24223

Речевая деятельность в школе

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Научить учащихся понимать звучащую речь – одна из важнейших целей обучения. Структура письма как и говорения состоит из 3х частей: 1 побудительномотивационная появляется мотив потребн6ость вступить в общение чтото передать письменно сообщить инфу возникает замысел высказывания; 2 аналитикосинтетическая формируется и реализуется само высказывание: отбор слов распределение предметных признаков в группе предложения смысловая организация связей между предложениями; 3 исполнительная фиксация продукта с помощью графических...

Русский

2013-08-09

72.5 KB

2 чел.

Речевая деятельность - взаимосвязанные речевые действия, направленные на достижение одной цели. Речевая деятельность подразделяется на письмо, чтение, говорение, аудирование (= речевые умения).

В школе обучение видам речевой деятельности происходит взаимосвязано, в основе лежит принцип интеграции. Связано это с реальным общением, в котором почти всегда задействованы несколько речевых деятельностей. Однако иногда целесообразно сделать акцент на обучение какому-либо одному виду речевой деятельности. В основе этого лежит принцип дифференциации.

                                                 Аудирование.

    Понятие аудирования (listening comprehension) – процесс восприятия и понимания речи со слуха. Научить учащихся понимать звучащую речь – одна из важнейших целей обучения. При этом есть потребность в умении понимать речь разного темпа, разного интонационного оформления и разного уровня правильности. Учащиеся должны опознавать звуковой поток, воспринимать значение аудируемых единиц, выявлять значимую информацию в аудируемом тексте. В процессе общения наиболее употребительным является средний темп речи. Работая с аудиотекстами, мы отрабатываем одновременно лекс, грамм и фон навыки.

3 этапа работы над текстом:

1) До прослушивания (before listening). Сюда  входит обсуждении вопросов до прослушивания, догадка по заголовку или новым словам, краткое изложение основной темы учителем

2) Во время прослушивания (while listening). Прослушивание текста со вставкой пропущенных слов, закончить следующие предложения, найти эквиваленты из параллельных столбцов, прослушать и сказать, что встречалось/не встречалось

3) После прослушивания (after listening). После прослушивания можно выполнить упражнения, ответить на вопросы (true/false).

 

                                                 Письмо

Письмо – сложный, продуктивный (чтение – репродуктивный) вид реч. деят. Продукт письма – произведение (текст), предназначенный для прочтения. Структура письма (как и говорения) состоит из 3-х частей: 1) побудительно-мотивационная (появляется мотив, потребн6ость вступить в общение, что-то передать письменно, сообщить инфу, возникает замысел высказывания); 2) аналитико-синтетическая (формируется и реализуется само высказывание: отбор слов, распределение предметных признаков в группе предложения, смысловая организация связей между предложениями); 3) исполнительная (фиксация продукта с помощью графических знаков) Содержание обучения письму: I. Лингвистическое 1. Техника письма а) Графика – совокупность всех средств письменности языка. Существует в печатном и рукописном вариантах, имеющем прописные и строчные буквы. Каждая графема (графический знак) представлена набором алфавитных единиц. В школе в изучении англ.яз. используется Print Script – полупечатный шрифт (из-за сложности графемно-фонемных соотношений) б) Орфография (правописание) – система правил использоания письменных знаков при написании конкретных слов. Принципы построения орфографии: -фонетический (пиши как говоришь, опора – произношение). Ex.: написание русских приставок бесконечный-безграничный; простые слова – жопа, кот. Превалирует в испанском -морфологический (запоминай морфемы, опора – одинаковое написание морфем независимо от фонетических условий). Ex.: рыба-рыбка. Превалирует в немецком -идеографический (знаки связаны не со звуками, а с понятиями). Превалирует в китайском. - Историко-этимологический/традиционный (сохранение старинного написания, исчезнувших норм произношения / написания языка, откуда слово заимствовано / случайного написания., ставшего традиционным). Ex.: daughter / bourgeois / кого-синего. Превалирует в английском, французском. 2) Письменная речь (ПР) а) Запись (репродуктивный уровень ПР) – подвид РД, продукт которого – отдельные слова, словосочетания, несвязанные предложения, план высказывания, сокращения (цель – осознание особенностей единиц языка и речи, их запоминание). б) Собственно письменная речь

                                                    Чтение

Чтение – (Миньяр-Белоручев)  1) действия по идентификации букв и их соединению в слова для понимания связей между написанным и сказанным (начальный период обучения чтению, усвоение техники чтения); 2) громкое произнесение воспринимаемого письменного текста (учебное чтение – тренировка в чтении вслух); 3) действия по извлечению  информации из письменно текста (информативное чтение). Чтение выступает и как средство обучения И.Я. (грам., лекс, фонет.), и как вид речевой деятельности. При обучении чтению задействованы  память, речевой слух (артикуляция), прогнозирование. Чтение как средство обучения и контроля: - оптимизирует процесс усвоения нужного языкового материала - коммуникативные задания на контроль лексики, грамматики, аудирования, письма и      письменной речи предполагают умение читать и строятся на основе текстов - все упражнения на отработку знаний и умений строятся на основе текстов. Задачи обучения чтению : 1) обильная и разнообразная тренировка в технике чтения, предусматривающая чтение вслух 2) изучение закономерностей построения предложений, текста, его структуры 3) формирование умений вычленения ключевой информации в тексте, языковой догадки 4)изучение лексического фона слов. Учебное чтение. Подготавливает обучение информативному чтению. Изучение техники чтения должно начинаться с первых занятий по языку, т.к. необходима зрительная опора при овладении иноязычной речью. Методы обучения: 1) берется за основу буква, слог, кот.связываются с соответствующими  звуками; связи закрепляются введением слов, начинающихся с соответствующих букв и слогов. 2) от смысла к словам: предлагаются простейшие  фразы и отдельные слова, смысл которых обусловлен ситуацией; так возникают связи: звуковой образ (предложения, слова) – визуальный образ (предложения, слова, слоги). 3) сопоставительный (учет родного языка) – сопоставление на уровне знакомых слов, имеющих близкое звучание: радио/radio, карта/cart. Трудности: 1) совпадение начертания букв, которые в русском и англ.языках произносятся по-разному: с/с, в/в.. 2) несовпадение произношения одних и тех же букв в разных позициях 3) наличие непроизносимых букв 4) необходимость различать большое количество буквосочетаний 5) (переход к чтению текста) необходимость включить в чтение интонационный рисунок предложения, его акцентно-ритмическое членение. – обильная и систематическая тренировка чтение вслух. Информативное: поисковое и изучающее. Трудности: Незнакомые слова, словосочетания.. – необходимо отбирать тексты, содержащие мало незнакомых слов. Задачи: формирование языковой догадки, вычленение смысловой информации (умение выделить что-либо в тексте, обобщить изложенные факты, мысли, соотнести отдельные части текста, вывести суждение, интерпретировать текст).

Способы обучения монологу и диалогу по пути сверху вниз и снизу вверх.

Есть 2 пути
обучения монологу:
1.   сверху вниз. Путь от монолога - образца к собственному монологу.
- текст читается
- вопросы к тексту
- пересказ текста
- творческий пересказ или свой
2. снизу вверх. Путь от различных опор к собственному монологу.
- введение лексики
- введение конструкций
- отработка слов и фраз
- обсуждение темы
- дать установку к составлению монолога Выбор пути обучения монологу зависит от: 1 .
от возраста детей
2. от уровня
3. от словарного запаса
4. от желания учителя
5. от темы монолога
6. от наличия текста
7. от времени мы располагаем
8. от дополнительного материала

Способы обучения диалогу:

Способы что и у монолога.

Снизу вверх: от опор к собственному диалогу

- задается тема

- банальные задать вопросы

- отработка лексики новой введенной (это делается не в детальах)

- можно составить свои предложения

- учащиеся в парах выполняют вопросно-оветные упражнения

- задаем развернутую ситуацию

Более эффективно на среднем и старшем этапах, т.к. есть большой запас лексики и грамматики и не сковываем инициативу учащихся.

Сверху вниз: от диалога к общению

- отработка образца

- перевод

- чтение (по ролям или нет)

- задать вопросы по диалогу

- подстановочные упражнения

- выучивание и разыгрывание по ролям

- вопросы на определенную тему, но не по учебному диалогу

- или подстановочные упражнения

- можно дать развернутую ситуацию (наиболее эффективен на начальном этапе)

Монолог:
1.   связанность
2.   логичность....следовательно четкая структура, план, вводные слова, союзы.
3.   эмоциональная выразительность
4.   самостоятельность при обучении достигается путем постепенного снятия опор. На
1ом этапе применяются языковые и содержательные опоры: слова, ключевые фразы и т. д.
потом на 2ом этапе можно оставить языковые опоры. На Зем этапе оставляются самые
незначительные опоры (картинки, начало фраз). На 4ом этапе можно все убрать.
5.   законченность высказывания, которая достигается заключением.

Характеристики диалога:

1) реактивность. Предполагает умение правильно отреагировать на реплику собеседника.

Трудности реагирования:

- психологическое состояние

- физическое состояние

- непонимание реплики / собеседника

- неинтересная тема

- психологические особенность характера (интроверт)

- незнание лексики/грамматики

- неприятие к собеседнику

- непредсказуемость реакции собеседника

- отсутствие желания реагировать

- нечего сказать

2) ситуативность. Это соответствие диалогического общения ситуации. Ситуция общения (коммуникативная ситуация) – это совокупность обстоятельств и условий необходимых для общения.

6 компонентов ситуации:

Обязательные:

  1.  тема
  2.  речевая задача
  3.  обстоятельство общения

Необязательные:

4.роль

5. вербальные средства (клише, план)

6. невербальные средства (мальчик получил «5» = улыбается)

Аудирование – это восприятие речи на слух и ее понимание.

Аудирование может выступать как цель (понимание текста) и как средство обучения фонетике, лексике, грамматике, говорению, чтению и письму.

Типология трудностей:

1. Сложности, связанные с источником восприятия (условия восприятия): - плохая запись; - посторонние шумы; - какие-то отвлекающие моменты; - (не)видимость собеседника (до 75% информации мы передаем невербально); - психическое и физическое состояние.

2. сложности, связанные с говорящим: - темп речи; - дефекты речи; - особенности дикции; - акцент; - тембр (лучше воспринимается мужская речь, чем женская); - возраст !!! (детей и людей пожилого возраста мы понимаем плохо); - социальное положение; - пол.

3. сложности, связанные с материалом: - незнакомая лексика (на любом этапе допускается 5% незнакомых слов); - незнакомые грамматические конструкции (в тексте допускается только 1 незнакомая конструкция); - даты; - имена; - термины; - названия; - объем текста.

4. сложности, связанные с самим аудирующим: - низкий уровень владения языком; - физическое и психологическое состояние; - заинтересованность в услышанном; - отсутствие практики аудирования; - сложная тема; - значимость материала.

Основные виды чтения  в отеч. и заруб.методике, критерии отбора текстов для разл. этапов обучения и видов чтения.

Все виды чтения различаются между собой по 2м параметрам:
- цель чтения
- объем извлеченной информации Виды чтения:
1)   Ознакомительное. Цель: ознакомиться с общим содержанием текста (газеты,
библиотечный материал). Здесь извлекается 20% информации.
2)   Просмотровое. Цель: просмотреть текст либо с конкретной целью, либо с конкретным
поиском, извлекается до 30% информации.
3)   Поисковое. Цель: найти какую-то информацию, факт, извлекается от 5 до 50%
информации (работа с каталогом).
4)   Изучающее. Цель: изучить содержание текста с целью его дальнейшего применения,
извлекается до 80% инф.(часто учебное чтение).
5)   Аналитическое. Цель: проанализировать тщательно содержание текста, извлекается
до 100%.
В школе применяется изучающее чтение. Поэтому русские студенты всегда испытывают
трудности при международных экзаменах. В зарубежной методике:
1) s
cheming (наше ознакомительное чтение)
2) scanning (поисковое чтение)
3) reading for detail (Аналитическое и Изучающее чтение)

Критерии отбора текстов:

1) объем текста

2) тематичность

3) тема урока

4) интересная тема

5) возможность обсуждения

6) проблематика (проблематика в тексте есть всегда, в обсуждение можно выйти всегда)

7) место основной идеи в тексте

8) аутентичность текста – газетные статьи (тексты должны быть аутентичными далеко не всегда, их применение в школе очень ограниченно)

сложность текста (учитываем: уровень учащихся, наличие сленга и терминов, сложная лексика, сложная грамматика, актуальность возраста)

Письмо и письм. речь в обуч. ин.языкам. Трудности и пути их преодоления.

Письмо, как остальные речевые умения может выступать как цель и как средство обучения.

Как средство

  •  Средство обучения фонетике. (транскрипция, распределить слова по типу слога).
  •  Средство обучения лексике (вставить пропущенные слова, диктант).
  •  Средство обучения грамматике (раскрыть скобки, переводные упражнения).
  •  Средство обучения аудированию (выписать факты, даты , имена).
  •  Средство обучения письму (читать написанные буквы на доске).
  •  Средство обучения говорения (план, опорные слова).

Как цель

Передача информации в письменном виде.

Виды письменных работ, которым мы обучаем в школах:

  •  Сочинения (essay, summary)
  •  Письмо (официальное , неофициальное)
  •  Открытки
  •  Анкеты
  •  Заполнение бланков

Типы шрифтов

  •  Печатный
  •  Письменный
  •  Полупечатный

Раньше в школах всегда обучали печатному шрифту, это было обусловлено тем, дети начинают читать. Гораздо легче для учащихся и аналогия с русским языком.

В некоторых школах сразу после печатного шрифта вводится письменный шрифт.

Нежелательно это делать, т.к. четкого эталона письменного шрифта нет.

  •  Учащийся сам переходит на письменный шрифт
  •  Теперь в Европе  и Америке принято писать печатным шрифтом
  •  Печатный шрифт является шрифтом официального стиля.

В настоящее время в программе указано, что нужно обучать полупечатному  шрифту (это печатные буквы с соединениями).

Все обучение письму подразделяется на 3 этапа:

Трудности при обучении графике.

  1.  моторные навыки ребенка
  2.  не сформирован навык письма даже в родном языке
  3.  интерференция : внутриязыковая и межязыковая

Межязыковая:

 Tt ◄► Tm ◄► м 

N ◄► и 

R ◄► Я

S ◄► г 

Внутриязыковая:

b ◄► d

t ◄► f ◄► l

p ◄► q ◄► g

j ◄►g

Содержание и место фонетической зарядки.

Это этап урока, на котором отрабатываются и совершенствуются фонетические навыки. У нее нет фиксированного места, она может проводиться в начале урока и цель здесь тогда : настроить учащихся на общение на языке, также она может проводиться в середине урока и цель: снятие трудностей перед текстом для чтения или для аудирования. Нельзя использовать фонетическую зарядку в конце урока.

Материал для зарядки:

1. это может быть отдельные звуки (повторение звуков, можно сравнивать звуки – повторить 2 звука, по транскрипции отделить звук)

2. слово (повторить слова, по транскрипции их читать, дать 2 слова на сравнение – активное слушание, т. е. поднимать карточки на определенный звук или хлопать, или назвать слова с каким-то звуком)

3. упражнения на уровне словосочетания  и предложения

4. скороговорки, поговорки (даются на определенный звук и это почти будет после прохождения звука, либо как разминка) они всегда отрабатываются с конца по слову.

5. стихи (отрабатываются либо по строчке, либо по синтагме)

6. песенки (сначала слушается, потом учится как стих и потом все под музыку).

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55060. Природно – ресурсний потенціал Полтавської області 55 KB
  Анотація: Розробка уроку для 9 класу, мета якого – визначити особливості географічного положення Полтавської області; розвивати знання про природно – ресурсний потенціал регіону; закріпити вміння і навички працювати з картою і розв’язувати задачі; розвивати аналітичне мислення і творчий підхід до засвоєння матеріалу.
55061. Bасиль Королів-Старий «Потороча хрипка». Що значить бути доброю людиною? 82.5 KB
  Подивилася на нього ще зблизька побачила який вiн наскрiзь мокрий як вiн увесь тремтить iз холоду й нарештi наскiльки вистачило у неї голосу ласкаво промовила: Любий хлопчику Не бiйся мене й скажи чого ти тут шукаєш.– Й вiн заридав. Давно вже вiн не чув щоб хтось озвався до нього ласкавим словом. Вiн ще трохи похлипав й почав розповiдати.
55062. Совершенствование техники выполнения ранее изученных элементов баскетбола 63.5 KB
  Задачи урока: Образовательная ведение мяча по кругу; ведение мяча с изменением направления; передача мяча в парах в движении; ведение мяча два шага бросок в кольцо;...
55063. Як досягти поваги в колективі 44 KB
  3 група філологи добирають вислови видатних людей про дружбу і колективізм. Повідомлення теми уроку Тема нашого уроку: Як досягти поваги в колективі. Культурна людина бажана в будь – якому колективі.
55064. Поведінка учня. Безпека школяра. Правила поведінки учня під час шкільних масових заходів 81 KB
  Що таке звичка ввічливої поведінки Яка це звичка Які інші корисні звички для зміцнення здоров’я вам відомі Чому ви самі поважаєте себе якщо можете самостійно виховати в собі корисні риси Згадайте свої маленькі перемоги над собою. Як ви допомагаєте виробити корисні звички друзям Як ви спілкуєтесь зі своїми...
55065. Програма Power Point на уроках української мови та літератури як засіб формування інноваційної особистості 6.61 MB
  І тут на допомогу приходить візуалізація за допомогою комп’ютерної презентації. Застосування цієї програми дає можливість учителеві та учням складати презентації для організації інформаційної підтримки під час підготовки й проведення уроківє унікальною можливістю демонстрації пропонованого матеріалу...
55066. Щастя. Як ми його розуміємо? 45 KB
  Тема: Щастя. Практична: Поглибити знання учнів про диспут та його проведення розширити розуміння поняття щастя виховувати людяність працьовитість любов до людей чесність. Щастя не слава не гроші Все це минає. Щастя це друзі хороші Шана людськая Олександр Підсуха.
55067. Грай, трембіто, дзвеніть, цимбали 533.5 KB
  Обладнання: кабінет образотворчого мистецтва зразки народних інструментів: трембіти роги цимбали; відеоматеріали. Тут грали і на скрипці і на сопілці особливо любили цимбали. У цій хаті жив і учився робити цимбали В.
55068. Всеукраїнська олімпіада з математики 795 KB
  Завдання: сформулювати і довести теореми Чеви і Менедая; показати їх застосування до доведення відомих і доведених раніше тверджень; вчити використовувати ці теореми під час розвязування задач на доведення і обчислення. Напередодні засідання учитель дає завдання трьом учням підготувати доведення тверджень про перетин в одній точці бісектрис внутрішніх кутів трикутника висот і медіан трикутника поділ кожної медіани їх точкою перетину на частини відношення довжин яких дорівнює 2:1 якщо вимірювати довжину першої частини від вершини....