24194

ОБЩИЙ АДАПТАЦИОННЫЙ СИНДРОМ (СТРЕСС)

Лекция

Медицина и ветеринария

ОБЩИЙ АДАПТАЦИОННЫЙ СИНДРОМ СТРЕСС Стадии стресса центральные механизмы стресса метаболизм стресса адаптивная и патогенная роль стресса; оксидативный клеточный стресс реакции тренировки и активации. – общее учение о стадиях адаптации реакции активации и реакция тренировки с длительным сохранением состояния повышенной адаптации. Антиоксиданты АО подавляют АФКпатогенные реакции на мембране клеток. Стадия истощения: снижение холестерина в надпочечниках атрофия надпочечников; снижение гликогена в печени развивается...

Русский

2013-08-09

63 KB

25 чел.

Лекция 18.             

ОБЩИЙ АДАПТАЦИОННЫЙ СИНДРОМ (СТРЕСС)

Стадии стресса, центральные механизмы стресса, метаболизм стресса, адаптивная и патогенная роль стресса; оксидативный клеточный стресс, реакции тренировки и активации.

ОАС (стресс) – генерализованная неспецифическая реакция организма на различные факторы необычной силы, характера, длительности (и т.п.) с активацией неспецифических систем общей адаптации.

Впервые Сперанский предложил теоретические предпосылки учения о типовых неспецифических реакциях, Г.Селье сформулировал учение о стрессе, Гаркави с соавт. – общее учение о стадиях адаптации (реакции активации и реакция тренировки с длительным сохранением состояния повышенной адаптации).

Общий механизм: раздражитель – отклонение параметров гомеостаза – усиление афферентации -  активация гипоталамических центров с выделением рилизинг-факторов – АКТГ – глюкокортикоидов надпочечников, и активация симпатической нервной системы (норадреналин) со стимуляция надпочечников (адреналин и норадреналин) – повышение резистентности к возбудителям вообще.

         Схема 1  Развитие общего адаптационного синдрома

   Средний мозг, лимбическая система и кора мозга

Раздражитель                 Гипоталамические центры

          Рилизинг-факторы                     Симпатическая система

                                 

                              Аденогипофиз

                                 АКТГ                          симпатические ганглии

       Надпочечники     кора           мозговое вещество

Кортикостероиды                      Адреналин       Норадреналин

        Общая повышенная резистентность организма

СТАДИИ: 1.Тревоги   2.Резистентности   3.Истощения.

Исходы: повышенная резистентность, выздоровление, гибель, болезни адаптации (хронический стресс). 

Механизмы:

Стадия тревоги: активация гипоталамо-гипофизарно-адренокор-тикотропной системы. Высший уровень регуляции - средний мозг, лимбическая система и кора мозга, откуда через сеть моноаминэргических нейронов сигнал передается на мелкоклеточные ядра гипоталамуса, секретирующие рилизин-факторы (кортиколиберин) который стимулирует высвобождение АКТГ из гипофиза.

Активируется также быстрая реакция «борьбы и бегства» - симпатоадреналовая реакция (симпатические ганглии – мозговой слой надпочечников), что мобилизирует энергоресурсы, активирует сердце и перераспределяет кровь к мышцам (от внутренних органов). Круг самоусиления: потенцирование катехоламинами секреции АКТГ.

Усиление синтеза либеринов и АКТГ способствует устойчивому повышению АКТГ крови. Глюкокортикоиды: глюконеогенез в печени, отрицательный белковый баланс (но не в: центральной нервной системе, сердце и печени!) – потеря белка больше в мышцах; стимулируют липолиз для энергообеспечения (но с кетоновыми телами – в позднюю фазу освобождается инсулин и купирует кетоз), задержка соли и воды, атрофия лимфоидной ткани.

Другие эффекты: Вазопрессин и окситоцин  также потенцируют эффект АКТГ. Вазопрессин увеличивается в 1000 раз (!) при стрессе, гипертензивное действие, инсулино-подобное (антидиабетическое, анти-кетогенный эффект), стимулирует память и обучаемость; окситоцин стимулирует иммунитет.  Кортикостероиды, катехоламины, симпатические нервы – стимулируют продукцию глюкагона – антиинсулиновое действие (снижение депонирования глюкозы).

Катехоламины: стимуляция гликогенолиза мышц, печени, сердца. Паратиреоидная стимуляция – гиперкальциемия стойкая, гипертензия, стимуляция сердечно-сосудистой системы: положительный хроно-, ино- тропный эффект через -рецепторы, стимуляция эритропоэза и тромбоцитообразования – повышение свертывающей системы крови, усиление миелопоэза и снижение лимфопоэза.   

Метаболизм: мобилизация глюкозы за счет стимуляции гликогенолиза в печени и глюконеогенеза; мобилизация свободных жирных кислот из жировых депо (активация катехоламинами). Происходит острое набухание и увеличение кровонаполнения надпочечников (пучковая зона). Устанавливается отрицательный белковый баланс. Активируются все функции быстрой адаптации (сердечно-сосудистой, дыхательной системы, активация ферментов – фосфолипаз и АФК с повышением трансмембранным процессов). На этой стадии экстренной адаптации возможна острая патология: язвенные изменения в ЖКТ, гипертензия, инфаркт миокрада, нервно-психические расстройства. Факторы ограничения: опиоиды (-эндорфин в аденогипофизе) – снижает болевую чувствительность; ГАМК-эргические, ДОФА-эргические, серотонинэргические нейроны – тормозят симпато-адреналовую и АКТГ системы; в тканях – простагландины, ацетилхолин, аденозин, антиоксиданты снижают воспаление, свободнорадикальные процессы, гидролиз лизосом, ишемию органов, дистрофические изменения тканей. Так: простагландины тормозят Са2+-зависимое высвобождение норадреналина из нервных синапсов, активируют разрушение цАМФ в клетке, оказывают прямое сосудорасширяющее действие, гипотензивное, натрийуретическое и антитромботическое действие. Аденозин – мощный антивоспалительный эффект, препятствует в сердце вазоконстрикции на катехоламины, на АДГ, ангиотензин, тромбоксан А2 и ограничивает кардиотоксический эффект катехоламинов (тормозит избыточный транспорт Са2+ в кардиомиоциты); сходно действует ацетилхолин. Антиоксиданты (АО) подавляют АФК-патогенные реакции на мембране клеток. Коррекция стресса: центральное звено – транквилизаторы, психокоррекция, общая адаптация-тренировка; периферическая – адреноблокаторы; коррекция ткани: ГАМК, антиоксиданты.

Стадия резистентности: стабильная гипертрофия надпочечников (гипертрофия и гиперплазия) с накоплением холестерина в них (как субстрата для стероидов). Снижается потребление глюкозы (восстановление запасов) и возрастает - липидов (энергетически более выгодно). Главное – формирование перекрестной адаптации, увеличение мощности функций организма (гипертрофия и гиперплазия), активация энерго-пластических процессов. Обычно на этом стресс завершается, постепенно возвращается все к исходному уровню.

Стадия истощения: снижение холестерина в надпочечниках, атрофия надпочечников; снижение гликогена в печени, развивается недостаточность надпочечников со снижением их реакции на нейрогенные стимулы и затем на АКТГ. Вновь усиливается глюконеогенез и отрицательный белковый баланс, но носят уже патогенных характер. Повреждения в органах: избыток катехоламинов, глюкокортикоидов, АДГ, СТГ, ТТГ – активируют фосфолипазу, липазу; АФК и ПОЛ мембран клеток – повреждение мембран клеток – ведут к:

ОКСИДАТИВНОМУ КЛЕТОЧНОМУ СТРЕССУ (который может быть первичным и запускать стресс), дистрофия и некрозы тканей (метаболический + сосудистый компонент); нарушение кровоснабжения: дистрофии, язвы на слизистых; кортикостероиды вызывают атрофию лимфоидной ткани (тимуса) – иммунодефицит.

РЕАКЦИИ ТРЕНИРОВКИ и АКТИВАЦИИ: Типовые реакции на раздражители средней и малой интенсивности разработаны Гаркави Л.Х., Квакиной Е.Б. и Уколовой М.А.(патент на открытие).

Кроме собственно  реакции стресса,  как реакции на сверхсильные раздражители, вводится понятие реакции активации на раздражители средней интенсивности и реакции тренировки на раздражители малой интенсивности; реакции активации часто подразделяются на два типа -  реакции спокойной активации и реакции повышенной активации. Т.о., по существу, речь идет о реакциях реактивности.

Все типы реакций принципиально сходны: они начинаются немедленно при действии раздражителя с  изменений  в  центральной  нервной  системе, захватывают эндокринную систему, прежде всего надпочечники,  половые, щитовидные железы и наиболее видимым образом тимус, проявляются на показателях периферической крови через 6 часов и  держатся 24-48 часов. Различия этих реакций состоит принципиально в том,  что при повторении тех  же  раздражителей  примерно той  же силы происходит: для стресса - истощение и повреждение функций и систем организма,  для реакции  тренировки  -  кратковременное  повышение сопротивляемости ко многим факторам внешней среды,  для реакции  активации  - длительное и устойчивое повышение сопротивления к факторам внешней  среды.

С практической точки зрения интересна возможность регистрировать данную реакцию по показателям периферической крови.  

Реакция стресса сопровождается  лейкоцитозом  с  нейтрофилезом, лимфопенией и эозинопенией, у животных значительно снижается вес тимуса. Реакция тренировки  приводит к умеренному лейкоцитозу с нейтрофилезом с относительной лимфопенией  при  нормальных  количествах  эозинофилов и сопровождается у животных увеличением массы тимуса. Реакция активации сопровождается ясно выраженным лимфоцитозом и эозинофилией при  нормальных  количествах лейкоцитов и некоторой нейтропении, вес тимуса выраженно повышается - у крыс - в 2-2,5 раза за счет истинной  стимуляции Т-лимфоидного ростка. Реакции тренировки, активации и стресса могут быть вызваны самыми разнообразными факторами, авторами использовались адреналин, травы-биостимуляторы, магнитные поля и пр. При длительном удержании реакции тренировки или активации организм выходит в "зону  здоровья",  что сопровождается излечением многих патологических процессов (до самоизлечения от  опухолей у животных и человека). Переход реакции одного типа  в  другой  достигается изменением дозы: разница в дозе должна быть 20-30%.

 Реакция

Лейкоциты

 Нейтрофилы

 Лимфоциты

Эозинофилы

Тимус

Стресса







Тренировки

относитлн

норма

Активации

норма






 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80975. Права та обов’язки вчителя історії 36.39 KB
  Мають право на: захист професійної честі гідності; участь в обговоренні та вирішенні питань організації навчальновиховного процесу; проведення науководослідної експериментальної пошукової роботи відповідно до діючих нормативних документів; вільний вибір форм методів засобів навчання виявлення педагогічної ініціативи; дострокову атестацію на отримання відповідної категорії і педагогічного звання; соціальне і матеріальне забезпечення відповідно до законодавства; підвищення кваліфікації перепідготовку вільний вибір змісту...
80976. Проблема методів навчання історії та їх класифікація 36.03 KB
  Провідні поняття повязані з процесом навчання історії стали предметом наукового інтересу в дискусіях радянських методистів у 5070ті pp. В обговоренні проблеми свої варіанти класифікації методів навчання історії в різні роки запропонували всі провідні вчені однак вони так і не прийшли до єдиної думки. Тому в сучасній методичній літературі збереглася різноманітність підходів до визначення понять методи прийоми способи навчання різні підстави їх систематизації і деяка суперечливість у вживанні методичних термінів у спеціальній...
80977. Дайте загальну характеристику історичних карт 37.4 KB
  Історичні карти карти що відображують історичні явища і події взаємозвязки суспільних явищ минулого з географічними чинниками показують розміщення древніх культур держав соціальні рухи торгівельні дороги пересування людей військові удари на карті показують стрілками місця боїв схрещеними мечами райони повстань крапками або вогнищами. Історичні карти створюються на географічній основі і є математично визначеним зменшеним узагальненим образнознаковим зображенням історичних подій явищ процесів чи періодів...
80978. Прийоми і засоби навчання історії 33.36 KB
  Прийоми навчання – це складова методу що немає самостійного навчального завдання а підпорядковується тому завданню який виконує метод. Методи навчання класифікують на загальні можуть використовуватися в процесі навчання будьяких навчальних предметів і спеціальні застосовуються для викладання окремих предметів але не можуть бути використані при викладанні інших предметів. Засіб навчання – знаряддя за доп.
80979. Як використати на уроці методичні можливості підручника 38.26 KB
  Сучасна практика викладання історії в школах України переконливо свідчить що шкільний підручник ще довго залишатиметься найважливішим засобом навчання незважаючи на зростання інтересу до інших зокрема наочних комп\'ютерних технологійПерше знайомство з будьяким підручником учитель і учень розпо чинають із вступного тексту структури і особливостей його побудо ви різними видами тексту запитаннями і завданнями а також ілюст раціями картами. Весь текст підручника за обсягом і призначенням поділяють на основний додатковий і...
80980. Методика проведення навчальних екскурсій 35.46 KB
  Екскурсія - це вид навчальної роботи, при якому навчання проводиться на натуральному природному або виробничому обєкті поза межами школи, чи класу. екскурсія – це наочний метод отримання певних знань, виховання шляхом відвідин по заздалегідь розробленій темі певних об’єктів (музей, завод, підприємство тощо) із спеціальним керівником (екскурсоводом).
80981. Класифікація текстів та особливості використання підручника на уроці історії 35.67 KB
  Важливим засобомнавчан ня історії є друкований текст. У навчанні історії застосовуються різні види текстів. У навчанні історії розрізняють такі типи інтерпретації: науковоісторична.
80982. Підготовка вчителя історії до написання плану конспекту уроку 34.45 KB
  Для того щоб вчитель міг підготувати план – конспект уроку йому спочатку скласти тематичне планування. Безпосередня підготовка вчителя до уроку це планування уроку конкретизація тематичного планування стосовно кожного окремо взятого уроку осмислення та складання плану і конспекту уроку після того як визначено основний зміст і спрямованість уроку. План уроку необхідний кожному вчителю незалежно від його стажу і рівня педагогічної майстерності.
80983. Методика використання мультимедійних засобів навчання на уроках історії 34.47 KB
  Перш за все потрібно сказати що використання мультимедійних засобів навчання на уроках є актуальною проблемою Тому що не всі вчителі вміють використовувати технічні засоби за допомогою яких проводиться мульт. Урок. А для того щоб користуватися такими уроками їх потрібно розробити.