24126

Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии, её основные принципы. Диалектика и метафизика. Диалектика и синергетика

Доклад

Логика и философия

Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии её основные принципы. Диалектика и метафизика. Диалектика и синергетика. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии Диалектика такое понимание мира и такой способ мышления при кот.

Русский

2013-08-09

16.66 KB

105 чел.

38. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии, её основные принципы. Диалектика и метафизика. Диалектика и синергетика.

Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии

Диалектика – такое понимание мира и такой способ мышления, при кот. различные явления рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействии противоположных  сил, тенденций, в процессах изменения, развития. Исторически сложились 2 альтернативных способа философского понимания связей и развития: диалектическое и догматическое (его иногда именуют метафизическим). Догматическое мышление слабо учитывает связи, взаимод-ия явлений. Такому мышлению присуще разграничение и фиксация отдельных элементов, свойств, сторон предметов, рассмотрение их, как независимых друг от друга. Теряя и вида связи, взаимодействия, переходы, недиалектическое мышление лишает себя возможности раскрыть многосторонность и единство реальных предметов, явлений, процессов. Мир многогранен и разнообразен. Каждый предмет имеет множество свойств, качеств, сторон, взаимоотношений со всем миром. Стакан – стеклянный цилиндр, сосуд для жидкости, тяжелый предмет… Его можно употребить не только для питья, но и для бросания как пресс-папье, помещение для пойманной бабочки. Он может иметь худ-ую ценность (резьба, рисунок). При различных способов использования меняется связь предмета с окружающем миром и человеческой практикой. Отсюда следует вывод: чтобы действительно знать предмет, надо изучить все его стороны, все связи. Этого никогда нельзя достигнуть полностью, но требование всесторонности предостерегает от ошибок. Умение выделить связь разнообразных моментов – черта диалектического метода мышления, отличающая его от мышления догматического. Диалектика предстает как учение о связях. Наиболее сложным типом связи, оказавшимся непосильным для догматического мышления, является взаимодействие противоп-ей. Суммируя различные характеристики предмета, догматическая философия односторонне выделяет некоторый их набор, исключая противоположное. Признав устойчивость мира, исключает его изменчивость и т.д. опыт осмысления связей вплоть до единства противопол-ей – достижение диалектической мысли. Благодаря ему стало доступной для понимания и самая сложная связь – развитие. В философском учении о диалектике тесно связаны друг с другом приемы гибкого мышления и понимания подвижного бытия, которая раскрывается с помощью этих приемов. Иначе говоря, «субъективная» диалектика мысли выступает как отражение и способ постижения «объективной» диалектики.

Диалектика включает принципы, законы и категории.

Принципы отражают фундаментальные основания бытия и познания, лежат в основе законов и категорий диалектики, придают знанию системность и целостность, в познавательных и практических действиях выполняют нормативную функцию. Наиболее значимы два принципа диалектики: развития и связи.

Позиции диалектики усилились в связи с развитием синергетики, которая вобрала в себя основные наработки не только диалектики, но и текстологии, общей теории систем, кибернетики и т.д. Синергетика – учение о взаимодействии, теория сложности, теория самоорганизации. Отличие синергетического взгляда от традиционного состоит в переходе от исследования простых систем к сложным, от закрытых к открытым, от линейности к нелинейности. Эти системы подвержены внутренним и внешним колебаниям, могут стать нестабильными.

6. Проблемы методов философии. Диалектика и метафизика, их основные признаки.

Ответ:

Определения диалектики – учение о всеобщей связи, учение о развитии в его наиболее полоном и свободном от односторонности виде, учение о единстве противоположностей. Энгельс: диалектика и есть не более как наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления.

Объективная диалектика – развитие реального мира (природы и общества).

Субъективная диалектика – это, во-первых, диалектическое мышление (диалектика понятий) – отражение диалектического движения (развития) действительного мира, во-вторых – теория диалектики, т.е учение о всеобщих законах развития, движения как нынешнего мира, так и самого мышления.

Диалектика – учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия.

Метафизика

Философия как наука о всеобщем, первым прообразом которой и было учение Аристотеля о якобы высших, недоступных органам чувств, лишь умозрительно постигаемых и неизменных началах всего существующего, обязательных для всех наук.

Особая философская наука – онтология, учение о бытии как таковом, независимо от его частных видов и в отвлечении от проблем гносеологии и логики.

Определенный философский способ мышления (познания), противостоящий диалектическому методу как своему антиподу.

Сущность, характерная черта метафизика как философского метода мышления – односторонность, абсолютизация какой-то одной (неважно какой) стороны живого процесса познания – или шире – любого элемента целого.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38118. Соціально-психологічні риси військового колективу 80 KB
  Військовий підрозділ як мала соціальна група Заняття №4: Соціальнопсихологічні риси військового колективу Час: 2 год. Мета заняття: Зясувати загальна характеристика військового навчання. Усвідомити закономірності та принципи військового навчання.
38119. Основні методи вивчення психології військового колективу 210.5 KB
  Письмове або усне опитування курсантів: 1 варіант: соціометрія як метод дослідження; особливості методу спостереження; 2 варіант: експеримент як метод дослідження; особливості психологічної бесіди анкетного методу та опитування. Обговорення третього питання: Спостереження та експеримент. Практичне проведення спостереження. Вирішують проблемне питання Відповідають на запитання Приймають участь у дискусії Проводять спостереження 6.
38120. Характеристика військового колективу 138.5 KB
  Характеристика військового колективу Час: 2 години Мета заняття: 1. РОЗПОДІЛ ЧАСУ №зп СТРУКТУРА ЗАНЯТТЯ Час хв. Перевірка готовності курсантів до заняття. Підведення підсумків і закінчення практичного заняття оголошення завдання на самостійну підготовку.
38121. Морально-психологічний вплив на війська в ході наступальних і оборонних дій 135.5 KB
  Мета заняття: ознайомити курсантів із психологічною стійкістю колективу в бою; надати курсантам знання щодо стану страху та шляхів його подолання. Обговорення другого питання: Стан страху шляхи його подолання 40 хв. Мета заняття: ознайомити курсантів із психологічною стійкістю колективу в бою; надати курсантам знання щодо стану страху та шляхів його подолання. Основна частина 80 Психологічна стійкість колективу в бою 40 Стан страху шляхи його подолання 40 3.
38122. Військове виховання 136.5 KB
  Виховання – це процес планомірного і цілеспрямованого впливу на свідомість, почуття і волю воїнів з метою формування у них наукового світогляду, навичок і звичок поведінки у відповідності до вимог моралі, підготовки їх до виконання військового обов’язку.
38123. Навчання у військах як військово-дидактичний процес 153.5 KB
  Військовопедагогічні процеси Заняття № 12: Навчання у військах як військоводидактичний процес Час: 2 години Мета заняття: 1. Обговорення першого питання: Форми організації навчання 30 хв. Обговорення другого питання: Методи навчання 30 хв. Обговорення третього питання: Контроль та оцінка військового навчання.
38125. Психологія спілкування у військовому колективі 154 KB
  Військовий підрозділ як мала соціальна група Заняття № 18: Психологія спілкування у військовому колективі Час: 2 години Мета заняття: 1. Обговорення першого питання: Комунікативний компонент спілкування 30 хв. Відповідають на запитання Приймають участь у дискусії Обговорення другого питання: Інтерактивний компонент спілкування 30 хв....