23875

Образные системы слова

Доклад

Литература и библиотековедение

Образные системы слова Слово насыщено народной поэзией ее художественными образами. Лихачев отмечает: Автор €œСлова€ творит в формах народной поэзии потому что сам он близок к народу стоит на народной точке зрения. Народные образы €œСлова€ тесно связаны с его народными идеямиСозданию и восприятию этнографической картины способствуют деловая военная феодальная трудовая охотничья лексика описание воинских обычаев а также использование символики.многое в художественных образах €œСлова€ рождалось самой жизнью шло от разговорной...

Русский

2013-08-05

63.5 KB

0 чел.

17.Образные системы слова

«Слово» насыщено народной поэзией, ее художественными образами. Деревья, трава, сказочные образы горностаев, борзого коня, сокола под тучами, гусей-лебедей присутствуют в произведении. Д.С. Лихачев отмечает: «Автор “Слова” творит в формах народной поэзии потому, что сам он близок к народу, стоит на народной точке зрения. Народные образы “Слова” тесно связаны с его народными идеями»Созданию и восприятию этнографической картины способствуют деловая, военная, феодальная, трудовая, охотничья лексика, описание воинских обычаев, а также использование символики. Автором воспроизводится бой, называются виды оружия (меч, копье, щит), воинские атрибуты (знамена, стяги, хоругви), упоминается о княжеских обрядах (постриг, посажение на коня) — все это реальные факты русской истории, воссоздающие картины быта русского воинства и вообще феодального быта Древней Руси. Д.С. Лихачев отмечает: «...многое в художественных образах “Слова” рождалось самой жизнью, шло от разговорной речи, от терминологии, принятой в жизни, из привычных представлений XII века. Автор “Слова” не придумывал новых образов. Многозначность таких понятий, как “меч”, “копье”, “щит”, “стяг” и т.д., была подсказана особенностями употребления самих этих предметов в дружинном обиходе»

Образ княжны Ярославны-собирательный образ всех женщин Руси. Нежная и преданная, самоотверженная и верная, Ярославна изливает свое горе в традиционном плаче. Ярославна не просто выполняет положенный ритуал. Она искренне скорбит о гибели дружины мужа, о ранах Игоря, жалея о том, что нет ее рядом, что не может она помочь, хотя душа ее готова лететь птицей, облегчить Игорю страдания.

Ярославна — равноценный образ наряду с другими героями “Слова о полку Игореве”.    Образ Ярославны проявится и дополнится чертами и достоинствами, обретет новую жизнь в героинях Пушкина и Некрасова, Тургенева и Толстого, но начало было положено в “Слове”, и это очень важно.

Значение слез Ярославны-скорбит о «социальной смерти» Игоря-жалеет и любит своего мужа.Ни ум,ни сила на спасут Русь,а только Любовь.Это подчеркивается плачем Ярославны.Достоевский говорил: «Красота(=жертвенная любовь) спасет мир.

Образы князей в «Слове»

Игорь-сложный образ. Если Буйтур-идеальный князь-воин,Святослав-идеальный князь мудрец, то у Игоря несколько «слоев» для восприятия: внешний слой, упорство, внутренний стержень и ядро. Игорь в изображении автора наделен всеми возможными качествами доблестного воина, готового на любые жертвы для блага земли Русской. Перед выступлением в поход он воодушевляет дружину словами, полными мужества и беззаветной храбрости. Смерть он предпочитает плену. Во время битвы Игорь обнаруживает благородство: в разгар боя он «заворачивает» полки, чтобы поспешить на помощь брату Всеволоду. По выражению автора, он «сокол», «солнце красное». Рассказывая о беде, постигшей князя, автор глубоко скорбит, вместе с ним скорбит и вся природа. Описывая бегство из плена, автор полон ликования, ибо, «как тяжко телу, кроме головы», так тяжко Русской земле «без Игоря».В образе Игоря автор выводит мысль:человек-тайна,невозможно объяснить логически,но можно попытасься рассмотреть человека и объяснить через среду.

Во всем подобен Игорю и Буй-Тур Всеволод. Он первый, о ком вспоминает автор «Слова», переходя к рассказу о битве, завязавшейся на реке Каяле. Это доблестный воин. Он един со своей дружиной, со своими воинами, которые, «как серые волки в поле, ищут себе чести, а князю славы». Он мужествен, его героические черты проявляются и в бою на Каяле. Подобно былинному богатырю, Буй-Тур Всеволод мечет на врага свои стрелы, гремит о шлемы врагов мечами «харалужными», скачет по полю брани, поражая врагов. Он так увлечен боем, что забывает о своих ранах, об отцовском «золотом» престоле. В его изображении автор использует элементы преувеличения (гиперболизации), следуя художественным принципам фольклора. Наделяя своих героев всеми доблестями храбрых воинов, автор даже изображает их как богатырей народного эпоса, в устно-песенной манере излагая их поведение и поступки. Например, Игорь, отправляясь в поход, садится на коня и едет по «чистому полю», Всеволод, где только не появляется, «тамо лежат поганые головы половецкие».

Святослав-..

За рассказом в «Слове» отчетливо вырисовывается образ самого автора — горячего патриота Русской земли.

18.Фольклор в слове

1)Плач Ярославны-фольклорный кусочек

Особенно многочисленны обращения к силам природы в плаче Ярославны. «... Ярославна с утра плачет на стене Путивля, причитая: „О ветер, ветрило! Зачем, господин, так сильно веешь? Зачем мечешь хиновские стрелы на своих легких крыльях на воинов моего лады? Разве мало тебе под облаками веять, лелея корабли на синем море? Зачем, господин, мое веселье по ковылю развеял?“»

2)Изображение природы

ак, например, тревожной ситуации во время похода, опасности, которая угрожает Игореву войску, соответствует напряженность и тревожность, с которой автор «Слова...» изображает силы природы:

«... На другой день рано утром кровавые зори рассвет возвещают; черные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца, а в них трепещут синие молнии. Быть грому великому! Идти дождю стрелами с Дону великого! Тут копьям поломаться, тут саблям постучать о шлемы половецкие, на реке на Каяле у Дона великого. О Русская земля, а ты уже скрылась за холмом!»

Много внимания в «Слове...» уделяется приметам. Затмение солнца — примета зловещая. Тьма, покрывающая солнце, предвещает поражение Игоря и его воинов

оборотничество князя — характерный элемент русской былины (в животных и птиц обращался мудрый князь Вольга Святославич, а также Волх Всеславич, которого с ним часто отождествляют)

3)Символика: Князь-солнце,Мечи-булатные,князья описываются как богатыри

Сон Святослава построен на символике похоронного обряда: синее вино, жемчуг символизируют слезы и печаль; доски (помост) разбирали для того, чтобы вынести покойника

Очень важен в «Слове о полку Игореве» мифологический пласт. В тексте упоминаются языческие боги. Русский народ назван «Дждьбожьим внуком»; ветры — «Стрибожьи внуки» (Стрибог — бог ветра); Див, языческое божество тюркских племен, предвещает поражение игорева войска; упоминаются «века Трояновы» и «тропа Трояня» (Троян — языческое божество восточных славян). Наконец, такой сам по себе фольклорный персонаж, как народный сказитель Боян. назван «Велесовым внуком». Велес у древних славян — бог-покровитель певцов, но также и скота. После крещения Руси в народном сознании с ним начал ассоциироваться св. Власий, тоже покровитель скота, с созвучным именем.

19.Слово в Русской литературе

«Слово о полку Игореве» — первый древнерусский памятник, обративший на себя внимание русских писателей. В. А. Жуковский выполнил первый русский литературный перевод «Слова...». А в своем известном стихотворении «Певец во стане русских воинов» он упомянул Бояна, первого певца, прославившего русских воинов:

Н. М. Карамзин дал весьма подробный пересказ «Слова...» в своей «Истории государства Российского». Хорошо известны поэтические переводы «Слова о полку Игореве» Н. Заболоцкого и К. Бальмонта. К различным эпизодам произведения обращались в своем творчестве Иван Козлов, Аполлон Майков, Велимир Хлебников, Борис Пастернак, Иосиф Бродский, Тимур Кибиров Кибиров и другие поэты.

Например Образ Ярославны проявится и дополнится чертами и достоинствами, обретет новую жизнь в героинях Пушкина и Некрасова, Тургенева и Толстого

20. Переводная литература 11-12в.Повесть об Акире Премудром

Первые переводы на Руси это:

1)Христианские переводы(библейские книги,Евангелие,послания апостолов,

2) «Апокалипсис или откровение И.Богослова»-сочинение византийских богословов

3)Жития святых

4)Апокрифы

5)Русские летописи=византийские хроники

6)естественно-научные сочинения «Шестодневны»?

7)Физиологи(энциклопедия животных)

8)Дидактические повести(с глубоким философским подтекстом)

«Повесть об акире Премудром» переводной памятник, восходящий к ассирийской повести V—VII вв. до н. э. П. получила распространение у арабов, грузин, армян, известна и ее славянская версия. Источник славянского перевода спорен, его возводят к сирийской или армянской версии.

Содержание: В П. рассказывается о мудром советнике ассирийского царя Синагриппа — Акире. Бездетный Акир в старости по божественному повелению принял в дом и воспитал как сына своего племянника Анадана, рассчитывая сделать его своим преемником — первым из приближенных царя. Поученик Акиры-ненависть Анадана-план мести. Анадан, изготовив подложные письма, оклеветал Акира перед царем, обвинив его как изменника. Старый советник был приговорен к смерти. Друг Акира и жена осужденного хитростью спасают ему жизнь и скрывают в подземелье. Анадан тем временем предается разврату,пускается во все тяжкиеКажется что этому не будет конца. Тем временем египетский фараон, узнав о гибели Акира, предъявляет Синагриппу невыполнимое требование — прислать искусника, который бы построил ему дворец между небом и землей, а также разгадал бы задаваемые фараоном загадки. Синагрипп оказывается в затруднительном положении, и тогда ему сообщают, что Акир жив. Мудрец смог разгадать загадки и умело отклонить все требования фараона. Акир с богатыми дарами возвращается домой, Анадан, которому акира снова начинает читать мораль,лопается, как треснувший кувшин.

Значительную часть П. занимают афористические высказывания — советы, которые дает Акир Анадану, готовя его себе в преемники. В этих наставлениях поднимаются различные вопросы: от философских рассуждений о добродетелях и пороках до практических советов о том, как вести себя с царем, с друзьями и недругами, с соседями или женой. Вот некоторые из советов Акира: “Чадо, если кто-либо, повстречав тебя, обратится к тебе, то отвечай ему подумав, ибо человек поспешит обронить слово, а после кается. Чадо, лживый человек поначалу всеми любим, а потом над ним смеются и укоряют его. Речь лгуна словно птичий щебет, и только глупцы его слушают”. Или: “Сын мой, если перед царем за друга своего заступишься, уподобишься тому, кто из пасти льва вырвал овцу. Сын мой, когда отправляешься в путь, не рассчитывай на чужую еду, а свое имей, а если пойдешь, своего не имея, все тебя укорят”; “Сын мой, глаза человека — словно озера, сколько ни бросай в них злата — не насытятся, а умрет человек — и прахом сыт будет” и т. д.

21.Моление Даниила Заточеника

«Моление»-это компиляция из афоризмов,изречений,пословиц,кратких рассуждений обращенных к Князю.Даниил просит князя освободить его и взять на службу.

-Обличение злых жен

-нельзя идти в монастырь из-за долгов

-он не знатного рода «Знатность  по полезности считать»

-на голову выше своего положения

Собрание идей и афоризмов под пером автора Моления превращается в сюжетное повествование о судьбе конкретного человека Даниила, чья судьба зависит от князя.

«Моление» во многом загадочна. Личность Даниила - исторически реален или образ? трудно определить соц.статус.

Стиль-автор насыщает свою речь книжным, библейскимим и литературными изречениями и образами. Вместе с тем элементы будничного своего времени. Нашло отражение и грубость и нарочитая снижености стиля.

22.Повести о Татарском нашествии

Литература этого периода:

-гибель Древнерусского гос-ва. Поднимается вопрос-Что делать?

-Роль Литературы неимоверно выросла

Лихачев:  «в это время литература огромным защитным куполом раскинулась над землей»

-литература сохранила память о нашествии,язык тех времен

-Татаро-монголы могли замучить князя за произведение

-тон повестей-слезный

-эмоционально-экспрессивный стиль

план таких повестей:

1)Сборы князей на битву

2)их речи

3)поход

4)битва

5)поражение-гибель русских. Или наоборот победа

6)в конце похвала+плач «Все могло быть по-другому»

2цикла воинских повестей

1-о поражении- «Повесть о битве на реке Калке», «Слово о погибели русской земли», «Повесть о разорении Батыем Рязани»(о них в следующих билетах)

23. «Слово о погибели русской земли»,

произведение, датируемое XIII веком, и известное из списков XV—XVI веков.неизвестно-часть текста или все произведение?Выглядит как самостоятельное произведение

Это — плач по утраченному величию Русской земли, по жанру близкий к ряду фрагментов «Слова о полку Игореве». Поводом к написанию послужило известие из Северо-восточной Руси о вторжении в нее Батыя и гибели в бою с татарами на реке Сити брата Ярослава — Юрия

-«Плохое легко сломать-хорошее невозможно»
-очень короткая-1 страница.Состоит из похвалы и плача.

-Иллюзия простоты-но глубокое восприятие

Прием «Панорамного зрения»

-Изображение природы+социум

идеальные озера-светлые,изображение нормы

нормальный мир природы и нормальный мир социума. «Грозные князья» и «честные бояре»-это норма как чистые озера.выбирается 1 признак,характ-ий норму

-пафос

-1ое стихотворение в прозе

24.Повесть о Разорении Батыем Рязани

1237г-год взятия Рязани

рязанские князья посылают посольство к князьям за помощью..князю Юрию никто не поможет и не хочет помогать. едет к Батыю. батый принимает радушно(ложное радушие).Нужно отдать жен и дочерей татарским военачальникам. Жену Юрия Епроксинью-Батыю. Юрий отвечает: « Нечестиво нам, тебе поганому царю, наших православных жен вводить во блуд. Вот когда нас убьешь всеми владеть будешь».Батый казнит Юрия - ломает позвоночник и на съедение диким зверям. Штурм Рязани. (обычно: Если город сдается то его не грабят и никого не обижают-просто город платит дань. Но мольбы о пощаде если сразу не сдался не берутся в расчет)Епроксинья узнав о гибели мужа, прыгает с колокольни и погибает. Мужество Рязанцев 1рязанец=1000монголов.

все погибли.

Воевода Евпатий Коловрат

Ссотрит на пепелище,догоняет Батыя-сражение(монголы испугались-думали что они мертвецы).Закидали дружину Коловрата камнями.Монголы отпускают пленников-те начинают отстраивать Рязань заново

В чем героизм?

-русская трактовка военной темы

-русский ответ татарцам.поведение русских:победа через смерть.

-роль любви:Батый хочет себе Епроксинью-всех убил-но Епроксинью не получил

-на месте где убилась Епр.появляется икона(у Епр.был выбор.но ее смерть была победой над Батыем,победа Федора)

Зачем Евпатия догнал?

Призыв к объеденению,к сопротивлению.Евпатий совершает подвиг жертвенной любви.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75232. Морфологическая классификация языков 40 KB
  Они разделили языки на типы по их строению т. Языки отличаются т. В этом случае выделяют общий изоморфизм все языки мира обладают общими свойствами: звуки гласные согласные. blut – чередование звуков В этом типе языков выделяется понятие подтипа – языки синтетические и аналитические английский.
75234. Типологические исследования языков в XX веке 43 KB
  Речь идет о характерных сввах тех или иных языков и о фонетическом строе и о синтаксическом – это определяется целями исследования. Отличается тем что это единственная лингвистика из области теоретического языкознания направленная на изучение иностранных языков. происходит сравнение языков по уровням фонетич. сопоставляются этапы развития ряда языков очень часто родственных языков.
75236. Семиотика. Типы и свойства знаков 30 KB
  Знаки имеют многочисленные классификации. Общепринятая система знаков: природные естественные знаки– корочка льда; знаки индексы – в библиотечном деле; знаки сигналы – звонок гудок: знаки символы ; языковые знаки. Все знаки можно изменять кроме языковых знаков. коммуникативность наивысшей степенью обладают естественные знаки.
75238. Классификация знаковых систем: примеры различных видов знаковых систем 46 KB
  Система объект в целом включающий в себя элементы их взаимосвязи. При описании такого объекта учитывается не только его внутренняя организация но и функции объекта в целом а так же его взаимоотношения с другими системами. Система совокупность взаимосвязей элементов образующих сложное единство. Семиотика наука о знаковых системах и способах передачи ими различной информации.
75240. Гипотезы происхождения языков 44.5 KB
  Ни один язык не дошел до нас на стадии становления. Поэтому все факты о происхождении языкатеоретические. Якобы фараон пытался узнать какой же язык главный изолировав не умеющего говорить младенца от общества чтобы с ним никто не разговаривал а потом принести царю.