24092

Структура и свойства нуклеопротеидов

Шпаргалка

Биология и генетика

Виды нуклеиновых кислот Признаки ДНК РНК I. Функция Хранитель информации Передача информации Виды РНК: информационная матричная Рибосомальная Транспортная Функции: ИРНК – передача информации РРНК – основа рибосом. Способствует передвижению иРНК по рибосоме. ТРНК – перенос аминокислот.

Русский

2013-08-09

195 KB

19 чел.

Билет 67.

Структура и свойства нуклеопротеидов.

Функция нуклеопротеидов заключается в хранении и передаче наследственной информации.

Состоят из белков и нуклеиновых кислот. Простетической группой нуклеопротеидов является нуклеиновая кислота.

При легком гидролизе белок дает пептиды, а нуклеиновые кислоты дают нуклеотиды или нуклеозиды.

При жестком гидролизе образуются аминокислоты, азотистые основания (аденин, гуанин, урацил, цитозин, тимин), рибоза, дезоксирибоза.

Виды нуклеиновых кислот

Признаки

ДНК

РНК

I. Химическое строение

а) производные пурина

А, Г

А, Г

б) производные пиридина

Ц, Т

Ц, У

в) углеводы

Дезоксирибоза-5-фосфат

Рибоза-5-фосфат

г) Фн

Н3РО4 

Н3РО4 

д) минорные основания

+

+ + +

II. Локализация

Ядро, митохондрии

Ядро, цитоплазма

III. Содержание

Неизменно

Изменяется

IV. Метаболизм

Инертен

Активный

V. Функция

Хранитель информации

Передача информации

Виды РНК:   информационная (матричная)

  Рибосомальная

  Транспортная

Функции:  И-РНК – передача информации

 Р-РНК – основа рибосом. Способствует передвижению и-РНК по рибосоме.

 Т-РНК – перенос аминокислот.

Структура нуклеопротеидов.

Первичная структура – это последовательность нуклеотидов, соединенных сложноэфирной связью. При изучении структуры Чаргафом установлены закономерности:

а.  Количество А=Т, Ц=Г

б. Количество пуриновых оснований = количеству  пиримидиновых     А+Г=Ц+Т

в.  

Вторичная структура – трехмерная, пространственная структура, состоящая из антипараллельных противозакрученных спиралей. Шаг спирали содержит 10 нуклеотидов. Внутри цепочки находятся азотистые основания, соединенные по принципу комплиментарности.

Образуют вторичную структуру водородные связи, вандер-вальсовы связи, гидрофобные. ДНК имеет двуцепочную вторичную структуру, РНК – одноцепочную.

Изучена в Работах Уотсона и Крика.

Третичная структура – определенная укладка спирализованной структуры. М-ДНК имеет форму восьмерки. РНК – изучена мало.

Четверичная структура – фонкционально активная, соединена с белком.

В состав нуклеопротеидов входят белки гистонового ряда, которые соединяются с НК слабой электростатической связью.

Функции гистонов:

Участвуют в пространственном построении НК;

Регулируют активность генома – репрессия гена, с которым соединен гистон и ген будет молчать.

Гистоновые белки содержат лиз, арг, мало цис.

Негистоновые белки образуют с ДНК легко разрушаемые связи и это обеспечивает регуляцию активности генома.

В процессе жизни ДНК может подвергаться под действием химических соединений (кофеин) или радиоактивного излучения изменениям, т.е. мутациям.

Виды мутаций:

Транзиция – замена пуринового основания на другое пуриновое.

Трансверсия – замена пуринового основания на пиримидиновое.

Делеция – вставка пары нуклеотидов.

Вставка пары нуклеотидов.

Тяжелые последствия наблюдаются при вставке или выпадении нуклеотидов.

В случае делеции одного мономера изменяется считывание всех последующих кодонов – это мутация со «сдвигом рамки». В результате синтезируется белок с «бессмысленной» последовательностью аминокислот. При делеции двух мономеров также происходит сдвиг рамки. При утрате трех мономеров (или число, кратное трем) сдвига рамки нет и синтезируется белок, укороченный на  1 аминокислоту.

Нуклеиновые кислоты.

Хромосомы – очерченный материал 46 пар.

Если клетка находится в покое, то хромосомы называют хроматином.

Хроматин – 60% белка, 35 ДНК, остальное РНК. Представлен в виде нитей с узелками и утолщениями (нуклеосома).

У человека в спейсере – 50 пар нуклеотидов. Нуклеосома – 90%, спейсер – 10%.

Спейсер – это активный хроматин, списывание информации (транскрипция) идет с этих участков.

Нуклеосома – это белковый + нуклеотидный компонент. Сюда входят гистоны, имеют основной характер (арг, лиз), нет цис, мало три, много гли. Молекулярная масса – 25 – 30 тысяч дальтон.

Взаимодействуют гистоны с НК за счет электрохимических взаимодействий (гистон (+), НК (-)).

5 классов гистонов:

Н1 – лизин

Н2b – лиз

Н2а – лиз = арг

Н3 – арг , есть лиз, цис!!

Н4 – арг , гли

Молекулярная масса всех классов одинакова.

Н1 – находится в спектре. При взаимодействии образуется октамер.

Функциональные участки ДНК – это гены.

Структурные гены – ответственны за последовательность АМК и за последовательность нуклеотидов.

Регуляторные участки – промотор

Интроны – неинформативные участки – нетранскрибируемые участки.

PAGE  3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53579. Стратегии финансирования оборотных средств 26 KB
  В теории финансового менеджмента выделяются следующие стратегии финансирования оборотных активов: идеальная, агрессивная, консервативная и компромиссная.
53580. Путешествие в страну Английский язык. Приветствие. Знакомство с одноклассниками, учителем. Знакомство с профессиями 93.5 KB
  Путешествие в страну Английский язык. Приветствие. Знакомство с одноклассниками, учителем. Знакомство с профессиями. Цель: Ознакомление с предметом «Английский язык». Введение ЛЕ по теме (слова приветствия, прощания), их первичное закрепление в речи учащихся.
53582. Тропинка к своему Я (уроки психологии в начальной школе) 531 KB
  Ребенок лучше всего запоминает информацию, когда не только слышит ее, но и видит ее наглядное отображение, имеет возможность потрогать изучаемый объект. Внимание и па мять пока еще в основном непроизвольны, то есть для концентрации ребенку требуется внешняя помощь (интересные картинки, звуковые сигналы, игровые ситуации)
53583. Афины при Перикле 87.5 KB
  Сформировать представление о деятельности народного собрания о причинах возвышения и расцвета Афин. А так же сформировать понимание у учащихся в чем проявилась особенность афинской демократии. Вождь афинской демократии Перикл.
53584. Настоящее и прошедшее время глагола 60.5 KB
  Задачи урока: 1. Привлечь внимание детей к значению в нашей речи глагола; Оборудование: учебник Форма проведения: традиционная Тип урока: комбинированный Структура урока: 1. Работа по теме урока 5.
53585. Изображение и реальность 1.42 MB
  Планируемые результаты урока: Предметные: в познавательной сфере в ценностно-эстетической сфере – умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер эмоциональное состояние и своё отношение к природе обществу; в коммуникативной сфере способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений; в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности.
53586. Базовые концепции финансового менеджмента: концепция временной стоимости денег, концепция денежного потока, компромисса между риском и доходностью, концепция стоимости капитала 26 KB
  Концепция временной ценности денежных ресурсов. Важнейшую роль играет фактор времени. В результате денежная единица, имеющаяся сегодня, и денежная единица, ожидаемая к получению через какое-то время, не равноценны (инфляция, риск неполучения ожидаемой суммы и оборачиваемость).