24123

Категория «материя». Основные характеристики материи (время, пространство, движение, системность)

Доклад

Логика и философия

Основные характеристики материи время пространство движение системность. характеристика материи через основной вопрос мировоззрения а не через понятие вещества или набор его свойств. Существует и другая точка зрения согласно которой нужно отказаться от представления о материи как субстанции гносеологический признак материи. Но важнейшими свойствами являются: пространство; время; движение как способ существования материи.

Русский

2013-08-09

15.51 KB

14 чел.

35. Категория «материя». Основные характеристики материи (время, пространство, движение, системность).

17-18в — период становления и развития материализма. Мат-зм принимает бытие как физическую реальность, противостоящую челу. Бытие отожествляется с природой. Материя — первооснова бытия, она бесконечна в пространстве и времени и не зависит от нашего сознания. Материя - это прежде всего результат внутриличностного осмысления мира и его личностных оценок.

Материя - это:

Объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им. - характеристика материи через основной вопрос мировоззрения, а не через понятие вещества или набор его свойств.

Субстанция. Вопрос о характере субстанции - главный в определении сущности основных направлений философии.

Существует и другая точка зрения, согласно которой нужно отказаться от представления о материи как субстанции - гносеологический признак материи.

Материализм понимает материю как единственно существующую субстанцию. Она несотворима, неуничтожима, вечна и бесконечна. Материя обладает следующими свойствами: конечностью и бесконечностью, прерывностью и непрерывностью, системностью, массой и энергией и т. д. Но важнейшими свойствами являются:

пространство; время; движение как способ существования материи.

Объективная непрерывность пространства и времени и их прерывность обуславливают движение материи, которое является основным способом её существования. Движение материи - абсолютно, её покой - относителен. С философской точки зрения движение есть всякое изменение вещей и процессов и представляет собой единство моментов перемещения вещей и процессов и их изменения.

Пространство характеризуется протяжённостью и структурностью материальных объектов в их соотношении с другими образованиями. Время характеризуется длительностью и последовательностью существования материальных образований в их соотношении с другими материальными образованиями.

Общие свойства пространства и времени: объективность, всеобщность.

Основными свойствами пространства являются: протяжённость, однородность, равноправность всех возможных направлений, трёхмерность.

Основные свойства времени: длительность, однородность, одномерность, необратимость.

Понятие материи прошло несколько этапов в своём историческом развитии:

этап наглядно - чувственного её представления. В ранних древнегреческих философских учениях в основу мира полагались те или иные природные стихии: вода, воздух, огонь и т. п. Всё существующее считалось модификацией этих стихий.

Этап вещественно-субстратного представления о материи. Материя отождествлялась с веществом, с атомами, с комплексом их свойств, в том числе свойством неделимости.

Этап философско-гносеологического представления о материи.

Этап философского субстанциально-аксиологического представления о материи. Происходит личностное понимание материи, прежде всего с точки зрения категории личности.

Постановка вопроса о материи как субстанции может стимулировать разработку общенаучных понятий. Невозможно, к примеру, полно раскрыть причинность без обращения к физическим взаимодействиям, понятиям "вещество", "энергия" и др. Для раскрытия собственно философских понятий необходимо привлечение понятий, касающихся всей природы. Очень важно, например, установить критерии физического существования, в том числе с целью отграничения "материального" от теологических феноменов. В не меньшей степени это касается также связей философии с психологией, социологией, гуманитарными науками.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73386. М. Рильський. Основні відомості про поета, його вміння бачити красу рідної природи і створювати красу засобами поетичної мови 197.33 KB
  Максим Тадейович Рильський народився 19 березня 1895 року. Рильський студент Київського університету медичного факультету через два роки продовжить навчання на історикофілологічному але революція громадянська війна змусить його перервати освіту і переїхати в село де він вчителюватиме...
73387. Повторення й узагальнення матеріалу, вивченого упродовж навчального року 564.86 KB
  Навчальна: систематизувати та узагальнити вивчений учнями матеріал упродовж II семестру. Виховна: прищеплювати любов до рідної літератури та її митців. Розвивальна: розвивати концентрацію уваги, творчу уяву, логічне мислення, кмітливість.
73388. Походження (етимологія) слова. Етимологічний словник української мови 95.06 KB
  Походження етимологія слова. Як це цікаво проникати в багатоколірний світ слова досліджувати розбирати і вивчати його. Старі слова набувають нового сенсу: мишка пристрій без якого не обійтися при роботі за комп’ютером кішка спеціальні крюки у верхолазів кінь і козел гімнастичні снаряди.
73389. Урок розвитку комунікативних умінь. Ділові папери. Лист рідним, друзям, адреса 55.77 KB
  Мета: навчальна: ознайомити учнів з основними правилами листування будовою листа його мовним оформленням вимогами до оформлення адреси на поштовому конверті; на основі опрацьованого теоретичного матеріалу вдосконалити творчі вміння аналізувати листи з точки зору стилістичного й мовного оформлення...
73390. Фонетичний розбір слова 65.75 KB
  Мета: навчальна: повторити та поглибити знання учнів про звуки мови та мовлення; формувати вміння розрізняти звуки робити фонетичний аналіз передавати слова звукописом використовуючи здобуті знання на практиці; розвивальна: розвивати фонематичний слух увагу слухову...
73392. Звуки Р, Р’, буквы Рр. Чтение слов и предложений с буквой р. Работа с детской книгой. Украинская народная сказка «Рукавичка» 633.94 KB
  Цель: учить правильно артикулировать звуки Р, Р’, читать слоги, слова и предложения с буквой Рр; формировать навыки правильного слогового, выразительного и сознательного чтения; совершенствовать навыки звукового, звуко-буквенного анализа слов.
73393. Оформлювальна графіка. Створення логотипу 855.57 KB
  Мета. Узагальнити та розширити знання учнів про поняття графіка ознайомити з походженням та значенням поняття логотип. Практичне завдання Виготовлення логотипу. У майстерні графіків з’являються на світ ілюстрації плакати листівки етикеткипоштові марки емблеми обгортк...