24250

Как поддержать развитие способностей одарённого ребенка в школьных условиях

Научная статья

Педагогика и дидактика

Ребёнок рождается одаренным от природы разными талантами. Уже в детском саду проявляются его пристрастия. Он(а) может часами кружиться в танце, напевая себе под нос только ей(ему) слышимую незамысловатую мелодию. Или сосредоточенно лепить из пластилина замок, или рисовать (например, цветы, полянку и озеро).

Русский

2014-10-12

50.96 KB

0 чел.

Как поддержать развитие способностей одарённого ребенка в школьных условиях.

                                       Авторы: Анисимова О.В, Фатян Л.В.,

                                                    учителя МБОУ «СОШ №15»,

                                                         г.Славгорода Алтайского края.

          Ребёнок рождается одаренным от природы разными талантами. Уже в детском саду проявляются его пристрастия. Он(а) может часами кружиться в танце, напевая себе под нос только ей(ему) слышимую незамысловатую мелодию. Или сосредоточенно лепить из пластилина замок, или рисовать (например, цветы, полянку и озеро). Если вовремя обратить на таких детей внимание, что обычно делается родителями в детском возрасте их чад, то можно отметить закономерность: из детской увлеченности рождаются сначала скромные, а затем всё более ярко выраженные способности. Так ребёнок начинает ещё в детсадовском возрасте восхождение к разностороннему развитию личности. И хорошо, если его талант замечен (чем раньше, тем лучше) и поддержан взрослыми: есть надежда, что данные способности разовьются и помогут ребёнку осознать свое место в этом мире. Ведь одарённость человека – это маленький росточек, ещё только проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод. Очень выгодно в этом плане отличалось домашнее образование детей дворян и помещиков в царской России. Но и сегодняшняя школа обладает некоторыми возможностями. И очень хорошо, если связь с родителями в этом плане не разорвана, результат – развитие творческого потенциала ребёнка – будет выше в разы.

        Так что же нужно для того, чтобы вырастить разносторонне развитую личность, дать ей возможность развивать свои способности, заметив их и подхватив эстафету педагогов детского сада? И как отличить таких детей в общей массе младших школьников?

          У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности, это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию. Он быстрее всех включается в творческую работу, нестандартно решает поставленные перед всеми детьми проблемы, выдает неординарный результат, часто не один, видит новые возможности по-другому, нежели все остальные. Часто это только раздражает воспитателя или учителя начальных классов – работа с одарёнными детьми трудна и кропотлива, нужно самому быть неординарным человеком и владеть умением контактировать с такими детьми.

            Вы скажете, а как же остальные дети, со средними способностями? Никто и не говорит, что нужно поставить работу с одарённым ребёнком на недосягаемую высоту. Наоборот, нужно, чтобы остальные не замечали этого отрыва. Это только им на пользу – они будут стремиться к лучшему результату. У них будет пример.
          Если задача учителей начальных классов – удержать и развить познавательский интерес ребёнка, то в старших классах эта задача усложняется, потому что ребёнок уже выработал собственное мировоззрение и характер у него сформировался. Нужно помочь ему определить свое направление, куда бы ему хотелось (и интересно, и нужно, и востребовано) направить свой творческий потенциал. Не всякий учитель или классный руководитель может оказать ему нужную/требуемую методическую помощь, иногда талант ребёнка гораздо шире возможностей школьных педагогов. Но если учитель активен в своем творческом поиске, результат не заставит себя долго ждать.  На помощь прибегают внешкольные образовательные учреждения (ДШИ, ЦДЮТ, образовательный центр и т.д.)

           Что же можно использовать, и как для достижения данных целей? Не будем изобретать велосипед, он уже существует несколько веков. Методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи. Это такие методы, как:
-исследовательский;
-частично-поисковый;
-проблемный;
-проектный.

      «Человек не рождается с готовыми способностями. Врожденными являются лишь задатки, т.е. анатомо-физиологические предпосылки формирования способностей. На их основе под влиянием обучения и воспитания, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром развиваются его способности.(1)

       Наша школа уже имеет опыт работы с одарёнными детьми, вычленяет, растит и развивает их способности. Работа эта велась и ранее, но в 2004 году приведена в систему. Итоги годовой работы преподавателей и их учеников подводятся в конце января – начале февраля на школьной научно-практической конференции, наиболее перспективные работы защищаются на муниципальном уровне, затем в крае. Некоторые из них получают  путёвку в жизнь далее.

          Научно-практическая работа потому так и названа, что кто-то работает в академическом ключе – развивая науку, а кто-то практик. Многие проекты родились и были реализованы в нашей школе. Это проекты, направленные на окультуривание и облагораживание пришкольной территории:  «Скамеечка», «Сюрприз», «Площадка» и «Добро пожаловать!»

                       Внеурочная деятельность в школе МБОУ «СОШ № 15» г. Славгорода в первую очередь базируется на социально значимой деятельности, инициативе и свободном творчестве детей и взрослых. В рамках данного проекта мы попытались показать не только творчество ребят, сколько их самостоятельность в воплощении  данной идеи. Данный проект представляет собой работу по эстетическому оформлению площадки школьного двора МБОУ «СОШ №15»  и КГОУ «Яровской детский дом» («Лебединая верность»).  Проекты были реализованы в течение года, а затем представлены на общественный суд  - все проекты были включены в методическое пособие «Социальный проект в действии». Туда же вошел проект «След войны в моем доме», реализованный в нашей школе и представленный последовательно сначала на уровне города, затем края и на всероссийском уровне. Идея проекта: обобщить и систематизировать опыт работы по теме «Война и ее место в моей семье», распространить в рамках города, края, страны. Участвовали в разработке и реализации проекта три класса.                                                  

             Процесс реализации проекта дал его участникам возможность  проявления своих организаторских, творческих, коммуникативных способностей. А преподаватели, курировавшие проект, сочетая  коллективную,  групповую,  индивидуальную  формы  работы,  используя  прогрессивные технологии обучения,  помогли определиться  с темой  и  дифференцировать область своих  интересов. Многие из участников проекта в последующие годы учебы участвовали в работе над другими проектами,  успешно используя накопленный опыт. Проект оценен на уровне города  Почетной грамотой  -  на Кожевниковских  литературных  чтениях.  На уровне края – Почётная грамота.  На всероссийском уровне – за участие в Первом фестивале Мультимедиа в образовании,  (Мой университет - www.edu-reforma.ru, 2010г, методическое пособие «Социальный проект в действии) – Диплом 1 степени участника. Одна из главных черт одаренных детей, которая сильно мешает его дисциплинированной учебе в школе, упорное нежелание делать то, что ему неинтересно, т.к. они на порядок быстрее и выше знают то, что проходят на уроке. Такие дети стремятся заниматься сами, их задевает и обижает, если взрослые пытаются руководить их занятиями. Так давайте дадим им возможность проявить свои способности. Многие из них проявляют себя на гуманитарных дисциплинах. Это сочинение стихов или прозы,  участие в творческих конкурсах. Так на уроках учителей русского языка и литературы МБОУ «СОШ №15» часто лучшие сочинения участвуют в конкурсах «Взгляд молодых», Кожевниковские чтения (городской уровень), «Живая старина», (краевой уровень), «Волшебное пёрышко» (всероссийский уровень). Только в последнем конкурсе в 2010 году участвовало 13 учащихся (куратор работы Анисимова О.В., электронный адрес: info@deti-66.ru ). Участвовали не все дети, кто на уроках защищал свои работы, а причина банальна – все конкурсы платные. Не все родители могут оплатить конкурсы, стоящие более 100 рублей.     

      Способности у всех детей разные, зачастую они не лежат на поверхности. Видеть их и помочь им раскрыться – высокая миссия учителя. А «вырастить» способного ученика очень непросто. Начиная с пятого класса, кропотливо работаем с теми детьми, кто на уроке и внеклассных занятиях проявил себя с нестандартной стороны. Обычно и другие дети невольно берут пример с таких ребят, равняются на них, что дает положительный образовательный и развивающий эффект. Учитель и сам старается расширить свои знания, чтобы на уроках, факультативах, элективных курсах и во внеклассной работе показать свою эрудицию, творческую направленность образовательной деятельности. Чтобы не выглядеть, а по-настоящему быть профессионально грамотным, владеть современными педагогическими технологиями, нужно и самому учителю быть на высоте: учиться, притом учиться постоянно: и дистанционно, и очно, и заочно, и в любой другой эффективной форме.

Слайд №1

Как поддержать развитие способностей одарённого ребенка в школьных условиях.

          Ребёнок рождается одаренным от природы разными талантами. Уже в детском саду проявляются его пристрастия. Он(а) может часами кружиться в танце, напевая себе под нос только ей(ему) слышимую незамысловатую мелодию. Или сосредоточенно лепить из пластилина замок, или рисовать (например, цветы, полянку и озеро). Если вовремя обратить на таких детей внимание, что обычно делается родителями в детском возрасте их чад, то можно отметить закономерность: из детской увлеченности рождаются сначала скромные, а затем всё более ярко выраженные способности. Так ребёнок начинает ещё в детсадовском возрасте восхождение к разностороннему развитию личности. И хорошо, если его талант замечен (чем раньше, тем лучше) и поддержан взрослыми: есть надежда, что данные способности разовьются и помогут ребёнку осознать свое место в этом мире. Ведь одарённость человека – это маленький росточек, ещё только проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод. Очень выгодно в этом плане отличалось домашнее образование детей дворян и помещиков в царской России. Но и сегодняшняя школа обладает некоторыми возможностями. И очень хорошо, если связь с родителями в этом плане не разорвана, результат – развитие творческого потенциала ребёнка – будет выше в разы.

Слайд 2:   Так что же нужно для того, чтобы вырастить разносторонне развитую личность, дать ей возможность развивать свои способности, заметив их и подхватив эстафету педагогов детского сада? И как отличить таких детей в общей массе младших школьников?

          У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности, это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию. Он быстрее всех включается в творческую работу, нестандартно решает поставленные перед всеми детьми проблемы, выдает неординарный результат, часто не один, видит новые возможности по-другому, нежели все остальные. Часто это только раздражает воспитателя или учителя начальных классов – работа с одарёнными детьми трудна и кропотлива, нужно самому быть неординарным человеком и владеть умением контактировать с такими детьми.

            Вы скажете, а как же остальные дети, со средними способностями? Никто и не говорит, что нужно поставить работу с одарённым ребёнком на недосягаемую высоту. Наоборот, нужно, чтобы остальные не замечали этого отрыва. Это только им на пользу – они будут стремиться к лучшему результату. У них будет пример.
          Если задача учителей начальных классов – удержать и развить познавательский интерес ребёнка, то в старших классах эта задача усложняется, потому что ребёнок уже выработал собственное мировоззрение и характер у него сформировался. Нужно помочь ему определить свое направление, куда бы ему хотелось (и интересно, и нужно, и востребовано) направить свой творческий потенциал. Не всякий учитель или классный руководитель может оказать ему нужную/требуемую методическую помощь, иногда талант ребёнка гораздо шире возможностей школьных педагогов. Но если учитель активен в своем творческом поиске, результат не заставит себя долго ждать.  На помощь прибегают внешкольные образовательные учреждения (ДШИ, ЦДЮТ, образовательный центр и т.д.)

           Что же можно использовать, и как для достижения данных целей? Не будем изобретать велосипед, он уже существует несколько веков. Методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи. Это такие методы, как:
-исследовательский;
-частично-поисковый;
-проблемный;
-проектный.

 Слайд 3  «Человек не рождается с готовыми способностями. Врожденными являются лишь задатки, т.е. анатомо-физиологические предпосылки формирования способностей. На их основе под влиянием обучения и воспитания, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром развиваются его способности.(1)

       Наша школа уже имеет опыт работы с одарёнными детьми, вычленяет, растит и развивает их способности. Работа эта велась и ранее, но в 2004 году приведена в систему. Итоги годовой работы преподавателей и их учеников подводятся в конце января – начале февраля на школьной научно-практической конференции, наиболее перспективные работы защищаются на муниципальном уровне, затем в крае. Некоторые из них получают  путёвку в жизнь далее.

 Слайд 4      Научно-практическая работа потому так и названа, что кто-то работает в академическом ключе – развивая науку, а кто-то практик. Многие проекты родились и были реализованы в нашей школе. Это проекты, направленные на окультуривание и облагораживание пришкольной территории:  «Скамеечка», «Сюрприз», «Площадка» и «Добро пожаловать!»

                       Внеурочная деятельность в школе МБОУ «СОШ № 15» г. Славгорода в первую очередь базируется на социально значимой деятельности, инициативе и свободном творчестве детей и взрослых. В рамках данного проекта мы попытались показать не только творчество ребят, сколько их самостоятельность в воплощении  данной идеи. Данный проект представляет собой работу по эстетическому оформлению площадки школьного двора МБОУ «СОШ №15»  и КГОУ «Яровской детский дом» («Лебединая верность»).  Проекты были реализованы в течение года, а затем представлены на общественный суд  - все проекты были включены в методическое пособие «Социальный проект в действии». Слайд 5 - Туда же вошел проект «След войны в моем доме», реализованный в нашей школе и представленный последовательно сначала на уровне города, затем края и на всероссийском уровне. Идея проекта: обобщить и систематизировать опыт работы по теме «Война и ее место в моей семье», распространить в рамках города, края, страны. Участвовали в разработке и реализации проекта три класса.    Слайд 6                                              

             Процесс реализации проекта дал его участникам возможность  проявления своих организаторских, творческих, коммуникативных способностей. А преподаватели, курировавшие проект, сочетая  коллективную,  групповую,  индивидуальную  формы  работы,  используя  прогрессивные технологии обучения,  помогли определиться  с темой  и  дифференцировать область своих  интересов. Многие из участников проекта в последующие годы учебы участвовали в работе над другими проектами,  успешно используя накопленный опыт. Проект оценен на уровне города – Почетной грамотой  -  на Кожевниковских  литературных  чтениях.  На уровне края – Почётная грамота.  На всероссийском уровне – участие в (методическое пособие «Социальный проект в действии, 1 фестиваля ММ в образовании,  (Мой университет - www.edu-reforma.ru, 2010г)                                                                                                                                    Одна из главных черт одаренных детей, которая сильно мешает его дисциплинированной учебе в школе, упорное нежелание делать то, что ему неинтересно, т.к. они на порядок быстрее и выше знают то, что проходят на уроке. Такие дети стремятся заниматься сами, их задевает и обижает, если взрослые пытаются руководить их занятиями. Так давайте дадим им возможность проявить свои способности. Многие из них проявляют себя на гуманитарных дисциплинах.  Слайд 7   Это сочинение стихов или прозы,  участие в творческих конкурсах. Так на уроках учителей русского языка и литературы МБОУ «СОШ №15» часто лучшие сочинения участвуют в конкурсах «Взгляд молодых», Кожевниковские чтения (городской уровень), «Живая старина», (краевой уровень),   Слайд 8   «Волшебное пёрышко» (всероссийский уровень). Только в последнем конкурсе в 2010 году участвовало 13 учащихся (куратор работы Анисимова О.В., электронный адрес: info@deti-66.ru ).   Слайд 9   Участвовали не все дети, кто на уроках защищал свои работы, а причина банальна – все конкурсы платные. Не все родители могут оплатить конкурсы, стоящие более 100 рублей.     

      Способности у всех детей разные, зачастую они не лежат на поверхности. Видеть их и помочь им раскрыться – высокая миссия учителя. А «вырастить» способного ученика очень непросто. Начиная с пятого класса, кропотливо работаем с теми детьми, кто на уроке и внеклассных занятиях проявил себя с нестандартной стороны. Обычно и другие дети невольно берут пример с таких ребят, равняются на них, что дает положительный образовательный и развивающий эффект. Учитель и сам старается расширить свои знания, чтобы на уроках, факультативах, элективных курсах и во внеклассной работе показать свою эрудицию, творческую направленность образовательной деятельности. Чтобы не выглядеть, а по-настоящему быть профессионально грамотным, владеть современными педагогическими технологиями, нужно и самому учителю быть на высоте: учиться, притом учиться постоянно: и дистанционно, и очно, и заочно, и в любой другой эффективной форме.

Используемые источники:

1.«Рабочая книга школьного психолога», часть IV. Способности и профессиональная ориентация учащихся. Глава 1. Способности и одаренность (М.К. Акимова, В.Т. Козлова)

Кожевниковские чтения, 2007г, Почётная грамота и денежное вознаграждение ( Распоряжение администрации города Славгорода Алтайского края от 21.11.2007г. №630-р)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12644. Фрактальные многоугольники и «золотое» сечение 742.59 KB
  Фрактальные многоугольники и золотое сечение Рассматривая разнообразные фракталы возникает интуитивное ощущение их красоты а искусственно построенные из них интригуют чрезвычайной похожестью на многие природные образования. Подобные чувства рождаются и при иссл...
12645. Елементи програмування в MATHCAD 80.5 KB
  Лабораторна робота N 8 Елементи програмування в MATHCAD Мета роботи: вивчення методики програмування у пакеті MATHCAD. Завдання: ознайомитися з наведеною методикою відтворити наведені приклади скласти звіт. На одному аркуші MATHCAD можуть визначатися один або декілька пр
12646. Компютерна математика і математичні пакети. Ознайомитися з інтерфейсом пакету Mathcad 1.53 MB
  Лабораторна робота №1 Компютерна математика і математичні пакети Мета роботи: ознайомитися з інтерфейсом пакету Mathcad Встановити пакет на ПЕОМ виконати завдання №1 скласти звіт. При використанні обчислювальної техніки встала проблема реалізації алгоритмі
12647. Масиви в Mathcad 1.55 MB
  Лабораторна робота №2 Масиви в Mathcad. Мета роботи: навчитися працювати з масивами в пакеті Mathcad. Завдання: Опрацювати приведені приклади. Вирішити приведені завдання. Скласти звіт. Стовпець чисел називається вектором а прямокутна таблиця чисел матрицею. Зага...
12648. Символьні обчислення в документі Mathcad 1.29 MB
  Лабораторна робота №3 Символьні обчислення в документі Mathcad. Мета роботи: навчитися працювати з символьним процесором системи Mathcad. Завдання : опрацювати наведені приклади скласти звіт. Символьні обчислення в документі Mathcad. Команди що відносяться до робо
12649. Вирішення систем рівнянь за допомогою блоку Given-Find 67 KB
  Лабораторна робота №4 Вирішення систем рівнянь за допомогою блоку GivenFind. Мета роботи: навчитись вирішувати системи рівнянь в аналітичному вигляді. Завдання: вирішити за допомогою наведені MATHCAD приклади. Вирішення систем рівнянь MATHCAD здійснює чисельними методам
12650. Вирішення оптимізаційних завдань в пакеті MATHCAD 127 KB
  Лабораторна робота №5 Вирішення оптимізаційних завдань в пакеті MATHCAD Мета роботи: навчитись вирішувати оптимізаційні завдання в пакеті MATHCAD Завдання: опрацювати наведені приклади скласти звіт. Оптимізаційні завдання можна розділити на два класи: завдання без...
12651. Чисельне вирішення одного диференціального рівняння 37.5 KB
  Лабораторна робота №6 Чисельне вирішення одного диференціального рівняння. Мета роботи: Навчитися вирішувати диференційні рівняння в пакеті MATHCAD. Завдання: відтворити наведені приклади скласти звіт. MATHCAD 2000 дозволяє без додаткових перетворень чисельно вирішити д
12652. Чисельне рішення систем диференціальних рівнянь 79 KB
  Лабораторна робота №7 Чисельне рішення систем диференціальних рівнянь. Мета роботи: навчитися вирішувати системи диференціальних рівнянь за допомогою пакету С. Завдання: відтворити в пакеті MATHCAD вирішення наведених прикладів. Диференціальні рівняння що входять...