24108

Проблема познания в философии. Структура процесса познания. Чувственное и рациональное в процессе познания мира. Интуиция

Доклад

Логика и философия

Проблема познания в философии. Структура процесса познания. Чувственное и рациональное в процессе познания мира. Интуиция 1основные положения теории познания: 1.

Русский

2013-08-09

15.88 KB

7 чел.

43. Проблема познания в философии. Структура процесса познания. Чувственное и рациональное в процессе познания мира. Интуиция

1)основные положения теории познания:

1. источником познания является материальный мир, сущест­вующий независимо от сознания человека. Субъектом по­знания является человек, общественно-исторически обу­словленный, носитель определенных соц отношений. Субъ­ектом может быть и не только отдельный человек, но и группа людей. Объектом познания являются предметы мате­риального мира, люди, сам человек, также общественно-ис­торически обусловленные.

2. в диалектических концепциях считалось, что материальный мир познаваем. Агностицизм ( Кант) либо отрицает вобще познаваемость мира, либо отрицает познание сущности ма­териального мира.

3. основой познания является практика, так же и его крите­рием. Процесс познания рассматривается как диалектиче­ское движение от незнания к знанию. Истина познается не­полно.

2)процесс познания складывается из двух составляющих: чувствен­ное и рациональное.

Чувственное познание протекает в следующих формах:

1. ощущение

2. восприятие

3. представление.

Рациональное познание:

1. понятие

2. суждение

3. умозаключение

в истории философии выделяют два направления в зависимости от решения вопроса: чувственное или рациональное познание является основным и представляющим непротиворечивые знания.

Направление, рассматривающее чувственное познание – сенсуализм. Рациональное познание – рационализм ( Декарт, Спиноза).

Чуственное и рациональное познание не следует смешивать с вопро­сом об эмпирическом и теоретическом уровнях познания.

На эмпирическом уровне познания используется и чувственная и ра­циональная стороны мышления, а на теоретическом – то же самое, но в большей степени.

Формы чувственного познания:

· ощущение – элементарная форма познания, которую можно вы­делить только в абстракции.

· Восприятие – цельный образ объекта, непосредственно воздей­ствующего на наши органы чувств, складывающихся из них ощущений.

· Представление – цельный образ объекта, непосредственно воз­действующего на наши органы чувств, и воспроизводимого по памяти или воображением.

Формы рационального познания:

· Понятие – мысль (символ, знак), обозначающая в обобщенной форме сущностные свойства предметов, процессов ( любое слово).

· Суждение – мысль, в которой что-либо отвергается или утвер­ждается.

· Умозаключение – общий вывод из нескольких суждений.

Различие чувственного и рационального познания, их особенности.

1. логическое познание осуществляется посредством отвлечения от несуществующих, случайных свойств предмета.

2. логическое познание носит обобщенный , опосредованный ха­рактер.

3. рациональное познание – символическое познание – с помо­щью знаков.

Чувственное познание – отражать предмет в детальности, не прони­кая в его сущность.

Образ должен совпадать с предметом.

Интуиция (позднелат. созерцание, от лат. intueor — пристально смотрю), способность принимать правильные решения, минуя промежуточные результаты. Интуитивное решение может возникнуть как в результате напряженного раздумывания над решением вопроса, так и без него.

Интуиция – способность прямого, непосредственного постижения истины без предварительных логических рассуждений и без доказательств.

В истории философии понятие Интуиции включало разное содержание. Интуиция понималась как форма непосредственного интеллектуального знания или созерцания (интеллектуальная Интуиция). Так, Платон утверждал, что созерцание идей (прообразов вещей чувственного мира) есть вид непосредственного знания, которое приходит как внезапное озарение, предполагающее длительную подготовку ума.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

51305. Научиться составлять программы шифрования текста, основываясь на принципе взбивания 418 KB
  Ход работы Ознакомиться с теоретической частью данной работы. Составить алгоритм программы шифрования по принципу взбивания. Составить программу шифрования по соответствующему заданию.
51307. Шифраторы 82 KB
  Цель работы: изучение принципов построения дешифратора и шифратора путем осуществления следующих действий: составление таблицы истинности работы логического устройства; составление логического выражения в соответствии с составленной таблицей истинности и его минимизация; составление схемы электрической функциональной синтезируемого устройства в соответствии с составленным логическим выражением с помощью эмулятора; проверка работоспособности схемы по таблице истинности с помощью эмулятора; Шифратором называется устройство...
51308. Построить граф состояний P-схемы 206 KB
  Для СМО из задания 1 построить имитационную модель и исследовать ее (разработать алгоритм и написать имитирующую программу, предусматривающую сбор и статистическую обработку данных для получения оценок заданных характеристик СМО). Распределение интервалов времени между заявками во входном потоке и интервалов времени обслуживания
51310. Имитационное моделирование. Разработка модели системы массового обслуживания в Arene 127.5 KB
  Системы массового обслуживания представляют собой класс схем разработанных в теории массового обслуживания. В качестве процессов обслуживания могут быть представлены различные по своей физической природе процессы функционирования экономических...
51311. Построение аналитической и имитационной моделей системы массового обслуживания 120 KB
  Если в свободную систему поступает заявка, то ее обслуживают совместно все каналы. Если во время обслуживания заявки поступает еще одна, то часть каналов переключается на её обслуживание и так далее, пока все каналы не окажутся занятыми. Интенсивность совместного обслуживания заявки n каналами n. Каналы распределяются равномерно между заявками.
51312. Использование SIMD-расширений 103 KB
  Цель работы Научиться использовать в программах SIMD-расширения архитектуры х86. Написать программу с использованием SIMD-расширений.