24011

Обеспечение безопасности при проведении туристских походов

Доклад

Туризм и рекреация

При необходимости члены МКК дают советы руководителям по планированию маршрута действиям на какихлибо сложных его участках однако техническая и тактическая подготовка участников похода остается вне зоны внимания МКК. Зачастую участники выполняют задания без участия руководителя группы. Здесь причины возникновения аварийных экстремал ных ситуаций можно разделить на три группы: возникающие по вине руководителя группы; возникающие по вине детей участников похода; природные факторы и несчастные случаи в походе. В походах с детьми как нигде...

Русский

2013-08-09

18.68 KB

14 чел.

Обеспечение безопасности при проведении туристских походов

Основой обеспечения безопасности, в первую очередь, считалось обучение новичков - и детей и взрослых основам туризма, как основного фактора обеспечения безопасности. Второе направление деятельности - оказание помощи педагогам в подготовке похода и контроль за его проведением. Этими вопросами занимаются упоминавшиеся уже маршрутно-квалификационные комиссии (общественные организации) и поисково-спасательные службы (ПСС) системы МЧС. Система взаимоотношений между МКК и ПСС определена в Инструкции по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации. Туристские группы обязаны неукоснительно выполнять требования МКК и ПСС.

При необходимости члены МКК дают советы руководителям по планированию маршрута, действиям на каких-либо сложных его участках, однако техническая и тактическая подготовка участников похода остается вне зоны внимания МКК. При наличии сомнений в готовности группы к походу члены МКК могут провести проверку ее действий на местности - смотр готовности: группе предлагают задания, соизмеримые с теми ситуациями, какие будут у нее на маршруте. Зачастую участники выполняют задания без участия руководителя группы. Второй эффективный способ проверки подготовленности групп - их участие в туристских слетах и соревнованиях.

Походы юных туристов имеют свою специфику. Поэтому умести рассмотреть классификацию, основанную на особенностях детского туризма. Здесь причины возникновения аварийных (экстремал ных) ситуаций можно разделить на три группы:

возникающие по вине руководителя группы;

возникающие по вине детей - участников похода;

природные факторы и несчастные случаи в походе. Первые две группы - субъективные опасности (факторы), зависящие от поведения людей. В походах с детьми как нигде важна и ответственная роль педагога - руководителя группы. Поэтому доверят
руководство группами юных туристов можно только опытным, обладающим необходимыми личностными качествами педагогам. Част "
факторов риска, связанных с личностью руководителя, удается предотвратить с помощью членов МКК при рассмотрении материалов готовящегося похода. В первую очередь, это недостаточный туристский опыт руководителя группы. Его опыт должен соответствовать
требованиям «Инструкции по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися воспитанниками и студентами Российской Федерации».

Причиной возникновения экстремальной ситуации могут стать также такие личные качества руководителя, как неумение владеть собой, нетерпимость, раздражительность. В походе, при плотном: графике движения или в случае возникновения конфликта между участниками, эти качества могут проявиться и сыграть свою негативную роль. Здесь же можно отметить и неумение руководителя слушать детей. Своим невниманием он может невольно вывести ребенка из душевного равновесия и тем самым спровоцировать экстремальную ситуацию.

К допоходным опасностям можно отнести движение туристской группы по населенному пункту, переезд к месту начала похода на автобусе или по железной дороге. Радость от выхода в поход порой значительно снижает внимание детей. Необходимо объяснить юным туристам, что посадку и высадку из вагонов поезда надо проводить организованно, без суеты и шума, чтобы не вызвать негативного отношения окружающих. Следует исключить нахождение детей в тамбурах вагонов, ненужное хождение из одного вагона в другой. Обо всех недоразумениях и конфликтах с другими пассажирами дети должны немедленно ставить в известность руководителя.

Проявлением слабой технической подготовки руководителя может быть неверная организация движения группы на маршруте. При этом возможны чрезмерные физические нагрузки, недоступные некоторым участникам. Как следствие - быстрое их утомление, притупление бдительности и т.д.

И все же, как показывает статистика, большая часть экстремальных ситуаций в походе создается самими юными туристами. Первая причина - в их неопытности. Сюда следует отнести недостаточную физическую, техническую и волевую подготовку, неумение оперативно оказать первую медицинскую помощь себе или товарищу по группе.

В туризме существует строгое правило: слово руководителя - закон для юных туристов. Все указания и распоряжения руководителя должны быть четкими и недвусмысленными.

При выходе в поход на длительный срок (2-3 недели) происходит кардинальная смена обстановки, ребенок вырывается из привычной среды обитания, привычного ритма жизни. Романтика палаточной жизни у многих детей быстро улетучивается, как только они сравнят сон на удобной постели со сном на жесткой подстилке на земле и в спальном мешке, теплую воду в ванной с холодной водой ручья. К тому же дети часто боятся не справиться с новыми обстоятельствами, опозориться перед товарищами. Это уже серьезная предпосылка к стрессовому состоянию.

Задача руководителя группы - сгладить возможные негативные последствия резкой смены обстановки. Дети должны знать, что их ожидает в походе, должны к этому готовиться. Поскольку ничто так не угнетает, как неопределенность, еще в период подготовки к походу следует разъяснить детям особенности жизни в полевых условиях без прикрас и беспочвенных обещаний. Чем раньше ребенок поймет (с помощью руководителя и старших товарищей), что с неудобствами походной жизни можно смириться, тем легче он воспримет образ походной жизни.

Очень важный аспект безопасности - взаимоотношения с местным населением района проведения похода. В различных регионах существуют свои местные или национальные особенности образа жизни и поведения, с которыми туристам следует познакомиться в период подготовки похода и продолжить знакомство с ними непосредственно в походе. Необдуманные поступки и высказывания могут показаться обидными местным жителям, отсюда недалеко до конфликта. В населенных пунктах при встрече с их жителями следует вести себя скромно и приветливо. Такое поведение располагает к ответному радушию. В настоящее время значительно обострилась криминальная ситуация в молодежной среде.

Следует иметь в виду и опасности, возникающие от взаимодействия человека с окружающей природой: заболевания юных туристов вследствие укусов энцефалитного клеща, туляремия, отравления недоброкачественными продуктами, непригодной для питья водой, ядовитыми ягодами, грибами. Серьезную потенциальную опасность представляют резкие изменения погодных условий, особенно в горной местности. Возможна потеря или поломка части снаряжения, утрата продуктов. Во всех перечисленных ситуациях опытный подготовленный турист, знающий особенности маршрута, умеющий безопасно организовать быт в полевых условиях, знакомый с практикой предсказания погоды, сумеет избежать опасностей.

Вывод: и на занятиях, и в походе надо быть предельно внимательным, готовым к любым неожиданностям, знать правила безопасного нахождения в природной среде и действия в случае возникновения экстремальных ситуаций.

Для этого необходимо дать юным туристам:

сведения о природе родного края;

навыки пользования основным туристским снаряжением;

знания основ обеспечения жизнедеятельности в природной среде, основных приемов передвижения и ориентирования на местности и преодоления естественных препятствий.

донести до каждого, что определяющим фактором безопасности в походе является соблюдение дисциплины.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32734. Законы сохранения. Силы внутренние и внешние. Замкнутая система. Сохраняющиеся величины. Связь законов сохранения со свойствами пространства и времени 32.5 KB
  Силы внутренние и внешние. Внешние и внутренние силы Внешняя сила это мера взаимодействия между телами. В задачах сопротивления материалов внешние силы считаются всегда заданными. Внешние силы делятся на объемные и поверхностные.
32735. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Движение тела с переменной массой 36 KB
  импульс p замкнутой системы не изменяется с течением времени т. Однородность пространства проявляется в том что физические свойства замкнутой системы и законы ее движения не зависят от выбора положения начала координат инерциальной системы отсчета т. не изменяются при параллельном переносе в пространстве замкнутой системы отсчета как целого. Если система не замкнутая но действующие на нее внешние силы таковы что их равнодействующая равна 0 то согласно законам Ньютона импульс системы не изменяется с течением времени p=const.
32736. Работа переменной силы и мощность. Кинетическая энергия частицы 42.5 KB
  Работа переменной силы Пусть тело движется прямолинейно с равномерной силой под углом к направлению перемещения и проходит расстояние S Работой силы F называется скалярная физическая величина равная скалярному произведению вектора силы на вектора перемещения. Работа совершенная силой на данном участке определяется по представленной формуле d=F dS cos = = │F││dr│ cos =F;dr=FdS =FS cos =FS . Таким образом работа переменной силы на участке траектории равна сумме элементарных работ на отдельных малых участках пути...
32737. Потенциальная энергия. Виды потенциальной энергии. Связь силы и потенциальной энергии 55 KB
  Виды потенциальной энергии. Связь силы и потенциальной энергии. Рассмотрение примеров взаимодействия тел силами тяготения и силами упругости позволяет обнаружить следующие признаки потенциальной энергии: Потенциальной энергией не может обладать одно тело не взаимодействующее с другими телами. Связь силы и потенциальной энергии Каждой точке потенциального поля соответствует с одной стороны некоторое значение вектора силы действующей на тело и с другой стороны некоторое значение потенциальной энергии .
32738. Полная механическая энергия частицы. Консервативные и диссипативные системы. Закон сохранения энергии 34 KB
  Закон сохранения энергии. Механическая энергия частицы в силовом поле Сумму кинетической и потенциальной энергии называют полной механической энергией частицы в поле: 5. Консервативная система физическая система работа неконсервативных сил которой равна нулю и для которой имеет место закон сохранения механической энергии то есть сумма кинетической энергии и потенциальной энергии системы постоянна. вызывающих убывание механической энергии и переход её в другие формы энергии например в тепло консервативная система...
32739. Закон всемирного тяготения. Гравитационное поле и его характеристики. Потенциал поля. Связь между потенциалом и напряжённостью поля. Космические скорости 42.5 KB
  Потенциал поля. Связь между потенциалом и напряжённостью поля. В виде формулы это записывается так: F=Gm1m2 r2 где G гравитационная константа определяемая экспериментально 667 × 1011 Нм2 кг2 ГРАВИТАЦИОННОЕ ПОЛЕ поле тяготения один из видов поля физического посредством которого осуществляется гравитационное взаимодействие притяжение тел. Об интенсивности гравитационного поля очевидно можно судить по величине силы действующей в данной точке на тело с массой равной единице.
32740. Вывод основного закона динамики вращательного движения 29 KB
  Вывод основного закона динамики вращательного движения. К выводу основного уравнения динамики вращательного движения. Динамика вращательного движения материальной точки. В проекции на тангенциальное направление уравнение движения примет вид: Ft = mt.
32741. Момент инерции тела относительно оси. Момент инерции кольца, диска 31 KB
  Момент инерции тела относительно оси. Момент инерции кольца диска. Момент инерции тела относительно оси определяется согласно формулеи если известно pаспpеделение масс частей тела относительно оси он может быть найден прямым вычислением. Конечно с помощью компьютера интеграл можно вычислить но аналитически моменты инерции обычно вычисляют лишь для простейших случаев однородных тел.
32742. Момент инерции шара. Теорема Штейнера 39.5 KB
  Момент инерции шара. Момент инерции полого шара с бесконечно тонкими стенками. Сначала найдем момент инерции относительно центра шара. В результате находим момент инерции полого шара относительно его диаметра: .