24227

Игровые технологии в обучении иностранных языков

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

лексика фонетика развитие психических процессов развитие произвольного поведения Характеристики игры: мотивированность отсутствие принуждения индивидуализированная глубоко личная деятельность обучение и воспитание в коллективе но чрезмерно увлекаться игрой не нужно должна развитие определенных способностей память мышление учение с увлечением Игра – это технология совокупности приемов. Все игры делятся на 2 категории: ролевые подстановочные Ролевые: Она представляет собой разыгрывание определенной ситуации. Ролевые игры...

Русский

2013-08-09

53 KB

2 чел.

Игровые технологии в обучении ин. яз.

Цели игр на уроках ин. яз.:

  1.  мотивация учащихся
  2.  познание (гр., лексика, фонетика)
  3.  развитие психических процессов
  4.  развитие произвольного поведения

Характеристики игры:

  1.  мотивированность
  2.  отсутствие принуждения
  3.  индивидуализированная глубоко личная деятельность
  4.  обучение и воспитание в коллективе, но чрезмерно увлекаться игрой не нужно
  5.  (должна) развитие определенных способностей (память, мышление…)
  6.  учение с увлечением

Игра – это технология совокупности приемов. Любая игра требует принятия решений. Следовательно, любая игра предполагает огромные затраты эмоциональных и умственных сил.

Все игры делятся на 2 категории:

  1.  ролевые
  2.  подстановочные

Ролевые:

Она представляет собой разыгрывание определенной ситуации. При этом роли могут и раздаваться и нет. В ролевой игре зачастую возникает конфликт между статусной ролью, ролью в жизни и ситуативной, то, что делается в игре.

Например: 

преподаватель – статусная роль, конфликт возникает в ……….

студент – статусная роль

преподаватель – ситуативная роль

Роли могут быть симметричные (две девочки разговаривают на улице) и ассиметричные (студент, преподаватель). Распределение ролей зависит от обстановки в классе, от личностных особенностей и от статуса (ученика) человека. Ролевые игры требуют тщательной подготовки.

Подготовка к ролевой игре:

  1.  придумывание ситуаций в соответствии с классом
  2.  продумывание грамматики и лексики, которую необходимо использовать в игре
  3.  продумать реквизит (маленькие без него играют крайне неохотно)
  4.  продумывание, как донести до учащегося цель игры
  5.  продумывание возможного хода игры

Что необходимо для успешного проведения игры.

  1.  Преподаватель должен четко осознавать для чего он проводит эту игру.
  2.  Цель игры должна быть методической (отработка языкового навыка лексики по теме…)
  3.  Языковой и речевой материал обязательно должен быть отработан до игры, игра обязательно проводится на готовом материале.
  4.  - Преподаватель должен тщательно подготовиться к игре (подготовить материал, просчитать количество материала, игрушки, ксерокопии).

    - Подогнать игру под уровень учащихся.

    - Прогнозирует возможные трудности материала.

    - Преподаватель продумывает свою роль в этой игре.

   - Прогнозирование ролей для учащихся.

    - Продумывает продолжительность игры.

5. Благоприятная обстановка в классе.

6. Отношения между учащимися.

7. Преподаватель учитывает, что игра может быть как средством повышения мотивации, так и причиной (непоправимой) падения мотивации.

8. Игры должны быть разнообразными.

9. В игре должны принимать участие все.

10. Учащиеся должны четко осознавать правила игры.

Подстановочные игры.

В этих играх отрабатываются языковые навыки. Они могут быть:

- лексические (снежный ком, виселица, кроссворд)

- грамматические (по командам – кто больше назовет неправильных глаголов; игра «Угадайка» - где это, какого цвета).

- фонетические (назвать слова с одним звуком, конкурс лучшего чтеца).

- орфографические (пропущенные буквы, кроссворды, собрать слово из разбросанных букв).

Так как ролевое общение реализуется в форме игровой деятельности, создается непринужденная обстановка, исчезает психологический барьер, снимается эмоциональная напряженность. Принятые роли позволяют устранять такие факторы, как стеснение, страх, скованность, тревожность.

Большинство учащихся, особенно дети 9–10 лет, легко вступают в общение, радуются любым ролям, охотно выступают в качестве партнеров учителя. Учащиеся 7–9-х классов уже труднее вовлекаются в общение, требуют более бережного подхода при распределении заданий, ролей, партнеров. На старшем этапе (10–11-е классы) на первый план выдвигается реально мотивированное общение, отражающее устойчивые интересы, сформировавшиеся потребности.

На тематику старшего этапа хорошо ложатся ситуации, моделирующие всякого рода конференции, пресс - конференции, международные симпозиумы, форумы и т.п. Интерес старшеклассников к проблемам современности позволяет организовать общение в связи с предложенными дискуссионными вопросами и не требует опоры на воображаемые ситуации.

Ролевая игра имеет ряд преимуществ перед другими видами деятельности на уроке:

 она создает модель общения,

 в ней переплетаются речевое и неречевое поведение,

 создаются комфортные условия для обучающихся,

 возникает мотивация для общения,

 игра учит партнерству и сотрудничеству,

 принимая роль, ученик становится более раскованным, свободнее себя чувствует и лучше говорит,

 общение проходит в творческой, доброжелательной атмосфере.

Прежде чем учащиеся перейдут к самостоятельным речевым действиям, учитель может показать желаемое действие сам или с помощью ассистентов, можно предложить учащимся разыграть готовые тексты, дополнить или трансформировать их.

Проведение ролевой игры предполагает следующие этапы:

1. Подготовительный. На этом этапе необходимо создать личностный мотив говорения. Учитель выясняет, что волнует детей, выбрав тему, сообщает ее учащимся, ставит коммуникативную задачу, распределяет роли. На этом же этапе отрабатывается языковой материал.

2. Проведение игры. Презентация игры, изложение хода игры, тренировка языкового материала, описание ролевых характеристик. Роли должны быть у всех учащихся. Должен быть лидер.

3. Подведение итогов. Итоги подводятся на русском языке. Что понравилось, что не понравилось. Почему? Кто играл лучше всех, кто говорил лучше всех.

Цели:

 Учебная – совершенствование речевых навыков.

 Развивающая – развитие способности к групповому общению.

 Воспитательная – развитие внимания к собеседнику в процессе общения.

Способы обучения монологу и диалогу по пути сверху вниз и снизу вверх.

Есть 2 пути
обучения монологу:
1.   сверху вниз. Путь от монолога - образца к собственному монологу.
- текст читается
- вопросы к тексту
- пересказ текста
- творческий пересказ или свой
2. снизу вверх. Путь от различных опор к собственному монологу.
- введение лексики
- введение конструкций
- отработка слов и фраз
- обсуждение темы
- дать установку к составлению монолога Выбор пути обучения монологу зависит от: 1 .
от возраста детей
2. от уровня
3. от словарного запаса
4. от желания учителя
5. от темы монолога
6. от наличия текста
7. от времени мы располагаем
8. от дополнительного материала

Способы обучения диалогу:

Способы что и у монолога.

Снизу вверх: от опор к собственному диалогу

- задается тема

- банальные задать вопросы

- отработка лексики новой введенной (это делается не в детальах)

- можно составить свои предложения

- учащиеся в парах выполняют вопросно-оветные упражнения

- задаем развернутую ситуацию

Более эффективно на среднем и старшем этапах, т.к. есть большой запас лексики и грамматики и не сковываем инициативу учащихся.

Сверху вниз: от диалога к общению

- отработка образца

- перевод

- чтение (по ролям или нет)

- задать вопросы по диалогу

- подстановочные упражнения

- выучивание и разыгрывание по ролям

- вопросы на определенную тему, но не по учебному диалогу

- или подстановочные упражнения

- можно дать развернутую ситуацию (наиболее эффективен на начальном этапе)

Формы общения. Хар-ки монолога и диалога.

Монолог:
1.   связанность
2.   логичность....следовательно четкая структура, план, вводные слова, союзы.
3.   эмоциональная выразительность
4.   самостоятельность при обучении достигается путем постепенного снятия опор. На
1ом этапе применяются языковые и содержательные опоры: слова, ключевые фразы и т. д.
потом на 2ом этапе можно оставить языковые опоры. На Зем этапе оставляются самые
незначительные опоры (картинки, начало фраз). На 4ом этапе можно все убрать.
5.   законченность высказывания, которая достигается заключением.

Характеристики диалога:

1) реактивность. Предполагает умение правильно отреагировать на реплику собеседника.

Трудности реагирования:

- психологическое состояние

- физическое состояние

- непонимание реплики / собеседника

- неинтересная тема

- психологические особенность характера (интроверт)

- незнание лексики/грамматики

- неприятие к собеседнику

- непредсказуемость реакции собеседника

- отсутствие желания реагировать

- нечего сказать

2) ситуативность. Это соответствие диалогического общения ситуации. Ситуция общения (коммуникативная ситуация) – это совокупность обстоятельств и условий необходимых для общения.

6 компонентов ситуации:

Обязательные:

  1.  тема
  2.  речевая задача
  3.  обстоятельство общения

Необязательные:

4.роль

5. вербальные средства (клише, план)

6. невербальные средства (мальчик получил «5» = улыбается)

PAGE  3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19875. Кримінально-процесуальний закон 45 KB
  ТЕМА 2: Кримінальнопроцесуальний закон План 1. Поняття суть і завдання кримінальнопроцесуального закону. 2. Дія кримінальнопроцесуального закону в просторі часі та щодо осіб. 1. Поняття суть і завдання кримінальнопроцесуального закону Під поняттям кримінал
19876. Принципи кримінального процесу 118.5 KB
  ТЕМА З: Принципи кримінального процесу План 1. Поняття значення і система принципів кримінального процесу. 2. Характеристика окремих принципів кримінального процесу. 1. Поняття значення і система принципів кримінального процесу Кримінальний процес України як ...
19877. Учасники кримінального процесу 115 KB
  ТЕМА 4: Учасники кримінального процесу План 1. Поняття і класифікація учасників кримінального процесу. 2. Посадові особи які ведуть та безпосередньо здійснюють кримінальнопроцесуальне провадження. 3. Особи які мають та обстоюють у кримінальному процесі власні інт
19878. Доказування та докази в кримінальному процесі 139.5 KB
  ТЕМА 5: Доказування та докази в кримінальному процесі 1. Поняття кримінальнопроцесуального доказування та його значення. Предмет доказування. 2. Класифікація доказів та їх джерел.іяіііі 3. Способи збирання перевірки й оцінки доказів та їх процесуальних джерел. 1. П...
19879. Цивільний позов у кримінальному процесі 107 KB
  ТЕМА 6: Цивільний позов у кримінальному процесі План 1. Суб'єкти цивільного позову в кримінальному процесі. 2. Предмет підстави і доказування цивільного позову в кримінальній справі. 1. Суб'єкти цивільного позову в кримінальному процесі Основними суб'єктами прова
19880. Процесуальні строки і судові витрати 98 KB
  Тема 7: Процесуальні строки і судові витрати. План 1. Строки провадження слідчих і процесуальних дій та порядок їх обчислення. 2. Продовження строків досудового слідства. 3. Поняття і склад судових витрат. 1. Строки провадження слідчих і процесуальних дій та порядо
19881. Порушення кримінальної справи 123.5 KB
  ТЕМА 8: Порушення кримінальної справи План 1. Поняття значення і завдання стадії порушення кримінальної справи. 2. Приводи і підстави для порушення кримінальної справи. 3. Процесуальний порядок порушення кримінальної справи. 4. Оскарження рішень слідчого і прокурор
19882. Відмова в порушенні кримінальної справи 119 KB
  ТЕМА 9: Відмова в порушенні кримінальної справи 1. Поняття і значення відмови в порушенні кримінальної справи. 2. Обставини що виключають можливість порушення кримінальної справи. 3. Процесуальний порядок відмови в порушенні кримінальної справи. 4. Оскарження рішен
19883. Основні положення досудового слідства 140 KB
  ТЕМА 10: Основні положення досудового слідства 1. Поняття значення і завдання досудового слідства. 2. Форми досудового слідства. 3. Поняття і характеристика основних положень досудового слідства. 1. Поняття значення і завдання досудового слідства Правосуддя в Укр