24009

Способы и средства ориентирования

Доклад

Туризм и рекреация

К средствам ориентирования и факторам способствующим или затрудняющим ориентирование в туристском походе относятся: топографическая карта местности или схема маршрута или маршрутная лента или легенда; топографическая ситуация в районе похода; просматриваемость ситуации небесные светила и так называемые местные признаки по которым грубо можно определить где север; протокол движения; специальные действия привязки разведки опрос местных жителей; инструменты компас часы курвиметр и т. Все ориентиры можно разделить на 3 вида:...

Русский

2013-08-09

49 KB

8 чел.

Вопрос 17. Способы и средства ориентирования

Принято считать, что есть два основных способа ориентирования -ориентирование по карте (или схеме маршрута) и ориентирование по компасу (то есть по сторонам горизонта). Но такое деление условно и неполно. Ориентирование же по компасу (то есть движение по известным азимутам) невозможно без карты, то есть азимуты надо получить измерением на карте. Поэтому карта (пусть даже плохенькая самодельная копия) остается всегда самым важным средством для ориентирования на местности.

В походе иногда приходится использовать выполненный предыдущей группой абрис, схематический чертеж участка, сделанный от руки непосредственно на местности. На абрисе ось маршрута.

Могут быть использованы кроки, чертеж участка местности с подробным отображением ее важнейших элементов путем глазомерной съемки. Обычно составляют кроки участков, представляющих особый интерес - перевалов, участков реки, возможных мест переправы и т.п.

К средствам ориентирования и факторам, способствующим или затрудняющим ориентирование в туристском походе, относятся:

топографическая карта местности (или схема маршрута, или маршрутная лента, или легенда);

топографическая ситуация в районе похода;

просматриваемость ситуации,

небесные светила и так называемые «местные признаки», по которым грубо можно определить, где север;

протокол движения;

специальные действия - привязки, разведки, опрос местных жителей;

инструменты - компас, часы, курвиметр и т.д.

Все эти средства и факторы ориентирования весьма существенно влияют на успех дела. Рассмотрим каждое в отдельности.

Карта.скажем о надежности карт, о том, что картам не всегда можно безоговорочно доверять, так как их стали умышленно искажать с конца 1930-х годов из соображений государственной безопасности. Вот почему туристы должны всегда с некоторой долей сомнения относиться к картам. Но, несмотря на все это, карта остается основным средством ориентирования в туристском походе.

Ситуация. Сам район проведения похода с точки зрения удобства ориентирования имеет тоже свою объективную качественную сторону: местность может быть богатой и разнообразной в смысле топографической ситуации, а может быть бедной ориентирами. Например -тундра, пустыня, степь, лесостепь, тайга, сырты. Тут уж даже самая свежая и подробная карта ничем не поможет, она лишь идеально отразит топографическую «пустоту» пространства, а туристам желательно иметь пространство, густо заполненное ориентирами

необходимо учитывать психологический момент: неопытных людей все эти детали, не показанные на карте, часто ставят в тупик: нет на карте полянки, ручейка, тропинки, на которую они вышли, -значит, «мы заблудились, мы зашли не туда...».

Человек, поучаствовавший несколько раз в соревнованиях по спортивному ориентированию, привыкает к очень подробным спортивным картам, масштаб которых достигает порой десятитысячного. Действительно, карты для соревнований по ориентированию насыщены подробностями: каждая маленькая полянка в лесу, каждый кустик в поле, незначительный бугорок или ямка, каждый отвершек оврага, малейшие изгибы контуров - все показано. А такие мелкие ориентиры всегда есть даже на территориях «пустых», «бедных» в смысле топографического содержания.

Поэтому необходимо уточнить понятие «ориентир». В туристском походе под ориентирами понимают всякие местные предметы и формы рельефа, составляющие топографическую ситуацию (то есть изображенные на карте). Кроме того, есть еще понятие «звуковой ориентир» - это различные звуки (шумы промышленных предприятий, гудки поездов, пароходов, автомашин, лай собак, крик петуха и т.п.), которые косвенно помогают туристам распознать свое положение на местности.

Все ориентиры можно разделить на 3 вида:

а) ориентир-маяк - это высокий, хорошо видимый с разных точек движения группы предмет (церковь, труба завода, вышка, тригонометрический пункт, четкая горная вершина, седловина и т.п.), который позволяет долгое время, ориентируясь на него, двигаться в нужном направлении;

б) ориентир-цель - это тот местный предмет, к которому группа
должна прийти за данный переход и который она видит постоянно или некоторое время, но, определив в этот момент азимут на него, может затем двигаться к нему с помощью компаса, не видя уже сам ориентир;

в) контрольные ориентиры - это местные предметы, которые сами по себе не являются маяками, то есть издалека не видны. Но туристы проходят эти точки (перекресток дорог или просек, маленькое лесное озеро, хутор, отдельное строение, поворот ЛЭП, изгиб опушки леса и т.п.) как контрольные: выйдя на них, путешественники получают подтверждение правильности своего движения (или наоборот) и оценивают время, на которое они нарушают график своего движения.

Просматриваемость территории. На возможность ориентирования сильно влияет состояние видимости территории, возможность видеть топографическую ситуацию вокруг в более или менее широком радиусе обзора. Иногда просматриваемость территории сильно ограничена, и это очень осложняет дело. Можно, например, иметь отличную карту, двигаться по местности, насыщенной ориентирами, но если движение происходит в сумерки или ночью, то ориентироваться будет трудно. На карту можно посветить фонариком и прочитать ее, можно фонарем посветить под ноги и вокруг в пределах 20 м, но это мало что даст для сличения карты с местностью.

Другой случай потери видимости - туман, сильные испарения после дождя, облака, накрывшие туристов на седловине, на плато, на вершине гор.

Но приведенные случаи потери видимости не так уж часты в туристских походах. Зато очень часты случаи движения по лесу. Густой лес, глухие пространства тайги очень ограничивают видимость, не дают условий для обзора местности. Двигаясь лесом, можно находиться совсем рядом с контрольным ориентиром, но не заметить его, пройти мимо, так как нет обзора по горизонту.

Небесные светила. Строго говоря, ориентирование по небесным светилам не есть ориентирование в полном смысле этого понятия, так как с их помощью, при использовании простых инструментов, которые есть у туристов, нельзя выполнить главную задачу - определить точку своего стояния на карте.

Солнце, Луна, Полярная звезда, при условии, что небо безоблачно и они хорошо видны, помогут туристу лишь определить стороны горизонта, и то приблизительно, с точностью до 15-20°. В некоторых случаях такая невысокая точность достаточна, но двигаться по «жесткому» азимуту, ориентируясь по небесным светилам, нельзя.

Определение сторон горизонта при помощи Солнца и часов производится следующим образом: часы устанавливают горизонтально, направляя часовую стрелку на Солнце (минутная и секундная стрелка во внимание не принимаются; электронные часы с цифровым индикатором не годятся). Угол между направленной на Солнце часовой стрелкой и направлением на Солнце в 13 часов (летом) или 14 часов (зимой) мысленно делится прямой пополам. Эта прямая своим концом указывает направление на юг (рис. 88). Надо отметить, что этот способ дает сравнительно точное определение направления зимой. Летом же возможна ошибка до 20°.

При помощи Солнца и часов сравнительно точно можно определить и необходимый азимут движения, зная, что за один час Солнце сдвигается на 15°. Исходя из этого при помощи Солнца и компаса в случае отсутствия часов можно определять приблизительно и время.

Наиболее точно направление на север можно определить ночью по Полярной звезде, которая, хотя и движется относительно земных предметов, как и все звезды, но это отклонение в умеренных широтах составляет всего 1,5°, поэтому им можно пренебречь. Если встать лицом к Полярной звезде, то прямо перед вами будет находиться север. Для того чтобы найти Полярную звезду, находящуюся в созвездии Малой Медведицы, надо сначала отыскать созвездие Большой Медведицы, которое представляет собой огромный, хорошо заметный «ковш» из семи звезд. Мысленно продолжим прямую, проходящую через две крайние звезды Большой Медведицы, и на расстоянии, примерно равном пятикратному расстоянию между ними, находится яркая Полярная звезда.

Можно определить стороны горизонта и по Луне, особенно когда из-за облачности не видно звезд. Полная Луна противостоит Солнцу, то есть находится против него. Поэтому приближенное определение сторон горизонта по полной Луне и часам практически производится так же, как и по Солнцу и часам.

Можно рекомендовать еще несколько простых правил.

В северных широтах в течение ночи северная сторона неба самая светлая, а южная - более темная.

В полдень тень от Солнца, отбрасываемая предметом, будет самой короткой, а направление тени будет указывать на север. То же самое будет с тенью, отбрасываемой предметом при полной Луне в полночь.

• В больших лесах, имеющих систему просек, как правило, просеки рубятся по направлениям север - юг и запад –восток. Мхи и лишайники на коре деревьев преимущественно растут на северной стороне, так как стремятся развиваться в тени. Они же растут также на старых деревянных строениях, больших камнях, скалах. Сравнивая несколько деревьев, камней, можно по мху довольно точно определить линию север - юг.

Кора деревьев с северной стороны обычно бывает грубее и темнее, чем с южной, что особенно хорошо заметно на березах.

Обычно после дождя стволы сосен чернеют с северной стороны. Это объясняется тем, что на сосновой коре развита тонкая вторичная корка, которая образуется раньше на теневой стороне ствола и заходит выше, чем на южной. Вот эта корка во время дождя темнеет и набухает.

В жаркую погоду на южной стороне ствола сосен и елей выделяется больше смолы, чем на северной.

Трава на северных окраинах полян, лесных прогалов, а также с южной стороны отдельных деревьев, пней, больших камней весной бывает гуще.

Замечено, что муравьи почти всегда устраивают свои жилища к югу от ближайших камней, деревьев и кустов, а также южная сторона муравейника более пологая, чем северная.

Снег около больших камней, пней, скал, построек оттаивает быстрее с южной стороны, сильнее освещаемой лучами солнца. В оврагах, лощинах, ямах он быстрее оттаивает с северной стороны, так как лучи солнца, падающие с юга, не попадают на южные края углублений. Такое же подтаивание наблюдается в следах, оставленных на снегу.

• Весной вокруг стволов отдельно стоящих деревьев, пней, камней в снегу образуются лунки, вытянутые в южном направлении. Летом же с северной стороны камней, построек земля более влажная, чем с южной, а южные склоны холмов обычно бывают суше, меньше за дернованы и более подвержены процессам размыва. • Зная господствующее направление ветров в данной местности, можно определить и стороны горизонта, а также можно использовать направление ветра и при ориентировании во время движения.

Протокол движения. Отличный помощник в ориентировании на маршруте похода (особенно в трудных условиях, когда нет хорошей карты, однообразна местность и ограничена просматриваемость территории) - протокол движения, то есть хронометраж фактического прохождения крупных опорных ориентиров с регистрацией направлений движения на каждом участке. Но это средство принесет пользу только при умелом и добросовестном ведении протокола движения каждым проводником. При ведении протокола нужен контроль всех измерений, а также выборочные промеры скорости движения группы в разных условиях.

Ведение протокола движений (ПД) учит фиксировать свои наблюдения, служит источником для анализа пройденного пути и определения местонахождения группы в каждый сложный момент движения.

Протокол надолго сохранит объективную информацию о местности, о естественных препятствиях и действиях группы. Протокол движения - это как бы кроки маршрута, но не в графическом виде, а в виде таблицы. Но это средство ориентирования требует специальной учебной подготовки.

Инструменты. К уже сказанному выше о компасе, часах, курвиметре можно добавить, что все измерительные инструменты требуют внимательного и бережного отношения. Лучше вообще не иметь никаких инструментов, чем использовать в походе неисправные и неточные, показаниям которых нельзя доверять.




 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80663. Менеджмент и производственный потенциал предприятия 71 KB
  Для выбора эффективной стратегии действий менеджер должен дать оценку экономическому потенциалу предприятия - совокупности трудовых, материальных, финансовых и других ресурсов, имеющихся в распоряжении предприятия, а также способности работников к использованию ресурсов с целью создания товаров, услуг и получения максимальной прибыли.
80664. Кадры управления. Стиль управления 497.5 KB
  Стиль руководства. Стиль руководства Человеческий фактор на предприятии становится всё больше интеллектуальным дополнением к технологии и современной организации различной деятельности. При этом эффективность его работы во многом определяется стилем руководства. Общая схема использования различных методов менеджмента в зависимости от стиля руководства: Параметры взаимодействия Стили руководства Менеджера с коллективом Авторитарный автократический Демократический.
80665. Методологические аспекты менеджмента 150 KB
  Менеджмент - это искусство ведения дел, управления тем или иным объектом, это владение профессиональным мастерством с помощью эффективных принципов управления, чувство хозяина, сочетающееся как с чутким, бережным отношением к людям, так и с использованием приемов, позволяющих исключить жесткое администрирование, добиваясь при этом успешного выполнения поставленных целей.
80667. Товар и товарная политика в маркетинге 754.5 KB
  Понятие товара и его слагаемые. Концепция жизненного цикла товара. Разработка и реализация концепции нового товара. Итак, первооснова эффективности рыночной экономики и БАЗИС маркетинга - удовлетворение потребностей потребителей. Не случайно маркетологи всего мира считают крылатой фразу неизвестного автора: Бизнес появился, чтобы давать счастье (удовлетворение), а не копить миллионы
80668. Комплексный анализ и прогнозирование товарных рынков методами маркетинга 953 KB
  Цели и задачи исследования рынка методами маркетинга. Методы изучения рынка. Цели и задачи исследования рынка методами маркетинга Первый шаг менеджера отвечающего за разработку стратегии маркетинга получить информацию о рынке основном инструменте жизни общества который человечество знает со времен первоначальных прямых обменов. РЫНОК место где встречаются продавец и покупатель отличающиеся следующими свойствами: Для развития рынка необходимо: Четкое полное своевременное изучение рынка обеспечивает: ясность целей знание...
80669. Цены и ценовая политика в маркетинге 84 KB
  Именно цены определяют структуру производства оказывают решающее воздействие на движение материальных потоков распределение товарной массы уровень благосостояния населения. Для успешной работы на рынке очень важно правильно учесть многочисленные факторы влияющие на уровень цены. Цены конкурентов-экспортеров в данную страну.
80670. Коммуникационная политика в маркетинге 76.5 KB
  Планирование и контроль мероприятий ФОССТИС. Цель задачи и правила ФОССТИС Воздействие на покупателя заключающееся в убеждении последнего в том что приобретение именно данного товара выгодно и целесообразно осуществляется различными методами: рекламными посланиями проспекты объявления телевизионные фильмы и т. Все эти средства называются КОММУНИКАЦИОННОЙ ПОЛИТИКОЙ и известны в специальной литературе как средства ФОССТИС формирования спроса и стимулирования сбыта.
80671. Организация сбытовой сети и системы товародвижения в маркетинге 53 KB
  В понятие сбыта включаются факторы: транспортировка складирование хранение доработка продвижение к розничным и оптовым торговым звеньям предпродажная подготовка собственно продажа.Проблемы эффективности рыночного поведения и развития предприятия Наиболее тесно предприятие соприкасается с потребителем в системе сбыта. Руководить предприятием эффективно быть постоянно ориентированным на нужды потребителя СИСТЕМА СБЫТА комплекс состоящий из сбытовой сети предприятия и тех каналов сбыта которые ею пользуются для продажи товаров....