24217

Важнейшие факторы экономического роста предприятия

Лекция

Экономическая теория и математическое моделирование

Сущность и основные факторы экономического роста предприятия; 2. Показатели эффективности деятельности предприятия и методика их расчета; 3. Экономический рост тенденция изменения совокупных показателей развития предприятия за определенный промежуток времени обычно за год.

Русский

2013-08-09

44 KB

19 чел.

Лекция 7: «Важнейшие факторы экономического роста предприятия»

1. Сущность и основные факторы экономического роста предприятия;

2. Показатели эффективности деятельности предприятия и методика их расчета;

3. Оценка эффективности хозяйственной деятельности и состояния баланса.

I. Экономический рост — тенденция изменения совокупных показателей развития предприятия за определенный промежуток времени, обычно за год. Для характеристики экономического роста используются как общие, так и частные показатели.

Общим показателем динамики экономического роста обычно считается рост выручки, прибыли и рентабельности за определенный период времени. В качестве частных показателей используются производительность труда, эффективность производства и т. д.

Развитие и расширение предприятия может осуществляться двумя типами: экстенсивным и интенсивным.

Экстенсивный экономический рост означает простое наращивание, в уже сложившихся пропорциях всех факторов производства: орудий труда, предметов труда и работников. Для экстенсивного роста показательны: технический застой, консервация существующей структуры производства, его затратный характер и ограниченность ресурсов.

Интенсивный экономический рост основан на применении прогрессивной (ресурсосберегающей) техники и технологии, достижений науки, научно-технической и экономической информации, росте квалификации работников. В результате возрастает эффективность деятельности предприятия (повышаются производительность труда, ресурсосбережение, качество продукции).

Классификация факторов экономического роста:

  1.   по месту возникновения — внешние и внутренние;
  2.   по важности результата — основные и второстепенные;

3) по структуре — простые и сложные;

4) по времени действия — постоянные и временные.

К внутренним факторам, влияющим на экономический рост предприятия, относят:

  1.  отраслевую принадлежность субъекта хозяйствования;
  2.  структуру выпускаемой продукции (услуг);
  3.  величину издержек;
  4.  состояние имущества и финансовых ресурсов, включая запасы и резервы, их состав и структуру;
  5.  технико-технологический уровень производства и инновационнаую активность;
  6.  производительность труда и режим экономии;

7) конкурентоспособность и качество продукции.

Влияние этих факторов во многом зависит от компетенции и профессионализма менеджеров предприятия, их умения учитывать изменения внутренней и внешней среды.

К внешним факторам относят:

  1.  законодательные акты;
  2.  политическую и экономическую стабильность;
  3.  развитие рыночной инфраструктуры;
  4.  НТП и новые технологии;
  5.  воздействие конкурентов и потребителей;
  6.  финансово-кредитную, налоговую, инвестиционную и протекционистскую политику в стране и регионе.

II. Эффективность предприятия — эффективность к обновлению, когда выявляются факторы, влияющие на работу предприятия и способность к обновлению, т.е. определяется способность предприятия к освоению в текущем периоде новых изделий, требуемых рынком в последующие периоды.

Прибыльность (рентабельность) предприятия, используя   показатель   рентабельности   продаж

Rп = ЧП / РП.

Зная объем продаж и получаемую при этом прибыль, мы с помощью данной формулы можем прогнозировать рентабельность продаж и, конечно, вырабатывать ценовую стратегию во взаимосвязи с объемом производства для гибкого развития в момент сильных внешних возмущений среды;

Оборачиваемость активов:

О=РП /А.

Рентабельность активов равна:

Rа = Rп * О = (ЧП / РП) * (РП / А) = ЧП / А

Финансового рычага:

Н = ПО/ЧП,

где   ПО — чистая прибыль, направляемая на финансирование новой продукции.

Формула модели оценки эффективности предприятия:

Г = f * (Уоб * Соб) = f * (ЧП/РП) * (РП/А) * (А/СА) * (ПО/ЧП) * (Топпр)=f * (Rп * О ФР * Н) * (К0rn) = f * Уоб * N,

где   Г — показатель оценки эффективности предприятия;

Уоб = (Rп * О * ФР * Н) — эффективность предприятия к обновлению (экономический потенциал);

Rп = ЧП / РП — рентабельность продаж;

О = РП / А — оборачиваемость активов;

ФР = А / СА — финансовый рычаг;

Н = ПО / ЧП — норма прибыли на обновление;

ЧП — чистая прибыль;

РП — реализованная продукция;

А — активы;

СА — собственные активы;

ПО — прибыль на обновление;

С = К0 * n = N — способность предприятия к обновлению (расчетное число изделий, находящихся в освоении);

К0 = Топпр — коэффициент обновления;

Топ — период освоения изделия;

Тпр — период производства и реализации изделия;

n— номенклатура изделий, производимых предприятием.

III. Оценка эффективности хозяйственной деятельности включает анализ: предварительный, финансовой устойчивости, ликвидности баланса, финансовых коэффициентов, финансовых результатов, коэффициентов рентабельности и деловой активности.

Большинство методик анализа финансового положения и эффективной деятельности предполагает расчет следующих групп индикаторов: финансовой устойчивости, платежеспособности, деловой активности, рентабельности.

Результат предварительного анализа — общая оценка финансового состояния, определение платежеспособности и удовлетворительной структуры баланса предприятия.

Анализируются динамика валюты баланса, структура пассивов, источники формирования оборотных средств и их структура, основные средства и прочие внеоборотные активы, результаты финансовой деятельности предприятия.

При анализе структуры пассивов реализуются следующие цели:

  1.  определяется соотношение между заемными и собственными источниками средств предприятия;
  2.  выявляется обеспеченность запасов и затрат предприятия собственными источниками, а также с учетом долгосрочного, а затем и краткосрочного кредитов;
  3.  рассматриваются причины образования кредиторской задолженности, ее удельный вес в обязательствах предприятия, динамика, структура, доля просроченной задолженности.

По типу финансовой устойчивости и его изменению судят о надежности предприятия с точки зрения платежеспособности.

В соответствии с показателем обеспеченности запасов и затрат собственными и заемными источниками выделяют типы финансовой устойчивости:

  1.  абсолютная устойчивость финансового состояния: собственные оборотные средства полностью обеспечивают запасы и затраты;
  2.  нормально-устойчивое финансовое состояние: запасы и затраты обеспечиваются суммой собственных оборотных средств и краткосрочными заемными источниками;
  3.  неустойчивое финансовое состояние: запасы и затраты обеспечиваются за счет собственных оборотных средств, долгосрочных заемных источников и краткосрочных кредитов и займов;
  4.  кризисное финансовое состояние: запасы и затраты не обеспечиваются источниками их формирования; предприятие находится на грани банкротства.

Анализ ликвидности баланса позволяет оценить кредитоспособность предприятия, т. е. способность рассчитаться по своим обязательствам.

Ликвидность определяется покрытием обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82980. Речення. Види речень за метою висловлювання 913 KB
  Мета: Допомогти глибше усвідомити поняття мета висловлювання; зясувати які будуть речення за метою висловлювання; формувати вміння визначати види речень за метою висловлювання; будувати речення різних типів; відпрацьовувати навички грамотного письма; розвивати навички звязного мовлення...
82981. Людина серед людей. Норми поведінки. Вихованість 126 KB
  Освітній продукт: колективно створений ілюстрований довідник Людина серед людей. Людина серед людей. В усі часи ще з самого початку виникнення на Землі Людини вона почала замислюватися над своїм призначенням в житті над своїм значенням для інших людей і всього світу.
82982. Основні права та обов’язки громадянина 159.5 KB
  Формувати правові знання учнів; дати загальне поняття про моральні норми загальнолюдські цінності; виховувати пошану до законів України; виховувати громадянські почуття; формувати правову свідомість молодших школярів.
82983. Традиції харчування 141.5 KB
  Очікувані результати: учні повинні знати чотири групи їжі; учні повинні вміти визначати корисні продукти харчування дотримуватись правил поведінки за столом та не забувати місцеві традиції харчування. Обладнання і матеріали: підручник мяч дзеркало малюнки із зображенням продуктів харчування...
82984. Позакласне читання. Урок-гра «Країна Казки» 275.5 KB
  Мета: навчальна - поглибити знання учнів про казку як вид усної народної творчості активізувати читацьку память; корекційно розвивальна удосконалювати навички виразного читання збагачувати словниковий запас розвивати творчі здібності коригувати логічне мислення...
82985. Первый раз в первый класс! 156 KB
  Цель: знакомство детей с учителем и между собой; развивать речь, внимание, память, наблюдательность, согласованность действий, расширять кругозор; воспитывать любовь к школе, желание учиться. Оборудование: макет школы на доске, карточки – цветы, пазлы с изображением животных, микрофон.
82986. Небезпека від вогню. Причини виникнення пожежі. Ситуаційна гра «Дії під час пожежі» 317 KB
  Мета. З’ясувати причини виникнення пожежі. Продовжувати навчати учнів правил протипожежної безпеки, правильно діяти під час виникнення пожежі та евакуації з приміщення, знаходити зв’язок: причина – наслідок. Розвивати увагу, мислення, зв’язне мовлення. Виховувати повагу до професії пожежника.
82987. Не дикі, але небезпечні 38 KB
  Мета: ознайомити учнів з правилами безпечної поведінки у спілкуванні із свійськими тваринами; формувати відповідальне відношення до особистої безпеки; розвивати у молодших школярів санітарно–гігієнічні навики; виховувати доброзичливе ставлення до тварин.
82988. Додавання і віднімання трицифрових чисел в межах тисячі на основі обчислення виразів 2.49 MB
  Мета: закріпити вміння усного додавання і віднімання трицифрових чисел в межах тисячі на основі обчислення виразів, розв’язування задач, вдосконалювати навички порівняння числових виразів, розв’язування рівнянь на основі взаємозв’язків між компонентами дій, формувати операції аналізу...