24215

Товарная форма хозяйства, объективные предпосылки его возникновения. Экономические основы товарно-денежных отношений

Лекция

Экономическая теория и математическое моделирование

Исходными экономическими категориями товарного производства а следовательно и рынка является товар и деньги. Деньги это всеобщий эквивалент товар на который обмениваются другие товары это всеобщее средство измерения стоимости всех других товаров. Деньги возникли в результате развития обмена углубления и преодоления противоречий товарного хозяйства. Поскольку сами деньги золото являются общепризнанным воплощением стоимости то они выступают своего рода эталономизмерителем стоимости всех товаров стало быть мерилом затрат...

Русский

2013-08-09

63 KB

9 чел.

Лекция 6: "Товарная форма хозяйства, объективные предпосылки его возникновения. Экономические основы товарно-денежных отношений"

1) Определение понятия товарное хозяйство. Предпосылки развития товарного хозяйства. Виды товарных производств;

2) Экономические категории рынка. Товар и его свойства. Величина стоимости товара;

3) Сущность денег, функции в системе товарного хозяйства. Товарно-денежные отношения;

4) Денежное обращение. Закон денежного обращения;

5) Денежная система Российской Федерации.

I. Товарное хозяйство - производство продукции (услуг) для рынка, т.е. для продажи данных товаров.

Общей основой возникновения и развития товарного производства является общественное разделение труда, специализация производителей, затем обособление производителей и появление частной собственности. Первое крупное разделение труда - разделение скотоводства и земледелия; второе - отделение ремесла от земледелия, далее появление отраслей.

Различают простое и капиталистическое товарное производство. Простое базируется на частной собственности и личном труде товаропроизводителя. Капиталистическое товарное производство - на частной собственности и использовании наемной рабочей силы.

Движущими силами развития товарного хозяйства являются:

1) разделение и специализация труда;

2) кооперация труда и производства;

3) заинтересованность в повышении производительности труда;

4) состязательность, конкуренция;

5) использование достижений научно-технического прогресса (НТП).

II. Исходными экономическими категориями товарного производства, а, следовательно, и рынка является товар и деньги.

Товар - благо (продукция, услуги), которое удовлетворяет потребности человека и предназначено для обмена, т.е. для реализации данных товаров на рынке.

Товар обладает двумя основными свойствами: потребительской стоимостью и меновой стоимостью.

Потребительская стоимость - совокупность свойств товара, связанных непосредственно как с самим товаром, так и сопутствующими услугами, определяющих его способность удовлетворять потребности человека. Она составляет вещественное содержание богатства.

Потребительская стоимость относится ко всем продуктам (сырьё и т.д.)

Потребительская стоимость товара должна быть создана трудом, удовлетворять потребностям не ее создателя, а других людей, а так же обладать способностью обмениваться на другие товары.

Меновая стоимость - количественное соотношение, пропорция, в которой обменивается один товар на другой.

Один товар имеет множество меновых стоимостей.

Основой обмена одного товара на другой является стоимость - то общее, что свойственно всем товарам, а именно затраты труда. Труд, воплощенный или овеществленный в товаре, и представляет его стоимость. Это внутреннее свойство товара. Меновая стоимость является формой выражения этой стоимости.

Труд товаропроизводителя выступает в виде конкретного труда, затрачиваемого в виде определенной, целесообразной формы (труд слесаря, пекаря, сапожника), и абстрактного труда (общечеловеческого). Абстрактный труд создает стоимость. Разделение труда товаропроизводителя на конкретный и абстрактный труд обусловлено противоречием товарного хозяйства, выступающим в виде противоречия между частным и общественным характером труда.

Величина стоимости товара определяется не только затратами живого труда, но и овеществленного труда, который определяется общественно необходимыми затратами.

Существует разная квалификация производителей. К ним относятся:

- средние условия производства,

- организация производства,

- средняя квалификация сотрудников,

- техническая оснащенность.

Общественно необходимые затраты совпадают с индивидуальными затратами тех товаропроизводителей, которые реализуют на рынке основную долю товаров того или иного рода.

Величина стоимости зависит от производительности труда.

Производительность труда - эффективность, результативность труда, которая измеряется затратами труда (рабочего времени) на единицу продукции, а так же количеством продукции за единицу рабочего времени.

Производительность труда зависит от квалификации, специализации и многих других факторов. Основными факторами повышения производительности труда является использование научно-технического прогресса, высокая квалификация работников, организация производства.

Интенсивность труда - затраты труда в единицу рабочего времени.

III. Деньги - это всеобщий эквивалент, товар, на который обмениваются другие товары, это всеобщее средство измерения стоимости всех других товаров. Деньги возникли в результате развития обмена, углубления и преодоления противоречий товарного хозяйства.

В результате этого процесса среди различных товаров выделился один товар, на который стали обмениваться все другие товары. Этот товар стал всеобщим эквивалентом. Когда всеобщий эквивалент срастается с одним товаром, он становится деньгами. Этим товаром стало золото.

Данный товар стихийно выделился из массы товаров в результате развития товарообмена. На различных этапах исторического развития роль денег выполняли сначала товары, затем благородные металлы, чему способствовали их однородность, делимость, сохраняемость, транспортабельность, т.е. качества, сделавшие их наиболее пригодными к выполнению функции денег.

С появлением денег все товарное хозяйство перешло в качественно новое состояние.  Поскольку сами деньги (золото) являются общепризнанным воплощением стоимости,  то они выступают своего рода эталоном-измерителем стоимости всех товаров, стало быть, мерилом затрат общечеловеческого  общественного труда.  Иначе  говоря, деньги становятся непосредственным выразителем общественных отношений между людьми (связи "человек - человек").

Существует несколько типов денег:

- наличные,

- безналичные деньги,

- денежные чеки,

- дорожные чеки,

- электронные деньги.

Монета - определенной формы, веса и достоинства металл.

Бумажные деньги:

  1.  банкнота - выпускается центральным банком страны;
  2.  казначейский билет - государственным казначейством.

Экономическая сущность и роль денег проявляется в их функциях.

Основными функциями денег являются:

- мера стоимости;

- средство обращения;

- средство накопления;

- средство платежа;

- мировые деньги.

Прежде всего, деньги выполняют функцию меры стоимости, то есть измеряют стоимость всех товаров.

Мера стоимости - стоимость товаров находит всеобщее выражение в деньгах, т.е. величина их стоимости определяется посредством приравнивания их к определенному количеству денег. Деньги служат всеобщим воплощением и мерилом стоимостей. Однако основой соизмеримости товаров являются не деньги, а заключенный в них абстрактный, общественно необходимый труд, воплощением которого и выступают деньги.

Особенность функции денег как меры стоимости заключается в том, что ее выполняют идеальные, то есть мысленно представляемые деньги. Товары мысленно приравниваются к деньгам еще до их обмена. В тоже время данную функцию выполняют не условные знаки, а полноценные деньги, т.е. обладающие самостоятельной стоимостью.

Стоимость вещи, выраженная в деньгах - его цена. Для определения цены продукта сами деньги не требуются, поскольку продавец товара устанавливает его цену мысленно (идеально выражает стоимость в деньгах).

Единица измерения денежных знаков,  устанавливается государством в качестве денежной единицы, называется масштабом цен.

Цена - денежное выражение стоимости товара.

Получившая денежное выражение стоимость товара проявляется в виде цены. Но так как различные товары обладают неодинаковой стоимостью, для их сопоставления нужно принять определенное количество денежного металла за единицу измерения, или за масштаб цен.

Масштаб цен - денежная единица с её делениями, в основу которой положено определенное количество денежного металла.

Масштаб цен - это весовое количество металла, принятое в стране за денежную единицу и служащее для измерения цен всех товаров.

В функции средства обращения (товарно-денежные отношения) деньги выступают в качестве  посредника в обращении, которое  осуществляется по формуле:

Т (товар) – Д (деньги) – Т (товар)

В процессе товарного обращения, Т-Д-Т, деньги играют роль посредника в обмене товаров и выполняют функцию средства обращения.

По сравнению с обменом товара на товар, товарное обращение с использованием денег не требует взаимного соответствия потребностей двух обменивающихся товаровладельцев, совпадения по времени актов продажи и купли, а так же совпадения актов купли-продажи в пространстве.

С появлением денег возникает возможность разрыва между продажей и куплей. Функцию денег как средства обращения выполняют реальные, а не идеальные деньги, не обязательно являющиеся полноценными. Являясь мимолетным посредником при актах купли-продажи, полноценные деньги могут быть заменены знаками стоимости. С развитием денежного обращения наряду с металлическими деньгами получили широкое распространение бумажные деньги.

Продажа товара без последующей покупки дает возможность накапливать богатство, воплощенное в деньгах (средство накопления). Деньги выступают в функции образования сокровищ, накоплений и сбережений, когда они временно извлекаются из обращения и оседают в руках товаропроизводителей.

Для выполнения функции сокровищ деньги должны быть одновременно и полноценными и реальными. Накопление денег необходимо для покупки оборудования, сырья, топлива, приобретения необходимых товаров для физических лиц.

Вследствие неодинаковой продолжительности периодов производства различных товаров, к моменту появления какого-либо товаропроизводителя на рынке, потенциальные покупатели могут не иметь наличных денег. Возникает необходимость купли-продажи в кредит. Средством обращения тогда служат не сами деньги, а выраженные в них долговые обязательства. При использовании в целях погашения долговых обязательств деньги выполняют функцию средства платежа.

Купля-продажа в кредит может быть представлена в виде следующих типов товарно-денежных отношений:

1. О - Т;

2. Т - Д;

3. Д – О,

где О - долговое обязательство, Т – товар, Д – деньги.

В функции средства платежа деньги выступают как завершающее звено в процессе обмена и как самостоятельное воплощение самой стоимости.

Развитие международных политических и экономических связей (внешнеторговых, международных кредитных отношений, т.д.) обусловливает функционирование денег на мировом рынке.

Мировые деньги могут выполнять функции:

- международного платежного средства;

- международного покупательного средства;

- всеобщего воплощения общественного богатства.

По мере развития товарного обмена полноценные деньги превращаются в знаки стоимости. По мере развития денежной системы бумажные и кредитные деньги, функционирующие внутри страны и выполняющие функции средства обращения и платежа, перестают размениваться на золото. В международных торговых отношениях стали функционировать как международное платежное, покупательное и резервное средство также валюты как евро, доллар США и т.д. Золотые запасы при этом выполняют роль ликвидных активов для получения резервных валют и других средств международных расчетов.

IV. Денежное обращение - это непрерывное движение денег.

Сегодня функционируют так называемые банковские деньги, то есть основная масса операций по покупке и продаже товаров совершается без участия денег (безналичный расчет) или с помощью кредитных карточек.

Количество денежных знаков (К), необходимых для обращения, определяется законом денежного обращения:

К = (сумма цен товаров - продажа в кредит - взаимопогашаемые платежи + возврат кредита) / скорость оборота денежной единицы.

В упрощенном виде:

К = (масса реализуемых товаров * средняя цена товара) / скорость оборота денежной единицы.

При избыточном имитировании денежных знаков происходит инфляция.

Движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной формах представляет собой денежное обращение. Денежное обращение зависит от обращения денежной единицы.

Кд = СЦ – ПК – ВП + ВК / О

где Кд - количество денег для обращения и платежа;

СЦ - сумма цен реализуемых товаров и услуг;

ПК - продажа в кредит;

ВП - взаимопогашающие платежи;

ВК - возврат кредита;

О - число оборотов денежной единицы.

Закон денежного обращения, открытый К. Марксом, устанавливает количество денег, нужное для выполнения ими функций средства обращения и средства платежа.

Количество денег зависит от количества проданных на рынке товаров и услуг, уровня цен и тарифов и скорости обращения денег.

Скорость обращения денег определяется числом оборотов денежной единицы за известный период, т.к. одни и те же деньги в течение определенного периода постоянно переходят из рук в руки, обслуживая продажу товаров и оказания услуг.

Денежная масса - совокупность покупательских, платежных и накопленных средств, обслуживающая экономические связи и принадлежащая физическим и юридическим лицам, а также государству. Это важный количественный показатель движения денег.

V. Денежная система - устройство денежного обращения в стране, сложившееся исторически и закрепленное законодательно.

Денежная система России функционирует в соответствии с Федеральным законом о Центральном Банке РФ (Банке России).

Официальной денежной единицей в нашей стране является рубль. Официальный курс рубля к иностранным денежным единицам определяется Центральным Банком РФ (ЦБР) и публикуется в печати.

Исключительным правом эмиссии наличных денег, организации из обращения и изъятия на территории РФ обладает Банк России. Он отвечает за состояние денежного обращения с целью поддержания нормальной экономической деятельности в стране.

Видами денег, имеющими законную платежную силу, являются банкноты и металлические монеты, которые обеспечиваются всеми активами Банка России, в том числе золотыми запасами, государственными ценными бумагами, резервами кредитных учреждений, находящимися на счетах в ЦБР.

В целях организации наличного денежного обращения на территории РФ на Банк России возложены следующие обязанности:

· Прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, а также создание их резервных фондов;

· Установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;

· Определение признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения;

· Разработка порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций.

Все вопросы, связанные с организацией и регулированием безналичных расчетов, устанавливаются Банком России в соответствии с действующим законодательством. Он определяет правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов. В его обязанности входит лицензирование расчетных систем кредитных учреждений.

Регулирование денежного обращения, возлагаемое на Банк России, осуществляется в соответствии с основными направлениями денежно-кредитной политики, которая разрабатывается и утверждается в порядке, установленном банковским законодательством. Банк России, наделенный исключительным правом эмиссии денег, особо ответственен за поддержание равновесия в сфере денежного обращения.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31698. Становлення шлюбно-сімейних відносин 33 KB
  Для багатьох джерел національних правових систем характерним є уникнення законодавчого визначення поняття шлюбу. Договірна концепція шлюбу є найбільш поширеною. Розуміння шлюбу як союзу двох незалежних і рівноправних партнерів Східна Європа в т. Дещо іншим є поняття шлюбу як союзу чоловіка й жінки у мусульманських державах.
31699. Класний керівник. Його роль, місце і значення у формуванні особистості 41 KB
  Історія виникнення посади класного керівника Кожна історична епоха пред'являла свої вимоги до освіти й виховання молодого підростаючого покоління та тих людей які отримали тепер назву класний керівник . Достатньо чіткі функції класного керівника у радянській школі стали визначатися у 30х роках після постанов ЦК ВКП б Про початкову і середню школу 1931 та Про режим у початковій і середній школі 1932 коли була введена класноурочна система навчання систематична перевірка й оцінка знань учнів визначена роль учителя як організатора й...
31700. Управління учнівським колективом 24.5 KB
  Управління учнівським колективом здійснюється за допомогою трьох взаємоповязаних функцій педагога: 1 збору й аналізу інформації про учнівський колектив і школярів які до нього входять; 2 планування й організації адекватних стану колективу впливів метою яких є його удосконалення й оптимальний вплив на особистість; 3 контролю і корекції спрямованих на вищий рівень розвитку колективу і кожного учня.Важливою умовою управління учнівським колективом є розробка методики вивчення колективу форм і методів аналізу одержаної інформації. Весь час...
31701. СОЦІАЛЬНО-ПСИХОЛОГІЧНИЙ КЛІМАТ У ПЕДАГОГІЧНОМУ КОЛЕКТИВІ 42 KB
  Його характеризують: довіра доброзичливість чуйність висока взаємовимогливість і ділова критика; вільне висловлювання власної думки під час обговорення питань що стосуються колективу; відсутність тиску керівника на підлеглих і визнання за ними права приймати важливі для колективу рішення; поінформованість усіх про завдання колективу і стан їх виконання можливість займати активну позицію у процесі ділового спілкування в колективі; наявність умов для активної професійної і творчої діяльності самореалізації самоствердження саморозвитку...
31703. Класифікація конфліктів, причини їх виникнення. Методи вирішення конфліктів 80 KB
  Цей стиль полягає в тому що людина намагається відійти від конфлікту. Цей стиль характерний такою поведінкою яка диктується переконанням що не варто злитися. Цей стиль є ефективним у ситуаціях коли керівник має велику владу над підлеглими. Цей стиль характеризується прийняттям погляду але тільки до певної межі.
31704. Авторитет вчителя 80.5 KB
  Досвід переконує що вплив вчителя на учня успішна його педагогічна діяльність залежить від авторитету вчителя. Авторитет сам приходить чи за нього треба боротись Якщо треба боротися то кому Авторитет не дається звичайно разом з дипломом про закінчення інституту. Одне з найважливіших значень в оцінці педагога має авторитет викладача як одне із складових ознак професійного педагога. Авторитет викладача це інтегральна характеристика його професійної педагогічної та особистісної значущості в колективі яка виявляється через взаємини з...
31705. СТРУКТУРА ПЕДАГОГІЧНОГО СПІЛКУВАННЯ 42.5 KB
  Моделювання педагогом майбутнього спілкування прогностичний етап. У цей час окреслюються контури майбутньої взаємодії: планування і прогнозування змісту структури засобів спілкування. Зміст спілкування формування мети взаємодії для чого аналіз стану співрозмовника чому він такий і ситуації що сталося.
31706. Учнівський колектив 30 KB
  Ціль колективу обов'язково повинна збігатися з суспільними цілями не суперечити пануючій ідеології конституції і законам держави. Єдиний шкільний колектив складається з колективу педагогів і загального колективу учнів. Учнівський колектив має органи управління: загальні збори учнівський комітет і рада колективу комісії штаби; у первинних колективах також працюють загальні збори та інші органи самоуправління обираються уповноважені особи та ін. Наявність у відносинах між членами колективу певної моральнопсихологічної єдності яка терпима...