24252

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ МЕТОДИК ПО РАЗВИТИЮ ОБЩЕЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Научная статья

Педагогика и дидактика

В настоящее время увеличилось количество детей имеющие различные нарушения речи от НПОЗ (нарушения произношения отдельных звуков) до тяжелых нарушений речи – ОНР осложненной дизартрией. Эти данные подтвеждаются после проведения ежегодного мониторинга развития речи у детей дошкольного возраста - воспитанников детского сада.

Русский

2014-10-12

61 KB

0 чел.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ МЕТОДИК ПО РАЗВИТИЮ ОБЩЕЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

В настоящее время увеличилось количество детей имеющие различные нарушения речи от НПОЗ (нарушения произношения отдельных звуков) до тяжелых нарушений речи  – ОНР осложненной дизартрией. Эти данные подтвеждаются после проведения ежегодного мониторинга развития речи у  детей дошкольного возраста  - воспитанников детского сада. У детей данной категории при обследовании выявляются расстройства двигательной сферы, как правило, выражающиеся в виде общей скованности движений с низкой дифференциацией и координацией сложных двигательных актов, снижения двигательной памяти и самоконтроля при выполнении движений.

Нужно отметить, что нарушения общей и мелкой моторики отражаются на игровой и учебной деятельности детей, влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка. Наиболее ярко недостаточность общей моторики проявляется при выполнении сложных движений, требующих четкого управления, координированной, точной работы различных групп мышц, правильной пространственной и временной организации движений. Особые трудности возникают у детей при самостоятельном выполнении серий сложных движений по словесной инструкции. Дети выполняют предложенные задания вместе с логопедом, воспитателем, но при самостоятельном выполнении их движения становятся неуверенными, допускаются ошибки в их последовательности и точности выполнения. При этом у детей часто наблюдаются  нарушения мышечного тонуса, разнообразные синкинезии (это непроизвольные сопутствующие движения, и наблюдаются только при произвольных движениях), Кроме того, у данной категории детей правильному выполнению сложных двигательных актов препятствует недоразвитие статической и динамической координации движений. Оно выражается в наличии затруднений при удержании заданной позы, «обтаивании» статических поз, треморе пальцев рук, отклонениях туловища в стороны, балансировании руками. При выполнении физических упражнений выявляется неточность, некоторая несоразмерность движений, нарушение их плавности. Также отмечается замедленность темпа движений, нарушение их последовательности и точности, расстройство пространственной организации движений [2,7,11].

Особенности состояния общей моторной сферы детей с тяжёлыми нарушениями  проявляются и в мелкой моторике. Ещё Кант утверждал, что рука является вышедшим наружу головным мозгом. А Сухомлинский говорил, что ум ребёнка находится на кончиках его пальцев.

  У детей отмечается нарушение точности движений пальцев рук, расстройства статической и динамической координации движений, снижение скорости. Из-за снижения кинестетической памяти пальцевые пробы выполняются детьми неполноценно, неточно, с замедлением темпа движений. На практике мы наблюдаем,  что дети, неохотно или неумело рисуют, лепят, пользуются ножницами, выполняют аппликации и т.д. Графические особенности начертания детей с данным нарушением развития характеризуются преобладанием неровных линий, слабым нажимом на карандаш, нарушением контура изображения при раскрашивании, быстрой истощаемостъю  движений [6,8].

Всё это обусловлено наличием у детей стертых парезов мышц пальцев рук в результате мозаичности  поражения двигательных проводящих корково-ядерных путей головного мозга (затронуты премоторные и моторные зоны коры головного мозга).  

По мнению учёных, у детей с двигательными расстройствами и недостаточностью моторной сферы отмечаются нарушения  и в звуковом и просодическом компоненте речи (отмечается нарушение голоса, его тембра,  страдает интонационная выразительность).

Все это обуславливает необходимость специальной целенаправленной работы по коррекции и развитию общей и мелкой моторики в целом у данной категории детей, что является мощным средством повышения работоспособности головного мозга, так как двигательные зоны находятся в непосредственной близости с речевыми зонами и взаимосвязаны между собой.

Поэтому важным является использование подвижных, малоподвижных, пальчиковых игр с речевым сопровождением. Выполняя пальчиками различные упражнения, происходит развитие мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи). Речь ребёнка становится более чёткой, ритмичной, интонационно выразительной, усиливается  контроль, за выполняемыми движениями, ребёнок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.  

Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость, что очень необходимо для наших детей.

Поэтому во все виды деятельности желательно включать физкультминутки, малоподвижные игры и пальчиковые упражнения с речевым сопровождением. Также хочется сказать, что на пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи, и так же положительно сказывается на самочувствии ребёнка [1,3,9].

Работу по развитию общей и  мелкой моторики желательно проводить систематически, уделяя этому по 5-10 минут ежедневно. На начальном этапе многие движения могут выполняться детьми с трудом, поэтому на этом этапе необходимо помощь  взрослого. Если это пальчиковые упражнения, то выполняются они  (рука в руке), а затем по мере тренировки дети переходят к самостоятельному их выполнению.

Важным в нашей работе с детьми является рациональная организация двигательной активности детей, создание оптимальных условий.

Для этого необходимо использовать разнообразные формы работы с детьми:

Если это развитие общей моторики – то здесь используются следующие формы работа – это утренняя гимнастика, подвижные игры на прогулке, досуги и праздники с различными конкурсами.  

В комплексе утренних гимнастик включены ходьба, прыжки если это позволяет здоровье, наклоны вперед-назад, в стороны, махи руками, ногами, приседания. Например, малоподвижная игра «Воробей – журавль - лягушка» направлена на развитие плечевого пояса, равновесия (умение твердо стоять на одной ноге, слухового внимания (умение переключаться с одного движения на другое). Можно использовать упражнение «Слоник»: идти вперед, назад, в стороны, вначале хаотично, затем задание можно усложнить и давать инструкцию «правая рука, правая нога – левая рука, левая нога».

Игры с мячом развивают ловкость и глазомер.

Детям старшего возраста можно предложить играть «Море волнуется» - развивает пластичность, слуховую и зрительную память.     

Целесообразно использовать в утренней гимнастике упражнение со звукоподражанием. Например, как воет ветер «В-В-В» и деревья клонятся в стороны, как мы рубим дрова «УХ-УХ», как ходит медведь и рычит «Ы-Ы-Ы», так мы надуваем воздушный шар «Ш-Ш-Ш», так мы накачиваем колесо «С-С-С». Такие упражнения способны улучшать произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка, а также происходит развитие памяти, воображения и фантазии.

Большое значение в развитии общей и мелкой моторики у ребенка имеет семейное воспитание, поэтому необходимо работать в тесном сотрудничестве с родителями наших воспитанников. Родителям даются рекомендации  и домашние задания, которые включают разучивание и выполнение пальчиковых,  малоподвижных игр с речевым сопровождением, потешки, считалки [4,7].

Разнообразные пальчиковые игры можно найти в работах В.И. Селивёрстова, Нищевой Н.В, С.Шанина, А. Гавриловой.

Тренажеры для развития мелкой моторики: коврики, панно, «ходилочки-шагалочки», прищепки, шарики, мячики с нитками.

1. Коврики – применяются при повышенном и пониженном тонусе (спастичности и паретичности) кистей рук. Если повышенный тонус, то в сочетании с массажем  происходит уменьшение мышечного тонуса, а также  раздражение нервных окончаний, импульсы идут в кору головного мозга, стимуляция моторных (двигательных) и речевых зон. При пониженном тонусе в кистях рук наоборот происходит стимуляция. Обязательно проговариваем небольшие стихи или потешки. Например,

Гладила мама ежиха ежат,

Что за пригожие детки лежат.

«Слива».

Сливу я держу в руке,

Зажимаю в кулаке,

Отпускаю, разжимаю

И ладошками катаю.

                           (Н. Нищева)

2. Панно – закручивание и откручивание крышек, благодаря тактильным ощущениям стимулируем развитие точных движений, закрепляем понятия «большая – маленькая», цвет.

 

3. Пальчиковые кинезиологические упражнения направлены на развитие  мышцы руки и межполушарных взаимодействий коры головного мозга ребёнка.

4. «Ходилочки-шагалочки» и прищепки – направлены на развитие пространственного представления, воображения, фантазии и тренировку мышц и сухожилий пальцев, развитие более тонкой моторики.

«Ходилочки»

Вот коленки все в зелёнке,

У сестрёнки у Алёнки.

Чтоб не падать, не реветь,

Надо под ноги смотреть.   (Н. Нищева)

5. Можно использовать также методику «Расскажи стихи руками». Рассказывание стихов с помощью рук вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, способствует развитию произвольного внимания, развитию слоговой структуры слова, развитию общей и мелкой моторики, воображения, совместные действия с педагогом и сверстниками снимают неуверенность и зажатость у ребёнка. Педагог должен знать наизусть разучиваемый детьми стих.

Так же развитию мелкой моторики рук помогают занятия оригами, лепкой, аппликацией, так же выполнение графических упражнений (штиховка). Всё это поможет улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, развить мускульную и тактильную память.

Для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений так же хорошо помогают игры и действия с предметами.

Также способствует развитию мелкой моторики предметная деятельность:

1. Застегивание и расстегивание пуговиц.

2. Шнурование ботинок, завязывание и развязывание узелков.

3. Игры с мозаикой.

4. Игры с конструкторами.

5. Перебирание круп, зерен, бусин.

6. Нанизывание бусин на нитку, перемотка ниток (успокаивает гиперподвижных детей).

7. Хождение пальчиками по решётке.

"В зоопарке мы бродили,

 К каждой клетке подходили,

 И смотрели всех подряд:

 Медвежат, волчат, бобрят".

8. Можно предложить помыть посуду, предоставив в распоряжение ребенка пластиковые предметы, или постирать белье (объясните и покажите предварительно все процессы: смачивание, намыливание, перетирание, полоскание, отжимание).

9. Собирание разрезных картинок.

10. Работа со спичками и счетными палочками – развивает зрительное внимание, конструктивный праксис.

Мы построим новый дом,                       В банке - чистая вода,

Новый дом - тёплый дом.                         пустим рыбок мы туда.

                                                                    Будут рыбки там играть,

                                                                    плавать,  

                                                                    Хвостиком вилять,

                                                                    крошки хлеба подбирать.

Все эти способы мы можем рекомендовать родителям для  использования их в домашних условиях, т.к. они не требуют специальной подготовки.

Список используемой и предлагаемой литературы:

  1.  Быкова Н.М. «Игры и упражнения для развития речи». – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010.  
  2.  Крупенчук  О.И., Воробьёва Т.А. «Комплексная методика коррекции сложных нарушений речи». – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010.
  3.  Косинова Е. «Пальчиковая гимнастика». – Москва,  2001.
  4.   Никитина А.В. «Сборник пальчиковых игр по лексическим темам

(2-3 года;4-5 лет; 6-7 лет)». – СПб.: КАРО, 2009.

    5.Нищева Н.В. «Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики». – СПб.: «Детство-Пресс», 2009.

     6. Прищепа С., Попкова И., Коняхина Г. «Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольника». – журнал «Дошкольное воспитание» №1, 2005.

     7. Светлова И. «Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук». – Москва, 2003.

      8. Семенович А.В. «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте». – Москва, 2002.   

9. Савельева Е.А. «Пальчиковые и жестовые игры для дошкольников». – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010.

     10. Цвынтарный В. «Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем».  – СПб.: Издательство «Лань», 1999.

     11. Шанина С., Гаврилова А. «Играем пальчиками – развиваем речь». – М.: ООО Группа Компаний «РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ 21 век», 2008.

PAGE   \* MERGEFORMAT 4


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52504. Практический материал для развития речевого дыхания при открытой ринолалии 75 KB
  Речевое дыхание характеризуется коротким вдохом и удлиненным выдохом. При проведении работы по нормолизации дыхания необходимо соблюдать ряд правил: заниматься только в проветренном помещении до еды; строго дозировать количество и темп упражнений при недомогании лучше отложить занятия не делать слишком большой вдох; следить чтобы ребенок не напрягал плечи шею; ребенок должен ощущать движения диафрагмы межреберные мышцы мышцы нижней части живота; движения необходимо производить плавно под счет тихо. Сделать полный...
52505. Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосовой аппарат 378 KB
  Строение и функции органов дыхания. Разработка содержит: конспект урока с поэтапным описанием методов и форм работы учителя и учащихся продолжительностью этапов урока в виде таблицы и ожидаемыми результатами презентации: Строение органов дыхания Эрудицион созданы в PowerPoint видеофайл Строение органов дыхания формат МР4 аудиозапись отрывков из оперы Джузеппе Верди. Тема: Значение дыхания.
52506. Болезни органов дыхания. Профилактика. Вредное влияние курения, загрязнения окружающей среды 37.5 KB
  Взрослым и детям для предупреждения этой болезни делают прививки. Возбудитель попадает в организм воздушнокапельным путем может длительное время находиться в организме человека н вызывая болезни. Ее положительная реакция говорит о присутствии возбудители этой болезни в организме.
52507. Дихальні здоров’єзберігаючі технології на уроках читання 48 KB
  Технологія Стоніжка. Технологія Свічка. Технологія Проколотий м’яч. Технологія Передай звуками для очищення легенів.
52508. ДИХАННЯ 262 KB
  9 КЛАС Цикл уроків з розділу Біологія людини у 9 класі на тему Дихання розроблено згідно з Програмою з біології для 7 – 11 класів загальноосвітніх навчальних закладів що затверджена Міністерством освіти і науки України 2005 року. Запропонована методична розробка уроків теми Дихання відповідає підручнику С. Планування навчального матеріалу з теми Дихання 6 годин № уроку Тема уроку 1.
52509. ТАЄМНИЦЯ РІЗДВА. УРОК-ЗУСТРІЧ З ГЕРОЯМИ ТВОРУ Ч.ДІККЕНСА «РІЗДВЯНА ПІСНЯ В ПРОЗІ» 80 KB
  The teacher: Charles Dickens, a famous British writer, also wrote about Christmas in his book Christmas Carol. He was born in 1812. He lived in the south of England when he was a little boy. His father was a clever man, but he was very poor. Charles had brothers and sisters, but he did not often played with them.
52510. Знания по философии и логике. Шуранов Б.М. 1.84 MB
  В трактате представлены шесть основных направлений исследований, создание каковых стало итогом научной деятельности автора: запредельная метафизика, 3-членная онтология, метафизика Вселенной, наука о бесконечности, Онтологический определитель, нематериальное естествознание. Из статей по логике обратим внимание читателя на Заполнение промежутка между финитными и трансфинитными числами: решение проблемы бесконечности, Логика без отношения следования и скрытые выводы...
52511. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ПО ВОСПИТАНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ К ОБУЧЕНИЮ 876.5 KB
  профессиональная деятельность учителя по воспитанию у подростков эмоционально-положительного отношения к обучению будет эффективной, если системообразующим фактором этого процесса будет выступать экологически ориентированная педагогика...
52512. Природа і населення Давньої Греції 29.5 KB
  Греція розташована на півострові Іонійська Греція розташована Греки вважали що боги живуть на горі Між Північною і Середньою Грецією існує вузький гірський прохід який називається Найбільшим островом Егейського моря є острів Основне заняття критян – це Кносський палац називають Мінайську палацеву цивілізацію відкрив археолог Грек який вбив мінотавра – це Дівчину яка дала Тесею клубок ниток звали Егейське море назвали в честь царя Острів який затонув в результаті землетрусу називався Тема: Ахейська...