горщик макітра миска. Розпис ангобами в оздобленні глиняних виробів набув широкого розповсюдження в ХVІ–ХVІІ ст.
35664. Вишивка атласними стрічками. Картина Кошик з квітами 1.69 MB
  Його мета полягає в тому щоб з’ясувати якої вони думки щодо того якою повинна бути обрана мною картина. Аналіз об’єктіваналогів Ця картина приваблює мене своєю кольоровою гамою у поєднанні з ніжним віддтінком тканини. Ця картина приваблює мене своїми дрібними деталями тобто вони виконані францюзькими вузликами.
35665. Вязання крючком. Творчий проект 208.84 KB
  Відповідно до метиоб’єкту і предмету роботи були поставлені такі завдання: Проаналізувати та теоретично обґрунтувати особливості в’язання крючком. Висока якість виконання речей з могил коптів дозволяє вважати що техніка в'язання була відома набагато раніше. У 1867 році Вільям Фелкін висунув гіпотезу що в'язання було відоме ще за часів Троянської війни.
35666. Технологія пошиття повсякденної спідниці 64.07 KB
  Але де взяти нову спідницю щоб вона була не тільки модна але і подобалася б у всіх деталях добре сиділа на фігурі і була не дуже дорога Найкраще зшити її самої. Мета: Зшити спідницю. Завдання: 1 Навчитися шити спідницю 2 Ознайомитися з технологією пошиття спідниці 3 Зшити спідницю. Мистецтво шиття Для того щоб зшити спідницю потрібно виконати кілька етапів.
35667. Випалювання сови. Творчий проект 2.23 MB
  Випалювання сови Хід проектування У ході проектування свого виробу я повинен пройти такі етапи: І. Щоправда я вимушений був розчаруватись бо не мав спеціального пристрою для випалювання по дереву. І коли у школі задали домашнє завдання зробити якийнебудь виріб то одразу ж згадав про випалювання і прийшовши додому взявся за роботу. Серед багатьох художніх ремесел що з обробкою дерева окреме місце посідає декоративне випалювання.