23884

Хождение за три моря Афанасия Никитина

Доклад

Литература и библиотековедение

Билет 36Билет 38Повесть о Петре и ФевронииПовесть о ПиФ была написана в 16 векев век второго монументализма хотя по содержанию и духу она ближе к 15 веку веку русского предвозрождения когда осознавалась ценность человека единство человека и Бога. Жена так и сделала и змей проговорился: Смерть мне суждена от Петрова плеча и от Агрикова мечаБыл у Павла брат Петр и он согласился помочь точнее ему на роду написано сразиться со змеем но где найти Агриков меч они не знают. Один раз Петр в одиночестве пришел в церковь и отрок показал...

Русский

2013-08-05

55 KB

1 чел.

Билет 33
Хождение за три моря Афанасия Никитина.
Хождение АН сильно отличается от других более ранних хождений( эволюция жанра)
Что осталось: схема (описание пути туда, что там, кратко - путь обратно), пафос, интерес к чужедальним странам.
Что изменилось: увеличилась роль светского элемента (АН отправляется в путь куда глаза глядят и только по воле судьбы оказывается в Индии), описание мусульманских( чужих) обычаев, терпимость( способность посмотреть на чужое как на свое)
Хождение -это худ. текст + богословское произведение, потом произошло раздвоение( хождения пишутся и сейчас но только как публицистические тексты, отчеты)
содержание: АН начал свое путешествие из Твери, дошел до Нижнего Новгорода, а когда они плыли мимо Астрахани, на них напали татары и ограбили, а потом еще раз их ограбили кайтаки( народность в Дагестане) и Афанасий пошел куда глаза глядят. В результате попал в Индию, там он был 4 года, описывает индийские обычаи, одежду, города. (напр: "у тамошнего князя- фата на голове, а другая на бедрах, а у бояр тамошних- фата через плечо, а другая на бедрах", описал «обезьяньего князя с ратью», индусы не едят говядину, еда у них плохая и с чужестранцами они не едят, корова и бык священные животные, верят в бутов( идолов), у них есть бутхана( священное место), местные князья очень богаты выезжают со ста слонами, ста обезьянами,ста наложницами и т.д.) АН предлагали поменять веру: так однажды хан отобрал у него жеребца и дал 4 дня сроку, чтобы тот принял ислам,иначи казнит, но Афанасий отказался и только заступничество знакомого казначея спасло его. В Индии Афанасий также старался жить по христианским законам: постился, праздновал Пасху, но потом сбился со счета и стал поститься и молиться вместе с бесерменами( иноверцами): они молятся своим богам,а он своему. На пятый год Афанасий отправился обратно на Русь и умер под Смоленском.

Билет 34
Новгородская литература 15 века
Основная идея, пронизывающая всю новгородскую литературу,- соперничество с Москвой, попытка найти что-то, что можно противопоставить мощи Москвы.
«Повесть о новгородском белом клобуке»
Представляет собой политический трактат. Белый клобук был создан в Риме, но с течением времени Рим развратился и за многие грехи клобук был отправлен в Константинополь, там патриарху явился ангел и сказал, что клобук должен быть отправлен в Новгород. Таким образом, Новгород –центр православия (противопоставляется светская власть Москвы и мудрость, древность, святость Новгорода, белый клобук выше царского венца)
«Повесть о путешествии новгородского архиепископа Иоанна на бесе в Иерусалим»
Иоанн был очень набожен и свят и вот бес решил осквернить его святость. Он забрался в кувшин(чтобы Иоанн выпил нечистую воду), но Иоанн догадался и перекрестив горло кувшина запер там беса. Бес просит Иоанна выпустить его, а тот соглашается при условии, что бес свозит его в Иерусалим к святым местам.
Бес соглашается, но говорит, чтобы Иоанн никому не рассказывал про это.
Иоанн, вернувшись, не удержался и рассказал об этом случае. И у беса появилась возможность отомстить: жители Новгорода начинают замечать женские силуэты в келье у святого, женскую одежду. Горожане оскорбились, ссадили Иоанна на плот и отправили по реке(
=символ смерти). Тот понял, что это бес подстроил, стал молиться Богу плот поворачивает и плывет вверх по реке обратно в Новгород.
Прославляется святость новгородского архиепископа

Билет 35
Повесть о Дракуле
Датируется концом 15 века., в основе сюжета лежат бытовавшие устные предания о румынском князе Владе( правил 1456-1462, 1477), который за свою жесткость имел прозвище «Цепеш» («Сажатель на кол») и «Дракула» («Дракон»). Текст представляет собой цепь историй, характеризующих его правление («История управления Дракулы»).
Несколько примеров из текста:
1) Однажды к Дракуле пришли турецкие послы и войдя не сняли колпаков, сказав что таков их обычай. Тогда Дракула ответил: «И я хочу закон ваш подтвердить, чтобы крепко его держались», и велел прибить колпаки к головам послов.
2) Однажды Дракула объявил: пусть придут к нему, кто стар, кто немощен, беден, болен. Он пустил их в хоромы, досыта напоил и накормил, потом же спросил: «Хотите ли вы, чтобы я сделал вас счастливыми, и ни в чем не будете нуждаться?». Те конечно ответили да, а Дракула приказал запереть хоромы и поджечь их, сказав: «Во-первых, пусть не докучают людям, и не будет нищих в моей земле, а будут все богаты,во вторых, я и их самих освободил: пусть не страдает никто на этом свете от нищеты и болезней»
3) У колодца приказал поставить золотую чару и никто так и не взял ее, так все боялись Дракулы(так как за любое преступление приговаривал к смерти)
4) Пришли к Дракуле два католических монаха. Он подозвал одного и спросил, указывая на двор, где было множество людей посаженных на колья,: «Хорошо ли я поступил и кто эти люди?» Монах ответил «Зло ты творишь раз казнишь без милосердия. Эти люди мученики.» Тогда Дракула велел этого монаха тоже посадить на кол, сказав «Я хочу тебя тоже мучеником сделать». Подозвал потом другого монаха и спросил о том же. А тот ответил: «Ты государь богом поставлен казнить злодеев. Эти люди творили зло и по делам своим наказаны». Тогда Дракула наградил и отпустил его
5) Пришел к Дракуле венгерский посол, а тот показав на золоченый кол спрашивает: «Для кого он?» Посол ответил: «Думаю какого-то знатного человека казнить хочешь, который перед тобой провинился» Дракула ответил: «Для тебя я приготовил» Посол же ответил «Ты судья справедливый, не ты будешь повинен в смерти а я сам, т.к совершил что-то достойное смерти». Тогда Дракула отпустил его.
Это первое произведение не дающее ответ на вопрос, а, наоборот, задающее вопросы о преступлении и наказании, о проблеме власти (справедливый суд, кто вправе судить, насколько царь свободен делать так как ему вздумается и тд)
+Предчувствие Ивана Грозного
С точки зрения художественности: «жестокое остроумие»
Образ Дракулы стал очень популярен, ушел в массовую культуру.

Билет 36+Билет 38
Повесть о Петре и Февронии
Повесть о ПиФ была написана в 16 веке(в век второго монументализма), хотя по содержанию и духу она ближе к 15 веку( веку русского предвозрождения, когда осознавалась ценность человека, единство человека и Бога). Это объясняется тем, что лит-ра обладает собственной инерцией.
Автор повести- Ермолай Еразм
Первая повесть о любви, но писалась как житие. ЕЕ удалось совместить любовную тему и возвышенное описание жития.
В повести 4 сюжетных узла.
1) завязка.
В городе Муроме правил князь Павел и повадился к его жене летать змей. Жена не стала этого скрывать и рассказала мужу и стали они вместе думать как от него избавиться. Павел сказал жене пусть обольстит змея льстивыми речами и спросит где его смерть. Жена так и сделала и змей проговорился: «Смерть мне суждена от Петрова плеча и от Агрикова меча»
Был у Павла брат Петр, и он согласился помочь( точнее ему на роду написано сразиться со змеем), но где найти Агриков меч они не знают. Один раз Петр в одиночестве пришел в церковь и отрок показал ему меч( разные варианты, как именно нашел, важно то что в церкви).
Однажды Петр пошел брату, поговорил с ним, а потом прошел к снохе и увидел, что там тоже сидит его брат. Петр догадался что это змей, ударил его мечом и тот принял настоящий свой облик. Петр убил змея но весь испачкался его кровью от чего покрылся язвами и струпьями.
*Почему меч Агриков? Есть мнение, что это имя какого-то богатыря, но так как он не упоминается в других произведениях и в сборнике Киршы Данилова, то Агрика –только второстепенный персонаж, а значит не важно кому принадлежал меч. Важно то, что меч имеет имя( наименование как акт одушевления) т.е. не простой меч, а особенный.
**Почему змей за свою любовь поплатился жизнью?
По современным понятиям мы можем жалеть змея, но у средневекового человека другое понимание: змей символ нечистого. Змей летает к девушке – это не любовь, а антилюбовь т.к. змей на самом деле убивает человека, питается им( из фольклора)
Павел и его жена больше не упоминаются в повести. По мнению некоторых исследователей из-за того, что они опорочили себя связью со змеем.
2) Петр заболевает и никто не может вылечить его. Один из княжеских послов зашел в деревню Ласково, зашел в дом и увидел девушку за ткацким станком а рядом зайца( символ мудрости). Феврония говорила непонятно (тоже показатель мудрости) и сказала что может вылечить Петра, но пусть его привезут сюда. Петр приехал к ней и Феврония сказала, что вылечит его, если он на ней женится. Петр согласился.Феврония дала ему мазь и он вылечился, так что остался только один струп, но не захотел женится на ней, а вместо этого послал богатые подарки, которые Феврония не приняла( она не обиделась(как думает современный человек), т.к мудрые не обижаются). Петр же вернулся к себе в город, но вскоре снова покрылся струпьями которые пошли от того оставшегося. Тогда Петр снова поехал к Февронии и после выздоровления женился на ней.
3)Стали править в Муроме, после того как брат Павел умер. Но бояре не любили Февронию из-за ее простого происхождения. Однажды они сказали Петру, что она собирает крошки со стола после трапезы будто голодная. Петр после того как она собрала крошки в очередной раз, разжал ей руку и увидел, что вместо крошек ладан.
Бояре не успокоились и сказали, что Февронии нужно уйти из города. Феврония попросила взять самое дорогое и взяла Петра. Сели на плот и плывут от города, когда настал вечер пристали к берегу. Повар нарубил палок для того, чтобы держать котлы, Феврония же благословила эти палки и наутро они стали зелеными деревьями. Тогда же с утра пришли вельможи из Мурома с просьбой, чтобы Петр и Феврония вернулись( кроме Петра никто не имеет законнного права быть князем, стали выбирать по личным  война)
ссорыдостоинствам

4)Петри Феврония правят в Муроме, приходит старость, они уходят в монастырь(он в мужской, она в женский). Петр чувствует приближение смерти и посылает за Февронией, она в это время вышивала, 3 раза он посылал и на третий раз Феврония воткнула иголку в ткань, послала сказать Петру, что умирает вместе с ним, помолилась и умерла (умерли в один день)
Сначала были положены в отдельные гробы, но наутро нашли их в одном, который они сами для себя велели сделать при жизни (чудо)
*********************************************************************
(БИЛЕТ 38)Повесть о ПиФ –повесть о любви?
Любовь как пламя свечи горит всю жизнь.
Ф не заставляет Петра жениться на ней, а оставленный струп- не проявление хитрости( как может показаться современным читателям) В средние века любовь=брак: если девушка говорит «женись на мне»=признается в любви.

Петр отказался жениться на Февронии- отказался от своего слова, что показывает, что он духовно болен. Он заболел после того как боролся со змеем, он убил его но не победил, потому что струпья-символ змеиной кожи- Петр сам преврашается в змея, он  лекарство- взаимная, счастливая любовь. Полюбить
испорчен, заражен.  того, кто любит тебя – очищение души.
В те времена еще нет психологии любви, но есть ее символика.
1) Петр и Феврония составляют одно целое (куда один туда и другой)
2) П иФ не подалят друг друга (остаются самоценными личностями)
формула троицы( «не
слиянно и не раздельно»: А Рублев «Троица», Бог отец сын, святой дух, небесная и земная любовь )
3) смерть в один день
Повесть заканчивается смертью т.е. переход в вечность. Смерть в один день, желание умереть вместе означает желание жить вместе вечно.
( тоже самое «Мастер и Маргарита», «Рассказы о любви»(А.Грин) – из общей формулы рождается конкретная история)

Почему Повесть о П и Ф житие?
Построена на православных традициях. Искра Бога на земле – образ любви.
Почему П и Ф святые? Святость Февронии проявляется только во второй части.
Петр убил змея, а Феврония победила его вместе они уничтожили виновника грехопадения человеческого рода (Змей- искуситель). Их подвиг равнозначен подвигу Христа.
Единство: без Петра Феврония только знахарка, без Февронии Петр змей, а вместе они святые.

Билет 37
Повесть о Петре и Февронии и фольклор
Повесть о ПиФ очень близка к фольклору и в некоторых моментах даже напоминает сказку.
В чем проявляется близость(заимствования из фольклора)
1) Мотив змееборства( бой на Калиновом мосту) и сюжет (в фольклоре: змей прилетает к вдове в образе умершего мужа или прекрасного юноши)
2)Сюжет сказки о мудрой девице (девица-семилетка(=очень молода), царь узнает о ней, задает ей трудную задачу, она ловко решает ее)
3) Параллели сюжета со сказкой Царевна-лягушка (мотив брака с чудесной супругой, мотив оживления (косточки->лебеди,мертвые(сухие)сучья ->живые(зазеленели))
4) Появляются фольклорные варианты Повести о ПиФ (зафиксированы в 20 веке)

Билет 39
Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским
Датирована 16 веком век русского монументализма. Это время характеризуется укреплением государства и соответственно усилением социальных противоречий. Появляется идея «Москва – третий Рим»
На фоне этого на первый план выходят публицистические тексты.
Андрей Курбский – боярин, «первый русский диссидент». В апреле 1564 года Курбский покинул Россию, уехал в Литву и написал первое письмо царю, на которое тот ответил. Вся переписка состоит из пяти писем, в которых затрагивается широкий круг тем.
более подробно( там к каждому письму есть вступление- хорошая вещь):
http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=8869

Билет 40
Бытовые повести 17 века
Смутное время на Руси. Вторая половина 17 века: Русь готовится стать Россией, иная среда, жизнь меняется(переломный период). В древней лит-ре нет психологии, нет изображения хар-ров, а значит нет и описания быта, но в 17 веке – проблески психологии, эволюция жанров.(новаторский характер этого  бытовые повести.
периода)
«Повесть о Савве Грудцыне»
«Повесть о Горе-Злосчастии»
«Повесть о Фроле Скобееве»
«Повесть о Карпе Сутулове»
Эти произведения рассказывают о героях которые стремятся жить своим умом. В первых двух они терпят поражение, а во вторых двух им это удается.
В повестях говорится о двух точках зрения на жизнь: «старой» и «новой»
«Старая»: за человека отвечает род, а не он сам, нет инициативы т.к. человек не стремится поменять свое место в обществе.(родился купцом и станет купцом вне зависимости есть у него способности к торговле или нет), безопасность, уверенность
«Новая»: человек сам отвечает за себя, в случае неудачи никто не обязан ему помогать, но открываются новые возможности.

Хар-ры героев:
1) элементы психологизма( СГ страдает от любви, боится перед поединком, Добрый Молодец бросил все) + психологический момент: слова Горя Злосчастия(монолог) по сути слова самого Доброго Молодца( непрочность жизни, боязнь благополучия)
2) Бес и Горе-Злосчастие –многослойные персонажи:
-бес, дьявол
-помощник, лжепомощник
-на психологическом уровне: характеры героев – характер оторвался от человека

Герои –отчаявшиеся и отчаянные(в них сидит бес, бесовский характер) Таким образом,открывается новое психологическое пространство( новая позиция) и авантюристы пошли осваивать его.
Герои победили или потерпели поражение?
В первых двух повестях герои проиграли(возвращение к старой позиции), потому что перешли на новую позицию только внешне, а внутренне остались на старой( оцениваю свои  стыдятся.
поступки с т.зр старой позиции
Сами авторы стоят на старой позиции, они осуждают и жалеют героев, т.к. герои не потеряли стыд (по мнению авторов: чтобы жить по-новому, нужно стыд потерять---такие герои в последних двух повестях)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7060. Качество программного продукта 73 KB
  Качество программного продукта Любой программный продукт должен выполнять те функции, для которых был создан. Качественный ПП должен обладать еще рядом свойств, позволяющих успешно его использовать в течение продолжительного времени. Качество
7061. Life is life. Can money make a man happy 59 KB
  Тема : Life is life. Can money make a man happy Мета: Практична : Навчити учнів працювати цілим класом, щоб досягнути спільної мети. Розвиваюча: вдосконалити лексичні навички. Виховна: допомогти учням зрозуміти, що гроші це не головне в житті....
7062. Программирование постоянного запоминающего устройства 142.5 KB
  Программирование постоянного запоминающего устройства Программирование ПЗУ осуществляется с целью задания работы микропрограммного автомата с помощью закодированной микропрограммы его работы. Этот этап используется в дальнейшем для прошивки...
7063. Социальное пространство воспитательного процесса. Семейное воспитание 68.42 KB
  Социальное пространство воспитательного процесса. Семейное воспитание 1 Понятие социального пространства Воспитательный процесс разворачивается в социуме, имеющем свои пространственные рамки. Социальное пространство - это совокупность социальны...
7064. Процессы происходящие в металлах при сварке 72.5 KB
  Сварочная металлургия отличается от других металлургических процессов высокими температурами термического цикла и малым временем существования сварочной ванны в жидком состоянии, т. е. в состоянии, доступном для металлургической обработки м...
7065. Разработка модуля информационной системы Амортизация оборудования 79.5 KB
  Разработка модуля информационной системы Амортизация оборудования Цель лабораторной работы: приобретение практических навыков создания пользовательских форм для разработки модуля информационной системы Амортизация оборудования. Краткие теоретическ...
7066. Шлицевые соединения 65.5 KB
  Шлицевые соединения Шлицевым называется разъемное соединение составных частей изделия с применением пазов (шлицев) и выступов. Шлицевые соединения бывают подвижные и неподвижные. Детали шлицевого соединения (вал и втулка) показаны на рисунке.. Шлице...
7067. Определение основных показателей погрешности вольтметра 46.53 KB
  Определение основных показателей погрешности вольтметра 1. Цели работы: - ознакомление с принципами измерений напряжений в электрических цепях - приобретение навыков по установлению рабочих метрологических характеристик прибора при измерении ...
7068. Троллинг как тип коммуникативного поведения в Интернете (структура и функции) 1.49 MB
  Троллинг как тип коммуникативного поведения в Интернете (структура и функции) Введение Настоящая диссертационная работа посвящена изучению языковых аспектов троллинга как одной из форм коммуникативного поведения в веб-пространстве. Исследование пров...