24120

Русские философы о судьбах России

Доклад

Логика и философия

Россия соединяет внутри себя два мира и поэтому в русской душе всегда боролись два начала: восточное и западное. Бердяев называет русскую историю прерывной и выделяет в ней пять периодов дающих пять разных образов России: Россия киевская; Россия времен татарского ига; Россия московская; Россия петровская; Россия советская. Главное нельзя забывать что Россия является самой молодой цивилизацией и ее истинные возможности в новом свободном государстве скоро раскроются поновому с новыми перспективами.

Русский

2013-08-09

15.34 KB

25 чел.

32. Русские философы о судьбах России.

Философия истории — философская оценка и истолкование результатов исторических исследований и изложений истории.

Российская цивилизация — последняя по времени возникновения великая цивилизация.

Николай Бердяев считал русский народ в высшей степени поляризованным народом, потому что в нем совмещаются совершенно несовместимые противоположности. Вся сложность и противоречивость русской души связана с тем, что в России сталкиваются и взаимодействуют два потока мировой истории — Восток и Запад. Россия соединяет внутри себя два мира, и поэтому в русской душе всегда боролись два начала: восточное и западное.

Бердяев называет русскую историю прерывной и выделяет в ней пять периодов, дающих пять разных образов России: Россия киевская; Россия времен татарского ига; Россия московская; Россия петровская; Россия советская.

Теперь можно выделить еще одну, до которой не дожил Бердяев, — постсоветская.

Русская история была одной из самых мучительных историй:

— борьба с татаро-монгольским игом и нашествиями;

— усиление государства;

— Смутное время;

— раскол;

— насильственный характер петровских реформ;

— крепостное право;

— гонения на интеллигенцию;

— казнь декабристов;

— режим Николая I;

— безграмотность народной массы;

— неизбежность революции и ее кровавый характер;

— самая страшная мировая война. Интересным, существующим только в России социальным образованием была интеллигенция. Явления, предшествующие ее появлению, — это одиночество Чацкого, беспочвенность Онегина и Печорина. Интеллигенция появилась из разных слоев — сначала из дворянской, затем из разночинной среды. Это идеалистический класс людей, целиком увлеченных идеями и готовых идти во имя этих идей в тюрьму, на каторгу и на казнь. Характерные черты русской интеллигенции:

— беспочвенность;

— отщепенство;

— скитальчество;

— невозможность примирения с настоящим;

— устремленность к грядущему.

В существовании русской интеллигенции наблюдались разные моменты — лишний человек, кающийся дворянин, активный революционер. Этот идеалистический класс был поставлен в трагическое положение между властью и народом: с одной стороны, его никогда не пускали во власть, с другой стороны, его никогда не понимал народ, малообразованный и забитый предрассудками. Из этого пришло ощущение русскими пустоты, уродства, бездушия и мещанства всех достижений мирового и российского развития, революции, цивилизации.

Славянофилы и западники так же рассуждали о судьбах русского народа, но с двух противоположных точек зрения. Самое главное — русская философия истории должна была решить вопрос о значении и смысле реформы Петра, разрезавшей историю страны на две части. Западники были сторонниками реформы и видели будущее России в том, чтобы она шла западным путем. Славянофилы верили в особый тип культуры, которая возникает на духовной почве православия. По их мнению, реформы Петра и европеизация были изменой России.

Главное — нельзя забывать, что Россия является самой молодой цивилизацией и ее истинные возможности в новом свободном государстве скоро раскроются по-новому с новыми перспективами.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81156. Первый этап развития социологии в России 40.73 KB
  Первая российская кафедра социологии была открыта в Петербурге при Психоневрологическом институте в 1908 г. В связи с этим история социологии в России предстает в основном как серия индивидуальных вкладов ученых. Как и на Западе в российской социологии этого периода преобладали редукционизм сведение к простому упрощение инатурализм различных оттенков.
81157. Николай Константинович Михайловский 31.1 KB
  Михайловский одним из первых в Европе обратился к созданию теории личности и еще до Дюркгейма стал изучать роль разделения труда в общественной жизни.
81158. Максим Максимович Ковалевский 36.16 KB
  Продолжая линию Конта в этом вопросе Ковалевский формулирует основной социологический закон закон роста солидарности а также основной вопрос социологии вопрос об общественном историческом прогрессе. Солидарность объединяет подчеркивает Ковалевский единое политическое целое государство под влиянием факторов мировой религии и международного торгового обмена солидарность объединяет ряд государств а в перспективе ведет к всемирному единству народов. Ковалевский критикует однофакторные точки зрения получившие широкое распространение на...
81159. Христианский гуманизм 41.05 KB
  По мнению Соловьева от начала истории три основные силы управляли человеческим развитием коренящиеся в совместном существовании трех исторических миров грех культур резко между собой различающиеся: Мусульманский Восток Западная цивилизация и Славянский мир. Мусульманский Восток находится под преобладающим влиянием так называемой первой силы которая стремится подчинить человечество во всех сферах на всех уровнях его жизни одному верховному началу подавить его самостоятельность и свободу личной жизни. Один господин и аморфная масса рабов...
81160. Анархизм как социально-политическое течение 39.24 KB
  Анархизм (от греч. anarchia - безначалие, безвластье) — это социально-политическое течение, отрицающее необходимость государственной и всякой иной власти, проповедующее неограниченную свободу личности, непризнание общего для всех порядка в отношении между людьми. Само течение сложилось в середине XIX в. Основные его теоретические положения были выдвинуты немецким философом Максом Штирнером и французским философом
81161. Второй этап развития теории социологии в России 38.63 KB
  Во главе социологического отделения созданного при факультете общественных наук Петроградского университета стал Питирим Александрович Сорокин 18891968 крупнейший ученый и общественный деятель внесший существенный вклад в развитие отечественной и мировой социологии. Сорокин один из лидеров правого крыла партии эсеров после Февральской революции 1917 г. в числе большой группы российской интеллигенции Центральным Комитетом ВКП б Сорокин был выслан из России за границу. Сорокин один из родоначальников теории социальной...
81163. Эмпирическая социология в России 39.49 KB
  Возникновение и развитие эмпирической социологии в России связывают обычно с серединой XIX столетия. Накопление эмпирического опыта по строительству новой жизни необходимость перехода от агитационнопропагандистских форм к научноисследовательским подготовили почву к возникновению зачатков отраслевой социологии на практическом материале труда быта и культуры социальной структуры и др. Кузмичева духовная жизнь и десятков других революционнопрогрессивных представителей социологии. Интерес к конкретным социологическим исследованиям вел к...
81164. Школа научного управления: Ф. Тейлор, А. Файоль, Г. Форд, Г. Эмерсон 38.83 KB
  Его система научной организации труда включала в себя ряд основных положений: научные основания производства научный подбор кадров обучение и тренировка организация взаимодействия между управляющими и рабочими. В социологии труда он изучал вопросы рестрикционизма группового взаимодействия и групповой динамики а также отношение к труду стимулирование мотивацию и организацию труда. Система Тейлора заложила основы научной организации труда через создание многочисленных правил законов и формул которые заменяют личное суждение работника и...