23869

Слово о законе и благодати митрополита Иллариона

Доклад

Литература и библиотековедение

Автор Слова Иларион первый митрополит из русских поставленный на киевскую митрополию из священников в 1051 г.Тема Слова тема равноправности народов резко противостоящая средневековым теориям богоизбранничества лишь одного народа теориям вселенской империи или вселенской церкви.Трехчастная композиция Слова подчеркнутая в названии позволяет органически развить основную тему Слова прославление Русской земли ее кагана Владимира и князя Ярослава.Основной пафос Слова в систематизации в приведении в иерархическую цепь фактов вселенской...

Русский

2013-08-05

31.5 KB

6 чел.

Билет 12. Слово о законе и благодати митрополита Иллариона

Слово "О законе и благодати" - одно из самых ранних (написано между 1037-1050 г.г.) и выдающихся произведений древнерусской литературы. Автор Слова - Иларион, первый митрополит из русских, поставленный на киевскую митрополию из священников в 1051 г.

"Речь философа" - это изложение всемирной истории с христианской точки зрения. Оно было сделано в форме речи, обращенной к князю Владимиру Святославичу с целью убедить его принять христианство. Летописцы утверждают, что якобы именно под влиянием этой речи Владимир и принял христианскую веру. Это должно было придавать ей особую авторитетность в глазах всех русских подданных Владимира.

"Речь философа" - произведение литературно умелое. Мировая история изложена сжато и точно. Говорится только о самом главном из Ветхого и Нового заветов - двух основных христианских исторических книг, из которых первая рассказывала всемирную историю от "сотворения мира" до рождения Христа, а вторая - земную жизнь Христа.

Изложение всемирной истории в "Речи философа" и сейчас поражает своей "педагогичностью", однако "Речь" не осмысляла значение принятия христианства русским народом. В этом отношении исключительное значение имеет "Слово о Законе и Благодати" митрополита Илариона. Это произведение по теме своей обращено к будущему Руси, а по совершенству формы и в самом деле как бы предвосхищает это будущее.

Тема "Слова" - тема равноправности народов, резко противостоящая средневековым теориям богоизбранничества лишь одного народа, теориям вселенской империи или вселенской церкви. Иларион указывает, что Евангелием и крещением Бог "все народы спас", прославляет русский народ среди народов всего мира и резко полемизирует с учением об исключительном праве на "богоизбранничество" только одного народа.

Трехчастная композиция "Слова", подчеркнутая в названии, позволяет органически развить основную тему "Слова" - прославление Русской земли, ее "кагана" Владимира и князя Ярослава. Каждая часть легко вытекает из предшествующей, постепенно сужая тему, логически, по типическим законам средневекового мышления, переходя от общего к частному, от общих вопросов мироздания к частным его проявлениям, от универсального к национальному, к судьбам русского народа.

Основной пафос "Слова" в систематизации, в приведении в иерархическую цепь фактов вселенской истории в духе средневековой схематизации.

Первая часть произведения касается основного вопроса исторических воззрений средневековья: вопроса взаимоотношения двух заветов: Ветхого - "закона" и Нового - "благодати". Взаимоотношение это рассматривается Иларионом в обычных символических схемах христианского богословия, в последовательном проведении символического параллелизма. Ветхий завет был замкнут в еврейском народе, а Новый имеет всемирное распространение. Всемирная история представляется Илариону как постепенное распространение христианства на все народы мира, в том числе и на русский. Излагая эту идею, Иларион прибегает к многочисленным параллелям из Библии и упорно подчеркивает, что для новой веры потребны новые люди.

Рассказав о вселенском характере христианства сравнительно с узконациональным характером иудейства и подчеркнув значение новых народов в истории христианского учения, Иларион свободно и логично переходит затем ко второй части своего "Слова", сужая свою тему, - к описанию распространения христианства по Русской земле: "...вера бо благодатьнаа по всей земли простреся и до нашего языка рускааго доиде..."; "Се бо уже и мы с всеми христианами славим святую Троицу". Русь равноправна со всеми странами и не нуждается ни в чьей опеке.

Русскому народу принадлежит будущее, принадлежит великая историческая миссия: "и събысться о нас языцех (народах) реченое: открыеть господь мышцу свою святю пред всеми языкы (перед всеми народами) и узрять вси конци земля спасение еже от Бога нашего" (Исаии, LII, 10). Патриотический и полемический пафос "Слова" растет, по мере того как Иларион описывает успехи христианства среди русских.

Патриотическое воодушевление Илариона достигает высшей степени, напряжения в третьей части "Слова", посвященной прославлению Владимира I Святославича.

Если первая часть "Слова" говорила о вселенском характере христианства, а вторая часть - о русском христианстве, то в третьей части возносится похвала князю Владимиру. Органическим переходом от второй части к третьей служит изложение средневековой богословской идеи, что каждая из стран мира имела своим просветителем одного из апостолов.

Есть и Руси кого хвалить, кого признавать своим просветителем: "Похвалим же и мы, по силе нашей, малыими похвалами великаа и дивнаа сътворьшааго, нашего учителя и наставника, великааго кагана нашеа земли, Володимера". Русская земля и до Владимира была славна в странах, в ней и до Владимира были замечательные князья: Владимир, "внук старого Игоря, сын же славного Святослава". Иларион высоко ставит авторитет Русской земли среди стран мира. Русские князья и до Владимира не в худой и не в неведомой земле владычествовали, но в русской, которая ведома и слышима есть всеми концами земли.

За третьей, заключительною частью "Слова" в некоторых рукописях следует молитва к Владимиру, пронизанная тем же патриотическим подъемом, патриотическою мыслью и надписанная именем того же Илариона.

Истинная цель "Слова" Илариона не в догматико-богословском противопоставлении Ветхого и Нового заветов, как думали некоторые его исследователи. Традиционное противопоставление двух заветов - это только основа, на которой строится его определение исторической миссии Руси. По выражению В. М. Истрина, это "ученый трактат в защиту Владимира". Иларион прославляет Русь и ее "просветителя" Владимира. История Руси и ее крещение изображены Иларионом как логическое следствие развития мировых событий.

Таким образом, все "Слово" Илариона от начала до конца представляет собой стройное и органическое развитие единой патриотической мысли. И замечательно, что эта патриотическая мысль Илариона отнюдь не отличается национальной ограниченностью. Иларион все время подчеркивает, что русский народ только часть человечества.

Соединение богословской мысли и политической идеи создает жанровое своеобразие "Слова" Илариона. В своем роде это единственное произведение.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29911. Виды инвестиций и методы финансирования инвестиционной деятельности 41 KB
  Основными методами финансирования инвестиционных проектов являются: самофинансирование т. осуществление инвестирования только за счет собственных средств; акционирование а также иные формы долевого финансирования; кредитное финансирование инвестиционные кредиты банков выпуск облигаций; лизинг; бюджетное финансирование; смешанное финансирование на основе различных комбинаций этих способов; проектное финансирование метод финансирования характеризующийся особым способом обеспечения возвратности вложений в основе которого...
29912. Взаимодействие финансового и операционного рычагов 38 KB
  Взаимодействие финансового и операционного рычагов Соотношение затрат для заданного объема продаж одним из вариантов измерения которого является отношение маржинального дохода к прибыли получило название операционного рычага. Показатель операционного рычага позволяет достаточно быстро без подготовки полного отчета о прибылях и убытках определить как повлияют изменения объема продаж на прибыль компании. Чтобы выяснить на сколько процентов изменится размер прибыли следует процентное изменение объема продаж умножить на уровень...
29913. Организация и пути повышения эффективности государственного финансового контроля 35 KB
  Организация и пути повышения эффективности государственного финансового контроля Финансовый контроль это способ соблюдения нормативноправовых норм хозяйствующими субъектами. Правильное понимание сущности и значения государственного финансового контроля важно по многим причинам. Невозможно добиться укрепления финансовой дисциплины без строгого и эффективного государственного финансового контроля. Особую значимость он приобретает при переходе к рыночной экономике когда проявляются неизвестные ранее изощренные приемы финансовых нарушений...
29914. Система управления рисками российских банков и её совершенствование 20.76 KB
  Система управления рисками российских банков и её совершенствование. К сожалению уровень управления основными параметрами банковской деятельности не столь высок как это требуется для экономики в то время как стабильное и устойчивое функционирование кредитного учреждения в экономике страны зависит от качества управления банками своей ликвидностью; формированием капитальной базы; согласования процентной политики по активным и пассивным операциям; умения организовать свою работу и обеспечить высокую конкурентоспособность на рынке...
29915. Основные направления стратегического менеджмента 12.9 KB
  Разработка стратегии достижения целей деятельности. Реализация стратегии организации. Оценка эффективности стратегии по результатам деятельности организации и введение корректирующих воздействий. С другой стороны целеполагание и выбор стратегии в свою очередь стимулируют дальнейшее развитие концептуальных представлений о месте фирмы в бизнесе основных направлениях ее деятельности принципиальных установках стандартах поведения и пр.
29916. Организация и пути повышения эффективности государственного финансового контроля 12.7 KB
  Организация и пути повышения эффективности государственного финансового контроля. Организация и функционирование эффективной системы финансового контроля обязательный и непременный элемент государственной финансовой политики. Сегодня назрела необходимость должного правового регулирования организации и деятельности органов государственного контроля так как контрольная деятельность в России пока малоэффективна. В связи с этим необходимо дальнейшее совершенствование действующего...
29917. Формы и методы государственного регулирования инвестиционной и инновационной деятельности. Их особенности в Российской Федерации 16.64 KB
  Формы и методы государственного регулирования инвестиционной и инновационной деятельности. Осуществление государственного регулирования инвестиционной деятельности на федеральном уровне невозможно без учета потребностей регионов России необходимости их пропорционального развития. Регулирование инвестиционной деятельности в регионах является частью экономической политики государства в целом и каждого из регионов в отдельности. В настоящее время выделяют следующие методы государственного регулирования инвестиционной деятельности: Прямые методы...
29918. Особенности аудита связанных сторон 67 KB
  Вместе с тем операции которые компания осуществляет с такими лицами могут отличаться от остальных операций. Операциями со связанной стороной могут быть: приобретение и продажа товаров работ услуг; приобретение и продажа основных средств и других активов; аренда имущества и предоставление имущества в аренду; финансовые операции включая предоставление займов; передача в виде вклада в уставные складочные капиталы; предоставление и получение обеспечений исполнения обязательств; другие операции. Тем не менее не следует ожидать...
29919. Особенности организации внутреннего и внешнего аудита 28.5 KB
  Остановимся на каждом из них более подробно: Внешний аудит это независимая и комплексная проверка финансовой бухгалтерской отчетности. Внешний аудит проводится только на основе договора который заключается с аудиторской организацией. Внешний аудит относится к обязательным проверкам а вот аудит внутренний обычно проводится только по инициативе руководителей или акционеров.