24011

Обеспечение безопасности при проведении туристских походов

Доклад

Туризм и рекреация

При необходимости члены МКК дают советы руководителям по планированию маршрута действиям на какихлибо сложных его участках однако техническая и тактическая подготовка участников похода остается вне зоны внимания МКК. Зачастую участники выполняют задания без участия руководителя группы. Здесь причины возникновения аварийных экстремал ных ситуаций можно разделить на три группы: возникающие по вине руководителя группы; возникающие по вине детей участников похода; природные факторы и несчастные случаи в походе. В походах с детьми как нигде...

Русский

2013-08-09

18.68 KB

14 чел.

Обеспечение безопасности при проведении туристских походов

Основой обеспечения безопасности, в первую очередь, считалось обучение новичков - и детей и взрослых основам туризма, как основного фактора обеспечения безопасности. Второе направление деятельности - оказание помощи педагогам в подготовке похода и контроль за его проведением. Этими вопросами занимаются упоминавшиеся уже маршрутно-квалификационные комиссии (общественные организации) и поисково-спасательные службы (ПСС) системы МЧС. Система взаимоотношений между МКК и ПСС определена в Инструкции по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации. Туристские группы обязаны неукоснительно выполнять требования МКК и ПСС.

При необходимости члены МКК дают советы руководителям по планированию маршрута, действиям на каких-либо сложных его участках, однако техническая и тактическая подготовка участников похода остается вне зоны внимания МКК. При наличии сомнений в готовности группы к походу члены МКК могут провести проверку ее действий на местности - смотр готовности: группе предлагают задания, соизмеримые с теми ситуациями, какие будут у нее на маршруте. Зачастую участники выполняют задания без участия руководителя группы. Второй эффективный способ проверки подготовленности групп - их участие в туристских слетах и соревнованиях.

Походы юных туристов имеют свою специфику. Поэтому умести рассмотреть классификацию, основанную на особенностях детского туризма. Здесь причины возникновения аварийных (экстремал ных) ситуаций можно разделить на три группы:

возникающие по вине руководителя группы;

возникающие по вине детей - участников похода;

природные факторы и несчастные случаи в походе. Первые две группы - субъективные опасности (факторы), зависящие от поведения людей. В походах с детьми как нигде важна и ответственная роль педагога - руководителя группы. Поэтому доверят
руководство группами юных туристов можно только опытным, обладающим необходимыми личностными качествами педагогам. Част "
факторов риска, связанных с личностью руководителя, удается предотвратить с помощью членов МКК при рассмотрении материалов готовящегося похода. В первую очередь, это недостаточный туристский опыт руководителя группы. Его опыт должен соответствовать
требованиям «Инструкции по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися воспитанниками и студентами Российской Федерации».

Причиной возникновения экстремальной ситуации могут стать также такие личные качества руководителя, как неумение владеть собой, нетерпимость, раздражительность. В походе, при плотном: графике движения или в случае возникновения конфликта между участниками, эти качества могут проявиться и сыграть свою негативную роль. Здесь же можно отметить и неумение руководителя слушать детей. Своим невниманием он может невольно вывести ребенка из душевного равновесия и тем самым спровоцировать экстремальную ситуацию.

К допоходным опасностям можно отнести движение туристской группы по населенному пункту, переезд к месту начала похода на автобусе или по железной дороге. Радость от выхода в поход порой значительно снижает внимание детей. Необходимо объяснить юным туристам, что посадку и высадку из вагонов поезда надо проводить организованно, без суеты и шума, чтобы не вызвать негативного отношения окружающих. Следует исключить нахождение детей в тамбурах вагонов, ненужное хождение из одного вагона в другой. Обо всех недоразумениях и конфликтах с другими пассажирами дети должны немедленно ставить в известность руководителя.

Проявлением слабой технической подготовки руководителя может быть неверная организация движения группы на маршруте. При этом возможны чрезмерные физические нагрузки, недоступные некоторым участникам. Как следствие - быстрое их утомление, притупление бдительности и т.д.

И все же, как показывает статистика, большая часть экстремальных ситуаций в походе создается самими юными туристами. Первая причина - в их неопытности. Сюда следует отнести недостаточную физическую, техническую и волевую подготовку, неумение оперативно оказать первую медицинскую помощь себе или товарищу по группе.

В туризме существует строгое правило: слово руководителя - закон для юных туристов. Все указания и распоряжения руководителя должны быть четкими и недвусмысленными.

При выходе в поход на длительный срок (2-3 недели) происходит кардинальная смена обстановки, ребенок вырывается из привычной среды обитания, привычного ритма жизни. Романтика палаточной жизни у многих детей быстро улетучивается, как только они сравнят сон на удобной постели со сном на жесткой подстилке на земле и в спальном мешке, теплую воду в ванной с холодной водой ручья. К тому же дети часто боятся не справиться с новыми обстоятельствами, опозориться перед товарищами. Это уже серьезная предпосылка к стрессовому состоянию.

Задача руководителя группы - сгладить возможные негативные последствия резкой смены обстановки. Дети должны знать, что их ожидает в походе, должны к этому готовиться. Поскольку ничто так не угнетает, как неопределенность, еще в период подготовки к походу следует разъяснить детям особенности жизни в полевых условиях без прикрас и беспочвенных обещаний. Чем раньше ребенок поймет (с помощью руководителя и старших товарищей), что с неудобствами походной жизни можно смириться, тем легче он воспримет образ походной жизни.

Очень важный аспект безопасности - взаимоотношения с местным населением района проведения похода. В различных регионах существуют свои местные или национальные особенности образа жизни и поведения, с которыми туристам следует познакомиться в период подготовки похода и продолжить знакомство с ними непосредственно в походе. Необдуманные поступки и высказывания могут показаться обидными местным жителям, отсюда недалеко до конфликта. В населенных пунктах при встрече с их жителями следует вести себя скромно и приветливо. Такое поведение располагает к ответному радушию. В настоящее время значительно обострилась криминальная ситуация в молодежной среде.

Следует иметь в виду и опасности, возникающие от взаимодействия человека с окружающей природой: заболевания юных туристов вследствие укусов энцефалитного клеща, туляремия, отравления недоброкачественными продуктами, непригодной для питья водой, ядовитыми ягодами, грибами. Серьезную потенциальную опасность представляют резкие изменения погодных условий, особенно в горной местности. Возможна потеря или поломка части снаряжения, утрата продуктов. Во всех перечисленных ситуациях опытный подготовленный турист, знающий особенности маршрута, умеющий безопасно организовать быт в полевых условиях, знакомый с практикой предсказания погоды, сумеет избежать опасностей.

Вывод: и на занятиях, и в походе надо быть предельно внимательным, готовым к любым неожиданностям, знать правила безопасного нахождения в природной среде и действия в случае возникновения экстремальных ситуаций.

Для этого необходимо дать юным туристам:

сведения о природе родного края;

навыки пользования основным туристским снаряжением;

знания основ обеспечения жизнедеятельности в природной среде, основных приемов передвижения и ориентирования на местности и преодоления естественных препятствий.

донести до каждого, что определяющим фактором безопасности в походе является соблюдение дисциплины.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41447. Суть гідролізу, його види. Складання рівнянь гідролізу різних солей 476.5 KB
  Суть гідролізу його види.Складання рівнянь гідролізу різних солей.Суть гідролізуйого види. Як показано в прикладі розчин став лужним внаслідок гідролізу солі СНзСООNа.
41448. OKИCHO-BIДHOBHI PEAKЦIЇ 764.5 KB
  З змiнoю cтyпeня oкиcнeння eлeмeнтiв якi вxoдять дo cклдy виxiдниx peчoвин т пpoдyктiв peкцiї xiмiчнi peкцiї мoжн пoдiлити н двi гpyпи. Цe peкцiї: пoдвiйнoгo oбмiнy бo витicнeння кoмплeкcoyтвopeння дeякi peкцiї poзклдy peкцiї iзoмepизцiї пoлiмepизцiї coцiцiї тoщo: Дo дpyгoї гpyпи нлeжть peкцiї щo вiдбyвютьcя iз змiнoю cтyпeнiв oкиcнeння eлeмeнтiв peгyючиx peчoвин т пpoдyктiв peкцiї. Tкi peкцiї нзивютьcя oкucнoвiднoвнuмu нпpиклд: У пpoцeci цiєї peкцiї cтyпiнь oкиcнeння Цинкy змiнюєтьcя вiд 0 дo 2 Гiдpoгeнy вiд 1 дo 0....
41449. EЛEKTPOЛIЗ, ЙОГО СУТЬ ТА ЗНАЧЕННЯ 1012 KB
  Суть електролізу Особливості електролізу розплавів та розчинів. Практичне значення електролізу. Суть електролізу Особливості електролізу розплавів та розчинів. : Закони електролізу вперше були сформульовані видатним англійським фізиком М.
41450. ВЛАСТИВОСТІ ГАЛОГЕНІВ. ВОДНЕВІ СПОЛУКИ ГАЛОГЕНІВ 851.5 KB
  Добування і властивості хлору. На відміну від Хлору Брому Йоду й Астату Флуор в усіх своїх сполуках виявляє ступінь окиснення тільки З електронних структур видно що в атомах Хлору Брому Йоду й Астату в зовнішньому електронному шарі є вакантні dорбіталі. πЗв'язок помітно зміцнює молекулу і тому енергія дисоціації молекули хлору СІ2 239кДж моль значно більша ніж молекули фтору F2 1588 кДж моль.
41451. ОКСИГЕНОВМІСНІ СПОЛУКИ ГАЛОГЕНІВ 837 KB
  Оксигеновмiсні сполуки хлору їх особливості.Оксигеновмiсні сполуки хлору їх особливості. Непрямим способом добуто ряд сполук Хлору з Оксигеном але всі вони нестійкі. За температури 25С порівняно стійкими є такі оксигеновмісні сполуки Хлору: СІ2О СlO2 Сl2О6 Сl2O7.
41452. СІРКА. КИСНЕВІ ТА ВОДНЕВІ СПОЛУКИ СІРКИ 877.5 KB
  Оскільки атом Оксигену містить тільки два неспарені електрони він може лише двояко сполучатись у молекули: О О і О О О й утворювати тільки дві алотропні видозміни: кисень та озон.8 Полоній Po 6s26p46d0 0137 843 254 Оксиген та кисень. Кисень проста речовина утворена Оксигеном міститься в атмосферному повітрі у зв'язаному стані Оксиген входить до складу води кварцу силікатів алюмосилікатів сполук тваринного і рослинного походження. Вперше кисень у чистому вигляді добув шведський хімік К.
41453. СІРЧАНА КИСЛОТА, ЇЇ ВЛАСТИВОСТІ, ОДЕРЖАННЯ. СУЛЬФІТИ, СУЛЬФАТИ 764.5 KB
  Biдoмo кiльк cпoлyк Cyльфypy з Oкcигeнoм. Пpктичнe знчeння мють двi з ниx: oкcид cyльфypyIV т oкcид cyльфypyVI. Oкcид cyльфypyIV дoбyвють cплювнням npocтoї peчoвини cipки бo виплювнням пipитy. Oкcид cyльфypylV yтвopюєтьcя ткoж пiд чc пepeбiгy дeякиx мeтлypгiйниx пpoцeciв пiд чc cплювння км'янoro вyгiлля дo cклдy якoгo звжди вxoдить cipк.
41454. НЕМЕТАЛИ V ГРУПИ. АЗОТ. ВОДНЕВІ СПОЛУКИ АЗОТА 672 KB
  Hiтpиди 5eлeмeнтiв I т II гpyп пepioдичнoї cиcтeми кpиcтлiчнi peчoвини дocить ктивнi cпoлyки; вoни лeгкo poзклдютьcя вoдoю з yтвopeнням лyгy й мiкy: Hiтpиди seлeмeнтiв мeтлiчнi cпoлyки. Peгyючи з вoднeм y pзi пpoпycкння eлeктpичнoї icкpи зoт yтвopює дeякy кiлькicть мiкy: Цeй cпociб дoбyвння мiкy бyв зпpoпoнoвний нiмeцьким xiмiкoм Ф. Згiднo з пpинципoм лe Штeльє для yтвopeння мiкy нйcпpиятливiшими бyдyть виcoкий тиcк i низьк тeмпepтyp. Ocкiльки з низькиx тeмпepтyp peкцiя вiдбyвєтьcя пoвiльнo тo для пpиcкopeння пpoцecy cинтeз мiкy вeдyть...
41455. ОKCИГEHOBMICHI CПOЛУKИ HITPOГEHУ 1.08 MB
  Bci oкcиди нiтpoгeнy з виняткoм N2O дyжe oтpyйнi. Oкcид нiтpoгeнyI дoбyвють нгpiвнням нiтpтy мoнiю: Moлeкyл N2O мє лiнiйнy бyдoвy дoвжин зв'язкy dNH=0113 нм dNO= 0118 нм; N2O нecoлeтвopний oкcид тepмoдинмiчнo нecтiик cпoлyк Gf0 = 104 кДж мoль. Oкcид нiтpoгeнyI бeзбpвний гз coлoдкyвтий н cмк; мє cлбкий пpиeмний зпx тeмпepтypy плвлeння 91C тeмпepтypy кипiння 88 C Bдиxння вeликoї кiлькocтi N2O викликє cтн пoдiбний дo cпянiння звiдcи йoгo iнш нзв вeceлильний гз. N2О пoгнo poзчиняєтьcя y вoдi в 1 oб'ємi H2О з...