24127

Исторические типы диалектики. Законы и категории диалектики

Доклад

Логика и философия

Диалектика это философское учение о наиболее общих закономерных связях и развитиях. Вершина диалектики учение Гегеля который выделил учение о противоречии как источник развития движения силы развития. В живой материи при процессах развития накопление информации количества переходит в совершенствование качество генетического кода универсализацию и повышение жизнеспособности. Существуют процессы как развития так и деградации переходы как качества в количество так и количества в качество.

Русский

2013-08-09

17.53 KB

84 чел.

39. Исторические типы диалектики. Законы и категории диалектики.

Впервые термин «диалектика» употребил Сократ, понимая диалектику как искусство диалога.

Диалектика – это философское учение о наиболее общих закономерных связях и развитиях.

Основные типы диалектики:

Стихийная диалектика древних философов:

Учение Гераклита: «Все течет, все изменяется». Противоположностями Гераклит считал жизнь и смерть, вечное и приходящее, золото и солому.

Зинон Элейский поставил проблему движения – «изобретатель диалектики».

Платон считал, что диалектика это движение и покой, тождество и различие.

Становление античной диалектики заканчивается Аристотелем. Диалектика Аристотеля была не только объективной, но и методом, который мог рассуждать о противоречии.

Идеалистическая диалектика немецкой классической философии:

Представителями являются Фихте, Кант, Гегель.

Существенный вклад в развитие диалектики внес Э.Кант, который доказывал, что природа развивается во времени и подвержена изменениям.

Вершина диалектики – учение Гегеля, который выделил учение о противоречии, как источник развития, движения, силы развития.

Марксистко-материалистическая диалектика:

Диалектика – наука о всеобщей связи и наиболее общих изменениях.

Ф.Энгельс считал главными три закона диалектики:

1. Переход количества в качество;

2. Взаимопроникновение противоположностей;

3. Отрицание отрицания.

В более конкретной форме первый закон гласит, что количественные изменения материального объекта необходимо приводят к его структурным изменениям. Естественно, этот закон, как и 2 остальных, считается всеобщим, действующим в природе и человеческом обществе. В ряде случаев этот закон (1) оказывается справедлив. Например, количественное уменьшение температуры жидкого материального объекта приводит к затвердеванию его и наоборот, повышение температуры твердого материального объекта приводит к его переходу в жидкое состояние. Или, количественное увеличение человеческой общественной организации приводит к усложнению ее структуры. Но это оказывается далеко не везде и не всегда. Как говорится, тысяча ложных тезисов не стоят и одного истинного. Количественное увеличение армии не ведет к увеличению ее качества. Кроме количества, для изменений структуры требуется соблюдение еще многих дополнительных условий. В неживой материи идет обратный процесс – переход качества в количество (увеличение энтропии). Более качественная, организованная материя спонтанно переходит в менее качественную, с выделением (увеличением количества) энергии, которая рассеивается. В живой материи, при процессах развития, накопление информации (количества) переходит в совершенствование (качество) генетического кода, универсализацию и повышение жизнеспособности. Предположительно, в «черных дырах» происходит процесс перехода количества массы материи в ее энергетическое качество. Короче говоря, этот закон на статус всеобщего и универсального никак не «тянет». Существуют процессы, как развития, так и деградации, переходы, как качества в количество, так и количества в качество.

Взаимопроникновение противоположностей в философской литературе освещено очень скупо. В отношении примеров вообще никак. В наиболее обобщенном, абстрактном примере это может быть взаимопроникновение закономерного и случайного. Процесс деградации материи (увеличения ее энтропии) ведет к возрастанию роли случайного. Процесс развития (понижения энтропии) ведет к уменьшению роли случайного (хаотичного) и возрастанию роли закономерного (определенного, упорядоченного). В примере из мира живой материи взаимопроникновение противоположностей очень ярко проявляется в популяции живых особей. Благодаря случайным отличиям генетического кода (мутациям) все особи популяции представляют собой гамму плавного перехода от наиболее жизнеспособных к наименее жизнеспособным. Естественный отбор губит наименее жизнеспособные особи и, в целом, происходит процесс развития популяции. В абстрактном виде, это и есть движение от случайного к закономерному, от хаоса к порядку.

Закон отрицания отрицания отражает процесс познания. В первоначальном виде он изображался в виде расходящейся спирали – постепенное кругообразное движение с возвращением в исходную точку, но на более высоком уровне познания. Современные воззрения (теория информационной цивилизации, разбираемая в одной из тем этого форума) предлагают форму сходящейся плоской спирали с тупиком. Я предлагаю изображать процесс познания в трехмерном пространстве в виде воронки, сужающейся в сторону течения времени и уходящей в бесконечность.

Категории диалектики - общие понятия, отражающие наиболее существенные закономерные связи и отношения реальности. Можно сказать, что философские категории воспроизводят свойства и отношения бытия в максимально общем виде. Регулируя реальный процесс мышлени они в ходе его исторического развития постепенно вычленяются в особую систему, и именно система категорий оказывается наиболее устойчивой во всех преобразованиях философского знания, хотя и она претерпевает изменения, подчиняясь принципу развития. Современное представление фундаментальных категорий существенно отличается от того, как они мыслились в древности.

В современной диалектике к базовым категориям относят:

Сущность - нечто сокровенное, глубинное, пребывающее в вещах, их внутренних связях и управляющее ими, основание всех форм их внешнего проявления. Сущность всегда конкретна, не бывает сущности вообще.

Явление - непосредственно воспринимаемые свойства объекта, то или иное видение которых зависит от строения и действия органов чувств субъекта познания. Явление - это проявление сущности.

Единичность - категория, выражающая относительную обособленность, дискретность, отграниченность друг от друга в пространстве и времени объектов, с присущими им специфическими особенностями, составляющими их неповторимую качественную и количественную определённость.

Случайность - такой тип связи, который обусловлен несущественными, внешними дл данного явления причинами. Бывает внешней и внутренней.

Необходимость - закономерный тип связи явлений, определяемый их устойчивой внутренней основой и совокупностью существенных условий их возникновения и развития.

Свобода - способность человека принимать решения и совершать поступки в соответствии со своими целями, интересами, идеалами.

И др.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26093. Социокультурный прогресс 17.3 KB
  Заслуга разработки теории культурного прогресса принадлежит философам второй половины XVIII века Ж. Основой прогресса просветители считали совершенствование разума рост знаний.Дальнейшую разработку теория культурного прогресса получает в марксизме. Основу марксистской концепции культурного прогресса составляет учение об общественноэкономических формациях.
26094. Глобализация 29.47 KB
  Если считать ее древним явлением то глобализация всемирноисторический процесс. Глобализация сравнительно новый термин получивший в последнее десятилетие распространение в научной и политической литературе. Предметом оживленных дебатов служит буквально все что такое глобализация когда она началась как она соотносится с другими процессами в общественной жизни каковы ее ближайшие и отдаленные последствия.
26095. Модернизация 25.09 KB
  Сегодня понятие модернизации рассматривается преимущественно в трех различных значениях: 1 как внутреннее развитие стран Западной Европы и Северной Америки относящееся к европейскому Новому времени; 2 догоняющая модернизация которую практикуют страны не относящиеся к странам первой группы но стремящиеся их догнать; 3 процессы эволюционного развития наиболее модернизированных обществ Западная Европа и Северная Америка т. модернизация как некий перманентный процесс осуществляющийся посредством проведения реформ и инноваций что...
26096. Человек в современной культуре. Культурная модернизация 18.66 KB
  Формирование личности в современных условиях: рост независимости от власти традиционных факторов как семья религия; открытость новой практике и в отношениях с людьми; вера в могущество науки и отказ от пассивности и фатализма; стремление индивида к повышению образовательного и профессионального статуса; возрастание интереса к социальной и политической жизни и активное участие в ней; долгосрочное планирование дел и действий стремление к точности во времени. Проблема идентичности Проблема идентичности тесно связана с темой субъекта...
26097. Культурология как наука: междисциплинарные связи, предмет, объект, содержательная область и проблемные поля, структура 19.48 KB
  Лесли Элвин Уайт Открытие культуры когданибудь встанет в истории науки в один ряд с гелиоцентрической теорией Коперника или открытием клеточной основы всех форм жизни. проясняет природу и смыслы культуры раскрывает ее роль в общественной жизни А. помогает прояснить то подлинное значение культуры которое присутствует в трудах выдающихся мыслителей как прошлого так и настоящего вскрывает причины искажений в их теоретических позициях С. предлагает иную интерпретацию взаимоотношений культуры и природы которая коренным образом...
26098. Происхождения термина 21.88 KB
  написал трактат о земледелии перевод названия которого по латыни звучит примерно так: агрокультура. Отсюда первоначально слово культура применялось как агротехнический термин обработка земли возделывание почвы. В значении самостоятельного понятие культура появилось в трудах немецкого юриста С.
26099. Философские и научные основания постижения культуры 13.42 KB
  Имеет смысл лишь в границах определенной культуры философские идеи свойством культурной уникальности и самобытности философ же пытается постичь его в прямой и непосредственной связи с человеческой субъективностью всегда культурно обусловленной Смотреть философскими глазами на мир значит смотреть на него как на мир культуры своей культуры видеть в нем отражение собственной исторически и общественно сформированной индивидуальности. Восприятие через призму культуры философия как знание о мире не выходит за культурный горизонт своей...
26100. Культура как система 20.17 KB
  Однако такое восприятие культуры утвердилось далеко не сразу. Начало системному рассмотрению культуры было положено Эдуардом Бернеттом Тайлором в работе Первобытная культура. На основе изучения большого этнографического материала автор описывает и анализирует конкретные элементы первобытной культуры на фоне культуры мировой и формулирует целостное видение культуры первобытности в контексте теории анимизма специфической веры первобытного человека в одушевленность всей природы которая связывала в единую целостность весь его практический...
26101. Методология, методы и методика исследования культуры 13.43 KB
  Методология система базовых мировоззренческих принципов исследования включающая методы методики способы и средства реализации поставленных целей и задач. Методология исследования культуры: Феноменологические Функционализм Структурализм Постструктурализм Системный Синергетический Постмодернизм Диалектический Семиотический Органицизм Диффузионизм Цивилизационный Аксиологический и др. Методология: Универсалистская Индивидуалистическая Конструктивистская Метод последовательность шагов действий которые необходимо...