24060

Регуляция водно-солевого обмена

Шпаргалка

Биология и генетика

Осморецепторы гипоталамуса при повышении осмотического давления тканевой жидкости стимулируют освобождение АДГ из секреторных гранул. АДГ увеличивает скорость реабсорбции воды из первичной мочи и тем самым уменьшает диурез. Так АДГ сохраняет необходимый объем жидкости в организме не влияя на количество выделяемого NaCl. ликвидируется стимул который вызвал выделение АДГ.

Русский

2013-08-09

59 KB

8 чел.

Билет 78.

Регуляция водно-солевого обмена.

Вода в организме составляет примерно 70%.

Функции воды.

  1.  Вода – среда, в которой растворены или диспергированы различные вещества.
  2.  Вода принимает активное участие в обменных процессах.
  3.  От количества воды зависит концентрация веществ, содержащихся в клетках и циркулирующих жидкостях.

Вода в организме бывает 2 видов:

  1.  внутриклеточная – интрацеллюлярная
  2.  внеклеточная – экстрацеллюлярная.

Уровень осмотического давления крови определяется концентрацией, прежде всего Na+. Ионы Na+ удерживают воду в крови и тем самым контролируют ее осмотическое давление. От концентрации Na+ зависит объем циркулирующих и внутриклеточных жидкостей. Таким образом, водный обмен связан с обменом натрия, а осмотическое давление обусловлено количеством воды и концентрацией Na+. Обмен Na  связан с обменом ионов К+ и Н+. Во внеклеточной жидкости преобладает Na+, во внутриклеточной – К+.

В регуляции обмена воды важная роль принадлежит почкам, кишечнику, потовым и слюнным железам, мочевому пузырю, коже.

В регуляции обмена воды участвуют гормоны: антидиуретический (вазопрессин) и альдостерон.

Антидиуретический гормон (вазопрессин) представляет собой нонапептид и синтезируется в нейронах гипоталамуса, от куда трансформируется в заднюю долю гипофиза, а затем секретируется в кровь.

Осморецепторы гипоталамуса при повышении осмотического давления тканевой жидкости стимулируют освобождение АДГ из секреторных гранул. АДГ увеличивает скорость реабсорбции воды из первичной мочи и тем самым уменьшает диурез. Моча при этом становится более концентрированной. Так АДГ сохраняет необходимый объем жидкости в организме, не влияя на количество выделяемого NaCl. Осмотическое давление внеклеточной жидкости уменьшается, т.е. ликвидируется стимул, который вызвал выделение АДГ.

Главной точкой приложения действия АДГ является нефрон, точнее дистальные извитые канальцы и собирательные трубочки. Действуя на эти участки нефрона, гормон избирательно стимулирует реабсорбцию воды из первичной мочи в кровь.

 При заболеваниях гипоталамо-гипофизарной системы, сопровождающихся недостаточностью продукции АДГ возникает несахарный диабет (мочеизнурение). При этом снижается реабсорбция воды в дистальных отделах канальцев и суточный диурез увеличивается до 30 л. это приводит к повышению осмотического давления крови, снижению кровяного давления. Введение таким больным препаратов АДГ нормализует диурез и водный обмен в целом.

Повышение секреции АДГ наблюдается при кровопотере, при введении гипертонических растворов NaCl или глюкозы, введением белковых растворов, водном голодании, избыточном потреблении соли, снижением кровяного давления, гипоксии.

Торможение секреции АДГ наблюдается при повышении кровяного давления, торможении диуреза, низко солевой диете.

АДГ влияет на кровяное давление не только за счет задержки воды, но и вызывая спазм артериол и капилляров, т.е. повышает кровяное давление.

 Альдостерон вырабатывается в коре надпочечников.

Альдостерон регулирует осмотические процессы, влияя на обмен Na+, К+, Н+.

Альдостерон в почках увеличивает реабсорбцию Na+ (а вместе с ним Cl-) и выделение ионов К+ и Н+.

Альдостерон стимулирует выделение Na+ из клеток и захват К+.

Трансмембранный перенос ионов Na+ и К+ осуществляется с помощью Na+, К+-АТФ-азы, называемого также натриевым насосом. Фермент расположен в мембране базальной поверхности железистой клетки.

Функция Na+, К+-АТФ-азы: активное «откачивание» Na+ из клетки в тканевую жидкость при участии АТФ. Выброс Na+ из клетки сопряжен с пассивным поступлением К+ и Н+ в клетку из крови в обмен на Na+. Na+, К+-АТФ-аза состоит из 4 субъединиц: 2 и 2. Субъединицы фермента могут связывать 3 Na+, 2К+ и 1 молекулу АТФ. Na+-связывающие центры фермента обращены внутрь клетки, К+-связывающие центры локализованы ближе к наружной ее поверхности.

Механизм реабсорбции ионов Na+ из просвета нефрона осуществляется следующим образом:

  1.  Ионы Na+ относительно свободно диффундируют в эпителиальные клетки через апикальную мембрану (обращена в просвет канальцев), а из эпителиальных клеток активно откачивается с базальной мембраны натриевым насосом.
  2.  В обмен на ионы Na+ из тканевой жидкости с базальной мембраны в клетки поступают иона К+ и Н+.

Апикальная мембрана пропускает Na+, Н2О, Cl- пассивно, а К+ и Н+ пассивно поступают в мочу.

Секреция альдостерона увеличивается при снижении концентрации NaCl в крови.

Избыточная секреция альдостерона приводит к гиперальдостеронизму. Гиперальдестеронизм сопровождается избыточной задержкой NaCl и повышением осмотического давления внеклеточной жидкости. А это служит сигналом для освобождения АДГ. АДГ ускоряет реабсорбцию Н2О в почках. в результате в организме накапливается и NaCl, и вода, объем внеклеточной жидкости увеличивается при сохранении нормального осмотического давления. Увеличение объема внеклеточной жидкости повышает кровяное давление.

 Секреция альдостерона регулируется ренин-ангиотензиновой системой.

В юкстагломерулярных клетках синтезируется протеолитический фермент – ренин.

Юкстагломерулярные клетки окружают приносящую артериолу почечного клубочка.

Снижение кровяного давления в приносящих артериолах служит сигналом секреции ренина в кровь.

В печени синтезируется ангиотензиноген (гликопротеин). Под действием ренина ангиотензиноген превращается в ангиотензин I. Ангиотензин I превращается в ангиотензин II. Ангиотензин II стимулирует секрецию альдостерона.

Ренин-ангиотензиновая система играет важную роль при восстановлении объема крови, который может уменьшаться в результате кровотечения, обильной рвоты, поноса.

Уменьшение объема крови

Уменьшение перфузионного давления в почках

Выделение ренина

Сужение сосудов

Образования ангиотензина II     

Жажда

Выделение альдостерона

Выделение АДГ (вазопрессина)

Задержка NaCl

Задержка воды

 При стенозе почечной артерии снижается давление в почечных клубочках и включается вся система. Однако, поскольку исходные объем и давление крови нормальны, то включение системы приводит к повышению кровяного давления сверх нормы как вследствие сужения хронической задержки воды и NaCl. Это приводит к почечной гипертонии.

Калий необходим для мышечного сокращения. При гиперкалиемии меняется характер ЭКГ. Гипокалиемия сопровождается адинамией. Na+ поступает в виде NaCl.

При недостатке альдостерона развивается аддисонова болезнь (меняется тургор клеток). Болезнь развивается при недостаточности коркового слоя надпочечников, накапливаются ионы К.

PAGE  3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67073. Вправи на змінювання іменників за числами. Іменники, що вживаються лише в однині або лише в множині 41.5 KB
  То що ж називає іменник На які питання відповідає А чому ми ставимо до іменника питання хто і що Що ви ще можете сказати про іменник іменники бувають власні загальні. Перевірка А як ви думаєте які найважливіші іменники у житті кожної людини мама тато життя здоровя хліб мова праця хата батьківщина мир...
67074. Робота з комп’ютерними програмами на підтримку вивчення української мови. М’які і тверді приголосні 2.86 MB
  Мета. Продовжувати вчити дітей працювати з комп’ютерними програмами підтримки вивчення української мови, перевірити вміння диференціювати звуки на твердість та м’якість; закріплення навичок фонетичного аналізу слова; розвивати логічне мислення, увагу, зосередженість; виховувати дисциплінованість та культуру навчальної праці при роботі з комп’ютером.
67075. Як працювати з програмами на розвиток логічного мислення 2.13 MB
  Мета. Ознайомити учнів з видами логічних задач: ребусами, пазлами, танграмами, формувати уміння роботи з комп’ютером, користування мишею, розгадувати ребуси, працювати з головоломками «Пазл» і «Танграм». Розвиток уваги, логічного мислення, просторової уяви, пам’яті.
67076. Основні правила Інтернет-безпеки і Інтернет-етики 38 KB
  Протягом певного часу необхідно згадати якомога більше термінів, пов’язаних з роботою в Інтернеті; терміни записуються на аркушах фломастерами. По команді вчителя капітани вивішують аркуші на дошку. Далі проводиться обговорення термінів із наведенням командами їх означень. Балами оцінюються кількість згаданих термінів і їх чітке пояснення.
67077. Українські народні музичні інструменти 224.5 KB
  Добрий день! Сьогодні ми з вами поговоримо про українські народні музичні інструменти. Ми живемо в час, коли відроджуються національні традиції, а побудова суверенної України неможлива без виховання національної гідності, любові до народних святинь. Ви маєте можливість не тільки почути розповідь про музичні інструменти...
67078. Дерева, кущі, трав’янисті рослини. Якими бувають рослини. Запис і читання трицифрових чисел. Випадки додавання і віднімання пов’язані з нумерацією чисел. Задача на три дії 60 KB
  Сьогодні ми дізнаємося на які групи поділяються рослини. А також будемо вправлятися у записуванні трицифрових чисел, у додаванні та відніманні розрядних чисел, будемо розв’язувати задачу на три дії. III. Перевірка домашнього завдання. Біля входу в царство нас зустрічає принцеса.
67079. Змінювання іменників за зразком: один - багато 53 KB
  Мета: удосконалювати уміння розпізнавати слова, які означають назви предметів; вчити змінювати слова-назви предметів за зразком: один-багато; сприяти усвідомленню того факту, що всі люди мають рівні права; розвивати уміння працювати в парі та групі; виховувати почуття власної гідності, повагу до інших.
67080. Конспект уроку з міжпредметними зв’язками (Я і Україна, рідна мова) «У царстві тварин» 170 KB
  Мета: ознайомити учнів з різноманітним світом тварин; формувати поняття комахи птахи звірі навчати їх розпізнавати за істотними зовнішніми ознаками; розвивати логічне мислення через завдання на порівняння доведення вилучення зайвого встановлення взаємозвязку між рослинами і тваринами між самими тваринами...
67081. Зима щедра святами. Інтегрований урок з курсу «Я і України» та позакласного читання 98 KB
  Сьогодні ми з вами більш детальніше зупинимося на дні Святого Миколая, Новому році та Різдві Христовому. У кожного з вас є картка із зображенням або ялинкових прикрас, або зірочок, або чобітків. Я пропоную вам пересісти за той стіл, де назва свята пов'язана, на вашу думку, із зображенням на картці.