23974

Комедии Теренция

Доклад

Литература и библиотековедение

Комедии Теренция Публий Теренций Афр 195159 гг. Попал в Рим в качестве раба сенатора Теренция Лукана который входил в кружок Сципиона Младшего. Гуманизм Теренция спас его комедии от исчезновения. СВЕКРОВЬ Как видно из дидаскалии и из двух прологов комедия была поставлена при жизни Теренция трижды.

Русский

2013-08-05

32.5 KB

2 чел.

14. Комедии Теренция

Публий Теренций Афр (195-159 гг. до р.х.)

Младший современник Плавта.

Всего 6 комедий.

Родом из Африки.

Попал в Рим в качестве раба сенатора Теренция Лукана, который входил в кружок Сципиона Младшего.

Комедии написаны правильным латинским языком, но особой популярностью не пользовались. Были очень популярны в последующие эпохи.

«Мостик» между античной и европейской комедией.

Гуманистическая составляющая комедий.

Переделывал греческие комедии.

В прологе говорится, чем все закончится.

«Свекровь» (165 г. до р.х.)

Действие в Афинах.

Все очень хорошие, все хотят лучшего.

Теренций акцентирует внимание на отношениях людей между собой.

«Братья»

Теренций смягчает жестокую мораль.

Гуманизм Теренция спас его комедии от исчезновения.

СВЕКРОВЬ

 

    Как видно из дидаскалии и из двух прологов, комедия была поставлена при

жизни Теренция трижды. Первый  раз  -  на  Мегалесийских  играх  в  165  г.,

неудачно: публика перебежала на представление канатных плясунов. Второй  раз

- на погребальных играх в честь Луция Эмилия Павла в 160 г., снова неудачно:

после первого же  акта  зрители  предпочли  ей  гладиаторские  игры.  Третье

представление,  успешное,  для  которого  был  предназначен  второй  пролог,

состоялось в том же 160 г., во время Римских игр.

    Основой для комедии Теренция послужила  одноименная  пьеса  Аполлодора,

чье произведение он уже использовал  как  оригинал  для  своего  "Формиона".

Сведений о посмертных постановках " Свекрови" нет. Цицерон, цитирующий около

70 раз стихи Теренция, ни разу не вспоминает "Свекрови", - можно  ли  делать

из этого вывод о ее сравнительно малой популярности в последний век  Римской

республики?  С  другой  стороны,  сохранилось   свидетельство   клермонского

епископа Сидония Аполлинария (ок.  430-ок.  485)  о  том,  как  он  с  сыном

перечитывал "Свекровь", сравнивая ее с Менандровым "Третейским  судом"  (см.

примеч. к дидаскалии).

 

    Дидаскалия. Пьеса греческая Аполлодора. - В самой  древней  рукописи  в

качестве автора назван  Менандр,  явно  ошибочно.  Нет  никаких  сведений  о

существовании пьесы под таким названием в творческом  наследии  Менандра,  и

Донат везде называет автором греческого оригинала Аполлодора. Смешение  двух

драматургов могло произойти по  той  причине,  что  ситуация,  в  которой  в

"Свекрови" выведен Памфил,  близко  напоминает  положение  молодого  супруга

Харисия в "Третейском суде" Менандра, к  которому  "Свекровь"  вообще  очень

близка по нравственной проблематике.

БРАТЬЯ

  

   Комедия поставлена в 160 г. на погребальных играх в честь Луция Эмилия

  Павла. О посмертных постановках "Братьев" документальных сведений нет,

  однако Цицерон в трактате "О старости" (65), написанном в 44 г., приводит

  двух стариков отцов из "Братьев" как пример различных характеров, которые

  можно наблюдать на сцене, - очевидно, эта комедия Теренция достаточно часто

  ставилась в те годы.

   Прототипом для пьесы Теренция послужила одноименная комедия Менандра, у

  которого были две разные пьесы под одинаковым названием "Братья": одну из

  них свободно обработал Плавт в комедии "Стих", другую - Теренций,

  значительно ближе придерживавшийся оригинала. Впрочем, и Теренций добавил в

  свою комедию целый акт с участием сводника, заимствованный, по его

  собственному признанию, из комедии современника Менандра поэта Дифила

  "Вместе умирающие". При этом Теренций допустил определенную

  непоследовательность в композиции: увод Вакхиды от сводника изображается на

  сцене после того, как об этом уже успели узнать Демея и Микион. Такая

  "ретроспектива", бросающаяся в глаза современному зрителю, как видно, мало

  заботила зрителя античного, тем более что она искупалась живостью

  изображения персонажей и их верностью своим характерам.

   Изменен против Менандра и конец комедии. В греческом оригинале

  либеральный брат (у Менандра он звался Ламприя) не сопротивлялся женитьбе на

  теще своего приемного сына: его возраст делал не бесполезным приобретение

  друга в женщине-ровеснице, а устройство будущего Состраты позволяло

  завершить комедию еще одним счастливым браком. У Теренция такой финал

  удается осуществить не сразу, а только преодолевая нежелание Микиона,

  опровергающего таким образом собственные филантропические установки. О

  причинах такой переделки см. вступ. статью.

  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33018. Метафизический метод познания (мышления) 17.82 KB
  Признает законы логики единственными движущими силами всякого развития. Этому уровню развития науки соответствовал метафизический способ мышления Метафизика. в любой его форме становится препятствием на пути прогрессивного развития научных знаний. стал антропологической интерпретацией идей развития и прогресса сформировавшихся в конце 18 первой половине 19 вв.
33019. Диалектика как метод познания. Принципы и законы диалектики 14.21 KB
  Противоположность – черты стороны признаки предмета которые коренным образом отличаются друг от друга и вместе с тем не могут сущ.Противоречие – это импульс толчок к изменению и развитию предмета. Внутренние – противоречия между противоположными сторонами предмета пр.Основные противоречия между ведущими главными сторонами предмета.
33020. Проблема бытия в истории философии 35.15 KB
  Проблема бытия в истории философии Можно вычленить несколько периодов в трактовке бытия. Первый период мифологическое истолкование бытия. Второй этап связан с рассмотрением бытия самого по себе натуралистическая онтология.
33021. Проблемы сознания в истории философии 25.32 KB
  Философское осмысление сознания начинается тогда когда в ходе развития и усложнения материальнопрактической деятельности расширения познания окружающего мира начинается угасание религиозномифологических представлений. Примерами материалистического подхода к объяснению сознания являются общефилософские концепции Фалеса Анаксимандра Анаксимена Демокрита. Идеалистическое объяснение сознания ярче всего отражено в учении Платона о мире идеальных сущностей этих действительных первоосновах материального бытия.
33022. Проблема познания в истории философии 26.33 KB
  Проблема познания в истории философии. Проблема познания в истории философии имеет большое значение. Проблемы познания в философии Стоит начать с того что под познанием понимается целенаправленное активное отображение окружающей действительности в сознании человека. Проблема познания в философии важна также и по той причине что человек может быть не только субъектом но и его объектом.
33023. Проблема истины в философии 25.44 KB
  Проблема истины в философии и науке является достаточно сложной. Признание истины относительной связано с бесконечностью процесса познания мира его неисчерпаемостью. Проблема истины в философии также заключается в том что знание каждой исторической эпохи содержит в себе элементы абсолютной истины поскольку оно имеет объективно истинное содержание является необходимым этапом познания включается в последующие этапы.
33024. Специфика философского познания социальной действительности 40.09 KB
  Социальному познанию можно дать следующее определение: Познание людьми законов функционирования общества и самих себя своих целей желаний потребностей называется социальным познанием Очерки социальной философии. Истина это адекватность представлений субъекта действительности о чем подробно говорилось в первой части курса философии. Предмет и функции социальной философии История философии насчитывает более двух с половиной тысячелетий. За это время накопилось множество определений философии но до сих пор не утихают споры о том что...
33025. Основные подходы к изучению общества 18.61 KB
  Основные подходы к изучению общества Основные подходы к изучению общества. В процессе развития научных знаний сложилось несколько основных подходов к исследованию и объяснению общества. Этот подход проявляется также в понимании общества как особого живого организма.Культурноисторический подход к изучению общества характерен для конца XIX начала XX в.
33026. Общество как система. Характеристики общества как системы 33.31 KB
  Пушкарева отмечает что общество представляет собой универсальный способ социальной организации социального взаимодействия и социальных связей обеспечивающий удовлетворение всех основных потребно^ стей людей самодостаточный саморегулирующийся и самовоспроизводящийся Во всех этих определениях есть рационально зерно так как общество действительно состоит из активно действующих субъектов связанных между собой достаточно устойчивыми отношениями. Причем эти части и элементы не изолированы друг от друга не обособлены а напротив тесно...