24161

Россия в I четверти XIX века

Доклад

История и СИД

Основу экономики России составляло сельское хозяйство. Промышленное развитие России несмотря на общее увеличение количества предприятий примерно в 5 раз было невысоким. В центре России существовали крупные промышленные села на прим. Этот период истории России характеризуется борьбой двух направлений во внутренней политике: либерального и консервативного.

Русский

2013-08-09

34.9 KB

0 чел.

Россия в I четверти XIX века.

      В первой половине XIX века Россия была одной из крупнейших

европейских держав. Её территория составляла около 18 млн. квадратных

километров, а население превышало 70 млн. человек.

      Основу экономики России составляло  сельское  хозяйство.  Крепостные

крестьяне были самой многочисленной  категорией  населения.  Земля  являлась

исключительной собственностью помещиков или государства.

      Промышленное  развитие  России,   несмотря   на   общее   увеличение

количества  предприятий  примерно  в  5  раз,  было  невысоким.  В  основных

производствах  применялся  труд  крепостных  крестьян,  который   был   мало

рентабелен.  Основу   промышленности   составляли   кустарные   крестьянские

промыслы. В центре России существовали крупные промышленные села  (на  прим.

Иваново). В это время значительно возросло количество промышленных  центров.

Это сказывалось на росте  городского  населения.  Самыми  крупными  городами

являлись Санкт-Петербург и Москва.

      Развитие  добывающей  и   текстильной   промышленности   привело   к

интенсификации торговли как внутри страны, так и на внешнем рынке.  Торговля

имела  преимущественно  сезонный  характер.  Главными   торговыми   центрами

являлись ярмарки. Их количество в тот период доходило до 4000.

      Транспорт и система путей сообщения  были  слабо  развиты,  и  также

носили в основном, сезонный характер: летом преобладал водный путь, зимой  –

санный.

      3.  Император Александр I.

      Первая четверть XIX века – это эпоха правления Александра I (1801  –

1825 г.г.). Александр Павлович родился 12.12.1777  года  и  умер  19.11.1825

года.   Император  Всероссийский  с  12.03.1801  года  по  19.11.1825  года.

Александр I - старший сын императора Павла I и его второй  жены  императрицы

Марии  Федеровны.  В  1793  его  женили  на  принцессе  Луизе  Баденской  (в

православии Елизавета Алексеевна), которая пользовалась  симпатией  русского

общества, но не была любима мужем.

      Он взошел на престол в результате заговора,  при  котором  был  убит

император Павел I. Этот период истории России характеризуется  борьбой  двух

направлений  во  внутренней  политике:   либерального   и   консервативного.

Вдохновителем либерального, господствовавшего в 1810 – 1810 г.г.  и  1815  –

1820 г.г. был  М.  М.  Сперанский,  сторонник  идеи  правового  государства,

ограничения  самодержавия  рамками  закона.  Сам  Александр  I,  воспитанный

швейцарским политическим деятелем Ф. С.  Лагарпом,  приглашенным  Екатериной

II, республиканцем по убеждению, который внушал  идеи  либерализма  будущему

императору, в молодые годы увлекался идеями Монтескью и Руссо.

      Александр был умен, и во время своего правления не мог не  считаться

с духом времени, и в первую очередь с влиянием идей  Французской  революции.

Более того, некоторые из этих идей он использовал  в  своей  государственной

деятельности .

      С воцарением нового  монарха  были  связаны  надежды  на  проведение

либеральных реформ в  России,  отказ  от  деспотических  методов  правления,

свойственных императору Павлу I. Однако  теоретические  мысли  о  свободе  и

равенстве он не отделял от  самодержавной  формы  правления.  Половинчатость

стала особенность преобразований Александра I.

      4. Реформы в государственном управлении.

              Система государственного управления Российской

                        империи в начале XIX века.

      Александр I взошел на российский  престол,  намереваясь  осуществить

радикальную реформу политического строя России путем  создания  конституции,

гарантировавшей всем  подданным  личную  свободу  и  гражданские  права.  Он

сознавал, что подобная «революция сверху» приведет фактически  к  ликвидации

самодержавия и готов был в случае успеха  удалиться  от  власти.  Однако  он

также  понимал,  что  нуждается   в   определенной   социальной   опоре,   в

единомышленниках. Ему необходимо было избавиться от давления как со  стороны

заговорщиков, свергнувших Павла, так  и  поддерживавших  их  «екатерининских

стариков».  Уже  в  первые  дни  после  воцарения  Александр  объявил,   что

управлять Россией будет «по законам и по  сердцу»  Екатерины  II.  5  апреля

1801 был создан Непременный (Государственный)  совет  —  законосовещательный

орган при государе, получивший право опротестовывать действия и указы  царя.

Председатель совета и его члены назначались самим  царем.  Он  централизовал

законодательную деятельность, упорядочил введение  новых  юридических  норм.

Таким  образом,  в  ходе  реформ,  структура  власти  в  России  максимально

приблизилась к европейской. Наряду с выделением  судебных  органов,  которое

произошло при  Екатерине  II,  теперь  оформилась  исполнительная  власть  и

появились зачатки будущей законодательной. Хотя  все  ветви  власти  и  были

замкнуты  на  императоре,  а  законодательной,  как  самостоятельной   сферы

политической  деятельности,  еще  не  существовало,  Россия  сделала   новый

значительный шаг к разделению властей. Однако общество по прежнему не  имело

никаких  каналов  влияния  на  систему  власти  и  полностью   зависело   от

бюрократии. Были предприняты не6которые меры по борьбе с бюрократией. Так  в

1809 году был принят указ царя о  введении  экзамена  на  чин.  От  экзамена

освобождались те  чиновники,  которые  закончили  университет  в  России.  К

остальным  предъявлялись  следующие  требования:  знание  русского  языка  и

одного  из  иностранных,  владение  основами   естественного,   римского   и

гражданского права, уголовного права, знания по истории России  и  всемирной

истории, овладение основами естествознания, математики, географии и  физики.

Этот указ был воспринят с неудовольствием. Но, к  сожалению,  принятые  меры

не были достаточно эффективными.

      5. Попытки проведения реформ в земельном укладе страны.

      Необходимость  изменения  в  земельном  укладе  страны  также   была

очевидна. В мае того же года Александр внес на  рассмотрение  совета  проект

указа о запрещении продажи крестьян без земли, но члены Совета  дали  понять

императору, что принятие подобного указа вызовет  брожение  среди  дворян  и

приведет  к  новому  государственному  перевороту.  После  этого   Александр

сосредоточил свои усилия  на  разработке  реформы  в  кругу  своих  «молодых

друзей» (В.  П.  Кочубей,  А.  А.  Чарторыйский,  А.  С.  Строганов,  Н.  Н.

Новосильцев). Ко времени коронации Александра  (сентябрь  1801)  Непременным

советом были  подготовлены  проект  «Всемилостивейшей  грамоты,  Российскому

народу жалуемой», содержавшей гарантии основных гражданских  прав  подданных

(свобода слова,  печати,  совести,  личная  безопасность,  гарантия  частной

собственности и т. д.), проект манифеста по  крестьянскому  вопросу  (запрет

продажи  крестьян  без  земли,  установление  порядка  выкупа   крестьян   у

помещика)  и  проект  реорганизации  Сената.  В  ходе  обсуждения   проектов

обнажились острые  противоречия  между  членами  Непременного  совета,  и  в

результате ни  один  из  трех  документов  обнародован  не  был.  Было  лишь

объявлено о прекращении раздачи государственных  крестьян  в  частные  руки.

Дальнейшее  рассмотрение  крестьянского  вопроса  привело  к  появлению   20

февраля 1803 указа о «свободных  хлебопашцах»,  согласно  которому  помещики

могли  отпускать  крестьян  за  выкуп  и  закреплять   за   ними   землю   в

собственность, что впервые создавало категорию лично свободных  крестьян.  В

1804 – 1805 годах была начата крестьянская реформа в  прибалтийских  землях.

Эти преобразования свидетельствовали  о  серьёзных   намерениях  императора.

Однако результаты первой  меры  были  ничтожны,  так  как  её  осуществление

основывалось на доброй воле помещиков, а вторая реформа осталась локальной.

      Таким образом, крепостное право  сохранилось.  С  введением  военных

поселений  на   казенных   землях   ряда   губерний   ухудшилось   положение

государственных крестьян. Фактически они  потеряли  личную  свободу,  должны

были жить в одинаковых домах, по команде  вставать,  выходить  на  работу  и

ложиться  спать.  Положение  же  помещичьих  крепостных  было  еще  хуже.  В

особенно  тяжелом  положении  была  деревня.  Рост  задолженности  помещиков

привел к тому, что к 1859 году в государственных кредитных учреждениях  было

заложено 65% всех крепостных крестьян.[2]

      6. Реформа системы образования.

      В 1803 году  был утверждено новое положение  об  устройстве  учебных

заведений. Вводилась преемственность  между  школами  различных  ступеней  –

приходскими, уездными училищами,  гимназиями, университетами.  В  дополнение

к московскому университету было основано  еще  пять:  Дерптский,  Виленский,

Харьковский,  Казанский,  Петербургский.  Санкт-Петербургский   университет,

один из центров науки и культуры России, был основан в  1819  году  на  базе

Главного  педагогического  института.  Официальное   открытие   университета

состоялось в 1820 году. Он разместился в бывшем здании Двенадцати  коллегий,

построенном на  Васильевском  острове  еще  при  Петре  I.  Первоначально  в

университете было три факультета, а в 1854-1914  гг.  -  четыре  факультета:

историко-филологический,  философско-юридический,  физико-математический   и

восточный. С 1860 года  в  университете  действовали  курсы  для  подготовки

учителей средней школы. За первые 50 лет существования  университета  полный

его курс окончили свыше 2 тыс. человек.

      По Уставу все университеты получили  значительную  автономию:  право

выбирать ректора и профессоров,  самостоятельно  решать  свои  хозяйственные

вопросы. В том же 1804 году был издан достаточно  либеральный  по  характеру

цензурный устав. Надо отметить, что правление Александра I отличалось  самой

широкой веротерпимостью. Важно отметить,  что  теперь  в  учебные  заведения

могли быть приняты представители всех сословий, на низших ступенях  обучение

было бесплатным, то есть оплачивалось из государственного бюджета.

      7. Реформа системы государственного управления.

      В 1802 году  созданные  еще  при  Петре  I  коллегии  были  заменены

министерствами, в которых вводилось строгое единовластие министра. Это  было

очень важно для развития  западного  (капиталистического)  уклада.  Началось

составление единого бюджета государства, но  из-за  значительного  дефицита,

бюджет был  строго  секретным.  Отчитывался  министр  непосредственно  перед

императором и от него же получал распоряжения  по  важнейшим  вопросам.  Для

совместного обсуждения министрами  второстепенных  дел  был  создан  Комитет

министров  (в   1857   г.   он   был   преобразован   в   Совет   министров,

просуществовавший  до  1917  г.).  Первоначально  было   образовано   восемь

министерств: военное, морское, внутренних  дел,  иностранных  дел,  юстиции,

финансов,  коммерции   (оно   вскоре   было   ликвидировано)   и   народного

просвещения.  В 1810-1811 гг. при реорганизации  министерств  их  количество

увеличилось,  а  функции  были  ещё  более  чётко  разграничены.  Эта   мера

завершила   процесс   разграничения   функций    органов    государственного

управления. Она привела к утверждению системы отраслевого управления,  смене

коллегиальности на единоначалие, к прямой  ответственности  министров  перед

императором, усилению централизации  и  укреплению  самодержавия.  В  России

начала  быстро  складываться  прослойка  бюрократии,  всецело  зависящей  от

милости царя и получаемого за службу жалованья.

      Изменения  в  системе  государственного  управления  не   могли   не

отразится на положении православной церкви которая  во  многом  была  частью

государственного аппарата. Высшее  церковное  правительство  –  Синод  –  по

своему устройству было  подобием  петровских  коллегий:  поскольку  во  всех

отраслях государственной жизни утвердилось единозначие, пришедшее  на  смену

коллегиальности,  то  подобные  процессы  не  могли  не  затронуть  и  сферу

церковного   управления.   Здесь   единовластным   начальником    становится

государственный  чиновник  –  обер-прокурор,  который  в  XVIII  веке   лишь

наблюдал за действиями и законностью решений Синода.

      В эти же годы сам Александр уже  почувствовал  вкус  власти  и  стал

находить преимущества в самодержавном правлении. Разочарование  в  ближайшем

окружении заставило его искать опору в  людях,  лично  ему  преданных  и  не

связанных с сановной аристократией. Он  приближает  к  себе  сначала  А.  А.

Аракчеева, а позднее М. Б. Барклая де Толли, ставшего в 1810   году  военным

министром, и  М.  М.  Сперанского,  которому  Александр  поручил  разработку

нового проекта государственной реформы.

      8. Проект М. М. Спиранского об  общественно-политическом  устройстве

России.

      М. М. Сперанский был  видным  политическим  деятелем  тех  лет.  Сын

бедного сельского  священника,  он  обладал  блестящими  способностями  и  в

короткий срок сделал стремительную карьеру и  в  1807  году  стал  ближайшим

советником   императора.   Свой   проект   коренной   реформы   общественно-

политического устройства России он изложил в  документе,  который  назывался

«Введение к уложению государственных законов» (1809 г.). Он предложил:

  1. Внести в закон понятие политических и  гражданских  прав,  но  не  для

     всех. Крепостным крестьянам, помещичьим  рабочим  по  найму,  домашним

     слугам не предполагалось предоставить  гражданские  права.  Но,  в  то

     время и на Западе еще было далеко до всеобщности гражданских прав, а в

     Америке существовало рабство. Важно  то,  что  возможность  влиять  на

     систему власти получили бы не только высшие, но и средние слои.

  2. Обеспечить разделение властей  и  общества,  обладающего  гражданскими

     правами,  к  управлению.  Судебная   власть   признавалась   полностью

     независимой и подчинялась Сенату. Законодательную власть  должны  были

     представлять выборные местные думы и центральна Государственная  дума.

     Исполнительная  же  власть  подчинялась  законодательной.   Она   была

     представлена министерствами в центре и  местными  органами  управления

     внизу. Средоточием всех властей являлся император.

  3. Провозглашалось правовое государство, то есть правит закон, а не люди.

  4. Предполагалось ввести выборность чиновников, а из этого  следовала  их

     ответственность перед обществом.

      Вся система государственного управления, по этому проекту, строилась

снизу вверх. Предполагалось, что  население  будет  выбирать  местные  думы.

Собираясь раз в три года,  думы  в  свою  очередь,  должны  выбирать  членов

правления,  которым  предлагалось  вести  местное  хозяйство  до  следующего

собрания, а также выбирать представителей в вышестоящие думы  (волостная   -

в окружную, окружная – в губернскую, губернская – в центральную).  Доказывая

необходимость подобной реформы,  М.  М.  Сперанский  утверждал,  что  Россия

движется  к  неминуемой  общественной  катастрофе,  о  чем   свидетельствует

падение престижа власти в народе. Но характерно то, что М. М. Сперанский  не

предусматривал отмены крепостного права, однако взаимоотношение  крестьян  с

помещиком предполагалось регламентировать законом.  Но,  к  сожалению,  этот

проект остался только на бумаге.

      Практически,    проект    Сперанского    предполагал     фактическое

преобразование России в конституционную монархию, где власть  государя  была

бы ограничена  двухпалатным  законодательным  органом  парламентского  типа.

Реализация плана Сперанского началась в 1809, когда была  отменена  практика

приравнивания придворных званий к гражданским и был  введен  образовательный

ценз для гражданских чиновников.

      9. Учреждение Государственного совета.

      1  января  1810  был  учрежден  Государственный  совет,   заменивший

Непременный.   Предполагалось,    что    изначально    широкие    полномочия

Государственного совета будут затем сужены после учреждения  Государственной

думы. В течение 1810-11 в Государственном  совете  обсуждались  предложенные

Сперанским планы финансовой, министерской  и  сенатской  реформ.  Реализация

первой из них привела к сокращению бюджетного дефицита,  к  лету  1811  было

завершено преобразование министерств.  Между  тем  сам  Александр  испытывал

сильнейшее  давление  придворного  окружения,  включая  членов  его   семьи,

стремившихся не допустить радикальных реформ.

      Немаловажное значение имел фактор и международного положения России:

усиливавшееся напряжение в отношениях с Францией. Россия, будучи  в  составе

антинаполеоновской коалиции, была в состоянии войны с Францией с 1805  г.  В

Европе находились российские войска, которые  принимали  участие  в  военных

действиях, но Франция неизменно одерживала победу над ними. В  1807  году  в

Тильзите был заключен мирный союзный договор между Россией и  Францией.  Все

эти обстоятельства нанесли серьезный удар по международному престижу  России

и  патриотические чувства русских были оскорблены. Необходимость  подготовки

к войне давали возможность оппозиции трактовать реформаторскую  деятельность

Сперанского  как  антигосударственную,   а   самого   Сперанского   объявить

наполеоновским шпионом. Все это привело к тому, что склонный к  компромиссам

Александр, хотя и не веривший в вину Сперанского, в марте 1812 отправил  его

в отставку и сослал сначала  в  Нижний  Новгород,  а  затем  –  в  Пермь  (в

последствии он был помилован).  Император,  весьма  ревниво  относившийся  к

своей власти,  не был готов к новым идеям своего советника.

      10. Военная реформа. Ведение военных поселений.

      В 1816 году началась военная  реформа.  Александр,  желая  сократить

расходы на содержание  армии,  начал  введение  военных  поселений.  Военные

поселения  должны  были  заниматься  одновременно  земледелием   и   военной

службой. Они, как уже было сказано, обязаны были жить  в  одинаковых  домах,

по команде вставать, выходить на работу и  возвращаться  домой.  По  приказу

начальства они должны  были  и  вступать  в  брак.  Военные  поселения  были

созданы  на  казенных  землях  Петербургской,   Новгородской,   Могилевской,

Харьковской губерний. Начальником военных  поселений  стал  А.  А.  Аракчеев

(1769  –  1839  г.г.),  человек  преданный  царю,  послушный   и   бездушный

исполнитель  монаршей   воли,   любимец   царя,   беспощадный   и   жестокий

администратор.

      Военные поселения стали символом реакции того  времени,  так  как  к

тяжести военной  службы  добавлялась  тяжесть  сельского  труда,  умноженная

мелочной уставной регламентацией всех сторон жизни..

      Введение военных поселений вызвало сопротивление  крестьян,  и  даже

привело к ряду восстаний: так в 1817  году  произошло  крупное  восстание  в

Новгороде, а в 1819 году - в Чугуеве. В 1820 году с протестом против  муштры

и жестокого обращения  командиров  выступил  гвардейский  Семеновский  полк.

Постепенно до императора стали доходить слухи о том, что  в  среде  офицеров

возникают тайные антиправительственные общества.