24013

ПРАВОВЫЕ И ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ ЖУРНАЛИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Реферат

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

19 ВДПЧ: свобода убеждений и выражения их сбора и распространения информации и идей любыми средствами независимо от государственных границ.29 гарантия свободы мысли и слова свобода искать получать передавать и распространять информацию гарантия свободы массовой информации запрет на цензуру. Журналист имеет право: 1 искать запрашивать получать и распространять информацию; 2 посещать государственные органы и организации предприятия и учреждения либо их прессслужбы; 3 быть принятым должностными лицами в связи с запросом...

Русский

2013-08-09

44.83 KB

19 чел.

ПРАВОВЫЕ И ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ

ЖУРНАЛИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1.  Современное законодательство России о СМИ.

Главенствующее место в системе законодательства в области авторского права занимает Конституция РФ.

Конституция РФ в ст. 44 провозглашает свободу творчества.

Статья 71 Конституции РФ посвящена разграничению компетенции между РФ и ее субъектами по вопросам, связанным с изданием нормативно-правовых актов, связанных с регулированием отношений, возникающих по поводу результатов интеллектуальной деятельности. В частности, п. "о" ст. 71 Конституции РФ предусматривает положение о том, что принятие подобных законов является исключительной компетенцией РФ. Отсюда можно сделать вывод, что регулирование отношений, предметом которых является интеллектуальная собственность, может осуществляться только с помощью норм федерального законодательства.

До недавнего времени отношения, связанные с созданием и использованием авторских и смежных прав, регулировались специальным Законом РФ "Об авторском праве и смежных правах", принятым 9 июля 1993 г. Этот документ регулировал две группы отношений. В первую группу входили отношения, которые возникают по поводу авторских прав, во вторую - отношения по поводу возникновения и использования смежных прав, производных от авторских. Впервые в Законе нашли отражение нормы, касающиеся охраны смежных прав, и нормы, посвященные правовому положению организаций, осуществляющих коллективное управление имущественными правами авторов и владельцев смежных прав. В настоящее время названный Закон утратил свое действие в связи с принятием четвертой части ГК РФ, которая полностью посвящена результатам интеллектуальной деятельности и средствам индивидуализации. Данный документ вступил в действие 1 января 2008 г. На основании ФЗ  от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" вновь принятый документ отменял ряд специальных законов в области авторского права. Во многие документы были внесены изменения и уточнения.

Часть четвертая ГК РФ применяется только к тем правоотношениям, которые возникли после введения ее в действие. Если же правоотношение возникло раньше, то нормы части четвертой ГК РФ применяются только к тем правам и обязанностям, которые возникли после введения ее в действие. Преимущество данного нормативного акта заключается в том, что он впервые объединил в себе нормы в отношении различных результатов интеллектуальной деятельности, которые ранее содержались в различных законах. К иным источникам авторского права можно отнести специальное законодательство, касающееся отдельных объектов авторского права, а также законы, посвященные регулированию других отношений, но содержащие внутри себя отдельные нормы в области авторского права.

В качестве таких источников можно выделить:

1) Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации";

2) Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 209-ФЗ "О геодезии и картографии";

3) Федеральный закон от 6 января 1999 г. N 7-ФЗ "О народных художественных промыслах";

4) Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе";

5) УК РФ и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), содержащие составы преступлений и правонарушений, связанных с нарушением авторских и смежных прав;

6) Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (ГПК РФ), содержащий нормы об особенностях рассмотрения в суде споров, касающихся интеллектуальной собственности.

В качестве источников авторского права можно выделить и многочисленные подзаконные нормативные акты, среди которых весьма важную роль играют указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. Конституция РФ в п. "о" ст. 71 устанавливает, что принятие нормативных актов, регулирующих отношения, связанные с результатами интеллектуальной деятельности, относится к исключительному ведению Российской Федерации. Статья 1246 ГК РФ определяет, что издание нормативных правовых актов в целях регулирования отношений в сфере интеллектуальной собственности, связанных с объектами авторских и смежных прав, осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в сфере авторского права и смежных прав. В качестве таких органов в настоящее время выступают Министерство культуры РФ, Министерство связи и массовых коммуникаций РФ и Министерство образования и науки РФ.

Правовое положение указанных министерств регулируется указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, в частности:

1) Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти";

2) Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. N 289 "О Министерстве культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации";

3) Постановлением Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. N 157 "Вопросы Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации";

4) Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. N 280 "Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации";

5) Постановлением Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. N 158 "Вопросы Министерства образования и науки Российской Федерации".

В качестве источников авторского права выделяют также правовые обычаи и обычаи делового оборота.

2. Журналистика в правовом государстве. Основные принципы, направления и способы правового регулирования деятельности СМИ.

2 направления регулирования деятельности СМИ: правовое регулирование и этическое регулирование.

Правовое регулирование деятельности СМИ обеспечивают Законы о СМИ:

* местные

* национальные

* международные

Два основных международных закона: Всеобщая Декларация ПЧ; Европейская конвенция ПЧ.

В основе этих законов лежат различные концепции свободы печати:

в основе ВДПЧ -  американская концепция (1-я поправка к Конституции США провозглашает свободу печати), ст. 19 ВДПЧ: свобода убеждений и выражения их, сбора и распространения информации и идей любыми средствами, независимо от государственных границ. Согласно ЕКПЧ (европейская концепция), свобода слова несколько ограничена: 1-я половина повторяет ст. 19 ВДПЧ, 2-я часть: человек имеет право на защиту от СМИ.

Кроме того, в каждой стране, помимо общего законодательства о СМИ, имеются отдельные законы, также имеющие отношения к регулированию деятельности СМИ: о государственной тайне, об угрозе государственной безопасности,  клевете в той или иной форме, о праве граждан на неприкосновенность частной жизни (из этого положения бывают исключения - например, в США люди, занимающие высокие государственные посты, не являются частными лицами, и поэтому не подпадают под этот закон; их защищает только закон о клевете).

Различные концепции свободы печати

1)Американская: СМИ ни от кого не зависят, согласно 1-й поправке, ни Правительство, ни Конгресс не имеют права влиять на СМИ. + СМИ все больше становятся экономическим предприятием, а не просто средством распространения идей, и поэтому в США все СМИ подчиняются также Закону об экономических предприятиях

2)Английская концепция: близка к американской, но в The Bill of Rights говорится, что Парламент имеет право влиять на СМИ, и СМИ должны подчиняться решению Парламента. Кроме того, Парламент назначает комиссии, которые контролируют деятельность СМИ. 4 комиссии (их деятельность рассматривает Heritage Department - по культурному наследию):

* по жалобам на радио (Radio Complaints Commission);

* по жалобам на прессу (Press Complaints Commission);

* по жалобам на рекламу (Advertising Complaints Commission);

* независимая комиссия по ТВ (Independent TV Commission) - рассматривает очень большое количество ТВ-программ, имеет право штрафовать каналы-нарушители на 500 тыс. $

3)Французская концепция: СМИ подчиняются Конституции (принята в 1881); и Правительство, и Парламент имеют право воздействовать на СМИ

4)Немецкая концепция: СМИ подчиняются федеральным законам

В аудиовизуальной сфере - ряд законодательных организаций:

Международный Союз Электросвязи - распределяет частоты в мире (каждая страна располагает определенным набором частот). Правительство распределяет частоты внутри страны. В каждой стране - специальные организации, которые распределяют частоты. (В США - FCC, эфирное ТВ; разрешение на кабельный канал нужно получать от местных властей, и количество кабельных каналов, в отличие от эфирных, не ограничено).

В Европе деятельность аудиовизуальных СМИ контролирует ЕКПЧ + Европейская Конвенция о Трансграничном Вещании + специфические законы для европейских стран: европейские ТВ-каналы не должны показывать больше 50 % неевропейской (имеется в виду прежде всего американская) продукции; должно соблюдаться (c) (в России авторское право почти не соблюдается); не должно быть рекламы алкоголя и табака.

Этическое регулирование деятельности СМИ: прежде всего саморегулирование СМИ. Специальные профессиональные этические кодексы для журналистов, имеющие международное значение, которые вырабатывают сами журналисты.

* Международные журналистские организации - МОЖ, МФЖ (Международная федерация журналистов). + Международная Организация Издателей; Международная Организация Главных Редакторов;

* Собственные журналистские организации в разных странах: в США - Национальная Ассоциация Издателей (National Publishing Association), Национальная Ассоциация Вещателей (National Broadcasting Association), у этих организаций есть свои этические кодексы, и журналисты, которые входят в эти организации, стараются эти кодексы соблюдать; в Германии - Союз Журналистов, Союз Полиграфических Работников, Немецкий Союз Издателей Газет, эти организации выработали общий кодекс поведения (например, туда входит запрет на скрытую рекламу); во многих странах Советы по Печати, которые принимают жалобы аудитории, эти советы не имеют законодательной власти, а только моральное влияние; в Швеции назначается омбундсман - рассматривает жалобы аудитории на журналистов, пытается примирить стороны, чтобы не доводить дело до суда.

Верховенство закона. Раньше регулировала партия и правительство, а теперь правят законы. 1990 - Закон о печати СССР провозгласил свободу печати. Закон РФ о СМИ (1991) повторяет текст предыдущего Закона и также поддерживает свободу печати. После появляется около 30 законодательных актов, которые имеют отношение к правовому регулированию СМИ: о рекламе, об авторском праве и смежных правах, о государственной поддержке СМИ, закон о государственной тайне. Об основных гарантиях избирательных прав, новые варианты гражданского и уголовного кодекса. Конституция 1993 - обратное воздействие на закон о СМИ. Ст.29 (гарантия свободы мысли и слова, свобода искать, получать, передавать и распространять информацию, гарантия свободы  массовой информации, запрет на цензуру. Недопустимость злоупотребления свободой МИ (в целях преступных деяний, разглашения госуд.тайны, пропаганды войны, порнографии, насилия). Указ президента РФ и Устав правительства РФ регулирует сферы СМИ и имеют важное значение. Россия является Федеративным государством, и каждая федерация имеет право принимать свои законы. Проблемы Закона о СМИ: 

1) регистрация, учредитель, редакция, издатель,

2)распространение МИ,

3)международное сотрудничество,

4)ответственность. В США регламентация деятельности прессы проверяется не ее совместимость с конституционным постулатом.

Границы свободы печати являются индикатором терпимости общества к непопулярным взглядам и их публичным выражениям. Во Франции регулируется в текущем законодательстве.

3. Права и ответственность журналиста.

ПРАВА: Закон РФ о СМИ, 1991 год

Глава V. Права и обязанности журналиста

Ст. 47. Журналист имеет право:

1) искать, запрашивать, получать и распространять информацию;

2) посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, либо их пресс-службы;

3) быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации;

4) получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих государственную, коммерческую или иную тайну;

5) копировать, публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы

6) производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом;

7) посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях;

8) проверять достоверность сообщаемой ему информации;

9) излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах

10) отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащего его убеждениям;

11) снять свою подпись под сообщением или материалом, содержание которого, по его мнению, было искажено в процессе редакционной подготовки

12) распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью, под псевдонимом или без подписи.

Ст. 48. Редакция имеет право подать заявку в государственный орган, организацию, учреждение на аккредитацию при них своих журналистов.

Ст. 49. Журналист обязан:

1) соблюдать устав редакции

2) проверять достоверность сообщаемой им информации;

3) удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информацию, об указании на ее источник;

4) сохранять конфиденциальность информации и ее источника;

5) получать согласие на распространение в СМИ сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина;

6) при получении информации от граждан ставить их в известность о проведении аудио- и видеозаписи;

7) ставить в известность главного редактора о возможных исках и предъявлении иных требований в связи с распространением подготовленного материала;

8) отказаться от данного ему главным редактором или редакцией задания, если оно  связано с нарушением закона;

9) предъявлять при осуществлении профессиональной деятельности по первому требованию редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста;

При осуществлении профессиональной деятельности журналист обязан уважать права, законные интересы, честь и достоинство граждан и организаций.

Государство гарантирует журналисту в связи с осуществлением им профессиональной деятельности защиту его чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества как лицу, выполняющему общественный долг.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Этическая ответственность: личная (самоцензура) и корпоративная (принципы профессиональной этики – декларации, кодексы и т.д.) – все это не имеет юридической силы! Эти документы могут существовать на территориальном уровне или на уровне издания, редакции. Наказания за нарушение: муки совести, исключение из корпоративного союза, общественное порицание.

Социальная ответственность: ответственность перед обществом в целом. Журналист отвечает за слова, за материалы перед людьми. Общество требует от журналиста объективности, адекватности, оперативности и пр. Социальная ответственность нигде не закреплена, это представление общества об идеальном журналисте. Наказание - общественное порицание. Люди перестанут смотреть, читать, слушать "плохого" журналиста.

Гражданская ответственность: ответственность журналиста как гражданина перед государством и гражданами. Журналист обязан иметь гражданскую позицию. Журналист должен помогать формированию гражданского общества. Материалы должны воспитывать чувства патриотизма, любви к Родине и пр.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА

Декларация принципов поведения журналистов.  Принята на Втором Всемирном Конгрессе Международной Федерации журналистов в Бордо в 1954 году.

Провозглашается в качестве стандарта профессионального поведения журналистов в области приобретения, передачи, распространения и комментирования информации и описания событий.

1. Уважение правды и права общества знать правду — первоочередной долг журналиста.

2. Журналист обязан оперировать только той информацией, источник которой ему известен. Журналист не должен пренебрегать важной информацией или фальсифицировать документы.

4. Получая информацию, журналист должен использовать только честные методы.

5. Журналист обязан соблюдать профессиональную тайну и не разглашать источник информации.

8. Журналист должен считать серьезными проф. нарушениями: плагиат; умышленное искажение фактов; клевету, оскорбление, необоснованное обвинение; получение взятки в любой форме за публикацию материала.

Кодекс профессиональной этики российского журналиста, принят Конгрессом журналистов России в 1994

1. Журналист всегда обязан действовать, исходя из принципов профессиональной этики.

2. Журналист соблюдает законы своей страны, но в том, что касается выполнения профессионального долга, он отвергает любые попытки давления со стороны правительства.

3. Журналист распространяет и комментирует только ту информацию, в достоверности которой он убежден и источник которой ему хорошо известен.

4. При выполнении своих профессиональных обязанностей журналист не прибегает к незаконным и недостойным способам получения информации.

5. Журналист рассматривает как тяжкие профессиональные преступления злонамеренное искажение фактов, клевету, получение при любых обстоятельствах платы за распространение ложной или сокрытие истинной информации.

6. Журналист обязан уважать просьбу интервьюируемых лиц не разглашать их высказывания.

7. Журналист полностью осознает опасность ограничения, преследования и насилия, которые могут быть спровоцированы его деятельностью.

8. Журналист уважает честь и достоинство людей, которые становятся объектами его проф. внимания.

9. Журналист считает недостойным использовать свою репутацию, свой авторитет, свои профессиональные права для распространения информации рекламного или коммерческого характера.

4. Проблемы доступа журналиста к информации.

Отрывки документов, декларирующих право на доступ к информации.

Свобода информации является элементом свободы мысли и слова. Право на информацию гарантировано Конституцией РФ. : " Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом". 

В части 3 ст. 15 Конституции закрепляется обязанность органов государства официально публиковать принятые законы, т.е. доводить их до всеобщего сведения.

Закон "О государственной тайне" содержит подробный перечень сведений, отнесенных к государственной тайне. Это сведения в военной области, в области экономики, науки и техники, внешней политике и экономике, разведывательной и контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности.

Не подлежат засекречиванию сведения о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, стихийных бедствиях, состоянии окружающей природной среды, сведения в области здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, о состоянии преступности, о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина, о состоянии здоровья высших должностных лиц РФ, о фактах нарушения законности органами государственной власти РФ и их должностными лицами.

Запрещение со стороны руководства какого-либо государственного органа, предприятия или организации давать интервью СМИ, в том числе и по вопросам, касающимся деятельности этого органа или организации, не составляющим ее коммерческую или иную охраняемую тайну, является нарушением прав, закрепленных в пунктах 4 и 5 статьи 29 Конституции и статье 47 Закона "О средствах массовой информации".

Закон "Об информации, информатизации и защите информации" уже не рассматривает журналистов как особую привилегированную категорию граждан применительно к доступу к информации. Но механизм получения гражданами инф-ии был обозначен весьма схематично, а разработка конкретных процедур доступа оставлена "владельцам информации".

В федеральном законе отсутствуют четкие указания на то, в каких случаях допускается отказ в предоставлении , т. е.  решение этого ключевого вопроса отдано на усмотрение лицам, этой информацией обладающим. Никаких гарантий, кроме права обжаловать отказ в предоставлении информации в суд, федеральный закон не предусматривал.

Нормы, содержащиеся в Законе "О средствах массовой информации" подробно описывают порядок получения журналистом информации, и прямо предоставляют им ряд прав, облегчающих доступ к информации, в том числе и в чрезвычайных обстоятельствах (аварии, катастрофы, чрезвычайное положение).

В законе "О средствах массовой информации" институту аккредитации посвящена специальная статья (ст. 48). Само понятие в законе не определено. Это процедура признания полномочий журналистов применительно не только к международным организациям, но и к любым государственным органам, организациям, учреждениям, органам общественного объединения.

В соответствии со статьей 48 Закона "О СМИ" редакция имеет право подать заявку в государственный орган, организацию, учреждение, орган общественного объединения на аккредитацию при них своих журналистов. Отметим, однако, что этому праву не корреспондирует обязанность администрации, должностных лиц аккредитовать журналистов в соответствии с поданной заявкой.

Аккредитуются заявленные журналисты при условии соблюдения редакциями правил аккредитации, установленных этими органами. Таким образом, правовое регулирование аккредитации осуществляется на основе Закона "О СМИ" и правил аккредитации, утверждаемых аккредитующими субъектами.

Аккредитованным журналистам предоставляется право присутствовать на всех заседаниях, совещаниях и иных мероприятиях, проводимых аккредитовавшим их органом, за исключением случаев, когда было принято решение о проведении закрытого заседания или мероприятия.

Некоторые организации не считают нужным вводить у себя аккредитацию журналистов, мотивируя это тем, что они работают в режиме полной открытости. На деле декларируемая открытость нередко оборачивается совсем противоположным.

Нередко руководители пресс-служб возражают против введения института аккредитации, опасаясь (по разным мотивам) повышенного интереса, критики деятельности своих организаций со стороны СМИ. Не желая создавать себе дополнительные сложности, они устанавливают различные барьеры к доступу информации, используют организационные способы ее дозирования, устраивают своеобразную цензуру, осуществляя по своему усмотрению отбор "фаворитов" для предоставления информации.

Закон не устанавливает конкретных сроков предоставления информации по запросам журналистов. Если журналист запрашивает информацию от имени редакции, то запрашиваемый орган или организация обязаны предоставить запрашиваемую информацию в течение семи дней с момента получения запроса. Если объем запрашиваемых сведений, их характер или иные причины не позволяют предоставить информацию в семидневный срок, должностное лицо, которое обязано предоставить такие сведения, может принять решение об отсрочке предоставления информации. Такое решение должно быть принято в течение трех дней с момента получения письменного запроса.

Статья 10 этого же закона запрещает относить к информации с ограниченным доступом документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне.

Информация, которой располагают частные лица и организации, как правило, предоставляется лишь с их разрешения.

Законодательством предусмотрено три случая, когда частные лица и организации обязаны предоставлять информацию по запросам журналиста:

• в статье 5 Закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" закреплена обязанность предприятий и организаций предоставлять гражданам имеющуюся у них информацию о применяемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и их результатах, о качестве выпускаемых товаров народного потребления и питьевой воды, о состоянии среды обитания, эпидемиологической обстановке и действующих санитарных правилах;

• в статье 8 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" содержится обязанность банка предоставлять определенную информацию о себе

• в статьях 23 и 30 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" также содержатся положения, обязывающие эмитента предоставлять по запросам граждан и организаций  определенную информацию о себе.

Если  журналисту незаконно противодействуют в реализации прав, речь может идти и о наличии в действиях сотрудников государственного органа и работников милиции составов преступлений, предусмотренных ст. 144 УК РФ (принуждение к отказу от распространения информации, в том числе к отказу от распространения информации в форме видеозаписи) и ст. 286 (превышение должностных полномочий).

Статья  47 Закона "О средствах массовой информации" предоставляет журналистам право посещать специально охраняемые места аварий и катастроф.

Однако в настоящее время лица, не допустившие журналиста к месту аварии или катастрофы, не могут быть привлечены к уголовной ответственности за воспрепятствование профессиональной деятельности журналиста, так как из диспозиции уголовной нормы были исключены случаи воспрепятствования доступу к информации.

Журналисты имеют право присутствовать на митингах и демонстрациях (в том числе и несанкционированных), а также в местах массового скопления граждан (в том числе и специально охраняемых). Для реализации этого права не требуется получения каких-либо разрешений. Подзаконные акты не могут ограничивать права, связанные с поиском и получением информации, в том числе и журналистом, поэтому практика ограничения возможности присутствия на массовых акциях лишь на основании решений или распоряжений органов, осуществляющих охрану данной территории, неконституционна.

В соответствии со статьей 8 Закона "О государственной тайне" допускаются три грифа секретности: "особой важности", "совершенно секретно" и "секретно". Установление каких-либо иных грифов (например: не для печати и т.п.) или использование перечисленных грифов для засекречивания сведений, не отнесенных к государственной тайне, является противозаконным.

Указ Президента Российской Федерации  "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне".

Журналисты вправе обратиться в органы государственной власти, на предприятия, в учреждения с запросом о рассекречивании сведений, отнесенных к государственной тайне.

Медицинская тайна - информацию о состоянии здоровья и диагнозе заболевания и т.д.

Закон относит к коммерческой и служебной тайне сведения, имеющие действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу их неизвестности третьим лицам.

Определение перечня сведений, составляющих коммерческую тайну, находится в компетенции их обладателя. Постановление Правительства "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну"(учредительные документы, налоги, численность работников, их заработная плата и т.д.). Банковскую тайну составляют сведения о счетах и вкладах клиентов и корреспондентов банков, а также сведения об операциях по этим счетам и вкладам.

Ознакомление журналиста с данными предварительного следствия или дознания возможно лишь с согласия прокурора, следователя или органа дознания и только в разрешенном ими объеме.

Закон не устанавливает четких временных пределов действия тайны следствия

В настоящее время в России не существует закона, посвященного охране неприкосновенности частной жизни, законодательно урегулированы лишь некоторые вопросы, связанные с этой проблемой (например, охрана личной и семейной тайны).

5. Профессиональная этика журналиста.

Любая профессиональная деятельность предполагает ответственность. Преподаватель отвечает за знания учеников, повар за приготовляемые им блюда, дворник за чистоту, а журналист - за материал, за свои слова, за свою позицию. Условиями своего труда журналист поставлен в такое положение, при котором едва ли не на каждом шагу он должен, хочет он того или нет, делать выбор и нести за свое решение ответственность. Особенности нашей работы - жесткий режим времени, повышенная мобильность, эмоциональное и интеллектуальное напряжение - часто требуют немедленного принятия решений. А принимать решение, брать на себя ответственность  - это бывает очень трудно, особенно для начинающих корреспондентов. Но если у вас четко определены приоритеты, создана система ценностей, выработан некий "моральный кодекс" - т.е. вы уверены в том, "что такое хорошо, а что такое плохо" - работать станет легче.

Во многих странах мира существуют журналистские кодексы. В 1983 году на очередной консультативной встрече международных и региональных журналистских организациях были приняты так называемые "Международные принципы журналистской этики". Прежде всего, они требуют от работников СМИ правдиво и честно распространять новости и обеспечивать право людей на свободное выражение мнений и свободное получение информации.

Профессионально-этические стандарты, выработанные мировым журналистским сообществом, помогают принимать объективные решения, определяют тот коридор, в границах которого расположено ваше свободное творческое пространство. Стоит выйти за эти границы - и неизбежно возникает напряженность в отношениях с кем-то из тех, перед кем вы отвечаете за свой материал.

Это:

-     аудитория (читатели, слушатели, зрители);

- источники информации;

- герои публикации;

- авторы (при редакции чужих материалов);

- коллеги (профессиональные и служебные нормы - в чем разница?)

- власть.

Итак, какие обязанности имеет журналист перед каждой из этих групп? На основании "Кодекса профессиональной этики российского журналиста", трудов по этой теме профессора Е. П. Прохорова, доцента Г.В. Лазутиной и других ведущих специалистов в области теории журналистики можно выделить специалистов в области теории журналистики можно выделить следующие группы норм.

Журналист - аудитория

1) всемерно защищать свободу прессы;

2) уважать право людей знать правду (своевременно предоставлять им объективную и правдивую информацию о действительности, четко отделяя факты от мнений; противодействовать намеренному сокрытию общественно значимых сведений и распространению заведомо ложных данных);

3) уважать право людей на собственное мнение;

4) уважать моральные ценности и культурные стандарты аудитории (не допускать в своих работах смакование подробностей преступлений, потворство пороку, не оскорблять, в том числе и невольно, национальных, религиозных, нравственных чувств человека);

5) укреплять доверие людей к средствам массовой информации (содействовать открытому диалогу с аудиторией, предоставлять возможности ответа на критику, оперативно исправлять существенные ошибки и т.д.).

Журналист - источник информации

1) использовать при работе с источниками для получения сведений исключительно достойные и законные действия (методы нелегального получения документов, подслушивания, "скрытой камеры", "скрытой записи" используются в самых исключительных случаях, после всестороннего обсуждения, только при таких обстоятельствах, которые угрожают общественному благополучию или жизни людей);

2) уважать право физических и юридических лиц на отказ в предоставлении сведений (за исключением ситуаций, когда обязанность предоставлять информацию предоставлена законом. Но об этом - ниже.);

3) указывать в материалах источники информации (если нет серьезных оснований, хранить их в тайне);

4) сохранять профессиональную тайну относительно источника информации (если существуют веские основания для анонимности);

5) соблюдать оговоренную при получении информации конфиденциальность.

Журналист - герой

1) заботиться о непредвзятости своих публикаций (не писать о людях, отношения с которыми могут быть истолкованы как корыстные или пристрастные);

2) уважать как личность человека, ставшего объектом профессионального журналистского внимания (проявлять в общении с ним корректность, такт, выдержку);

3) уважать право человека на неприкосновенность частной жизни (не вторгаться в нее без согласия будущего героя - кроме тех случаев, когда герой является публичной персоной, а его частная жизнь вызывает несомненный общественный интерес);

4) быть верным реальности, не искажать в материале жизнь героя (любая попытка приукрасить или очернить ее усложнит его отношения со знакомыми и в их глазах дискредитирует журналистику вообще и автора публикации в частности);

5) воздерживаться в материалах от любых пренебрежительных замечаний или намеков, способных унизить человека (раса или цвет кожи, национальность, религия, болезни, физические недостатки, ироническое обыгрывание его имени, фамилии, деталей внешности, упоминание о нем, как о преступнике, если это не установлено судом).

Журналист - коллеги

(различие норм профессиональной и служебной этики)

1) уважать общность интересов и целей журналистского содружества (предпочитать их интересам и целям политических или общественных организаций; профессиональная солидарность);

2) заботиться о престиже профессии (не допускать уголовно-наказуемых действий, не принимать подарков, услуг, привилегий, которые компрометируют моральную чистоту журналиста, не использовать служебного положения в личных целях, не отказываться от публикации и не писать заказных материалов в угоду чьим-то корыстным интересам);

3) приходить на помощь коллегам, оказавшимся в трудной ситуации или попавшим в беду;

4) уважать нормативы служебных отношений (дисциплинированность и творческая инициатива, конкуренция и взаимопомощь, поддержание достойного нравственного климата в редакции);

5) уважать чужие и отстаивать свои авторские права, уважать право коллеги на отказ от выполнения задания, если оно противоречит его личным убеждениям и принципам.

Журналист - власть

1) проявлять уважение к власти как важному социальному институту.

2) оказывать информационную поддержку властным структурам (осуществлять прямую и обратную связь между ними и народом);

3) отстаивать право общественности на доступ к информации о деятельности властных структур;

4) разоблачать злоупотребления и проступки лиц, работающих во властных структурах, заботиться о точности и доказательности критики;

5) отстаивать право журналистики на независимость от власти (это важнейшее условие ответственного контроля общества за деятельностью властных структур);

6) опровергать фактами несоответствующее действительности утверждение политиков.

Как вы понимаете, нравственные принципы - не приказ, не закон, и журналисты делятся на тех, кто им следует, и тех, кто ими пренебрегает. Надеемся, все вы собираетесь их соблюдать, однако, напомним, они имеют рекомендательный характер. Но есть нормы, которые журналист соблюдать обязан, невзирая на то, нравятся они ему или нет. Это законы. Мы вкратце поговорим о самых важных законах, определяющих права и обязанности журналиста, которые действуют на территории России.

Главный Закон Российской  Федерации - Конституция содержит очень важную для СМИ статью под номером 29. Она состоит из пяти пунктов:

1) каждому гарантируется свобода мысли и слова;

2) не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, языкового или религиозного превосходства;

3) никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений, или отказу от них;

4) каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется Федеральным законом;

5) гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Журналист, как и любой гражданин, подчиняется законам своей страны. Ему важно среди прочего не нарушать и статьи Уголовного кодекса. Некоторые из них:

- ст. 212 - массовые беспорядки;

- ст. 280 - публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя РФ;

- ст. 282 - возбуждение национальной, религиозной или расовой вражды;

- ст. 354 - публичные призывы к развязыванию агрессивной войны.

До сих пор мы говорили в основном об обязанностях и ответственности журналиста. В заключении поговорим о правах. Обсудим их, основываясь на очень важном для нас Законе РФ "О СМИ". Его 47 статья так и называется "Права журналиста".

Журналист имеет право:

1) искать, запрашивать, получать и распространять информацию;

2) посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений, либо их пресс-службы;

3) быть принятым должностными лицами в связи с запросом;

4) получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;

5) копировать, публиковать, оглашать, или иным способом воспроизводить документы и материалы, при условии соблюдения требований статьи 42 настоящего закона (об авторских правах);

6) производить записи в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом;

7) посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение, присутствовать на митингах и демонстрациях;

8) проверять достоверность сообщаемой информации;

9) излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью;

10) отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащих его убеждениям;

11) снять свою подпись под сообщением или материалом, содержание которого было, по его мнению, искажено в процессе редакционной подготовки, либо запретить, или иным образом, оговорить условия и характер использования этого сообщения или материала в соответствии со статьей 42 настоящего закона;

12) распространять подготовленное им сообщение и материалы за своей подписью, под псевдонимом или без подписи.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53352. Різноманітність хвойних рослин. Значення в природі та житті людини 68.5 KB
  Мета: Продовжити формувати наукову картину живої природи на прикладі різноманітності хвойних. Ознайомити учнів із різноманітними представниками класу Хвойних особливостями їх поширення. Сприяти формуванню в учнів наукового світогляду на основі знань про різноманітність хвойних.
53353. Різноманітність та значення хвойних рослин 36 KB
  Тема уроку: Різноманітність та значення хвойних рослин. Тип уроку: комбінований Форма уроку: ділова гра Обладнання і матеріали: таблиці фотоілюстрації і малюнки що ілюструють різноманітність і значення голонасінних гербарій шишки і живі гілочки представників хвойних рослин динамічна схема Розмноження сосни картини викладені бурштином картки для опитування довідки учнів рекомендована література. Особливості будови і значення хвойних ми вивчимо сьогодні а зараз згадаємо Питання для бесіди: Які ознаки характерні для...
53354. Я ЛЮБЛЮ УКРАЇНУ! 317.5 KB
  Ми живемо в Україні, в краю, невимовно багатому на чарівні кольори і краєвиди, на дивовижні пісні, на чудову милозвучну мову, якою можна передати все на світі, описати красу і велич рідного краю. Рідною українською мовою можна висловити найпотаємніші почуття і думи, мрії кожної людини.
53355. Использование схем в документах XML 691 KB
  Схема XML, как и сам документ XML, представляет собой текстовый файл, который можно создавать и корректировать с помощью любого текстового редактора. Проверка правильности созданной схемы и проверку действительности созданного с учетом схемы документа XML проводится с помощью специализированных программных продуктов (например, программы XMLSpy).
53358. Математическое ассорти 95.5 KB
  Математика и литература не так далеки друг от друга, как многие думают С.В.Ковалевская сочитала математику с поэзией. В ней одновременно жили математик и поэт. Здесь заканчивается текст слайда 4 (слайд 5) Великий русский поэт М.Ю.Лермонтов был большим любителем математики и в своих вольных и невольных переездах из одного места службы в другое всегда возил с собою учебник математики.
53359. ІГРОВІ ТЕХНОЛОГІЇ НАВЧАННЯ 77.5 KB
  Навчальна діяльність підпорядковується правилам гри. Місце й роль ігрової технології в навчальному процесі створення елементів гри й навчання багато в чому залежать від уміння викладача функцій і класифікації педагогічних ігор. Педагогічні ігри За видом діяльності фізичні інтелектуальні трудові соціальні психологічні За характером педагогічного процесу навчальні тренінгові контрольні узагальнення пізнавальні виховні розвиваючі репродуктивні продуктивні творчі комунікативні діагностичні профорієнтаційні ...