2403

Теоретические и методологические подходы к планированию и прогнозированию

Контрольная

Экономическая теория и математическое моделирование

Сущность и основные понятия планирования и прогнозирования. Структура прогноза национальной экономики, классификация прогнозов. Методологические подходы к планированию и прогнозированию, система показателей и методы.

Русский

2013-01-06

23.41 KB

62 чел.

Теоретические и методологические подходы к планированию и прогнозированию

  1. Сущность и основные понятия планирования и прогнозирования
  2. Структура прогноза национальной экономики, классификация прогнозов
  3. Методологические подходы к планированию и прогнозированию, система показателей и методы

Планирование и прогнозирование осуществляется в рамках регулируемой экономики. Все страны в той или иной степени управляют экономикой. Хозяйственные субъекты: государство, фирмы (предприниматели), домашние хозяйства. Прогнозирование базируется на научном предвидении, то есть на опережающем отражении действительности, основанном на познании законов природы и общества.

Прогнозирование – это процесс разработки научно обоснованного суждения о перспективах возможного состояния явления в будущем. Объект – объективные тенденции.

Гипотеза – вероятное поведение исследуемого объекта, предположение о таком поведении.

Концепция – способ трактовки вероятных социально–экономических процессов и стратегия их развития.

Программа – это система целевых ориентиров социально-экономического развития, предполагаемые пути развития и средства достижения целей.

План – это результат принятия решения, постановка определенной цели и предвидение событий на определенный срок, обычно, с указанием ответственных за выполнение.

Обязательные составляющие прогнозирования:

  1. Ресурсы
  2. Экономическая ситуация
  3. Экономическая политика (региона, общества)
  4. Система регулирования

Структура прогноза национальной экономики (основа):

  1. Прогноз крупных отраслей и регионов
  2. Прогноз развития народных хозяйственных комплексов
  3. Прогноз экономики в целом (на уровне страны)

Факторы:

  1. прогноз уровня жизни населения
  2. прогноз воспроизводства и развития основных фондов и капиталовложений
  3. прогноз воспроизводства трудовых ресурсов и занятости
  4. прогноз экономического использования природных ресурсов
  5. прогноз развития финансовых отношений, цен, доходов
  6. прогноз внешне экономических связей

В результате проведения всех вышеуказанных действий мы получаем комплексный экономический прогноз.

Классификация прогнозов

  1. по уровню агрегирования:

а) макроэкономический (ВВП, НД, занятое население, производительность труда, основные оборотные фонды, параметры денежно-кредитной системы, параметры государственного бюджета)

б) структурный (межотраслевой и межрегиональный, базируется на межотраслевом балансе)

в) макроструктурный прогноз – совокупность макроэкономического и структурного – прогноз развития народных хозяйственных комплексов, регионов, отраслей.

2.   по критерию временных рамок:

- краткосрочный (2-3 года, базируется на текущих хозяйственных процессах, связанных с движением                  потоков и динамикой цен)

- среднесрочный (5-10 лет, учитывается структура экономики инвестиционных процессов)

- долгосрочный (15-20 лет, по демографическим процессам, изменениям в научно техническом прогрессе, использовании новых технологий)

Принципы прогнозирования: первосистемность, адекватность, альтернативность, целенаправленность.

 

Информационная база МЭПиП. СНС.

  1. Методология изучения агрегированного рынка.
  2. Цены и их роль в национальном счетоводстве.
  3. Основные макроэкономические показатели и способы их расчета.

В России с 1993-го года используется система национальных счетов, так как она стала страной  с рыночной экономикой.

СНС – это логически последовательная, гармоничная и целостная совокупность макроэкономических счетов, балансов активов и пассивов, а также таблиц, в основе которых лежит ряд согласованных на международном уровне понятий, классификаций, определений и правил учета.

Гармонизация – это процесс использования согласованных подходов на основе единого набора определений.

Агрегирование – это сведение экономических показателей на низшем уровне к обобщающим экономическим показателям экономики страны  с использованием математического инструментария. Основное макроэкономическое тождество: совокупные ресурсы = совокупному использованию.

У + М + Т = Z + C + I + G + X

У – сумма выпуска продукции (валовый доход). М – импорт. Т – налоги (за вычетом субсидий). Z – промежуточное потребление. C – конечное потребление домашних хозяйств. I – валовое накопление. G – расходы на государственное управление. Х – чистый экспорт.

Различают следующие группы счетов: счета для секторов экономики, счета для отраслей экономики, для отельных экономических операций, консолидированные счета (для экономики в целом).

Счет производства:

Ресурсы

Использование

Р1. Выпуск продукции в базисных ценах

Р2. Промежуточное потребление в рыночных ценах

В1. Валовая добавленная стоимость

В СНС существуют потоки и запасы, Р – потоки, В – запасы.

Институциональная единица – экономический субъект, способный от своего имени владеть активами, принимать обязательства, осуществлять экономическую деятельность, проводить операции с другими субъектами. Сектор – совокупность институциональных единиц, однородных с точки зрения выполняемых функций и источников финансирования.

Секторы национальной экономики

  1. Сектор нефинансовых корпораций (основная функция - производство товаров и нефинансовых услуг для продажи с целью получения прибыли);
  2. Сектор финансовых корпораций (оказание услуг финансового посредничества или вспомогательная финансовая деятельность);
  3. Сектор государственного управления (принятие ответственности за обеспечение общества товарами и услугами на нерыночной основе, перераспределение доходов и богатства с помощью трансфертов и субсидий);
  4. Сектор домашних хозяйств (потребление товаров и услуг, а также производство товаров и услуг для реализации и собственного использования), домашние хозяйства – лица, живущие автономно, или группа лиц, живущих вместе, обеспечивающих себя предметами первой необходимости и питанием.
  5. Сектор некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, объединяет некоммерческие организации, контролируемые и финансируемые домашними хозяйствами.

Институциональная структура экономики: S1 – экономика в целом, S11 – нефинансовые корпорации, S12 – финансовые корпорации, S121 – центральный банк, S122 – другие депозитные корпорации, S123 – финансовые посредники (исключая страховые корпорации и пенсионные фонды), S124 – вспомогательные финансовые организации, S125 – страховые корпорации и пенсионные фонды, S13 – сектор государственного управления, S1311 – центральное правительство, S1312 – региональные органы управления, S1312 – местные органы управления, S14 – домашние хозяйства, S141 – работодатели, S142 – самостоятельные хозяева, S143 – наемные работники, S144 – получатели доходов от собственности и трансфертов, S15 – некоммерческие организации. Обслуживающие домашние хозяйства, S2 – остальной мир.

Границы производства – включают всю деятельность единиц-резидентов национальной экономики по производству товаров и услуг. Обязательным критерием для определения президентства является центр экономического интереса. Производственная деятельность охватывает рыночные и нерыночные товары (бесплатные или реализуются по ценам, не имеющим экономического значения и не оказывающим значительного влияния на спрос) и услуги. В границу производства также входит деятельность домашних хозяйств (то есть вся сельскохозяйственная продукция) и скрытое, неформальное производство (экономическая деятельность, разрешенная законом, но скрываемая с целью уклонения от налогов и обязательств). В границы производства не включаются: услуги домашних хозяйств, предназначенных для собственного потребления, кроме условно исчисленной стоимости услуг, предоставленных в связи с проживанием владельцев в собственных жилищах, незаконная деятельность.    


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53057. Внедрение аутентичных фразеологизмов в процессе обучения французскому языку 71.5 KB
  Знание французских пословиц и поговорок помогает учащимся усвоить образный строй языка развивает память приобщает к народной мудрости. Работая над пословицами и поговорками интерпретируя их посвоему учащиеся постигают вариативность языка его выразительные средства и образное содержание воспринимают и что особенно ценно присваивают язык творчески откликаются привнося кроме адекватного понимания свое личное отношение. Такие упражнения позволяют учащимся почувствовать эмоциональную выразительность французского языка развивают память...
53058. FREE TIME ACTIVITY. THEME PARKS 149 KB
  EDUCATIONAL OBJECTIVES: COMMUNICATIVE COMPETENCES GOOD BREEDING AIM: LOVE TO THE NATIVE TOWN SKILLS DEVELOPMENT AIM: COMMUNICATION EQUIPMENT: DIDACTIC MATERIALS, RECORDS, PLACARDS, MULTIMEDIA
53059. АНГЛІЙСЬКА БЕЗ КОРДОНІВ підручник з англійської мови для студентів нефілологічних спеціальностей 19.12 MB
  Книга призначена для студентів усіх напрямів підготовки нефілологічних спеціальностей. Мета підручника – розвиток усних і писемних навичок, ознайомлення та засвоєння культурологічних особливостей країн, мову яких вивчають у межах дисципліни “Англійська мова”. Цей підручник знадобиться всім, хто прагне підвищити рівень володіння англійською мовою.
53060. Характер мого друга. My friend’s character 53.5 KB
  1) Remember that you are known by the company you keep; so always surround yourself with people of good character. 2)Remember well and bear in mind, a trusty friend is hard to find. Peggy A. Cavender 3)A smile and thank-you will not cost you a dime. But not doing either may cost you later. 4)When wealth is lost nothing is lost
53061. Friends and Friendship 34 KB
  Presentation: Friends, friendship… How much can we say about these special words. Friendship is a feeling that is between friends but what these feelings are. So pupils, today we continue to speak about friends and friendship. But first I want you to answer some questions
53064. ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ГРАФИКОВ ФУНКЦИЙ 41.5 KB
  Построить графики функций: у=2х3 у=2х3 у=2х. Один ученик строит графики на компьютере программа на диске. Затем отвечают на вопрос учителя: Как можно получить графики функций у =2х3 и у=2х3 с помощью графика у=2х Вывод записать в тетрадь. Слайд 6 Построить в готовой системе координат графики функций у=3х1 у=3х у=3х2 используя параллельный перенос.
53065. Логарифмічна функція, її властивості та графік 2.46 MB
  Учитель Старостенко Світлана Богданівна спеціаліст вищої категорії учительметодист Тема: Логарифмічна функція її властивості та графік Мета: ввести поняття логарифмічної функції формувати вміння будувати графік логарифмічної функції дослідити її властивості познайомити учнів з використанням логарифмічної функції при вивченні явищ навколишнього світу; розвивати творче мислення математичне мовлення; виховувати вміння працювати разом почуття відповідальності культуру спілкування. Назвіть достатню умову існування оберненої...