24008

Ориентирование на местности. Азимут и компас

Доклад

Туризм и рекреация

Азимут и компас. С помощью Полярно звезды или с помощью специальных намагниченных предметов стрелки компаса человек может независимо от других людей находясь в какой угодно точке поверхности нашей планеты определит сначала направление на север а затем встав к ней лицом по сторонам своего тела найти справа восток сзади юг слева запад. на стороны горизонта без компаса как днем так и ночью как в хорошую так и в плохую погоду. 84 Компас Компас это угломерный прибор который служит для измерения магнитных азимутов на местности не на...

Русский

2013-08-09

59 KB

9 чел.

Вопрос 16. Ориентирование на местности. Азимут и компас.

В учебниках по военной топографии целостное понятие ориентирования на местности раскладывается на три отдельных умения:

  1.  умение определить на карте точку своего местонахождения в каждый момент движения;
  2.  умение правильно спланировать путь дальнейшего движения к цели;
  3.  умение выдержать намеченный путь.

По своей природе ориентирование - действие интеллектуальное, основанное на анализе объективной информации, которую турист должен уметь добывать, сортировать и оценивать. Оно требует осмысления человеком своих перемещений в пространстве. При этом очень важным элементом искусства ориентирования является умение сомневаться, не доверять одному признаку-ориентиру, который, казалось бы, с полной очевидностью подтверждает, что вы пришли туда, куда намечали. Нельзя верить лишь одному подтверждению; надо перебрать в уме ошибки, которые вы могли допустить.

Информация для ориентирования складывается из трех элементов!; направлений, расстояний и ориентиров (примет), расположенных н местности.

Ориентирами могут служить любые приметные местные предметы которые явно выделяются среди других местных предметов, хорош видны даже издалека и уж во всяком случае «бросаются в глаза» на близком расстоянии.

Азимут

Где бы человек ни находился на Земле, в любую данную минуту о
всегда имеет пространство вокруг себя: реально зримую или воображаемую, но все-таки действительно существующую окружность, линию горизонта. Пространство всегда окружает нас, оно всегда с нами, при нас. Люди это поняли давно и заметили на этом круге, то есть на линии горизонта, несколько приметных точек. Они заметили, что все звезды на небосводе медленно кружатся, а одна как будто стой над горизонтом на одном месте. Ее назвали Полярной звездой. Затем люди обнаружили странное свойство некоторых предметов в подвешенном состоянии (то есть в состоянии свободы поведения) поворачиваться одним своим концом всегда в направлении этой загадочно звезды. Постепенно на круге горизонта наметились четыре направления - север (С), восток (В), юг (Ю) и запад (3). С помощью Полярно звезды или с помощью специальных намагниченных предметов (стрелки компаса) человек может независимо от других людей, находясь в какой угодно точке поверхности нашей планеты, определит сначала направление на север, а затем, встав к ней лицом, по сторонам своего тела найти справа восток, сзади юг, слева запад.

На линии горизонта мы отмечаем не только 4 основных точки и на, правления на них из центра - север (С), восток (В), юг (Ю) и запад (3) но и промежуточные, то есть расположенные посередине между двумя соседними основными направлениями: северо-восток, юго-запад..

Круг горизонта условно разделен на равные 360 равных отрезков* Каждый отрезок, или градус, имеет свой порядковый номер от первого до трехсотшестидесятого. Счет градусов начинается с той точки круга горизонта, которая находится точно под Полярной звездой, : ведется от этой нулевой точки только вправо (по ходу часовой стрелки). Каждая четверть круга, ограниченная направлениями на основ ные стороны горизонта, вмещает в себя 90°. Если между направлениями на С и В провести под углом 45° промежуточное направление, то его название будет складываться из названий двух соседних направлений - северо-восток (СВ). На круге горизонта можно отметить и вспомогательные направления под углами в 22,5°. Их названия тоже будут складываться из названий соседних направлений: север-северо-восток, северо-восток-восток, юго-восток-восток и т.д.

Если из центра круга провести две прямых линии к концам градуса, то получится угол - фигура, образованная двумя лучами, исходящими из одной точки. Каждый градус окружности (и даже доли его) - это и есть угол.

Однако угол в геометрии и угол на местности в плоскости горизонта - не одно и то же. У простого геометрического угла оба луча произвольные, то есть они в пространстве могут иметь какое угодно направление и при этом угол останется углом. А у угла, называемого азимутом, один луч особый - он в пространстве может занимать только одно единственное направление - на север. Если этому лучу придать какое-нибудь другое направление, азимут уже не будет азимутом, а станет просто углом.

Следовательно, азимут — это угол, образованный направлением на север (первый луч) и направлением на ориентир — цель (второй луч). Азимуты измеряются в градусах и отсчитываются от нуля только по ходу часовой стрелки (рис. 82). Кроме того, в геометрии внутренние углы могут иметь величину до 180° (развернутый угол), а азимуты могут быть и больше - от нуля до 360°.

Опытный турист, хорошо знающий азимутальное кольцо, определив направление на север, быстро найдет любое другое направление

Рис. 82.

на стороны горизонта без компаса как днем, так и ночью, как в хорошую, так и в плохую погоду.

Азимут - это угол, а всякие углы можно, во-первых, измерять, а во-вторых, строить. Измерять и строить углы можно не только карандашом на бумаге, но и визирным лучом прямо на местности. Для туристов это очень важно. -

На бумаге (на кар- ■
те) измерять и стро
ить азимуты вполне
можно обычным уг
ломерным    инстру
ментом - транспорт
тиром (рис. 83). На
карте имеется много;
вертикальных линий';

- западный и восточный края                                                 рамки, линии    сетки    прямо-
Рис. 83. Измерение азимута транспортиром угольных координат,

которые имеют направление на север (направление север - юг). Правда, вертикальные линии километровой сетки часто не совсем параллельны вертикальным рамкам карты - они образуют между собой некоторый угол, но этот угол не очень велик и его можно опустить.

Если, например, необходимо измерить азимут линии маршрута из точки А в точку Б, надо центр транспортира (нуль-пункт) наложить точно на точку А, одну из осей транспортира повернуть так, чтобы она была строго параллельна вертикальным ориентирующим линиям карты, и снять по градусной шкале транспортира отсчет. Но нужно помнить, что на обычном транспортире шкала градусов дана в полкруга (180°), и поэтому не при всяком положении (повороте) -транспортира на карте можно верить цифрам его шкалы - часто требуется вводить поправки, помня азимутальное кольцо (рис. 84).

Рис. 84

Компас

Компас - это угломерный прибор, который служит для измерения магнитных азимутов на местности (не на бумаге или карте, а в пространстве). Компасы бывают разной конструкции, но наибольшее распространение в нашей стране имеет компас, сконструированный в XIX веке русским военным топографом капитаном Петром Адриа-новым. Этот компас так и называется - компас Адрианова. Раньше эти компасы целиком изготовлялись из металла (из латуни), а теперь делаются из пластмассы.

Компас Адрианова (рис. 85) состоит из пяти частей:

  1.  корпус компаса;
  2.  визирное кольцо;
  3.  магнитная стрелка;
  4.  лимб (циферблат);
  5.  зажим.

Рис. 85. Компас Адрианова

Круглый черный пластмассовый корпус (дно компаса) служит для того, чтобы соединять и закреплять все остальные части. Снизу в самом центре корпуса в него вмонтирована короткая стальная игла, на которую насаживается стрелка. По верхнему краю

идет паз с латунными пружинками, с помощью которых к корпусу крепится и на нем вращается визирное кольцо.

Визирное кольцо с вделанным в него стеклом имеет по верхнему краю два выступа - глазок и мушку, под которыми с внутренней стороны кольца под стеклом расположены два треугольных выступа,

покрытых светящимся в темноте составом, которые при поворотах визирного кольца показывают на шкале компаса (на лимбе) отсчет в градусах.

Самая главная часть компаса - магнитная стрелка. Северный конец стрелки покрыт светящимся в темноте составом. Чтобы стрелка легко вращалась на игле, в центре ее имеется крошечный камень-хрусталик для снижения тормозящего действия вращающихся деталей.

Четвертая часть, лимб компаса, представляет собой белое кольцо с делениями. Лимб напоминает азимутальное кольцо. На лимбе есть покрытый светящимся составом (светомассой) штрих - это нуль-штрих лимба, то есть начало отсчета делений на лимбе. Еще имеются три светящиеся в темноте точки и буквы над ними; точка В - восток, точка Ю - юг, точка 3 - запад.

Последняя, пятая часть компаса - зажим (арретир) представляет собой пружинистую металлическую пластинку. Когда мы выдвигаем его наружу - освобождается стрелка компаса.

Последние годы почти все туристы используют спортивный жидкостной компас, с которым работать намного легче и удобнее. Стрелка такого компаса помещается в капсуле, наполненной специальной жидкостью, позволяющей стрелке устанавливаться в направлении на север в течение нескольких секунд.

Компас требует бережного обращения, надо выполнять правила обращения с ним:

  1.  Надо беречь компас от ударов, особенно жидкостной, корпус которого имеет форму пластины и потому очень хрупок.
  2.  Опасно для стрелки компасов соседство больших стальных и железных предметов (топор, пила).
  3.  Лучше носить компас на шнурке на шее и заправлять его в моменты, когда он не нужен, в карман штормовки или просто за пазуху.




 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

5937. Анализ воспитательной работы МБОУ «Устьвашская средняя общеобразовательная школа» за 2011/12 учебный год 102 KB
  Анализ воспитательной работы МБОУ Устьвашская средняя общеобразовательная школа за 2011/12 учебный год. Цель воспитательной работы в 2001/12 учебном году: формирование первичных представлений о базовых национальных российских ценностях (начал...
5938. Анализ воспитательной работы с учащимися 9 а класса 66.5 KB
  Анализ воспитательной работы с учащимися 9 а класса Классный руководитель: Характеристика класса. В классе 25 учеников, из них 11 мальчиков и 14 девочек. По национальному составу - 20 русских, 5 бурят. Количество учащи...
5939. Анализ воспитательной работы за первое полугодие классного руководителя 10 А класса 40.5 KB
  Анализ воспитательной работы за первое полугодие классного руководителя 10 А класса 1. Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательного процесса в классе в 2011-2012 учебном году. Воспитательные задачи в текущем учебном году следующ...
5940. Системы снабжения природным газом 78.66 KB
  Природный газ это заслуженно один из самых эффективных источников энергии. При сравнении с другими видами топлива и сырья у него есть множество преимуществ. Во-первых, его стоимость. Стоимость добычи ниже, а производительность труда намного...
5941. Педагогическая практика по воспитательной работе 172 KB
  Педагогическая практика по воспитательной работе Информационно-методические материалы для начинающих методистов и студентов i - v курсов Отход от авторитарной педагогики и гуманизация всего учебно-воспитательного процесса предъявляют все более ...
5943. Архитектура Киевской Руси 59.5 KB
  I. Архитектура Киевской Руси Н. М. Карамзин в Истории государства Российского, описывая истоки возникновения искусства Древней Руси, рассказывает, как Владимир, увидев, подобно бабке своей, заблуждение язычества, стал искать истины в разных верах...
5944. Рапсовое масло как альтернативное топливо для дизеля 39.56 KB
  Двигатели внутреннего сгорания (ДВС), на сегодняшний день, являются основными потребителями топлив нефтяного происхождения. По причине постоянного увеличения численности ДВС и снижения количества вновь открываемых месторождений нефти обостр...
5945. Изучение реэтимологизированных образований, функционирующих в языке сатирических и юмористических произведений 117.23 KB
  Великие мастера мировой культуры высоко ценили роль сатиры и юмора в культуре. Для выявления возможностей сатиры и юмора, их роли в развитии человека и социальной значимости необходимо изучение не только художественно - эстетических ка...