24250

Как поддержать развитие способностей одарённого ребенка в школьных условиях

Научная статья

Педагогика и дидактика

Ребёнок рождается одаренным от природы разными талантами. Уже в детском саду проявляются его пристрастия. Он(а) может часами кружиться в танце, напевая себе под нос только ей(ему) слышимую незамысловатую мелодию. Или сосредоточенно лепить из пластилина замок, или рисовать (например, цветы, полянку и озеро).

Русский

2014-10-12

50.96 KB

0 чел.

Как поддержать развитие способностей одарённого ребенка в школьных условиях.

                                       Авторы: Анисимова О.В, Фатян Л.В.,

                                                    учителя МБОУ «СОШ №15»,

                                                         г.Славгорода Алтайского края.

          Ребёнок рождается одаренным от природы разными талантами. Уже в детском саду проявляются его пристрастия. Он(а) может часами кружиться в танце, напевая себе под нос только ей(ему) слышимую незамысловатую мелодию. Или сосредоточенно лепить из пластилина замок, или рисовать (например, цветы, полянку и озеро). Если вовремя обратить на таких детей внимание, что обычно делается родителями в детском возрасте их чад, то можно отметить закономерность: из детской увлеченности рождаются сначала скромные, а затем всё более ярко выраженные способности. Так ребёнок начинает ещё в детсадовском возрасте восхождение к разностороннему развитию личности. И хорошо, если его талант замечен (чем раньше, тем лучше) и поддержан взрослыми: есть надежда, что данные способности разовьются и помогут ребёнку осознать свое место в этом мире. Ведь одарённость человека – это маленький росточек, ещё только проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод. Очень выгодно в этом плане отличалось домашнее образование детей дворян и помещиков в царской России. Но и сегодняшняя школа обладает некоторыми возможностями. И очень хорошо, если связь с родителями в этом плане не разорвана, результат – развитие творческого потенциала ребёнка – будет выше в разы.

        Так что же нужно для того, чтобы вырастить разносторонне развитую личность, дать ей возможность развивать свои способности, заметив их и подхватив эстафету педагогов детского сада? И как отличить таких детей в общей массе младших школьников?

          У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности, это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию. Он быстрее всех включается в творческую работу, нестандартно решает поставленные перед всеми детьми проблемы, выдает неординарный результат, часто не один, видит новые возможности по-другому, нежели все остальные. Часто это только раздражает воспитателя или учителя начальных классов – работа с одарёнными детьми трудна и кропотлива, нужно самому быть неординарным человеком и владеть умением контактировать с такими детьми.

            Вы скажете, а как же остальные дети, со средними способностями? Никто и не говорит, что нужно поставить работу с одарённым ребёнком на недосягаемую высоту. Наоборот, нужно, чтобы остальные не замечали этого отрыва. Это только им на пользу – они будут стремиться к лучшему результату. У них будет пример.
          Если задача учителей начальных классов – удержать и развить познавательский интерес ребёнка, то в старших классах эта задача усложняется, потому что ребёнок уже выработал собственное мировоззрение и характер у него сформировался. Нужно помочь ему определить свое направление, куда бы ему хотелось (и интересно, и нужно, и востребовано) направить свой творческий потенциал. Не всякий учитель или классный руководитель может оказать ему нужную/требуемую методическую помощь, иногда талант ребёнка гораздо шире возможностей школьных педагогов. Но если учитель активен в своем творческом поиске, результат не заставит себя долго ждать.  На помощь прибегают внешкольные образовательные учреждения (ДШИ, ЦДЮТ, образовательный центр и т.д.)

           Что же можно использовать, и как для достижения данных целей? Не будем изобретать велосипед, он уже существует несколько веков. Методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи. Это такие методы, как:
-исследовательский;
-частично-поисковый;
-проблемный;
-проектный.

      «Человек не рождается с готовыми способностями. Врожденными являются лишь задатки, т.е. анатомо-физиологические предпосылки формирования способностей. На их основе под влиянием обучения и воспитания, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром развиваются его способности.(1)

       Наша школа уже имеет опыт работы с одарёнными детьми, вычленяет, растит и развивает их способности. Работа эта велась и ранее, но в 2004 году приведена в систему. Итоги годовой работы преподавателей и их учеников подводятся в конце января – начале февраля на школьной научно-практической конференции, наиболее перспективные работы защищаются на муниципальном уровне, затем в крае. Некоторые из них получают  путёвку в жизнь далее.

          Научно-практическая работа потому так и названа, что кто-то работает в академическом ключе – развивая науку, а кто-то практик. Многие проекты родились и были реализованы в нашей школе. Это проекты, направленные на окультуривание и облагораживание пришкольной территории:  «Скамеечка», «Сюрприз», «Площадка» и «Добро пожаловать!»

                       Внеурочная деятельность в школе МБОУ «СОШ № 15» г. Славгорода в первую очередь базируется на социально значимой деятельности, инициативе и свободном творчестве детей и взрослых. В рамках данного проекта мы попытались показать не только творчество ребят, сколько их самостоятельность в воплощении  данной идеи. Данный проект представляет собой работу по эстетическому оформлению площадки школьного двора МБОУ «СОШ №15»  и КГОУ «Яровской детский дом» («Лебединая верность»).  Проекты были реализованы в течение года, а затем представлены на общественный суд  - все проекты были включены в методическое пособие «Социальный проект в действии». Туда же вошел проект «След войны в моем доме», реализованный в нашей школе и представленный последовательно сначала на уровне города, затем края и на всероссийском уровне. Идея проекта: обобщить и систематизировать опыт работы по теме «Война и ее место в моей семье», распространить в рамках города, края, страны. Участвовали в разработке и реализации проекта три класса.                                                  

             Процесс реализации проекта дал его участникам возможность  проявления своих организаторских, творческих, коммуникативных способностей. А преподаватели, курировавшие проект, сочетая  коллективную,  групповую,  индивидуальную  формы  работы,  используя  прогрессивные технологии обучения,  помогли определиться  с темой  и  дифференцировать область своих  интересов. Многие из участников проекта в последующие годы учебы участвовали в работе над другими проектами,  успешно используя накопленный опыт. Проект оценен на уровне города  Почетной грамотой  -  на Кожевниковских  литературных  чтениях.  На уровне края – Почётная грамота.  На всероссийском уровне – за участие в Первом фестивале Мультимедиа в образовании,  (Мой университет - www.edu-reforma.ru, 2010г, методическое пособие «Социальный проект в действии) – Диплом 1 степени участника. Одна из главных черт одаренных детей, которая сильно мешает его дисциплинированной учебе в школе, упорное нежелание делать то, что ему неинтересно, т.к. они на порядок быстрее и выше знают то, что проходят на уроке. Такие дети стремятся заниматься сами, их задевает и обижает, если взрослые пытаются руководить их занятиями. Так давайте дадим им возможность проявить свои способности. Многие из них проявляют себя на гуманитарных дисциплинах. Это сочинение стихов или прозы,  участие в творческих конкурсах. Так на уроках учителей русского языка и литературы МБОУ «СОШ №15» часто лучшие сочинения участвуют в конкурсах «Взгляд молодых», Кожевниковские чтения (городской уровень), «Живая старина», (краевой уровень), «Волшебное пёрышко» (всероссийский уровень). Только в последнем конкурсе в 2010 году участвовало 13 учащихся (куратор работы Анисимова О.В., электронный адрес: info@deti-66.ru ). Участвовали не все дети, кто на уроках защищал свои работы, а причина банальна – все конкурсы платные. Не все родители могут оплатить конкурсы, стоящие более 100 рублей.     

      Способности у всех детей разные, зачастую они не лежат на поверхности. Видеть их и помочь им раскрыться – высокая миссия учителя. А «вырастить» способного ученика очень непросто. Начиная с пятого класса, кропотливо работаем с теми детьми, кто на уроке и внеклассных занятиях проявил себя с нестандартной стороны. Обычно и другие дети невольно берут пример с таких ребят, равняются на них, что дает положительный образовательный и развивающий эффект. Учитель и сам старается расширить свои знания, чтобы на уроках, факультативах, элективных курсах и во внеклассной работе показать свою эрудицию, творческую направленность образовательной деятельности. Чтобы не выглядеть, а по-настоящему быть профессионально грамотным, владеть современными педагогическими технологиями, нужно и самому учителю быть на высоте: учиться, притом учиться постоянно: и дистанционно, и очно, и заочно, и в любой другой эффективной форме.

Слайд №1

Как поддержать развитие способностей одарённого ребенка в школьных условиях.

          Ребёнок рождается одаренным от природы разными талантами. Уже в детском саду проявляются его пристрастия. Он(а) может часами кружиться в танце, напевая себе под нос только ей(ему) слышимую незамысловатую мелодию. Или сосредоточенно лепить из пластилина замок, или рисовать (например, цветы, полянку и озеро). Если вовремя обратить на таких детей внимание, что обычно делается родителями в детском возрасте их чад, то можно отметить закономерность: из детской увлеченности рождаются сначала скромные, а затем всё более ярко выраженные способности. Так ребёнок начинает ещё в детсадовском возрасте восхождение к разностороннему развитию личности. И хорошо, если его талант замечен (чем раньше, тем лучше) и поддержан взрослыми: есть надежда, что данные способности разовьются и помогут ребёнку осознать свое место в этом мире. Ведь одарённость человека – это маленький росточек, ещё только проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод. Очень выгодно в этом плане отличалось домашнее образование детей дворян и помещиков в царской России. Но и сегодняшняя школа обладает некоторыми возможностями. И очень хорошо, если связь с родителями в этом плане не разорвана, результат – развитие творческого потенциала ребёнка – будет выше в разы.

Слайд 2:   Так что же нужно для того, чтобы вырастить разносторонне развитую личность, дать ей возможность развивать свои способности, заметив их и подхватив эстафету педагогов детского сада? И как отличить таких детей в общей массе младших школьников?

          У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности, это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию. Он быстрее всех включается в творческую работу, нестандартно решает поставленные перед всеми детьми проблемы, выдает неординарный результат, часто не один, видит новые возможности по-другому, нежели все остальные. Часто это только раздражает воспитателя или учителя начальных классов – работа с одарёнными детьми трудна и кропотлива, нужно самому быть неординарным человеком и владеть умением контактировать с такими детьми.

            Вы скажете, а как же остальные дети, со средними способностями? Никто и не говорит, что нужно поставить работу с одарённым ребёнком на недосягаемую высоту. Наоборот, нужно, чтобы остальные не замечали этого отрыва. Это только им на пользу – они будут стремиться к лучшему результату. У них будет пример.
          Если задача учителей начальных классов – удержать и развить познавательский интерес ребёнка, то в старших классах эта задача усложняется, потому что ребёнок уже выработал собственное мировоззрение и характер у него сформировался. Нужно помочь ему определить свое направление, куда бы ему хотелось (и интересно, и нужно, и востребовано) направить свой творческий потенциал. Не всякий учитель или классный руководитель может оказать ему нужную/требуемую методическую помощь, иногда талант ребёнка гораздо шире возможностей школьных педагогов. Но если учитель активен в своем творческом поиске, результат не заставит себя долго ждать.  На помощь прибегают внешкольные образовательные учреждения (ДШИ, ЦДЮТ, образовательный центр и т.д.)

           Что же можно использовать, и как для достижения данных целей? Не будем изобретать велосипед, он уже существует несколько веков. Методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи. Это такие методы, как:
-исследовательский;
-частично-поисковый;
-проблемный;
-проектный.

 Слайд 3  «Человек не рождается с готовыми способностями. Врожденными являются лишь задатки, т.е. анатомо-физиологические предпосылки формирования способностей. На их основе под влиянием обучения и воспитания, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром развиваются его способности.(1)

       Наша школа уже имеет опыт работы с одарёнными детьми, вычленяет, растит и развивает их способности. Работа эта велась и ранее, но в 2004 году приведена в систему. Итоги годовой работы преподавателей и их учеников подводятся в конце января – начале февраля на школьной научно-практической конференции, наиболее перспективные работы защищаются на муниципальном уровне, затем в крае. Некоторые из них получают  путёвку в жизнь далее.

 Слайд 4      Научно-практическая работа потому так и названа, что кто-то работает в академическом ключе – развивая науку, а кто-то практик. Многие проекты родились и были реализованы в нашей школе. Это проекты, направленные на окультуривание и облагораживание пришкольной территории:  «Скамеечка», «Сюрприз», «Площадка» и «Добро пожаловать!»

                       Внеурочная деятельность в школе МБОУ «СОШ № 15» г. Славгорода в первую очередь базируется на социально значимой деятельности, инициативе и свободном творчестве детей и взрослых. В рамках данного проекта мы попытались показать не только творчество ребят, сколько их самостоятельность в воплощении  данной идеи. Данный проект представляет собой работу по эстетическому оформлению площадки школьного двора МБОУ «СОШ №15»  и КГОУ «Яровской детский дом» («Лебединая верность»).  Проекты были реализованы в течение года, а затем представлены на общественный суд  - все проекты были включены в методическое пособие «Социальный проект в действии». Слайд 5 - Туда же вошел проект «След войны в моем доме», реализованный в нашей школе и представленный последовательно сначала на уровне города, затем края и на всероссийском уровне. Идея проекта: обобщить и систематизировать опыт работы по теме «Война и ее место в моей семье», распространить в рамках города, края, страны. Участвовали в разработке и реализации проекта три класса.    Слайд 6                                              

             Процесс реализации проекта дал его участникам возможность  проявления своих организаторских, творческих, коммуникативных способностей. А преподаватели, курировавшие проект, сочетая  коллективную,  групповую,  индивидуальную  формы  работы,  используя  прогрессивные технологии обучения,  помогли определиться  с темой  и  дифференцировать область своих  интересов. Многие из участников проекта в последующие годы учебы участвовали в работе над другими проектами,  успешно используя накопленный опыт. Проект оценен на уровне города – Почетной грамотой  -  на Кожевниковских  литературных  чтениях.  На уровне края – Почётная грамота.  На всероссийском уровне – участие в (методическое пособие «Социальный проект в действии, 1 фестиваля ММ в образовании,  (Мой университет - www.edu-reforma.ru, 2010г)                                                                                                                                    Одна из главных черт одаренных детей, которая сильно мешает его дисциплинированной учебе в школе, упорное нежелание делать то, что ему неинтересно, т.к. они на порядок быстрее и выше знают то, что проходят на уроке. Такие дети стремятся заниматься сами, их задевает и обижает, если взрослые пытаются руководить их занятиями. Так давайте дадим им возможность проявить свои способности. Многие из них проявляют себя на гуманитарных дисциплинах.  Слайд 7   Это сочинение стихов или прозы,  участие в творческих конкурсах. Так на уроках учителей русского языка и литературы МБОУ «СОШ №15» часто лучшие сочинения участвуют в конкурсах «Взгляд молодых», Кожевниковские чтения (городской уровень), «Живая старина», (краевой уровень),   Слайд 8   «Волшебное пёрышко» (всероссийский уровень). Только в последнем конкурсе в 2010 году участвовало 13 учащихся (куратор работы Анисимова О.В., электронный адрес: info@deti-66.ru ).   Слайд 9   Участвовали не все дети, кто на уроках защищал свои работы, а причина банальна – все конкурсы платные. Не все родители могут оплатить конкурсы, стоящие более 100 рублей.     

      Способности у всех детей разные, зачастую они не лежат на поверхности. Видеть их и помочь им раскрыться – высокая миссия учителя. А «вырастить» способного ученика очень непросто. Начиная с пятого класса, кропотливо работаем с теми детьми, кто на уроке и внеклассных занятиях проявил себя с нестандартной стороны. Обычно и другие дети невольно берут пример с таких ребят, равняются на них, что дает положительный образовательный и развивающий эффект. Учитель и сам старается расширить свои знания, чтобы на уроках, факультативах, элективных курсах и во внеклассной работе показать свою эрудицию, творческую направленность образовательной деятельности. Чтобы не выглядеть, а по-настоящему быть профессионально грамотным, владеть современными педагогическими технологиями, нужно и самому учителю быть на высоте: учиться, притом учиться постоянно: и дистанционно, и очно, и заочно, и в любой другой эффективной форме.

Используемые источники:

1.«Рабочая книга школьного психолога», часть IV. Способности и профессиональная ориентация учащихся. Глава 1. Способности и одаренность (М.К. Акимова, В.Т. Козлова)

Кожевниковские чтения, 2007г, Почётная грамота и денежное вознаграждение ( Распоряжение администрации города Славгорода Алтайского края от 21.11.2007г. №630-р)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84382. Д. Родари «Чем пахнут ремесла». М. Пляцковский «Кто что умеет» 39 KB
  Цели: совершенствовать умения и навыки детей в быстром и выразительном чтении развивать читательскую компетентность учащихся пополнять словарный и лексический запас детей воспитывать трудолюбие Оборудование: учебник Литературное чтение иллюстрации Конституция Украины...
84383. Н. Сладков «Каждый год мы путешествуем вокруг Солнца». И. Бунин «Сегодня на пустой поляне…». О. Высотская «Что нам осень принесла?». Загадка 29.5 KB
  Цели: совершенствовать умения и навыки детей в быстром и выразительном чтении, развивать читательскую компетентность учащихся, пополнять словарный и лексический запас детей, воспитывать любовь к природе.
84384. «Художник-осень» по И. Соколову-Микитову 30 KB
  Золотая осень вырезанные из бумаги листья осины дуба клена; краски Ход урока I Организация класса II Проверка домашнего задания III Мотивация учебной деятельности учащихся Мозговой штурм Прочитайте слова. Кем предстала Осень у поэтессы Маргариты Алигер Осень только взялась за работу...
84385. Де гурт – там і сила. (Німецька народна казка «Бременські музиканти») 48.5 KB
  Мета: удосконалювати навички правильного і виразного читання та навички літературного аналізу твору; вчити дітей працювати в парах; збагачувати словниковий запас учнів; розвивати уміння самостійно працювати з текстом; виховувати почуття товариськості уміння цінувати дружбу.
84386. Невмирущий Кобзар. Тарас Григорович Шевченко – великий народний поет і художник 62 KB
  Ознайомити учнів із творчістю Т. Г. Шевченка, викликати бажання розповідати, слухати вірші, вчити, сприймати зміст поезії на слух та знаходити її відображення в малюнках; розвивати зв’язне мовлення, пам’ять, увагу, вміння виразно читати вірші, збагачувати словниковий запас.
84387. Theatre of the 20th century and beyond 22.06 KB
  The achievements of realism at the end of the 19th century continued to resonate through the turn of the 21st century, but the most influential innovations in early 20th-century theatre came from a vigorous reaction against realism.
84388. Post-modern literature 13.7 KB
  The term Postmodern literature is used to describe certain tendencies in post-World War II literature. It is both a continuation of the experimentation championed by writers of the modernist period (relying heavily, for example, on fragmentation, paradox, questionable narrators, etc.)...
84389. XX Century Literature 22.69 KB
  The lecture introduces the student to British modernism, beginning in the late nineteenth century, and ending with the third decade of the twentieth. We do this by reading fiction, poetry, and some manifestos. Second, we will focus on embodiment: how are body, self, and psyche distinguished for these authors?
84390. 1901-1939 Modernism 17.25 KB
  The movement known as English literary modernism grew out of a general sense of disillusionment with Victorian era attitudes of certainty, conservatism, and objective truth. The movement was greatly influenced by the ideas of Romanticism...