23870

Особенности передачи сигналов по линиям связи

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

Сеть - это совокупность каких-либо линий, расположенных по определенной системе (Толковый словарь русского языка. Под редакцией проф. Д.Н. Ушакова). Применительно к радиотехнической специальности в качестве такой совокупности будем рассматривать линии связи.

Русский

2014-10-12

48 KB

7 чел.

Лекция 2.

1. Особенности передачи сигналов по линиям связи

  1.  Определения

Сеть - это совокупность каких-либо линий, расположенных по определенной системе (Толковый словарь русского языка. Под редакцией проф. Д.Н. Ушакова). Применительно к радиотехнической специальности в качестве такой совокупности будем рассматривать линии связи.

Деятельность человека, работа автоматики, связи компьютерной техники связана с хранением, переработкой и передачей различных сообщений: речевых, текстовых, видеоизображений и т.д.

Сведения, содержащиеся в таких сообщениях являются информацией.

Информацию, пригодную для обмена между вычислительными устройствами , компьютерами и аппаратурой различных технических систем называют данными.

Физические возмущения в средах, цепях, имеющие вид волновых процессов и обеспечивающие передачу информации, представляют собой сигналы.

Сигналы подразделяют на непрерывные (аналоговые) и дискретные (цифровые).

Линия связи (канал связи) состоит из физической среды, по которой передается сигнал, несущий информацию, аппаратуры передачи, приема сигналов и промежуточной аппаратуры.

В зависимости от физической среды передачи данных линии связи разделяются на следующие:

- проводные (воздушные),

- кабельные (медные и волоконно-оптические),

- радиоканалы наземной и спутниковой связи,

- беспроводные оптические.

Характеристики физической среды передачи во многом определяют качество предоставляемых пользователю услуг.

Поэтому важно понимание процессов, происходящих при прохождении сигнала по физической среде.

Физические среды передаче в радиоэлектронной аппаратуре можно разделить на внутренние и внешние. На основе внутренних  построен любой радиоэлектронный блок (печатные проводники, соединительные провода).

Внешние среды связи предназначены для соединения разнесенных в пространстве радиоэлектронных устройств и систем, которые могут находиться на расстоянии от нескольких метров до десятков, сотен и тысяч километров. Внешние среды отличаются от внутренних своей протяженностью. В дальнейшем под линиями связи будем понимать именно внешние линии связи.

Проводные (воздушные) линии связи представляют собой провода без каких-либо изолирующих или экранирующих оплеток. По таким линиям связи передаются телефонные или телеграфные сигналы.

Такие линии не обладают помехозащищенностью. Имеют низкие скоростные качества.

Кабельные линии состоят из проводников заключенных в несколько слоев изоляции: электрической, электромагнитной, механической. В настоящее время применяются три основных типа кабеля: на основе скрученных пар медных проводов (витая пара), коаксиальные кабели с медной жилой, волоконно-оптические кабели.

Витая пара может существовать как в экранированном, так и в неэкранированном вариантах. Витая пара за счет скрученности проводов обладает повышенной помехоустойчивостью.

Коаксиальный кабель имеет несимметричную конструкцию и состоит из внутренней медной жилы и оплетки.

Волоконно-оптический кабель состоит из тонких волокон, по которым распространяются световые сигналы. Такой тип кабеля обеспечивает повышенную защищенность от электромагнитных помех.

Радиоканалы наземной и спутниковой связи образуются с помощью передатчика и приемника радиоволн. Радиоканалы различаются по диапазону используемых частот или длин волн (ДВ, СВ, КВ , УКВ, СВЧ и т.д.).

Беспроводные оптические каналы основаны на передаче электромагнитных волн в инфракрасном, ультрафиолетовом и видимом оптических диапазонах. В качестве источника излучения используется лазер. Такие каналы уступают по дальности действия радиоканалам, но имееют низкую стоимость и не требуют лицензии на выделение диапазона частот.

1.2 Характеристики линий связи

К основным характеристикам линий связи относятся:

· амплитудно-частотная характеристика,

· полоса пропускания,

· затухание,

· помехоустойчивость,

· перекрестные наводки на ближнем конце линии,

· пропускная способность,

· достоверность передачи данных,

· удельная стоимость.

Рассмотрим эти характеристики применительно к протяженным средам распространения.

1. Помехоустойчивость и достоверность

Помехоустойчивость определяет способность линии связи уменьшать уровень помех.

Протяженная линия связи может проходить рядом с источником помех.  Помехи создаются электрическими двигателями, электронными устройствами, атмосферными явлениями.

К какому нежелательному эффекту могут приводить помехи показано на рисунке 2.

Например:

Рисунок 2. Искажение цифрового сигнала при воздействии помехи

При передаче цифрового сигнала по линии связи может произойти наводка помехи, в результате приемная аппаратура может воспринять наведенный сигнал, как полезный. Вместо лог. “0” будет принята лог. “1”.

Помехоустойчивость линии зависит типа используемой физической среды, а также от экранирующих и подавляющих помехи средств. Наименее помехоустойчивыми к электромагнитным помехам являются радиолинии. Хорошей помехоустойчивостью обладают кабельные линии и отличной волоконно-оптические. Беспроводные оптические каналы связи устойчивы к электромагнитным помехам, но чувствительны к световым засветкам и атмосферным явлениям (дождь, снег, туман).

Несмотря на защитные меры, полностью компенсировать влияние внешних помех невозможно.

Достоверность передачи данных характеризует вероятность искажения для каждого передаваемого бита данных. Искажения бит происходят как из-за наличия помех на линии, так и по причине искажений формы сигнала ограниченной полосой пропускания линии. Поэтому для повышения достоверности передаваемых данных нужно повышать степень помехозащищенности линии, снижать уровень перекрестных наводок в кабеле, а также использовать более широкополосные линии связи.

2. Удельная стоимость.

Минимизация соединительных проводов.

Необходимо для сокращения стоимости и повышения надежности.

Представим, что два устройства, находящихся в соседних зданиях необходимо соединить при помощи параллельной 16-ти разрядной шины данных (Рисунок 3.). Тогда соединительный кабель должен содержать 16 проводников.

Для минимизации количества проводников в линиях связи используют не параллельные, а последовательные методы передачи данных. При всей видимой простоте такого преобразования данных, за ним кроется ряд системных проблем.

Рисунок 3. Пример соединения устройств при помощи 16-ти разрядной шины

Синхронизация.

Если в сосредоточенном устройстве проблема решается относительно просто. Все модули аппаратуры синхронизируются от одного тактового генератора, как показано на рисунке 4.

Рисунок 4. Пример синхронизации устройств от одного тактового генератора

Сигнал синхронизации (тактовые синхроимпульсы) распространяется по отдельной линии. То в протяженной линии связи под сигнал синхронизации выделение отдельного провода экономически нецелесообразно. Представим коаксиальный кабель. Если помимо данных передавать сигнал синхронизации, то линия связи должна состоять из двух коаксиальных кабелей (Рисунок 5.).

Рисунок 5. Синхронизация разнесенных в пространстве устройств

Это обстоятельство позволяет говорить о том, что необходимы специальные методы, чтобы осуществлять передачу данных по линиям связи с использованием минимального числа проводников.

В частности с помощью периодической синхронизации заранее обусловленными кодами.

4. Перекрестные наводки

Перекрестные наводки на ближнем конце определяют помехоустойчивость кабеля к внутренним источникам помех, когда электромагнитное поле сигнала, передаваемого выходом передатчика по одной паре проводников, наводит на другую пару проводников сигнал помехи.

Ложный сигнал

Помеха

t

t

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27897. Определение трудоёмкости по видам работ 39 KB
  К постовым относятся работы по ТО и ТР выполняемые непосредственно на а м моечные уборочные смазочные крепёжные диагностические и т. Работы по проверке и ремонту узлов механизмов и агрегатов снятых с автомобиля выполняются на участках агрегатном слесарномеханическом электротехническом и т. Для формирования объёмов работ выполняемых на постах зон ТО ТР и производственных участках а также определения числа рабочих по специальности производится распределение годовых объёмов работ ТО1 ТО2 и ТР по их видам в а затем в...
27898. Основные виды нормативов системы ТО и Р. Корректирование нормативов 37.5 KB
  Регулирование естественных монополий на транспорте Любая естественная монополия на транспорте заинтересована в увеличении цен на предлагаемые услуги формируя тарифы по затратному принципу. Новым качественным подходом к системе управления в области транспорта является создание новой системы государственного регулирования в сфере естественных монополий на транспорте. Для реализации этого нового подхода к управлению и регулированию была создана Федеральная служба России по регулированию естественных монополий на транспорте. К деятельности...
27899. Организация поста по ТО газобаллонной аппаратуры 83.5 KB
  втулки из цветных Ме отверстия в проушинах рулевых сошек рычагов поворотных цапф и тд. Для обжатия втулок из цветх Ме используют приспособление с конусной матрицей в холодном состоянии Проушину сошки нагревют до г=900Т. 3 Причины преждевременного износа и разрушения а м шин.
27900. Диагностирование тормозных качеств а/м. Параметры. Оборудование 47 KB
  К первой группе относятся: тормозной путь и замедление автомобиля тормозные силы и их разность на колесах каждой оси ко второй сила нажатия на педаль скорость нарастания и спада тормозных сил время срабатывания тормозных механизмов хода штоков тормозных камер свободный ход педали производительность компрессора и некоторые другие. Перечисленные диагностические параметры измеряют: путем ходовых испытаний на дороге; в процессе эксплуатации встроенными средствами диагностирования; в стационарных условиях при помощи тормозных...
27901. Диагностирование а/м по мощностным и экономическим показателям. Устройство стендов 50 KB
  Исследования показывают что до 30 автомобилей АТП эксплуатируют со значительным недоиспользованием мощности и перерасходом топлива. После диагностирования и устранения обнаруженных неисправйостей средняя максимальная сила тяги увеличилась а средний контрольный расход топлива уменьшился в среднем на 13 кроме того значительно снизилось рассеивание этих показателей. Восстановление колесной мощности автомобиля повышает его среднюю скорость движения а следовательно и производительность работы а м а также снижает расход топлива. На этих...
27902. Пластины АКБ 34 KB
  Сильно сульфатированные пластины бракуют слабо сульфотированные восстанавливают без разборки без разборки батарей продолжительным зарядом током малой силы не более 005 от емкости при низкой плотности электролита не более 111 2 Варианты ремонта ЦПГ двигателя поминальный размер ремонтный размер сухая и мокрая гильза Различают мокрые и сухие гильзы. Внешняя поверхность мокрых гильз омывается охлаждающей жидкостью а сухие гильзы непосредственно с охлаждающей жидкостью не соприкасаются и избыточное тепло отводится через...
27903. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧИСЛО ПОСТОВ 47.5 KB
  Xео и то: такт ритм Хто2 Д = такт ритм ню ню коэф исп времени рабочего поста 2 Основные конструкционные стали применяемые в автомобилестроении и авторемонтном производстве и их характеристики. Конструкционные стали предназначены для изготовления деталей машин машиностроительные стали. К этой группе относятся углеродистые и легированные стали с содержанием не более 0708 углерода. Низкоуглеродистые стали до 03 углерода пластичны хорошо свариваются и деформируются.
27904. Организация заправки а/м сжиженным газом (стационарные, полустационарные, передвижные АГНС) 70.5 KB
  Оборудование для восстановления протектора Для горячей накатки протектора Для холодной накатки протектора 4 Характеристика основных разделов текущего плана АТП План перевозок грузов пассажиров Разработка плана – установление объемов и структуры транспортных услуг которые намечается предоставить потребителю. Основой составления плана является анализ показателей использования подвижного состава за предшествующий период. Разработка плана ведется по двум направлениям: Расчет показателей на основе известных объемов и структуры перевозок...
27905. Особенности пуска двигателя на газе и переключения с одного топлива на другое 59.5 KB
  Уровень механизации. Одним из основных показателей использования средств механизации является уровень механизации. Уровень механизации определяется долей трудовых затрат на ТО и Р а м выполняемых с использованием средств механизации в общих трудозатрат выраженных в . При определении уровня механизации все работы делятся на: механизированные; механизировано–ручные; работы выполняемые в ручную.