24163

Восстание декабристов 1825 г.

Доклад

История и СИД

Особенностью движения декабристов было то что впервые носителем революционных идей стал класс дворянства. Движение декабристов зародилось во второй половине второго десятилетия XIX в. В своей эволюции организации декабристов прошли следующие этапы: 1816 г.

Русский

2013-08-09

24.24 KB

4 чел.

Восстание декабристов 1825 г.

  

1. Декабристы —  революционное движение в России 20-х гг. XIX в., ставившее своей целью проведение революционным путем маештабных реформ Российского государства и отмену крепостного права.  Особенностью движения декабристов было то, что впервые носителем революционных идей стал класс дворянства. Движение декабристов зародилось во второй половине второго десятилетия XIX в. Главными предпосылками возникновения данного движения было распространение прогрессивных и патриотических взглядов среди дворянства в результате победы в Отечественной войне 1812 г. и более близкого знакомства с жизнью Европы.

 

2. В своей эволюции организации декабристов прошли следующие этапы:

 

- 1816 г. — образование в Санкт-Петербурге первого тайного общества дворян — "Союз спасения", в которое вошли будущие лидеры движения (П.И. Пестель, М.И. Муравьев-Апостол, СП. Трубецкой и др. — всего 28 человек);

- 1818 г. — преобразование тайного кружка — "Союз спасения" в многочисленную тайную организацию с разветвленной структурой — "Союз благоденствия", в которую вошли более 200 человек;

- 1820 г. — ликвидация "Союза благоденствия" связи с внутренними противоречиями (желанием большинства действовать исключительно мирным путем), а также угрозой раскрытия организации;

- начало 1825 г. — создание Северного (Санкт-Петербург) и Южного (Украина) обществ декабристов.

 

3. Основными программными документами Северного и Южного обществ были:

 

- Конституция Никиты Муравьева;

- "Русская правда" Павла Пестеля.

 

Конституция Никиты Муравьева — главный программный документ Северного (Санкт-Петербургского) общества, веду игу ю роль в составлении которого сыграл лидер общества Никита Муравьев. Конституция Никиты Муравьева имела двойственную природу:

 

- с одной стороны, содержала ряд революционных идей;

- с другой — имела умеренно-монархический характер. Согласно Конституции Никиты Муравьева:

- в России сохранялась конституционная монархия, в которой власть императора существенно ограничивалась законом;

- император становился символом государства и почти не имел реальной власти;

- учреждался парламент — двухпалатное Народное вече;

- Россия преобразовывалась в федерацию земель, имеющих широкое самоуправление;

- крепостное право отменялось, но сохраняюсь помещичье землевладение (крестьяне должны были выкупать землю). "Русская правда"  — конституционный проект лидера Южного общества Павла Пестеля, был более радикальным. Согласно "Русской правде":

- в России полностью ликвидировалась монархия;

- устанавливалась президентская форма правления;

- учреждался парламент — Народное вече;

- правительство — Державная дума, состоящее из 5 человек;

- предусматривался Верховный собор — орган из 120 человек, призванный следить за законностью в стране;

- крепостное право и крупное помещичье землевладение ликвидировались;

- крестьяне получали свободу вместе с землей.

 

4. Восстание, в ходе которого дворянские революционеры собирались убить царя и взять власть в свои руки, намечалось на лето 1826 г. Однако ряд обстоятельств вынудил восставших выступить на полгода раньше:

 

- 19 ноября 1825 г. неожиданно умер император Александр I и Россия почти на месяц осталась без императора;

- возникли проблемы с престолонаследием — согласно указу Павла I бездетному Александру I должен был наследовать его следующий по возрасту брат Константин и армия первоначально присягнула на верность ему;

- Константин отказался от престола, и новым наследником должен был стать его младший брат Николай, присяга на верность которому (переприсяга) была назначена на 14 декабря 1825 г. Именно этот день — 14 декабря 1825 г., давший название самому движению, был выбран в качестве даты восстания. Восстание проходило следующим образом:

- утром на Сенатскую площадь в Санкт-Петербурге (около строящегося Исаакиевского собора и памятника Петру I) вы­шли части Московского полка,  руководимые членом Северного общества М.П. Бестужевым-Рюминым;

- по замыслу восставших на площадь должны были выйти и другие силы восставших, после чего руководители декабристов планировали войти в здание Сената и предъявить сенаторам Манифест о свержении самодержавия;

- вопреки ожиданиям восставших значительная часть планировавших выступить частей на площадь не вышла, также не явился руководитель восстания С. Трубецкой — планы восставших были нарушены;

- в это время сенаторы присягнули на верность новому императору Николаю I, и к восставшим вышел генерал-губернатор Санкт-Петербурга М. Милорадович с призывом разойтись;

- М. Милорадович был убит декабристом П. Каховским, после чего мирный путь развития восстания был исчерпан;

- вскоре к площади подошли верные правительству войска и открыли огонь по восставшим;

- восставшие были вынуждены разойтись и восстание в Санкт-Петербурге было подавлено.

 

5. После поражения восстания в Санкт-Петербурге 29 декабря произошло восстание Черниговского полка на Украине, руководимое членом Южного общества СИ. Муравьевым-Апостолом. Восставшие части Черниговского полка надеялись спасти восстание, однако 3 января 1826 г. выступление Черниговского полка было подавлено превосходящими правительственными войсками.

 

6. Поражение восстания вызвало волну репрессий со стороны властей:

 

- около 600 человек были привлечены к ответственности;

- 131 человек был признан виновным и осужден, в основном — к ссылке в Сибирь;

- пять человек — лидеры декабристов (П. Пестель, К. Рылеев, С. Муравьев-Апостол, М. Бестужев-Рюмин и П. Каховский) — были казнены.

 

Главные причины поражения восстания декабристов:

 

- отсутствие глубоких корней в народе;

- малочисленность восставших;

- слабая организация восстания, противоречия внутри декабристов, нежелание части восставших идти до конца.

 

7. Восстание декабристов 1825 г. имело двойственные последствия:

 

- положило начало революционному движению XIX в.;

- дало повод властям ужесточить репрессии, которые продолжались на протяжении всего 30-летнего царствования Николая I.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7778. Гуманистическая теория Песталоцци 36 KB
  Гуманистическая теория Песталоцци Это был народник в лучшем значении слова. Последовательнее всего Песталоцци изложил свои педагогические взгляды в книге: Как Гертруда учит своих детей. Метод обучения по Песталоцци был близок методу Жакото и был н...
7779. Локк Дж. Педагогические взгляды 32 KB
  Дж. Локк Педагогические взгляды Свои педагогические взгляды Локк изложил в книге Мысли о воспитании (1693). Из всех людей, с которыми мы встречаемся, девять десятых являются тем, что они есть - добрыми или злыми, полезными или нет - благо...
7780. Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег 31.5 KB
  Дистервег Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег - немецкий педагог, прогрессивный либеральный политик. Выступал за секуляризацию школ. Педагогические идеи: Воспитание Дистервег выступал против сословных и национальных ограничений в области образования,...
7781. Древний Рим. Педагогические взгляды Квинтилиана 33.5 KB
  Древний Рим. Педагогические взгляды Квинтилиана. Ведущую роль в формировании личности юного римлянина играло домашнее воспитание. Дети получали религиозное воспитание. При этом отец выполнял функции жреца. Девочки и девушки находились под неусыпным ...
7782. Педагогические взгляды Древней Греции 36.5 KB
  Педагогические взгляды Древней Греции. Выделяют следующие периоды развития воспитания и образования в Древней Греции: Критомекенский период (4 тыс. до н.э. - 12 век до н.э) - считалось, что судьба человека предрешена богами Олимпа. Предп...
7783. Жизнь и педагогическая деятельность Константина Дмитриевича Ушинского 30 KB
  Жизнь и педагогическая деятельность Константина Дмитриевича Ушинского Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) родился в Туле, в семье мелкопоместного дворянина, и провел свое детство и отрочество в имении...
7784. Зарубежные педагогически теории конца 19- начала 20 веков 39.5 KB
  Зарубежные педагогически теории конца 19- начала 20 веков Дьюи. Прагматизм в педагогике. Цель воспитания, по Дьюи - формирование личности, умеющей приспособиться к различным ситуациям в условиях свободного предпринимательства. Д. Дьюи и его послед...
7785. История педагогики как наука 30 KB
  История педагогики как наука. Одним из важнейших аспектов развития человеческого общества на протяжении всей его истории является социализация подрастающего поколения, представляющая собой совокупность социальных и психологических процессов, в ходе...
7786. Ушинский о педагогической науке и искусстве воспитания 28 KB
  К. Д. Ушинский о педагогической науке и искусстве воспитания. Ушинский указывал, что теория педагогики должна быть основана на использовании законов анатомии, физиологии, психологии философии, истории и других наук. Она должна открывать законы...