24156

Преобразования Петра I. Северная война

Доклад

История и СИД

2011 Рубрика: История России 08 Петр I После смерти Федора на престол должен был взойти его брат Иван однако он был слаб здоровьем и патриарх с боярами предложили объявить царем Петра. По их требованию Софья была назначена регентом при малолетних Иване и Петре. Детство Петра прошло в селе Преображенском и в Немецкой слободе среди иностранных авантюристов ученых военных.

Русский

2013-08-09

31.8 KB

3 чел.

Преобразования Петра I. Северная война

Опубликовано: 01.12.2011 | Рубрика: История России » |08|Петр I »

После смерти Федора на престол должен был взойти его брат Иван, однако он был слаб здоровьем, и патриарх с боярами предложили объявить царем Петра. Стоявшие за Иваном Милославские и сестра Ивана Софья решительно повели борьбу за престол. В 1682 г. произошло восстание стрельцов. По их требованию Софья была назначена регентом при малолетних Иване и Петре. Вскоре бунт был подавлен, однако Софья (1682—1689) осталась у власти. Во время правления Софьи особое влияние приобрел ее фаворит князь В. В. Голицын. Именно он возглавил два похода против Крымского ханства в 1687 и 1689 гг.

Детство Петра прошло в селе Преображенском и в Немецкой слободе среди иностранных авантюристов, ученых, военных. Одним из любимых развлечений юного царя были военные игры с потешными полками, которые в будущем превратились в Семеновский и Преображенский полки. Хотя в 1682 г. формально Петр взошел на престол, но правила страной Софья. В 1689 г. Петру удалось отстранить ее от власти и заточить в Новодевичий монастырь.

Петр I остался в истории как человек властный, импульсивный. Правление Петра завершило процесс перехода России от сословно-представительной монархии к абсолютизму. В конце XVII в. Земские соборы перестали созываться, падало значение Боярской думы.

В 1695 г. русские войска попытались взять турецкую крепость Азов, важнейший порт, обеспечивающий выход к Каспийскому морю. Однако осада не принесла успеха, так как защитники имели поддержку с моря. Петр отступил, но оценил значение флота, которого у России в конце XVII в. не было. Уже через год русские корабли блокировали Азов с моря и крепость пала.

Противостояние с Турцией привело Петра к решению искать союзников в Европе, также царь хотел наладить торговые, технические и культурные связи. В 1697 г. «Великое посольство» отправилось в европейские страны, Петр вошел в состав посольства под именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова. Посетив передовые страны того времени, Англию и Голландию, царь перенял многое из европейской культуры. В 1698 г. Петр получил известие о стрелецком восстании и поспешил вернуться в Россию. После подавления восстания и следствия были казнены более 1000 стрельцов. Царь и его ближайшие соратники собственноручно рубили головы стрельцам.

Сложившаяся в Европе политическая ситуация способствовала созданию Северного союза (Дания, Россия, Саксония, Польша), направленного против Швеции. Петр заключил перемирие с Турцией в 1700 г. и сразу же объявил войну Швеции. Молодой шведский король Карл XII стремительным ударом вывел из войны Данию и поспешил на помощь осаждаемой русскими войсками крепости Нарве. Атака шведов была неожиданной для русских войск. Предательство иностранных офицеров и низкая подготовка не позволили оказать достойного сопротивления, русские войска были разбиты, потеряна почти вся артиллерия.

Петр реформировал армию, и уже в 1702 г. русские войска перешли в наступление на Балтийском побережье. 16 мая 1703 г. в устье Невы был заложен Санкт-Петербург. Крупным успехом Петра была победа, одержанная у деревни Лесной 28 сентября 1708 г. над шведским генералом Левенгауптом, который вез для Карла XII провиант и оружие. 27 июня 1709 г. состоялось генеральное сражение Северной войны — Полтавская битва. Русские войска разгромили шведов, Карл XII вынужден был бежать в Турцию. В 1710 г. Турция объявила войну России, вскоре было заключено перемирие, по условиям которого Петр вынужден был отдать Азов и разрушить Таганрог. Противостояние России и Швеции продолжилось на Балтийском море, в 1714 г. Петр одержал победу при мысе Гангут, а в 1720 г. — у острова Гренгам. В 1721 г. был заключен Ништадтский мир, по которому за Россией закреплялось побережье Балтийского моря, однако Петр, ставший после победы императором, обещал в качестве компенсации за эти земли выплатить 1,3 млн рублей.

Царствование Петра характеризовалось значительными изменениями как государственного масштаба, так и затрагивающими повседневную жизнь людей. Реформы Петра не имели продуманной системы и зачастую диктовались сиюминутной необходимостью.

Значительное увеличение количества мануфактур при Петре было вызвано необходимостью удовлетворить запросы армии. Развитие мануфактур в России сопровождалось сохранением крепостничества. С выходом России к Балтике усилилась торговля с Западной Европой. Петр оказывал поддержку русским купцам, осуществляя политику протекционизма.

В 1714 г. вышел «указ о единонаследии», который уравнивал в правах дворянское поместье и боярскую вотчину. Также по указу передавать вотчину можно было только одному из сыновей, другие должны были идти на государственную службу или в армию. В 1722 г. была издана «Табель о рангах». Всего устанавливалось 14 рангов; достижение 8 ранга давало чиновнику, офицеру и придворному потомственное дворянство. В 1705 г. Петр ввел рекрутскую повинность, служба была пожизненной.

Особое внимание Петр уделил реформированию государственного аппарата. В 1711 г. вместо Боярской думы был учрежден Сенат, в задачи которого входили контроль над деятельностью администрации (shpora.su), отслеживание финансов, разработка законов. С 1722 г. во главе Сената стоял генерал-прокурор. Также была изменена система приказов, которые сильно разрослись и частично дублировали функции друг друга. Введенная система коллегий (первоначально их было 11) способствовала упорядочиванию деятельности государственного аппарата. Отдельный орган управления создавался для церкви, в 1721 г. был учрежден Святейший правительствующий синод, который возглавлял обер-прокурор, при этом упразднялась должность патриарха. В 1708 г. для укрепления власти на местах Россия была поделена на 8 губерний.

Преобразования Петра сильно ударили по достатку простых людей, что приводило к многочисленным волнениям. В 1705—1706 гг. семь месяцев восставшие контролировали Астрахань, в 1705—1711 гг. были волнения в Башкирии. В 1707—1708 гг. произошло восстание на Дону под предводительством К. Булавина, которое приобрело значительный размах.

В 1722 г. Петр издал Устав о престолонаследии, по которому император мог назначить приемника по своему усмотрению. Однако на момент смерти Петр так и не назначил наследника.

Значение реформ Петра неоднозначно. Ресурсы для проведения преобразований Петр черпал, эксплуатируя крестьян, сильно пострадала при императоре и церковь. Вместе с тем было прорублено окно в Европу, Россия получила выход к морю, был основан российский флот.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84002. Вживання прикметників у прямому і переносному значенні 39.5 KB
  Мета: Формувати вміння розрізняти прикметники вжиті в прямому і переносному значенні; закріплювати знання про прикметники Їхню роль у тексті; розвивати інтерес до усної народної творчості; збагачувати словниковий запас учнів; виховувати любов до рідної мови.
84003. Космічна подорож. Закріплення знань про часові форми дієслова 37.5 KB
  Мета: формувати вміння учнів визначати час дієслів та змінювати дієслова за часами; спостерігати за роллю дієслів у реченні; збагачувати словниковий запас; розвивати мовлення; виховувати гордість за свою Батьківщину. Що називається дієсловом Як змінюються дієслова Як визначити час дієслова...
84004. РІД IМЕННИКIВ. ЗМІНЮВАННЯ IМЕННИКIВ ЗА ЧИСЛАМИ 96.5 KB
  Мета: - перевірити знання учнів про іменник, як частину мови, закріпити знання дітей про змінювання іменників за числами, повторити з учнями рід іменників, розвивати вміння правильно ставити рід у словах, повторити антоніми, збагачувати активний словник школярів, продовжувати роботу...
84005. Складання твору за картиною «Зима - чарівниця» 114 KB
  Мета: Ознайомити із темою уроку. Формувати вміння добирати найбільш влучні Прикметники під час складання твору. Розвивати зв’язне мовлення мислення, спостережливість. Удосконалювати чітко і повним реченням відповідати на запитання. Збагачувати словниковий запас. Виховувати любов до природи.
84006. Розвиток зв’язного мовлення. Твір «Моє місто» 133.5 KB
  Мета. Хід уроку Організація класу Актуалізація опорних знань Слово вчителя Діти послухайте вірш Моє місто Умань стародавнє. Яке місто названо у вірші З якої букви потрібно писати це слово На каліграфічній хвилинці повторимо правила написання букв У у букво сполучення із даними буквами.
84007. Навчальний переказ у формі прес-конференції 153.5 KB
  Мета: Вчити дітей передавати послідовно зміст зв’язного тексту. Розширити і збагатити знання учнів про сову, осмислити значення цієї пташки. Розвивати уяву, фантазію, спостережливість. Виховувати бережне ставлення до природи. Засобом рольової гри та нестандартним підходом...
84008. Общая характеристика эволюции управленческой мысли 19.83 KB
  Первобытно общинный рабовладельческий феодальный периоды. Индустриальный период. Период систематизации научно практических знаний. период связан с бурным развитием промышленности научные открытия и изобретения на фоне буржуазных революций.
84009. Школа научного управления и ее современные последователи 17.67 KB
  В основе учения этой школы лежат следующие принципы: использование научного анализа для определения оптимальных способов выполнения задач; отбор работников наиболее подходящих для выполнения определенных задач и их обучение; обеспечение работников необходимыми ресурсами; систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности труда; выделение планирования в функцию управления; становление менеджмента как самостоятельной науки; формирование функций менеджмента. Следовательно школа научного...
84010. Теоретические воззрения Тейлора, «тейлоризм» 22.05 KB
  Тейлором 1856 1915 который возглавил движение научного управления. Он заинтересовался не эффективностью человека а эффективностью деятельности организации что и положило начало развитию школы научного управления. Благодаря разработке концепции научного управления менеджмент был признан самостоятельной областью научных исследований. В своих работах Управление циклом 1903 и Принципы научного менеджмента 1911 Ф.