24250

Как поддержать развитие способностей одарённого ребенка в школьных условиях

Научная статья

Педагогика и дидактика

Ребёнок рождается одаренным от природы разными талантами. Уже в детском саду проявляются его пристрастия. Он(а) может часами кружиться в танце, напевая себе под нос только ей(ему) слышимую незамысловатую мелодию. Или сосредоточенно лепить из пластилина замок, или рисовать (например, цветы, полянку и озеро).

Русский

2014-10-12

50.96 KB

0 чел.

Как поддержать развитие способностей одарённого ребенка в школьных условиях.

                                       Авторы: Анисимова О.В, Фатян Л.В.,

                                                    учителя МБОУ «СОШ №15»,

                                                         г.Славгорода Алтайского края.

          Ребёнок рождается одаренным от природы разными талантами. Уже в детском саду проявляются его пристрастия. Он(а) может часами кружиться в танце, напевая себе под нос только ей(ему) слышимую незамысловатую мелодию. Или сосредоточенно лепить из пластилина замок, или рисовать (например, цветы, полянку и озеро). Если вовремя обратить на таких детей внимание, что обычно делается родителями в детском возрасте их чад, то можно отметить закономерность: из детской увлеченности рождаются сначала скромные, а затем всё более ярко выраженные способности. Так ребёнок начинает ещё в детсадовском возрасте восхождение к разностороннему развитию личности. И хорошо, если его талант замечен (чем раньше, тем лучше) и поддержан взрослыми: есть надежда, что данные способности разовьются и помогут ребёнку осознать свое место в этом мире. Ведь одарённость человека – это маленький росточек, ещё только проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод. Очень выгодно в этом плане отличалось домашнее образование детей дворян и помещиков в царской России. Но и сегодняшняя школа обладает некоторыми возможностями. И очень хорошо, если связь с родителями в этом плане не разорвана, результат – развитие творческого потенциала ребёнка – будет выше в разы.

        Так что же нужно для того, чтобы вырастить разносторонне развитую личность, дать ей возможность развивать свои способности, заметив их и подхватив эстафету педагогов детского сада? И как отличить таких детей в общей массе младших школьников?

          У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности, это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию. Он быстрее всех включается в творческую работу, нестандартно решает поставленные перед всеми детьми проблемы, выдает неординарный результат, часто не один, видит новые возможности по-другому, нежели все остальные. Часто это только раздражает воспитателя или учителя начальных классов – работа с одарёнными детьми трудна и кропотлива, нужно самому быть неординарным человеком и владеть умением контактировать с такими детьми.

            Вы скажете, а как же остальные дети, со средними способностями? Никто и не говорит, что нужно поставить работу с одарённым ребёнком на недосягаемую высоту. Наоборот, нужно, чтобы остальные не замечали этого отрыва. Это только им на пользу – они будут стремиться к лучшему результату. У них будет пример.
          Если задача учителей начальных классов – удержать и развить познавательский интерес ребёнка, то в старших классах эта задача усложняется, потому что ребёнок уже выработал собственное мировоззрение и характер у него сформировался. Нужно помочь ему определить свое направление, куда бы ему хотелось (и интересно, и нужно, и востребовано) направить свой творческий потенциал. Не всякий учитель или классный руководитель может оказать ему нужную/требуемую методическую помощь, иногда талант ребёнка гораздо шире возможностей школьных педагогов. Но если учитель активен в своем творческом поиске, результат не заставит себя долго ждать.  На помощь прибегают внешкольные образовательные учреждения (ДШИ, ЦДЮТ, образовательный центр и т.д.)

           Что же можно использовать, и как для достижения данных целей? Не будем изобретать велосипед, он уже существует несколько веков. Методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи. Это такие методы, как:
-исследовательский;
-частично-поисковый;
-проблемный;
-проектный.

      «Человек не рождается с готовыми способностями. Врожденными являются лишь задатки, т.е. анатомо-физиологические предпосылки формирования способностей. На их основе под влиянием обучения и воспитания, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром развиваются его способности.(1)

       Наша школа уже имеет опыт работы с одарёнными детьми, вычленяет, растит и развивает их способности. Работа эта велась и ранее, но в 2004 году приведена в систему. Итоги годовой работы преподавателей и их учеников подводятся в конце января – начале февраля на школьной научно-практической конференции, наиболее перспективные работы защищаются на муниципальном уровне, затем в крае. Некоторые из них получают  путёвку в жизнь далее.

          Научно-практическая работа потому так и названа, что кто-то работает в академическом ключе – развивая науку, а кто-то практик. Многие проекты родились и были реализованы в нашей школе. Это проекты, направленные на окультуривание и облагораживание пришкольной территории:  «Скамеечка», «Сюрприз», «Площадка» и «Добро пожаловать!»

                       Внеурочная деятельность в школе МБОУ «СОШ № 15» г. Славгорода в первую очередь базируется на социально значимой деятельности, инициативе и свободном творчестве детей и взрослых. В рамках данного проекта мы попытались показать не только творчество ребят, сколько их самостоятельность в воплощении  данной идеи. Данный проект представляет собой работу по эстетическому оформлению площадки школьного двора МБОУ «СОШ №15»  и КГОУ «Яровской детский дом» («Лебединая верность»).  Проекты были реализованы в течение года, а затем представлены на общественный суд  - все проекты были включены в методическое пособие «Социальный проект в действии». Туда же вошел проект «След войны в моем доме», реализованный в нашей школе и представленный последовательно сначала на уровне города, затем края и на всероссийском уровне. Идея проекта: обобщить и систематизировать опыт работы по теме «Война и ее место в моей семье», распространить в рамках города, края, страны. Участвовали в разработке и реализации проекта три класса.                                                  

             Процесс реализации проекта дал его участникам возможность  проявления своих организаторских, творческих, коммуникативных способностей. А преподаватели, курировавшие проект, сочетая  коллективную,  групповую,  индивидуальную  формы  работы,  используя  прогрессивные технологии обучения,  помогли определиться  с темой  и  дифференцировать область своих  интересов. Многие из участников проекта в последующие годы учебы участвовали в работе над другими проектами,  успешно используя накопленный опыт. Проект оценен на уровне города  Почетной грамотой  -  на Кожевниковских  литературных  чтениях.  На уровне края – Почётная грамота.  На всероссийском уровне – за участие в Первом фестивале Мультимедиа в образовании,  (Мой университет - www.edu-reforma.ru, 2010г, методическое пособие «Социальный проект в действии) – Диплом 1 степени участника. Одна из главных черт одаренных детей, которая сильно мешает его дисциплинированной учебе в школе, упорное нежелание делать то, что ему неинтересно, т.к. они на порядок быстрее и выше знают то, что проходят на уроке. Такие дети стремятся заниматься сами, их задевает и обижает, если взрослые пытаются руководить их занятиями. Так давайте дадим им возможность проявить свои способности. Многие из них проявляют себя на гуманитарных дисциплинах. Это сочинение стихов или прозы,  участие в творческих конкурсах. Так на уроках учителей русского языка и литературы МБОУ «СОШ №15» часто лучшие сочинения участвуют в конкурсах «Взгляд молодых», Кожевниковские чтения (городской уровень), «Живая старина», (краевой уровень), «Волшебное пёрышко» (всероссийский уровень). Только в последнем конкурсе в 2010 году участвовало 13 учащихся (куратор работы Анисимова О.В., электронный адрес: info@deti-66.ru ). Участвовали не все дети, кто на уроках защищал свои работы, а причина банальна – все конкурсы платные. Не все родители могут оплатить конкурсы, стоящие более 100 рублей.     

      Способности у всех детей разные, зачастую они не лежат на поверхности. Видеть их и помочь им раскрыться – высокая миссия учителя. А «вырастить» способного ученика очень непросто. Начиная с пятого класса, кропотливо работаем с теми детьми, кто на уроке и внеклассных занятиях проявил себя с нестандартной стороны. Обычно и другие дети невольно берут пример с таких ребят, равняются на них, что дает положительный образовательный и развивающий эффект. Учитель и сам старается расширить свои знания, чтобы на уроках, факультативах, элективных курсах и во внеклассной работе показать свою эрудицию, творческую направленность образовательной деятельности. Чтобы не выглядеть, а по-настоящему быть профессионально грамотным, владеть современными педагогическими технологиями, нужно и самому учителю быть на высоте: учиться, притом учиться постоянно: и дистанционно, и очно, и заочно, и в любой другой эффективной форме.

Слайд №1

Как поддержать развитие способностей одарённого ребенка в школьных условиях.

          Ребёнок рождается одаренным от природы разными талантами. Уже в детском саду проявляются его пристрастия. Он(а) может часами кружиться в танце, напевая себе под нос только ей(ему) слышимую незамысловатую мелодию. Или сосредоточенно лепить из пластилина замок, или рисовать (например, цветы, полянку и озеро). Если вовремя обратить на таких детей внимание, что обычно делается родителями в детском возрасте их чад, то можно отметить закономерность: из детской увлеченности рождаются сначала скромные, а затем всё более ярко выраженные способности. Так ребёнок начинает ещё в детсадовском возрасте восхождение к разностороннему развитию личности. И хорошо, если его талант замечен (чем раньше, тем лучше) и поддержан взрослыми: есть надежда, что данные способности разовьются и помогут ребёнку осознать свое место в этом мире. Ведь одарённость человека – это маленький росточек, ещё только проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод. Очень выгодно в этом плане отличалось домашнее образование детей дворян и помещиков в царской России. Но и сегодняшняя школа обладает некоторыми возможностями. И очень хорошо, если связь с родителями в этом плане не разорвана, результат – развитие творческого потенциала ребёнка – будет выше в разы.

Слайд 2:   Так что же нужно для того, чтобы вырастить разносторонне развитую личность, дать ей возможность развивать свои способности, заметив их и подхватив эстафету педагогов детского сада? И как отличить таких детей в общей массе младших школьников?

          У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности, это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию. Он быстрее всех включается в творческую работу, нестандартно решает поставленные перед всеми детьми проблемы, выдает неординарный результат, часто не один, видит новые возможности по-другому, нежели все остальные. Часто это только раздражает воспитателя или учителя начальных классов – работа с одарёнными детьми трудна и кропотлива, нужно самому быть неординарным человеком и владеть умением контактировать с такими детьми.

            Вы скажете, а как же остальные дети, со средними способностями? Никто и не говорит, что нужно поставить работу с одарённым ребёнком на недосягаемую высоту. Наоборот, нужно, чтобы остальные не замечали этого отрыва. Это только им на пользу – они будут стремиться к лучшему результату. У них будет пример.
          Если задача учителей начальных классов – удержать и развить познавательский интерес ребёнка, то в старших классах эта задача усложняется, потому что ребёнок уже выработал собственное мировоззрение и характер у него сформировался. Нужно помочь ему определить свое направление, куда бы ему хотелось (и интересно, и нужно, и востребовано) направить свой творческий потенциал. Не всякий учитель или классный руководитель может оказать ему нужную/требуемую методическую помощь, иногда талант ребёнка гораздо шире возможностей школьных педагогов. Но если учитель активен в своем творческом поиске, результат не заставит себя долго ждать.  На помощь прибегают внешкольные образовательные учреждения (ДШИ, ЦДЮТ, образовательный центр и т.д.)

           Что же можно использовать, и как для достижения данных целей? Не будем изобретать велосипед, он уже существует несколько веков. Методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи. Это такие методы, как:
-исследовательский;
-частично-поисковый;
-проблемный;
-проектный.

 Слайд 3  «Человек не рождается с готовыми способностями. Врожденными являются лишь задатки, т.е. анатомо-физиологические предпосылки формирования способностей. На их основе под влиянием обучения и воспитания, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром развиваются его способности.(1)

       Наша школа уже имеет опыт работы с одарёнными детьми, вычленяет, растит и развивает их способности. Работа эта велась и ранее, но в 2004 году приведена в систему. Итоги годовой работы преподавателей и их учеников подводятся в конце января – начале февраля на школьной научно-практической конференции, наиболее перспективные работы защищаются на муниципальном уровне, затем в крае. Некоторые из них получают  путёвку в жизнь далее.

 Слайд 4      Научно-практическая работа потому так и названа, что кто-то работает в академическом ключе – развивая науку, а кто-то практик. Многие проекты родились и были реализованы в нашей школе. Это проекты, направленные на окультуривание и облагораживание пришкольной территории:  «Скамеечка», «Сюрприз», «Площадка» и «Добро пожаловать!»

                       Внеурочная деятельность в школе МБОУ «СОШ № 15» г. Славгорода в первую очередь базируется на социально значимой деятельности, инициативе и свободном творчестве детей и взрослых. В рамках данного проекта мы попытались показать не только творчество ребят, сколько их самостоятельность в воплощении  данной идеи. Данный проект представляет собой работу по эстетическому оформлению площадки школьного двора МБОУ «СОШ №15»  и КГОУ «Яровской детский дом» («Лебединая верность»).  Проекты были реализованы в течение года, а затем представлены на общественный суд  - все проекты были включены в методическое пособие «Социальный проект в действии». Слайд 5 - Туда же вошел проект «След войны в моем доме», реализованный в нашей школе и представленный последовательно сначала на уровне города, затем края и на всероссийском уровне. Идея проекта: обобщить и систематизировать опыт работы по теме «Война и ее место в моей семье», распространить в рамках города, края, страны. Участвовали в разработке и реализации проекта три класса.    Слайд 6                                              

             Процесс реализации проекта дал его участникам возможность  проявления своих организаторских, творческих, коммуникативных способностей. А преподаватели, курировавшие проект, сочетая  коллективную,  групповую,  индивидуальную  формы  работы,  используя  прогрессивные технологии обучения,  помогли определиться  с темой  и  дифференцировать область своих  интересов. Многие из участников проекта в последующие годы учебы участвовали в работе над другими проектами,  успешно используя накопленный опыт. Проект оценен на уровне города – Почетной грамотой  -  на Кожевниковских  литературных  чтениях.  На уровне края – Почётная грамота.  На всероссийском уровне – участие в (методическое пособие «Социальный проект в действии, 1 фестиваля ММ в образовании,  (Мой университет - www.edu-reforma.ru, 2010г)                                                                                                                                    Одна из главных черт одаренных детей, которая сильно мешает его дисциплинированной учебе в школе, упорное нежелание делать то, что ему неинтересно, т.к. они на порядок быстрее и выше знают то, что проходят на уроке. Такие дети стремятся заниматься сами, их задевает и обижает, если взрослые пытаются руководить их занятиями. Так давайте дадим им возможность проявить свои способности. Многие из них проявляют себя на гуманитарных дисциплинах.  Слайд 7   Это сочинение стихов или прозы,  участие в творческих конкурсах. Так на уроках учителей русского языка и литературы МБОУ «СОШ №15» часто лучшие сочинения участвуют в конкурсах «Взгляд молодых», Кожевниковские чтения (городской уровень), «Живая старина», (краевой уровень),   Слайд 8   «Волшебное пёрышко» (всероссийский уровень). Только в последнем конкурсе в 2010 году участвовало 13 учащихся (куратор работы Анисимова О.В., электронный адрес: info@deti-66.ru ).   Слайд 9   Участвовали не все дети, кто на уроках защищал свои работы, а причина банальна – все конкурсы платные. Не все родители могут оплатить конкурсы, стоящие более 100 рублей.     

      Способности у всех детей разные, зачастую они не лежат на поверхности. Видеть их и помочь им раскрыться – высокая миссия учителя. А «вырастить» способного ученика очень непросто. Начиная с пятого класса, кропотливо работаем с теми детьми, кто на уроке и внеклассных занятиях проявил себя с нестандартной стороны. Обычно и другие дети невольно берут пример с таких ребят, равняются на них, что дает положительный образовательный и развивающий эффект. Учитель и сам старается расширить свои знания, чтобы на уроках, факультативах, элективных курсах и во внеклассной работе показать свою эрудицию, творческую направленность образовательной деятельности. Чтобы не выглядеть, а по-настоящему быть профессионально грамотным, владеть современными педагогическими технологиями, нужно и самому учителю быть на высоте: учиться, притом учиться постоянно: и дистанционно, и очно, и заочно, и в любой другой эффективной форме.

Используемые источники:

1.«Рабочая книга школьного психолога», часть IV. Способности и профессиональная ориентация учащихся. Глава 1. Способности и одаренность (М.К. Акимова, В.Т. Козлова)

Кожевниковские чтения, 2007г, Почётная грамота и денежное вознаграждение ( Распоряжение администрации города Славгорода Алтайского края от 21.11.2007г. №630-р)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

3926. Передаточные функции объектов управления 99 KB
  Передаточные функции объектов управления. Цель: изучить формы представления передаточных функций объектов управления в среде программирования «MatLab» или других (напр. SCILAB, GAP). Определение нулей и полюсов передаточной функции >> G=tf([0...
3927. Работа агрегата Центробежный насос ЭЦНГ-10С76 89 KB
  Основными характеристиками надежности объектов эксплуатации являются функция плотности распределения наработок изделий до отказа f(t), функция распределения наработок изделий до отказа (Вероятность отказа есть функция распределения време...
3928. Общая статистика. Значение группировок и интервалов 276.5 KB
  Сводка и группировка. На основе собранных данных нельзя произвести расчет и сделать выводы, для начала их нужно обобщить и свести в единую таблицу. Для этих целей служат сводка и группировка. Сводка – комплекс последовательных операций по обобщ...
3929. Сутність поняття соціальна технологія 749 KB
  Сутність поняття «соціальна технологія» полягає в наступних пунктах: Соціальна технологія — це певний спосіб здійснення людської діяльності по досягненню суспільно значимих цілей Сутність даного способу полягає в поопераційному з...
3930. Соціальна технологія підготовки та проведення фокус-групового дослідження 78.5 KB
  Соціальна технологія підготовки та проведення фокус-групового дослідження в рамках вивчення дисципліни Методи, методологія та технологія соціологічних досліджень Суспільна потреба, яку покликана задовольнити соціальна технологія: Будучи студен...
3931. Соціальна технологія проведення анкетного опитування 66.5 KB
  Соціальна технологія проведення анкетного опитування в рамках навчальної дисципліни ММТСД. Суспільнапотреба: Виникнення складностей у студентів при підготовці, проведенні анкетного опитування та обробці даних, через брак теоретичних знань, нав...
3932. Социальная технология подготовки кандидата на конкурс Містер факультету 40.5 KB
  Социальная технология подготовки кандидата на конкурс Містер факультету Общественная потребность, которую призванная удовлетворить социальная технология: недостаточный уровень развития организационных навыков у студентов и низкое качество творческих...
3933. Характеристика адміністративної системи з точки зору системної теорії на прикладі магазину продажу взуття Монарх 123.5 KB
  Характеристика адміністративної системи з точки зору системної теорії Об’єктом для системного аналізу буде магазин продажу взуття «Монарх», тому що в ній я мала досвід роботи. Система. В даному випадку системою є магазин продажу взуття «М...
3934. Фіналіст AES – шифр Serpent 134.5 KB
  Тема доповіді – Фіналіст AES – шифр Serpent. План Загальні відомості про конкурс AES. Основні відомості про шифр Serpent Структура алгоритму Розшифрування та розширення ключа. Алгоритм вибору підключів і...