24147

Реформы Ивана 4 Грозного

Доклад

История и СИД

После его смерти на Руси началось боярское правление. Особенностью его прихода к власти было то что впервые в истории Руси великий князь был венчан на царство и получил титул царя: термин царь пришел на Русь от монголотатар; до падения ига царем называл себя главный хан Золотой Орды; данным титулом золотоордынский царь подчеркивал свою власть над всеми как над другими ханами так и над русскими князьями которые ездили в Орду на поклон к царю; впервые приняв титул царь Иван Грозный показал свою абсолютную суверенность...

Русский

2013-08-09

27.57 KB

15 чел.

Реформы Ивана 4 Грозного

За время деятельности Ивана Грозного:

- был нанесен удар по боярству и укрепились позиции дворянства;

- на Руси сложилась сословно-представительная монархия;

- начал созываться Земский собор;

- русский государь получил статус царя;

- продолжилось расширение территории Гуси.

В 1533 г. скончался Василий III, сын Ивана III, правивший в 1505 — 1533 гг. После его смерти на Руси началось боярское правление. Суть  боярского правления 1533 — 1547 гг. в следующем:

- воспользовавшись тем, что наследнику престола — Ивану (Иоанну) IV Васильевичу было 3 года, власть в стране взяла группировка бояр;

- был создан регентский совет во главе с матерью Ивана IV Еленой Глинской;

- фактическим правителем России стал ее фаворит боярин Овчина-Телепнев-Оболенский;

- после смерти Елены Глинской в 1538 г. началась ожесточенная борьба за власть между боярами;

- сложилось два враждебных боярских клана, сгруппировавшихся вокруг боярских родов Шуйских и Вельских;

- в период борьбы боярских группировок (приходившейся на юность Ивана Грозного) власть великого князя значительно ослабла и стала номинальной, хотя у нее все же оставались сторонники, которые не позволили ликвидировать великокняжескую власть окончательно.

В 1547 г. по достижении 17 лет (совершеннолетия в то время) Иван IV вступил на престол. Особенностью его прихода к власти было то, что впервые в истории Руси великий князь был венчан на царство и получил  титул царя:

- термин "царь" пришел на Русь от монголо-татар;

- до падения ига царем называл себя главный хан Золотой Орды;

- данным титулом золотоордынский царь подчеркивал свою власть над всеми (как над другими ханами, так и над русскими князьями, которые ездили в Орду на поклон к царю);

- впервые приняв титул "царь", Иван Грозный показал свою абсолютную суверенность, независимость от всех других властей;

- также этим шагом Иван Грозный показал, что теперь, после падения Золотой Орды,  высшим правителем как на Гуси, так и на всем окружающем восточноевропейском пространстве, таким же, какими 240 лет были ханы, является московский государь и центр власти переместился из Сарай-Бату в Москву;

- в этом шаге была определенная правопреемственность с Византией —  монголо-татары заимствовали термин "царь" у византийцев (царь — сокращенный монголами вариант слова "цезарь", а цезарями именовали себя императоры Рима и Византии).

Через 2 года после венчания на царство в 1549 г. Иван Грозный начал реформы, в ходе которых были:

- создана Избранная Рада;

- впервые созван Земский собор;

- принят новый Судебник;

- проведена земская реформа;

- проведена реформа церкви.

Избранная Рада — совещательный орган при царе:

- фактически выполнял роль правительства, "коллективного мозга", помогавшего царю в осуществлении управления страной,

- но не имел официального статуса (подобно правительствам, кабинетам других стран).

В состав Избранной Рады входили ближайшие соратники царя, среди которых:

- Алексей Адашев — талантливый государственный деятель, вышедший из незнатного помещичьего рода;

- князь Андрей Курбский — молодой реформатор;

- митрополит Макарий (глава Русской Православной Церкви);

- отец Сильвестр — духовный наставник и воспитатель царя в юности;

- думный дьяк Висковатый.

Избранная Рада повлияла на проведение почти всех реформ раннего Ивана Грозного. Несмотря на то, что она имела неофициальный статус, это был первый опыт функционирования правительства на Руси.

В 1549 г., примерно в одно время с созданием Избранной Рады, впервые в истории Руси был созван Земский собор — сословно-представительный орган.

Земский собор — наряду с новгородским вечем, первый представительный орган на Руси. В отличие от веча, которое представляло горожан, Земский собор являлся сословно-представительным органом:

- имел общерусский характер;

- представлял различные сословия русской элиты — бояр, дворян, духовенство;

- созывался для решения важнейших вопросов, которые определяли судьбу государства.

Решения Земского собора были окончательными и имели большой авторитет для народа. Так, Земскими соборами были приняты такие исторические документы и решения, как принятие Судебника 1550 г., избрание на царство династии Романовых, решение о воссоединении Украины с Россией. 7. Суть земской реформы, проведенной при Иване Грозном в 1555 — 1556 гг., заключалась в совершенствовании местного самоуправления на Руси:

- был введен институт земских старост (глав сел и небольших городов), которыми избирались представители зажиточных крестьян и горожан;

- городовых, которые назначались царем и руководили крупными городами, финансовыми и административными делами;

- губных старост (глав губерний), которые назначались царем и осуществляли управленческие, полицейские и судебные функции. При Иване Грозном окончательно сформировалась приказная система:

- управленческие функции отдельными направлениями государственной деятельности на общерусском уровне были закреплены за приказами ("министерствами");

- Посольский приказ ведал иностранными делами;

- Разрядный приказ отвечал за сбор и организацию армии;

- Поместный приказ ведал делами по распределению земли за людьми, находящимися на службе у государства;

- впоследствии были созданы и иные приказы.

Церковная реформа заключалась в том, что были унифицированы ранее свободно трактуемые нормы церковной жизни. Новый единый для всех порядок был закреплен в решении Стоглавого собора 1551 г. — съезда священнослужителей с участием боярства и царя, который оформил новый церковный устав в виде 100 глав.

Военная реформа заключалась в том, что:

- ополчение, которое собиралось на время войны, было заменено постоянной армией;

- главным принципом организации армии стала постоянная военная служба, которая вознаграждалась земельными угодьями;

- ядро новой армии составляли "избранная тысяча" (1070 отборных дворян, которые получили обширные земельные участки под Москвой) и стрелецкое войско (стрельцы), состоящее из 3 тыс. человек, обученных обращению с огнестрельным оружием;

- часть войска (в основном обозно-тыловая служба) набиралась из крестьян.

Новый Судебник, принятый Земским собором в 1550 г.:

- провозгласил закон единственным источником права на Руси;

- ликвидировал право удельных князей осуществлять судебные функции;

- закрепил функцию суда исключительно за государством;

- упорядочил налоги;

- подтвердил право крестьян на "Юрьев день" (право уйти к другому помещику с выплатой предыдущему "пожилого").

 Главное значение реформ Ивана Грозного 50 — 60-х гг. XVI в. состояло в том, что, благодаря им:

- усовершенствовалась система управления государством;

- на Руси сложилась сословно-представительная монархия, монархия, опирающаяся на сословия (важнейшие: боярство, дворянство, духовенство), которые допущены к управлению государством и представлены в различных государственных органах.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82238. Конвергенция естественнонаучного и социально – гуманитарного знания в неклассической науке, эволюция и механизмы взаимодействия 42.89 KB
  Представители философия жизни Дильтей Ницше Зиммель Бергсон утверждают что жизнь – первичная реальность органический прцесс для познания которого нужны интуиция понимание вживание вчувствование. Предмет социального познания – культурно значимая индивидуальная действительность. Признается возможность объективного познания культурноисторических и соц явлений. Соцгум познание признается частным видом научного познания подчиняющимся общим научным закономерностям.
82239. Применение общенаучных достижений в социально-гуманитарном познании. Междисциплинарные связи и научная картина мира в социально-гуманитарных науках 34.93 KB
  Социальногуманитарные науки как и наука в целом всегда создают целостные картины общества. Научная картина общества – это целостная система знаний которая объясняет основные законы возникновения и существования окружающей социальной действительности и систематизирует конкретные знания полученные в различных областях социальногуманитарных наук. Она представляет собой своеобразную модель общества включающую в себя общие понятия принципы гипотезы прежде всего обществознания которые сформулированы в терминах обыденного языка и...
82240. Индивидуальный и коллективный субъекты, формы их существования. Включённость сознания субъекта, его системы ценностей и интересов в объект исследования СГН 40.74 KB
  Означает ли сказанное что мы должны признать футбольную команду самостоятельным субъектом деятельности И не означает ли такое признание что мы приписываем собственную деятельность ее сознательно или стихийно сложившиеся надындивидуальные условия регулятивные механизмы и результаты некоему мифологическому субъекту вполне подобному Абсолютной Идее Гегеля действующей посредством живых людей Такова например позиция Э.Если мы не хотим впасть в какуюто туманную мистику или мифологию в понимании общества то можно ли вообще видеть в нем...
82241. Коммуникативная рациональность. Роль традиций, ценностей, образцов интерпритации и предрассудков (Г.Гадамер) в межсубъектном понимании и смыслополагании 38.92 KB
  Что такое понимание Можно ли рассматривать понимание только как знание наравне с эмпирическим и теоретическим знанием Несомненно понимание является знанием но знанием особенным имеющим специфические черты которые существенно отличают его от других видов знания. Так прежде всего необходимо рассматривать понимание как осмысление как выявление и реконструкцию смысла. Таким образом главной задачей герменевтики становится истолкование и понимание текстов. Дильтей полагает что главным методом данных наук является понимание.
82242. Методологические функции «предпосылочного знания» и регулятивных принципов в науке 34.35 KB
  Одновременно произошло уточнение понимания природы социальности и исследования в сфере философии науки должны раскрывать как и в каких формах социальный и культурно-исторический моменты входят в содержание знания и влияют на способы и результаты познавательной деятельности. Сегодня найдены реальные вполне адекватные формы и опосредующие механизмы такого воздействия в частности выявлена роль идеалов и норм философско-мировоззренческих предпосылок и оснований научного знания. Через них принимая форму ценностного сознания социальная и...
82243. Ценностные предпосылки как следствия коммуникативности СГН. Оценочные суждения в науке и необходимость «ценностной нейтральности» в социальном исследовании 34.11 KB
  Наиболее важной классификацией ценностей является их деление на абсолютные ценности, т.е., разделяемые всеми людьми (жизнь, здоровье, любовь, красота, истина, справедливость, свобода, счастье и т.д.) и относительные ценности, т.е., разделяемые только определенной группой людей (деньги, слава, наслаждение, власть, статус и т.д.).
82244. Принципы «логики социальных наук» К. Поппера 30.45 KB
  Признание того что ценности в науке выражают ее социокультурную обусловленность становится определяющим в философии и методологии науки особенно социально гуманитарного знания. В этом отличие науки от социального знания кот субъективно. Поппер утверждает что и естественный и соц науки имеют общий научный метод познания основаны на доказательствах. Согласно Адорно нельзя уравнивать соц и естеств науки.
82245. Роль научной картины мира, стиля научного познания, философских категорий и принципов, представлений здравого смысла в исследовательском процессе социально-гуманитарных наук 33.42 KB
  Все больше возрастает значимость понятия картина мира для методологии соцгум наук а развитие соцгум наук в свою очередь все активнее вводит гум составляющую в НКМ. Понимание КМ в соцгум науках не возможно без ориентации на человека понимания его места в культуре в мире способов видения им мира. В КМ соцгум наук нет противопоставления субъектачеловека и объектамира описываются лишь типы понимания мира включающего самого человека.
82246. Внебиологическое понимание жизни. Социокультурное и гуманитарное содержание понятия жизни (А.Бергсон. В. Дильтей. Философская антропология) 46.85 KB
  Социокультурное и гуманитарное содержание понятия жизни А. Философская антропология Проблема жизни относится к тем научным проблемам которые имеют несомненный философский смысл и значение. вопрос о сущности жизни; вопрос о происхождении или вечности жизни.