24017

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ

Реферат

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Новостные блоки в СМИ и начинаются с сенсаций делая безнадежными поиски смысла в эфире. Общественное мнение и СМИ: диалектика взаимодействия.Индивидуальную картину мира человека создают СМИ. Уклон в развлечение во всех СМИ особенно в ТВ.

Русский

2013-08-09

73.5 KB

3 чел.

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ

  1.  Информация в жизни общества. Роль информации в осуществлении социальных связей, формировании и развитии массового сознания и социального поведения.

(кибернетика – наука о сложных самоуправляемых системах, к которым относится человеческое общество)

Механизм программы действий человека: получение информации о событии – объяснение его – перебор вариантов последствий – перебор вариантов реагирования – выбор варианта – решение о действии – действие. Все, что предшествует решению о действии, называется «мнением».

Мнение рождается на основе:

- исходного сообщения

- проективного мышления человека (умения заглядывать вперед)

- «камеры эталонов» в сознании личности  - полученные раньше знания, нормы и ценности. (Сознание состоит из знаний, ценностей и норм – далее ЗНЦ). С ними соотносится и сравнивается вся поступившая в мозг информация. «Камера эталонов» личности как раз и формируется на основе массовой информации и одновременно является частью массового сознания.

Таким образом, массовая информация формирует массовое сознание.

Чем ярче личность, тем интереснее ее мнение другим. Мнения озвучиваются, обсуждаются, дорабатываются, происходит процесс общего выбора и формирование общественного мнения. ТО общественное мнение – не часть массового сознания, а продукт.

Массовое сознание – это слой общественного сознания (так же, как массовая информация – слой социальной информации), противопоставленный специализированному, групповому сознанию. МС обеспечивает необходимый уровень интеграции человечества, сохраняя его как целостную систему. Это очень важная роль.

НО! Компоненты массового сознания не существуют в сознании человека изолированно, они сосуществуют с компонентами национальных, классовых, профессиональных и прочих разновидностей специального, группового сознания, да притом еще и не даются человеку готовыми. Формирование их в нормальных условиях идет как напряженные духовные искания (выбор), сопровождающие становление личности и выступающие одной из сторон ее социализации.

Т.е.  развитие личности связано с выбором, то есть с осознанием альтернатив, существующих при принятии решений, и предпочтением одной из них в любой социально значимой ситуации.

Социально значимая ситуация - формирование и воспроизведение в новых поколениях массового сознания – ключевого участка в механизмах общественной саморегуляции.

Чтобы была возможность выбора, фонды массовой информации (накопленные предыдущими ЗНЦ) д/б шире массового сознания (по ассортименту ЗНЦ, чтоб было из чего выбирать). Фонды постоянно пополняются новыми информационными продуктами, несущими в себе варианты знаний, ЗНЦ. Это необходимые условия для развития массового сознания общества при сохранении его преемственности.

Нарушения описанных выше закономерностей развития масс сознания (типы кризисов):

Когда процесс духовных исканий вытесняется принудительным внедрением в сознание личности определенных ЗНЦ, массовое сознание теряет возможность обогащаться – наступает застой в обществе.

Бывают разные формы взаимодействия социальных групп – от сотрудничества до борьбы. Общезначимость массового сознания зависит от разницы групповых интересов. В зависимости от этого иногда бывает так, что все информационные продукты (даже самые невинные типа песен о любви) приобретают идеологический заряд, связанный с ЗНЦ определенных политических сил. И уровень общезначимости МС очень низок – все групповые сознания слишком разобщены. Тогда – войны, революции и прочее.

  1.  Многообразие интересов и потребностей различных социальных групп. Структура массовой информации.

Производство массовой информации всегда осуществляется на 2-х уровнях: спонтанно и организованно. Спонтанно – создателем ее может стать практически каждый. Организованно – институционально.

В результате в обществе образуются как бы 2 слоя МИ: один – спонтанно производимый и стихийно распространяемый самими массами, другой – производимый специалистами и распространяемый по специально созданным открытым каналам, выходящим в рассредоточенную аудиторию.

Дифференциация производства массовых информационных продуктов, а с другой – к его интеграции.

МИ в современном мире существуют в 3-х формах.

1) пассивной - тексты «до востребования»: живущие в информационных хранилищах, ждут своего часа передать адресату «законсервированную» в них информацию

2) непроизвольной активности, когда она циркулирует по каналам неструктурированных межличностных коммуникаций, попадая туда непосредственно от создателей, чаще всего остающихся неизвестными

3) произвольной активности, когда ее предлагают специально созданные социальные институты в виде динамической, регулярно пополняющейся совокупности информационных продуктов, движущейся по структурированным каналам коммуникаций, принципиально доступным для всех. Эта совокупность = массовые информационные потоки. 

Главным образом это современные, институционально созданные тексты, однако по мере необходимости сюда вовлекаются и тексты из «глубинных пластов» МИ, и тексты, родившиеся спонтанно. МИП – это способ актуализации существования МИ, каково бы ни было ее происхождение, к какому бы слою она ни относилась.

У человеческого общества как кибернетической системы множество потребностей.

1) в формировании массового сознания – инварианта общественного сознания, которое играет роль «камеры эталонов» при освоении вновь поступающей информации;

2) в приеме и оперативном распространении сведений об общественно значимых изменениях действительности;

3) в самоопределении общественного мнения – оперативной программы реагирования общества на изменение условий существования;

4) в своевременной выработке и распространении «команд» – разного рода управленческих решений, принимаемых специальными институтами управления с целью побудить массы к соответствующим практическим действиям;

5) в поддержании необходимого жизненного тонуса общества – такого психофизиологического состояния людей, при котором в случае нужды легко возникает и реализуется готовность к действиям;

6) в поддержании необходимого уровня межгрупповых контактов – оно служит гармонизации общественных и групповых интересов, повышающей степень согласованности общественных практических действий;

7) в оказании помощи членам общества в связи с возникающими у них проблемами делового или частного характера, поскольку они способны нарушать гармонию общественных, корпоративных и личных интересов, отрицательно сказываясь на согласованности практических действий масс.

Классификация текстов по назначению, функциональной направленности:

1) тексты, призванные стимулировать духовные искания людей, ведущие к формированию массового сознания

2) тексты, оповещающие об измененинях действительности (события и проблемы).

3) тексты, знакомящие с различными мнениями.

4) административные/управленческие тексты (решения власти, рассчитанные на управление поведением масс)

5) рекреативные тексты – развлекательные

6) тексты, дающие возможность знакомиться со знаниями, ценностями различных групп.

7) тексты, помогающие в решении личных и деловых проблем (справочные, рекламные, эпистолярные и т.п. тексты  - решение бытовых проблем)

СТРУКТУРА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ:

Природа массовой информации непосредственно зависит от характера деятельности людей в различных социальных сферах. При этом социальная информация разделяется на отражающие ее специфику подвиды -- экономическая, политическая, художественная, религиозная, и др.

Социальный характер циркулирующей в обществе массовой информации обусловлен следующими факторами, определяющими ее сущность и специфику: содержание (как данная информация отражает общественные процессы); субъект использования и назначения (как данная массовая информация используется людьми в чьих-либо интересах); специфика обращения (как данная информация добывается, фиксируется, обрабатывается и передается).

Цели массовой информации определяются через субъекта, использующего данную информацию; через призму самой массовой информации; через задачи, которые предполагается решить с ее помощью. В условиях существования социальной организации любая социальная информация имеет прямую или косвенную поставленная проблема -- менеджмент обществом или его подсистемами, общностями, ячейками и т.д.

Количественная характеристика массовой информации -- мера ее потребления и усвоения, зависящая от времени, которое отводится индивидом или группой на контакты с CMК, а также от индивидуальных особенностей реальных потребителей.

Ценность массовой информации базируется на следующих принципах:

· диалектическое единство ее количественных и качественных характеристик;

· органическая взаимосвязь и взаимозависимость всех видов мас-совой информации, циркулирующих в обществе; · постулирование эффективности информационных процессов, удовлетворяющих потребности получателей информации; · наличие объективной стороны при оценке массовой информа-ции (когда ценность рассматривается как свойство самой ин-формации);

· наличие субъективной стороны при ее оценке, поскольку цен-ности отражают воззрения индивидов и не имеют смысла без их сторонников.

  1.  Информация и дезинформация в журналистике.

Информацией считаются сообщения, сведения о чем-либо, а дезинформация – это ложные сведения, распространяемые с целью ввести  заблуждение.

Роль информации становится более активной по отношению к материальному миру, чем это представляется на первый взгляд. Ничто так сильно не влияет на людей, общество и государство, как источники правдивой или ложной информации.

Дезинформация может быть специально искаженной: тогда это ложь, или не специально: по неграмотности, невежеству.

2 страшные формы дезинформации: информационная война и информационный терроризм

Информационная война

Мир устал от глобальных физических войн, но не стал менее агрессивным, просто борьба теперь идет за завоевание сознания людей. Существуют принципиальные вопросы и проблемы, взгляды по которым не совпадают у заинтересованных лиц. И тогда разные источники информации, используя свое информационное влияние, пытаются отстоять (навязать) в обществе точку зрения "своей" стороны, искажая информацию по данному вопросу или проблеме. А правда может быть даже не посередине, а вообще за границами обсуждаемой области.

Информационный терроризм – психоинтеллектуальная опасная диверсия направленная для дезориентации и децивилизации сознания людей, с целью деструктивного видоизменения истинности знаний, мировоззрения и мнений

ИТ производится посылами ложной мнимой информации для создания у людей противоречивого представления, негативного возмущения и ошибочного понимания.

СПОСОБЫ ДЕЗИНФОРМАЦИИ

1)Подмена: Главное не называть вещи своими именами, а подыскать им более благоприятный эпитет, синоним с другой оценочной составляющей. Мало кто знает истинный смысл слова «зачистка», войны исчезли из эфира — теперь это антитеррористические или миротворческие операции. Вместо бомбардировок — воздушные операции. Свои бандиты — это повстанцы, плохие повстанцы — бандиты. Ср: бунт и революция; боевики ликвидированы (уничтожены), а не убиты

С помощью подмены легко добиться смещения смысловых акцентов.

2) Полуправда:  Например: вас убеждают, что за коммунальные услуги надо платить по европейским расценкам, но из виду  упускается то, что тогда неплохо и благосостояние народа и качество услуг увеличить до уровня Европы.

3) Принцип Контраста: На фоне «плохих» политиков «хорошие» выглядят еще лучше. Достаточно скомпоновать определенным образом новости, чтобы натолкнуть зрителя на нужный вывод, сюда же: обливание грязью конкурентов

4) Сенсационность: для отвлечения внимания. «Сенсационным» сообщением навязывается ускоренный темп восприятия, благодаря чему снижается его критический порог. Новостные блоки в СМИ и начинаются с «сенсаций», делая безнадежными поиски смысла в эфире. Принцип «сенсация любой ценой» дает заведомо неадекватную, несбалансированную информационную картину страны и мира, которая порождает  эмоционально-психологический и нравственный дисбаланс. Стереотипы «хорошая новость – это не новость»- > много сообщений о катастрофах, убийствах, стихийных бедствиях.

5) Отыскивание связей между событиями: Искусственная или естественная связь между событиями. Все события можно связать друг с другом, считает Э. Эпштейн, то ли с помощью соответствующего комментария, то ли путем размещения их рядом в новостном выпуске. Задавая подобную связь между событиями, можно менять содержание сообщений. Например, авиакомпания никогда не согласится, чтобы ее реклама располагалась до или после сообщения об авиакатастрофе. С. Эйзенштейн объяснял это, используя термин «монтаж».

6)  Создание события под будущую новость: Например, во время избирательной кампании нет времени для ожидания поступления какого-то нужного события, иллюстрирующего те или иные качества кандидата, тем более, что такое событие может и вовсе не произойти. Поэтому подобное псевдособытие планируется и проводится, предоставляя материал для последующего использования

7) Создание новости под будущее событие: происходит создание новости (иногда для этого приходится снимать постановочное событие), которая дает возможность перейти к необходимому действию. Большинство последних военных конфликтов начиналось именно так. Создавалось новостное событие, которое резонировало с нужным типом символизации, позволявшим вывести противника в определенном свете. Демонизация противника является на сегодня одной из аксиом любой войны.

ПРИМЕРЫ  КОНКРЕТНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ВОЙН

Пример 1: война в Персидском заливе. Фирма по паблик рилейшнз, которая «обслуживала» войну со стороны Саудовской Аравии и Кувейта, готовит и предъявляет свидетелей, которые описывают зверства иракцев. Девушка рассказывает о том, как солдаты выносили младенцев из роддома и укладывали их на бетонные мостовые. На этот факт бесконечное число раз ссылаются президент и министр обороны США. Потом оказывается, что эта девушка в то время вообще не была в Кувейте

Пример 2: война в Боснии и Герцеговине. Обоснованием войны становится демонстрация документального фильма о зверствах сербов. Главным образом фильма стал старик мусульманин за колючей проволокой. Потом оказалось, что, хотя этот лагерь и существовал, но колючей проволоки там не было. А была она лишь на окне домика, в который забрался оператор и начал снимать оттуда мусульман. В результате появляется символизация второй мировой войны, сербов объявляют современными фашистами.

 М. Благоевич выделила следующий набор медиа-тем, которые порождаются в ситуациях, предшествующих конфликту:

• виктимизация (мы единственные жертвы);

• иерархия виктимизации (мы самые главные жертвы);

• оправдание мести (мы относимся к ним так, как они относились к нам);

• «превентивная агрессия» (если мы не сделаем это по отношению к ним, они сделают это по отношению к нам).

Как защитить себя

Этого сделать практически невозможно. Определить дезинформацию можно, только если сам обладаешь информацией. Однако ее можно определить со временем. Важно для себя определить источники дезинформации, чтобы потом оградить себя от них.

Как правило, дезинформация касается проблем, которые имеют глобальный характер,  Поэтому особое внимание нужно обращать именно на эти щепетильные вопросы. Лучше всего не торопится с выводами по этим вопросам. Лучший способ обезопасить себя – это одинаково осторожно относится ко всем источникам информации и не воспринимать за правду любую информацию, особенно ту, которая исходит от друзей или коллег, т.к. они тоже могут быть дезинформированы.

  1.  Общественное мнение и СМИ: диалектика взаимодействия.


В условиях информационного общества ни экономическое, ни социальное, ни даже индивидуальное бытие человека невозможно без его участия в процессах массовой коммуникации. Переход от «Человека Социального» к «Человеку Медийному».

Любая коммуникация нацелена, в первую очередь, на оказание воздействия на общественное сознание и общественное мнение. Понятие «общественное сознание» характеризует зависимость духовной жизни общества от объективных явлений, существующих вне отношений людей друг к другу и к природе.

 Общественное сознание» - категория, которая  обозначает ту социальную реальность, которая определяется общественным бытием и является его отражением.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

1.Индивидуальную картину мира человека создают СМИ. Значительну. роль здесь играет и массовая культура. Уклон в развлечение во всех СМИ, особенно в ТВ.

2.Манипулирование общественным мнением и сознанием со стороны СМИ (этим пользуется власть, рекламщики, пиарщики, бизнес-структуры и тп). Пример – промывка мозгов на ТВ в связи с отставкой Лужкова.

3.В связи с развитием интернета, ИКТ, конвергенцией, технологий и пр. аудитория теперь не просто потребляет информацию, т.е. удовлетворяет свои медиазапросы, но и может создавать контент самостоятельность. Отсюда – огромная популярность интернета, блоггинга и тд. Теперь каждый может создать свой блог и выражать в нем свою позицию. Это хорошо, но ведет к депрофессионализации журналистики.

4. Новая возможность в связи с интернетом и конвергенцией – читатель может вступать в диалог с журналистом, выражать свое мнение (этого не было в старых СМИ).

5. «фрагментация сознания». В связи с развитием Интернета – мы уже не можем читать длинные тексты, нам постоянно требуются картинки, стремимся к краткости и фактам. Возрастающая роль интерактивности. Рассеянное внимание.

6. Втирать про недобросовестных непрофессиональных журналистов, которые не имеют понятия о журналистской этике и не служат идеалам, а продаются всем подряд, лоббируя интересы владельцев сми.

7. Зато сейчас, как никогда раньше, мы имеем беспрецедентно огромный рынок информации – можем получать факты со всего мира, максимально оперативно. Всё сложнее скрыть информацию (Викиликс). Мир становится прозрачным.

Одна из самых существенных черт нашего времени – это небывало возросшая роль средств массовой информации. Отечественные СМИ в последние годы немало поработали над тем, чтобы в российском обществе утвердилась атмосфера неверия в то, что в стране ещё можно что-то изменить, сделать страну благоприятной для жизни. Пресса настойчиво внушала привыкание к существующей мерзости жизни.

СМИ в своих информациях и комментариях старательно убеждают российского человека: в стране всё продаётся и покупается. В этой нравственной атмосфере и формируются настроение людей, их отношение друг к другу, к семье, к власти, к стране. Наши СМИ создают такую атмосферу в обществе уже на протяжении многих лет, и, похоже, делается это сознательно.

  1.  Концепция свободы печати. Проблемы достижения свободы СМИ в современных условиях.

Свобода Печати - одно из старейших конституционно закрепляемых личных прав человека и политических прав граждан, являющееся составной частью свободы информации. Впервые провозглашено в Декларации прав человека и гражданина 1789г. Подразумевает право свободно учреждать печатные средства массовой информации (газеты, журналы и т п), свободно издавать и распространять любую печатную продукцию, а также запрет цензуры. В демократических государствах закон устанавливает ряд ограничений СП, чтобы предотвратить злоупотребления ею: перечень этих ограничений тот же, что и у свободы слова В новейших конституциях понятие СП обычно поглощается понятием "свобода массовой информации" Именно таким образом решен вопрос в Конституции РФ (п 5 ст 29)

Ситуация, в которой пребывают отечественные СМИ - переходная от административно – централизованной системы отношений к либеральному самоуправлению и саморегулированию. Сложнее всего на этом этапе – переменить сознание людей, их психологию и мораль. Переходный этап избавляет от иллюзий.

Иллюзия главная – СМИ- четверная власть.( в понятие включается и идея свободы СМИ). Суть мнение, что сейчас СМИ представляют собой независимую общественную силу. Это мнение не что иное, как неоправданные амбиции.

2 этапа возникновения претензий СМИ на власть.

1 этап. Период перестройки (1986-1991гг) - переход от закрытого режима к гласности.  Как следствие, радикальное влияние СМИ на общественные процессы. Выражением авторитета СМИ были гигантские тиражи газет (перечисляю только основные ): АиФ- 33,5 млн экз; КП- 19 млн; Известия -12 млн; передачи Любимова, Молчанова, Невзорова, и т д. Во времена перестройки СМИ из средств обслуживания политической элиты превратились в творцов ее формирования.

2 этап. Постсоветский. Отличительные черты - рыночные отношения существенно изменили положение и роль СМИ в обществе. Характеризуется полной сменой хозяев отечественных СМИ. На смену партии пришли отдельные олигархи. (Березовский, Гусинский, Потанин). Редакции газет и журналов стали информационными филиалами финансово–промышленных групп. Отрицательные последствия финансового монополизма очевидны: огромные возможности идеологического и политического влияния на общественное мнение.

СМИ всегда оказывают решающее влияние на развитие общественных событий в стране. Это подтверждает обоснованность своих претензий на власть. Но это влияние не означает свободу СМИ. Только на 1 этапе СМИ выполняли свой гражданский долг. На 2м СМИ исполняли волю своих «владельцев».

3 этап. Важнейшей его особенностью является все большее возрастание управляющей, регулирующей роли государства в жизнедеятельности СМИ. Роль журналистики сводится к тому, что именно органы власти через свою информационную политику определяют нормы и правила поведения. Сейчас, по сути, в России решается вопрос, каким будет наше общество – демократическим или авторитарным. В это время независимость российских СМИ перед государством – самым могущественным субъектом общества – особенно важна. Создается ситуация, когда наряду с монополизмом информационных компаний все больше себя проявляет государственный информационный монополизм.

У современных СМИ есть шанс определить свои позиции и приобрести некоторую независимость. Это позволяет осуществить и экономическая ситуация в стране, и юридические нормы  (площадь интернета не подвластна контролю государства). В отличие от зарубежных, отечественные СМИ всегда были склонны больше в анализу, нежели сухой подаче информации.  Активная общественная позиция отечественных СМИ последних лет позволяет утверждать, что демократия даже в том своеобразном и далеко не совершенном виде в современной России во многом обязана российской журналистике, которая является ее защитником и гарантом, опорой инакомыслия и оппозиции по отношению к власти.

  1.  Социальные предпосылки творческой свободы журналиста в условиях многообразия политических ориентаций СМИ.

Только развитая способность к объективному познанию делает публициста по-настоящему независимым от стереотипов, навязываемых конъюнктурой, общественным мнением, государством, модой, авторитетами.

Постулаты профессии журналиста:

-смелость узнать правду

-смелость написать правду

-смелость опубликовать правду

-одержать победу над теми, кто мешает социальному прогрессу

-смелость обобщить многообразие точных данных до уровня правды бытия

Публицистичность прессы – своеобразие российской журналистики. Своим оригинальным обликом наша печать обязана ее теснейшему взаимодействию с литературой и политикой (в этом – ее социальная природа и обусловленность).

  1.  Цензура и борьба за свободу печати.

Согласно статье 29

Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

5. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

6. Никто не может быть принуждён к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

7. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

8. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Ратифицированная Россией в 1998 году Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод предусматривает обеспечение права на свободу выражения мнения (статья 10):

2. Каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ. Настоящая статья не препятствует государствам осуществлять лицензирование радиовещательных, телевизионных или кинематографических предприятий.

8. СМИ и массовая культура.

П.Вайль, А.Генис. "Американа". "Американское общество меняет не политика, а экономика. Необходимость продавать все больше товаров вынуждает развивать вкусы, создавать для новых товаров подходящую среду.

В этой ситуации реклама выполняет грандиозную функцию социального организатора. Тут проявляется ее идеологическая природа. Собственно, реклама является новым видом искусства, которое ведь всегда ставило своей целью пропаганду высоких идеалов. Греческая статуя, готический собор, ренессансная мадонна - все это способы "продать" социальный и нравственный идеал" (стр. 27).

"В принципе, коммерческие цели мало чем отличаются от любых других, которые мы привыкли считать более возвышенными. Ценность театральных афиш (рекламных!) Тулуз-Лотрека ничуть не меньше, чем других его произведений (стр. 28).

Нам кажется, что реклама в лучших своих образцах позволяет заглянуть в будущее современной культуры. Мы живем в век массового общества. Это вопрос не количества, а нового качества жизни". (стр. 29).

Современное искусство не может быть элитарным, каким оно было раньше. Оно вынуждено искать массовые формы. В век электронных средств связи мы все связаны воедино, мы - одна большая толпа. И искусство должно это учитывать. Массовое общество постепенно поглощает индивидуальность художника. Мы как бы возвращаемся к временам первобытного фольклорного сознания. Искусство перестает делиться на производителя и потребителя - оно вторгается прямо в жизнь, моделирует ее по своим законам.

Реклама - искусство организации бытия. Она придает обществу гомогенную структуру, создавая универсальные идеалы и поведенческие стереотипы. Реклама внедряет в наше сознание свою утопическую картину жизни. (с.30).

Энди Уорхолл был одним из первых, кто увидел: спор между поэтом и толпой уже давно решен в пользу толпы. Новое искусство уже давно существует: это реклама. Нужно только придать ей статус искусства. По сути, только в этом заключается новаторство Уорхолла. Он написал картину, изображающую банку супа "Кэмпбелл", - произведение, ставшее одним из самых известных в изобразительном искусстве 20 века. Король поп-арта. (с. 66).

Певец банальности, он без конца писал портрет обыденного. Поп-арт вводил в сферу эстетики новые регионы. Выставляя заурядный предмет, художники предлагали относиться к нему как к произведению искусства. В конечном счете все есть искусство и все есть жизнь. От Моны Лизы до кока-колы. Уорхолл уничтожает эстетическую иерархию (с.68).

Стереотипы создают колею в сознании, а может - в подсознании. Эта колей и есть инструмент построения массового общества. Важно не содержание, а форма, в которую выливаются наши мысли. Уорхолл отразил те главные черты массового сознания, которые растекаются по всему миру, стереотипы лишены родины. Они - примета времени, а не пространства. (с.70).

Искусство может содержать в себе элементы суперэлитарности и низких жанров. Не существует ничего в чистом виде. Существует поток, в котором смешиваются различные тенденции.

Участие в рекламе актеров. Образ актера должен совпадать с образом товара. Герои-типажи. Реклама рассчитана на определенные слои населения, самые массовые, средние.

Расцвет рекламы начался в эпоху телевидения. Роль рекламы в развитии мировой культуры предсказал Р.Маклюэнн (определили роль рекламы именно как культурного фактора, явление рекламы - как фольклор постиндустриального общества. Это не знак равенства, а метафора. Есть разница между символами в фольклоре и в рекламе. Реклама не может существовать без носителя. Носители: СМИ, ведь реклама сама по себе не привлекает аудиторию, аудитория потребляет массовую культуру, а заодно и рекламу. Реклама - это феномен, который паразитирует именно на массовой культуре, ее героях, символах иногда это единый поток.

В основе СМИ и рекламы лежит коммуникация. Коммуникация бывает: межличностная, затем письменность, книгопечатание (Гутенберг)- 1456.  Плакат - развивается с конца прошлого века (в рекламе) .Реклама очень близка к искусству. Многие художники внесли свой вклад в развитие плаката. С появлением возможности производить предметы серийно появилась 1833 г. - массовые газеты. Только с появлением массовой коммуникации в виде массовой газеты появилась реклама в ее современном виде. Технологическая революция. Развитие средств коммуникации на рубеже 19-20 веков привело в итоге к тому, что коммуникация стала массовой. Сложилась система средств массовой информации. Расцвет рекламы наступил, когда к системе СМИ присоединилось телевидение. Благодаря изображению телевидение имело уникальную возможность представить товар потребителю.

Массовая коммуникация стала общественным институтом.

Массовую культуру характеризует, прежде всего, ее одинаковая доступность и понятность массовой аудитории. Но аудитория по своему составу далеко не однородна. В настоящее время актуально понятие так называемой "вкусовой культуры". "Вкус" в данном случае ассоциирован с членством в определенной общественной страте.

Можно выделить следующие уровни вкусовой культуры:

1. высокая культура;

2. культура выше среднего уровня;

3. культура ниже среднего уровня (ориентирована на традиционные ценности);

4. низкая культура;

5. квази- фольклор, то есть культура оторванных от материнской культуры людей, характерная для этнических диаспор.

Реклама может присутствовать на третьем и четвертом уровне - в основном, и немного - на втором.

Неоднородность аудитории - основная причина того, что реклама прибегает к универсальным, общедоступным символам и знакам. Символы могут  извлекаться из высокой культуры, для рекламы они важны как носители синтетической и многоуровневой информации. Каждая из общественных страт должна найти в рекламном образе доступную и близкую ее уровню черту, чтобы адекватно воспринять сообщение.

Современный человек - это продукт современной экономики. Особенность ее заключается в том, что она обращается к потребителю через характерную черту человека - использование символов. Участие человека в мире вещей стало тождественно участию в мире ценностных величин и значений. Предметы потребления играют совершенно новую роль - они не только и не столько удовлетворяют собственно потребность, сколько помогают человеку адаптироваться в окружающем мире с помощью вещей. Отсюда постоянное расширение потребностей, многие из которых созданы искусственным образом. Их задача - символическая и знаковая, они помогают социализации человека. Потребности эти формируются в значительной мере через символы рекламы. И это тоже характерная черта феномена современной рекламы: активное использование символов.

  1.  Толерантность как норма массовой информационной деятельности в условиях реформирования общества.

Т. (терпимость) - стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений.

Т. – трудное и редкое достижение по той простой причине, что фундаментом сообщества является родовое сознание.

Понятие появилось в XVI в. Во времена Нантского Эдикта 1598 г. В это время появляются много законов о терпимости, получают свои права французские протестанты на свое свободное религиозное развитие.

В эпоху Просвещения вопрос терпимости выражался в «Письме о терпимости» Дж. Локка.

Классическая теория т. м.б. выражена в изречении, которое приписывают Вальтеру:  «Я не согласен с тем, что вы говорите, но пожертвую своей жизнью, защищая ваше право высказывать собственное мнение».

Идеал толерантности: документ ЮНЕСКО – Декларация принципов толерантности (1995). Подписали 185 государств, включая Россию).   

Толерантность и СМИ:

1. Журналистика как основополагающая коммуникационная система общества – наиболее благоприятная почва для прививания идей и принципов толерантности;

По идее журналисты должны выработать универсальный для всех язык сообщений, который бы никого не задевал «за живое» и не разжигал «национальную рознь». По мнению многих исследователей, это верный путь к построению толерантного общества, т.е. демократии, и не просто демократии, а «демократии обсуждения».

2. Для достижения толерантности важно понять процессы формирования интолерантности. У нас их в какой-то степени можно объяснить социально-психологическими особенностями россиян (наследство СССР), а именно не осознание своей отдельности от других, и следовательно, своей личной ответственности – деиндивидуализация, деперсонификация. Это во многом влияет на постижение чужой культуры и ценностей.

СМИ, грубо говоря, должны помочь разобраться в том или ином вопросе беспристрастно. Для этого они сами должны быть беспристрастными – большая ответственность за то, что и как они говорят/пишут.

3. На первый план выдвигается образовательная функция СМИ. Журналисты должны освещать вопросы культуры, мира и прав человека на принципах свободы, справедливости, терпимости и солидарности.

Итог: Т. – это, по сути, прекраснодушие, своего рода утопия, особенно в журналистике.   Настоящая журналистика в принципе не может возводиться из никого не задевающих и никого не шокирующих фактов (по Бурдье – факты omnibus ), ей нужны “шероховатости”, и далеко не всегда для красивого словца. Чаще для того, чтобы добиться позитивного сдвига в сознании общества.

  1.  Концепция социальной ответственности журналиста.

Существует всего 4 теории прессы:

- авторитарная (сформир. В 17 веке) – поддержание и проведение политики действ. Власти;

- либертарианская (была принята в Англии, потом в США) - информировать, развлекать, продавать, помогать находить истину и контролировать правительство, прессу имеет право использовать всякий, кто имеет на это средства. Пресса – инструмент контроля над правительством.

- советская коммунистическая теория – СМИ является агитатором, пропагандистом, организатором.

- теория (концепция) социальной ответственности – возникла в США в 20 веке. Цель: информировать, развлекать, но в основном переводить конфликт на уровень обсуждения; СМИ имеет право использовать всякий, у кого есть что сказать. Запрещено серьезное вмешательство в сферу прав личности. Основу этой теории составляют этические кодексы.

При теории социальной ответственности правительство не только просто должно разрешить свободу, но обязано активно ее развивать. В либертарианской теории нигде не упоминается о праве общественности на информацию или требование к издателям принимать на себя моральные обязательства. Эти требования вывела теория социальной ответственности. В какой-то момент оптимистическая вера в то, что практически абсолютная свобода и природа человечества несут в себе естественные ограничители, уменьшилась, прессу стали критиковать, что она пресмыкается перед рекламодателем, имеет власть.

СМИ контролируются общественным мнением, действиями потребителей, профессиональной этикой. Новая идея, заложенная в Канонах журналистики - самый ранний кодекс норм поведения. Этот кодекс был принят американским обществом редакторов газет в 1923 году, призывал газеты работать с чувством ответственности по отношению к общественному благу, соблюдая искренность и правдивость, порядочность. В кодексе отражена вера в то, что человек прежде всего разумное существо, который сможет отличить добро и зло.

  1.  Журналистика как институт демократии: представительство в журналистике позиций различных социальных сил. Проблема социального диалога.

Интеграция общества в современном мире неотделима от демократического процесса. СМИ - гарант информационного обеспечения этого процесса, информирования граждан о наиболее значимых процессах и явлениях, происходящих в обществе, о позиции и действиях властей, их усилиях, направленных на решение вопросов и проблем, представляют различные общественные группы и сил. Это служит тому, чтобы они смогли увидеть свою позицию, соотнести свои интересы с интересами других сил и групп, в целях обсуждения, согласования и выработки взаимоприемлемой позиции по тому, или иному вопросу/проблеме. СМИ не навязывают свое видение, решение проблемы, а обеспечивают диалог, обозначая вместе с тем и свою собственную позицию (если в этом есть необходимость), проявляя при этом терпимость к другим точкам зрения и не претендуя на роль арбитра, имея (в качестве сверхзадачи) цель в обеспечении конструктивного взаимодействия различных сил, работу на общий интерес, практическое решение проблемы. СМИ делает достоянием общественности факты отклонения от закона, норм общественной морали, антисоциальных действиях криминальных элементов, бизнес– и властных структур, социальных институтов. Основная проблема - будучи институтом гражданского общества, призванным защищать его интересы перед властью и бизнесом, они эту роль не выполняют, часто представляют интересы власти/бизнеса. Проблема не только России, но всего мира.

Социолог-политолог П. Бурдье отмечает зависимость СМИ от власти/бизнеса. Владельцы крупных корпораций приобретают СМИ, они во все большей степени контролируют большие информационные группы, телеканалы, Интернет-компании, журнальные и книжные издательства, кино– и телестудии. Культурные блага, информация рассматриваются как товар, они хотят прибыли. Последствия - невидимая цензура, манипуляция сознанием аудитории. Манипулирование информацией – выбирают для демонстрации определенного рода факты и события, игнорируя другие (в частности, в силу того, что они не могут привлечь внимание широкой аудитории).

СМИ часто не отображают реальность, а ее конструирует, формируют определенную картину мира, мобилизуя социальные группы в поддержку тех или иных идей, событий. Предлагают готовые, банальные идеи, которые не требуют размышлений, эксплуатируют примитивные человеческие инстинкты, формируя мировоззрение в определенном направлении. Телевидение ориентировано на вкусы и запросы большинства, в погоне за привлечением внимания, рейтингом (а значит и рекламных поступлений) фактически телевидение «способствует установлению извращенной формы прямой демократии. Телевидение, управляемое рейтингом, способствует оказанию рыночного давления, не считающегося свободным и просвещенным потребителем. Это не имеет ничего общего с демократическим выражением рационального и просвещенного общественного мнения и общественного разума. Конкуренция, погоня за прибылью влекут за собой профанацию, цензуру и даже консерватизм.

Механизмы, которые позволяли гражданскому обществу воздействовать на СМИ и направлять их политику, начинают давать сбои. Механизмы контроля общества за деятельностью СМИ через просмотр (прослушивание, чтение) передач, чтение статей даёт часто другой эффект (погоню за сенсацией, пересказ банальностей, эксплуатацию низменных чувств человека). Права граждан остаются формальностью, поскольку они не имеют прямого доступа к средствам производства информации, выражения своего мнения. Нужны независимые от государства и бизнеса СМИ, обладающие возможностью представлять все позиции, имеющиеся в обществе, способствовать формированию компетентного общественного мнения по наиболее значимым вопросам, развитию культурного потенциала человека.

ПРО СОЦИАЛЬНОЕ:

Полноценная социальная журналистика включает различные аспекты профессиональной журналистской деятельности:

Ÿ отражение в прессе проблем социальной сферы в ее связях с другими сферами общественной жизни;

Ÿ анализ любой информации с позиций общественного большинства и в интересах развития всего общества;

Ÿ использование профессиональных ресурсов и особых методов, формирующих творческое своеобразие социальной журналистики;

Ÿ вовлечение в информационный обмен самих граждан, создание их собственных информационных ресурсов.

Традиционно общество разделяют на четыре основные сферы: политическую, экономическую, социальную, духовную. Каждая из них специфична. Собственно социальная сфера определяет предметное своеобразие социальной журналистики, прежде всего ее тематические особенности: проблемы труда, занятости, доходов, образования, здравоохранения, социальной защиты, межнациональных отношений, женщин, детей, семьи, других социальных групп и отдельных сегментов, социальной инфраструктуры и т.д. Проблематика более подвижна, изменчива, злободневна: каждое сообщество решает свои собственные проблемы, вытекающие из характера социальных связей в конкретный исторический период.

Главная задача – поддержание стабильности и устойчивости социальных отношений.

В обществе переходного типа, к тому же переживающему кризис, – а именно таким обществом является сейчас Россия, – у журналистики, помимо естественных задач, появляются другие задачи, особая миссия, в свете которой следует оценивать всю ее деятельность, – она должна давать надежду. От того, как пресса справляется с решением антикризисных задач, во многом зависит разрешение общественного кризиса:

Ÿ давать полную информацию о состоянии социальной сферы, открывать новые темы и проблемы для обсуждения, отслеживать изменения, давать им оценку, не допускать замалчивания или невнимания к трудным ситуациям, объяснять суть перемен;

Ÿ осваивать новые жизненные реалии, помогать жить в меняющемся мире и ориентироваться в нем, стимулировать творческую жизненную активность и в особенности индивидуальную инициативу; помогать человеку в конкретной ситуации, рассказывать о прецеденте решения проблемной ситуации и стремиться к выработке алгоритма решения той или иной проблемы;

Ÿ подвергать общественной экспертизе все законопроекты и решения, реально участвовать в формировании и осуществлении социальной политики, следить за функционированием социальных институтов и активно влиять на их модернизацию;

Ÿ упорядочивать общественные отношения, поддерживать равновесие интересов, представляя и обосновывая позиции различных социальных групп, снимать социальную напряженность и предотвращать потрясения; стремиться к разговору на равных между разными группами; создавать возможность для выражения новых взглядов и оценок в рамках типичных проблемных ситуаций, вырабатывать общую позицию по назревшим проблемам;

Ÿ давать нравственную оценку событиям, поступкам, высказываниям, морально поддерживать людей и помогать преодолевать чувство одиночества и безысходности, рассказывать об опыте других людей, всегда ставить идеи гуманизма и добра выше ситуативных интересов отдельных групп.

Это – лишь общий контур целевых особенностей, стоящих перед социальной журналистикой. Каждое СМИ самостоятельно определяет баланс описанных задач, формулирует дополнительно другие. Это очень важная и актуальная практическая проблема.

12. Журналистика как социальный институт общества. СМИ как «четвертая власть»

Власть - это проявление могущества какого-то субъекта (человека или организации), доминирование в отношениях с другими социальными субъектами, способность проводить свою волю, воздействуя на "контрагентов" в своих интересах теми или иными способами. Властные воздействия различны: господство, командование, руководство, регулирование, контроль, влияние и проч. Различают и типы власти - политическое регулирование, экономическое стимулирование, идеологическое воздействие. При этом властные решения государственных институтов (законодательных, исполнительных, судебных) обязательны и подкрепляются возможностью принуждения. Власть негосударственных институтов, во-первых, имеет ограниченную сферу действия (внутрипартийная, внутриорганизационная - власть лидера, власть дирижера) и, во-вторых, "слабее" - требует подкрепления убеждением, не распространяется на покинувшего партию и т.д. Неинституциональная власть - власть денег, власть авторитета, власть общественного мнения (вообще духовная власть). Следовательно, надо отметить, прежде всего, что властей много больше, чем четыре; а затем - есть множество вариантов властного воздействия.

СМИ как "власть" также располагают "властными полномочиями" разного характера и силы, поэтому представления о СМИ как "четвертой власти" без детализирующих характеристик страдают неточностью.

Государственные СМИ, транслируя обязательные для исполнения документы (законы, постановления, судебные решения), выступают как официальные издания, как органы (от греч. огдапоп "инструмент") соответствующих институтов государства и в этом смысле оказываются инструментом власти (без кавычек), как бы "продолжением" трех первых. Однако надо учитывать, что эти документы - не собственно журналистские произведения. То же можно сказать и о "властных полномочиях" официальных органов партий, союзов, ассоциаций и др. институтов гражданского общества при трансляции ими своих документов.

Реализуя свои непосредственно-организаторские функции, все СМИ оказываются как бы инструментом дополнительного (по отношению к специальным органам) контроля. Закон о СМИ не содержит обязывающего требования рассматривать эти материалы СМИ и принимать по ним решения, хотя по одному Указу Президента выступления СМИ по органам федеральной и местной власти должны рассматриваться обязательно и о решениях требуется сообщать в Контрольное управление Президента. И в этом своем качестве (хотя речь идет только о контроле деятельности госструктур) СМИ также оказываются помощником государственной власти. Однако чтобы более полно и последовательно использовать потенциал СМИ в реализации ими социально-контрольных задач в связи с выполнением непосредственно-организаторских функций, требуется соответствующее положение в государственной политике в сфере СМИ и дополнительные законодательные решения. Тогда будет полно реализовано закрепленное Конституцией право граждан на участие в делах государства как норма непосредственной демократии.

Во всех других случаях следует говорить о властных воздействиях СМИ как о деятельности именно "четвертой власти". При этом кавычки обозначают вовсе не ироническое употребление термина, а лишь указывают на то, что термин "четвертая власть" - многозначная метафора.

Конечно, СМИ юридически ни в коем случае не являются "дополнительной" властью к трем провозглашенным Конституцией. Могущество "четвертой власти" - не в принятии обязательных решений политического или экономического характера. Ее сила - в духовно-идеологическом воздействии, в формировании массового сознания и направленности воли, что проявляется прежде всего через состояние общественного мнения во всем его идейном наполнении, во всех его "знаньевых" (d, v) и "деятельностных" (п, р) компонентах.

Зависящие от сформированности общественного мнения (содержание, активность) "властные полномочия" СМИ как "четвертой власти" не следует преуменьшать. Если выступления СМИ доказательны, убедительны, конструктивны, а к тому же и подкреплены доверием аудитории к этому каналу и/или авторитетом учредившего его института, активно сформированное общественное мнение становится важной силой в общественной жизни. К нему не могут не прислушиваться облеченные властью государственные и общественные институты, рассматривая и принимая решения с учетом требований общественного мнения. Это вовсе не означает, что принимаются все рекомендации "от имени" общественного мнения: ведь оно не едино и его суждения вовсе не обязательно верны. Поэтому "учесть" - не обязательно принять, но обязательно серьезно отнестись и высказать полное или частичное согласие или несогласие, притом с обязательной ссылкой на "источник" данных о мнениях и необходимой аргументацией принятого решения. Ведь игнорирование общественного мнения ведет к снижению авторитета пренебрегающего мнением института, возрастанию критицизма по отношению к властям, что неизбежно сказывается затем на электоральном поведении тех слоев, чье общественное мнение игнорировалось. А это может повести к таким результатам выборов, когда к власти придет оппозиция (особенно, если она общественное мнение знает и учитывает в своей предвыборной деятельности). Таким образом, "четвертая власть" - это реальная, хотя и не институционализированная и "всего лишь" идеологически проявляющаяся, власть, своеобразная в силу особенностей "властных полномочий" СМИ. СМИ как "четвертая власть" оказываются могущественной силой и в сфере деятельности негосударственных институтов.

В силу огромных возможностей СМИ как "четвертой власти" каждая социально-политическая сила (партия, движение, фронт, союз) стремится "присутствовать" в системе СМИ непосредственно (создавая свои "официальные" органы или близкие к ним "официозы", а также и косвенно влияя (политически, экономически, идейно) на формально "независимые" СМИ, распространяя информацию для СМИ через свои пресс-службы, службы связи с общественностью и т.д.

Вместе с тем важно видеть и использовать роль СМИ как "четвертой власти" адекватно ее истинной роли в демократическом обществе. Это значит понимать и принимать требования "информационного порядка", видеть возможности "четвертой власти", не преуменьшая, но и не преувеличивая "властные полномочия" СМИ, не считать и не стремиться делать их сверхвластью. Такая опасность идет с двух сторон. Во-первых, от противопоставления непосредственной демократии (а СМИ действуют в этой сфере) демократии представительной (избранным институтам власти), тогда как они взаимодополнительны. Это не значит, что недопустимо критическое отношение к государственным институтам, их официальным лицам, принимаемым решениям и действиям властей. Иное дело - пренебрежительное, уничижительное отношение, что свидетельствует о неуважении к воле избирателей (тем более, что на их поведение на выборах так или иначе повлияла журналистика ранее). Во-вторых, от неадекватных, преувеличенных представлений о роли и значении в жизни общества той группы, интересы которой представляет СМИ, от непонимания (нежелания, неумения - все равно) необходимости соотносить эти интересы с общенациональными и даже общечеловеческими нуждами, от стремления "во что бы то ни стало" добиться своего. Возможность превращения в "сверхвласть" особенно велика у тех СМИ, которые связаны с "большими деньгами" (крупным капиталом, коррумпированными чиновниками, преступным миром).

СМИ, стремящиеся обрести "сверхвласть", превращаются из инструмента информационного обеспечения демократии в орудие олигархии, автократии, меритократии, плутократии или других способов не -, лже-, антидемократического властвования. Mediademokratia становится mediakratia.

13. Журналистика и власть: проблемы взаимодействия.

Для современного западного чиновника нет ничего страшнее, чем предстать в прессе в невыгодном свете. Поэтому специальные службы контролируют каждый шаг государственных лидеров. Как минимум за неделю до начала переговоров на высшем уровне "на точку" прилетает целая команда фотографов и телережиссеров. Они ставят свет, выбирают ракурсы съемки и отмечают  места, в которых лидер будет смотреться наиболее выигрышно. Все интервью проводятся только на этих специально подготовленных площадках. Если надо, имиджмейкеры могут подретушировать и реальность. Когда президент Рейган посетил кладбище времен второй мировой в Битбурге, маршрут подобрали такой, чтобы в кадр не попала ни одна могила члена СС. Никто бы, конечно, не обвинил Рейгана в фашизме. Но и здесь решили подстелить соломку. На журналистов, впрочем, никакие уловки имиджмейкеров не действуют.

Пресса может добиться от власти принятия практически любого решения. Технология проста. Пресса начинает ежедневно трубить о проблеме, которой, по мнению журналистов, должна озаботиться власть. Если чиновники не реагируют, это служит прекрасным поводом для раздувания кампании. Чем дольше молчат хозяева властных кабинетов, тем громче их ругают журналисты. На западе с прессой не шутят. Публичные обвинения в халатности или, того хуже, коррупции, с 90-проц. вероятностью приводят к отставкам. Чиновникам приходятся работать не за совесть, а за страх. Перед журналистами. Впрочем, чиновники, как и журналисты, следуют тому же правилу: чтобы заставить человека что-то сделать, убеди его, что это нужно ему самому. Отношения ньюсмейкеров и журналистов строятся по закону спроса и предложения. Правительства точно знают, как заинтересовать репортеров, и умеют ненавязчиво протолкнуть в печать нужную им точку зрения. Способов много. Можно обеспечить журналистов горячими новостями определенного сорта, можно устроить для них сенсационное интервью, вложив в уста интревьюируемому заранее продуманные фразы; можно, наконец, сыграть на страсти репортеров ко всему необычному. Классический пример - то, как группа американских конгрессменов всего за несколько минут спровоцировала прессу на шумную кампанию против введения запрета на торговлю определенными сортами свинины. Все, что им пришлось для этого сделать - это войти в зал заседаний в масках поросят. Вечером появились первые телерепортажи, наутро - газетные статьи, а уже через полтора месяца вопрос о свинине был включен в повестку дня заседания конгресса США. Отношения прессы и власти более всего напоминают позиционную войну. На лобовые атаки - вроде принятия поправок к законам о свободе слова или развертывания кампаний с обвинениями в коррупции - ни те, ни другие стараются не идти. Ситуация, при которой пресса имеет возможность влиять на правительство, а правительство знает, как манипулировать журналистами, устраивает всех.  

Однако раз в четыре года медленно тлеющий уголек позиционной войны вспыхивает, словно брошенный в бочку с бензином. Выборы! Именно в это время делаются имена, репутации и состояния. Заказная заметка на 50 строк - примерно одну машинописную страницу - стоит несколько десятков тысяч долларов. Официальные прибыли редакций исчисляются сотнями млн долларов. И это только "белые" деньги. "Черный нал", понятное дело, учету не поддается. В 1996 году кандидаты в президенты США потратили на политическую рекламу более 750 млн долларов (двадцать лет назад эта сумма была в 6 раз меньше). За неделю до последних выборов в Италии рекламе - скрытой или прямой - было отдано 60% эфирного времени и 50% газетных площадей. СМИ включаются в предвыборную борьбу задолго до ее официального старта. Пресса используется для "раскрутки" будущего кандидата. Даже одно интервью в центральной газете может привлечь внимание потенциальных спонсоров. Особенно важно это в США, где кандидат в президенты должен еще до регистрации собрать 100 тыс. долларов мелкими пожертвованиями. Другая важная задача начального этапа кампании - оттеснить от прессы соперников. Здесь тоже все решают не избирательные законы, а деньги. В Америке, например, как и во многих других странах мира, действует правило равного эфирного времени для всех кандидатов. Тем не менее, за последние девятнадцать лет на освещение деятельности представителей третьих партий (не демократов и не республиканцев) все американское телевидение потратило девять минут эфирного времени. Вообще, что определяет симпатии избирателей - загадка. Политика, по крайней мере, тут явно не главное. По данным социологов, 32% избирателей голосуют за того претендента, который нравится им внешне, 27 - за того, у которого больше опыта (а в каких единицах выразить политический опыт?), 17% объясняют свой выбор так: "Я где-то слышал эту фамилию". Ничего удивительного. По поводу избирательной кампании 1984 года журнал Тайм написал: "Народ интересует бейсбол, а не выборы". Так что сотни млн долларов, по сути дела, выбрасываются на ветер. Из трех потраченных на предвыборную кампанию долларов отдачу приносит лишь один. Именно поэтому так важно вложить этот доллар туда, куда надо. Политики, ориентирующиеся, скорее, на элиту, обычно рекламируют себя в солидных, серьезных газетах. Те, кому интересен средний гражданин, обращаются на телевидение. Вторых, понятное дело, больше. Поэтому телевидение получает 64% предвыборных денег, а газеты - лишь 16%. Остальные 20% делятся между радио и другими СМИ - от Интернета до уличных рекламных щитов. Несколько %. уходит на оплату труда социологов, которые проводят опросы с заранее известным результатом.

Выборы рано или поздно заканчиваются. А политический процесс бесконечен. В июне 1972 года двое репортеров газеты "Вашингтон Пост", Боб Вудворд и Карл Бернстайн, сообщили, что пятеро сотрудников президента Никсона взломали дверь национального комитета демократической партии США в жилом комплексе Уотергейт и сфотографировали ряд документов, касавшихся его конкурента, сенатора Хуберта Хамфри. Никсон занервничал, уволил несколько сотрудников, подписал указ об упразднении должности независимого прокурора, но было уже поздно. 27 июля 1974 года сенат проголосовал за первый из трех пунктов обвинения президента. Чтобы избежать позора, 8 августа 1974 года Рирард Никсон добровольно ушел в отставку. До последнего времени всю эту историю рассматривали как пример заслуженной победы прессы над нечистоплотными политиками. Вудворд и Бернстайн стали национальными героями, их примеру мечтали последовать многие молодые журналисты. И почти никто не задавался вопросом: откуда репортеры "Вашингтон Пост" получили информацию о взломе в Уотергейте? Кто, другими словами, "сливал компромат"? Это до сих пор неизвестно. Но по слухам, журналистам помогали высшие чины ЦРУ и ФБР.

Только в начале 90-х у некоторых исследователей возникли подозрения в том, что в этой истории не все чисто. Во-первых, Никсон вряд ли всерьез боялся проиграть выборы. Взлом произошел 17 июня 1972 года - за четыре с половиной месяца до голосования. Тогда еще никто не мог предположить, что Никсон победит в 49 штатах из 50, но о победе говорили почти как о свершившемся факте. Так что не очень понятно, зачем комитету по переизбранию Никсона нужно было идти на такой риск - посылать своих сотрудников в расположение противника с шпионской задачей. Во-вторых, недавно выяснилось, что один из членов комитета признался на следствии: искали не политические документы, а адреса и телефоны спонсоров демократической партии. Дело в том, что двое из пятерых взломщиков были связаны с фирмами, обзванивавшими богачей и предлагавшими им проституток по вызову. Скорее всего, если бы Белый дом обнародовал эту информацию сразу же после взлома, еще до публикации в "Вашингтон Пост", скандал получился бы не столь громким: уголовщина  - это все-таки не политическое преступление. Но Никсон не хотел признавать ошибок в подборе соратников, а потому велел своим людям все отрицать. Сейчас многие аналитики полагают, что Вудворда и Бернстайна попросту "подставили". Но как бы там ни было, именно Уотергейт показал, чего могут добиться журналисты. Именно после Уотергейта нечестные чиновники стали по-настоящему бояться журналистов. И убивать их.

14. Государственная информационная политика и практика ее осуществления.

Государственную информационную политику можно определить как совокупность взаимосвязанных действий, направленных на создание условий получения гражданами информации, удовлетворяющей их базовые потребности и интересы; развитие соответствующих технических средств, обеспечивающих создание (обработку, хранение и доставку) информационных ресурсов делового, развлекательного, научно-образовательного и иного характера; предполагающих обеспечение международных контактов и связей государства и общества, встраивающих институты и структуры власти в наднациональные (глобальные) информационные процессы.

В более широком смысле ГИП - это "особая сфера жизнедеятельности людей..., связанная с воспроизводством и распространением информации, удовлетворяющей интересы государства и гражданского общества, и направленная на обеспечение творческого, конструктивного диалога между ними и их представителями".

Сложный, комплексный характер этих постоянно решаемых государством задач в информационной сфере требует и достижения ряда более частных, вытекающих из его ролевых обязанностей целей.

К ним могут быть отнесены:

■ обеспечение юридических прав граждан на получение информации в соответствии с принципами свободы слова и охраны тайны личной жизни и интеллектуальной собственности;

■ обеспечение населению технических возможностей для получения информации на современном уровне;

■ защита подрастающего поколения от агрессивной информации;

■ постоянное совершенствование систем образования и здравоохранения на основе внедрения технических достижений в информационной сфере;

■ удешевление государственной информации граждан, трансформация функций государственных органов на основе постоянной передачи информации ее потребителям в электронной форме;

■ препятствование незаконному обороту информации;

■ постоянное совершенствование организационных и кадровых структур, обеспечивающих эффективное достижение целей информационной политики.

Однако информационная государственная политика — и чем дальше, тем больше — выступает в качестве системообразующего элемента совокупной деятельности государства в целом, средства поддержания публичного диалога власти и общества.

Для эффективного осуществления информационной политики необходимы соответствующие условия:

- наличие карты информационного поля, раскрывающей диверсифицирование (разнообразие) информационных потоков и дифференциацию (сегментирование) целевых (контактных) аудиторий;

- создание информационной инфраструктуры, способной обеспечивать в рамках информационного пространства интеграцию информационных потоков с управленческими решениями и позициями;

- создание системы взаимодействия со СМИ как инструментом связей с общественностью и формирования публичной известности;

- постоянное проведение мониторинга по вопросам реализации информационной политики, проводимой внутри и вовне организации.

Наука выделяет три основные парадигмы информационной политики: тоталитарную, механистическую; манипулятивную; дискурсную, диалоговую. Если доминируют первые две или их смешанный вариант при дефиците третьей, то неизбежно с течением времени формируется низкий рейтинг доверия к СМИ (особенно в условиях, когда власть авторитарно подчиняет себе СМИ), медиакратии, который переносится посредством механизма трансфера на доверие к власти. В итоге происходит коммуникативный разрыв между властью и народом.

В реальном, а не виртуальном информационном обществе подобные проблемы разрешаются как бы сами собой. Но для этого нужна соответствующая государственная информационная политика, нужен постоянный дискурс между властью и общественным мнением, направленных на развитие органического единства электронно-технической и гуманитарной составляющих информационных технологий.

По  Концепции государственной информационной политики, государственная информационная политика (ГИП) представляет собой совокупность целей, отражающих национальные интересы России в информационной сфере, стратегических направлений их достижения (задач) и систему мер, их реализующих. Государственная информационная политика рассматривается в качестве важной составной части внешней и внутренней политики государства, охватывающей все сферы жизнедеятельности общества. Ее долгосрочной стратегической целью провозглашено построение демократического информационного общества и вхождение страны в мировое информационное сообщество; она может быть эффективной, если носит комплексный, системный характер, открыта и направлена на согласование интересов граждан, общества и государства.

В связи с этим в Концепции выделяются основные направления ГИП в сфере средств массовой информации:

1) недопущение подчинения СМИ конъюнктурным интересам власти и бизнеса и усиления возможностей их влияния на средства массовой информации.

2) регулирование уровня концентрации и монополизации средств массовой информации.

3) защита интересов региональных рынков массовой информации и содействие развитию местных СМИ;

4) совершенствование национального законодательства в части гарантий свободы слова и информации.

15. Деятельность СМИ и проблемы информационной безопасности.

В 2000 году была принята Доктрина информационной безопасности. В "доктрине" под информационной безопасностью РФ "понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства" и констатируется: "национальная безопасность РФ существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость буде возрастать". При этом - что естественно для доктрины принципов - формулируются они в общем виде и предельно широко. Интересы личности при этом заключаются в реализации конституционных прав на доступ к информации, использовании ее в интересах физического, духовного и интеллектуального развития человека и в защите информации, обеспечивающей личную безопасность. Интересы общества, помимо и в развитие прав личности, включают упрочение демократии, правового социального государства, духовное обновление России, достижение и поддержание общественного согласия. Интересы же государства, как бы интегрируют интересы личности и общества (хотя это явно не заявлено) и связываются с развитием российской информационной инфраструктуры, равноправным и взаимовыгодным международным сотрудничеством для "реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею в целях обеспечения незыблемости государственного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка".

По сути, речь идет о реализации государственной информационной политики.

1.Роль СМИ в обеспечении информационной безопасности: Деятельность СМИ в идеальном случае способна удовлетворить указанные интересы: личности, общества, государства. Однако на практике зачастую их деятельность, наоборот, создает проблемы для обеспечения информационной безопасности в силу того, что, прежде всего:

-далеко не все граждане РФ имеют одинаково свободный доступ к разным источникам массовой информации;

-место объективной журналистской информации часто занимает пропаганда, пиар, реклама, развлекательные материалы;

- снижается эффективность государственной информационной политики.

2.Пути решения проблемы: Исследователи журналистики (в частности, Я.Н.Засурский) предлагают комплексные научно-исследовательские программы, направленные на совершенствование деятельности и системы СМИ с целью решения проблем обеспечения информационной безопасности. Между тем взаимодействие систем СМИ и информационной безопасности по-прежнему строится преимущественно спонтанно и хаотично.

3.Вывод: Деятельность СМИ может как содействовать, так и препятствовать решению проблем обеспечения информационной безопасности. Характер воздействия определяется в итоге множеством факторов: политическая воля руководства страны, позиция журналистского сообщества, характер медиаэкономики, и т.д.

16. Характер аудитории, ее потребности и интересы как факторы развития системы СМИ.

Аудиория – устойчивая совокупность людей, возникающая на основе общности их интересов и потребностей (вытекающих из социальной принадлежности), а также форм, способов, каналов удовлетворения этих потребностей. Чем глубже и шире СМИ отвечает на запросы людей, тем шире и устойчивее его аудитория.

С одной стороны величина аудитории является показателем значимости СМИ, а с другой показывает масштабы влияния этого СМИ на людей.

Одним из важнейших факторов, определяющих интересы и потребности аудитории, является образованность. Она оказывает прямое влияние на выбор аудиторией СМИ. Второй по важности фактор – возраст.

Аудитория воплощает в себе динамическую структуру отношений, которая меняется как содержательно, так и пространственно. Поэтому социологи выделяют различные типы аудитории в зависимости от отношения их к СМИ:

- реальная и потенциальная

- регулярная и нерегулярная

- целевая и периферическая

эти параметры могут учитываться на 3 различных уровнях:

- системы сми в целом

- отдельное сми (только радио или только газета)

- отдельного канала.

Реальная  аудитория – люди, которые регулярно пользуются одним СМИ.

Потенциальная – люди, ориентированные на ту или иную тему, читающие периодически разные СМИ.

Реальную и потенциальную аудиторию нельзя оценивать только по средствам владения тем или иным видом сми, но и учитывать частоту контактов, и то, насколько полно воспринимается информация. Учитывая это, можно предположить, что часть аудитории, использующая время от времени определенное СМИ, все же будет считаться потенциальной. Например, если человек в одной и той же газете читает только программу или гороскоп, то он все равно остается потенциальным читателем.

Регулярная и нерегулярная – в прессе выражается понятиями «подписчик» и «читатель».

Аудиторию также подразделяют на специализированную и массовую. Здесь речь идет о дифференцированости аудитории по части информации, требующей или не требующей для восприятия специальной подготовки. Понятие специальной аудитории сближается с понятием целевой аудитории, но никогда с ним не сравнивается, потому что предполагает узкий интерес читателей к определенной теме, а целевая аудитория не зависит от узких тем, освещаемых в сми.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

11165. Стандарти й моделі корпоративного управління 208 KB
  ТЕМА 2. Стандарти й моделі корпоративного управління План 2.1. Міжнародні стандарти корпоративного управління 2.2. Національні принципи корпоративного управління в Україні 2.3. Моделі корпоративних відносин 2.3.1. Англоамериканська модель 2.3.2. Японська модел
11166. Загальна характеристика органів управління акціонерними товариствами 41.5 KB
  Загальна характеристика органів управління акціонерними товариствами Відповідно до ст. 29 ЦК України юридична особа набуває цивільних прав і бере на себе цивільні обов'язки через свої органи що діють у межах прав наданих їм за законом або статутом положенням. Органи...
11167. Субєкти управління державним підприємством та корпоративними правами 144.5 KB
  Суб’єкти управління державним підприємством та корпоративними правами Держава виступає учасником діяльності корпоративних підприємств через наявність частки власності в їх статутних фондах що дає змогу певним чином управляти таким товар...
11168. Сутність і порядок створення господарських товариств 64.5 KB
  Сутність і порядок створення господарських товариств Господарськими товариствами визнаються підприємства або інші суб'єкти господарювання створені юридичними особами та/або громадянами шляхом об'єднання їх майна і участі в підприємницькій діяльності товарис
11169. Сутність контролю над акціонерним товариством. Значна угода корпорації 85.5 KB
  Сутність контролю над акціонерним товариством. Значна угода корпорації. Поняття контролю над діяльністю акціонерного товариства та контрольного пакета акцій у практиці корпоративного управління розглядаються як тотожні. У Законі України rdquo;Про оподаткування ...
11170. Сутність корпоративного управління і необхідність його розвитку в Україні 48 KB
  ТЕМА 1. Сутність корпоративного управління і необхідність його розвитку в Україні План Передумови виникнення корпоративних відносин Сутність корпоративного управління Суб'єкти й об'єкти корпоративного управління Передумов
11171. Сутність розкриття інформації в акціонерному товаристві 70.5 KB
  Сутність розкриття інформації в акціонерному товаристві. Сутність розкриття інформації акціонерними товариствами полягає у забезпеченні доступу зацікавлених осіб у тому числі акціонерів до повної достовірної інформації про виробничогосподарську діяльність підпр...
11172. Фінансові посередники в системі корпоративного управління 77.5 KB
  Тема 10. Фінансові посередники в системі корпоративного управління 10.1. Суть фінансового посередництва i його функції Світова практика свідчить про надзвичайно велику роль фінансових посередників у системі корпоративного управління Значну роль у корпоративному сект...
11173. Форми і функції державного регулювання 52.5 KB
  Форми і функції державного регулювання Одним з найважливіших елементів сфери корпоративного управління є його нормативноправове забезпечення. Загалом державне регулювання як один з напрямків корпоративного управління виходить за рамки безпосереднього управління...