2403

Теоретические и методологические подходы к планированию и прогнозированию

Контрольная

Экономическая теория и математическое моделирование

Сущность и основные понятия планирования и прогнозирования. Структура прогноза национальной экономики, классификация прогнозов. Методологические подходы к планированию и прогнозированию, система показателей и методы.

Русский

2013-01-06

23.41 KB

62 чел.

Теоретические и методологические подходы к планированию и прогнозированию

  1. Сущность и основные понятия планирования и прогнозирования
  2. Структура прогноза национальной экономики, классификация прогнозов
  3. Методологические подходы к планированию и прогнозированию, система показателей и методы

Планирование и прогнозирование осуществляется в рамках регулируемой экономики. Все страны в той или иной степени управляют экономикой. Хозяйственные субъекты: государство, фирмы (предприниматели), домашние хозяйства. Прогнозирование базируется на научном предвидении, то есть на опережающем отражении действительности, основанном на познании законов природы и общества.

Прогнозирование – это процесс разработки научно обоснованного суждения о перспективах возможного состояния явления в будущем. Объект – объективные тенденции.

Гипотеза – вероятное поведение исследуемого объекта, предположение о таком поведении.

Концепция – способ трактовки вероятных социально–экономических процессов и стратегия их развития.

Программа – это система целевых ориентиров социально-экономического развития, предполагаемые пути развития и средства достижения целей.

План – это результат принятия решения, постановка определенной цели и предвидение событий на определенный срок, обычно, с указанием ответственных за выполнение.

Обязательные составляющие прогнозирования:

  1. Ресурсы
  2. Экономическая ситуация
  3. Экономическая политика (региона, общества)
  4. Система регулирования

Структура прогноза национальной экономики (основа):

  1. Прогноз крупных отраслей и регионов
  2. Прогноз развития народных хозяйственных комплексов
  3. Прогноз экономики в целом (на уровне страны)

Факторы:

  1. прогноз уровня жизни населения
  2. прогноз воспроизводства и развития основных фондов и капиталовложений
  3. прогноз воспроизводства трудовых ресурсов и занятости
  4. прогноз экономического использования природных ресурсов
  5. прогноз развития финансовых отношений, цен, доходов
  6. прогноз внешне экономических связей

В результате проведения всех вышеуказанных действий мы получаем комплексный экономический прогноз.

Классификация прогнозов

  1. по уровню агрегирования:

а) макроэкономический (ВВП, НД, занятое население, производительность труда, основные оборотные фонды, параметры денежно-кредитной системы, параметры государственного бюджета)

б) структурный (межотраслевой и межрегиональный, базируется на межотраслевом балансе)

в) макроструктурный прогноз – совокупность макроэкономического и структурного – прогноз развития народных хозяйственных комплексов, регионов, отраслей.

2.   по критерию временных рамок:

- краткосрочный (2-3 года, базируется на текущих хозяйственных процессах, связанных с движением                  потоков и динамикой цен)

- среднесрочный (5-10 лет, учитывается структура экономики инвестиционных процессов)

- долгосрочный (15-20 лет, по демографическим процессам, изменениям в научно техническом прогрессе, использовании новых технологий)

Принципы прогнозирования: первосистемность, адекватность, альтернативность, целенаправленность.

 

Информационная база МЭПиП. СНС.

  1. Методология изучения агрегированного рынка.
  2. Цены и их роль в национальном счетоводстве.
  3. Основные макроэкономические показатели и способы их расчета.

В России с 1993-го года используется система национальных счетов, так как она стала страной  с рыночной экономикой.

СНС – это логически последовательная, гармоничная и целостная совокупность макроэкономических счетов, балансов активов и пассивов, а также таблиц, в основе которых лежит ряд согласованных на международном уровне понятий, классификаций, определений и правил учета.

Гармонизация – это процесс использования согласованных подходов на основе единого набора определений.

Агрегирование – это сведение экономических показателей на низшем уровне к обобщающим экономическим показателям экономики страны  с использованием математического инструментария. Основное макроэкономическое тождество: совокупные ресурсы = совокупному использованию.

У + М + Т = Z + C + I + G + X

У – сумма выпуска продукции (валовый доход). М – импорт. Т – налоги (за вычетом субсидий). Z – промежуточное потребление. C – конечное потребление домашних хозяйств. I – валовое накопление. G – расходы на государственное управление. Х – чистый экспорт.

Различают следующие группы счетов: счета для секторов экономики, счета для отраслей экономики, для отельных экономических операций, консолидированные счета (для экономики в целом).

Счет производства:

Ресурсы

Использование

Р1. Выпуск продукции в базисных ценах

Р2. Промежуточное потребление в рыночных ценах

В1. Валовая добавленная стоимость

В СНС существуют потоки и запасы, Р – потоки, В – запасы.

Институциональная единица – экономический субъект, способный от своего имени владеть активами, принимать обязательства, осуществлять экономическую деятельность, проводить операции с другими субъектами. Сектор – совокупность институциональных единиц, однородных с точки зрения выполняемых функций и источников финансирования.

Секторы национальной экономики

  1. Сектор нефинансовых корпораций (основная функция - производство товаров и нефинансовых услуг для продажи с целью получения прибыли);
  2. Сектор финансовых корпораций (оказание услуг финансового посредничества или вспомогательная финансовая деятельность);
  3. Сектор государственного управления (принятие ответственности за обеспечение общества товарами и услугами на нерыночной основе, перераспределение доходов и богатства с помощью трансфертов и субсидий);
  4. Сектор домашних хозяйств (потребление товаров и услуг, а также производство товаров и услуг для реализации и собственного использования), домашние хозяйства – лица, живущие автономно, или группа лиц, живущих вместе, обеспечивающих себя предметами первой необходимости и питанием.
  5. Сектор некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, объединяет некоммерческие организации, контролируемые и финансируемые домашними хозяйствами.

Институциональная структура экономики: S1 – экономика в целом, S11 – нефинансовые корпорации, S12 – финансовые корпорации, S121 – центральный банк, S122 – другие депозитные корпорации, S123 – финансовые посредники (исключая страховые корпорации и пенсионные фонды), S124 – вспомогательные финансовые организации, S125 – страховые корпорации и пенсионные фонды, S13 – сектор государственного управления, S1311 – центральное правительство, S1312 – региональные органы управления, S1312 – местные органы управления, S14 – домашние хозяйства, S141 – работодатели, S142 – самостоятельные хозяева, S143 – наемные работники, S144 – получатели доходов от собственности и трансфертов, S15 – некоммерческие организации. Обслуживающие домашние хозяйства, S2 – остальной мир.

Границы производства – включают всю деятельность единиц-резидентов национальной экономики по производству товаров и услуг. Обязательным критерием для определения президентства является центр экономического интереса. Производственная деятельность охватывает рыночные и нерыночные товары (бесплатные или реализуются по ценам, не имеющим экономического значения и не оказывающим значительного влияния на спрос) и услуги. В границу производства также входит деятельность домашних хозяйств (то есть вся сельскохозяйственная продукция) и скрытое, неформальное производство (экономическая деятельность, разрешенная законом, но скрываемая с целью уклонения от налогов и обязательств). В границы производства не включаются: услуги домашних хозяйств, предназначенных для собственного потребления, кроме условно исчисленной стоимости услуг, предоставленных в связи с проживанием владельцев в собственных жилищах, незаконная деятельность.    


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45309. Конституционные основы судебной власти 27.59 KB
  Численность судей за исключением судей Конституционного Суда РФ и конституционных уставных судов субъектов РФ ежегодно устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Такой подход объясняется тем что установить эту численность единожды как постоянную величину сложно: она меняется в связи с созданием новых участков мировых судей последовательным учреждением арбитражных апелляционных судов в перспективе административных судов и т. Законодательство предусматривает достаточно высокие требования к...
45310. Порядок формирования и организация Конституционного Суда РФ 25.17 KB
  Порядок формирования и организация Конституционного Суда РФ Статус Конституционного Суда РФ определяется в ст. Закон является кодифицированным актом в сфере конституционного судопроизводства он содержит как материальные так и процессуальные нормы. Статус Конституционного Суда закрепленный действующим законодательством по многим параметрам существенно изменился по сравнению со статусом Конституционного Суда РФ учрежденного в 1990 г. В состав Конституционного Суда РФ входят 19 судей назначаемых на должность Советом Федерации по...
45311. Конституционный суд: принципы, порядок деятельности, решения 22.16 KB
  Конституционный суд: принципы порядок деятельности решения Принципы деятельности Конституционного Суда: независимость судей Конституционного Суда РФ; коллегиальность рассмотрения дел; гласность судебного заседания допускается трансляция заседаний Конституционного Суда РФ; состязательность и равноправие сторон этот принцип для конституционного судопроизводства условный так как решения выносятся на основании документов и собственно сторон нет. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены...
45312. Избирательное право 27.01 KB
  При этом иностранные граждане могут быть наблюдателями на выборах а также на основании международных договоров Российской Федерации и в порядке установленном законом иностранные граждане постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах на тех же условиях что и граждане Российской Федерации; обязательность проведения выборов включая наличие установленных сроков...
45313. Совет Федерации 20.7 KB
  Совет федерации. В Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации далее Совет Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного представительного и исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Членом Совета Федерации может быть избран назначен гражданин Российской Федерации не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа подтверждающего...
45315. Система и структура федеральных органов исполнительной власти 26 KB
  В систему федеральных органов исполнительной власти входят: Правительство РФ состоящее из Председателя Правительства РФ заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров; министерства и другие федеральные органы исполнительной власти которые определяются на основе Конституции РФ Федерального конституционного закона О Правительстве Российской Федерации других федеральных законов и указов Президента РФ. в Российской Федерации началась широкомасштабная административная реформа конечной целью которой...
45316. Структура Администрации Президента РФ 21.06 KB
  Президент РФ в целях осуществления своих полномочий создает специальные органы занимающиеся исполнением распоряжений и указов Президента РФ и осуществляющие специальные полномочия. К ним в первую очередь относятся: 1 Администрация Президента РФ; 2 Совет Безопасности РФ. Порядок формирования и компетенция Администрации Президента РФ устанавливается Указом Президента РФ от 25 марта 2004 г. 400 Об Администрации Президента Российской Федерации.
45317. Понятие конституции 24.6 KB
  Правовой статус главы местной администрации. Главой местной администрации может быть не только избираемый населением глава муниципального образования но и так называемый наемный менеджер муниципальный служащий принимаемый на работу по контракту. 37 Закона главой местной администрации может быть лицо назначаемое на должность главы местной администрации по контракту заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий определяемый уставом муниципального образования. В этом случае главой муниципального...