24127

Исторические типы диалектики. Законы и категории диалектики

Доклад

Логика и философия

Диалектика – это философское учение о наиболее общих закономерных связях и развитиях. Вершина диалектики – учение Гегеля который выделил учение о противоречии как источник развития движения силы развития. В живой материи при процессах развития накопление информации количества переходит в совершенствование качество генетического кода универсализацию и повышение жизнеспособности. Существуют процессы как развития так и деградации переходы как качества в количество так и количества в качество.

Русский

2013-08-09

17.53 KB

84 чел.

39. Исторические типы диалектики. Законы и категории диалектики.

Впервые термин «диалектика» употребил Сократ, понимая диалектику как искусство диалога.

Диалектика – это философское учение о наиболее общих закономерных связях и развитиях.

Основные типы диалектики:

Стихийная диалектика древних философов:

Учение Гераклита: «Все течет, все изменяется». Противоположностями Гераклит считал жизнь и смерть, вечное и приходящее, золото и солому.

Зинон Элейский поставил проблему движения – «изобретатель диалектики».

Платон считал, что диалектика это движение и покой, тождество и различие.

Становление античной диалектики заканчивается Аристотелем. Диалектика Аристотеля была не только объективной, но и методом, который мог рассуждать о противоречии.

Идеалистическая диалектика немецкой классической философии:

Представителями являются Фихте, Кант, Гегель.

Существенный вклад в развитие диалектики внес Э.Кант, который доказывал, что природа развивается во времени и подвержена изменениям.

Вершина диалектики – учение Гегеля, который выделил учение о противоречии, как источник развития, движения, силы развития.

Марксистко-материалистическая диалектика:

Диалектика – наука о всеобщей связи и наиболее общих изменениях.

Ф.Энгельс считал главными три закона диалектики:

1. Переход количества в качество;

2. Взаимопроникновение противоположностей;

3. Отрицание отрицания.

В более конкретной форме первый закон гласит, что количественные изменения материального объекта необходимо приводят к его структурным изменениям. Естественно, этот закон, как и 2 остальных, считается всеобщим, действующим в природе и человеческом обществе. В ряде случаев этот закон (1) оказывается справедлив. Например, количественное уменьшение температуры жидкого материального объекта приводит к затвердеванию его и наоборот, повышение температуры твердого материального объекта приводит к его переходу в жидкое состояние. Или, количественное увеличение человеческой общественной организации приводит к усложнению ее структуры. Но это оказывается далеко не везде и не всегда. Как говорится, тысяча ложных тезисов не стоят и одного истинного. Количественное увеличение армии не ведет к увеличению ее качества. Кроме количества, для изменений структуры требуется соблюдение еще многих дополнительных условий. В неживой материи идет обратный процесс – переход качества в количество (увеличение энтропии). Более качественная, организованная материя спонтанно переходит в менее качественную, с выделением (увеличением количества) энергии, которая рассеивается. В живой материи, при процессах развития, накопление информации (количества) переходит в совершенствование (качество) генетического кода, универсализацию и повышение жизнеспособности. Предположительно, в «черных дырах» происходит процесс перехода количества массы материи в ее энергетическое качество. Короче говоря, этот закон на статус всеобщего и универсального никак не «тянет». Существуют процессы, как развития, так и деградации, переходы, как качества в количество, так и количества в качество.

Взаимопроникновение противоположностей в философской литературе освещено очень скупо. В отношении примеров вообще никак. В наиболее обобщенном, абстрактном примере это может быть взаимопроникновение закономерного и случайного. Процесс деградации материи (увеличения ее энтропии) ведет к возрастанию роли случайного. Процесс развития (понижения энтропии) ведет к уменьшению роли случайного (хаотичного) и возрастанию роли закономерного (определенного, упорядоченного). В примере из мира живой материи взаимопроникновение противоположностей очень ярко проявляется в популяции живых особей. Благодаря случайным отличиям генетического кода (мутациям) все особи популяции представляют собой гамму плавного перехода от наиболее жизнеспособных к наименее жизнеспособным. Естественный отбор губит наименее жизнеспособные особи и, в целом, происходит процесс развития популяции. В абстрактном виде, это и есть движение от случайного к закономерному, от хаоса к порядку.

Закон отрицания отрицания отражает процесс познания. В первоначальном виде он изображался в виде расходящейся спирали – постепенное кругообразное движение с возвращением в исходную точку, но на более высоком уровне познания. Современные воззрения (теория информационной цивилизации, разбираемая в одной из тем этого форума) предлагают форму сходящейся плоской спирали с тупиком. Я предлагаю изображать процесс познания в трехмерном пространстве в виде воронки, сужающейся в сторону течения времени и уходящей в бесконечность.

Категории диалектики - общие понятия, отражающие наиболее существенные закономерные связи и отношения реальности. Можно сказать, что философские категории воспроизводят свойства и отношения бытия в максимально общем виде. Регулируя реальный процесс мышлени они в ходе его исторического развития постепенно вычленяются в особую систему, и именно система категорий оказывается наиболее устойчивой во всех преобразованиях философского знания, хотя и она претерпевает изменения, подчиняясь принципу развития. Современное представление фундаментальных категорий существенно отличается от того, как они мыслились в древности.

В современной диалектике к базовым категориям относят:

Сущность - нечто сокровенное, глубинное, пребывающее в вещах, их внутренних связях и управляющее ими, основание всех форм их внешнего проявления. Сущность всегда конкретна, не бывает сущности вообще.

Явление - непосредственно воспринимаемые свойства объекта, то или иное видение которых зависит от строения и действия органов чувств субъекта познания. Явление - это проявление сущности.

Единичность - категория, выражающая относительную обособленность, дискретность, отграниченность друг от друга в пространстве и времени объектов, с присущими им специфическими особенностями, составляющими их неповторимую качественную и количественную определённость.

Случайность - такой тип связи, который обусловлен несущественными, внешними дл данного явления причинами. Бывает внешней и внутренней.

Необходимость - закономерный тип связи явлений, определяемый их устойчивой внутренней основой и совокупностью существенных условий их возникновения и развития.

Свобода - способность человека принимать решения и совершать поступки в соответствии со своими целями, интересами, идеалами.

И др.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78264. Рахит у детей 138 KB
  Главное значение в этиологии заболевания имеет недостаточное поступление в организм ребенка витаминов группы D а также группы B B1 B2 B6 аскорбиновой кислоты витамина солей кальция фосфора магния и других микроэлементов белка и отдельных аминокислот в периоды внутриутробного и постнатального развития. Эндогенным фоном предрасполагающим к рахиту является свойственная растущему организму высокая скорость перемоделирования и роста скелета особенно в 1ый год жизни и обусловленная этими процессами большая потребность в солях...
78265. Аномалии конституции. Спазмофилия. Гипервитаминоз D у детей 137 KB
  Наличие у ребенка определенного типа диатеза еще не означает что он обречен на ту или иную патологию к которой он предрасположен потому что именно у детей по мере созревания физиологических барьеров а также профилактических мероприятий давление наследственных факторов может ослабнуть. Аллергическое поражение кожи у детей первых 3х месяцев жизни раньше рассматривали как экссудативнокатаральный диатез. Этот диатез встречается у 50 детей первых 2х лет жизни. ткани этих детей повышенно гидрофильны и одновременно гидролабильны.
78266. Гнойно-воспалительные заболевания у детей 164 KB
  В этих случаях с момента рождения у ребенка могут выявляться такие заболевания как везикулопустулез пузырчатка внутриутробная пневмония менингит сепсис и др. Однако основным путем является инфицирование ребенка после рождения. При необильном высыпании общее состояние ребенка не нарушено аппетит сохранен температура тела нормальная и реже субфебрильная а при обильном высыпании появляются симптомы интоксикации. Пузырчатка новорожденного Она развивается чаще в первые 2 недели жизни ребенка.
78267. Острые пневмонии у детей 135 KB
  Некоторые из них в том числе острые пневмонии являются одной из причин смертности детей в раннем возрасте хотя от пневмоний дети не должны умирать. Дети в этом возрасте длительное время находятся в горизонтальном положении что приводит к застою кровообращения в задненижних отделах легких и к более легкому возникновению пневмонии. Возникновению пневмонии способствуют также другие факторы а именно: несоблюдение эпидемиологического режима то есть инфицирование ребенка; неполноценное питание и плохой уход; охлаждение или перегревание...
78268. НИВЕЛИРОВАНИЕ. ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ НИВЕЛИРОВАНИЕ 27.54 KB
  Одиночные ходы и системы ходов должны опираться не менее чем на два исходных пункта. Проложение замкнутых ходов опирающихся на один исходный пункт допускается лишь при особой необходимости. При приложении нивелирных ходов для определения высот пунктов аналитических сетей относительно исходной основы со средними квадратическими погрешностями...
78269. Тахеометрическая съемкаемка 9. 163.31 KB
  При производстве тахеометрической съемки используют геодезический прибор тахеометр предназначенный для измерения горизонтальных и вертикальных углов длин линий и превышений. Для выполнения тахеометрической съемки используются также тахеометры с номограммным определением превышений и горизонтальных проложений линий. Производство тахеометрической съемки Тахеометрическая съемка выполняется с пунктов съемочного обоснования их называют станциями.
78270. Состав камеральных работ 166.31 KB
  Стороны угла проектируют на лимб с использованием подвижной визирной плоскости зрительной трубы. Она образуется визирной осью трубы при её вращении вокруг горизонтальной оси. Данную плоскость поочередно совмещают со сторонами угла ВА и ВС последовательно направляя визирную ось зрительной трубы на точки А и С...
78271. Определение положения точек земной поверхности, системы координат 125.83 KB
  Определение положения точек земной поверхности системы координат Топографическое изучение земной поверхности заключается в определении положения ситуации и рельефа относительно математической поверхности Земли т. в определении пространственных координат характерных точек необходимых и достаточных для моделирования местности. Модель местности может быть представлена в виде геодезических чертежей изготовление которых называют картографированием и аналитически – в виде совокупности координат характерных точек. Для построения моделей...
78272. Масштабы топографических карт планов 25.89 KB
  Масштаб карты это отношение длины отрезка на карте к его действительной длине на местности. Масштаб от немецкого мера и Stb палка отношение длины отрезка на карте плане аэро или космическом снимке к его действительной длине на местности. Именованный словесный масштаб вид масштаба словесное указание того какое расстояние на местности соответствует 1 см на карте плане снимке. Так как длины линий на местности принято измерять в метрах а на картах и планах в сантиметрах то масштабы удобно выражать в словесной форме...