2403

Теоретические и методологические подходы к планированию и прогнозированию

Контрольная

Экономическая теория и математическое моделирование

Сущность и основные понятия планирования и прогнозирования. Структура прогноза национальной экономики, классификация прогнозов. Методологические подходы к планированию и прогнозированию, система показателей и методы.

Русский

2013-01-06

23.41 KB

60 чел.

Теоретические и методологические подходы к планированию и прогнозированию

  1. Сущность и основные понятия планирования и прогнозирования
  2. Структура прогноза национальной экономики, классификация прогнозов
  3. Методологические подходы к планированию и прогнозированию, система показателей и методы

Планирование и прогнозирование осуществляется в рамках регулируемой экономики. Все страны в той или иной степени управляют экономикой. Хозяйственные субъекты: государство, фирмы (предприниматели), домашние хозяйства. Прогнозирование базируется на научном предвидении, то есть на опережающем отражении действительности, основанном на познании законов природы и общества.

Прогнозирование – это процесс разработки научно обоснованного суждения о перспективах возможного состояния явления в будущем. Объект – объективные тенденции.

Гипотеза – вероятное поведение исследуемого объекта, предположение о таком поведении.

Концепция – способ трактовки вероятных социально–экономических процессов и стратегия их развития.

Программа – это система целевых ориентиров социально-экономического развития, предполагаемые пути развития и средства достижения целей.

План – это результат принятия решения, постановка определенной цели и предвидение событий на определенный срок, обычно, с указанием ответственных за выполнение.

Обязательные составляющие прогнозирования:

  1. Ресурсы
  2. Экономическая ситуация
  3. Экономическая политика (региона, общества)
  4. Система регулирования

Структура прогноза национальной экономики (основа):

  1. Прогноз крупных отраслей и регионов
  2. Прогноз развития народных хозяйственных комплексов
  3. Прогноз экономики в целом (на уровне страны)

Факторы:

  1. прогноз уровня жизни населения
  2. прогноз воспроизводства и развития основных фондов и капиталовложений
  3. прогноз воспроизводства трудовых ресурсов и занятости
  4. прогноз экономического использования природных ресурсов
  5. прогноз развития финансовых отношений, цен, доходов
  6. прогноз внешне экономических связей

В результате проведения всех вышеуказанных действий мы получаем комплексный экономический прогноз.

Классификация прогнозов

  1. по уровню агрегирования:

а) макроэкономический (ВВП, НД, занятое население, производительность труда, основные оборотные фонды, параметры денежно-кредитной системы, параметры государственного бюджета)

б) структурный (межотраслевой и межрегиональный, базируется на межотраслевом балансе)

в) макроструктурный прогноз – совокупность макроэкономического и структурного – прогноз развития народных хозяйственных комплексов, регионов, отраслей.

2.   по критерию временных рамок:

- краткосрочный (2-3 года, базируется на текущих хозяйственных процессах, связанных с движением                  потоков и динамикой цен)

- среднесрочный (5-10 лет, учитывается структура экономики инвестиционных процессов)

- долгосрочный (15-20 лет, по демографическим процессам, изменениям в научно техническом прогрессе, использовании новых технологий)

Принципы прогнозирования: первосистемность, адекватность, альтернативность, целенаправленность.

 

Информационная база МЭПиП. СНС.

  1. Методология изучения агрегированного рынка.
  2. Цены и их роль в национальном счетоводстве.
  3. Основные макроэкономические показатели и способы их расчета.

В России с 1993-го года используется система национальных счетов, так как она стала страной  с рыночной экономикой.

СНС – это логически последовательная, гармоничная и целостная совокупность макроэкономических счетов, балансов активов и пассивов, а также таблиц, в основе которых лежит ряд согласованных на международном уровне понятий, классификаций, определений и правил учета.

Гармонизация – это процесс использования согласованных подходов на основе единого набора определений.

Агрегирование – это сведение экономических показателей на низшем уровне к обобщающим экономическим показателям экономики страны  с использованием математического инструментария. Основное макроэкономическое тождество: совокупные ресурсы = совокупному использованию.

У + М + Т = Z + C + I + G + X

У – сумма выпуска продукции (валовый доход). М – импорт. Т – налоги (за вычетом субсидий). Z – промежуточное потребление. C – конечное потребление домашних хозяйств. I – валовое накопление. G – расходы на государственное управление. Х – чистый экспорт.

Различают следующие группы счетов: счета для секторов экономики, счета для отраслей экономики, для отельных экономических операций, консолидированные счета (для экономики в целом).

Счет производства:

Ресурсы

Использование

Р1. Выпуск продукции в базисных ценах

Р2. Промежуточное потребление в рыночных ценах

В1. Валовая добавленная стоимость

В СНС существуют потоки и запасы, Р – потоки, В – запасы.

Институциональная единица – экономический субъект, способный от своего имени владеть активами, принимать обязательства, осуществлять экономическую деятельность, проводить операции с другими субъектами. Сектор – совокупность институциональных единиц, однородных с точки зрения выполняемых функций и источников финансирования.

Секторы национальной экономики

  1. Сектор нефинансовых корпораций (основная функция - производство товаров и нефинансовых услуг для продажи с целью получения прибыли);
  2. Сектор финансовых корпораций (оказание услуг финансового посредничества или вспомогательная финансовая деятельность);
  3. Сектор государственного управления (принятие ответственности за обеспечение общества товарами и услугами на нерыночной основе, перераспределение доходов и богатства с помощью трансфертов и субсидий);
  4. Сектор домашних хозяйств (потребление товаров и услуг, а также производство товаров и услуг для реализации и собственного использования), домашние хозяйства – лица, живущие автономно, или группа лиц, живущих вместе, обеспечивающих себя предметами первой необходимости и питанием.
  5. Сектор некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, объединяет некоммерческие организации, контролируемые и финансируемые домашними хозяйствами.

Институциональная структура экономики: S1 – экономика в целом, S11 – нефинансовые корпорации, S12 – финансовые корпорации, S121 – центральный банк, S122 – другие депозитные корпорации, S123 – финансовые посредники (исключая страховые корпорации и пенсионные фонды), S124 – вспомогательные финансовые организации, S125 – страховые корпорации и пенсионные фонды, S13 – сектор государственного управления, S1311 – центральное правительство, S1312 – региональные органы управления, S1312 – местные органы управления, S14 – домашние хозяйства, S141 – работодатели, S142 – самостоятельные хозяева, S143 – наемные работники, S144 – получатели доходов от собственности и трансфертов, S15 – некоммерческие организации. Обслуживающие домашние хозяйства, S2 – остальной мир.

Границы производства – включают всю деятельность единиц-резидентов национальной экономики по производству товаров и услуг. Обязательным критерием для определения президентства является центр экономического интереса. Производственная деятельность охватывает рыночные и нерыночные товары (бесплатные или реализуются по ценам, не имеющим экономического значения и не оказывающим значительного влияния на спрос) и услуги. В границу производства также входит деятельность домашних хозяйств (то есть вся сельскохозяйственная продукция) и скрытое, неформальное производство (экономическая деятельность, разрешенная законом, но скрываемая с целью уклонения от налогов и обязательств). В границы производства не включаются: услуги домашних хозяйств, предназначенных для собственного потребления, кроме условно исчисленной стоимости услуг, предоставленных в связи с проживанием владельцев в собственных жилищах, незаконная деятельность.    


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45791. Сегментация рынка, отбор целевых критериев рынка. Критерии сегментации 17.76 KB
  Сегментирование рынка – представляет собой разбивку рынка на четкие группы покупателей для каждой из которых могут потребоваться отдельные товары и или комплексы маркетинга. Какогото единого метода сегментирования рынка не существует: используются варианты включающие от отсутствия сегментирования до полного сегментирования. Для того чтобы целевой рынок с помощью маркетингового исследования сделать более доступным для продавца остается выяснить: нет ли внутри существующего рынка как целого сегментов со специфическими требованиями к...
45792. Товарная политика фирмы: цели и основные составляющие 51.33 KB
  Котлеру: Три уровня товара: Классификация товаров широкого потребления: товары повседневного спроса – товары которые потребитель обычно покупает часто без раздумий и с минимальными усилиями на их сравнение м у собой товары импульсивной покупки товары для экстренных случаев сигареты мыло газеты; товары предварительного выбора – товары которые потребитель в процессе выбора покупки как правило сравнивает м у собой по показателям пригодности цены качества и внешнего оформления мебель одежда подержанные автомобили и основные...
45795. МЕТОД ИЗМЕРЕНИЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ НА ПЕРЕМЕННОМ ТОКЕ 399 KB
  змерение напряжения стабилизации проводят следующим образом. Через, испытываемый прибор, подключенный к клеммам Х1 и Х2, пропускают заданный ток стабилизации и измеряют разность напряжений между напряжением...
45796. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 28.36 KB
  Через эти колебания устанавливается тот уровень цен при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения и в конечном итоге равновесие производства и потребления. Рассмотрим сначала эластичность спроса. Эластичность спроса по цене прямая эластичность спроса это степень чувствительности спроса на какойнибудь товар к изменению цены на этот товар.
45797. Значение конкуренции в современной экономике 15.71 KB
  Основными методами конкуренции являются: повышение качества продукции снижение цен война цен реклама развитие до и послепродажного обслуживания создание новых товаров и услуг с использованием достижений НТР и т. конкуренции: активизация инновационного процесса гибкое приспособление к спросу высокое качество продукции высокая производительность труда минимум издержек реализация принципом оплаты по количеству и качеству труда возможность регулировки со стороны государства. конкуренции: победа одних и поражение...
45798. Модель безубыточности производства. Точка безубыточности 31.18 KB
  Отсюда находим критический объем: Q' = F pv где Q' – точка безубыточности критический объем в натуральном выражении; v – переменные затраты на единицу продукции. Критический объем производства и реализации продукции можно рассчитать не только в натуральном но и в стоимостном выражении: S = F p p v = Q' p где S – критический объем производства и реализации продукции. Приведенные выше формулы расчета критического объема производства и реализации в натуральном и стоимостном выражении справедливы лишь когда выпускается только один...
45799. Взаимодействие PR-служб со СМИ 21.67 KB
  Считается даже что до восьмидесяти процентов всей работы в них приходится на взаимодействие со СМИ. По данным социологического исследования опубликованного в журнале Сообщение самую существенную часть расходов компании составляют связи со СМИ для формирования имиджа кандидата в целом. От степени умения и желания работать со СМИ нередко зависит успех деятельности различных предпринимательских структур органов власти отдельных руководителей политиков.