23868

«Поучение» Владимира Мономаха

Доклад

Литература и библиотековедение

Владимир Мономах Великий Князь Киевский был сыном Всеволода Ярославича и византийской царевны.Основные черты Поучения:1 Требование соблюдения норм христианской морали быть кротким слушать старейших и покоряться им не обижать сирот2 Основная мысль Поучении князь должен беспрекословно подчиняться старейшему жить в мире с другими князьями не притеснять младших князей и бояр. Князь так же должен избегать ненужного кровопролития быть радушным хозяином не предаваться лени не увлекаться властьюНо Мономах не ограничивается...

Русский

2013-08-05

35 KB

4 чел.

Билет № 9. «Поучение» Владимира Мономаха.
Под этим общим заглавием до последнего времени объединялось 4 самостоятельных произведения, 3 из которых действительно принадлежали Мономаху:
1) собственно «Поучение»
2) автобиография
3) «Письмо к Олегу Святославичу»
Заключительный фрагмент этой подборки текстов - молитва, как теперь уже установлено,, Мономаху не принадлежала, и лишь случайно была переписана вместе с произведениями Мономаха.
Владимир Мономах, Великий Князь Киевский, был сыном Всеволода Ярославича и византийской царевны.
Поучение, видимо, было написано Мономахом в 1017 году. За плечами престарелого книязя была долгая и трудная жизнь, поэтому он мог многое рассказать своим потомкам и многому их научить.
Таким политическим и нравственным завещанием и является «Поучение».

Основные черты «Поучения»:
1) Требование соблюдения норм христианской морали (быть кротким, слушать старейших и покоряться им, не обижать сирот»
2) Основная мысль «Поучении» - князь должен беспрекословно подчиняться старейшему, жить в мире с другими князьями, не притеснять младших князей и бояр. Князь так же должен избегать ненужного кровопролития, быть радушным хозяином, не предаваться лени, не увлекаться властью
Но Мономах не ограничивается практическими советами морального и политического характера. В «Поучении» многократно цитируется Псалтырь, сочинения Владимира Великого, пророчества Исайи.

Мономах так же приводит длинный перечень «путей и ловов» ( то есть походов и охот), в которых он принимал участие с 13-ти лет.
В заключении князь подчеркивает, что в своей жизни он всегда следовал тем де принципам: все старался делать сам, не полагаясь на соратников и слуг.
Завершается «Поучение» призывом не страшиться смерти ни в бою, ни на охоте, доблестно исполняя «мужЪское дело».
Этикетные маски Мономаха

1)Князь-воин(не расстается с дружиной)Обязан быть шедрым по отношению к своей дружине

2)Князь мудрец(печален,в размышлениях,кроток,имеет смиренный нрав)Он тоже щедр но по отношению к низшим

3)есть еще третья маска князя злодея(к Мономаху не относится)

Мономах-идеальный князь=воин+мудрец

Обращение к семье,но по сути политическое завещание стране.Спасти Русь-неукоснительно следить за выполнением законов и не нарушать свои же законы

Перечисляет случаи охоты с 13 лет

Христ.маска любви к ближним

Князь должен быть образованным,знать языки.Дб рачительным хозяином.Восторгается красотой мира-детское и поэтическое в нем.

Билет № 10. Киево -Печерский Патерик

Патериками назывались сборники рассказов о жизни монахов какой-либо местности или какого-либо монастыря. Древнейшим из русских патериков является патерик киево-печерского монастыря. Монастырь был основан в 11 веке. В основе патерика оказалась переписка, которую вели мужду собой в начале 13 века владимирский епископ Симон и киево - печерский монах Поликарп. Симон и Поликарп были пострижниками Киево-Печерского монастыря. Но судьба их сложилась по-разному. Симон сначала стал игуменом одного из владимирских монастырей, а затем занял епископскую кафедру в Суздале. Поликарп же остался в монастыре. Честолюбивый монах не смог смириться со своим положением и с помощью своих властных друзей стал домогаться епископской кафедры.. Симон не одобрил подлых и честолюбивых планов Поликарпа и написал ему послание, в котором обличал его себялюбие. Это послание Симон сопроводил рассказами о жизни некоторых монахов. Это и последующие послания и послужили одной из основ патерика.

Другой важной составной частью памятника явилось послание Поликарпа к игумену Акиндину, в котором он сообщал, что наконец-то решился рассказать о жизни и Печерских чудесах.

Видимо, где-то в середине 13-го века послания Симона и Поликарпа были объединены и дополнены другими памятниками, повествующими о том же монастыре.

Так постепенно и слагался памятник, получивший название «Киево-Печерский патерик». До нас дошла Арсениевкая редакция патерика, Феодосиевская и две Кассиановские.
В рассказах киево-печерского патерика много традиционных патериковых мотивов: праведные монахи творят чудеса, успешно борются с мирскими мыслями и соблазнами.

Литературное и идеологическое значение патерика было очень велико: он подытоживал развитие русской агиографии 11-12 веков и будил чувство общерусского патриотизма.

Билет № 11. «Хождение» Игумена Даниила.

«Хождениями» в древнерусской литературе назывались произведения, в которых описывались путешествия в Палистину, на восток или в Византию. Древнейшим из памятников такого жанра и является «Хождение» Игумена Даниила.

О самом Данииле нам известно очень мало. Он был игуменом одного из русских монастырей, расположенного, как полагают, на Черниговщине. Свое путешествие он совершил в начале 12 века.

По пути в Палестину Даниил посетил Эфес, Константинополь, остров Кипр. В самой Палестине Даниил провел 16 месяцев. Он жил в монастыре святого Саввы. Даниила как поломника интересовали святые места и памятники, которые церковная традиция связывала с именем Иисуса Христа. Даниил в своих описаниях стремился быть точным и таким образом создал своего рода путеводитель для начинающих паломников. Он указывает направления, по которым следует двигаться к тем или иным святым местам. Скупо описывает Даниил сво жизнь в Палестине и быт иерусалимского королевства.
Даниил подчеркивает, что в Палестине он ощущает себя послом от всей Руси и выражает о ней заботу.

Остается тем не менее неясным, при каких именно обстоятельствах было совершено его путешествие.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22497. Разработка компилятора расширяемого языка системного программирования 194 KB
  В ходе работы были описаны лексика и синтаксис языка, а также были приведены ключевые алгоритмы этапы генерации кода и рассмотрен пример практического использования. Результатом стала реализация компилятора на C# и набора библиотек для нового языка, описывающих конструкции...
22498. Обязательное подтверждение соответствия в Таможенном союзе. Объекты, формы, схемы. Перечни продукции, подлежащей декларированию и обязательной сертификации 18.75 KB
  Суть принятых решений состоит в том, чтобы максимально минимизировать риски негативного воздействия на граждан и в целом на национальную безопасность государств - членов Таможенного союза при использовании потреблении) товаров, производимых за его пределами.
22499. Использование дидактических игр на уроках у учащихся младших классов 134 KB
  Значение использования игр в младшем школьном возрасте велико и потому, что в процессе игровой деятельности наряду с умственным развитием осуществляется физическое, эстетическое, нравственное воспитание. Выполняя правила игры, ребята приучаются сдерживаться, контролировать свое поведение
22500. Особливості особистості та сімейної соціалізації адоптованих, дезадоптованих студентів 265.5 KB
  Определить степень адаптированности (дезадаптированности) студентов-первокурсников. Выявить основные стили родительского семейного воспитания у первокурсников с низким и высоким уровнем адаптации. Выявить различия в уровнях личностной и ситуативной тревожности у адаптивных (дезадаптивных) студентов.
22501. ЛИЧНОСТНЫЕ ОСНОВЫ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОРГАНИЗАЦИОННОМ ОКРУЖЕНИИ 375.8 KB
  Их различия проявляются во всем многообразии характеристик человека. Это разнообразие делает человека человеком а не машиной. И это же разнообразие порождает трудности в управлении организацией проблемы и конфликты во взаимодействии человека с организационным окружением.
22502. ИНДИВИД И ГРУППА 232.2 KB
  Он не только исполнитель роли в организации но и член группы в рамках которой он действует. А поведение человека его действия вносят определенный вклад в жизнь группы. Понятие группы Не существует канонизированного определения малой группы так как это достаточно гибкое и подверженное влиянию обстоятельств явление. Взаимодействие членов группы базируется на некоем общем интересе и может быть связано с достижением общей цели.
22503. АДАПТАЦИЯ И ИЗМЕНЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА 235.32 KB
  У человека как бы имеется две степени свободы в построении своего поведения в организации. С одной стороны он обладает свободой в выборе форм поведения: принимать или не принимать существующие в организации формы и нормы поведения с другой он может принимать или не принимать ценности организации разделять или не разделять ее цели и философию. В зависимости от того в какой комбинации сочетаются эти основополагающие составляющие основы поведения может быть выделено четыре предельных типа поведения человека в организации рис.
22504. ЧТО ТАКОЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ 343.32 KB
  Сущность стратегического управления Было бы наверно считать что еще 2030 лет назад фирмы совершенно не имели стратегического поведения. Разработка идей стратегического управления нашла отражение в работах таких авторов как Fannhofs и Granger 1971; Schendel и Hatten 1972; Irwin 1974; и др. В качестве ведущей идеи отражающей сущность перехода к стратегическому управлению от оперативного управления явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение для того чтобы соответствующим образом и своевременно...
22505. АНАЛИЗ СРЕДЫ 354.03 KB
  Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал который дает возможность организации функционировать а следовательно существовать и выживать в определенном промежутке времени. Но внутренняя среда может также быть и источником проблем и даже гибели организации в том случае если она не обеспечивает необходимого функционирования организации. И на них претендуют многие другие организации находящиеся в этой же среде.