24127

Исторические типы диалектики. Законы и категории диалектики

Доклад

Логика и философия

Диалектика это философское учение о наиболее общих закономерных связях и развитиях. Вершина диалектики учение Гегеля который выделил учение о противоречии как источник развития движения силы развития. В живой материи при процессах развития накопление информации количества переходит в совершенствование качество генетического кода универсализацию и повышение жизнеспособности. Существуют процессы как развития так и деградации переходы как качества в количество так и количества в качество.

Русский

2013-08-09

17.53 KB

86 чел.

39. Исторические типы диалектики. Законы и категории диалектики.

Впервые термин «диалектика» употребил Сократ, понимая диалектику как искусство диалога.

Диалектика – это философское учение о наиболее общих закономерных связях и развитиях.

Основные типы диалектики:

Стихийная диалектика древних философов:

Учение Гераклита: «Все течет, все изменяется». Противоположностями Гераклит считал жизнь и смерть, вечное и приходящее, золото и солому.

Зинон Элейский поставил проблему движения – «изобретатель диалектики».

Платон считал, что диалектика это движение и покой, тождество и различие.

Становление античной диалектики заканчивается Аристотелем. Диалектика Аристотеля была не только объективной, но и методом, который мог рассуждать о противоречии.

Идеалистическая диалектика немецкой классической философии:

Представителями являются Фихте, Кант, Гегель.

Существенный вклад в развитие диалектики внес Э.Кант, который доказывал, что природа развивается во времени и подвержена изменениям.

Вершина диалектики – учение Гегеля, который выделил учение о противоречии, как источник развития, движения, силы развития.

Марксистко-материалистическая диалектика:

Диалектика – наука о всеобщей связи и наиболее общих изменениях.

Ф.Энгельс считал главными три закона диалектики:

1. Переход количества в качество;

2. Взаимопроникновение противоположностей;

3. Отрицание отрицания.

В более конкретной форме первый закон гласит, что количественные изменения материального объекта необходимо приводят к его структурным изменениям. Естественно, этот закон, как и 2 остальных, считается всеобщим, действующим в природе и человеческом обществе. В ряде случаев этот закон (1) оказывается справедлив. Например, количественное уменьшение температуры жидкого материального объекта приводит к затвердеванию его и наоборот, повышение температуры твердого материального объекта приводит к его переходу в жидкое состояние. Или, количественное увеличение человеческой общественной организации приводит к усложнению ее структуры. Но это оказывается далеко не везде и не всегда. Как говорится, тысяча ложных тезисов не стоят и одного истинного. Количественное увеличение армии не ведет к увеличению ее качества. Кроме количества, для изменений структуры требуется соблюдение еще многих дополнительных условий. В неживой материи идет обратный процесс – переход качества в количество (увеличение энтропии). Более качественная, организованная материя спонтанно переходит в менее качественную, с выделением (увеличением количества) энергии, которая рассеивается. В живой материи, при процессах развития, накопление информации (количества) переходит в совершенствование (качество) генетического кода, универсализацию и повышение жизнеспособности. Предположительно, в «черных дырах» происходит процесс перехода количества массы материи в ее энергетическое качество. Короче говоря, этот закон на статус всеобщего и универсального никак не «тянет». Существуют процессы, как развития, так и деградации, переходы, как качества в количество, так и количества в качество.

Взаимопроникновение противоположностей в философской литературе освещено очень скупо. В отношении примеров вообще никак. В наиболее обобщенном, абстрактном примере это может быть взаимопроникновение закономерного и случайного. Процесс деградации материи (увеличения ее энтропии) ведет к возрастанию роли случайного. Процесс развития (понижения энтропии) ведет к уменьшению роли случайного (хаотичного) и возрастанию роли закономерного (определенного, упорядоченного). В примере из мира живой материи взаимопроникновение противоположностей очень ярко проявляется в популяции живых особей. Благодаря случайным отличиям генетического кода (мутациям) все особи популяции представляют собой гамму плавного перехода от наиболее жизнеспособных к наименее жизнеспособным. Естественный отбор губит наименее жизнеспособные особи и, в целом, происходит процесс развития популяции. В абстрактном виде, это и есть движение от случайного к закономерному, от хаоса к порядку.

Закон отрицания отрицания отражает процесс познания. В первоначальном виде он изображался в виде расходящейся спирали – постепенное кругообразное движение с возвращением в исходную точку, но на более высоком уровне познания. Современные воззрения (теория информационной цивилизации, разбираемая в одной из тем этого форума) предлагают форму сходящейся плоской спирали с тупиком. Я предлагаю изображать процесс познания в трехмерном пространстве в виде воронки, сужающейся в сторону течения времени и уходящей в бесконечность.

Категории диалектики - общие понятия, отражающие наиболее существенные закономерные связи и отношения реальности. Можно сказать, что философские категории воспроизводят свойства и отношения бытия в максимально общем виде. Регулируя реальный процесс мышлени они в ходе его исторического развития постепенно вычленяются в особую систему, и именно система категорий оказывается наиболее устойчивой во всех преобразованиях философского знания, хотя и она претерпевает изменения, подчиняясь принципу развития. Современное представление фундаментальных категорий существенно отличается от того, как они мыслились в древности.

В современной диалектике к базовым категориям относят:

Сущность - нечто сокровенное, глубинное, пребывающее в вещах, их внутренних связях и управляющее ими, основание всех форм их внешнего проявления. Сущность всегда конкретна, не бывает сущности вообще.

Явление - непосредственно воспринимаемые свойства объекта, то или иное видение которых зависит от строения и действия органов чувств субъекта познания. Явление - это проявление сущности.

Единичность - категория, выражающая относительную обособленность, дискретность, отграниченность друг от друга в пространстве и времени объектов, с присущими им специфическими особенностями, составляющими их неповторимую качественную и количественную определённость.

Случайность - такой тип связи, который обусловлен несущественными, внешними дл данного явления причинами. Бывает внешней и внутренней.

Необходимость - закономерный тип связи явлений, определяемый их устойчивой внутренней основой и совокупностью существенных условий их возникновения и развития.

Свобода - способность человека принимать решения и совершать поступки в соответствии со своими целями, интересами, идеалами.

И др.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2705. Что? Где? Когда? Мир вокруг нас 26.41 KB
  Внеклассное мероприятие по биологии и экологии: Что? Где? Когда? Мир вокруг нас Цель: развитие логического мышления, памяти, познавательной активности, воспитание навыков работать сообща, выслушивать мнения товарищей, уметь серьезно подойти к кажд...
2706. Берегите землю, берегите! 28.03 KB
  Внеклассное мероприятие по экологии Берегите землю, берегите! Цели: Воспитывать у учащихся бережное отношение к природе, ко всему живому. Привлекать к природоохранной работе. Оборудование:  плакаты, рисунки учащихся,  выставка экол...
2707. Устный журнал — Зеленая жемчужина 31.91 KB
  Внеклассное мероприятие по экологии. Устный журнал — Зеленая жемчужина Цели и задачи: сохранение сосновых и еловых насаждений Ульяновской области, формирование у обучающихся понимания единства человека и природы, вовлече...
2708. Путешествие по заповеднику 35.64 KB
  Внеклассное мероприятие: экологическая познавательная игровая программа Путешествие по заповеднику Хакасский Проводится для учащихся 2-го класса. Цели: 1) развитие познавательного интереса к природе, выработка умения видеть необычное в привычном,...
2709. Внеклассное мероприятие. Викторина Своя игра 24.43 KB
  Внеклассное мероприятие. Викторина Своя игра СИНИЙ РАУНД. 1. Тема: Фольклор, продолжи вторую часть пословицы и поговорки: 10- Пришла беда -… 20- Искру туши до пожара, беду ….. 30- Не зная броду, 40- Перемелется … 50- Ученье-свет, а … Тема: Сказо...
2710. От деревянного острога до современного жилья 392.18 KB
  Внеклассный урок по теме. От деревянного острога до современного жилья Подготовка к уроку. Класс разбивается на 2 группы. каждый получает две цветных карточки небольшого размера (красную и зеленую). Оборудование. компьютер (ноутбук), мультиме...
2711. Энергетика: вчера, сегодня, завтра 34.55 KB
  Деловая игра телемост, Энергетика, вчера, сегодня, завтра Цель, развитие экономического и экологического мышления учащихся на основе межпредметной интеграции учебных предметов географии, экологии, литературы, немецкого языка. Суть игры: Иг...
2712. День защиты Земли 136.24 KB
  День защиты Земли Цель занятия: Сформировать представление о различных типах корневых систем растений. Закрепить знания о почве, как о факторе, необходимом для жизни растений. Повторить правила поведения в лесу. Воспитывать бережное отношение к п...
2713. Жизненные формы организмов. Ритмы жизни 29.97 KB
  Жизненные формы организмов. Ритмы жизни (урок по экологии в 10-м классе) Цель: познакомить учащихся с жизненными формами организмов и ритмичностью в живой природе. Задачи: 1. Дать классификацию жизненных форм организмов растений и животных. 2. Форми...