24072

Витамин D. Функции витамина D

Шпаргалка

Биология и генетика

Витамин D – групповое обозначение нескольких веществ стероидной природы. Образование витамина D3 происходит из холестерина в коже человека при действии ультрафиолетового облучения. Ни один из витаминов не применяется в таких количествах особенно у детей до 1 года.

Русский

2013-08-09

52 KB

5 чел.

Билет 90

Витамин D.

Витамин D – групповое обозначение нескольких веществ стероидной природы. Наиболее активны эргокальциферол (D2), ходекальциферол (D3) и дигидроэргокальциферол (D4). Образование витамина D3 происходит из холестерина в коже человека при действии ультрафиолетового облучения. Ни один из витаминов не применяется в таких количествах, особенно у детей до 1 года. Потребность ребенка в витамине D – 10 мкг – 400 МЕ в сутки.

Всасывание кальциферолов происходит с помощью желчных кислот. В составе хиломикронов кальциферолы поступают в кровь, а затем в печень. В печени эргокальциферол и холекальциферол гидроксилируются в 25 положении и образуются 25-гидроксихолекальциферол и 25-гидроксиэргокальциферол. После этого поступают в почки, где образуются 1,25-дигидроксикальциферолы.

Функции витамина D.

  1.  Транспорт ионов кальция и фосфата через эпителий слизистой тонкого кишечника при всасывании.
  2.  Мобилизация кальция из костной ткани.
  3.  Реабсорбция кальция и фосфора в почечных канальцах.

В результате действия витамина D повышается содержание ионов кальция и фосфатов в крови.

Витамин D рассматривается как прогормон, т.к. основная функция – обеспечение нормальной концентрации Са в крови (2,5 мМ, 10мг% - очень стабильный, жесткий показатель). Уменьшение содержания Са2+ вызывает судорожное состояние, повышение концентрации Са2+ может вызывать внекостную кальцификацию.

Механизм действия витамина D.

  1.  Обеспечение всасывания кальция из кишечника (всасывается в виде фосфатов).
  2.  Реабсорбция кальция в почках.
  3.  Мобилизация из депо (костная ткань).

Схема обмена витамина D

Функции 1,25-диокси витамина D:

  1.  Деминерализация костей
  2.  Усиление синтеза белков, связывающих кальций (кальцийсвязывающий белок). Реализует свое действие через генетический аппарат.
  3.  Усиливает реабсорбцию кальция в почках.

Функции 24,25-диокси витамин D

Усиливает синтез щелочной фосфотазы и Са2+-зависимой АТФ-азы.

Снижение [Са2+] – выброс паратгормона  1,25-диокси витамин D.

Повышение [Са2+] – понижение содержания паратгормона  переключение на синтез 24,25-диокси витамин D, выброс тиреокальцитонина  усиление снижения кальция в костях.

Нарушение обмена витамина D.

  1.  Гипервитаминоз по количеству и тяжести на I месте. Гипервитаминоз D возникает при избыточном приеме витамина. Наблюдается деминерализация костей и их переломы. Уровень кальция и фосфатов в крови повышается (они извлекаются из костей, всасываются из кишечника и реабсорбируются в почках). Развивается гиперкальцемия  карциноз внутренних органов: аорты, сердца, печени, легких, почек  тяжелейшие осложнения, часто смерть.
  2.  Нарушения обмена витамина D могут возникнуть при заболеваниях почек и печени, где происходит образование активных форм витамина D.
  3.  Рахит – вызывает недостаток витамина D в пище. При рахите заторможены всасывание ионов кальция и фосфатов, реабсорбция их в почках. Уровень кальция и фосфора в крови снижается, нарушается минерализация костей. Наблюдается размягчение костей, возникают деформации костей конечностей, черепа (замедление зарастания родничков, нарушение челюстно-лицевого скелета), грудной клетки, дряблые мышцы.

Профилактика.

Витамин D назначают не раньше, чем с 1-1,5 месяцев, физиологическая доза 400 МЕ.

Биохимически не обоснованы схемы профилактики, когда витамин D вводят в 1 раз в 1 или 2 недели (всю дозу 3-6-8 тыс. МЕ) и недопустима ударная профилактика рахита, когда вводится доза больше физиологической в 1000 раз.

Врожденные нарушения обмена витамина D.

  1.  Синдром Де-Тони-Дебре-Факкони.

Характерна триада: гиперфосфатемия, гиперглюкозурия, гипераминоацедемия. В основе генетически обусловленные нарушения транспорта в почечных канальцах. Развивается вторичный рахит (вследствие потери фосфата и ацидоза).

  1.  Семейный гипофосфатемический витамин D – резистентный рахит.

Гипофосфатемия и признаки рахита на 1-2 году жизни, не поддается лечению витамином D, низкий рост 150-160 см, костные деформации, псевдоатлет (приземистое телосложение).

Причина: снижение реабсорбции неорганического фосфата в почечных канальцах, понижение всасывания в тонком кишечнике. В основе генетические нарушения в третичной структуре белков в почечных канальцах.

Лечение: фосфаты и соли кальция.

  1.  Врожденный псевдодефицитный витамин D – зависимый рахит – по клинике сходен с рахитом, но отличается резистентностью к стандартным профилактическим и лечебным дозам витамина D.

Характеризуется гипокальциемией и гипераминоацидурией, нет фосфата.

В основе дефект фермента в почках, обеспечивающего образования 1,25-диокси витамин D2/D3.

Витамин К.

Витамин К является хиноном с боковой изопреноидной цепью. Есть два ряда нафтохинонов – филлохиноны и менохиноны. Разработаны синтетические препараты витамина К – менадион, викасол и синкавит.

Витамин К содержится в основном в растительной пище: шпинат, тыква, капуста, томаты, крапива. Частично синтезируется микрофлорой кишечника.

Всасывается витамин К в тонком кишечнике в присутсвии желчных кислот. Транспорт витамина К происходит с хиломикронами. В плазме крова витамин К связывается с альбумином.

Функции витамина К.

  1.  Витамин К участвует в образовании факторов свертывающей системы крови: II – протромбина, VII – проконвертина, IX – фактора Кристмаса и X – фактора Стюарта.
  2.  Витамин К в виде кофермента участвует в микросомальном  - карбоксилировании глутаминовой кислоты (печень), входящей в состав белков, связывающего кальций.

Протромбин (содержит 10 остатков глу, в отличие от тромбина).

Чтобы протромбин мог активироваться и превратиться в тромбин, он должен связать ионы Са2+. При недостатке витамина К в организме синтезируются дефектные молекулы протромбина, не способные правильно связывать ионы Са2+.

В костях белок – остеокальцин связывает Са2+.

PAGE  3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14150. INTEGRATED CIRCUITS 188.5 KB
  Unit 5. INTEGRATED CIRCUITS Pretext exercises 5.1. Read the following words and expressions and try to guess their meaning. Electronics microchip passive components integration manual discrete photolithography contain term economically reflect combination vertically horizontally microwave silicon. 5.2. Read the following words and notice their pronunciation. substrate [...
14151. HISTORY OF COMPUTING 568 KB
  Unit 6 COMPUTERS HISTORY OF COMPUTING Pretext exercises 6.1. Read the words and try to guess their meaning. Mechanical era analytical microprocessors machines personal individuals form laptops netbooks smartphones market analysts. 6.2. Read the following words and notice their pronunciation. refer [rI`fW] abacus [`xbqk...
14152. THE INTERNET 199 KB
  Unit 7. THE INTERNET Pretext exercises 7.1. Read the following words and expressions and try to guess their meaning. Global system computer networks user million private public academic local global electronic optical networking technology information resources and services hypertext documents World Wide Web WWW infrastructure electronic mail materials journals information system the Internet hypertext document special program browser...
14153. INFORMATION SECURITY 208 KB
  Unit 8. INFORMATION SECURITY Pretext exercises 8.1. Read the following words and expressions and try to guess their meaning. Biological virus organism infect cell program routine resource operating system file copy technique resident activate destructive message monitor screen detect hard disk instruction command limit effect control install attack password location container guarantee. 8.2. Read the following words and notice their pronuncia...
14157. Социокультурный портрет современной молодежи в России 30 KB
  Эссе на тему: Социокультурный портрет современной молодежи в России В современном российском обществе наблюдается трансформация системы социокультурных ориентаций молодежи. Это связанно с процессами трансформации общества. Утрачиваются прежние социальные ориенти...
14158. Психология. Краткий конспект лекций 1.11 MB
  Краткий конспект лекций. Психология Складановская М.Г. ст. преподаватель кафедры философии Тема. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ. ЧТО ИЗУЧАЕТ ПСИХОЛОГИЯ. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУК. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛО...