24003

Техника и тактика движения в походе. Преодоление препятствий

Доклад

Туризм и рекреация

Техника и тактика движения в походе. Преодоление препятствий Техника туризма это правила и приемы движения и преодоления естественных препятствий встречающихся на маршруте. Правильная организация движения группы обеспечивает ритмичность работы организма дозировку физических нагрузок четкость в действиях группы что в общем положительно сказывается на безопасности прохождения маршрута. Если поставить впереди мальчиков они могут задать слишком высокий темп движения.

Русский

2013-08-09

115 KB

63 чел.

8. Техника и тактика движения в походе. Преодоление препятствий

Техника туризма - это правила и приемы движения и преодоления естественных препятствий, встречающихся на маршруте. Правильная организация движения группы обеспечивает ритмичность работы организма, дозировку физических нагрузок, четкость в действиях группы, что, в общем, положительно сказывается на безопасности прохождения маршрута. Он определяется рельефом местности, наличием и характером сложных участков, наличием ослабленных участников.

Планируя маршрут, надо учитывать нормы переходов с грузом, а также приблизительные и весьма условные нормы весовых нагрузок для юных туристов. Условны эти нормы потому, что они плохо вяжутся с реальностями жизни: рекомендуемые в различных справочниках перечни туристского снаряжения (личное плюс групповое плюс продукты) по фактическому весу предметов часто в сумме намного превышают данные нормы весовых нагрузок. Опыт работа с детьми младшего школьного возраста показывает, что если у ребенка 9-10 лет рюкзак весит не более 5 кг, то такой груз его не утомит. При ежедневных занятиях физическими упражнениями, в основном утренней гимнастикой, а также спортивными играми мальчики и девочки могут легко проходить по слабопересеченной местности до 8 км при скорости не более 3 км/ч. Через каждые 25-30 мин ходьбы им необходим отдых (привал) на 10-15 мин.

Для подростков установлены апробированные нормы нагрузок в туристском походе и путешествии. Так, ребята 11-12 лет хорошо переносят переходы до 12 км в день. Вес их рюкзака не должен превышать 8 кг. Подростки 13-14 лет могут в день совершать переходы до 15 км. Вес их рюкзака может достигать 12 кг. Старшие подростки (15-16 лет) в некоторые дни многодневных путешествий могут проходить до 20 км. Вес их рюкзака может достигать 15 кг у девочек и 18 кг у мальчиков.

Вообще же надо помнить, что вес рюкзака - нагрузка очень индивидуальная. Ведь ребята очень разные и по комплекции, и по физическому развитию, и по характеру. И еще надо понимать, что всякий вес на плечах - явление всегда нежелательное. Недаром ребята говорят: «Наш рюкзак нам друг и враг». Поэтому не надо искать оптимальные нормы веса рюкзаков, лучше найти способы снизить их вес.

Ведь не рекорды же в переноске тяжестей мы хотим ставить! Надо ставить совсем другие рекорды: при полном наборе всего необходимого добиться минимального веса снаряжения.

Есть ребята, способные нести значительно больший вес, но есть подростки, которым и нормативный вес велик. Им надо на первых порах уменьшить нагрузки за счет веса рюкзака и, если есть возможность, за счет более медленного прохождения маршрута.

Порядок построения группы

Самое удобное движение группы цепочкой - колонной по одному. На улицах города, по дорогам можно идти парами, чтобы группа не очень растягивалась, но каждый должен точно знать свое место в колонне. Строй группы является показателем ее организованности, а также имеет практический смысл: во-первых, на сложных участках и тропах двигаться толпой неудобно и небезопасно; во-вторых, определить в тот или иной момент, все ли на месте, гораздо сложнее в толпе; в-третьих, каждому участнику легче заметить недостатки в движении впереди идущего, если он постоянно идет за одним и тем же человеком.

Физические силы и выносливость участников похода не бывают равными, всегда найдется несколько человек, которым кажется, что группа идет медленно, и они рвутся вперед. Их требования угнетающе действуют на тех, кто уже устал, натер ноги или неважно себя чувствует. В детской группе часто между теми и другими возникает взаимное недовольство. Если позволить ребятам идти кто как хочет и может, они разделятся на группки, растянутся на несколько сот метров, и туристская группа станет неуправляемой. Тут недалеко и до несчастного случая, потери участника.

Следует сразу определить порядок построения колонны: впереди, в пределах видимости, дежурный проводник и командир. С ними сближаться не надо, они могут делать остановки для ориентирования. За ними идут девочки, потом мальчики. Колонна идет по темпу девочек. Если поставить впереди мальчиков, они могут задать слишком высокий темп движения. Но в то же время руководитель должен следить, чтобы темп девочек не упал до черепашьего шага, ибо девочки на это способны. Чаще всего это происходит из-за разговоров между собой.

Желательно исключить лишние разговоры на маршруте. Разговорами дети незаметно для себя сбивают дыхание, быстрее устают, ста-

новятся рассеянными. В результате ребенок может оступиться, не заметить ветку на уровне лица, получить травму.

В конце колонны идет замыкающий - наиболее опытный и сильный участник, задача которого не допускать разрыва группы. Он должен быть все время последним. Если кому-то необходимо остановиться (например, у кого-то оторвалась лямка рюкзака и он должен ее отремонтировать), замыкающий определяет - останавливать всю группу или остановиться вдвоем. Об этом он должен сообщить руководителю группы. И только тот принимает решение и в случае необходимости останавливает группу.

Руководитель и его заместитель свое место определяют в зависимости от ситуации: если условия ориентирования сложные - один из них идет в голове колонны с направляющим; при нормальном движении группы они находятся в середине колонны; при преодолении естественных препятствий - впереди. Некоторое время руководитель может идти с замыкающим, так как тот зачастую обижается, что идет последним. Кстати, идя в конце колоны, руководитель видит всех детей. Одно правило выполняется неукоснительно: при подходе к препятствию группа останавливается, руководитель осматривает (оценивает) препятствие и дает команду на обход или прохождение.

Организация и режим движения

Самое удобное время для передвижения по маршруту - первая половина дня с 8 до 12 часов. В это время летом еще не жарко и не тяжело идти. Обычно для обеденного привала определяют время через 3-4 часа после выхода на маршрут. Можно ориентироваться и на состояние погоды: если позволяет график движения, полуденную жару лучше переждать на привале, а с 16 до 19 часов, когда жара уже спала, продолжать движение.

Примерный распорядок дня
6.00
- подъем дежурных.

7.00-7.45 - общий подъем группы, зарядка, уборка территории, ту-

алет. 7.45 - 9.00      - подготовка к выходу, завтрак. 9.00 - 12.00    - движение по маршруту, экскурсии, краеведческая

работа. 12.00-16.00 - большой обеденный привал, послеобеденный отдых. 16.00-18.00 - движение по маршруту, экскурсии. 18.00 - 20.00 - выбор и подготовка места ночлега, ужин.

20.00-22.30 - свободное время, приведение в порядок походных
записей, уточнение плана на завтра, беседы и песни
у костра.
22.30 - 23.00 - вечерний туалет.
23.00 - отбой.

Минут через 10-15 после выхода с места длительного привала (ночлег, обед) надо сделать короткий привал, чтобы подогнать рюкзаки, снять слишком теплую одежду. Возможно, кто-то за утренними сборами не успел сбегать в туалет...

Далее 15-минутные привалы устраивают через каждые 45 минут движения. Определенное время движения не догма, а ориентир. Если чуть раньше или чуть позже (лучше раньше, ибо позже - это неизвестно когда) на маршруте появилось удобное место для привала (красивая поляна, поваленное дерево, на котором можно посидеть; или впереди большое открытое пространство, где неудобно делать привал), то лучше сделать остановку. Это нисколько не отразится в худшую сторону на организации движения.

Таким образом, в утренние часы группа сделает 3-4 перехода, в вечерние - 2-3. Если запланирована экскурсии, то ходовое время сократится.

В зависимости от условий местности и погоды группа преодолевает 3-3,5 км в переход (45 минут) из расчета 13-15 минут на километр. Скорость резко снижается на крутых или затяжных подъемах, на песке, камнях, на болоте, в густом подлеске, на таежных завалах. В этих условиях скорость может снизиться до 1,5 км/час. При планировании графика движения это необходимо учитывать.

За 3-5 минут перед запланированными остановками на привал темп движения группы надо постепенно снижать. Начинать движение после привала в течение 2-3 минут надо с низкого темпа, постепенно увеличивая его до оптимального.

Интервал между идущими - примерно вытянутая рука, чтобы в случае внезапной остановки не врезаться носом в рюкзак впереди идущего. Направляющий идет своим спокойным равномерным шагом и должен выдерживать этот темп.

А кто на маршруте следит за временем? Кто дает команды на остановки? Лучше это поручить дежурному проводнику. Можно - командиру. Они будут вести в своих блокнотах учет ходового времени и давать команды на привалы.

Ритмичность движения - это главное средство сохранения сил. На хорошей дороге она выражается в постоянной скорости, без рывков и

остановок. На спусках скорость движения увеличивается, на подъемах - уменьшается. Надо избегать длительного движения по очень твердой поверхности - каменным, бетонным и асфальтовым дорогам, иначе появляются потертости и намины ног.

Шаг туриста должен быть спокойным, свободным, естественным, тело слегка наклонено вперед, чтобы уравновесить вес рюкзака. Ступни, чуть развернутые вправо и влево, ставятся с пятки перекатом на носок. Опорная нога не разогнута до конца, что создает пружинистость и плавность хода. Руки должны быть свободны от каких-либо предметов (все в рюкзаке). В руках может быть только альпеншток.

На маршруте неизбежно будут встречаться ручьи, речки, родники. Даже те, кто не хочет пить, невольно тянутся к воде. Жажда на маршруте может возникнуть по причинам объективным - жара, преодоление подъемов, и субъективным - лишняя одежда, неоправданно высокий темп движения. Лучше устранить субъективные причины, чем пользоваться всеми встретившимися источниками воды. Ведь лишняя вода - это потеря из организма солей, выходящих с потом. К тому же холодная вода и разогретый ходьбой организм - несовместимы.

Препятствия на маршруте

Формально показателями сложности походов юных туристов являются их продолжительность и протяженность. Но количество дней и километров без учета набора естественных препятствий на маршруте не раскрывает полностью спортивные свойства маршрута. Один километр по нахоженной чистой тропе вовсе не равен одному километру по песку, грязи, камням или густым зарослям.

Все естественные препятствия можно поделить на пять основных групп, связанных с определенными природными факторами:

1-я группа - препятствия, связанные с рельефом. Это более или менее крутые подъемы и спуски по склонам оврагов, обрывам холмов, сопок, гор (характеризуются вертикальными углами в градусах); это большая или меньшая продолжительность таких подъемов и спусков, их плавность или, наоборот, резкость.

2-я группа - препятствия, связанные с гидросетью. Это переправы через реки, канавы, ручьи, протоки; это болота, мочажинники, участки, залитые водой.

3-я группа - препятствия, связанные с растительностью: лесные, кустарниковые чащобы, завалы (буреломы, ветровалы),

4-я группа - препятствия, обусловленные характером опорной по- ми и разнообразными естественными препятствиями. И тут возникает вопрос, что лучше: избегать встреч с трудностями и препятствиями или, наоборот, искать таких встреч? Вопреки шуточному туристскому закону: «Умный в гору не пойдет» - все туристы лезут в горы. Значит, им зачем-то это нужно, это им почему-то нравится. А вот выражение: «Мы отправляемся в легкий турпоход» - совершеннейшая чепуха, потому что поход не может, не должен быть легким, ибо тогда он будет неинтересным, бессмысленным и сменит свое название на другое - «прогулка». Преодоление разнообразных трудностей и составляет смысл туризма, оно способствует физическому и духовному росту и развитию.

Однако надо учитывать степень подготовленности детей, их силы и возможности. Если на маршруте встречается сложное препятствие, к преодолению которого группа не готова, не имеет соответствующего опыта, то, если есть возможность, препятствие надо обойти.

Преодоление естественных препятствий требует мобилизации сил группы, организованности, взаимопомощи. Руководитель должен помнить, что преодоление препятствия (крутого спуска, подъема и т.п.) - это важный воспитательный момент. Не случайно один из законов юных туристов гласит: «Помоги товарищу и тебе станет легче» . Первые прошедшие препятствие ждут, когда вся группа преодолеет его, оказывают посильную помощь - поддерживают, подают руку или альпеншток. Взаимопомощь может выражаться и в разгрузке (в полном освобождении от груза) заболевшего, более слабого товарища при подъеме по крутому мокрому склону и т.д. Следует приучить ребят не бросаться на препятствие (кладь, завал, перелаз и т.д.), а остановиться и дождаться команды руководителя.

Движение по сильно залесенной местности. При движении по лесу нужно использовать попутные проселочные дороги, просеки, тропы, поляны. По тропе, даже слабозаметной, идти гораздо легче, чем напрямую - по азимуту. К тому же тропа, как правило, огибает препятствия или пересекает их в удобном месте.

При движении через густой подлесок следует придерживать ветки, отводить их рукой не в горизонтальной плоскости (в направлении собственного движения), а в вертикальной, пригибая ветку себе под бедро, чтобы они не стегали лицо идущего сзади. Для защиты от веток и сучков лучше двигаться в штормовке. Глаза защитит шапочка с большим плотным козырьком. Члены группы должны идти с интервалом в 3 - 5 метров, позволяющим не терять друг друга из виду.

Идущие впереди должны предупреждать голосом об опасных местах: ямах, торчащих корнях деревьев, лежащих поперек тропы бревнах, скользких местах.

Не следует наступать, если это возможно, на поваленные деревья. Во-первых - можно поскользнуться, а во-вторых - наступая на дерево и опускаясь с него на землю, мы совершаем ненужную работу, бесполезно расходуем свою энергию. Поваленные деревья лучше обойти или перешагнуть, при этом группа не останавливается и, главное, не теряет темп. Идти по стволу поваленного дерева можно только если он лежит на заболоченном участке или поперек ручья. Для перелаза и подлаза желательно выбирать чистые, свободные от сучьев участки стволов. Тут нужна активная взаимопомощь: подсаживание при подъеме на ствол, подстраховка при спуске, при необходимости отдельная транспортировка рюкзаков через бревно или перетаскивание их под ним.

Еще аккуратнее надо идти через лесную чащу, если есть необходимость движения по азимуту. На таких участках следует особое внимание обратить на одежду и снаряжение - например, торчащие из карманов рюкзака колышки для палатки могут привести к травмам.

Заросшие глубокие овраги, распадки, нередко заваленные буреломом, камнями, с протекающими по их дну ручьями надо преодолевать, выбирая наиболее пологие склоны.

Довольно трудно передвигаться в тундровой зоне и среднегорье, через заросли стланика - стелющегося по земле кустарника с жесткими ветками и мощной корневой системой. Он бывает довольно низким, а иногда достигает высоты выше человеческого роста (например, рододендрон). При входе в такие заросли следует заранее наметить направление движения и придерживаться его. Одежда при этом должна закрывать все части тела, брюки лучше заправить под носки (можно приготовить для этого специальные «фонарики», предохраняющие ноги и брюки). Таким же образом надо действовать при движении по карликовой растительности.

Движение в тайге имеет свои особенности. Здесь гораздо меньше, чем в лесу, троп и, тем более, дорог; гораздо больше завалов, бурелома. Это осложняет и замедляет движение. К тому же осложняется и ориентирование на маршруте. При движении надо стараться выбирать более свободные места, обходя завалы. Если такой возможности нет, то преодолевать их надо осторожно, помогая друг другу.

Преодоление крутых склонов. Подъем в гору - молча. Ждать това-рищей, помогать друг другу. На крутые склоны удобнее подниматься наискось. Если подъем затяжной - серпантином (то левым, то правым боком к склону). При подъеме ногу рекомендуется ставить на всю подошву, а не на мысок.

Движение по шоссе. Если нет возможности избежать движения по шоссе, надо идти строгой цепочкой по левой обочине, навстречу транспорту.

Движение по заболоченным участкам. Сильно заболоченные участки следует обходить, т.к. преодоление их требует значительных физических и психологических усилий. В случае острой необходимости их преодолевают после тщательных расспросов местных жителей.

Болота подразделяются на низинные, верховые и «висячие». Первые образуются в поймах рек, при зарастании водоемов и питаются в основном грунтовыми водами. Верховые (моховые) чаще встречаются на водоразделах и питаются за счет атмосферных осадков. «Висячие» болота чаще встречаются в горах, на склонах. Они образованы выходом ключей и атмосферными осадками.

Болота по проходимости классифицируются на проходимые, труднопроходимые и непроходимые. Первые из них покрыты густой травой вперемежку с осокой. Труднопроходимые болота покрыты мхом, среди которого видна вода, растет трава пушица, густой кустарник ивы, ольхи, березы. Опаснее всего топь - зарастающий водоем, поверхность которого покрыта ярко зеленой травой. Она практически непроходима и ее придется обходить.

Идти по болоту надо строго по следам разведчиков, ногу ставить плавно, без рывков. Путь безопаснее прокладывать по кочкам, около встречающихся кустарников и стволов деревьев.

Для страховки при движении по болоту туристы должны постоянно держать наготове шест, удерживая его в горизонтальном положении, ослабить лямки рюкзаков. Провалившемуся в трясину необходимо быстро подтянуть шест к себе и лечь на него грудью. Если турист сам не в состоянии подняться, то ему не следует производить резких и судорожных движений, чтобы еще больше не порвать сплавнину. Нельзя терять самообладание. Помощь провалившемуся должны оказывать быстро, без суеты и очень осторожно. Вначале необходимо загатить место около него шестами и ветками. Затем осторожно приблизиться к пострадавшему, помочь снять рюкзак и выбраться.

Мочажины (ямы глубиной 50 см и более) удобнее проходить по жердям, которые последовательно укладываются в направлении днижения. По мере их освобождения замыкающий передает их вперед. Идти по скользкой гати следует осторожно, опираясь, по возможности, на шест.

Ксли разведка установила, что под слоем воды - твердый грунт, то можно двигаться вперед след в след за ведущим. Движение в любом случае Должно осуществляться плавно, самостраховка шестом обязательна. При движении по болоту нужно постоянно следить за направлени-* движения, отмечать вешками свой путь. Эта маркировка может ригодиться для возвращения, если в дальнейшем продвижение по Олоту окажется невозможным.

Проходить болото нужно в обуви и одежде. Брюки должны быть за-равлены в носки или обувь, чтобы не цеплялись и не мешали при одьбе. Содержимое рюкзака должно быть по возможности защище-0 от влаги.

Надо помнить, что в межсезонье и зимой болота замерзают неравномерно. При прохождении их в это время года надо также быть очень внимательным и осторожным.

Движение в горах. В горах, даже двигаясь по долине, туристы практически постоянно находятся на склоне, совершая подъем или спуск. Это требует определенных навыков движения. Поднимаясь по тропе, сгибают в колене ногу, на землю ставят вею стопу. Для лучшего сцепления подошвы с грунтом носки разворачивают немного во внешнюю сторону. Через небольшие камни, лежащие на пути, если это возможно, лучше перешагивать, если нет - то наступать осторожно, не выпрямляя ногу полностью с тем, чтобы не поднимать свой центр тяжести (чтобы не совершать бесполезную работу).

На некрутых спусках ногу ставят, почти не сгибая, сначала на каблук, затем на всю стопу. Корпус при этом немного откидывают назад. На крутых склонах идут на полусогнутых ногах, короткими шагами, ставя ногу на всю стопу. На очень крутых склонах приходиться ставить стопу поперек склона, делая упор на рант ботинка.

Затраты энергии при движении по склонам значительно большее, чем на равнине. К этому прибавляется нервное напряжение, недостаток кислорода в воздухе. Поэтому темп движения в горах ниже, привалы надо организовывать чаще, ориентируясь на состояние слабейших членов группы. На крутых склонах делают частые и короткие остановки (1-2 мин) для отдыха и восстановления ритма дыхания. При этом не надо садиться, отдыхают стоя, повернувшись спиной к склону, опираясь на альпеншток.

При движении по травянистым склонам возникают опасности,, прежде всего связанные со слабым сцеплением подошвы с опорой, покрытой травой (тем более, если она мокрая). При подъеме по травянистому склону ногу ставят всей стопой, чтобы усилить сцеплени подошвы с травой. С увеличением крутизны склона носки ног все бо лее разворачивают (подъем «елочкой»). При спуске ногу ставят всей стопой, ноги слегка согнуты. При подъемах и спусках надо стараться использовать каждый прочно лежащий камень, выбоину, кочку как ступеньку, ставя на них ногу горизонтально.

При траверсировании склона (движении поперек него) стопу внутренней к склону ноги ставят всей стопой поперек склона и слегка вверх по нему, стопу внешней ноги - всей подошвой, разворачивая носок вниз по склону тем сильнее, чем круче склон. При перемене направления траверсирования («серпантин») надо сделать шаг вперед внешней ногой, поставив ее несколько вверх по склону, затем развернуть внутреннюю ногу под углом к первой несколько вверх по склону так, чтобы стопы оказались в положении «елочка», как при подъеме. Затем надо поставить стопы, как при пересечении склона, и двигаться в обратном направлении.

Подниматься вверх по склону группой надо след в след, с интервалом примерно 1,5 м. На склонах крутизной 25-30° поднимаются и спускаются короткими зигзагами, «серпантином», располагаясь как можно ближе друг к другу. При этом руководитель должен следить,

чтобы идущие впереди не ока-

зались на очередном отрезке серпантина над идущими сзади (при спуске - наоборот) во избежание падения камней из-под ног находящихся выше по склону (рис. 24). Направляющему надо выбирать путь по выбоинам, звериным тропкам, расположенным одна над другой.

Рис. 24. Движение «серпантином»

164

При движении необходима самостраховка альпенштоком или ледорубом. Ближней к склону рукой древко альпенштока охватывается сверху в

20-25 см от штычка, другой рукой - у верхнего конца, охватывая древко ладонью вверх. Штычок альпенштока при этом направлен в сторону склона выше точек опоры ногами (рис. 25). Если турист поскользнулся или споткнулся, то он должен слегка сгруппировавшись, упереться штычком в склон, создав себе дополнительную, третью точку опоры. При падении необходимо быстро, не выпуская альпеншток из рук, опустить руки ниже по древку (но не сводить их вместе) и сильно упереться штычком в землю, чтобы задержать скольжение вниз (рис. 26). Если произошло падение на бок, спину, надо постараться перевернуться на живот, ноги при этом надо раздвинуть, предотвращая вращение тела и дополнительно тормозя носками ботинок.

На крутых склонах надо соблюдать правило двух точек опоры. Альпеншток переносится в тот момент, когда обе ноги стоят на опоре. Нога переносится тогда, когда есть опора на другую ногу, а штычок альпенштока упирается в склон.

Постоянное соблюдение правила двух точек опоры необходимо соблюдать на крутых склонах, на скользком грунте и траве. При этом при смене направления движения на серпантине меняется и положение рук. Не следует делать наклон туловища в сторону склона при движении, этим лишь уменьшается устойчивость.

Движение по осыпям сопряжено с опасностью камнепада, падения при опоре на неустойчивые камни. Легче и безопаснее двигаться по осыпи из слежавшихся мелких или, еще лучше, крупных камней (старая осыпь). Признаком такой осыпи является более темная поверхность камней, близкая по цвету к окружающим скалам, и растущие на таких камнях лишайники. Ногу на камень надо ставить ближе к склону, чтобы не нарушить его устойчивость. Опора на альпеншток здесь недопустима.

При подъеме по мелкой осыпи ногу необходимо углубить сначала в осыпь, пока не прекратится сползание песка (щебня, мелких камней) и только тогда переносить на нее вес тела. Альпеншток при этом используется как трость. При спуске по мелкой осыпи надо переступать мелкими шагами, иной раз как бы топчась на месте и съезжая вниз вместе с осыпными «подушками», которые образуются под ногами.

По непрочно лежащим камням средней величины «живой» осыпи следует идти очень осторожно, чтобы не вызвать камнепада. Около скал камни лежат обычно прочнее, но возрастает вероятность камнепада со скал. При движении серпантином стоит строго следить, чтобы один участник не оказался над другим. Прохождение каждого участка зигзага должно происходить всей группой, только после этого можно менять направление. При невозможности прохождения осыпи наискосок или серпантином группа поднимается (или спускается) прямо вверх. При этом группа должна двигаться плотным строем, без разрывов. При таком построении даже если кто-то зацепит камень, и он полетит вниз, то не успеет набрать большую скорость и сбить участника.

Движение по снежникам. Склоны, покрытые снегом - не редкость для гор. Некоторые перевалы, которые используют туристы при прохождении маршрута, могут оказаться под снегом; нередко туристам приходится пересекать снежные поля ледников.

Снежные склоны таят в себе опасность схода лавин. Поэтому при подготовке к преодолению снежного склона руководителю группы надо объективно оценить состояние снежного покрова, чтобы выработать тактику прохождения этого участка. Возможность схода лавин на опасных участках возрастает по мере нагревания снега солнцем. Поэтому предпочтительнее проходить такие участки рано утром.

С другой стороны, если нет опасности схода лавин на участке, то лучше идти по нему, когда он слегка разогреется солнцем. При этом снег становится мягче, в нем легче рубить ступени. Руководитель

группы, выводящий детей на снег, сам должен обладать достаточным опытом прохождения снежных склонов.

На снежном склоне обязательно использование альпенштока или ледоруба. На твердом снегу и фирне, выступах льда необходимо иметь ботинки со специальной подошвой - трикони и кошки. Правила пользования альпенштоком (ледорубом) такие же, как на травянистом склоне. Только надо иметь в виду, что скольжение по снегу гораздо стремительнее, чем по траве. Поэтому действовать в случае падения надо быстро, без паники.

Выбор пути движения зависит от состояния снежного покрова, наличия опасности схода лавины, крутизны склона и т.д. По некрутому склону поднимаются прямо вверх «елочкой», вырубая ступеньки внутренним рантом ботинка. По более крутому склону, не грозящему лавиной, можно подниматься зигзагообразно, выбивая ступеньки одну параллельно другой. При этом надо пользоваться альпенштоком или держать его наизготовку (рис. 27).

При подъемах в лоб на крутых участках небольших снежных склонов ступеньки выбивают носками ботинок, опираясь на       „     0_ _

^   „   _ Рис. 27. Подъем по снегу

альпеншток, воткнув его перед собой. Переносить альпеншток на новую точку опоры можно, только твердо встав двумя ногами на ступеньки.

На некрутом склоне спускаться надо спиной к нему, делая небольшие шаги и вминая каблуками снег. При плотном снеге выбивают каблуками ступеньки. Альпеншток при этом держат сбоку, штычком назад. По крутому спуску двигаются лицом к склону, выбивают ступеньки носками, втыкая альпеншток перед собой, как на подъеме.

По некрутым, нелавиноопасным склонам можно спускаться скользящими шагами, держа альпеншток наизготовку. Можно скользить на несколько расставленных ногах, как на лыжах, опираясь сзади на альпеншток - «глиссирование». При этом надо выбирать неопасные участки, без трещин и торчащих из снега камней.

Преодоление водных препятствий

По своему характеру равнинные и горные реки сильно различают- ся. Скорость течения равнинных рек невелика, а глубина и ширина порой весьма значительны. Берега часто заболочены. Горные реки имеют гораздо большую скорость течения, но меньшую глубину. Они уже равнинных, берега каменистые.

Реки - опасные препятствия для самостоятельного их преодоления, и по возможности лучше поискать мост или кладь. Если кладь не имеет перил и неустойчива, то первым ее переходит кто-то из опытных туристов. Он проверяет переправу и организует страховку прохождения других участников с помощью руки или шеста. Вброд можно переходить неглубокие и неширокие ручьи и речки, где уровень воды чуть выше щиколотки, причем переход осуществляется в обуви. После того как ручей пройден, из ботинок выливается вода, надеваются сухие носки.

Преодолевать реку вброд, наводить переправу желательно только в случае крайней необходимости или в учебных целях. Однако знать способы переправы юные туристы должны. К тому же переправы как зрелищные технические этапы включаются в программы соревнований по туризму. При этом следует еще раз напомнить: все участники походов должны уметь плавать.

Существует много способов переправы. Выбор зависит от характера реки и уровня подготовки участников похода. Руководитель группы определяет наиболее удобное место для организации переправы, проводит разведку и после этого решает, каким способом переправа будет осуществляться.

Переправа вброд - наиболее распространенный способ. Для переправы выбирается участок реки с наименьшей глубиной и скоростью течения. Глубина не должна превышать 1,2 метра, скорость течения - 3 м/сек. На горных реках выбираются участки, где основное русло реки разделяется на несколько более узких и неглубоких рукавов. Если из воды выступают камни, надо намечать путь ниже этих камней относительно течения реки. Хотя там вода пенится, кажется более быстрой, но из-за возникших турбулентных потоков давление на ноги там меньше и идти легче.

Не следует пытаться перебраться на другой берег, прыгая с камня на камень. Можно поскользнуться на мокром камне и упасть в воду. Камни используют только в том случае, когда есть возможность переступать с одного на другой, не прыгая, опираясь при этом на шест. Шест ставится выше линии движения относительно течения реки. При переправе вброд по одному надо использовать для самостра-

ховки альпеншток, ставя его выше себя по течению реки и опираясь на него (рис. 28). Если это сложно, можно переходить группами по несколько человек шеренгой. В этом случае наиболее сильного участника ставят выше по течению. На него придется основной напор воды (рис. 29).

Если водная преграда не слишком широка, можно попытаться положить через нее бревно или повалить растущее на берегу дерево поперек реки. После этого первый участник на страховке переходит (переползает) на другой берег и закрепляет там перила.

Наиболее сложные способы организации переправы, которые используются в основном на туристских соревнованиях, - переправа по веревке с перилами и навесная переправа. Наведение таких переправ - процесс трудоемкий и посильный лишь хорошо подготовленным группам. Об этом см. в главе «Туристские слеты и соревнования».

Особенности техники и тактики в лыжном походе

Режим дня в лыжном походе зависит от продолжительности светового дня. На маршрут надо выходить не раньше 8-9 утра (когда светлеет). Необходимо сокращать малые 15-минутные привалы. Движение группы прекращать с наступлением сумерек.

При движении группе не следует сильно растягиваться. Интервал между идущими - 2-3 метра. В лесу, в густых зарослях интервал следует уменьшить.

Темп движения должен быть ровный, не беговой, чтобы избежать сильного перегрева и затем резкого охлаждения тела. По готовой лыжне темп определяется по самому слабому (младшему) лыжнику.

При движении по снежной целине темп группы определяется скоростью тропления лыжни. Порядок движения остается тот же, цепочкой, но теперь впереди проводников группы пойдут тропилыцики, которые будут прокладывать лыжню в указанном проводниками направлении на заданный видимый ориентир. Тропилыцики должны меняться каждые 5-10 минут. При значительной толщине снежного покрова - каждые 1-2 минуты. Отработавший на троплении первый в цепочке отходит в сторону, пропускает группу и встает в конец цепочки. Дальше работает второй и т.д. Если тропить лыжню тяжело, слабых ребят следует освободить от этой работы или, чтобы им было не так обидно, сокращать их время тропления. Не следует, однако, поручать тропление нескольким наиболее сильным ребятам, даже если им очень хочется показать свою силу и выносливость. Во-первых, поберегите их силы. Во-вторых, будьте осторожны. Не забывайте -зимой разгоряченный, потный человек сильно подвержен простуде.

Путь движения. Очень соблазнительно проложить путь покороче -напрямик через замерзшие болота и водоемы. Это может быть опасно, поэтому лучше воспользоваться попутной лыжней, санной дорогой. Если нет лыжни или дороги, можно двигаться по просекам, редколесью. Помните, что легче идти по менее глубокому снегу. В лесу не надо близко подъезжать к деревьям - можно провалиться в рыхлый снег у ствола.

Спуски. Порядок движения на спуске должен обеспечить безопасность и учитывать возможности каждого участника. До начала спуска руководитель определяет путь группы, очередность спуска. На спуске надо увеличить интервал между участниками (не менее 15 м) во избежание столкновений. Если спуск крутой и опасный, очередной член группы не должен его начинать, пока предыдущий не доедет до конца спуска.

При спуске делается полуприсед: ноги стоят на полной ступне; колени немного выдвинуты вперед; руки свободно опущены; палки находятся сзади, чтобы в случае падения не получить ранений.

С крутых, обрывистых, залесенных спусков надо спускаться зигзагами, под углом к направлению спуска. Если для кого-то из участников спуск кажется очень крут, можно спускаться «лесенкой».

Спуск с горы в группе - очень важный воспитательный момент. Ведь в группе наверняка есть опытные ребята-лыжники, для которых любая горка - «ерунда». Есть и слабенькие ребята, «неумехи». Надо организовать взаимопомощь, создать такой микроклимат в

группе, чтобы избежать насмешек, акцентировать внимание на том, что в походе не лихачат на спуске, а безопасно его преодолевают, что подразумевает самые «скромные» методы- «лесенку», «зигзаг» или даже пешком, без лыж.

Преодоление препятствий. Если возможно, их лучше обойти. При необходимости канаву, поваленные деревья, небольшой ручей перешагивают боком, поставив лыжи параллельно препятствию.

Преодоление водоемов. Следует соблюдать особую осторожность при преодолении крупных водоемов - мест любительской рыбалки. Здесь может быть большое количество припорошенных снегом слабо затянутых льдом лунок. При пересечении не внушающего доверия водоема (если его никак нельзя обойти), надо двигаться с интервалом 5-8 метров. Ударом палок о лед периодически определять его надежность для продвижения группы. При движении по льду необходимо освободить руки из темляков лыжных палок, расстегнуть крепления лыж, рюкзак нести на одном плече с тем, чтобы в случае провалива-ния под лед быстро освободиться от них.

Чтобы не попасть на тонкий лед, путь нужно прокладывать подальше от мест, где в водоем впадают (или вытекают) ручьи и речки. Тщательной разведки требует место спуска на лед.

Овладевать лыжной техникой нужно до похода на тренировках, под руководством тренера. Для простых походов достаточно уметь ходить на лыжах и освоить элементарные способы поворотов, торможений, правильного падения. Однако рюкзак оказывает большое влияние на технику движения на лыжах, особенно при падениях. Когда падение неизбежно, надо глубоко присесть и валиться на бок.




 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52553. Літературно-музичний вечір «Реве та стогне Дніпр широкий» (до 70-річчя визволення Дніпропетровської області від фашистських загарбників) 1.84 MB
  За героїзм та відвагу при обороні Дніпропетровська командирові 8ої танкової дивізії було присвоєне звання Героя Радянського Союзу. Леніна на виблискуючому крилі літака в металі шаленого полум’я стоїть пам’ятник мужнім льотчикам Героям Радянського Союзу Гомоненку і Вдовенку. На проспекті Правди в затишній алеї встановлено бюст відважному льотчику двічі Герою Радянського Союзу Анатолію Яковичу Брандису. Двічі Герой Радянського Союзу.
52554. Впровадження інтерактивних технологій в освітній процес з метою розвитку мовленнєвої компетентності у дошкільників 56 KB
  План проведення майстер класу для вихователів: п п Зміст роботи Відповідальний Джерела І Вправа Очікування Вихователь методист Базова програма Я у Світі Майстер класи для вихователів ДНЗ випуск№2 упоряд. Настільна гра На гостину до казки III Вправа Очікування підсумок Вихователь методист Матеріал: магнітофон з записами дитячих мелодій стікери кораблики плакат з намальованою річкою маркери конверти з завданнями ілюстрації до різних казок предметні картинки гуашева фарба аркуші А 4 пензлики тампончики...
52555. Ігрова вправа «Народно-поетичні символи України» 95 KB
  У чужій сторонці не так світить і сонце Хочеш собі добра не роби нікому зла За гроші честі не купиш Гра Чи вірите ви що Чи вірите ви що гімн – це колискова пісня Чи вірите ви що вінок – символ молодості і дівоцтва Чи вірите ви що калина державний символ України Чи вірите ви що Павло Чубинський – автор тексту гімну Чи вірите ви що оранжевий і синій – кольори Державного Прапора України Чи вірите ви що лелека – символ працьовитості Чи вірите ви що у тризубі відображено триєдність життя Чи...
52556. Воспитательный час «Если добрый ты…» 54 KB
  Участники и действующие лица: ведущая учительница Незнайка школьный класс поделенный на три команды из числа которых назначаются чтецы и исполнители инсценировок. Входит Незнайка. Незнайка. Скажи пожалуйста как тебя зовут Незнайка.
52557. Інтегроване заняття на тему: Людина починається з добра (з використанням казок В. Сухомлинського) 57 KB
  Діти до кого я привіталася Так я привітала новий день все що оточує нас наших гостей. Добрий день Стук у двері відчинили і внесли лист Діти до нас листоноша приніс листа від Казкаря. Давайте пригадаємо разом ці прислів’я діти пригадують прислів’я. Молодці діти.
52558. Хто людям добра бажає, той сам його здобуває 36.5 KB
  Донести до дитини важливість слова людяний. Удосконалювати вміння добирати слова близькі за значенням. Мовленева вправа Добери слова з протилежним значенням Злий жорстокий співчутливий добрий милосердний. Малюючи кожну пелюсточку промовляйте такі слова щоб довести що кожен із вас – справжній друг.
52559. Як розрізняють добро і зло 32.5 KB
  Допомогти учням усвідомити зміст етичних понять «добро» «доброчинність», робити вибір між добром і злом, давати оцінку добру і злу; формувати вміння учнів моделювати ситуації та розв’язувати їх; виховувати в учнів моральні цінності та орієнтири, правила культури поведінки.
52560. Людина починається з добра. Від усмішки іде до всіх тепло. Музика – нев’януча краса духовної культури усіх народів 74.5 KB
  Що ми можемо сказати Чи потрібні вони у житті людини Чи впливає музика на емоції людини Чи потрібні нам ці теми уроків Епіграф до уроків Бо ти на землі людина І хочеш того чи ні Усмішка твоя – єдина Мука твоя єдина Очі твої – одні. Дуже важливими є емоції людини які підтримують нас...