24227

Игровые технологии в обучении иностранных языков

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

лексика фонетика развитие психических процессов развитие произвольного поведения Характеристики игры: мотивированность отсутствие принуждения индивидуализированная глубоко личная деятельность обучение и воспитание в коллективе но чрезмерно увлекаться игрой не нужно должна развитие определенных способностей память мышление учение с увлечением Игра – это технология совокупности приемов. Все игры делятся на 2 категории: ролевые подстановочные Ролевые: Она представляет собой разыгрывание определенной ситуации. Ролевые игры...

Русский

2013-08-09

53 KB

2 чел.

Игровые технологии в обучении ин. яз.

Цели игр на уроках ин. яз.:

  1.  мотивация учащихся
  2.  познание (гр., лексика, фонетика)
  3.  развитие психических процессов
  4.  развитие произвольного поведения

Характеристики игры:

  1.  мотивированность
  2.  отсутствие принуждения
  3.  индивидуализированная глубоко личная деятельность
  4.  обучение и воспитание в коллективе, но чрезмерно увлекаться игрой не нужно
  5.  (должна) развитие определенных способностей (память, мышление…)
  6.  учение с увлечением

Игра – это технология совокупности приемов. Любая игра требует принятия решений. Следовательно, любая игра предполагает огромные затраты эмоциональных и умственных сил.

Все игры делятся на 2 категории:

  1.  ролевые
  2.  подстановочные

Ролевые:

Она представляет собой разыгрывание определенной ситуации. При этом роли могут и раздаваться и нет. В ролевой игре зачастую возникает конфликт между статусной ролью, ролью в жизни и ситуативной, то, что делается в игре.

Например: 

преподаватель – статусная роль, конфликт возникает в ……….

студент – статусная роль

преподаватель – ситуативная роль

Роли могут быть симметричные (две девочки разговаривают на улице) и ассиметричные (студент, преподаватель). Распределение ролей зависит от обстановки в классе, от личностных особенностей и от статуса (ученика) человека. Ролевые игры требуют тщательной подготовки.

Подготовка к ролевой игре:

  1.  придумывание ситуаций в соответствии с классом
  2.  продумывание грамматики и лексики, которую необходимо использовать в игре
  3.  продумать реквизит (маленькие без него играют крайне неохотно)
  4.  продумывание, как донести до учащегося цель игры
  5.  продумывание возможного хода игры

Что необходимо для успешного проведения игры.

  1.  Преподаватель должен четко осознавать для чего он проводит эту игру.
  2.  Цель игры должна быть методической (отработка языкового навыка лексики по теме…)
  3.  Языковой и речевой материал обязательно должен быть отработан до игры, игра обязательно проводится на готовом материале.
  4.  - Преподаватель должен тщательно подготовиться к игре (подготовить материал, просчитать количество материала, игрушки, ксерокопии).

    - Подогнать игру под уровень учащихся.

    - Прогнозирует возможные трудности материала.

    - Преподаватель продумывает свою роль в этой игре.

   - Прогнозирование ролей для учащихся.

    - Продумывает продолжительность игры.

5. Благоприятная обстановка в классе.

6. Отношения между учащимися.

7. Преподаватель учитывает, что игра может быть как средством повышения мотивации, так и причиной (непоправимой) падения мотивации.

8. Игры должны быть разнообразными.

9. В игре должны принимать участие все.

10. Учащиеся должны четко осознавать правила игры.

Подстановочные игры.

В этих играх отрабатываются языковые навыки. Они могут быть:

- лексические (снежный ком, виселица, кроссворд)

- грамматические (по командам – кто больше назовет неправильных глаголов; игра «Угадайка» - где это, какого цвета).

- фонетические (назвать слова с одним звуком, конкурс лучшего чтеца).

- орфографические (пропущенные буквы, кроссворды, собрать слово из разбросанных букв).

Так как ролевое общение реализуется в форме игровой деятельности, создается непринужденная обстановка, исчезает психологический барьер, снимается эмоциональная напряженность. Принятые роли позволяют устранять такие факторы, как стеснение, страх, скованность, тревожность.

Большинство учащихся, особенно дети 9–10 лет, легко вступают в общение, радуются любым ролям, охотно выступают в качестве партнеров учителя. Учащиеся 7–9-х классов уже труднее вовлекаются в общение, требуют более бережного подхода при распределении заданий, ролей, партнеров. На старшем этапе (10–11-е классы) на первый план выдвигается реально мотивированное общение, отражающее устойчивые интересы, сформировавшиеся потребности.

На тематику старшего этапа хорошо ложатся ситуации, моделирующие всякого рода конференции, пресс - конференции, международные симпозиумы, форумы и т.п. Интерес старшеклассников к проблемам современности позволяет организовать общение в связи с предложенными дискуссионными вопросами и не требует опоры на воображаемые ситуации.

Ролевая игра имеет ряд преимуществ перед другими видами деятельности на уроке:

 она создает модель общения,

 в ней переплетаются речевое и неречевое поведение,

 создаются комфортные условия для обучающихся,

 возникает мотивация для общения,

 игра учит партнерству и сотрудничеству,

 принимая роль, ученик становится более раскованным, свободнее себя чувствует и лучше говорит,

 общение проходит в творческой, доброжелательной атмосфере.

Прежде чем учащиеся перейдут к самостоятельным речевым действиям, учитель может показать желаемое действие сам или с помощью ассистентов, можно предложить учащимся разыграть готовые тексты, дополнить или трансформировать их.

Проведение ролевой игры предполагает следующие этапы:

1. Подготовительный. На этом этапе необходимо создать личностный мотив говорения. Учитель выясняет, что волнует детей, выбрав тему, сообщает ее учащимся, ставит коммуникативную задачу, распределяет роли. На этом же этапе отрабатывается языковой материал.

2. Проведение игры. Презентация игры, изложение хода игры, тренировка языкового материала, описание ролевых характеристик. Роли должны быть у всех учащихся. Должен быть лидер.

3. Подведение итогов. Итоги подводятся на русском языке. Что понравилось, что не понравилось. Почему? Кто играл лучше всех, кто говорил лучше всех.

Цели:

 Учебная – совершенствование речевых навыков.

 Развивающая – развитие способности к групповому общению.

 Воспитательная – развитие внимания к собеседнику в процессе общения.

Способы обучения монологу и диалогу по пути сверху вниз и снизу вверх.

Есть 2 пути
обучения монологу:
1.   сверху вниз. Путь от монолога - образца к собственному монологу.
- текст читается
- вопросы к тексту
- пересказ текста
- творческий пересказ или свой
2. снизу вверх. Путь от различных опор к собственному монологу.
- введение лексики
- введение конструкций
- отработка слов и фраз
- обсуждение темы
- дать установку к составлению монолога Выбор пути обучения монологу зависит от: 1 .
от возраста детей
2. от уровня
3. от словарного запаса
4. от желания учителя
5. от темы монолога
6. от наличия текста
7. от времени мы располагаем
8. от дополнительного материала

Способы обучения диалогу:

Способы что и у монолога.

Снизу вверх: от опор к собственному диалогу

- задается тема

- банальные задать вопросы

- отработка лексики новой введенной (это делается не в детальах)

- можно составить свои предложения

- учащиеся в парах выполняют вопросно-оветные упражнения

- задаем развернутую ситуацию

Более эффективно на среднем и старшем этапах, т.к. есть большой запас лексики и грамматики и не сковываем инициативу учащихся.

Сверху вниз: от диалога к общению

- отработка образца

- перевод

- чтение (по ролям или нет)

- задать вопросы по диалогу

- подстановочные упражнения

- выучивание и разыгрывание по ролям

- вопросы на определенную тему, но не по учебному диалогу

- или подстановочные упражнения

- можно дать развернутую ситуацию (наиболее эффективен на начальном этапе)

Формы общения. Хар-ки монолога и диалога.

Монолог:
1.   связанность
2.   логичность....следовательно четкая структура, план, вводные слова, союзы.
3.   эмоциональная выразительность
4.   самостоятельность при обучении достигается путем постепенного снятия опор. На
1ом этапе применяются языковые и содержательные опоры: слова, ключевые фразы и т. д.
потом на 2ом этапе можно оставить языковые опоры. На Зем этапе оставляются самые
незначительные опоры (картинки, начало фраз). На 4ом этапе можно все убрать.
5.   законченность высказывания, которая достигается заключением.

Характеристики диалога:

1) реактивность. Предполагает умение правильно отреагировать на реплику собеседника.

Трудности реагирования:

- психологическое состояние

- физическое состояние

- непонимание реплики / собеседника

- неинтересная тема

- психологические особенность характера (интроверт)

- незнание лексики/грамматики

- неприятие к собеседнику

- непредсказуемость реакции собеседника

- отсутствие желания реагировать

- нечего сказать

2) ситуативность. Это соответствие диалогического общения ситуации. Ситуция общения (коммуникативная ситуация) – это совокупность обстоятельств и условий необходимых для общения.

6 компонентов ситуации:

Обязательные:

  1.  тема
  2.  речевая задача
  3.  обстоятельство общения

Необязательные:

4.роль

5. вербальные средства (клише, план)

6. невербальные средства (мальчик получил «5» = улыбается)

PAGE  3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75663. Інтегровані структури даних запису 562.11 KB
  Використовуючи процедури і описи модуля типу даних, розробити програму, що забезпечує введення початкових даних з першого файлу даних в память і зберігання їх в масиві, сортування масиву по алфавітному і по числовому параметру.
75664. Стек і черга. Хеш таблиця 209.96 KB
  Розробити підпрограми, які забезпечують запити на запис або читання даних з черги, стека або дека. Для організації вказаних структур використовувати масиви або списки. Перевірити працездатність розроблених підпрограм. Послідовність виконання операцій запису або читання вибираються випадково. Порівняти результати роботи, зробити висновки.
75665. Робота з динамічними структурами 543.75 KB
  Програму для роботи з двонапрваленими зв’язними списками. Кожен елемент списку містить зсилки на наступний і попередній елемент в списку. Програма повинна забезпечувати ввід і побудову списку. Програму для роботи для роботи з деревами. Кожен елемент дерева містить зсилку на батьківський елемент і зсилки на елементи-нащадки (необмежена кількість). Програма повинна забезпечувати ввід і побудову дерева.
75666. Рекурсивні алгоритми обробки структур даних 201.22 KB
  Розробити програму згідно алгоритму з використанням рекурсивної функції та без використання рекурсивної функції. Оцінити час виконання та складність алгоритму.
75667. Дерева. Бінарні дерева. Пошук 338.97 KB
  В основі метода для пошуку листів лежить звичайний обхід бінарного дерева, виконаний за допомогою рекурсії. Функція викликає саму себе двічі: для правого і лівого піддерев. При цьому кожен з цих викликів також містить рекурсію для вже своїх піддерев.
75668. Лінійні динамічні структури. Списки 365.01 KB
  На початку програми виводиться список, створений у програмі. Список записується у файл output.txt. Після натиснення клавіші відбувається сортування списку за значенням числового поля-ключа (тут поле вік (age)) за допомогою функції
75670. Динамічні структури, що розгалужуються (дерева) 455.83 KB
  На початку програми зявляється розбита на елементи формула-зразок у вигляді дерева. Вершина цього дерева містись саму формулу. У листах дерева містяться змінні. Користувач може ввести свою формулу натиснувши клавішу Insert. Після того можна змінити значення змінних, які за замовчуванням дорівнюють
75671. Задача синтаксичного аналізу формули 267.86 KB
  На початку програми користувачу пропонується ввести вираз. Потім вираз перевіряється на коректність за допомогою функції bool CheckExp(string s). Спочатку відбувається перевірка використаних символів. Потім перевірка правильності розставлення дужок, знаків, запису функції у виразі...