24014

МЕДИАСОЦИОЛОГИЯ И МЕДИАПСИХОЛОГИЯ

Реферат

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Журналист обязан иметь при себе достаточный запас ручек на случай если какаялибо из них подведет в нужный момент и как минимум пару блокнотов: для записи официальных бесед и для фиксации неофициальной информации. Диктофон фиксирует ход беседы при непосредственном контакте с собеседником но не имеет возможности фиксировать мысли журналиста возникающие по ходу беседы поэтому блокнот остается непременным атрибутом журналиста всегда он помогает при переработке поступающей информации. При сборе информации он контактирует с индивидуальным...

Русский

2013-08-09

57.93 KB

5 чел.

МЕДИАСОЦИОЛОГИЯ И МЕДИАПСИХОЛОГИЯ

  1.  Профессиональное общение журналиста: творческая природа, функция, характер, содержание, правовые и этические нормы.

Для того, чтобы на практике эффективно использовать все методы, журналисту требуется немало умений и навыков для выяснения и фиксации требуемых фактов. Профессиональное общение журналиста немыслимо без технического оборудования и немалой духовной культуры.

Прежде всего, вспомним о технической оснащенности. Журналист обязан иметь при себе достаточный запас ручек, на случай, если какая-либо из них подведет в нужный момент, и как минимум пару блокнотов: для записи официальных бесед и для фиксации неофициальной информации. Диктофон фиксирует ход беседы при непосредственном контакте с собеседником, но не имеет возможности фиксировать мысли журналиста, возникающие по ходу беседы, поэтому блокнот остается непременным атрибутом журналиста всегда, - он помогает при переработке поступающей информации.

На всех этапах творческой деятельности журналист имеет дело как с индивидуальной, так и коллективной психологией, которые нельзя не учитывать.

При сборе информации он контактирует с индивидуальным сознанием и поведением источников информации, межличностным и межгрупповым общением, социальными ролями, психологическими установками, идентификацией.

При обработке информации - с психологией труда и творчества журналиста, межгрупповыми отношениями в редакции.

При передаче и распространении информации - с психологическими методами воздействия на аудиторию, с массовым сознанием, психологическими эффектами.

К тому же и сам журналист зависит от общего социально-психологического состояния среды, общественного мнения, стереотипов. Поэтому очень важно психологическое состояние журналиста, его знание психологических основ информационно-коммуникативного процесса.

Содержанием общения является взаимное познание, взаимоотношение и взаимодействие. Творческая природа профессионального общения журналиста явственно обнаруживается в умении ставить содержательные и небанальные вопросы.

Но при этом также важно как будет выглядеть журналист: вспомните пословицу, гласящую, что встречают по одежке. Вот те факторы, которые влияют на успешный исход профессионального общения: внешность, одежда, осанка, поведение.

Индивидуальный облик и выбор одежды обычно рассматриваются как свидетельство того, как человек сам себя представляет. Можно прочитать массу специальной литературы об этом, проконсультироваться с профессионалами-имиджмейкерами, но так и не понять самого главного: при выборе одежды необходимо учитывать, чтобы она подходила к случаю. Одежда, подходящая для общения в кабинетах высокого начальства, менее всего годится для разговора в слесарной мастерской. Практичность - самый важный показатель соответствия.

Практически каждый умный человек при желании может стать толковым журналистом. Но чтобы подняться над этим уровнем, став профессионалом, ему прежде всего необходимо научиться слушать собеседника.

Этому могут способствовать навыки, приобретенные упорным трудом.

Прежде всего, журналист должен направлять свое внимание, почувствовать интерес к сообщаемым сведениям.

Наблюдая за невербальными знаками, за выражениями лица и движениями человека, можно получить массу дополнительной информации.

В ходе беседы не следует давать резких оценок обсуждаемых проблем.

Прежде, чем сделать замечание или задать следующий вопрос, журналисту важно убедиться в том, что собеседник закончил свою речь.

Уточнение услышанного - верный признак того, что журналист пытается правильно понять собеседника. Поэтому не следует опасаться повторных вопросов.

Внимательно вслушиваясь в слова собеседника, проявляя неподдельный интерес к его личности, журналист поощряет его на откровенный разговор.

Итак, для журналиста одинаково вредна переоценка своих профессиональных и личных качеств, которая проистекает из-за перенесения имиджа издания на себя, и недооценка своих деловых возможностей. Избегая крайностей, уважительно относясь к аудитории как равноправному собеседнику, журналист добьется больших успехов.

Успешная деятельность журналиста зависит и от того, насколько журналист сам осознает себя журналистом. Если он не сумел в силу ряда причин обрести социальный статус, то объективно становится человеком, который как бы "застрял" между двумя социальными группами и разными культурами. Он не принадлежит полностью ни к одной. И значит, не имеет возможности самореализоваться. У него возникает чувство неуверенности, тревожности. А ведь социально-психологическая особенность профессии журналиста состоит в том, что его социальный статус, редакционное амплуа, социальные роли и имидж определяются не только личными качествами, но и внутриредакционными отношениями, взаимоотношениями с аудиторией и властью.

От того, кем ощущает себя журналист по отношению к читателю, зависит профессионализм его творческого общения. Есть три психологических типа журналистских "идеологий".

Первый основывается на утверждении, что читатель - объект управления и воспитания. Исторические корни его восходят к Н.А.Полевому, считавшему, что главная функция журналиста быть колонновожатым. Менторский тон журналиста, моделирующего общество будущего, сразу же ставит определенные барьеры в общении.

Второй психологический тип журналистской "идеологии" полагает, что журналист - прежде всего информатор. В его основе кредо Ф.В. Булгарина: "Наше дело сообщать новости, а право судить о них предоставлено публике". В этом случае журналист занимает позицию на ступень ниже по отношению к читателю, что опять же снижает эффективность профессионального общения.

Третий тип рассматриваемой "идеологии" получил название гуманитарного. Он реализуется в равноправном и уважительном диалоге журналиста с аудиторией. Профессиональное общение в этом случае наиболее оптимально: журналист психологически находится как бы внутри аудитории.

Проведенные исследования выявили в новой российской журналистике эволюцию от первого типа к преимущественно второму. Это свидетельствует о еще достаточно низком уровне взаимодействия отечественной прессы с аудиторией.

ЕЩЕ ВАРИАНТ:

Профессионал – журналист, владеющий способом жур. деятельности. Этим он отличается от любителя.

Способ деятельности – овладение практическими навыками конкретной профессии.

Метод – это сумма приемов, наиболее отвечающих подходу автора к отображению действительности и остающихся за пределами восприятия читателя. Метод есть последовательность научно обоснованных действий умственного и практического характера, необходимых для решения задач того или иного типа. «Способ творческой деятельности» - комбинация реальных составляющих деятельности, благодаря которой достигается задуманный результат. Способ деятельности всегда включает в себя те или иные методы как одно из средств деятельности. Однако в ином отношении, напротив, понятие «метод» шире.

Начальная стадия творческого акта в жур-ке: осознанная, целенаправленная познавательная деятельность, предполагающая получение достаточно надежного оперативного знания о текущей действительности.

Также необходимо сказать о творческом методе – принцип подбора, изображения и оценки фактов, явлений дейст-ти, наиболее связанный с мировоззрением автора, с концепцией жизни. ТМ находит отражение в индивидуальном стиле и идее.

Этапы жур. творчества: - формирование замысла, сбор предварительных данных; определение конкретного предмета изучения; направленное изучение предмета; выводы о существе происходящего; осознание возможных путей решения проблемы.

Есть другая градация: окончательное формирование замысла; конкретизация замысла; реализация замысла;  авторское редактирование текста.

Источники информации: факты, мнения, аналитически обработанные факты, а также человек, среда, документ, Интернет.

Существует система информирования журналистов о событиях:

1) брифинги – короткие совещания работников средств массовой информации, на которых идет ознакомление с позицией властных структур по тому или иному вопросу;

2) презентации – торжественные встречи представителей каких-либо структур с общественностью, для ознакомления с новым предприятием, новой продукцией и т.д.

3) пресс-конференции – встречи государственных и общественных деятелей, представителей науки, культуры и т. д. с журналистами;

4) пресс-релизы

5) специализированные информационные бюллетенио текущих событиях той или иной сферы действительности, издаваемые корпоративными информационными агентствами;

6) экстренные сообщения по факсу или электронной почте, поступающие в органы массовой информации от пресс-секретарей, пресс-служб, пресс-центров различных ведомств и общественных объединений.

Методы получения сведений – проработка документов. Бывают:

1) государственно-административные;

2) производственно-административные;

3) общественно-политические;

4) научные;

5) нормативно-технические;

6) справочно-информационные;

7) художественные.

Метод познавательной деятельности – беседа. Такой вид организованного речевого взаимодействия, который направляется со стороны журналиста отчетливо осознаваемыми познавательными задачами и предполагает выработку стратегии и тактики, соответствующих условиям взаимодействия.

Метод получения сведений – наблюдение. Заимствованные методы: интервьюирование, анкетирование, систематическое наблюдение, эксперимент. Метод контент-анализа. Суть метода – выделение различных единиц анализа, затем подсчитывается частота их употребления. Единица: тема, понятие, событие, личность и т. д.

Методы: - формально-логические: индуктивное заключение, дедуктивное, традуктивное (сравнение, аналогия); - содержательно-логические: анализ, синтез, гипотеза, историзм.

Профессиональное общение журналиста – это активное общение, профессиональная необходимость.

Деятельность общения = социальная природа (общесвенно политическое значение) + творческое своеобразие.

Формы общения: личная беседа, телефонный разговор, индивидуальное или групповое интервью, краткий опрос, письма.

Неформализованность общения = жесткая последовательность вопросов + импровизационная беседа.

Успех в общении: +подготовленность к разговору

+знакомство с темой

+богатство духовной и интеллектуальной жизни

Функции общения: - узнать что-то новое, установить сотрудничество

Творчество в общении: - знание предмета

- интерес к собеседнику

- твердость позиции + дискуссия

- ориентация на положительные действия

- умение задавать вопросы

- умение завоевать доверие

- использовать прием «Снятие напряжения»

Конфликты в общении:

- продуктивное преодоление противоречий (примечание Насти Ласаевоей: последнее слово какое-то не точное)

- конфликтное общение сотрудничества (общая цель  разные пути)

- конфликтное  общение противодействия

- побуждение собеседника самокритично оценить его позицию.

2. Социальная психология и журналистика.

Блоки проблем социальной психологии: группы, лидерство, межличностное общение. Для нас важна проблема коммуникатора в массовой коммуникации. Реальная и целевая аудитория - идентификация двух сфер. Социальная коммуникативность. Вопрос о рынке информации - пища и лекарство, повара и доктора, попуститель и наставник. Налаживание единого информационного языка. Формирование общественного мнения. Функции журналистики: трансляция сообщений. Создание "новой" смысловой реальности. Типы и психотипы коммуникатора. Его кредитность. Для преодоления фильтрации нужно учитывать образовательный уровень, состав аудитории, специфику канала информации. Всякая устойчивая, а не надуманная роль коммуникатора воспроизводит систему социальных ценностей.

Два типа классификации.

1.Свой, Эксперт (рационализация), Чиновник (прагматизация);

2.типаж (игрок, мистик, остраненный).

И общественные, и межличностные отношения раскрываются в общении.

В структуре общения можно выделить три взаимосвязанных стороны:

  1.  коммуникативную,
  2.  интерактивную,
  3.  перцептивную.

Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Естественно, что все эти термины весьма условны. Иногда в более или менее аналогичном смысле употребляются и другие. Например, в общении выделяются три функции: информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная и аффективно-коммуникативная.

В ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр. Все это можно рассматривать как информацию. Но человеческая коммуникация не сводится только к процессу передачи информации.

1) мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом: взаимное информирование их предполагает налаживание совместной деятельности. Направляя информацию другому участнику общения, нужно на него ориентироваться, т.е. анализировать его мотивы, цели, установки; в коммуникативном процессе происходит не простое "движение информации", но как минимум активный обмен ею; особую роль играет значимость информации.

2) обмен информацией обязательно предполагает воздействие на поведение партнера. Коммуникативное влияние, которое здесь возникает, есть не что иное, как психологическое воздействие одного коммуниканта на другого с целью изменить его поведение.

3) коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации. "Все должны говорить на одном языке". Все знаки и закрепленные за ними значения должны быть известны всем участникам коммуникативного процесса. Только принятие единой системы значений обеспечивает возможность партнеров понимать друг друга. Для описания этой ситуации социальная психология заимствует из лингвистики термин "тезаурус", обозначающий как раз общую систему значений, принимаемых всеми членами группы. Л.С.Выготский: "мысль никогда не равна прямому значения слов".

4) могут возникать коммуникативные барьеры, которые носят социальный или психологический характер. Могут возникнуть из-за того, что отсутствует единое понимание ситуации общения, вызванное не просто различным "языком", но различиями более глубокого плана: социальные, политические, религиозные,  профессиональные. Такого рода барьеры порождены объективными социальными причинами, различной принадлежностью партнеров по коммуникации к социальным группам, и при их проявлении особенно отчетливо выступает включенность коммуникации в более широкую систему общественных отношений. С другой стороны, барьеры могут носить и более "чисто" выраженный психологический характер: индивидуальные психологические особенности общающихся.

Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее - знаковых систем. Различают вербальную (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную коммуникацию (различные неречевые знаковые системы).

Социальная психология прежде всего исследует закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в реальные социальные группы. Значимость группы для личности прежде всего в том, что группа - это определенная система деятельности. Группа сама выступает субъектом определенного вида деятельности и через нее включена во всю систему общественных отношений. К психологическим характеристикам группы должны быть отнесены групповые интересы, групповые потребности, групповые нормы, групповые ценности, групповое мнение, групповые цели.

Композиция (состав), структура и динамика групповой жизни (групповые процессы) - обязательные параметры описания группы в социальной психологии.

Проблема руководства группой. Понятие лидерства относится к характеристике психологических отношений, возникающих в группе "по вертикали". Лидер призван стимулировать группу, нацеливать ее на решение определенных задач, заботиться о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены.

СМИ и социальная психология. Дэвид Огилви. Тайны рекламного двора.  Люди преданы своей марке. Возьмите сигареты. Люди курят не табак, а свою любимую марку. Табак они еще могут спутать, марку - никогда." Нью-Йоркское рекламное агентство.

Как у людей, так и среди товаров есть свои личности, а есть и безликие "никто". Образ соткан из множества черт: имени, упаковки, цены, стиля рекламы, и, главное, качества самого товара. Ваша реклама должна формировать этот образ постоянно, из года в год. Возьмите, например, виски. Почему одни предпочитают "Джэк Дэниел", а другие - "Оулд Крау" или "Тэйлор"? Может быть, люди различают виски на вкус? Не смешите меня. Суть дела в том, что у каждой марки есть свой облик, и то, что нравится одним, не подходит для других. Люди выбирают не само виски, а его образ.

Возьмите сигареты "Мальборо". Фирма, выпускавшая когда-то специально для женщин сигареты с фильтром, окрашенным в цвета губной помады или слоновой кости, пришла к выводу, что такое решение не самое удачное - ведь, в конце концов, число курящих мужчин вдвое превышало число женщин. Когда же среди курильщиков поднялась паника в связи с раковыми заболеваниями, фирма "Марлборо" решило сделать резкий поворот в сторону покупателей - мужчин, не упуская, при этом, и женщин. Первым в рекламе претерпел изменение цвет - упаковка пачек стала ярко-красной и белой. Другим новшеством было появление изображения мужчин  с волевыми  чертами лица - морков. ковбоев, рыбаков, пилотов. Нечто новое являла и татуировка у всех мужчин, изображенных на рекламе, соответствующая образу настоящего мужчины, который предпочитает всем другим сигареты "Марлборо". Благодаря рекламной кампании был создан образ марки "Марлборо", символизирующей "волнующую личность", мужественного и энергичного человека. Образ сильного и свободного ковбоя, сформированный в результате рекламной кампании, сделал сигареты самыми популярными  в  мире."

Социальная психология и СМИ. Поведение человека в составе социальных групп отличается от его индивидуального поведения. Г.Лебон называет три способа воздействия на толпу: утверждение, повторение, заразительность. "Посредством повторения идея водворяется в умах до такой степени прочно, что в конце концов она уже принимается как доказанная истина". (Г.Лебон. Психология народов и масс".) Ницше: "Упреки совести и у самого совестливого человека слабы по сравнению с чувством: "вот это и вон то противно хорошему тону твоего общества." Сложность работы с массовой аудиторией состоит в ее разобщенности как в плане физическом, так и в плане информационном. Но определенные стереотипные явления, отражающие данный срез общественной психологии, все равно наблюдаются. Так, сегодня мы имеем четкую перестройку социально-групповых идентификаций, которые стабилизируются на уровне повседневного бытового общения (семья, друзья и меньше товарищи по работе), уходя от символических общностей типа "советский народ". Более четкое представление целевой аудитории позволяет строить более эффективные сообщения для коммуникации с ней. Стереотипы. Современная жизнь носит ускоренный и многофакторный характер, кроме всего прочего и физическое расстояние разделяет людей, которые находятся в жизненном контакте друг с другом, таких, как наниматель и работающие, официальное лицо и избиратель. Нет ни времени, ни возможности для личного знакомства. Вместо этого мы замечаем характерную черту, обозначающую определенный тип, и заполняем остальную часть картинки с помощью стереотипов, которые находятся в наших головах.  

Как считают рекламисты, наилучшие результаты получаются при использовании сознательно "глупой" рекламы. Мы снисходительно смеемся над подобным сообщением, но основной в этом случае является не прямая, а косвенная передача информации, и именно там мы пропускаем в этот момент гол в свои ворота.

Когда психологи подсказали, что российский избиратель более подвержен эмоциональным, а не рациональным доводам, именно по этому пути пошла кампания Б.Ельцина.

Ниже следуют некоторые специфические приемы, используемые в пропаганде, и необходимо подчеркнуть, что большинство из них следуют тому, чему средний человек отдает предпочтение (т.е. большинство людей хотят чувствовать, что вопросы скорее просты, чем сложны, хотят, чтобы их предубеждения подтверждались, хотят ощущать, что они "принадлежат", в то время как другие - нет, и нуждаются в указании на врага, чтобы обвинить его в своем разочаровании.). В подобном случае пропагандист в большинстве обнаружит, что его предложения упали на благодатную почву, если он передает свое сообщение, принимая во внимание существующие отношения и интеллектуальный уровень своей аудитории.

1. Использование стереотипов. Представляется вполне естественной привычка относить людей к определенным "типам". Со временем эта картинка становится фиксированной и не поддается проверке опытом. Поэтому стереотипы негра, еврея, капиталиста, профсоюзного лидера, коммуниста, а также реакции членов подобных групп объясняются уже не сами по себе как уникальные индивиды, а в терминах стереотипа. В начале этого столетия сэр Чарльз Горинг из английской тюремной службы, который был против теории Ломброзо (итальянского криминалиста, считавшего, что есть особый криминальный тип с особыми физическими характеристиками), столкнулся с художником, который по памяти нарисовал портреты многих узников. Он сделал общую фотографию из этих рисунков и обнаружил, что они имеют строгое соответствие с принятым стереотипом уголовника. Но когда картина была сделана с реальных фотографий тех же людей, она уже не имела того подобия ни с рисунками, ни с популярной идеей "криминального типа". Понятно, что художник писал под влиянием стереотипа.

2. Замена имен. Пропагандист часто старается воздействовать на аудиторию, заменяя благоприятные или неблагоприятные имена с эмоциональной коннотацией на нейтральные, которые более подходят для его целей. Например, "красные" вместо "коммунистов" или "русских", "профсоюзные боссы" для руководителей профсоюзов, "боши" для немцев, "жиды" для евреев.. С другой стороны, "свободное предпринимательство" звучит лучше, чем "капитализм" сегодня, и пишущий рекламу часто старается выдать длинное и выразительное слово, чтобы скрыть относительно простой состав лекарства или косметики.

3. Отбор. Пропагандист из массы сложных фактов отбирает только те, которые подходят для его цели. Цензура является одной из форм отбора и потому является пропагандой.

4. Откровенная ложь. 

5. Повтор. Пропагандист уверен, что если он повторит сообщение с достаточной частотой, оно в свое время будет принято аудиторией. Вариантом этой техники является употребление лозунгов и ключевых слов типа "Равные права для всех", "Мир должен быть в безопасности для демократии", "Один народ, один рейх, один фюрер", "Народ и партия едины". Такие фразы, часто бессмысленные, играют большую роль в политике и рекламе.

6. Утверждение. Пропагандист редко спорит, он скорее приводит голые утверждения в поддержку своего тезиса. Сутью пропаганды становится представление только одной стороны медали, преднамеренное ограничение свободной мысли и свободного сомнения.

7. Указание на врага. Полезно, когда пропагандист может выдвинуть сообщение, которое не только за что-то, но также против какого-то реального или воображаемого врага, который предположительно мешает осуществлению воли аудитории. Нацистские кампании против евреев и плутодемократий, путем тщательного отбора целей в соответствии с традициями группы, имели двойной эффект: а) уводили агрессивность от пропагандиста и его парии, Б) усиливали внутригрупповые чувства, чем улучшали партийный дух.

8. Обращение к авторитету. Суггестия основана на обращении к авторитету. Авторитет, к которому обращаются, может быть религиозным, это может быть и известная политическая фигура, авторитет в науке или другой профессии. Например, "Доктора на основании тысячи исследований кожи установили, что Х делает вашу кожу более молодой, мягкой и прекрасной, чем когда бы то ни было!" Какие доктора? Как они измеряли "прекрасность"? Другой формой обращения к авторитету становится обращение к толпе, которая предполагает, что "все делают это", а те, кто против этого, - чужой.

3. Формы манипулятивного воздействия и борьба с ними.

Существует множество методических приемов, применяемых средствами массовой информации для влияния на сознание людей:

1)Фабрикация  фактов (прямая  ложь). Очень часто, данный метод на деле применяют политики и деятели прессы. Прямая ложь («фабрикация фактов») не применяется лишь в тех случаях, когда ее легко обнаружить;

2) Отбор  событий  реальности  для  сообщений.  Под этим методом имеется ввиду, что при  изобилии изданий и передач,  разнообразии стилей, манипуляция создает и использует одни  и те же  стереотипы  и внушает один  и тот  же  набор главных желаний;

3) Демократия  шума   -  потопление   сообщения,  которого невозможно  избежать,  в  хаотическом  потоке  бессмысленной,  пустопорожней информации;

4)Серая, черная и белая пропаганда. Это своего рода разновидности, так называемой «психологической войны». Еще во второй половине ХХ века СМИ стали использовать данные технологии; Чаще всего СМИ применяют приемы серой пропаганды. Ради них СМИ долго боролись и добились законного права «не раскрывать источник информации». Таким образом, источник не идентифицируется, и никакой ответственности СМИ за ложное сообщение не несут.

4)Большие психозы. Здесь, главная функция СМИ заключается в превращении граждан в огромную, но не собранную в одном месте толпу - через массовую культуру и единый поток информации. То есть СМИ  образуют единую сеть, которой накрывают всю массу людей, не имеющих ни времени, ни навыков для критического восприятия сообщений

4. Проблемы журналистской деонтологии.

Деонтология журналистики - раздел этики, рассматривающий проблемы долга и ответственности, нравственных принципов поведения. Актуальность этих проблем для журналистики фиксируется в исследованиях по коммуникативистике в основном сторонниками теории социальной ответственности. Новые грани этой проблемы начали возникать в условиях развития мультимедиа и информационных супермагистралей, когда переосмыслению стали подвергаться многие коренные понятия, например, авторство или текст.

Содержание этики СМИ. Классификацию этических принципов и норм можно провести по нескольким основаниям. В первую очередь разделяются правила поведения, выработанные самими журналистами, и те, что привносятся извне. Этический контроль, помимо корпоративного самоконтроля, осуществляется и внешними по отношению к прессе инстанциями. В этом же ряду стоят наблюдательные комитеты по делам прессы, которые по собственному почину формируют общественные организации, или Высший совет по защите нравственности телерадиовещания, решение о создании которого приняла Госдума России, и т.п. По содержанию внутренние и внешние этические постулаты совсем не обязательно бывают точными копиями друг друга. Согласование внутренней и внешней этических систем достижимо при условии, что у них есть общее мировоззренческое основание. Оно становится главным критерием различения «хорошего» и «дурного» поведения.

Свод этических положений в идейно-содержательном отношении подразделяется на несколько групп. В первую очередь перед создателями таких документов возникает задача сформулировать принципиальные цели, которым подчиняют свою деятельность сотрудники прессы. В совокупности они составляют своего рода деонтологическое мировоззрение журналистов (деонтология – учение о нравственном долге, от греч. deon – должное). Закономерно, что кодексы обычно начинаются с этих положений. Для примера сошлемся на кодекс Общества профессиональных журналистов – старейшего в мире объединения издателей, редакторов, репортеров и студентов-журналистов, насчитывающего тысячи членов (The Society of Professional Journalists, более известно как Sigma Delta Chi). Здесь называется главный деонтологический ориентир – просвещение общественности во имя демократии, и, соответственно, в понятие журналистского долга включаются поиск истины и всестороннее освещение событий и проблем, добросовестное и честное служение обществу, приверженность этическим принципам профессионального поведения. Альтернативой такой постановке целей было бы возвышение личных или групповых интересов в ущерб общественному благу. Базовые установки детализируются в трактовке отношений, которые складываются у работников СМИ в процессе их деятельности. Таковы, в частности, отношения по линии журналист – граждане (население, аудитория). Не перечисляя все возможные версии поведения, воспроизведем некоторые фрагменты из кодекса, принятого Союзом журналистов России. В нем указывается, что журналист распространяет только ту информацию, в достоверности которой он убежден и источник которой ему известен. Он избегает нанесения кому бы то ни было ущерба, вызываемого неполнотой или неточностью информации, сокрытием общественно значимых или распространением заведомо ложных сведений. В его сообщениях проводится различие между фактами и мнениями, версиями, предположениями, хотя сотрудник СМИ не обязан быть нейтральным. Он противодействует экстремизму и ограничению гражданских прав по любым признакам, включая признаки пола, расы, языка, религии, политических и иных взглядов и др. Как видим, здесь развивается тезис об общественной ценности и полезности журналистского труда, прежде всего в смысле соблюдения безопасности населения. Другая сторона отношений журналист – граждане представлена стремлением сотрудников СМИ сохранить свою независимость от внешних влияний. Российский кодекс категорически исключает получение корреспондентом платы за распространение ложной или сокрытие истинной информации, а также получение любых вознаграждений от третьих лиц за публикацию материалов. Статус журналиста несовместим с занятием должностей в органах власти и управления и политических организациях, с использованием оружия и рекламной деятельностью. К сожалению, именно данные нормы оказались наименее жизнеспособными в сегодняшней практике отечественных редакций.

Отношения журналист – источник информации охватывают два рода норм: тех, что касаются конфиденциальности лиц, предоставивших сведения, и тех, что затрагивают интересы героев публикаций. Запрет на раскрытие источника конфиденциальной информации почти не знает исключений, в российском кодексе даже говорится об уважении просьбы интервьюируемых лиц не разглашать официально содержание их высказываний (что, правда, не равносильно обязательному выполнению такой просьбы). Подобным же образом охраняются честь, достоинство и репутация героев публикаций. Считаются этической аномалией намеки на расу, цвет кожи, физические недостатки человека, если это не связано напрямую с содержанием сообщения. Этические правила строго оберегают от необоснованного вторжения в частную жизнь человека. 

В отношениях журналист – журналист на первый план выходят правила честной конкуренции и сотрудничества. В дополнение к строгому соблюдению авторских прав, защищенных законодательно, существуют нормы, которые не отражены в нормативных актах. В целом хорошим тоном считается ссылка на чужой вклад в работу, даже если дело не касается авторских прав в их юридическом понимании.

В комплекс этических предписаний входит открытость редакций и отдельного журналиста для оценки их деятельности. Сказанное, прежде всего, относится к восприятию критики со стороны аудитории. Снобистское пренебрежение реакцией потребителей продукции СМИ не только невежливо, но и нерационально.

Журналисты подотчетны своим читателям, слушателям, зрителям и друг другу. Журналисты должны:

Ø      разъяснять и комментировать информацию, быть готовы к диалогу с общественностью по вопросам журналистской этики;

Ø      поощрять общественность к высказываниям критических замечаний в адрес средств массовой информации;

Ø      признавать свои ошибки и с готовностью исправлять их;

Ø      публично разоблачать нарушения журналистами и средствами массовой информации профессиональной этики...

Органами самоконтроля журналистская корпорация признает Совет по профессиональной этике Союза журналистов России и соответствующие советы (комиссии) региональных союзов. Никакие иные органы или организации не имеют на это полномочий. С другой стороны, нарушение норм этических кодексов не может служить основанием для привлечения журналиста к дисциплинарной, административной или иной ответственности. Так записано в особом документе Союза журналистов – Положении о принципах и системе общественного контроля за соблюдением журналистами положений Кодекса профессиональной этики российского журналиста. Союз утвердил и Положение о Большом Жюри – своего рода верховном этическом суде, который рассматривает конфликтные ситуации, возникающие в связи с исполнением членами корпорации профессиональных обязанностей. В состав этого органа саморегулирования входят – разумеется, на общественных началах – авторитетные члены Союза, обладающие безупречной репутацией. Но не надо думать, что возможность оценивать поведение коллег закреплена только за специальными инстанциями. Ею в той же мере обладают и редакционные коллективы, и отдельные журналисты. Правда, у них нет права официально вводить в действие какие-либо санкции против нарушителей этических норм.

В заключение приведем содержание Декларации принципов поведения журналиста (Международная федерация журналистов). Она была принята в 1954 г. (частичные изменения внесены в 1986 г.) и с тех пор рассматривается мировым профессиональным сообществом как признанный стандарт для сотрудников СМИ:

1.        Уважение правды и права общества знать правду – первоочередной долг журналиста.

2.        Осуществляя профессиональную деятельность, журналист обязан отстаивать принцип свободы при честном сборе и публикации информации и права на честный комментарий и критику.

3.        Журналист обязан оперировать только той информацией, источник которой ему известен. Журналист не должен пренебрегать информацией или фальсифицировать документы.

4.        Получая информацию, фотографии и документы, журналист должен использовать только честные методы.

5.        Журналист должен сделать все возможное для исправления или опровержения информации, которая может нанести серьезный ущерб.

6.        Журналист обязан соблюдать профессиональную тайну и не разглашать источник информации.

7.        Журналист должен отдавать себе отчет в той опасности, которую таит в себе призыв к дискриминации, распространенный через СМИ, и должен сделать все возможное для того, чтобы избежать даже невольного стимулирования дискриминации на основе расы, пола, сексуальной ориентации, языка, религии, политических или иных взглядов, национального и социального происхождения.

8.        Журналист должен считать серьезными профессиональными нарушениями:

Ø      плагиат;

Ø      умышленное искажение фактов;

Ø      клевету, оскорбление, необоснованное обвинение;

Ø      получение взятки в любой форме за публикацию (непубликацию) того или иного материала.

9.        Журналист, достойный этого высокого звания, считает своим долгом добросовестно выполнять вышеизложенные принципы. Действуя в рамках законодательства своей страны, журналист при решении профессиональных вопросов признает только юрисдикцию коллег, в том числе и в случае вмешательства в такого рода вопросы правительства или других ответственных лиц.

5. Социология и журналистика: изучение и использование социологических данных.

Журналистика –   вид общественной деятельности по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной информации  через каналы массовой коммуникации (пресса, радио, телевидение, кино и др.).

Методы социологического изучения общества

Наряду с теоретическими, общенаучными методами – анализ, синтез, дедукция, индукция, компаративистика и т.д. – социология широко применяет специфические эмпирические методы, такие как:

-наблюдение

-эксперимент

-опрос

-интервью

-контент-анализ

-глубинные интервью

-фокус-группы

-и др.

Указанные социологические методы применяются во всех отраслях социологического знания, в том числе и в социологии журналистики. В частности, для изучения:

-аудитории СМИ и общественного мнения

-журналистского текста

-субъектов массово-коммуникационной деятельности

Кроме того, так называемые конкретно социологические методы в упрощенном виде используются непосредственно журналистами в повседневной практике.

Социологические исследования аудитории и общественного мнения

1.Аудитория СМИ: понятие, виды, характеристики

Аудитория –  (от латин. auditorium - место для слушания) – специальный социологический термин, который обозначает устойчивую совокупность людей, возникающую на основе общности их информационных потребностей, интересов, а также форм, способов и каналов удовлетворения этих потребностей.

Аудитория может классифицироваться по ряду объединяющих признаков:

-вид СМК (ТВ, радио, печатные СМИ, Интернет и т.п.)

-конкретное СМИ (газета, журнал, программа  и т.п.)

-жанр (аналитика, новости, юмор)

-рубрика

-и т.д.

Целевая аудитория – совокупность индивидов, объединенных общими социально-демографическими,  экономическими, культурными и иными характеристиками, на которую рассчитывают создатели духовного и/или материального продукта, в том числе журналистского текста.

Потенциальная аудитория – совокупность индивидов, имеющих возможность получать сообщение (тех, кто имеет доступ к определенному источнику информации).

Реальная (актуальная, фактическая) аудитория – совокупность индивидов,  получающих сообщение (реальные читатели, слушатели, зрители и т.д.).

Иногда выделяют еще и так называемую «понимающую» аудиторию – совокупность индивидов, достигающих определенной степени понимания и запоминания информации.

Задачи исследований аудитории:

-определение количественного и качественного состава аудитории

-выявление мнений и отношений аудитории к СМИ

-получение дополнительного канала обратной связи аудитории с редакцией

-установление взаимозависимостей объективных и субъективных признаков аудитории с другими переменными

-маркетинговые задачи

Социологические методы исследования аудитории СМИ:

-опрос (интервью и анкетный опрос; телефонный, очный, Интернет-, СМС-опрос; уличный, в местах событий, домашний)

-дневниковые исследования

-технических замеров

-наблюдение

-фокус-группы

Количественные исследования почти всегда проводятся на определенной выборке, предполагающей генерализуемость, то есть возможность переносить выводы на всю совокупность объектов исследования, или генеральную совокупность.

Выборочная совокупность – часть объектов генеральной совокупности, отобранных с помощью специальных приемов для получения информации обо всей совокупности в целом.

Основные виды выборки:

-сплошная

-репрезентативная (одноступенчатая, многоступенчатая, квотная и т.п.)

-целевая

-стихийная

Фокус-группа – вид группового интервью, предполагающий выявление относительно узкого круга реакций респондентов:

-содержание конкретного материала (как понят, какие чувства, мысли вызывает и т.п.)

-оформление газеты

-идеологическая направленность издания

-и т.д.

Полнота и достоверность знаний об аудитории являются залогом успешной деятельности редакции и в коммуникативном, и в экономическом отношении.

Общественное мнение и методы его изучения

Общественное мнение - совокупность суждений и оценок, характеризующих консолидированное отношение массового сознания к наиболее значимым и актуализированным проблемам, событиям и фактам общественной жизни.

Формированию общественного мнения (стихийному или целенаправленному) способствует перенесение знаний с уровня специализированного сознания на уровень массового.

Общественное мнение формируется на основании тех фрагментарных знаний, которые случайно или целенаправленно оказались включенными в сферу массового сознания.

Формирование общественного мнения – способ существования массовых коммуникаций, которые действуют на него посредством информации и внедряют в него определенную, заданную социальными субъектами систему ценностей.

В современном обществе основным институтом по формированию общественного мнения являются массовые коммуникации, оказывающие влияние через свою аудиторию.  

В данном случае можно говорить также об обратном влиянии общественного мнения на субъектов массовой коммуникации и журналистской деятельности как на членов общества.

Из реферата

Социологические подходы, которые использует непосредственно журналист, можно разделить условно на два варианта: использование социологический источников и социологические методы сбора информации.

социологические источники. Журналист может брать их за основу своего исследования, использовать как иллюстрационный материал для более полного раскрытия своей темы, или использовать разные данные исследований для сравнения. Социологические данные и просто могут быть оперативным, «событийным» поводом для подготовки журналистом публикации, передачи, своеобразным творческим импульсом.

Журналист может и использовать свои наблюдения, накладывая их на данные социологов.

Журналист не только ищет тему, но и корректирует ее интересность под аудиторию на основе опросов общественного мнения.

Экспресс-опросы по случайной выборке (телефонные, уличные и т.д.) сейчас часто применяют радиожурналисты, часто мы их можем увидеть как подтверждающие какую-то мысль журналиста в ТВ-репортаже, в газете они встречаются реже.

В журналистике также может использоваться методика структурализованного наблюдения. В случае с социальным экспериментом журналист обращается к экспериментальному методу. Также для подготовки обзоров может, конечно, применяться метод контент-анализа или некоторые его элементы.

"Общественное мнение". Термин возник в Англии и с конца 19 века стал активно использоваться в науке. Он несет, по крайней мере, две смысловые нагрузки: во-первых, это социальный институт, специфический механизм принятия решений на различных уровнях жизни общества, во-вторых, это суждение, разделяемое более или менее широким кругом людей по поводу различных событий, явлений общественной жизни. Предметом общественного мнения служит любое событие, действие, факт в сфере экономики, политики или культуры, которые хотя бы на короткое время приобретают общественную значимость. Это может быть принятие закона, смена должностного лица, введение или отмена налога, художественная выставка, публичное выступление какого-либо лица, шаг или жест "первой леди" и т.п. Данное событие может иметь как общенациональный, так и локальный резонанс. Общественное мнение, кроме того, всегда формируется в рамках тех или иных социальных общностей: территориальных, возрастных, профессиональных и других.

"Общественное мнение" как термин почти всегда несет в себе элемент неопределенности именно в том смысле, который придавал ему в физической теории Вернер Гейзенберг, введший это понятие в научный оборот. Действительно, есть не так уж много вещей в мире социальных явлений, по поводу которых люди имеют вполне определенные, устойчивые взгляды, да и то суждения о них, как правило, выходят за пределы того, что обычно называют общественным мнением. Это представления и взгляды, отражающие принципы, ценности, нормативные высказывания. В большинстве же случаев мнения людей носят весьма приблизительный, условный характер и в значительной мере зависят от способа выявления этого мнения и контекста. Общественное мнение - всегда в той или иной степени оценка фактов общественной жизни, в нем выражается то или иное отношение к ним, и в этом смысле общественное мнение всегда неоднородно, дискуссионно, что дает повод вообще усомниться в существовании объективного критерия для определения данного понятия.

Наконец, необходимо отметить фундаментальное свойство общественного мнения: оно не имеет естественного механизма самообнаружения. В качестве механизма его выявления выступает социологическая исследовательская процедура. Мы привыкли к тому, что общественное мнение бывает представлено в виде результатов социологических опросов, и, кажется, забыли, что в другом виде оно просто не имеет репрезентации. Действительно, того, что мы обозначили вначале как суждение, разделяемое более или менее широким кругом людей по поводу тех или иных событий в обществе, в реальности просто не существует. Конечно, в сознании каждого конкретного индивида может существовать то или иное мнение по данному поводу. Точно так же в рамках некоторой социальной общности это мнение может иметь тенденцию к усреднению. Вот эту "среднюю" величину и обнаруживают социологи. Таким образом, можно утверждать, что общественное мнение в том виде, в котором мы привыкли его представлять, есть в значительной степени продукт применения социологической исследовательской процедуры, в создании которого принимает участие не только субъект, носитель общественного мнения, но и его исследователь.

Что исследователь может спросить у респондента? В каких смысловых структурах может быть зафиксировано общественное мнение? Б.А.Грушин выделяет три компоненты общественного сознания: 

- рефлексивная компонента выражает информативную сторону сознания; в ней отражается знание, представление человека о мире;

- оценочная (эвалюативная) компонента выражает оценки, отношение человека к миру, событиям и процессам в нем;

- практическая компонента отражает деятельное, практическое отношение человека к действительности.

Общественное мнение является формой общественного сознания, в которой выражена наряду с другими непосредственно оценочная компонента. Тем не менее нельзя сводить общественное мнение, как это часто делается, лишь к выражению оценок, отношения к тем или иным сторонам действительности. В общественном сознании все три компоненты, естественно, не разделены перегородками, и любое высказывание может нести все три из них в разной степени выраженности.

6. Методы изучения общественного мнения в журналистике.

(см. предыдущий вопрос)

Деятельность СМИ может быть рассмотрена во взаимоотношениях с самым разными социальными субъектами и институтами (государством, партиями, наукой, религией и др.). Однако важнейшие - связи с общественным мнением. СМИ участвуют в становлении, развитии и функционировании больших социальных общностей. К числу регуляторов жизни общностей относится и общественное мнение. В наше время общественному мнению не обойтись без массовых коммуникаций.

Информирование - базовая функция СМИ по отношению к общественному мнению. Его функционирование требует и оперативного, и фундаментального информационного обеспечение - т.е. сведений по конкретному вопросу, с одной стороны, и более основательных знаний о существе вопроса, с другой. Низкая гражданская культура нашего общества предполагает и постоянное информирование о нормах и формах самой процедуры обмена мнениями.

Для того, чтобы общественное мнение "состоялось" как таковое, его нужно выявить, а для начала  - сфокусировать внимание людей на определенном вопросе.

Функцию выявления общественного мнения СМИ могут выполнять разными путями. Традиционные журналистские методы - преимущественно качественные, а не количественные. Раньше основной формой были встречи с читателями, зрителями, поездки по стране. Материалы о таких встречах обязательно публиковали. Эта форма сейчас утрачена, так как сократился аппарат собственных корреспондентов, который тоже был каналом выявления ситуации в регионах. Еще одна форма, может быть, несколько парадная, на дававшая интересные результаты, - круглые столы, вокруг которых собирались люди из разных регионов, разных профессий, социальных слоев. Круглые столы были направлены на выявление различных точек зрения.

Традиционный путь - анализ почты, поступающей самотеком. Современные способы, дающие надежную картина распространения тех или иных точек зрения, - зондажи и опросы аудитории. В современной журналистике почти не применяются, к сожалению, традиционные качественные методы изучения общественного мнения. За последнее десятилетие получили большое распространение количественные методы: опросы. В 90-е появились специальные фирмы, которые изучают поведение людей, аудитории СМИ. Это называется медиаметрическими исследованиями, которые родились как ответ на потребности рекламодателя. Стоимость рекламного контракта - вот что движет этими исследованиями. Опросы, связанные с изучением интересов людей, проводятся реже и на недостаточно репрезентативных выборках (около 2000). Телевизионные каналы приобретают тоже преимущественно медиаметрическую информацию, в которой их интересует рейтинг (величина аудитории данного СМИ, взятая в определенных рамках). Собственно общественное мнение практически не исследуется. Пропала культура работы с редакционной почтой. Между тем, редакционная почта, обработанная с помощью количественных методов, может дать представление об общественном мнении. Сегодня на ТВ и радио предлагаются формы интерактивного общения, когда зрителям или слушателям предлагают ответить на какой-то вопрос. Но эта форма не репрезентативна.

Выражение общественного мнения - важнейший момент во взаимоотношениях журналистики и общества. Свободный обмен информацией тем и важен для общества, что обеспечивает верное отражение его собственного состояния, часть которого - общественное мнение. Эта функция выполняется под действием острейших противоречий: между позициями тех, кто издает газету или делает программу, и тех, кого они имеют в виду как аудиторию. Между правом СМИ на отбор информации и ответственностью за правдивое отражение реальных общественных состояний.

Общественное мнение может быть оглашено, обнародовано в разных формах - обобщенных и традиционно-персонализированных.

Общественное мнение — совокупность индивидуальных отношений и верований, которая характеризует совершеннолетних граждан.

В России изучением общественного мнения занимаются:

• Всероссийский Центр Изучения Общественного Мнения (ВЦИОМ)

•  исследовательский холдинг РОМИР (Российское общественное мнение и исследование рынка)

• Фонд «Общественное мнение»

• Международный TNS Gallup

Применение социологических данных в журналистике: 1) проектирование и оценка деятельности СМИ; 2) определение целевой аудитории, ее величины и особенностей; 3) планирование работы редакции; 4) подготовка аналитических материалов (анализ социальных процессов); 5) определение подходов к изучаемым проблемам.

Все методы делятся на качественные и количественные.

Качественные ориентированы на выявление глубинных характеристик изучаемого объекта, обнаружение тенденций и факторов.  Количественные на измерение и соотношение выявленных факторов и характеристик.

Методы :

Выборка

Отбор группы единиц опроса, которая должна представить совокупность людей, мнение которых стремится узнать исследователь.

Два метода отбора: случайный(более научный) и неслучайный(менее формальный.

Случайный отбор дает каждому представителю населения возможность быть включенным в выборку.

Четыре типа случайного отбора :

1. Простая случайная выборка. Составляется общий список населения, по принципу случайности отбирается нужное количество единиц.

2.  Систематизированная случайная выборка. Похожа на простую случайную выборку. Но здесь есть  случайная начальная точка в общем списке населения и шаг отсчета.

3. Стратифицированная случайная выборка. Используется для изучения разных сегментов групп населения.

4. Выборка, сформированная путем кластерного отбора. Разделение населения на небольшие однородные подгруппы , потом соответственный репрезентативный отбор от каждой из них потенциальных респондентов.

Неслучайный отбор. Два вида :

1. Пригодные выборки. Неструктурированные, несистематизированные выборки. Цель - уточнить мнение или точку зрения (Напр.: журналистские интервью на улице).

2. Квотные (целевые) выборки. Подбор респондентов по определенным характеристикам. Квота устанавливается пропорционально доле каждой из групп в общем составе населения.

• Анкетирование (количеств.)

Цель - получить стандартизированные ответы, чтобы на их основе сделать обобщенные выводы о количественных и качественных характеристиках предмета анализа

Правила построения анкеты:

1. Включать вопросы, которые помогут в достижении поставленной цели.

2. Написать вступление, где указано, кто и с какой целью обращается, подчеркнуть конфиденциальность информации.

3. Структурированные, закрытые вопросами.

4. Доступные и конкретные вопросы.

5. Не объединять два разных вопроса в один.

6. Вопросы должны охватывать проблему целиком.

• Интервью

Виды интервью: Экспресс- опрос и фокус-группа.

Групповые (фокус – группы) (качеств.)

1. Участники группы репрезентуют территориальную, социально-экономическую, социально-демографическую совокупность людей

2. При организации фокус-группы следует придерживаться условий:

• Точное определение задачи и аудитории.

• Укомплектованность группы.

• Опытный координатор .

• Наличие плана дискуссии.

• Наличие соответствующего помещения(комфорт)

Экспресс- опрос( уличное или телефонное интервью)( количеств.)

Возможность максимально оперативно получить информацию об общественном настроении, реакции людей на события. Полученные сведения не могут рассматриваться как репрезентативные.

• Анализ (качественно-количественный)

Вырабатываются рекомендации для дальнейшей работы. Надежность рекомендаций зависит от:

• степени репрезентативности;

• объема выборки;

• удачной формулировки вопросов анкеты

• корректного выполнения своей работы интервьюерами.

Контент-анализ -  дает хорошие результаты для анализа редакционной почты, любых совокупностей однородных документов.

• Наблюдение (качественное)

В его основе - способность человека к восприятию предметно-чувственной конкретности мира в процессе аудиовизуальных контактов с ним. Активно используется в репортерской практике. Включенное наблюдение в журналистике зачастую отождествляют с экспериментом.

Типы наблюдений: стандартизированное и свободное, включенное и не включенное, открытое или инкогнито, лабораторное или полевое


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60951. Реформація в Німеччині. (урок з використанням мультимедійних технологій) 97.5 KB
  Мета: зясувати суть Реформації причини її поширення в Німеччині розвивати навички роботи з підручником вчити аналізувати та узагальнювати історичний матеріал; виховувати толерантне ставлення до поглядів переконань думок інших.
60955. РОЗГАЛУЖЕНІ АЛГОРИТМИ. ОПЕРАТОРИ ВИБОРУ 70.5 KB
  Структура умовного оператора. В Паскалі такими засобами є умовний оператор і оператор варіанту. Кожный умовний оператор припускає виконування однієї з двох дій в залежності від істинності деякої умови.
60956. КЛАСИФІКАЦІЯ КОМПЮТЕРНИХ МЕРЕЖ 91.5 KB
  За правом доступу до ресурсів виділяють такі види компютерних мереж: персональні PN англ. Персональна мережа обєднує власні електронні пристрої користувачів персональні компютери ноутбуки кишенькові компютери мобільні телефони смартфони комунікатори тощо...
60957. 8 Березня – свято весни 51 KB
  Кожна команда отримує назву страви і конверт з інгридієнтами що входять до неї або ні. Переможець: команда що дасть правильну відповідь. Виграє та команда у якої буде правильна відповідь Лунає аудіо запис пісні...