24163

Восстание декабристов 1825 г.

Доклад

История и СИД

Особенностью движения декабристов было то что впервые носителем революционных идей стал класс дворянства. Движение декабристов зародилось во второй половине второго десятилетия XIX в. В своей эволюции организации декабристов прошли следующие этапы: 1816 г.

Русский

2013-08-09

24.24 KB

4 чел.

Восстание декабристов 1825 г.

  

1. Декабристы —  революционное движение в России 20-х гг. XIX в., ставившее своей целью проведение революционным путем маештабных реформ Российского государства и отмену крепостного права.  Особенностью движения декабристов было то, что впервые носителем революционных идей стал класс дворянства. Движение декабристов зародилось во второй половине второго десятилетия XIX в. Главными предпосылками возникновения данного движения было распространение прогрессивных и патриотических взглядов среди дворянства в результате победы в Отечественной войне 1812 г. и более близкого знакомства с жизнью Европы.

 

2. В своей эволюции организации декабристов прошли следующие этапы:

 

- 1816 г. — образование в Санкт-Петербурге первого тайного общества дворян — "Союз спасения", в которое вошли будущие лидеры движения (П.И. Пестель, М.И. Муравьев-Апостол, СП. Трубецкой и др. — всего 28 человек);

- 1818 г. — преобразование тайного кружка — "Союз спасения" в многочисленную тайную организацию с разветвленной структурой — "Союз благоденствия", в которую вошли более 200 человек;

- 1820 г. — ликвидация "Союза благоденствия" связи с внутренними противоречиями (желанием большинства действовать исключительно мирным путем), а также угрозой раскрытия организации;

- начало 1825 г. — создание Северного (Санкт-Петербург) и Южного (Украина) обществ декабристов.

 

3. Основными программными документами Северного и Южного обществ были:

 

- Конституция Никиты Муравьева;

- "Русская правда" Павла Пестеля.

 

Конституция Никиты Муравьева — главный программный документ Северного (Санкт-Петербургского) общества, веду игу ю роль в составлении которого сыграл лидер общества Никита Муравьев. Конституция Никиты Муравьева имела двойственную природу:

 

- с одной стороны, содержала ряд революционных идей;

- с другой — имела умеренно-монархический характер. Согласно Конституции Никиты Муравьева:

- в России сохранялась конституционная монархия, в которой власть императора существенно ограничивалась законом;

- император становился символом государства и почти не имел реальной власти;

- учреждался парламент — двухпалатное Народное вече;

- Россия преобразовывалась в федерацию земель, имеющих широкое самоуправление;

- крепостное право отменялось, но сохраняюсь помещичье землевладение (крестьяне должны были выкупать землю). "Русская правда"  — конституционный проект лидера Южного общества Павла Пестеля, был более радикальным. Согласно "Русской правде":

- в России полностью ликвидировалась монархия;

- устанавливалась президентская форма правления;

- учреждался парламент — Народное вече;

- правительство — Державная дума, состоящее из 5 человек;

- предусматривался Верховный собор — орган из 120 человек, призванный следить за законностью в стране;

- крепостное право и крупное помещичье землевладение ликвидировались;

- крестьяне получали свободу вместе с землей.

 

4. Восстание, в ходе которого дворянские революционеры собирались убить царя и взять власть в свои руки, намечалось на лето 1826 г. Однако ряд обстоятельств вынудил восставших выступить на полгода раньше:

 

- 19 ноября 1825 г. неожиданно умер император Александр I и Россия почти на месяц осталась без императора;

- возникли проблемы с престолонаследием — согласно указу Павла I бездетному Александру I должен был наследовать его следующий по возрасту брат Константин и армия первоначально присягнула на верность ему;

- Константин отказался от престола, и новым наследником должен был стать его младший брат Николай, присяга на верность которому (переприсяга) была назначена на 14 декабря 1825 г. Именно этот день — 14 декабря 1825 г., давший название самому движению, был выбран в качестве даты восстания. Восстание проходило следующим образом:

- утром на Сенатскую площадь в Санкт-Петербурге (около строящегося Исаакиевского собора и памятника Петру I) вы­шли части Московского полка,  руководимые членом Северного общества М.П. Бестужевым-Рюминым;

- по замыслу восставших на площадь должны были выйти и другие силы восставших, после чего руководители декабристов планировали войти в здание Сената и предъявить сенаторам Манифест о свержении самодержавия;

- вопреки ожиданиям восставших значительная часть планировавших выступить частей на площадь не вышла, также не явился руководитель восстания С. Трубецкой — планы восставших были нарушены;

- в это время сенаторы присягнули на верность новому императору Николаю I, и к восставшим вышел генерал-губернатор Санкт-Петербурга М. Милорадович с призывом разойтись;

- М. Милорадович был убит декабристом П. Каховским, после чего мирный путь развития восстания был исчерпан;

- вскоре к площади подошли верные правительству войска и открыли огонь по восставшим;

- восставшие были вынуждены разойтись и восстание в Санкт-Петербурге было подавлено.

 

5. После поражения восстания в Санкт-Петербурге 29 декабря произошло восстание Черниговского полка на Украине, руководимое членом Южного общества СИ. Муравьевым-Апостолом. Восставшие части Черниговского полка надеялись спасти восстание, однако 3 января 1826 г. выступление Черниговского полка было подавлено превосходящими правительственными войсками.

 

6. Поражение восстания вызвало волну репрессий со стороны властей:

 

- около 600 человек были привлечены к ответственности;

- 131 человек был признан виновным и осужден, в основном — к ссылке в Сибирь;

- пять человек — лидеры декабристов (П. Пестель, К. Рылеев, С. Муравьев-Апостол, М. Бестужев-Рюмин и П. Каховский) — были казнены.

 

Главные причины поражения восстания декабристов:

 

- отсутствие глубоких корней в народе;

- малочисленность восставших;

- слабая организация восстания, противоречия внутри декабристов, нежелание части восставших идти до конца.

 

7. Восстание декабристов 1825 г. имело двойственные последствия:

 

- положило начало революционному движению XIX в.;

- дало повод властям ужесточить репрессии, которые продолжались на протяжении всего 30-летнего царствования Николая I.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54397. Розподільна властивість множення 94.5 KB
  Мета: Ознайомити учнів з формулюванням і застосуванням розподільної властивості множення та запису її в загальному вигляді. Виконай множення.
54399. Множення. Переставна властивість множення 115 KB
  Переставна властивість множення. Мета: узагальнити і систематизувати знання учнів про зміст дії множення натуральних чисел про переставну властивість множення; властивості нуля і одиниці під час множення;формувати навички множення багатоцифрових чисел; розвивати пам’ять увагу мислення; виховувати наполегливість старанність акуратність під час виконання записів у зошитах. Яке ж слово зашифроване по вертикалі Множення.
54400. Множення раціональних чисел 264.5 KB
  Ще навкруги в лісах лежать сніги. Учень 1: В перекладі з давньогрецької підсніжник означає молочно квітковий тому що має білі квіти. Учень2: У світі спостерігається зменшення кількості підсніжників що пов’язано з масовим зриванням квітів на букети викопуванням цибулин.
54401. Множення десяткових дробів 83 KB
  Множення десяткових дробів. Створити проблемну ситуацію спільно з учнями вивести правило множення десяткових дробів на розрядну одиницю натуральне число і десятковий дріб; навчитися користуватися правилом множення десяткових дробів під час виконання вправ; розвивати увагу алгоритмічні і логічне мислення. десяткового десяткового дробу на розрядну дробу на натуральне одиницю...
54402. Множення звичайних дробів. Розв’язування задач і вправ 1.76 MB
  Мета уроку: Повторення, узагальнення та систематизація матеріалу теми, підготовка до контрольної роботи; розвиток уваги й пам’яті, мислення та математичного мовлення; виховання інтересу до математики.
54403. Множина та ії елементи 88 KB
  Мета уроку: Формувати знання учнів про множину та ії елементи, способи знання, порожню множину, рівні множин, сприяти розвитку навичок роботи з множиною, логічного мислення здібностей до самоаналізу, виховувати інформаційну і соціальну компетентності.
54404. Множина та її елементи 78 KB
  Мета: формувати знання про множину та її елементи; вивчити означення рівних множин, порожньої множини; розглянути способи задання множини; відтворювати означення вивчених понять; формулювати вивчені властивості; розв’язувати найпростіші завдання на використання вивчених понять.
54405. ПОШУК НОВИХ ФОРМ РОБОТИ ЗІ ЗДІБНИМИ УЧНЯМИ В ПОЗАШКІЛЬНОМУ ПРОСТОРІ ЦЕНТР РОЗВИТКУ ОБДАРОВАНОЇ МОЛОДІ – ОДНА З ТАКИХ ФОРМ 153 KB
  Слід сказати що новий заклад має популярність серед школярів: майже всі хто в місті займається творчістю наукою бере участь в предметних олімпіадах відвідують секції ЦРОМу. Пропонуємо до уваги модель секції УМ та ТЛ†в складі ЦРОМ. Модель секції УМ та ТЛ†Наповнюваність секції: 820 учнів різних за віком: 7 – 11 клас. Мета секції: Створення сприятливих умов для розкриття й реалізації творчого потенціалу філологічно обдарованих дітей і тих...