23959

УСТРОЙСТВО ТЕАТРА И СТРОЕНИЕ ТРАГЕДИИ

Доклад

Литература и библиотековедение

Почти все трагедии начинались с _пролога_ в котором обычно содержалась завязка действия. За пародом следовали _эписодии_ диалогические части трагедии в которых главная роль отводилась актерам а от хора выступали корифей или отдельные хоревты. Заключительная часть трагедии когда хор с песней удалялся с орхестры называлась _эксод_.

Русский

2013-08-05

19.48 KB

1 чел.

КОММЕНТАРИЙ

УСТРОЙСТВО ТЕАТРА И СТРОЕНИЕ ТРАГЕДИИ

    Театральные представления в эпоху  расцвета  греческого  общества  были

тесно связаны с культом Диониса  и  составляли  часть  сельских  празднеств,

посвященных этому богу, о  чем  напоминал  алтарь  Диониса,  находившийся  в

орхестре.  _Орхестрой_  называлась  центральная   часть   древнего   театра,

расположенная между местами для зрителей и скеной. _Скена_ ("сцена", то есть

палатка) - это строение, первоначально служившее для переодевания  и  выхода

актеров. Затем она стала изображать фасад здания, храма  или  дворца,  перед

которым развертывалось действие, и служить декоративным фоном.  Воздвигнутая

перед скеной колоннада называлась _проскений_. Места для зрителей (в V в. до

н. э. деревянные скамьи, которые позже были  заменены  каменными  сиденьями)

располагались уступами, окаймляя подковой орхестру.

    В Афинах театр был  построен  на  юго-восточном  склоне  Акрополя,  где

находились два храма, посвященные Дионису. Он вмещал более пятнадцати  тысяч

зрителей. Этот театр, представления  в  котором  устраивались  под  открытым

небом при естественном освещении, послужил  образцом  для  других  греческих

театров.

    Греческая трагедия возникла из  импровизации  и  вела  свое  начало  от

дифирамба - хвалебной песни в честь Диониса. Большое место в ней  отводилось

хору, выступавшему как одно из ее действующих лиц. Из  хора,  состоящего  из

двух полухорий, выделялось трое: предводитель всего хора  -  корифей  и  два

предводителя каждого полухория.

    Почти все трагедии начинались с _пролога_, в котором обычно содержалась

завязка действия. В прологе выступал один актер,  произносивший  монолог,  а

иногда два и даже три. Затем на орхестру через боковой открытый  проход  (то

есть _парод_) выходил хор и исполнял свою первую песню, называемую  _парод_.

За пародом следовали _эписодии_ - диалогические части  трагедии,  в  которых

главная роль отводилась актерам, а от хора выступали корифей  или  отдельные

хоревты. Эписодии отделялись друг от друга _стасимами_  -  песнями,  которые

исполнял хор, находясь на  орхестре.  Каждый  стасим  состоял  из  отдельных

частей: _строфы_ и _антистрофы_, написанных в одном и  том  же  размере.  За

ними шел _эпод_, отличный от них по структуре. Лирическая  партия  актера  и

хора носила название _коммос_. Пение хора сопровождалось музыкой и  танцами.

Заключительная часть трагедии, когда  хор  с  песней  удалялся  с  орхестры,

называлась _эксод_.

"ОРЕСТЕЯ"

    "Агамемнон", "Жертва  у  гроба"  ("Хоэфоры")  и  "Эвмениды"  составляют

единственную дошедшую до нас полностью трилогию Эсхила "Орестея" (поставлена

в 458 г. до н. э.). Сюжет "Орестеи" заимствован из поэм троянского цикла.  В

основу ее положен миф о потомках Атрея, над которыми тяготеет  проклятие  за

преступление их предка. Атрей, микенский царь, решив отомстить своему  брату

Фиесту за козни, убил его детей и накормил Фиеста их мясом. В роде Атрея  не

прекращались ужасные преступления. Так, сын Атрея Агамемнон принес в  жертву

богам свою дочь Ифигению; жена  Агамемнона  Клитемнестра  с  помощью  своего

любовника  Эгиста  (оставшегося  в  живых  сына  Фиеста)  убила  мужа;   сын

Агамемнона Орест, мстя за отца, убил мать и Эгиста.

    Разрабатывая этот  миф,  Эсхил  принимает  более  позднюю  его  версию,

согласно которой убийство  Агамемнона  приписывается  всецело  Клитемнестре.

Таким образом, главным действующим лицом трагедии  становится  Клитемнестра,

замыслившая  преступное  убийство  и  хладнокровно  совершающая  его.  Образ

Клитемнестры приобретает  необыкновенную  силу  и  яркость.  Хотя  в  начале

трагедии огни, зажженные на горных вершинах в Греции,  возвещают  о  падении

вражеской Трои, поэт  различными  приемами  создает  ощущение  надвигающейся

беды, неотвратимости рока.  В  последней  сцене  хор  отказывается  признать

Клитемнестру и Эгиста, захвативших после убийства царя власть в  Аргосе.  Он

грозит им мщением Ореста.

"ЭВМЕНИДЫ"

    В заключительной части "Орестеи", "Эвменидах", главное действующее лицо

- Орест. Он спасается от  преследования  Эриний,  составляющих  хор  в  этой

трагедии, в дельфийском святилище Аполлона. Но бог своим заступничеством  не

может защитить его. Орест, сопровождаемый Гермесом,  бежит  в  Афины,  чтобы

искать тал покровительства у богини Афины. К ней  обращаются  также  Эринии,

требуя возмездия за убийство сыном родной матери. Афина  из  лучших  граждан

города  составляет  судилище,  Ареопаг,  и  устраивает  настоящее   судебное

разбирательство. Эринии выступают как обвинительницы Ореста,  Аполлон  берет

на себя  роль  защитника.  Спор  между  ними  Эсхил  изображает  как  борьбу

принципов отцовского и материнского права.

    Энгельс пишет об этой трагедии: "Весь предмет  спора  сжато  выражен  в

дебатах, происходящих между Орестом и Эриниями. Орест ссылается на  то,  что

Клитемнестра совершила двойное злодеяние, убив своего супруга и вместе с тем

его отца. Почему же Эринии преследуют его, а не преследуют ее, гораздо более

виновную? Ответ поразителен: "С мужем, ею убитым, она _в кровном родстве  не

была_". Убийство человека, не состоящего в кровном родстве,  даже  когда  он

муж убившей его женщины, может  быть  искуплено,  Эриний  оно  нисколько  не

касается; их дело - преследовать убийство лишь среди родственников по крови,

и тут согласно материнскому праву, тягчайшим и ничем не  искупимым  является

убийство матери" {Энгельс Ф.  К  истории  первобытной  семьи.  -  Маркс  К.,

Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 22, с. 216-217.}.

    Аполлон, в противовес Эриниям, настаивает на важности родства по  отцу.

Голоса судей делятся поровну,  и  Афина  подает  свой  голос  за  оправдание

Ореста. Чтобы успокоить гневных Эриний, в их честь устанавливается в  Афинах

новый  культ.  Отныне  они  должны  почитаться  как  "милостивые"  богини  -

Эвмениды. Отсюда и название трагедии.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25475. Современные записки 11.08 KB
  И как теперь видно именно литературный отдел Современных записок создал им известность если не сказать славу обеспечил жизнеспособность всему изданию когда в 1940 году после немецкого вторжения во Францию продолжать его выпуск стало невозможно в НьюЙорке с января 1942 года стал выходить Новый Журнал основанный романистом Марком Алдановым и поэтом Михаилом Цетлиным где был сохранён круг авторов Современных записок. Семьдесят номеров Современных записок журнал задумывался как ежемесячник но по многим причинам связанным...
25476. Принципы профессиональной социальной работы. Значение принципов для практик социальной работы 11.37 KB
  принципы профессиональной социальной работы. Значение принципов для практик социальной работы Принцип универсальности исключение дискриминации при оказании социальной помощи по расовым национальным религиозным политическим и иным признакам Принцип охраны социальных прав оказание помощи клиенту не может быть обусловлено требованием к нему отказаться от своих социальных прав или от части из них Принцип социального реагирования осознание необходимости принимать меры по выявленным социальным проблемам действовать в соответствии с...
25477. Российское телеграфное агентство (РОСТА) — центральный информационный орган советского государства (РСФСР, с 1924 СССР) в 1918—1925 годах. 11.67 KB
  Новое агентство было названо Российским Телеграфным агентством при Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете сокращенно РОСТА. Техническую базу РОСТА составили структуры Петроградского телеграфного агентства и частных информационных агентств. СНК всем средствам массовой информации вменялось в обязанность перепечатывать полученные по каналам РОСТА декреты Советского правительства и последние новости.
25478. ГАЗЕТА ИЗВЕСТИЯ ПЕТРОГРАДСКОГО СОВЕТА РАБОЧИХ, КРЕСТЬЯНСКИХ И КРАСНОАРМЕЙСКИХ ДЕПУТАТОВ (1917-1921) 10.78 KB
  Москвы и Московской области 16 апреля 1921 г. Переписка с Обкомом ВКПб ОГПУ прокурором Ленинградской области о работе газеты; о письмах крестьян с критикой коллективизации сельского хозяйства принудительного труда крестьян на лесозаготовках состоянии сельского хозяйства в деревнях Ленинградской области и другим вопросам. ЛЕНИНСКИЙ ПУТЬ ОРГАН ВОЗНЕСЕНСКОГО РАЙКОМА ВКПб И ВОЗНЕСЕНСКОГО ИСПОЛКОМА РАЙОННОГО СОВЕТА ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ 19381941 Приказы по редакции и типографии газеты.
25479. Методы соц.работы 13.88 KB
  работы давала Хотемова на лекциях в ПЛ № 34 – способы совокупность приемов и операций в соц. по направлениям и формам соц.работы: ● организационные; ● соц.
25481. Эффективность социальной работы- понятие, критерии и показатели 22.57 KB
  Эффективность социальной работы понятие критерии и показатели Существует два определения понятия эффективность социальной работы ЭСР:1 ЭСР это соотношение между достигнутыми результатами эффектами и затратами связанными с обеспечением результатов. На практике приходится считаться с так называемыми предельными результатами когда их количественные и качественные характеристик возрастают изза лимитации целого ряда факторов в данном учреждении социальной защиты; 2 ЭСР это фактически достигнутые и необходимые результаты...
25482. Отечественная журналистика в конце 50-х годов 11.92 KB
  в стране насчитывалось около 4 тыс. Широкое распространение транзисторных приемников позволило вовлечь 85 территории страны в зону возможного приема всесоюзных программ радио. большое распространение в стране получило телевидение. Телевидение стало одним из главных способов информирования населения о важнейших событиях в стране и за рубежом.