23956

ЭСХИЛ (Aischylos)

Доклад

Литература и библиотековедение

Эсхил принимал участие в персидских войнах сражался при Марафоне где погиб его брат Кинагир и Саламином; возможно и при Платеях. Эсхил одержал всего 13 прижизненных побед и 15 посмертных что было возможно лишь потому что в виде исключения его пьесы были допущены к повторным постановкам. падает первое путешествие Эсхила на Сицилию ко двору тирана Сиракуз Гиерона I где он написал пьесу в честь только что основанной дорической колонии Этны Этна или Этнеянки Aitnai или Aitnaiai и заново поставил Персов.

Русский

2013-08-05

23.06 KB

0 чел.

ЭСХИЛ

(Aischylos)

БИОГРАФИЯ

    Эсхил, из Элевсинской общины, 525-456 гг. до н.э., греческий трагический поэт. Сын Еврофориона. Происходил из древнего аристократического рода Афин. Его молодость пришлась на времена упадка Писистратидов и закрепления в Афинах демократического строя. Эсхил принимал участие в персидских войнах, сражался при Марафоне (где погиб его брат Кинагир) и Саламином; возможно, и при Платеях. В трагическом агоне выступил впервые в Афинах во время 70 олимпиады (499-496 гг. до н.э.) совместно с Хорилом и Пратином; в 484 г. одержал первую сценическую победу; в 472 г. получил первую награду за трилогию, включавшую Персов, в 467 г. победила фиванская тетралогия; в 463 г., быть может, — тетралогия о Данаидах, в 458 г. — Орестея. Эсхил одержал всего 13 прижизненных побед и 15 посмертных (что было возможно лишь потому, что в виде исключения его пьесы были допущены к повторным постановкам). На 471-469 гг. падает первое путешествие Эсхила на Сицилию, ко двору тирана Сиракуз Гиерона I, где он написал пьесу в честь только что основанной дорической колонии Этны — Этна или Этнеянки (Aitnai или Aitnaiai) и заново поставил Персов. По возвращении в Афины соревновался в 468 г. в трагическом конкурсе с дебютировавшим там Софоклом, который одержал над ним победу. После 458 г. во второй раз уехал на Сицилию. Там он умер в Геле.

    Сохранившаяся надгробная надпись Эсхила единственным основанием для хвалы представляет его участие в Марафонском сражении. Согласно весьма правдоподобной версии, ее написал сам поэт (ни один другой автор не забыл бы творчества Эсхила), и потому эта надпись является важным свидетельством иерархии жизненных ценностей Эсхила.

    Эсхил написал 70 трагедий и 20 сатирических драм, из-которых мы знаем 79 названий. Целиком сохранилось 7 трагедий, составлявших школьное чтение в поздней античности, а также ок. 400 отрывков, к которым открытия папирусов постоянно прибавляют все новые. Сюжеты Эсхил черпал у Гомера и из эпического цикла. Но самой старой из известных нам трагедий Эсхил является немифологическая трагедия Персы (Persai: 472 г.), представляющая собой вторую часть трилогии. Первой частью была трагедия Финей (Fineus}, третьей — Главк Понтийский (Gloukos Pontieus); за ними следовала сатирическая драма Прометей, разжигающий, огонь (Prometeus Pyrkaeus).

    Мифологические пьесы, которые ставились вместе с Персами, не имели ничего общего по своему содержанию с этой трагедией так же, как и составляющие их фабулы мифы никак не были связаны между собой. Персы — единственная сохранившаяся трагедия на тему, подсказанную не мифологией, а современными поэту событиями. Эсхил описал здесь поражение, которое персы под предводительством Ксеркса потерпели в битве при Саламине (на ту же самую тему еще ранее создал трагедию Фриних). Оригинальность подхода Эсхила состоит во взгляде на победу греков глазами побежденных. О его глубокой человечности свидетельствует сочувствие, которое он испытывает к женам и детям врагов, оплакивающим своих близких. Главной идеей трагедии является убежденность Эсхила в том, что ни один человек, ни одно государство не может преступать поставленных ему богами границ, ибо такая спесь навлечет на него неминуемую беду. Именно так поступил Ксеркс, и поэтому его поражение стало неотвратимым актом высшей справедливости. Персы являются важным историческим источником, так как битва при Саламине описана здесь ее очевидцем.

    Фиванская трилогия: Лай (Laios), Эдип (Oidipus) и Семеро против Фив (Hepta epi Thebas: 467 г.), которую дополняла связанная с ней сюжетно сатирическая драма Сфинкс — представляла трагедию трех поколений несчастного рода Лабдакидов. Смерти Лая и деяниям Эдипа были посвящены первые две драмы, в третьей (единственной сохранившейся) исполнялось проклятие Эдипа, брошенное сыновьям Этеоклу и Полинику: оба погибли в братоубийственной войне. Полотно обороны Фив — необходимый фон для их смерти. Центральная проблема — проблема вины в наказания. Могучий дух-мучитель Аластор, подталкивающий к концу проклятые поколения, удаляется лишь после смертельного поединка братьев, то есть после полного уничтожения рода. Сохранившееся окончание пьесы, вероятно, не принадлежит Эсхилу.

    В Просительницах (Hiketides; 463?), которые являются первой частью трилогии о Данаидах, центральный образ трагедии — хор 50 дочерей Даная, которые, спасаясь от брака с сыновьями Египта, ищут защиты у царя Аргоса Пеласга, на родине своей прародительницы Ио. Их просьбы ставят царя перед выбором; отринуть просящих и тем самым нарушить священный закон гостеприимства или подвергнуть страну опасностям войны. Перед принятием трудного решения Пеласг спрашивает мнения людей (что представляется ярко выраженным анахронизмом; Эсхил переносит в мифические времена демократические институты своей эпохи). Когда объявляется погоня, царь встает на защиту девушек. Посланец Египтидов, уходя, объявляет войну.
    Дальнейшие судьбы дочерей Даная (принужденных к браку с сыновьями Египта, а затем убившие собственных мужей в брачную ночь) были темой других пьес трилогии:
Египтяне (Aigyptioi) и Данаиды (Danaides). С этим кругом мифов соотносилась и сатирическая драма Амимона (Amimone) — имя одной из Данаид.
   Просительницы представляют собой трагедию в несомненно архаичной форме. Здесь преобладают партии хора, а диалог почти всегда разворачивается между актером я предводителем хора (только дважды дело доходит до короткого обмена репликами между двумя актерами). По этой причине данная трагедия до последнего времени считалась старейшей из сохранившихся. В настоящее время считается, что Эсхил поставил ее только в 463 г.

    Мы не знаем даты постановки трилогии, к которой принадлежала сохранившаяся трагедия под названием Прометей прикованный (Prometeus desmotes). Это космогоническая драма. В вей сталкиваются упорядоченный мир олимпийских богов и необузданный, надменный мир Титанов. В погибшей трагедии Прометей освобожденный (Prometeus lyomenos) наступало примирение, и Зевс, представленный в Прометее прикованном, в противоположность другим произведениям Эсхила, жестоким и деспотичным тираном, окончательно преодолев всякое зло, явился здесь справедливым и достойным владыкой. Прометея, совершенно иначе трактуемого в произведениях Гесиода, Эсхил изображает героическим другом людей и инициатором всякого прогресса. К этой же трилогии, вероятно, принадлежала драма Прометей, несущий огонь (Prometeus Pyrphoros), о которой мы ничего больше не можем сказать.

    В Орестее (Oresteia; 468 г.), единственной целиком сохранившейся и, вероятно, последней из поставленных в Афинах трилогии, Эсхил представил трагическую историю рода Атридов, легенду, известную еще из архаического эпоса и произведений поэтов-меликов (Стесихор). Однако Эсхил обработал старую тему по-своему. Он изобразил великую драму человека, сражающегося с роком, волей богов в собственной совестью, и одновременно (особенно в последней части трилогии) преклонился перед новым общественным порядком и его законами, воздавая при этом хвалу своей отчизне, демократическим Афинам.
    Первая трагедия,
Агамемнон, представляет собой экспозицию всей трилогии. Песни хора говорят о более ранних событиях, которые привели Клитемнестру, жену Агамемнона, к решению убить вернувшегося из-под Трои супруга. Привезенная им пленница, пророчица Кассандра, в состоянии провидения перечисляет прошлые и будущие преступления Атридов, протягивающие через поколения цепь вины и наказания.
    В следующей за ней трагедии
Хоефоры (Choeforoi) первые реплики хора девушек, приносящих жертвы на могиле Агамемнона, доносят до зрителя мысль, что новое преступление требует расплаты. Орест прибывает в Аргос, чтобы по велению Аполлона отомстить за смерть отца убийством матери. Это ужасное деяние повергает его в ужас, и, преследуемый богинями мщения Эриниями, он ищет очищения у Аполлона в Дельфийском храме.
    Это является уже началом третьей драмы трилогии под названием
Эвмениды (Eumenides). Однако, в отличие от Орестеи Стесихора, Аполлон не в силах избавить матереубийцу от Эриний. Ореста судят в Афинах человеческим судом. Это победа нового закона городов-государств над древним родовым правом, настаивавшим на кровной мести. Орест оправдан, страшные Эринии превращаются в благожелательных Эвменид, отныне чтимых в Афинах под этим именем.

За этой трилогией последовала сатирическая драма Протей (Proteus), тема которого была взята из Одиссеи. Из несохранившихся драм Эсхила внимания заслуживают недавно открытые благодаря находкам папирусов фрагменты трагедии Мирмидоняне (Myrmidones), a также сатирическая драма Рыбаки (Diktyulkoi).

    Эсхил явился подлинным творцом греческой трагедии. Он усовершенствовал драматическую технику: ограничил участие, а следовательно, и значение хора; ввел на сцену второго актера, что сделало возможным развитие действия и оживление диалога. Использовал новые выразительные средства: блестящие описания (битва при Саламине, падение Трои), красочные повествования, представляющие события, происходящие либо внутри дворца (Агамемнон), либо далеко от места основного действия (Персы); стихомифический диалог (то есть диалог в форме коротких вопросов и ответов). Использовал сценические паузы (Ниоба, Прометей прикованный, Кассандра в Агамемноне) для создания соответствующего настроения. Большую роль в трагедиях Эсхила играли музыкальные элементы, как хоровые, так и сольные партии.
    Эсхил усовершенствовал также актерский состав и разнообразил маски. Экзотические костюмы актеров в
Просительницах и Персах, описания иноземных обычаев свидетельствуют об интересе поэта к варварскому миру.
    Трагедии Эсхила проникнуты морально-религиозными идеями. Поэт старался примирить традиционную греческую мифологическую этику с новой моралью, религиозное мировоззрение с гражданским. Стремился постигнуть тайну человеческой судьбы и деяний. Он верил, что человеческими стремлениями руководит провидение и что даже боги не могут противостоять судьбе. Человек, упоенный слишком большим могуществом и богатством, легко поддается чувству превосходства, которое подталкивает его к преступлению. Кара за проступок падает на виновника и весь его род. Эсхил делает человека ответственным за собственные действия. Страдание, согласно Эсхилу, есть единственная школа жизни, которая учит “умеренности”.
    Основной чертой драматургии Эсхила является ее величественность. Эти черты отражены также в характерах героев. В сохранившихся произведениях можно проследить пути развития творчества поэта: от пьес, лишенных действия, заполненных в основном партиями хора, с однообразными характерами действующих лиц
(Просительницы), до трагедий с отчетливым развитием действия и индивидуализированными образами героев (Орестея). Герои Эсхила обыкновенно монументальны; они обуреваемы сильными страстями, мужественны, сила воли настойчиво ведет их к цели (Этеокл, Прометей, Клитемнестра).
    Стиль и язык Эсхила согласуются с содержанием. Возвышенность и патетичность вытекают из подбора слов и их связи. Эсхил создает неологизмы, красочные метафоры и описания. Зато язык простых людей, появляющихся в его трагедиях (стражник в
Агамемноне, няня в Хоефорах), — обыденный и понятный.

Эсхил добился признания как у своих современников, так и у потомков. Под непосредственным влиянием Эсхила находились Софокл и Еврипид, Аристофан признал его первенство в Лягушках. В эллинистическую эпоху его произведения уже не ставились; им занимались лишь грамматики и историки литературы. На драматургов нового времени Эсхил оказал влияние посредством трагедий Сенеки. Известный еще со времен Ренессанса, он возбудил особый интерес в XVIII в. Сильное влияние Эсхила наблюдалось в период романтизма. Английские поэты (Байрон, Шелли, Китс), основываясь на Прометее прикованном, создали и распространили представление о “прометеизме”. Ближе к концу XIX в. трагедии Эсхила снова вышли на сцену и играются до наших дней, особенно Орестея. Влияние Эсхила на искусство было меньшим, чем на поэзию.

(тескт приведен по изданию: "Античные писатели. Словарь." СПб, изд-во "Лань", 1999)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56143. СОВРЕМЕННЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 128.5 KB
  Существует несколько классификаций традиционных форм урока. Опираясь на устоявшиеся классификации уроков используя привычные этапы традиционных уроков учитель при коммуникативно деятельностном подходе к обучению меняет ценностные ориентации их структурных компонентов...
56144. Соціокультурний компонент змісту навчання як засіб підвищення мотивації студентів у процесі формування професійної компетенції майбутнього вчителя іноземної мови початкових класів 68.5 KB
  Одним із основних пріоритетів у процесі навчання іноземної мови у вищому навчальному закладі має стати розвиток соціокультурної компетенції основою якої є створення мотивації та інтересу до країнознавчої тематики...
56145. Передумови та проблеми застосування новітніх інформаційних технологій при викладанні соціальних дисциплін 2.78 MB
  Нові методики їх викладання повинні враховувати сучасні вимоги до застосування інформаційних технологій. У навчальних закладах компютерні технології повинні привести до поступового формування нового покоління, покоління техноінформаційного суспільства...
56146. Виховання соціальної компетентності учнів початкової школи 133.5 KB
  Сьогодні в умовах величезних змін у соціальному та політичному житті України постала проблема радикальної перебудови у сфері виховання мета якої формувати людину забезпечувати прогрес людського суспільства.
56147. РОЛЬ ІНФОРМАЦІЙНИХ ТЕХНОЛОГІЙ НАВЧАННЯ У ФОРМУВАННІ ПРОФЕСІЙНО-ДІЛОВИХ ЯКОСТЕЙ СПЕЦІАЛІСТА 131 KB
  Курс фізики за своїм змістом політехнічний, має професійну спрямованість. Фізика слугує теоретичною базою більшості галузей техніки, вона має широке та різноманітне застосування в людській діяльності.
56148. Роль спецкурсів у розвитку творчого потенціалу учнів 414.5 KB
  І кожний власну радість обирає Яка ізпоміж інших є гарніша Для мене все це вартості не має Людина від усіх багатств цінніша. Для мене ж це все не важливе Люблю тебе за те що є Думки корисливі і льстиві Я не поставлю над усе.
56149. ВІЧ і СНІД – проблема людства 721.5 KB
  Всесвітня організація охорони здоров′я розробила глобальну програму боротьби зі СНІДом. Серед медичних, профілактичних заходів передбачених цією програмою, велике значення бесід, тестування на цю актуальну тему.
56150. Які ми разом – на уроці, на перерві, під час відпочинку. Я і мої друзі 59.5 KB
  Мета: Виховувати дружні стосунки між учнями, співпереживання один одному. Формувати орієнтацію на вічні духовно-моральні цінності. Розвивати уміння спілкуватися, дотримуючись правил етикету.