24062

Витамины. Этапы нарушений обмена витаминов

Шпаргалка

Биология и генетика

Витамины не синтезируются в организме или синтезируются в таких количествах которые не достаточны для выполнения функций и поэтому должны поступать в составе пищевых продуктов при резкой недостаточности витаминов в организме развивается характерный симптомокомплекс. Функции витаминов. Нарушение функций витаминов: Нарушение обмена витаминов может быть связано с нарушением всасывания витаминов или их транспорта с кровью. Нарушение образования активной формы кофермента или нарушение синтеза апофермента может привести к нарушению функций...

Русский

2013-08-09

81.5 KB

14 чел.

Билет 80.

                                            Витамины.

Витамины – низкомолекулярные вещества органической природы, необходимы для выполнения биохимических и физиологических функций, необходимые в небольших количествах, не выполняющих пластических и энергетических функций. Витамины являются активаторами биохимических процессов, т.к. обеспечивают выполнение каталитических функций ферментов. Витамины не синтезируются в организме или синтезируются в таких количествах, которые не достаточны для выполнения функций и поэтому должны поступать в составе пищевых продуктов, при резкой недостаточности витаминов в организме развивается характерный симптомокомплекс.

Термин «Витамин» впервые был использован для обозначения специфического микрокомпонента пищи органической природы, предотвращающего обусловленную неполноценным питанием болезнь бери-бери, распространенную в странах, где население употребляло в пищу много риса. Т.к. этот микрокомпонент обладал свойствами амина, польский биохимик Казимир Функ, получивший это вещество в чистом виде, назвал его «витамин», что означает «необходимый для жизни амин».

Витамины делят на 2 группы:

  1.  Водорастворимые – к этой группе относятся витамины В1, В2, В3, В5, В6, В7 (Н), В910, Вс), В12, С, Р.
  2.  Жирорастворимые – А, Е, D, К, F (совокупность всех полиненасыщенных кислот).

Выделяют группу витаминоподобных веществ. Это соединения, которые могут синтезироваться в организме и недостаток не вызывает развитие симптомокомплекса.

К витаминоподобным веществам относятся: пангамовая кислота, оротовая кислота, липоевая кислота, холин, инозитол, S-метилметионин, карнитин.

Функции витаминов.

1.Водорастворимые витамины являются коферментами или составной частью коферментов.

2.Жирорастворимые витамины входят в состав липопротеидного слоя мембран.

Нарушение функций витаминов:

Нарушение обмена витаминов может быть связано с нарушением всасывания витаминов или их транспорта с кровью. Витамин в организме должен превратиться в активную форму. Нарушение образования активной формы кофермента или нарушение синтеза апофермента может привести к нарушению функций витаминов.

Этапы нарушений обмена витаминов.

Всасывание витаминов может нарушаться при повышенной перистальтике, при отсутствии рецепторов для витаминов.

Транспорт витаминов связан с альбуминами крови.

Синтез кофермента может быть нарушен при отсутствии ферментов, обеспечивающих синтез коферментов, отсутствие энергии.

При недостатке белков может быть нарушен синтез апофермента, что приведет к отсутствию апофермента.

Недостаточность витаминов в организме вызывает гиповитаминоз.

Авитаминоз – резко выраженная недостаточность витаминов в пище.

              Диагностика гиповитаминозов

Концентрация витамина в крови или моче.

Норма

              Снижено (мало в пище,

Нарушено всасывание)

Концентрация коферментов

(в крови, клетках)

Норма

Снижено (нарушен биосинтез)

Активность витаминзависимых ферментов в клетках

                                                        

Снижено (апофермент синтезируется, но он аномален и связь с коферментом непрочная)

Норма

Не определяется (синтезируется не активный апофермент)

 

Содержание витаминов определяют в лимфоцитах периферической крови и фибробластах кожи.

Причины возникновения и коррекция авитаминозов.

  1.  Оценка пищевого рациона (правильность обработки).
  2.  Оценка всасывания витаминов.

Для устранения этих авитаминозов вводят дозы близкие к физиологическим.

  1.  при снижении концентрации кофермента:

а) вводят кофермент и определяют концентрацию кофермента в клетке

б) вводят большие дозы витаминов для создания концентрационного эффекта, т.е. для увеличения концентрации субстрата. Доза витамина увеличивается в 100 – 500 раз, т.е. проводят мегавитаминотерапию. Лечение направлено на активацию ферментов, синтезирующих данный кофермент.

  1.  При снижении активности фермента вводят большие дозы витаминов, из которых синтезируется избыток кофермента, т.е. проводят мегавитаминотерапию.
  2.  При отсутствии активности фермента витаминотерапия не поможет, т.к. имеет место генетический дефект.

Если недостаток витамина приводит к недостаточности синтеза продукта В, то лечат введением вещества В, а если отрицательный эффект связан с накоплением вещества А, то нужно ограничить поступление вещества А:

АВ

Причины нарушений обмена витаминов

  1.  Недостаток витаминов в пище или неправильная обработка пищи.
  2.  Нарушение всасывания витаминов. Для всасывания витамина В12 необходим внутренний фактор Кастла, выделяемый обкладочными клетками желудка, всасывание жирорастворимых витаминов происходит в присутствии желчных кислот. Всасывание может нарушаться при повышенной перистальтике, при отсутствии рецепторов для витаминов.
  3.  Нарушение транспорта витаминов в кровотоке и нарушение трансмембранного переноса в клетки-мишени.

В транспорте витаминов в кровотоке участвуют альбумины крови. Снижение концентрации альбуминов нарушает транспорт витаминов.

  1.  Нарушение синтеза коферментов из витаминов, из-за отсутствия ферментов и энергии.
  2.  Недостаток белков в пище приводит к недостатку аминокислот, из которых синтезируется апофермент, т.е. недостаток белка  в пище вызывает нарушение синтеза апофермента.
  3.  Нарушение синтеза кофермента и апофермента приводит к нарушению синтеза витаминзависимого фермента.

Авитаминоз, гиповитаминоз.

Авитаминоз – патологическое состояние, развивающееся вследствие длительного и полного отсутствия витамина (ов) в организме.

Гиповитаминоз – патологическое состояние, наступающее при неполной, частичной нехватке витамина (ов) в организме.

Причины возникновения гиповитаминозов.

  1.  Алиментарные (отклонение фактического рациона от поглощаемы рационов).

а) отсутствие витаминов в пищевых продуктах (однообразное питание, мало растительной пищи, сезонность).

б) неправильная кулинарная обработка при приготовлении пищи (длительное, неправильное хранение, температурный фактор, кислоты, щелочи при приготовлении консервированных продуктов).

в) национальные, местные обычаи.

  1.  Нарушения всасывания и транспорта витаминов

а) заболевания ЖКТ

б) заболевание печени (желчь – необходимое условие для всасывания жирорастворимых витаминов).

в) нарушение синтеза белков – переносчиков.

  1.  Нарушение синтеза коферментов, изменение метаболизма витаминов, повышенное разрушение витаминов (климат, болезни, беременность, физическая нагрузка).
  2.  Резкое снижение энергозатрат в 2 – 3 раза, в соответствии с этим уменьшение потребления пищи.
  3.  Увеличение доли консервированных продуктов, полуфабрикатов, продуктов, приносящих калории.

Для борьбы с состоянием гиповитаминоза можно воспользоваться:

  1.  Витаминизацией продуктов питания.
  2.  Индивидуальная профилактика состояния гиповитаминоза путем назначения физиологических доз витаминов.

Клиническая картина гиповитаминозов.

I стадия – общая для всех витаминов – вялость, апатия, бессонница, быстрая утомляемость, головокружение, раздражительность, потеря аппетита.

II стадия – характерна клиническая картина для каждого витамина.

Определение недостатка витаминов.

  1.  Прямые тесты
  2.  Определение концентрации витаминов в крови, моче и тканях (лейкоциты, фибробласты кожи).
    1.  Функциональные тесты
  3.  Активность Ферментных систем, в состав которых входит витамин.
  4.  Определение концентрации метаболитов в реакции, катализируемой витаминзависимым ферментом

АВ

Если недостаток витамина приводит к недостаточности синтеза продукта В, то лечат введением вещества В, а если отрицательный эффект связан с накоплением вещества А, то нужно ограничить поступление вещества А.

С лечебной целью назначают физиологические дозы витаминов, а также мегадозы. Выбор дозы зависит от причины и для ее установления проводят диагностику по схеме:

Биохимические принципы витаминотерапии

Концентрация витамина в крови или моче.

Норма

Снижено (мало в пище,нарушено всасывание) в 5 раз больше физиологических доз

Концентрация коферментов

(в крови, клетках)

Норма

Снижено (нарушен биосинтез, транспорт) Мегавитаминотерапия в 100 – 1000 раз больше

Активность витаминзависимых ферментных систем

                                  

Не определяется витамин бесполезен (апофермент неактивен)

 

Норма

Активность фермента снижена

Мегавита-мино-терапия

Ограничение белка

Мало белка

Апофермент дефектен

Принадлежность витаминов в пищевым веществам привела к широкому назначению витаминных препаратов в лечебных и профилактических целях.

С расширением профилактического и особенно лечбноо применения появились и учащаются случаи интоксикации витаминами, получившие название гипервитаминозов. Более токсичными оказались жирорастворимые витамины D, А.

Антивитамины.

Это соединения, частично или полностью выключающие витамины из обменных процессов в организме путем их разрушения, инактивирования или препятствия их обмену.

Антиметаболиты.

Структуроподобные соединения (конкурентные ингибиторы)

Вещества связывающие или разрушающие витамины (неконкурентные ингибиторы)

Структуроподобные соединения по структуре сходны с самим витамином, поэтому вступают с ними в конкуренцию за место связи их с апоферментом – образуется неполноценный фермент, не способный выполнять физиологические функции (развивается специвический гипо или авитаминоз). Тиамин – окситиамин, рибофлавин – изорибофлавин.

Вещества, связывающие или разрушающие витамин – действуют на готовый витамин или кофермент. Из рыб семейства тресковых, пресноводных молюсков выделен фермент тиаминаза, которая разрушает витамин В1. Авидин(белок яиц) связывает В7 (биотин) необратимо.

Многие антивитамины используются как лекарственные препараты, так как обладают выраженным антибактериальным действием (очень чувствительны бактерии к витаминам, которые являются необходимым компонентом их жизнедеятельности, срок воспроизведения у бактерий очень короткий – отсюда возможность использования их как лекарственных веществ).

Витамин К – производные кумарина.

Аналог В6 (пиридоксина) – изониазид (на микобактерии туберкулеза), но при длительном назначении моет вызвать недостаточность В5 , так как аналог коферментам НАД и НАДФ.

Антивитамины парааминобензойной кислоты – сульфаниламиды.

Атебрин, акрихин – антиметаболиты В2, блокируют образование ФАД. Эти препараты используются при лечении малярии, заражении паразитами (простейшие).

PAGE  5


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73786. Отечественные и зарубежные профессиональные психологические сообщества 18.71 KB
  Помимо национальных ассоциаций в Союз входят различные международные объединения специализированной направленности например Международная ассоциация прикладной психологии Европейская ассоциация экспериментальных социальных психологов Европейская ассоциация психологии личности Международное общество изучения развития поведения и ряд других. В России таким обществом является – Российское Психологическое Общество в США – Американская Психологическая Ассоциация в Великобритании – Британское Психологическое Общество и т. В ряде стран...
73787. Формы практической психологической работы (индивидуальная, групповая, тренинг и коучинг) 25.32 KB
  Одним из главных преимуществ психологической работы в группе является то что групповой опыт противодействует отчуждению. Оказавшись в тренинговой или психотерапевтической группе человек избегает непродуктивного замыкания в самом себе со своими трудностями и обнаруживает что его проблемы не уникальны что и другие переживают сходные чувства. Сплошь и рядом в группе человек встречает людей у которых имеются такие проблемы в сравнении с которыми собственная это просто цветочки. Однако если жизненные трудности переживаемые человеком в...
73788. Культурно-исторические предпосылки формирования потребности общества в психологических знаниях. Место психологии в современном мире 23.68 KB
  Место психологии в современном мире. Но в те времена психологии как отдельной науки еще не было. Появление психологии в Древней Греции на рубеже VIIVI вв. Естественно что в обширном предмете философии к психологии относилась область связанная в первую очередь с человеком да и само исследование души психики связывалось преимущественно с особенностями психики человека.
73789. Социальный заказ на профессию психолога 17.72 KB
  Социальный заказ на работу практического психолога формируется в обществе или точнее в некоторой его части осознавшей необходимость в профессиональной помощи для преодоления возникших трудностей. Первыми осознали важность и нужность особого вида деятельности психолога практической представители профессий типа человек–человек по типологии Е. Представления окружающих о содержании работы психолога неконкретны его профессиональные возможности нередко преувеличиваются.
73790. Отличие житейской психологии от научной 14.53 KB
  Житейские знания конкретны связаны с конкретными жизненными ситуациями а научная психология стремится к обобщенному знанию основанному на выявлении общих закономерностей жизни и поведения людей. Житейские знания больше носят интуитивный характер а в психологической науке стремятся к рациональному объяснению психических явлений то есть к лучшему их пониманию и даже прогнозированию. Житейские знания передаются в очень ограниченных вариантах из уст в уста через письма и т. а научные знания передаются через специальную систему фиксации...
73791. Профессиональный психолог как ученый – исследователь, прикладник и практик 18.26 KB
  Психологи работающие в области научной психологии проводят научные исследования психических явлений закономерностей психических процессов состояний свойств. Психологи работающие в сфере научной психологии проводят психологические исследования. Основные задачи их исследовательской деятельности: Психологи-исследователи работают в научных институтах и центрах в психологических лабораториях университетов и институтов в отделах прикладной психологии отраслевых научно-исследовательских институтов и университетов. Еще одной сферой...
73792. Система основных направлений деятельности практического психолога и их общая характеристика 15.12 KB
  В результате формируется концепция в которой отражаются представления психологов о наиболее существенных особенностях людей определенного типа и исходя из этого понимания обосновываются способы психологической помощи им. С какой бы позиции помощи содействия поддержки или сопровождения ни рассматривать деятельность практического психолога в любом случае можно говорить о пяти основных направлениях этой деятельности...
73793. Психологическое просвещение, как одно из направлений деятельности практического психолога 16.31 KB
  Важнейшая задача психологического просвещения – расширение психологических знаний и повышение психологической культуры людей. Первая задача психологического просвещения направлена на то чтобы обеспечить людям возможность пользоваться психологическими знаниями и технологиями: сформировать у них соответствующие желания и понимание того чем им может помочь психология готовность работать над собой и своим поведением с помощью психологических методик и техник. Вторая задача – информирование по вопросам психологических знаний. Иногда знания...
73794. Психологическая диагностика, как одно из направлений деятельности практического психолога 17.3 KB
  Психодиагностика осуществляется на основе: объективных показателей деятельности реальной или моделируемой в эксперименте тесте; субъективных показателей сведений сообщаемых о себе самом человеком Инструментом для оценивания в работе психолога-диагноста являются его профессиональные психологические наблюдения беседы психологические тесты...