23959

УСТРОЙСТВО ТЕАТРА И СТРОЕНИЕ ТРАГЕДИИ

Доклад

Литература и библиотековедение

Почти все трагедии начинались с _пролога_ в котором обычно содержалась завязка действия. За пародом следовали _эписодии_ диалогические части трагедии в которых главная роль отводилась актерам а от хора выступали корифей или отдельные хоревты. Заключительная часть трагедии когда хор с песней удалялся с орхестры называлась _эксод_.

Русский

2013-08-05

19.48 KB

1 чел.

КОММЕНТАРИЙ

УСТРОЙСТВО ТЕАТРА И СТРОЕНИЕ ТРАГЕДИИ

    Театральные представления в эпоху  расцвета  греческого  общества  были

тесно связаны с культом Диониса  и  составляли  часть  сельских  празднеств,

посвященных этому богу, о  чем  напоминал  алтарь  Диониса,  находившийся  в

орхестре.  _Орхестрой_  называлась  центральная   часть   древнего   театра,

расположенная между местами для зрителей и скеной. _Скена_ ("сцена", то есть

палатка) - это строение, первоначально служившее для переодевания  и  выхода

актеров. Затем она стала изображать фасад здания, храма  или  дворца,  перед

которым развертывалось действие, и служить декоративным фоном.  Воздвигнутая

перед скеной колоннада называлась _проскений_. Места для зрителей (в V в. до

н. э. деревянные скамьи, которые позже были  заменены  каменными  сиденьями)

располагались уступами, окаймляя подковой орхестру.

    В Афинах театр был  построен  на  юго-восточном  склоне  Акрополя,  где

находились два храма, посвященные Дионису. Он вмещал более пятнадцати  тысяч

зрителей. Этот театр, представления  в  котором  устраивались  под  открытым

небом при естественном освещении, послужил  образцом  для  других  греческих

театров.

    Греческая трагедия возникла из  импровизации  и  вела  свое  начало  от

дифирамба - хвалебной песни в честь Диониса. Большое место в ней  отводилось

хору, выступавшему как одно из ее действующих лиц. Из  хора,  состоящего  из

двух полухорий, выделялось трое: предводитель всего хора  -  корифей  и  два

предводителя каждого полухория.

    Почти все трагедии начинались с _пролога_, в котором обычно содержалась

завязка действия. В прологе выступал один актер,  произносивший  монолог,  а

иногда два и даже три. Затем на орхестру через боковой открытый  проход  (то

есть _парод_) выходил хор и исполнял свою первую песню, называемую  _парод_.

За пародом следовали _эписодии_ - диалогические части  трагедии,  в  которых

главная роль отводилась актерам, а от хора выступали корифей  или  отдельные

хоревты. Эписодии отделялись друг от друга _стасимами_  -  песнями,  которые

исполнял хор, находясь на  орхестре.  Каждый  стасим  состоял  из  отдельных

частей: _строфы_ и _антистрофы_, написанных в одном и  том  же  размере.  За

ними шел _эпод_, отличный от них по структуре. Лирическая  партия  актера  и

хора носила название _коммос_. Пение хора сопровождалось музыкой и  танцами.

Заключительная часть трагедии, когда  хор  с  песней  удалялся  с  орхестры,

называлась _эксод_.

"ОРЕСТЕЯ"

    "Агамемнон", "Жертва  у  гроба"  ("Хоэфоры")  и  "Эвмениды"  составляют

единственную дошедшую до нас полностью трилогию Эсхила "Орестея" (поставлена

в 458 г. до н. э.). Сюжет "Орестеи" заимствован из поэм троянского цикла.  В

основу ее положен миф о потомках Атрея, над которыми тяготеет  проклятие  за

преступление их предка. Атрей, микенский царь, решив отомстить своему  брату

Фиесту за козни, убил его детей и накормил Фиеста их мясом. В роде Атрея  не

прекращались ужасные преступления. Так, сын Атрея Агамемнон принес в  жертву

богам свою дочь Ифигению; жена  Агамемнона  Клитемнестра  с  помощью  своего

любовника  Эгиста  (оставшегося  в  живых  сына  Фиеста)  убила  мужа;   сын

Агамемнона Орест, мстя за отца, убил мать и Эгиста.

    Разрабатывая этот  миф,  Эсхил  принимает  более  позднюю  его  версию,

согласно которой убийство  Агамемнона  приписывается  всецело  Клитемнестре.

Таким образом, главным действующим лицом трагедии  становится  Клитемнестра,

замыслившая  преступное  убийство  и  хладнокровно  совершающая  его.  Образ

Клитемнестры приобретает  необыкновенную  силу  и  яркость.  Хотя  в  начале

трагедии огни, зажженные на горных вершинах в Греции,  возвещают  о  падении

вражеской Трои, поэт  различными  приемами  создает  ощущение  надвигающейся

беды, неотвратимости рока.  В  последней  сцене  хор  отказывается  признать

Клитемнестру и Эгиста, захвативших после убийства царя власть в  Аргосе.  Он

грозит им мщением Ореста.

"ЭВМЕНИДЫ"

    В заключительной части "Орестеи", "Эвменидах", главное действующее лицо

- Орест. Он спасается от  преследования  Эриний,  составляющих  хор  в  этой

трагедии, в дельфийском святилище Аполлона. Но бог своим заступничеством  не

может защитить его. Орест, сопровождаемый Гермесом,  бежит  в  Афины,  чтобы

искать тал покровительства у богини Афины. К ней  обращаются  также  Эринии,

требуя возмездия за убийство сыном родной матери. Афина  из  лучших  граждан

города  составляет  судилище,  Ареопаг,  и  устраивает  настоящее   судебное

разбирательство. Эринии выступают как обвинительницы Ореста,  Аполлон  берет

на себя  роль  защитника.  Спор  между  ними  Эсхил  изображает  как  борьбу

принципов отцовского и материнского права.

    Энгельс пишет об этой трагедии: "Весь предмет  спора  сжато  выражен  в

дебатах, происходящих между Орестом и Эриниями. Орест ссылается на  то,  что

Клитемнестра совершила двойное злодеяние, убив своего супруга и вместе с тем

его отца. Почему же Эринии преследуют его, а не преследуют ее, гораздо более

виновную? Ответ поразителен: "С мужем, ею убитым, она _в кровном родстве  не

была_". Убийство человека, не состоящего в кровном родстве,  даже  когда  он

муж убившей его женщины, может  быть  искуплено,  Эриний  оно  нисколько  не

касается; их дело - преследовать убийство лишь среди родственников по крови,

и тут согласно материнскому праву, тягчайшим и ничем не  искупимым  является

убийство матери" {Энгельс Ф.  К  истории  первобытной  семьи.  -  Маркс  К.,

Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 22, с. 216-217.}.

    Аполлон, в противовес Эриниям, настаивает на важности родства по  отцу.

Голоса судей делятся поровну,  и  Афина  подает  свой  голос  за  оправдание

Ореста. Чтобы успокоить гневных Эриний, в их честь устанавливается в  Афинах

новый  культ.  Отныне  они  должны  почитаться  как  "милостивые"  богини  -

Эвмениды. Отсюда и название трагедии.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14856. Жердегі сұлулықтың мекені 38 KB
  Жердегі сұлулықтың мекені Айша Ғарифқызы Ғалымбаева Қазақстанның халық суретшісі ҚР Ш.Уәлиханов атындағы Мемлекеттік сыйлығының лауреаты Құрмет белгісі Еңбек Қызыл ту ордендерінің иегері. Оның есімі Республиканың құрметті Алтын кітабына жазылған. Қазақстан ...
14857. БЕЙНЕЛЕУ ӨНЕРІ АРҚЫЛЫ ЖАСТАРДЫҢ ПАТРИОТТЫҚ СЕЗІМДЕРІН ҚАЛЫПТАСТЫРУ 40 KB
  БЕЙНЕЛЕУ ӨНЕРІ АРҚЫЛЫ ЖАСТАРДЫҢ ПАТРИОТТЫҚ СЕЗІМДЕРІН ҚАЛЫПТАСТЫРУ Амандық Талғат Л.Н.Гумилев атындағы Еуразиялық Ұлттық Университеті Астана қ. Жалпы адам баласында рухани және материалды байлық деген бар. Соның ішінде адамды адам етіп ұлтты ұлт етет...
14858. Бейнелеу өнерінің әмбебап тақырыбы, идеясы, мазмұны мен қыр-сыры 96.5 KB
  Бейнелеу өнерінің әмбебап тақырыбы идеясы мазмұны мен қырсыры Өткен жолыңды қорытындылау жете түсіну және бағалауға деген ұмтылыс әр саналы тұлғаға тән. Сондықтан адамның осы қасиеті оның ұлттық рухани түсінігінің жалпылама процестерін де анықтайды. Өнердің
14859. Бейнелік шығармалар мен мүсіндік композициялар 103.5 KB
  Бейнелік шығармалар мен мүсіндік композициялар Соғыстан кейінгі жылдары бізде мүсін өнері де пайда болғанын айта кету қажет. Онымен әуелі шеттен келгендер айналысса содан соң өзіміздің мүшелер шықты. Соның алдыңғы қатарында Исаак Иткинд де болды. Оның жұмыстарыны
14860. ӘЛЕМДIК ТҰТАСТАНУ 76 KB
  ӘЛЕМДIК ТҰТАСТАНУ [1]Бiр үлкен империяның құрамынан шығып ұлттық мемлекетiн ендiендi орнатып келе жатқан Қазақстан көз ашпастан күллi жиһанды қоршаған һәм бопсалаған әлемдiк тұтастану барысының өтiнен шыға келдi. Бiздi қатты толғандыратын шекара топырақ ұлттық егемендiк
14861. Әскери өнердің шыңдалған шыңы – жекпе-жек 66 KB
  Әскери өнердің шыңдалған шыңы жекпежек Ұстағалиев Ернар ҚазҰУдің 4 курс студенті Ғасырлар бойы қалыптасқан қазақ халқының әскери өнері оның әскеритарихи болмысын айқындап берді. Көшпелілердің әскери жүйесінің мұрагері қазақтар өз заманына сай аталған өнерд...
14862. ИРАН ЖӘНЕ ТҮРКІСТАН 150.5 KB
  ИРАН ЖӘНЕ ТҮРКІСТАН Мұртаза Жүнісұлы БҰЛҰТАЙ ИСЛАМИЯТТЫҢ ТҮРКІСТАНДА ТАРАЛУЫ ЖӘНЕ ИРАН МӘДЕНИЕТІ Исламияттың Түркістан елдерінде таралуындағы Иран халықтары мен мәдениеттерінің алар орны ерекше. Сонау Хазіреті Мұхаммедтің 569632 vV: y[V2 yV7~ V. өмірінде парсы жұ
14863. Киiз туырлықты, ағаш уықты 36 KB
  Киiз туырлықты ағаш уықты Қазақы бала бала емес өзбекi мал мал емес деген мақал қазақтар мен өзбек сарттардың араласқұралас отырған аймағында пайда болған деп түсiндiредi ғалым Ә.Қайдар. Ташкенттiң базарына базарлауға барған қазақтардың астыүстiне түсiп қызмет iсте
14864. «КӨК БӨРІ» СӨЗІНІҢ ТҮРІК МИФОЛОГИЯСЫНАН АЛАТЫН ОРНЫ 72 KB
  КӨК БӨРІ СӨЗІНІҢ ТҮРІК МИФОЛОГИЯСЫНАН АЛАТЫН ОРНЫ Түбі бір түркі тілдес халықтардың ауызекі әдебиетінде түбірі мағынасы бір сөздер көптеп кездеседі. Біреуі өзінің мәнін жоғалтып пайдаланудан шықса енді бірі уақыт өте бейімделіп тұрмыстірлікте қолданып кел