24229

Способы обучения монологу и диалогу по пути сверху вниз и снизу вверх

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

невербальные средства мальчик получил 5 = улыбается Диалог Говорение как вид речевой деятельности есть порождение устной речи чаще в коммуникативных целях. Диалог – основная форма устной речи наделенная общими характеристиками устной речи. Диалог как правило реализуется в устной речи письменная речь может зафиксировать диалог порожденный устно. Обучение диалогической речи – это ситуативное обучение репродуцированию воспроизведению.

Русский

2013-08-09

40.5 KB

72 чел.

Способы обучения монологу и диалогу по пути сверху вниз и снизу вверх.

Есть 2 пути
обучения монологу:
1.   сверху вниз. Путь от монолога - образца к собственному монологу.
- текст читается
- вопросы к тексту
- пересказ текста
- творческий пересказ или свой
2. снизу вверх. Путь от различных опор к собственному монологу.
- введение лексики
- введение конструкций
- отработка слов и фраз
- обсуждение темы
- дать установку к составлению монолога Выбор пути обучения монологу зависит от: 1 .
от возраста детей
2. от уровня
3. от словарного запаса
4. от желания учителя
5. от темы монолога
6. от наличия текста
7. от времени мы располагаем
8. от дополнительного материала

Способы обучения диалогу:

Способы что и у монолога.

Снизу вверх: от опор к собственному диалогу

- задается тема

- банальные задать вопросы

- отработка лексики новой введенной (это делается не в детальах)

- можно составить свои предложения

- учащиеся в парах выполняют вопросно-оветные упражнения

- задаем развернутую ситуацию

Более эффективно на среднем и старшем этапах, т.к. есть большой запас лексики и грамматики и не сковываем инициативу учащихся.

Сверху вниз: от диалога к общению

- отработка образца

- перевод

- чтение (по ролям или нет)

- задать вопросы по диалогу

- подстановочные упражнения

- выучивание и разыгрывание по ролям

- вопросы на определенную тему, но не по учебному диалогу

- или подстановочные упражнения

- можно дать развернутую ситуацию (наиболее эффективен на начальном этапе)

Формы общения. Хар-ки монолога и диалога.

Монолог:
1.   связанность
2.   логичность....следовательно четкая структура, план, вводные слова, союзы.
3.   эмоциональная выразительность
4.   самостоятельность при обучении достигается путем постепенного снятия опор. На
1ом этапе применяются языковые и содержательные опоры: слова, ключевые фразы и т. д.
потом на 2ом этапе можно оставить языковые опоры. На Зем этапе оставляются самые
незначительные опоры (картинки, начало фраз). На 4ом этапе можно все убрать.
5.   законченность высказывания, которая достигается заключением.

Характеристики диалога:

1) реактивность. Предполагает умение правильно отреагировать на реплику собеседника.

Трудности реагирования:

- психологическое состояние

- физическое состояние

- непонимание реплики / собеседника

- неинтересная тема

- психологические особенность характера (интроверт)

- незнание лексики/грамматики

- неприятие к собеседнику

- непредсказуемость реакции собеседника

- отсутствие желания реагировать

- нечего сказать

2) ситуативность. Это соответствие диалогического общения ситуации. Ситуция общения (коммуникативная ситуация) – это совокупность обстоятельств и условий необходимых для общения.

6 компонентов ситуации:

Обязательные:

  1.  тема
  2.  речевая задача
  3.  обстоятельство общения

Необязательные:

4.роль

5. вербальные средства (клише, план)

6. невербальные средства (мальчик получил «5» = улыбается)

                                             Диалог

Говорение как вид речевой деятельности есть порождение устной речи, чаще в коммуникативных целях. Говорить можно, имея в виду ответную реакцию слушающего, и для этого специально ее провоцировать. В этом случае говорение имеет форму диалога. Диалог – основная форма устной речи, наделенная общими характеристиками устной речи. И диалог, и монолог имеют в своей основе речь. Диалог, как правило, реализуется в устной речи, письменная речь может зафиксировать диалог, порожденный устно. Диалог письменный – разговор по ICQ, с помощью SMS. Обучение диалогической речи – это ситуативное обучение репродуцированию (воспроизведению). Характеристика: 1) реактивность (реакция партнера непредсказуема, может не иметь социальных навыков (неконтактен), зависим от партнера): реплика первого собеседника, являясь стимулом, задает реакцию и ограничивает число ответов, которые воспроизводятся, как правило, автоматизировано (автоматизированный характер реплик). Используются преимущественно готовые фразы и количество реплик ограничено. 2) ситуативность: без знания ситуации диалогическую речь можно не понять. Разновидности: 1) стандартные (типовые) – встречаются наиболее часто (в магазине, автобусе…) 2) свободные – дискуссия, беседа…Они могут переходить друг в друга. В учебном процессе принято различать: 1. реальные ситуации (порождаются жизнью учебного заведения: поздороваться с учителем, попросить разрешения зайти в класс) 2. учебные ситуации: а) ролевые (учащиеся исполняют воображаемые профессиональные роли на основе стандартных ситуаций) б) проблемные (коммуникативная цель- решение задачи)

                                                          Монолог   

Монолог – организованный вид речи, представляющий собой продукт индивидуальных высказываний одного лица обращенного к аудитории Монологическая речь – связное непрерывное изложение мыслей одним лицом, обращенное к одному или нескольким лицам (аудитории) с целью достижения необходимого воздействия на слушателя (слушателей). Особенности:                    1) непрерывность (позволяет говорящему связно и полно высказывать свои мысли), доступность и понятность 2) последовательность и логичность 3) полнота и связность изложения мыслей, развернутость 4) полносоставность предложений + однонаправленность. Функции: информативная (сообщение новой информации в виде знаний о предметах и явлениях окружающей действительности, описание событий, действий, состояний) - воздейственная (убеждение кого-либо в правильности тех или иных мыслей, взглядов, убеждений, действий; побуждение к действию или предотвращение действия) - эмоционально-оценочная. Виды диалога: монолог – описание (информативная функция), монолог – рассуждение, монолог – повествование, монолог – убеждение. По степени подготовленности: подготовленный, неподготовленный.  Целью обучения монологической речи является формирование умений монологической речи, под которыми понимаются умения коммуникативно-мотивированно, логически последовательно и связно, достаточно полно и правильно в языковом отношении излагать свои мысли в устной форме. При определении видов монологических упражнений необходимо учитывать следующие критерии: вид монолога (сообщение, повествование, описание, рассуждение), связность и логичность изложения мыслей и структурно-композиционная завершенность высказывания, объем (полнота)

Контроль в обучении иностранному языку

Контроль – связь между школьником и учителем, контролирующий о ходе выполнения учебной программы. Функции: 1- предотвращающая – предотвращает забывание знаний и умений учениками 2- диагностическая – выявляет степень знаний за пройденный семестр или курс 3 – корректирующая – выявив такую степень вносит определенные изменения в материал 4 –стимулирующая – повышает интерес учащегося к языку. Требования к проведению: 1- регулярность – проводится в течение всего курса обучения 2- всесторонность – наблюдение проводится по всем видам тем и речевой деятельности 3 – дифференцированный подход – учитываются способности каждого ученика 4 –объективность – ученики должны знать критерии оценки; воспитательная ценность – ученики должны знать, что оценка – ценность их успеха, Объект контроля – сравнение результатов текущих с установленными стандартами. Типы объектов: речевые умения и речевые навыки –включают определенные умения и правила пользования. Показатели владения иностранным языком – качественные, количественные. Виды контроля – текущий(на каждом уроке-2х видов – скрытый(не знает), явный(контролируемый знает о контроле)), тематический, периодический, итоговый(за весь курс). Рекомендации по проведению – 1- проводить контроль в течении 3х дней 2- предотвратить режим списывания 3- показать модель правильного оформления ответа 4- избавиться от напряженной обстановки в аудитории 5- присутствие наблюдателя при говорении. Формы: по числу : индивидуальный, фронтальный, по способу – 1-устный и письменный, по участию родного языка – одноязычный, двуязычный. Тест – организованная в система ответов с последующей оценкой


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2463. Відокремлені додатки 59.5 KB
  Мета організації уроку. Сформувати поняття про відокремлений додаток, навчити оформляти відокремлені додатки на письмі та використовувати набуті уміння на практиці.
2464. Степан Васильченко. Свекор 54 KB
  Ознайомити учнів з фактами життя письменника, які вплинули на формування світогляду, специфікою його майстерності та із змістом оповідання Свекор, розвивати навички виразного читання, переказу прозових творів; виховувати почуття любові, злагоди, взаємодопомоги та турботи у сім’ї.
2465. Письмовий твір-роздум на морально-етичну чи суспільну теми публіцистичного стилю 39 KB
  Мета організації уроку. Удосконалювати вміння учнів продукувати письмовий твір-роздум на морально-етичну тему, розвивати усне і писемне мовлення, сформувати в учнів вміння виділяти в тексті всі компоненти роздуму, розуміти їх призначення в організації висловлювання, а потім свідомо відтворювати їх у власному мовленні.
2466. Усний твір, що містить опис тварини. 33.38 KB
  Мета організації уроку. Сформувати в учнів поняття про опис зовнішності тварини; навчити правильно будувати текст-опис зовнішності тварини, через зовнішність описати її характер, знаходити основне, неповторне в образі конкретної тварини і описувати свої спостереження.
2467. Загальновживані (нейтральні) та стилістично забарвлені слова. 33.86 KB
  Мета організації уроку. Сформувати в учнів поняття про загальновживані та стилістично забарвлені слова, навчити розпізнавати і використовувати їх у власному мовленні, виховувати любов до слова.
2468. Розряди займенників за значенням 30.37 KB
  Мета організації уроку. Сформувати загальне поняття про розряди займенників, їх диференційні ознаки, повторити співвідносні з ними частини мови, закріпити поняття про текст і використання займенників як засобів зв’язку в ньому.
2469. Омоніми та їх використання 25.79 KB
  Мета організації уроку: розширити уявлення учнів про омоніми; поглибити отримані на попередньому уроці знань, навчити учнів розрізняти омоніми, свідомо підходити до розуміння значення і використання омонімів у мовленні.
2470. Групи сполучників за будовою. Конспект уроку 23.85 KB
  Мета організації уроку: згадати про службові частини мови, а саме про сполучник, сформувати в учнів поняття про класифікації сполучників, зокрема за будовою.
2471. Неозначені й заперечні займенники, їх утворення. Дефіс у неозначених займенниках 23.9 KB
  Мета організації уроку. Дати відомості про творення та вживання неозначених і заперечних займенників, формувати вміння визначити орфограми Дефіс у неозначених займенниках та обгрунтувати вибір написання відповідними орфографічними правилами, розвивати зорову і слухову увагу,спостережливість, культуру усного і писемного мовлення.