24143

Предпосылки образования русского централизованного государства

Доклад

История и СИД

Особенности русского централизованного государства Русское централизованное государство сложилось в XIV–XVI вв. Группы предпосылок образования русского централизованного государства. Его князья строят государственный аппарат для укрепления своей власти; внешнеполитические: главная внешнеполитическая задача Руси заключалась в необходимости свергнуть татаромонгольское иго которое тормозило развитие Русского государства.

Русский

2013-08-09

26.01 KB

73 чел.

Предпосылки образования русского централизованного государства. Особенности русского централизованного государства

Русское централизованное государство сложилось в XIV–XVI вв.

Группы предпосылок образования русского централизованного государства.

1.  Экономические предпосылки: к началу XIV в. на Руси постепенно после татаромонгольского нашествия возрождалась и развивалась хозяйственная жизнь, что явилось экономической базой борьбы за объединение и независимость. Также восстанавливались города, жители возвращались в родные места, возделывали землю, занимались ремеслом, налаживались торговые связи. Этому немало способствовал Новгород.

2.  Социальные предпосылки: к концу XIV в. уже полностью стабилизировалась экономическая обстановка на Руси. На этом фоне развиваются поздние феодальные признаки, все более возрастает зависимость крестьян от крупных землевладельцев. Одновременно сопротивление крестьян также возрастает, что обнаруживает необходимость в сильной централизованной власти.

3.  Политические предпосылки, которые в свою очередь подразделяются на внутренние и внешнеполитические:

внутренние: в XIV–XVI вв. значительно возрастает и расширяется власть Московского княжества. Его князья строят государственный аппарат для укрепления своей власти;

внешне-политические: главная внешнеполитическая задача Руси заключалась в необходимости свергнуть татаромонгольское иго, которое тормозило развитие Русского государства. Восстановление независимости Руси требовало всеобщего объединения против единого врага: монгол – с юга, Литвы и Шведов – с запада.

Одной из политических предпосылок образования единого Русского государства стала уния православной церкви и католической западной церкви, подписанная византийско-константинопольским патриархом. Россия стало единственным православным государством, объединяющим одновременно все княжества Руси.

Объединение Руси происходило вокруг Москвы.

Причинами возвышения Москвы являются:

удачное географическое и экономическое положение;

Москва была независима во внешней политике, она не тяготела ни к Литве, ни к Орде, поэтому стала центром национально-освободительной борьбы;

поддержка Москвы со стороны крупнейших русских городов (Костромы, Нижнего Новгорода и др.);

Москва – центр православия на Руси;

отсутствие внутренней вражды среди князей московского дома.

Особенности объединения:

объединение русских земель происходило не в условиях позднего феодализма, как в Европе, а в условиях его расцвета;

базой для объединения на Руси послужил союз московских князей, а в Европе – городская буржуазия;

Русь объединялась первоначально по политическим причинам, а потом по экономическим, тогда как европейские государства – в первую очередь по экономическим.

Объединение русских земель происходило под руководством князя московского. Он первым стал царем всея Руси. В 1478 г. после объединения Новгорода и Москвы Русь окончательно освободилась от ига. В 1485 г. к Московскому государству присоединилась Тверь, Рязань и т. д.

Теперь удельные князья контролировались ставленниками из Москвы. Московский князь становится высшим судьей, он рассматривает особо важные дела.

Московское княжество впервые создает новый класс дворян (служилых людей), они были воинами великого князя, которые награждались землей на условиях службы.

Образование русского централизованного государства кратко 

В XIII-XIV веках сложились предпосылки образования русского централизованного государства -экономические и политические. Отправным пунктом в развитии феодальной экономики стало быстрое развитие сельского хозяйства, происходит освоение заброшенных земель. Возникла необходимость в большем количестве новых, более совершенных орудий труда, что привело к отделению ремесла от сельского хозяйства, а значит и росту городов. Происходит процесс обмена в виде торговли между ремесленником и земледельцем, т.е. между городом и деревней. Разделение труда между отдельными районами страны требовало политического объединения русских земель. Особенно в этом были заинтересованы дворяне, купцы, ремесленники. Усиление экономических связей стало одной из причин образования единого русского государства. В этот период усиливается эксплуатация крестьян, что приводит к обострению классовой борьбы. Феодалы стремятся юридически подчинить себе крестьян, закрепить их за своей собственностью. Такую функцию способно выполнить только централизованное государство. Угроза нападения извне ускорила процесс централизации Русского государства, т.к. в борьбе против внешнего врага были заинтересованы все слои общества.

В процессе образования единого русского государства можно выделить три этапа.

Еще в XII веке, наметилась тенденция к объединению земель под властью одного князя во Владимиро-Суздальском княжестве.

Первый этап (конец 8 века) – возвышение Москвы, начало объединения. Москва становится главным претендентом считаться центром русских земель.

Второй этап (1389-1462 гг) – борьба с монголо-татарами. Усиление Москвы.

Третий этап (1462-1505 гг) – завершение образования единого русского государства. Свергнуто монголо-татарское иго, завершился процесс объединения Руси.

В отличие от стран Западной Европы образование русского централизованного государства имело свои особенности:

Объединение происходило на фоне позднего феодализма, а не расцвета, как в Европе;

Объединением русских земель руководили московские князья, а в Европе – городская буржуазия;

В первую очередь Русь объединялась по политическим причинам, а потом уже по экономическим, в то время как для европейских стран главными были экономические причины.

Первым царем всея Руси и высшим судьей стал Иван IV Васильевич Грозный, сын Василия III. Удельные князья были теперь под контролем ставленников из Москвы.

Молодое централизованное государство в XVI в. стало называться Россией. Страна вступила на новую ступень своего развития.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54632. МАНДРІВКА ОКЕАНОМ КОМП’ЮТЕРНИХ ЗНАНЬ 40.5 KB
  Мета: повторити матеріал вивчений у першому семестрі коригувати знання учнів розвивати пізнавальну активність сприяти розвитку уваги виховувати інтерес до інформатики. Сьогодні я вас запрошую у подорож але не просту а казкову подорож океаном комп’ютерних знань на чудовому кораблі. Що таке інформація Що вивчає наука інформатика Для чого призначений комп’ютер Для чого призначена клавіатура комп’ютера Для чого призначена клавіша...
54633. Мандрівка океанами 45.5 KB
  Вступне слово вчителя 3 хвилини Ви вже звикли до вигляду нашої планети де материки й океа ни розташовані в певному порядку На карті ви бачите дві Америки –Північну і Південну що простягли одна одній руки і перегородили Світовий океан; Африку плічопліч із Євра зією самотній п’ятикутник Австралії відокремлену білу Антарктидуоточену океанічним кільцем. 250 млн років тому на нашій планеті існував один гігантський материк – Пангея що омивався єдиним океаном. Між ними...
54634. Урок – гра «Географічний чемпіонат» 75 KB
  Мета: узагальнити і перевірити знання з теми “Океани”, повторити географічну номенклатуру; розвивати допитливість, увагу, спостережливість, кмітливість, образне мислення учнів; прищеплювати любов до природи, виховувати екологічну свідомість.
54635. Окупаційний режим і розгортання руху Опору в Україні 124.5 KB
  Мета. Визначити суть окупаційного режиму в Україні, наслідки, до яких привела політика «нового порядку». Показати трагедію українського народу в ході війни, проаналізувати розгортання руху Опору в Україні. Виховувати почуття патріотизму, поваги та шани до ветеранів та учасників Великої Вітчизняної війни, почуття неприязні до поневолення, рабства, ідей фашизму та нацизму.
54636. Історія в літературі рідного краю. (Зустріч із письменницею Ольгою Хало) 70 KB
  Мета: через призму ліри О.Хало познайомити учнів з історією рідного краю; виховувати почуття патріотизму, поваги до історичної минувшини лубенської землі. Обладнання: виставка творів О.Хало, ілюстрації до її творів, проектор, магнітофон.
54637. Олимпийские игры 41.5 KB
  Если у названного животного длинный хвост игроки поднимают правую руку и машут ею если же хвоста нет или он короткий игроки хлопают. Лошадь длинный коза короткий корова длинный лиса длинный заяц короткий овца короткий тигр длинный медведь короткий свинья короткий осёл длинный белка длинный.
54638. Урок – путешествие на Олимп 43 KB
  Трагедия с греческого переводиться как Афинский район Керамик дал название Пантикапей это современная Эгейское море назвали в честь царя Во время Марафонской битвы греки сражались с Правление Перикла называют золотым Сколько подвигов совершил Геракл Кого не допускали на Афинское собрание...
54639. Формирование компетентности продуктивной творческой деятельности у учащихся по информатике путем решения олимпиадных задач 155.99 KB
  Программа решения данной задачи в среде TurboPscl может быть такой: Vr mnzsxmxmin: integer; begin z:=0; writeln‘Введи количество конфет одной разновидности и количество конфет другой’; redlnmn; if n m then begin mx:=n; min:=m end else begin mx:=m; min:=n end; for x:=1 to mx do begin if mx mod x=0 then begin s:=mx div x; if min mod s=0 then if s 1 then begin writeln‘Коробок с одинаковым набором конфет может быть:’; writelns’ штук’; z:=1 end; end; end; if z=0 then writeln‘Конфеты можно поместить только в одну коробку’; redln...
54640. Ми – майбутні олімпійці 49 KB
  Ведучий: Добрий день любі друзі шановні вболівальники. Ведучий: А зараз я вам представляю учасників сьогоднішнього свята Ведучий: Прошу команд привітати одна одну. Ведучий: Отже команди увага старт Ведучий: Оголошуємо перший конкурс. Ведучий:.