
Цупак Евгений Борисович
КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО
ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
лекции
для студентов направления
«Документоведение»
Е.Цупак
1
КОНЦЕПЦИИ
СОВРЕМЕННОГО
ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
Лекция 1 «Введение»
Тема «Предмет и содержание
Естествознания»
Е.Цупак
2
Цели курса
Концепции
Современного Естествознания
"Существует достаточно света для
тех, кто хочет видеть, и
достаточно мрака для тех, кто не
хочет"
Блез Паскаль
Е.Цупак
3

А.Ф.Лихин
Примерный
Концепции
современного
список учебников
естествознания
учебник
Москва
«Проспект» 2006
Т.Я.Дубнищева
Концепции
современного
естествознания
учеб. пособие для студ.
вузов
Учебное пособие
Москва
Учебник для вузов,
Ростов-на Дону,
«Академия» 2006
«Питер» 2006
«Феникс» 2006
Е.Цупак
4

Естествознание – наука о Природе,
ка Ест
к о ест
еди во
нойз нание
целост
ности
Естествознание – что это?
Естествознание – совокупность наук о
Природе, взятой как единое целое
Е.Цупак
5

Содержание Естествознания
Естествознание охватывает все
представления людей о
Природе от происхождения и
устройства атома, Вселенной
(Вселенная – Universum) до
молекулярных процессов,
обусловливающих
существование сложного и
многозначного явления -
Жизни
Е.Цупак
6

Предмет Естествознания
Предметом естествознания являются
факты и явления, которые
воспринимаются нашими органами
чувств (непосредственно или с
помощью приборов).
Е.Цупак
7

Естествознание =
Природознание
Гомер
Природа (др.-греч. φύσις)
фюзис (физис)
Физика = Физиология (в древности)
«Наука о природе изучает преимущественно
тела и величины, их свойства и виды
движений, а кроме того, начала такого рода
бытия»
Аристотель
Природа (лат. natura)
Натурфилософия – философия
Природы
Е.Цупак
8
Естествознание -
Вселенная, Земля, Жизнь
Естествознание
- область науки,
включающая совокупность естественных
наук, взятая как целое (нем.
Naturwissenschaften – науки о природе).
Каждая из естественных наук имеет свой
объект исследования.
Естествознание включает также науки,
возникшие на стыке областей знаний.
Естествознание – Science
Е.Цупак
9

К естественным наукам
относятся:
биология
химия
астрономия
психология
космология
физика
Е.Цупа
н
к
ауки о Земле
10
Естественные науки
НАУКА
Предмет изучения
ФИЗИКА
Законы материального
мира
ХИМИЯ
Превращения веществ,
их строение
БИОЛОГИЯ
Живая природа
КОСМОЛОГИЯ
История Вселенной
АСТРОНОМИЯ
Небесные тела
НАУКИ О ЗЕМЛЕ Планета Земля
Е.Цупак
11

Иерархия
естественных наук
психология
биология
химия
физика
Расположил науки по
механика
возрастанию сложности
объектов исследования
Фридрих Август Кекуле фон
Штрадониц (1829-1896)
Ввел понятие
«Валентность».
Углерод –
кекулен
бензол (1865)
четырехвалентен.
Е.Цу(1978)
пак
12

Редукционизм и холизм
Редукционизм (лат. reductio
уменьшение) методологический
принцип сведения сложного к
простому и высшего к низшему
(аналитический подход)
Холизм ( др.-греч. ὅλος, «целый,
цельный») -целостный взгляд
на Природу
Е.Цупак
13

Редукционизм в науке
Цель
Das Zнiаук
el d и
erвсег
Wi да с
ssen остоя
schaf ла
t i в
st es
привед
immer е
g нии
ewes (ум
en, ень
die ше
K ни
ompи)
lexität
сло
der ж
н
Wоeсlт
t еaй М
uf sи
i р
m а
p lк
e пр
Reо
g с
e тlы
n м
z
u
пр
re аdви
uz ла
ierм
e .
n. Бенуа
Be Б.
no М
it ан
M д
a ель
ndel бро
bro т
t
Бенуа Б. Мандельброт
1924 - 2010
Е.Цупак
14
«Мировые загадки»
Конечная цель Естествознания была
сформулирована еще в конце XIX
века немецкими учеными Эрнстом
Геккелем и Эмилем Дюбуа-
Реймоном:
решение «МИРОВЫХ ЗАГАДОК»
Е.Цупак
15

По Геккелю: развитие
зародыша повторяет стадии
развития предков (Эволюция)
«Естественная история
миротворения» 1868;
«Мировые загадки (Welträthsel)»,
Эрнст Генрих Филипп Август
1899;
Геккель (1834–1919)
«Чудо жизни (Lebenswunder)», 1914
Е.Цупак
16
Эрнст Геккель: «Мировые
загадки»:
n происхождение жизни,
n происхождение движения,
n сознание и речь,
n целесообразности в природе
NB В мире не существует
неразрешимых загадок
Е.Цупак
17

Установил ряд закономерностей,
характеризующих электрические
явления в мышцах и нервах.
Автор молекулярной
теории биопотенциалов.
Эмиль Генрих Дюбуа-Реймон
(1818-1896)
Е.Цупак
18
Эмиль Дюбуа-Реймон:
«Мировые загадки»
в области ФИЗИКИ
Сущность материи и
силы
Происхождение
движения
Е.Цупак
19

«Мировые загадки».
Эмиль
Дюбуа-Реймон
в области БИОЛОГИИ
Происхождение
жизни
Целесообразность
устройства природы
Е.Цупак
20

«Мировые загадки»
Эмиль
Дюбуа-Реймон
в области ПСИХОЛОГИИ
n Возникновение простого
чувственного ощущения.
n Возникновение
мышления и речи.
n Свобода воли.
Е.Цупак
21
Этапы развития
Естествознания
Первая стадия – формирование общих
представлений об окружающем мире
как о Целостности
Вторая стадия – Аналитическая (XV-
XVII века)
Третья стадия – Синтетическая (XIX –
XX в.)
Четвёртая стадия – (XX – XXI в.)
интегрально-дифференциальная
Е.Цупак
22

1-й этап развития познания
Природы
Мифы и мифологизация
природных явлений и
процессов
Становление
понимания
целостности
окружающего
мира
Е.Цупак
23

1-й этап развития познания
Природы
Появление
Натурфилософии,
представлений о том, что
Мир развивается.
Недостаток этого этапа –
отсутствие эксперимента
Идеи Натурфилософии станут в XIII – XV
веках зачатками естественных наук: физики,
химии, астрономии, биологии, геологии…
Е.Цупак
24

2-Этап - Аналитический
Природа всё ещё считается статичной
Дифференциация
естественных наук:
физика
кинетика
электричество
магнетизм
Е.Цупак
25

2-Этап - Аналитический
Доминирование эмпирических знаний - накопление
фактов и последующее их объяснение (Период
эмпирического Естествознания)
Доминирование «Предмета» над «Процессом»
Е.Цупак
26
3-й Этап - Синтетический
Процесс воссоздания целостной картины
Природы на основе познанных частностей
Знаний физики –механики, электричества,
магнетизма, взаимосвязи строения вещества с
его свойствами….
Этот этап развития познания характеризуется
синтезом общих представлений о Природе из
знаний различных наук
Е.Цупак
27
4-й Этап – интегрально-
дифференциальный
Рождение единой науки о
Природе
Естество
знание
Е.Цупак
28
Две культуры
Культура - это совокупность созданных
человеком материальных и духовных
ценностей
система знаний о природе - естествознание,
которое является предметом естественно-научной
культуры
система знаний о позитивно значимых ценностях
бытия индивида, групп, государства и
человечества - гуманитарные науки или
гуманитарная культура
Е.Цупак
29

Ценности Мира
Мир материальных ценностей (техника,
технология) образуют материальную культуру.
Наука, искусство, литература, религия, мораль,
мифология относятся к духовной культуре
Е.Цупак
30
Две культуры
В времена мифологии и натурфилософии эти
виды культур не разделялись. Разделению
этих культур со временем способствовали
принципы и подходы и разные цели:
естественные науки стремились изучить
природу и покорить ее;
гуманитарные науки своей целью ставили
изучение человека и его мира
Е.Цупак
31

Две культуры
XX век –
нарастал разрыв
естественно -
научной и
гуманитарной
культур.
Технология дает средства и орудия; хороший или дурной
способ их употребления - это наша заслуга или наша вина."
Е.Цупак
Станислав Лем 32
Физики и лирики,
Крутятся на шарике,
На родных просторах,
Знания на блюде,
Барды и сатирики,
Физики и лирики,
Лили воду в спорах!
Творческие люди!
Кто из них ценнее,
Подтвердят историки,
До сих пор решают,
Песни на привале,
Ярче и мудрее,
Физики и лирики,
Всё ещё не знают!
Вместе напевали!
Марк Львовский,
учитель физики
Е.Цупак
33

Естественно-научная
культура
Специфика естественно-научной культуры –
знания о Природе отличаются высокой
степенью достоверности (истинности) и
объективности.
Е.Цупак
34

Гуманитарная
культура
Специфика гуманитарной культуры -
системообразующие ценности
гуманитарного знания определяются
и активизируются социальной
позицией человека (идеалы
красоты, совершенства, добра,
свободы и т.п.)
Е.Цупак
35