23966

Софокл «Царь Эдип»

Доклад

Литература и библиотековедение

Софокл Царь Эдип Софокл 496406гг до н. Лучшая – Царь Эдип. В ней он исп миф о судьбе фиванских царей Лае и его сыне Эдипе. Они назвали его Эдип эдипус – с опухшими ногами.

Русский

2013-08-05

15.39 KB

1 чел.

Вопрос 16. Софокл «Царь Эдип»

Софокл (496-406гг до н.э.) принадл не к знат, но к богатой семье, получил прекрасн образ, был другом Перикла, но его собств полит взгляды были умеренно демокр, т.к. после смерти Перикла пришла к власти радикальная партия, к полит к-й Софокл отн-ся отриц. Он был глубоко религ поэтом, особ почит Аполлона, верил в Оракулы. Вера в богов сочит с верой в чел. Хор в траг «Антилона» произносит: «много в природе давних сил, но сильней человека нет». Ввел ряд новшеств в траг. Он писал не трилогии, а отдельные худож-е законченные трагедии. Он ввел 3актера, это позволило раскрыть хар-р человека. Был оч популярен среди совр-в, ни разу не заним 3е, редко 2е место, всегда первое. Его избрали полководцем, но он проиграл. Написал свыше 120 трагедий, но дошли т-ко 7. Лучшая – «Царь Эдип».

В ней он исп миф о судьбе фиванских царей (Лае и его сыне Эдипе). Миф: Лай оракул получил от Аполлона не иметь детей в интер гор и народа. В случае ослуш – погибнет от руки сына. Лай напуган, не реш жениться. Но в итоге женится и у него появл сын, и он вспомнил о предсказ. Он приказал проколоть ребенку ножки железным стержнем и пастуху выбросить его в горах. Но пастух пожалел и передал его пастуху сосед царства Коринфа, а тот отдал его царю – бездетному Полибу и его жене Меропе. Они назвали его Эдип (эдипус – с опухшими ногами). Они любили, воспит его. И вот он вырос. Во вр пирушки один из тов-й назвал Эдипа подкидышем, ложным сыном. Родители поклялись, что это клевета. Эдип отпр-ся к Аполлону в Дельфы, чтобы спросить, кто его родители. Ответа он не получил, но получил оракул – убьешь отца и женишься на родной матери. Он решил не возвр-ся домой и отпр-ся в путеш по Греции. Оказ на пути в Фивы, а на перекрестке 3х дорог он повстречал торжеств процессию: господин, глашатай, свита рабов. Глашатай, к-й реб дорогу, тот отказ и он ударяет Эдипа. Эдип убил всех, пошел дальше, пришел в Фивы, где сфинкс всех держала в страхе, город терпел бедствие. Всем, кто входи, она задавала загадки. Эдип разгадал, тогда сфинкс упала в пропасть. Эдип вошел в город, ему предложили трон царя, убитого по слухам, разбойниками, и руку царицы Иокасты. Он принял.

В трагедии Эдип правит уже много лет, народ любит его, в семье он счастлив – 2сына, 2дочери. Неожид нач эпидемия чумы (мор языч), Народ в печали, земля не роди, скот падает. Народ посыл пред-й старцев и мальчиков (хор) к Эдипу просить о помощи. Со сцены разговора Эдипа с хором начин трагедия. Эдип ласково разгов с народом. «Несчастные вы дети, знаю, знаю, что надо вам». Грит, что уже принял меры – отправил в Дельфы за оракулом шурина (Креонта), он возвр-ся и приносит оракул, где грится что город Фива до тех пор будет терпеть бедствия, пока он не будет очищен от скверноты. Креонт предполаг, что наверное под сквернотой Аполлон предполаг убийцу царя. Софокл исп прием трагич иронии, он рассчит, что зрит хорошо знают миф об Эдипе. Прием закл в том, что слова и поступки героев помимо букв имеют скрытый смысл, ясный зрит, но не героям=>он производил сильный эмоц эффект. Эдип произносит большой монолог, приказ отн-но неизв-го убийцы. Он проклинает его, обрекает его на изгнание (стр. проклятие). Эдип нач поиски (детектив). По совету Креонта, Эдип пригласил старого слепого жреца и прориц – Тиресия. Он уважит разговаривает с Тиресием, просит помочь найти убийцу Лая. Тиресий молчит. Эдип гневается: «знаешь и не скажешь? Погубить нас хочешь?». Эдип предполаг, что Тиресий сам связан с убийцами, тогда Тиресий грит: «Страны родной лихая скверна – ты!». Эдип не верит, он с гордостью грит о своем разуме; не верит и народ, хор. Эдип думает, что Тиресия подослал Креонт, чтобы изгнать Эдипа, а самому стать царем. Эдип обвиняет Креонта в измене, угрожает казнью Спорят. Из дворца выходит Иокаста и заступается за брата. Эдип прощает Креонта. Кульминация: Иокаста спраш Эдипа, почему он обвин Креонта. Эдип отвеч, что все из-за оракула Аполлона. Тогда Иокаста умоляет Эдипа не верить в них, т.к. они приносят т-ко несчастья, и она вспоминает что ее мужу тоже был оракул. Одна деталь – перекресток. Эдип потрясен. Он спрашивает, как выглядел Лай, кто при нем был. Иокаста грит, что Эдип сейчас похож на Лая. Эдип готов поверить, что это он убил, но ведь его отец в Коринфе. «Боюсь сверх меры значим был слепой пророк». Но остается сомнение и слабая надежда, что он невиновен. Одна дет не совпад – разбойники, а он был один. А откуда стало изв про разбойников? Один раб остался жив, вернулся и рассказал про разбойников. Он и сейчас жив, пасет скот по дальним пастбищам, горам. Эдип приказ немедл вызвать пастуха. Любимый прием Софокла – замедление (ретардация). Поворот в действии, корот надежда зрит на хороший конец. Неожид прибывает гонец из Коринфа и грит, что Полиб умер от старости, приглаш на престол. Это изв и опечалило, и обрад Эдип, но в Коринф он не возвр-ся, боясь жениться на матери. Тогда гонец призн, что он вовсе не его сын. А чей же? Гонец грит, что принял его от пастуха Фивского царства (пастух-гонец). Иокаста все поняла, умоляла Эдипа прекратить расслед. Эдип не понимает ее, он думает, что она гордая и боится, что они безродного пастуха привели, гонец его узнает. Пастух молчит, но под страхом смерти рассказывает. Эдип все узнает. Раб выбегает и грит, что Иокаста повесилась. Эдип выкалывает себе глаза прядкой с ее одежды. Затем появ-ся п-д зрителями и грит народу: «Наказал бог Аполлон, а ослепил себя сам». Эдип требует, чтобы Креонт отвел его на границу родной земли в изгнание, т.к. он думает о судьбе народа. Прощается с детьми, просит Креонта заменить им отца. Креонт не изгоняет сразу Эдипа, он хочет отправиться за оракульном в Дельфы. По мифу Эдип, уже слепой, еще долго жил в городе. Софокл настолько уважал мифы, что не решился изменять миф. Возник вопрос, что хотел сказать Софокл зрит? Мн-е исслед счит, что Софокл показал неумолимость рока. Траг созд в период расцвета <= господство человека. Эта т.з. все верна. Софокл тяжело переживал падение веры в богов, в Аполлона и его оракулы, он хотел прославить бога и показ, что его оракулы всегда сбываются. Новый трагизм произвело расхожд замысла автора и результ. Хотел прославить Аполлона, а прославил чел (в обр Эдипа). Т.е. вера в чел сильней призвучала, чем религ вера. Он создал замеч обр царя – мудрый, справедливый, для к-го главное благополучие и счастье народа. Даже в осн его ошибок лежат думы о народе. Главное для него в жизни – правда. Он упорно ищет ее до конца. Узнав правду сам сурово наказ себя даже за невольное преступление. Велико чувство ответ-ти п-д родителями, п-д собой. Слепой и несчаст, он вызывает гордость зрителей. Он переборол судьбу. Зрит сочувств Эдипу, сами становились благороднее, чище, лучше. В образе Эдипа Софокл отобразил идеал человека «века Перикла».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35796. Метод проектів на уроках трудового навчання (обслуговуюча праця) 461 KB
  Проектна технологія — практика особистісно зорієнтованого трудового навчання в процесі конкретної навчально-трудової діяльності учня, на основі його вільного вибору та з урахуванням інтересів. У свідомості учня це має такий вигляд: «Я знаю, для чого мені потрібно все, що я пізнаю, і де я можу ці знання застосувати». Для педагога це прагнення знайти розумний баланс між академічними і прагматичними знаннями, уміннями та навичками.
35797. ”Садово-городній інвентар” Прилад для виготовлення живильних горщиків 565.5 KB
  КОНСТРУКТОРСЬКИЙ ЕТАП Розробка конструкції прилада для виготовлення живильних горщиків. 8 Технологія виготовлення виробу ТЕХНОЛОГІЧНИЙ ЕТАП ЗАКЛЮЧНИЙ ЕТАП. Метою проекту є створення приладу для виготовлення живильних горщиків який здатен задовольнити попит найвибагливіших споживачів.
35799. Садово-огородній інвентар 9.92 MB
  ОРГАНІЗАЦІЙЙНО-ПІДГОТОВЧИЙ ЕТАП Крапельне зрошення: історія і сьогодення Популярність цього методу зростає а разом з цим виникають нові запитання зацікавлені читачі прагнуть більш повного детального розгляду цієї технології. Винахідник крапельного зрошення О. Перші досліди із крапельним зрошенням к. Проте обмеженість водних ресурсів непридатність інших методів зрошення через високу мінералізацію води в цій країні змусили науковців “землі обітованоїâ€ подолати цю проблему і вже в 60ті роки було запатентовано першу систему...
35800. Творчий проект на тему: “Вишивка у інтер’єрі” 371 KB
  Обґрунтування виробу кращої ідеї для реалізації проекту на основі проведених досліджень. Створення клаузори виробу. Визначення отриманої технології виготовленого виробу. Складання технологічної картки виготовлення виробу.
35801. Виготовлення сумки. Творчий проект 1.94 MB
  Виходячи з призначення проектованого виробу та його особливостей сумка повинна мати естетичний вигляд матеріали повинні бути екологічно чисті та нешкідливі як для дорослих та і для дітей.3 Вимоги до конструкції виробу Речі з яких виготовляється сумка повинні забезпечувати безпечність при користуванні.3 Підбір та аналіз матеріалів для виготовлення виробу.
35802. Виготовлення підсвічника. Творчий проект 269.5 KB
  Види будова і властивості деревини Деревина це матеріал одержуваний зі зрубаного і очищеного від кори й галузей стовбура дерева. Навесні клітки дерева менш щільні й міцні рання деревина чим улітку й восени пізня деревина; крім того перші більше світлого кольору. Спелодревесние: ялина ялиця червоний бук липа; у цих дерев деревина не ділиться на ядро і заболонь але внутрішні шари більш міцні і стиглі як і у ядерна порода. Чим більше щільність тим деревина міцніше важче і твердіше але тим складніше її обробка.
35803. Творчий проект на виготовлення декоративної шкатулки 324.5 KB
  Під час вивчення народних традицій та народних промислів виникла думка про виготовлення шкатулки. Естетичний вигляд шкатулки підкреслить будьякий інтер'єр. Запропоновано три варіанта декоративної шкатулки різних конфігурацій та різними способами їх оздоблення.