23868

«Поучение» Владимира Мономаха

Доклад

Литература и библиотековедение

Владимир Мономах Великий Князь Киевский был сыном Всеволода Ярославича и византийской царевны.Основные черты Поучения:1 Требование соблюдения норм христианской морали быть кротким слушать старейших и покоряться им не обижать сирот2 Основная мысль Поучении князь должен беспрекословно подчиняться старейшему жить в мире с другими князьями не притеснять младших князей и бояр. Князь так же должен избегать ненужного кровопролития быть радушным хозяином не предаваться лени не увлекаться властьюНо Мономах не ограничивается...

Русский

2013-08-05

35 KB

4 чел.

Билет № 9. «Поучение» Владимира Мономаха.
Под этим общим заглавием до последнего времени объединялось 4 самостоятельных произведения, 3 из которых действительно принадлежали Мономаху:
1) собственно «Поучение»
2) автобиография
3) «Письмо к Олегу Святославичу»
Заключительный фрагмент этой подборки текстов - молитва, как теперь уже установлено,, Мономаху не принадлежала, и лишь случайно была переписана вместе с произведениями Мономаха.
Владимир Мономах, Великий Князь Киевский, был сыном Всеволода Ярославича и византийской царевны.
Поучение, видимо, было написано Мономахом в 1017 году. За плечами престарелого книязя была долгая и трудная жизнь, поэтому он мог многое рассказать своим потомкам и многому их научить.
Таким политическим и нравственным завещанием и является «Поучение».

Основные черты «Поучения»:
1) Требование соблюдения норм христианской морали (быть кротким, слушать старейших и покоряться им, не обижать сирот»
2) Основная мысль «Поучении» - князь должен беспрекословно подчиняться старейшему, жить в мире с другими князьями, не притеснять младших князей и бояр. Князь так же должен избегать ненужного кровопролития, быть радушным хозяином, не предаваться лени, не увлекаться властью
Но Мономах не ограничивается практическими советами морального и политического характера. В «Поучении» многократно цитируется Псалтырь, сочинения Владимира Великого, пророчества Исайи.

Мономах так же приводит длинный перечень «путей и ловов» ( то есть походов и охот), в которых он принимал участие с 13-ти лет.
В заключении князь подчеркивает, что в своей жизни он всегда следовал тем де принципам: все старался делать сам, не полагаясь на соратников и слуг.
Завершается «Поучение» призывом не страшиться смерти ни в бою, ни на охоте, доблестно исполняя «мужЪское дело».
Этикетные маски Мономаха

1)Князь-воин(не расстается с дружиной)Обязан быть шедрым по отношению к своей дружине

2)Князь мудрец(печален,в размышлениях,кроток,имеет смиренный нрав)Он тоже щедр но по отношению к низшим

3)есть еще третья маска князя злодея(к Мономаху не относится)

Мономах-идеальный князь=воин+мудрец

Обращение к семье,но по сути политическое завещание стране.Спасти Русь-неукоснительно следить за выполнением законов и не нарушать свои же законы

Перечисляет случаи охоты с 13 лет

Христ.маска любви к ближним

Князь должен быть образованным,знать языки.Дб рачительным хозяином.Восторгается красотой мира-детское и поэтическое в нем.

Билет № 10. Киево -Печерский Патерик

Патериками назывались сборники рассказов о жизни монахов какой-либо местности или какого-либо монастыря. Древнейшим из русских патериков является патерик киево-печерского монастыря. Монастырь был основан в 11 веке. В основе патерика оказалась переписка, которую вели мужду собой в начале 13 века владимирский епископ Симон и киево - печерский монах Поликарп. Симон и Поликарп были пострижниками Киево-Печерского монастыря. Но судьба их сложилась по-разному. Симон сначала стал игуменом одного из владимирских монастырей, а затем занял епископскую кафедру в Суздале. Поликарп же остался в монастыре. Честолюбивый монах не смог смириться со своим положением и с помощью своих властных друзей стал домогаться епископской кафедры.. Симон не одобрил подлых и честолюбивых планов Поликарпа и написал ему послание, в котором обличал его себялюбие. Это послание Симон сопроводил рассказами о жизни некоторых монахов. Это и последующие послания и послужили одной из основ патерика.

Другой важной составной частью памятника явилось послание Поликарпа к игумену Акиндину, в котором он сообщал, что наконец-то решился рассказать о жизни и Печерских чудесах.

Видимо, где-то в середине 13-го века послания Симона и Поликарпа были объединены и дополнены другими памятниками, повествующими о том же монастыре.

Так постепенно и слагался памятник, получивший название «Киево-Печерский патерик». До нас дошла Арсениевкая редакция патерика, Феодосиевская и две Кассиановские.
В рассказах киево-печерского патерика много традиционных патериковых мотивов: праведные монахи творят чудеса, успешно борются с мирскими мыслями и соблазнами.

Литературное и идеологическое значение патерика было очень велико: он подытоживал развитие русской агиографии 11-12 веков и будил чувство общерусского патриотизма.

Билет № 11. «Хождение» Игумена Даниила.

«Хождениями» в древнерусской литературе назывались произведения, в которых описывались путешествия в Палистину, на восток или в Византию. Древнейшим из памятников такого жанра и является «Хождение» Игумена Даниила.

О самом Данииле нам известно очень мало. Он был игуменом одного из русских монастырей, расположенного, как полагают, на Черниговщине. Свое путешествие он совершил в начале 12 века.

По пути в Палестину Даниил посетил Эфес, Константинополь, остров Кипр. В самой Палестине Даниил провел 16 месяцев. Он жил в монастыре святого Саввы. Даниила как поломника интересовали святые места и памятники, которые церковная традиция связывала с именем Иисуса Христа. Даниил в своих описаниях стремился быть точным и таким образом создал своего рода путеводитель для начинающих паломников. Он указывает направления, по которым следует двигаться к тем или иным святым местам. Скупо описывает Даниил сво жизнь в Палестине и быт иерусалимского королевства.
Даниил подчеркивает, что в Палестине он ощущает себя послом от всей Руси и выражает о ней заботу.

Остается тем не менее неясным, при каких именно обстоятельствах было совершено его путешествие.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68215. СУЛЬФАТРЕДУКУЮЧІ, ТІОНОВІ, ДЕНІТРИФІКУЮЧІ БАКТЕРІЇ В ПРИБЕРЕЖНІЙ ЗОНІ ЧОРНОГО МОРЯ І ЇХНЯ РОЛЬ У ТРАНСФОРМАЦІЇ НАФТОВИХ ВУГЛЕВОДНІВ 532.5 KB
  В 80х роках минулого сторіччя у відділі морської санітарної гідробіології Інституту біології південних морів НАН України вивчали деякі групи анаеробних бактерій біля узбережжя Криму та в західній частині Чорного моря Миронов 1988.
68216. КРІОКОНСЕРВУВАННЯ ТРОМБОЦИТІВ ДОНОРСЬКОЇ КРОВІ ЛЮДИНИ У БАГАТОКОМПОНЕНТНИХ КРІОЗАХИСНИХ СЕРЕДОВИЩАХ 362.5 KB
  При розробці методів кріоконсервування та довгострокового зберігання тромбоцитів при низьких температурах головна увага дослідників була сконцентрована на виборі кріопротектора і створенні на його основі ефективного кріоконсерванта.
68217. Цукровий діабет 1 типу у дітей і підлітків: особливості перебігу та можливості оптимізації терапії 1.39 MB
  Особливою групою серед хворих на цукровий діабет ЦД 1 типу є діти і підлітки а також пацієнти що хворіють з дитинства через тяжкість гострих ускладнень ранній розвиток судинних і органних уражень які обумовлюють високий ступінь інвалідізації хворих та часті випадки смерті у молодому віці...
68218. ПРАВОВІ ЗАСАДИ ФІНАНСУВАННЯ МІЛІЦІЇ З ДЕРЖАВНОГО ТА МІСЦЕВИХ БЮДЖЕТІВ 178 KB
  Чинна правова основа фінансування міліції за рахунок коштів Державного бюджету України передбачена в ст. Необхідність реформування міліції приведення її у відповідність до суспільних потреб і можливостей держави визначалася з перших років незалежності України і досить широко декларувалася.
68219. ПІДГОТОВКА АСПІРАНТІВ ДО ІННОВАЦІЙНОЇ ДІЯЛЬНОСТІ У ВИЩОМУ НАВЧАЛЬНОМУ ЗАКЛАДІ 170.5 KB
  Нові пріоритети та соціокультурні цінності, що зумовлюють необхідність інноватизації змісту, засобів, форм і методів підготовки аспірантів як майбутніх наукових і науково-педагогічних кадрів сучасної вітчизняної вищої школи, спрямованої на успішну інтеграцію в єдиний європейський науково-освітній простір...
68220. Конституційні гарантії особистої безпеки в Україні 153.5 KB
  На її основі ООН було підготовлено і 1966 року відкрито для підписання та ратифікації Міжнародний пакт про економічні соціальні та культурні права а також Міжнародний пакт про громадянські та політичні права які Україна ратифікувала 1973 року.
68221. ВИРОБНИЦТВА ПРОДУКЦІЇ ПТАХІВНИЦТВА В СІЛЬСЬКОГОСПОДАРСЬКИХ ПІДПРИЄМСТВАХ 278 KB
  Насамперед це підвищення ефективності функціонування на основі зниження собівартості продукції. Важливого значення набуває проведення функціонального аналізу тенденцій розвитку птахівництва за допомогою якого можна було б виявити резерви збільшення обсягів виробництва продукції й отримання...
68222. СОЦІАЛЬНА ПОЛІТИКА ТА МЕХАНІЗМИ ЇЇ РЕАЛІЗАЦІЇ В УКРАЇНІ (ПОЛІТОЛОГІЧНИЙ АНАЛІЗ) 179.5 KB
  Актуальність дисертаційного дослідження зумовлена значимістю соціальної політики для повноцінного функціонування суспільства загалом його політичної економічної гуманітарної складових для розвитку громадянського суспільства й політичної системи.
68223. ОСОБЛИВОСТІ Я-КОНЦЕПЦІЇ ОСІБ ЮНАЦЬКОГО ВІКУ З ВИСОКИМ РІВНЕМ НЕВРОТИЧНОСТІ 430 KB
  Соціально-психологічні умови в Україні та й в багатьох інших державах світу в останні роки стають все більш нестабільними, кризовими, породжують довготривалі внутрішні конфлікти, емоційну напругу, тривогу, що сприяє наростанню невротизації населення.