24008

Ориентирование на местности. Азимут и компас

Доклад

Туризм и рекреация

Азимут и компас. С помощью Полярно звезды или с помощью специальных намагниченных предметов стрелки компаса человек может независимо от других людей находясь в какой угодно точке поверхности нашей планеты определит сначала направление на север а затем встав к ней лицом по сторонам своего тела найти справа восток сзади юг слева запад. на стороны горизонта без компаса как днем так и ночью как в хорошую так и в плохую погоду. 84 Компас Компас это угломерный прибор который служит для измерения магнитных азимутов на местности не на...

Русский

2013-08-09

59 KB

9 чел.

Вопрос 16. Ориентирование на местности. Азимут и компас.

В учебниках по военной топографии целостное понятие ориентирования на местности раскладывается на три отдельных умения:

  1.  умение определить на карте точку своего местонахождения в каждый момент движения;
  2.  умение правильно спланировать путь дальнейшего движения к цели;
  3.  умение выдержать намеченный путь.

По своей природе ориентирование - действие интеллектуальное, основанное на анализе объективной информации, которую турист должен уметь добывать, сортировать и оценивать. Оно требует осмысления человеком своих перемещений в пространстве. При этом очень важным элементом искусства ориентирования является умение сомневаться, не доверять одному признаку-ориентиру, который, казалось бы, с полной очевидностью подтверждает, что вы пришли туда, куда намечали. Нельзя верить лишь одному подтверждению; надо перебрать в уме ошибки, которые вы могли допустить.

Информация для ориентирования складывается из трех элементов!; направлений, расстояний и ориентиров (примет), расположенных н местности.

Ориентирами могут служить любые приметные местные предметы которые явно выделяются среди других местных предметов, хорош видны даже издалека и уж во всяком случае «бросаются в глаза» на близком расстоянии.

Азимут

Где бы человек ни находился на Земле, в любую данную минуту о
всегда имеет пространство вокруг себя: реально зримую или воображаемую, но все-таки действительно существующую окружность, линию горизонта. Пространство всегда окружает нас, оно всегда с нами, при нас. Люди это поняли давно и заметили на этом круге, то есть на линии горизонта, несколько приметных точек. Они заметили, что все звезды на небосводе медленно кружатся, а одна как будто стой над горизонтом на одном месте. Ее назвали Полярной звездой. Затем люди обнаружили странное свойство некоторых предметов в подвешенном состоянии (то есть в состоянии свободы поведения) поворачиваться одним своим концом всегда в направлении этой загадочно звезды. Постепенно на круге горизонта наметились четыре направления - север (С), восток (В), юг (Ю) и запад (3). С помощью Полярно звезды или с помощью специальных намагниченных предметов (стрелки компаса) человек может независимо от других людей, находясь в какой угодно точке поверхности нашей планеты, определит сначала направление на север, а затем, встав к ней лицом, по сторонам своего тела найти справа восток, сзади юг, слева запад.

На линии горизонта мы отмечаем не только 4 основных точки и на, правления на них из центра - север (С), восток (В), юг (Ю) и запад (3) но и промежуточные, то есть расположенные посередине между двумя соседними основными направлениями: северо-восток, юго-запад..

Круг горизонта условно разделен на равные 360 равных отрезков* Каждый отрезок, или градус, имеет свой порядковый номер от первого до трехсотшестидесятого. Счет градусов начинается с той точки круга горизонта, которая находится точно под Полярной звездой, : ведется от этой нулевой точки только вправо (по ходу часовой стрелки). Каждая четверть круга, ограниченная направлениями на основ ные стороны горизонта, вмещает в себя 90°. Если между направлениями на С и В провести под углом 45° промежуточное направление, то его название будет складываться из названий двух соседних направлений - северо-восток (СВ). На круге горизонта можно отметить и вспомогательные направления под углами в 22,5°. Их названия тоже будут складываться из названий соседних направлений: север-северо-восток, северо-восток-восток, юго-восток-восток и т.д.

Если из центра круга провести две прямых линии к концам градуса, то получится угол - фигура, образованная двумя лучами, исходящими из одной точки. Каждый градус окружности (и даже доли его) - это и есть угол.

Однако угол в геометрии и угол на местности в плоскости горизонта - не одно и то же. У простого геометрического угла оба луча произвольные, то есть они в пространстве могут иметь какое угодно направление и при этом угол останется углом. А у угла, называемого азимутом, один луч особый - он в пространстве может занимать только одно единственное направление - на север. Если этому лучу придать какое-нибудь другое направление, азимут уже не будет азимутом, а станет просто углом.

Следовательно, азимут — это угол, образованный направлением на север (первый луч) и направлением на ориентир — цель (второй луч). Азимуты измеряются в градусах и отсчитываются от нуля только по ходу часовой стрелки (рис. 82). Кроме того, в геометрии внутренние углы могут иметь величину до 180° (развернутый угол), а азимуты могут быть и больше - от нуля до 360°.

Опытный турист, хорошо знающий азимутальное кольцо, определив направление на север, быстро найдет любое другое направление

Рис. 82.

на стороны горизонта без компаса как днем, так и ночью, как в хорошую, так и в плохую погоду.

Азимут - это угол, а всякие углы можно, во-первых, измерять, а во-вторых, строить. Измерять и строить углы можно не только карандашом на бумаге, но и визирным лучом прямо на местности. Для туристов это очень важно. -

На бумаге (на кар- ■
те) измерять и стро
ить азимуты вполне
можно обычным уг
ломерным    инстру
ментом - транспорт
тиром (рис. 83). На
карте имеется много;
вертикальных линий';

- западный и восточный края                                                 рамки, линии    сетки    прямо-
Рис. 83. Измерение азимута транспортиром угольных координат,

которые имеют направление на север (направление север - юг). Правда, вертикальные линии километровой сетки часто не совсем параллельны вертикальным рамкам карты - они образуют между собой некоторый угол, но этот угол не очень велик и его можно опустить.

Если, например, необходимо измерить азимут линии маршрута из точки А в точку Б, надо центр транспортира (нуль-пункт) наложить точно на точку А, одну из осей транспортира повернуть так, чтобы она была строго параллельна вертикальным ориентирующим линиям карты, и снять по градусной шкале транспортира отсчет. Но нужно помнить, что на обычном транспортире шкала градусов дана в полкруга (180°), и поэтому не при всяком положении (повороте) -транспортира на карте можно верить цифрам его шкалы - часто требуется вводить поправки, помня азимутальное кольцо (рис. 84).

Рис. 84

Компас

Компас - это угломерный прибор, который служит для измерения магнитных азимутов на местности (не на бумаге или карте, а в пространстве). Компасы бывают разной конструкции, но наибольшее распространение в нашей стране имеет компас, сконструированный в XIX веке русским военным топографом капитаном Петром Адриа-новым. Этот компас так и называется - компас Адрианова. Раньше эти компасы целиком изготовлялись из металла (из латуни), а теперь делаются из пластмассы.

Компас Адрианова (рис. 85) состоит из пяти частей:

  1.  корпус компаса;
  2.  визирное кольцо;
  3.  магнитная стрелка;
  4.  лимб (циферблат);
  5.  зажим.

Рис. 85. Компас Адрианова

Круглый черный пластмассовый корпус (дно компаса) служит для того, чтобы соединять и закреплять все остальные части. Снизу в самом центре корпуса в него вмонтирована короткая стальная игла, на которую насаживается стрелка. По верхнему краю

идет паз с латунными пружинками, с помощью которых к корпусу крепится и на нем вращается визирное кольцо.

Визирное кольцо с вделанным в него стеклом имеет по верхнему краю два выступа - глазок и мушку, под которыми с внутренней стороны кольца под стеклом расположены два треугольных выступа,

покрытых светящимся в темноте составом, которые при поворотах визирного кольца показывают на шкале компаса (на лимбе) отсчет в градусах.

Самая главная часть компаса - магнитная стрелка. Северный конец стрелки покрыт светящимся в темноте составом. Чтобы стрелка легко вращалась на игле, в центре ее имеется крошечный камень-хрусталик для снижения тормозящего действия вращающихся деталей.

Четвертая часть, лимб компаса, представляет собой белое кольцо с делениями. Лимб напоминает азимутальное кольцо. На лимбе есть покрытый светящимся составом (светомассой) штрих - это нуль-штрих лимба, то есть начало отсчета делений на лимбе. Еще имеются три светящиеся в темноте точки и буквы над ними; точка В - восток, точка Ю - юг, точка 3 - запад.

Последняя, пятая часть компаса - зажим (арретир) представляет собой пружинистую металлическую пластинку. Когда мы выдвигаем его наружу - освобождается стрелка компаса.

Последние годы почти все туристы используют спортивный жидкостной компас, с которым работать намного легче и удобнее. Стрелка такого компаса помещается в капсуле, наполненной специальной жидкостью, позволяющей стрелке устанавливаться в направлении на север в течение нескольких секунд.

Компас требует бережного обращения, надо выполнять правила обращения с ним:

  1.  Надо беречь компас от ударов, особенно жидкостной, корпус которого имеет форму пластины и потому очень хрупок.
  2.  Опасно для стрелки компасов соседство больших стальных и железных предметов (топор, пила).
  3.  Лучше носить компас на шнурке на шее и заправлять его в моменты, когда он не нужен, в карман штормовки или просто за пазуху.




 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

5380. Товар: методы и организация разработки товара, новые товары в рыночной стратегии 380 KB
  В современном мире создание и производство новых товаров является решающим для процветания фирмы. Потребители хотят и ждут новых и усовершенствованных изделий. И конкуренты приложат максимум усилий, чтобы обеспечить их этими новинками. След...
5381. Расчет и выбор допусков и посадок типовых соединений деталей машин 675.5 KB
  Одной из главных целей конструктора в ходе проектирования и конструирования новых и усовершенствования устаревших изделий, является разработка чертежной документации для чертежей, обеспечивающей необходимую технологичность и высокое качеств...
5383. Расчет параметров мехатронного модуля 3.17 MB
  Расчет механических параметров мехатронного модуля. Выбор двигателя и редуктора. Оптимизация диаграммы рабочего цикла Задание на проектирование МС управления приводом. Тележка с собственной массой = 500 кг перемещает груз массой...
5384. Технология цифровых радиорелейных линий 260.5 KB
  Технология цифровых радиорелейных линий в настоящее время достигла высокого качественного и количественного развития. Сегодня радиорелейные линии являются необходимым звеном телекоммуникационного пространства России и успешно конкурируют с ...
5385. Сущность и перспективы развития лизинга 285.5 KB
  Одной из новых форм кредитных отношений, которую уже освоили российские банки, является лизинг. Эта операция получила большое распространение в мировой банковской практике. Феномен лизинга уже к началу 80-х гг. определился не как простая до...
5386. Факсимильная связь 202 KB
  Развитие факсимильной связи и фототелеграфии уходит корнями в прошлое столетие и таким образом пронизывает практически всю историю электросвязи. Факсимильная связь в настоящее время является неотъемлемой составляющей современной деятельност...
5387. Расчёт экономической эффективности внедрения нового типа ВС 83.5 KB
  Задание. Рассчитать экономическую эффективность сравниваемых типов ВС: Ту-214 и А-320 (количество пассажирских кресел - 160) на основании расчёта себестоимости рейса и квартальной программы полётов по следующим статьям расходов: Расходы н...