23868

«Поучение» Владимира Мономаха

Доклад

Литература и библиотековедение

Владимир Мономах Великий Князь Киевский был сыном Всеволода Ярославича и византийской царевны.Основные черты Поучения:1 Требование соблюдения норм христианской морали быть кротким слушать старейших и покоряться им не обижать сирот2 Основная мысль Поучении князь должен беспрекословно подчиняться старейшему жить в мире с другими князьями не притеснять младших князей и бояр. Князь так же должен избегать ненужного кровопролития быть радушным хозяином не предаваться лени не увлекаться властьюНо Мономах не ограничивается...

Русский

2013-08-05

35 KB

4 чел.

Билет № 9. «Поучение» Владимира Мономаха.
Под этим общим заглавием до последнего времени объединялось 4 самостоятельных произведения, 3 из которых действительно принадлежали Мономаху:
1) собственно «Поучение»
2) автобиография
3) «Письмо к Олегу Святославичу»
Заключительный фрагмент этой подборки текстов - молитва, как теперь уже установлено,, Мономаху не принадлежала, и лишь случайно была переписана вместе с произведениями Мономаха.
Владимир Мономах, Великий Князь Киевский, был сыном Всеволода Ярославича и византийской царевны.
Поучение, видимо, было написано Мономахом в 1017 году. За плечами престарелого книязя была долгая и трудная жизнь, поэтому он мог многое рассказать своим потомкам и многому их научить.
Таким политическим и нравственным завещанием и является «Поучение».

Основные черты «Поучения»:
1) Требование соблюдения норм христианской морали (быть кротким, слушать старейших и покоряться им, не обижать сирот»
2) Основная мысль «Поучении» - князь должен беспрекословно подчиняться старейшему, жить в мире с другими князьями, не притеснять младших князей и бояр. Князь так же должен избегать ненужного кровопролития, быть радушным хозяином, не предаваться лени, не увлекаться властью
Но Мономах не ограничивается практическими советами морального и политического характера. В «Поучении» многократно цитируется Псалтырь, сочинения Владимира Великого, пророчества Исайи.

Мономах так же приводит длинный перечень «путей и ловов» ( то есть походов и охот), в которых он принимал участие с 13-ти лет.
В заключении князь подчеркивает, что в своей жизни он всегда следовал тем де принципам: все старался делать сам, не полагаясь на соратников и слуг.
Завершается «Поучение» призывом не страшиться смерти ни в бою, ни на охоте, доблестно исполняя «мужЪское дело».
Этикетные маски Мономаха

1)Князь-воин(не расстается с дружиной)Обязан быть шедрым по отношению к своей дружине

2)Князь мудрец(печален,в размышлениях,кроток,имеет смиренный нрав)Он тоже щедр но по отношению к низшим

3)есть еще третья маска князя злодея(к Мономаху не относится)

Мономах-идеальный князь=воин+мудрец

Обращение к семье,но по сути политическое завещание стране.Спасти Русь-неукоснительно следить за выполнением законов и не нарушать свои же законы

Перечисляет случаи охоты с 13 лет

Христ.маска любви к ближним

Князь должен быть образованным,знать языки.Дб рачительным хозяином.Восторгается красотой мира-детское и поэтическое в нем.

Билет № 10. Киево -Печерский Патерик

Патериками назывались сборники рассказов о жизни монахов какой-либо местности или какого-либо монастыря. Древнейшим из русских патериков является патерик киево-печерского монастыря. Монастырь был основан в 11 веке. В основе патерика оказалась переписка, которую вели мужду собой в начале 13 века владимирский епископ Симон и киево - печерский монах Поликарп. Симон и Поликарп были пострижниками Киево-Печерского монастыря. Но судьба их сложилась по-разному. Симон сначала стал игуменом одного из владимирских монастырей, а затем занял епископскую кафедру в Суздале. Поликарп же остался в монастыре. Честолюбивый монах не смог смириться со своим положением и с помощью своих властных друзей стал домогаться епископской кафедры.. Симон не одобрил подлых и честолюбивых планов Поликарпа и написал ему послание, в котором обличал его себялюбие. Это послание Симон сопроводил рассказами о жизни некоторых монахов. Это и последующие послания и послужили одной из основ патерика.

Другой важной составной частью памятника явилось послание Поликарпа к игумену Акиндину, в котором он сообщал, что наконец-то решился рассказать о жизни и Печерских чудесах.

Видимо, где-то в середине 13-го века послания Симона и Поликарпа были объединены и дополнены другими памятниками, повествующими о том же монастыре.

Так постепенно и слагался памятник, получивший название «Киево-Печерский патерик». До нас дошла Арсениевкая редакция патерика, Феодосиевская и две Кассиановские.
В рассказах киево-печерского патерика много традиционных патериковых мотивов: праведные монахи творят чудеса, успешно борются с мирскими мыслями и соблазнами.

Литературное и идеологическое значение патерика было очень велико: он подытоживал развитие русской агиографии 11-12 веков и будил чувство общерусского патриотизма.

Билет № 11. «Хождение» Игумена Даниила.

«Хождениями» в древнерусской литературе назывались произведения, в которых описывались путешествия в Палистину, на восток или в Византию. Древнейшим из памятников такого жанра и является «Хождение» Игумена Даниила.

О самом Данииле нам известно очень мало. Он был игуменом одного из русских монастырей, расположенного, как полагают, на Черниговщине. Свое путешествие он совершил в начале 12 века.

По пути в Палестину Даниил посетил Эфес, Константинополь, остров Кипр. В самой Палестине Даниил провел 16 месяцев. Он жил в монастыре святого Саввы. Даниила как поломника интересовали святые места и памятники, которые церковная традиция связывала с именем Иисуса Христа. Даниил в своих описаниях стремился быть точным и таким образом создал своего рода путеводитель для начинающих паломников. Он указывает направления, по которым следует двигаться к тем или иным святым местам. Скупо описывает Даниил сво жизнь в Палестине и быт иерусалимского королевства.
Даниил подчеркивает, что в Палестине он ощущает себя послом от всей Руси и выражает о ней заботу.

Остается тем не менее неясным, при каких именно обстоятельствах было совершено его путешествие.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80256. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ 152 KB
  Проблема экономического роста занимает центральное место в экономических дискуссиях где речь идет об основах социальноэкономической жизни народов. Обеспечение стабильного роста без кризисов при условии полной занятости актуальная задача экономической науки экономической политики и хозяйственной практики. Количество экономического роста выражается в его темпах. Темпы экономического роста прирост за определенный промежуток времени произведенной в народном хозяйстве продукции по отношению к ее базисному уровню.
80257. Экономическая теория: предмет, метод, функции. Экономическая политика 68.5 KB
  Обмениваясь результатами своего труда субъекты хозяйственной деятельности индивиды и коллективы вступают в определённые экономические отношения которые являются объектом изучения экономических наук и в частности экономической теории. Методологической основой всех экономических наук является экономическая теория как система научных взглядов на хозяйственную деятельность людей. Она изучает причинно-следственные связи с закономерностями развития экономических процессов экономические отношения возникающие между субъектами в процессе их...
80258. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ СОБСТВЕННОСТИ 69.5 KB
  Проблема собственности - центральная проблема экономической теории и хозяйственной практики. Экономический строй общества определяется соответствующими производственными отношениями, базирующимися на определенной форме собственности.
80259. Формы организации общественного производства. Деньги 89 KB
  Деньги: сущность функции. Современные деньги. Обмен осуществляется через рынок деньги путём купли продажи и только после этого продукция попадает в производительное или личное потребление.
80260. Розвиток національних економік країн Європейської цивілізації в системі світового господарства під впливом науково-технічної революції (друга половина ХХ ст.) 111.5 KB
  Розвиток національних економік країн Європейської цивілізації в системі світового господарства під впливом науковотехнічної революції друга половина ХХ ст. Економіка країн світу в роки другої світової війни. Економіка країн світу в роки другої світової війни. У роки війни в більшості країн господарство занепало.
80261. Світове господарство та основні напрямки економічної думки на етапі інформаційно-технологічної революції ( кінецьXX - початок XXI ст.) 82 KB
  Динаміка світового господарського розвитку другої половини ХХ початку ХХІ ст. Динаміка світового господарського розвитку другої половини ХХ початку ХХІ ст. для економічно розвинутих країн характеризується якісно новим етапом економічного розвитку. Найважливішим фактором економічного розвитку є науковотехнічний прогрес.
80262. Економічний розвиток України в умовах радянської економічної системи та його трактування в економічній думці 134 KB
  Економічний розвиток України в умовах радянської економічної системи та його трактування в економічній думці 1. Соціальноекономічний стан Західної України в 20-30х роках ХХ ст. Господарство України в роки Другої світової війни та післявоєнної відбудови. Перша світова війна мала руйнівний вплив на економіку України.
80263. Формування засад ринкового господарства в Україні (90-ті роки ХХ ст.) 46.5 KB
  Участь України в світовому господарстві. Проблеми соціальноекономічного реформування української економіки в перші роки незалежності Проголошення незалежності України відкрило нову еру в історії нашої країни. Верховна Рада України затвердила Основи національної економічної політикиrdquo;. У цьому документі передбачалася структурна перебудова господарства України.
80264. Особливості розвитку ринкового господарства й основні напрямки економічної думки в Україні (друга половина ХІХ - початок ХХ ст.) 82.5 KB
  Особливості розвитку ринкового господарства й основні напрямки економічної думки в Україні друга половина ХІХ початок ХХ ст. Промисловий переворот в Україні. Суть індустріалізації в Україні. Загальні умови і основні напрямки розвитку економічної думки в Україні наприкінці ХІХ початку ХХ ст.