2388

Концепции совремеменного естествознания

Лекция

Биология и генетика

Предмет и содержание естествознания. Предметом естествознания являются факты и явления, которые воспринимаются нашими органами чувств (непосредственно или с помощью приборов).

Русский

2013-01-06

8.09 MB

13 чел.


Цупак Евгений Борисович 
КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО 
ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ 
лекции 
для студентов направления 
«Документоведение» 
Е.Цупак 


КОНЦЕПЦИИ 
СОВРЕМЕННОГО 
ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ 
Лекция 1 «Введение» 
Тема «Предмет и содержание 
Естествознания» 
Е.Цупак 


 
Цели курса Концепции 
Современного Естествознания 

"Существует достаточно света для 
тех, кто хочет видеть, и 
достаточно мрака для тех, кто не 
хочет" 
Блез Паскаль 
Е.Цупак 




А.Ф.Лихин 
Примерный 
Концепции 
современного 
список учебников 
естествознания  
 
учебник 
Москва 
«Проспект» 2006 
Т.Я.Дубнищева 
Концепции 
современного 
естествознания  
 
учеб. пособие для студ. 
вузов  
Учебное пособие 
Москва 
Учебник для вузов, 
Ростов-на Дону, 
«Академия» 2006 
«Питер» 2006 
«Феникс» 2006 
Е.Цупак 



Естествознание – наука о Природе, 
ка Ест
к о  ест
еди во
нойз нание
целост  
ности  
Естествознание – что это? 
Естествознание – совокупность наук о 
Природе, взятой как единое целое 
 
Е.Цупак 





Содержание Естествознания 
Естествознание охватывает все 
представления людей о 
Природе от происхождения и 
устройства атома, Вселенной 
(Вселенная – Universum) до  
молекулярных процессов, 
обусловливающих 
существование сложного и 
многозначного явления - 
Жизни 
Е.Цупак 





Предмет Естествознания 
Предметом естествознания являются 
факты и явления, которые 
воспринимаются нашими органами 
чувств (непосредственно или с 
помощью приборов).  
Е.Цупак 




Естествознание = 
Природознание 
Гомер 
 Природа (др.-греч. φύσις) 
фюзис (физис)  
Физика = Физиология (в древности) 
«Наука о природе изучает преимущественно 
тела и величины, их свойства и виды 
движений, а кроме того, начала такого рода 
бытия» 
Аристотель 
Природа (лат. natura) 
Натурфилософия – философия 
Природы 
Е.Цупак 


Естествознание - 
Вселенная, Земля, Жизнь 
Естествознание  
­  - область науки, 
включающая совокупность естественных 
наук, взятая как целое (нем. 
Naturwissenschaften – науки о природе). 
­  Каждая из естественных наук имеет свой 
объект исследования.  
­  Естествознание включает также науки, 
возникшие на стыке областей знаний. 
Естествознание – Science  
Е.Цупак 















К естественным наукам 
относятся: 
биология 
химия 
астрономия 
психология 
космология 
физика 
Е.Цупа н
к  ауки о Земле 
10 

Естественные науки 
НАУКА 
Предмет изучения 
ФИЗИКА 
Законы материального 
мира 
ХИМИЯ 
Превращения веществ, 
их  строение 
БИОЛОГИЯ 
Живая природа 
КОСМОЛОГИЯ 
История Вселенной 
АСТРОНОМИЯ 
Небесные тела 
НАУКИ О ЗЕМЛЕ  Планета Земля 
Е.Цупак 
11 



Иерархия 
естественных наук 
психология 
биология 
химия 
физика 
Расположил науки по 
механика 
возрастанию сложности 
объектов исследования 
Фридрих Август Кекуле фон 
Штрадониц (1829-1896) 
Ввел понятие 
«Валентность». 
Углерод –
кекулен 
бензол (1865) 
четырехвалентен. 
Е.Цу(1978) 
пак 
12 





Редукционизм и холизм 
Редукционизм (лат. reductio 
уменьшение) методологический 
принцип сведения сложного к 
простому и высшего к низшему 
(аналитический подход) 
Холизм ( др.-греч. ὅλος, «целый, 
цельный») -целостный взгляд 
на Природу 
Е.Цупак 
13 




Редукционизм в науке 
Цель 
Das Zнiаук
el d и 
erвсег
 Wi да с
ssen остоя
schaf ла
t i  в
st   es 
привед
immer  е
g нии 
ewes (ум
en,  ень
die ше
K ни
ompи) 
lexität 
сло
der ж
  н
Wоeсlт
t еaй М
uf sи
i р
m а
p  lк
e пр
Reо
g с
e тlы
n  м
z  

пр
re аdви
uz ла
ierм
e . 
n.  Бенуа 
Be Б. 
no М
it  ан
M д
a ель
ndel бро
bro т
t    
Бенуа Б. Мандельброт  
1924 - 2010 
Е.Цупак 
14 

«Мировые загадки» 
Конечная цель Естествознания была 
сформулирована еще в конце XIX 
века немецкими учеными Эрнстом 
Геккелем и Эмилем Дюбуа-
Реймоном:  
решение «МИРОВЫХ ЗАГАДОК» 
 
Е.Цупак 
15 



По Геккелю: развитие 
зародыша повторяет стадии 
развития предков (Эволюция)  
«Естественная история 
миротворения» 1868;  
«Мировые загадки (Welträthsel)», 
Эрнст Генрих Филипп Август 
1899;  
Геккель (1834–1919)  
«Чудо жизни (Lebenswunder)», 1914   
Е.Цупак 
16 

Эрнст Геккель: «Мировые 
загадки»:  
n  происхождение жизни,  
n  происхождение движения,  
n  сознание и речь,  
n  целесообразности в природе 
NB В мире не существует  
неразрешимых загадок 
Е.Цупак 
17 



Установил ряд закономерностей, 
характеризующих электрические 
явления в мышцах и нервах.   
Автор молекулярной 
теории биопотенциалов.  
Эмиль Генрих Дюбуа-Реймон 
(1818-1896) 
Е.Цупак 
18 


Эмиль Дюбуа-Реймон: 
«Мировые загадки»  
в области ФИЗИКИ 
Сущность материи и 
силы 
Происхождение 
движения 
Е.Цупак 
19 


«Мировые загадки». Эмиль 
Дюбуа-Реймон 
в области БИОЛОГИИ 
Происхождение 
жизни 
Целесообразность 
устройства природы 
Е.Цупак 
20 




«Мировые загадки» Эмиль 
Дюбуа-Реймон 
в области ПСИХОЛОГИИ  
n  Возникновение простого 
чувственного ощущения. 
n  Возникновение 
мышления и речи.  
n  Свобода воли.  
Е.Цупак 
21 

Этапы развития 
Естествознания 
­ Первая стадия – формирование общих 
представлений об окружающем мире 
как о Целостности  
­ Вторая стадия – Аналитическая (XV-
XVII века) 
­ Третья стадия – Синтетическая (XIX – 
XX в.) 
­ Четвёртая стадия – (XX – XXI в.) 
интегрально-дифференциальная 
Е.Цупак 
22 





1-й этап развития познания 
Природы 
Мифы и мифологизация 
природных явлений и 
процессов 
Становление 
понимания 
целостности 
окружающего 
мира 
Е.Цупак 
23 


1-й этап развития познания 
Природы 
Появление 
Натурфилософии, 
представлений о том, что 
Мир развивается.  
Недостаток этого этапа – 
отсутствие эксперимента 
Идеи Натурфилософии станут  в XIII – XV 
веках зачатками естественных наук: физики, 
химии, астрономии, биологии, геологии… 
Е.Цупак 
24 






2-Этап - Аналитический 
Природа всё ещё считается статичной 
Дифференциация 
естественных наук: 
физика 
кинетика 
электричество 
магнетизм 
Е.Цупак 
25 






2-Этап - Аналитический 
Доминирование эмпирических знаний - накопление 
фактов и последующее их объяснение (Период 
эмпирического Естествознания) 
Доминирование «Предмета» над «Процессом» 
Е.Цупак 
26 

3-й Этап - Синтетический 
Процесс воссоздания целостной картины 
Природы на основе познанных частностей 
Знаний физики –механики, электричества, 
магнетизма, взаимосвязи строения вещества с 
его свойствами…. 
Этот этап развития познания характеризуется 
синтезом общих представлений о Природе из 
знаний различных наук  
Е.Цупак 
27 

4-й Этап – интегрально-
дифференциальный 
Рождение единой науки о 
Природе 
Естество 
знание 
Е.Цупак 
28 

Две культуры 
Культура - это совокупность созданных 
человеком материальных и духовных 
ценностей 
­ система знаний о природе - естествознание, 
которое является предметом естественно-научной 
культуры 
­ система знаний о позитивно значимых ценностях 
бытия индивида, групп, государства и 
человечества - гуманитарные науки или 
гуманитарная культура 
Е.Цупак 
29 







Ценности Мира 
Мир материальных ценностей (техника, 
технология) образуют материальную культуру. 
 Наука, искусство, литература, религия, мораль, 
мифология относятся к духовной культуре 
Е.Цупак 
30 

Две культуры 
В времена мифологии и натурфилософии эти 
виды  культур не разделялись. Разделению 
этих культур со временем способствовали 
принципы и подходы и  разные цели: 
­  естественные науки стремились изучить 
природу и покорить ее;  
­ гуманитарные науки  своей целью ставили 
изучение человека и его мира 
Е.Цупак 
31 


Две культуры 
XX век –  
нарастал разрыв 
естественно - 
научной и 
гуманитарной 
культур.  
Технология дает  средства и орудия; хороший или дурной 
способ их употребления - это наша заслуга или наша вина." 
Е.Цупак 
Станислав Лем  32 



Физики и лирики, 
Крутятся на шарике, 
На родных просторах, 
Знания на блюде, 
Барды и сатирики, 
Физики и лирики, 
Лили воду в спорах! 
Творческие люди! 
 
 
Кто из них ценнее, 
Подтвердят историки, 
До сих пор решают, 
Песни на привале, 
Ярче и мудрее, 
Физики и лирики, 
Всё ещё не знают! 
Вместе напевали! 
Марк Львовский, 
учитель физики 
Е.Цупак 
33 



Естественно-научная 
культура 
Специфика естественно-научной культуры – 
знания о Природе отличаются высокой 
степенью достоверности (истинности) и 
объективности. 
Е.Цупак 
34 





Гуманитарная 
культура 
Специфика гуманитарной культуры - 
системообразующие ценности 
гуманитарного знания определяются 
и активизируются  социальной 
позицией человека (идеалы 
красоты, совершенства, добра, 
свободы и т.п.) 
Е.Цупак 
35 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61077. ПИСЬМОВИЙ СТИСЛИЙ ПЕРЕКАЗ РОЗПОВІДНОГО ТЕКСТУ З ЕЛЕМЕНТАМИ ОПИСУ МІСЦЕВОСТІ В ХУДОЖНЬОМУ СТИЛІ 45.5 KB
  Школярі знайомляться з цілісним висловлюванням. Робота за змістом і структурою тексту Довести належність висловлювання до художнього стилю наводячи приклади з тексту. Якою ви уявили місцевість описану письменником...
61078. Контрольний твір за творчістю Й. В. Ґете 31.5 KB
  Мета: розвивати письмове зв’язне мовлення та творчі здібності учнів; виховувати інтерес до аналізу літературних творів; учити аргументувати власну точку зору; провести контроль знань з теми Життя та творчість...
61079. І. Котляревський. «Енеїда». Історія створення. Національний колорит. Проблеми і мотиви твору. Характеристика героїв, що уособлюють самодержавство, панів, чиновників, духовенство 132 KB
  Венера Афродита богиня кохання побічна дочка Зевса мати Енея. Анхіз цар Трої батько Енея. Початок подорожі Енея. Відвідини Енея із Сівіллою.
61080. Складнопідрядне речення, його будова і засоби зв’язку в ньому 48 KB
  Мета: ознайомити девятикласників з поняттям про складнопідрядне речення його будову і засоби зв’язку в ньому; розвивати організаційноконтрольні вміння оцінювати роль складнопідрядних речень у текстах...
61081. Виды линий 36 KB
  Луч – выходит из точки бесконечен в одну сторону. Нарисовать в тетради 2 точки и провести через них прямую. Как вы думаете можно ли провести ещё одну прямую через эти две точки А луч А отрезок Сколько лучей и отрезков можно провести через 2 точки бесконечное количество Пробуем. Как вы думаете почему через две точки можно провести только одну прямую и бесконечно много лучей и отрезков Попробуйте объяснить.
61082. Рисуем Сосну 298.5 KB
  Сначала рисуем ствол. Прямой ствол как мачта и корявый. Наш ствол приобретает конусную форму. Теперь ствол и ветки.
61083. Проблеми довкілля (Environment and Greener Living). Захист довкілля 75.5 KB
  Today we’re starting a new unit in which we’ll continue talking about our planet but in some different aspects. In this unit we’re going to discuss the problems of pollution of the environment and the ways to protect it from pollution.
61084. Производство розовых вин 1.2 MB
  Розовые вина никогда не получают методом смешения белого и красного вин, за исключением розового шампанского. Точнее, вино, полученное смешением красного и белого, не считается натуральным розовым вином.
61085. СЛОВОСПОЛУЧЕННЯ. БУДОВА Й ВИДИ СЛОВОСПОЛУЧЕНЬ ЗА СПОСОБОМ ВИРАЖЕННЯ ГОЛОВНОГО СЛОВА 953 KB
  Мета: поглибити знання восьмикласників про словосполучення його будову; формувати загальнопізнавальні вміння знаходити прості й складні словосполучення розрізняти лексичні й фразеологічні словосполучення...