24108

Проблема познания в философии. Структура процесса познания. Чувственное и рациональное в процессе познания мира. Интуиция

Доклад

Логика и философия

Проблема познания в философии. Структура процесса познания. Чувственное и рациональное в процессе познания мира. Интуиция 1основные положения теории познания: 1.

Русский

2013-08-09

15.88 KB

7 чел.

43. Проблема познания в философии. Структура процесса познания. Чувственное и рациональное в процессе познания мира. Интуиция

1)основные положения теории познания:

1. источником познания является материальный мир, сущест­вующий независимо от сознания человека. Субъектом по­знания является человек, общественно-исторически обу­словленный, носитель определенных соц отношений. Субъ­ектом может быть и не только отдельный человек, но и группа людей. Объектом познания являются предметы мате­риального мира, люди, сам человек, также общественно-ис­торически обусловленные.

2. в диалектических концепциях считалось, что материальный мир познаваем. Агностицизм ( Кант) либо отрицает вобще познаваемость мира, либо отрицает познание сущности ма­териального мира.

3. основой познания является практика, так же и его крите­рием. Процесс познания рассматривается как диалектиче­ское движение от незнания к знанию. Истина познается не­полно.

2)процесс познания складывается из двух составляющих: чувствен­ное и рациональное.

Чувственное познание протекает в следующих формах:

1. ощущение

2. восприятие

3. представление.

Рациональное познание:

1. понятие

2. суждение

3. умозаключение

в истории философии выделяют два направления в зависимости от решения вопроса: чувственное или рациональное познание является основным и представляющим непротиворечивые знания.

Направление, рассматривающее чувственное познание – сенсуализм. Рациональное познание – рационализм ( Декарт, Спиноза).

Чуственное и рациональное познание не следует смешивать с вопро­сом об эмпирическом и теоретическом уровнях познания.

На эмпирическом уровне познания используется и чувственная и ра­циональная стороны мышления, а на теоретическом – то же самое, но в большей степени.

Формы чувственного познания:

· ощущение – элементарная форма познания, которую можно вы­делить только в абстракции.

· Восприятие – цельный образ объекта, непосредственно воздей­ствующего на наши органы чувств, складывающихся из них ощущений.

· Представление – цельный образ объекта, непосредственно воз­действующего на наши органы чувств, и воспроизводимого по памяти или воображением.

Формы рационального познания:

· Понятие – мысль (символ, знак), обозначающая в обобщенной форме сущностные свойства предметов, процессов ( любое слово).

· Суждение – мысль, в которой что-либо отвергается или утвер­ждается.

· Умозаключение – общий вывод из нескольких суждений.

Различие чувственного и рационального познания, их особенности.

1. логическое познание осуществляется посредством отвлечения от несуществующих, случайных свойств предмета.

2. логическое познание носит обобщенный , опосредованный ха­рактер.

3. рациональное познание – символическое познание – с помо­щью знаков.

Чувственное познание – отражать предмет в детальности, не прони­кая в его сущность.

Образ должен совпадать с предметом.

Интуиция (позднелат. созерцание, от лат. intueor — пристально смотрю), способность принимать правильные решения, минуя промежуточные результаты. Интуитивное решение может возникнуть как в результате напряженного раздумывания над решением вопроса, так и без него.

Интуиция – способность прямого, непосредственного постижения истины без предварительных логических рассуждений и без доказательств.

В истории философии понятие Интуиции включало разное содержание. Интуиция понималась как форма непосредственного интеллектуального знания или созерцания (интеллектуальная Интуиция). Так, Платон утверждал, что созерцание идей (прообразов вещей чувственного мира) есть вид непосредственного знания, которое приходит как внезапное озарение, предполагающее длительную подготовку ума.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

70716. Расчёт и проектирование металлорежущих инструментов 2.17 MB
  Целью данного курсового проекта является расчет и проектирование металлорежущих инструментов: протяжка шестигранная, шлицевая фреза, комбинированное свело и метчик. Протягивание является одним из наиболее высокопроизводительных процессов обработки деталей резанием.
70719. SpectraLab 426.5 KB
  SpectraLAB - мощный двойной анализатор спектра канала. Программа связывается с любой звуковой платой и благодаря Windows-совместимому интерфейсу обеспечивает спектральный анализ в реальном масштабе времени (Real Time) без сохранения спектра сигнала на диск, в режиме Записи...
70721. Дослідження параметричних стабілізаторів напруги 65.5 KB
  Для стабілізації напруги використовується ліва частина вольтамперної характеристики із збільшанням струму напруга майже не міняється. Проста схема стабілізатора напруги подана на рис. Для оцінки якості стабілізатора напруги вводиться величина R яку називають коефіцієнтом...
70722. Дослідження кон’юнктора ДТЛ 5.71 MB
  Мета: ознайомлення з методикою роботи; вивчення принципу дії; перехідних процесів; вивчення впливу напруги живлення і величин компонентів; освоєння методики визначення основних характеристик; статичних параметрів кон’юктора.
70723. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ ПРЕЛОМЛЕНИЯ ВЕЩЕСТВА ПО УГЛУ БРЮСТЕРА 81.5 KB
  Цель работы - определить показатель преломления призмы по углу Брюстера. Из теории следует (см. раздел 2), что если поляризованный свет, колебания вектора Е которого происходят в плоскости падения луча, падает на призму под углом Брюстера...
70724. Оценка условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды 146 KB
  Целью работы является закрепление ранее изученных методов и средств контроля изучения критериев оценки условий труда организации работ по исследованию отдельных факторов производственной среды изучения методики и порядка определения классов условий труда а также методики общей оценки условий труда.